Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 15 (344). Экономика. Вып. 45. С. 89-95.
УДК 338.465 ББК 65.2/4
КОМПЛЕКСНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И. Д. Колмакова, Е. И. Никитина
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Представлены результаты проведения организационно-экономической диагностики станции скорой медицинской помощи административного центра крупного промышленного региона Российской Федерации с целью определения основных проблем в деятельности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения и выявления путей повышения эффективности его функционирования
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, организационно-экономическая диагностика, повышение эффективности функционирования.
Развитие системы здравоохранения в условиях постоянного совершенствования законодательной базы в целях защиты прав пациентов на получение ими высококачественной медицинской помощи при существенном дефиците ее финансирования требует наиболее эффективного распределения учреждениями здравоохранения имеющихся у них ресурсов, а также стимулирует повышение качества и интенсивности работы медицинского персонала.
Экономические интересы медицинских учреждений, их финансово-хозяйственная деятельность определяют в конечном итоге не только степень достижения основных целей здравоохранения, но и эффективность социальной политики государства.
В сфере материального производства, в отличие от сферы здравоохранения, эффективность работы оценивают на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности. По нашему мнению, оценку эффективности функционирования муниципального бюджетного учреждения здравоохранения (МБУЗ) необходимо проводить на основе комплексной организационно-экономической диагностики.
Организационно-экономическая диагностика учреждений скорой медицинской помощи (СМП) имеет специфические особенности, которыми она отличается как от экономической диагностики коммерческих организаций, так и от диагностики хозяйствующих субъектов других видов деятельности.
Это определяется целым комплексом причин, к которым относятся:
- особенности статуса учреждений СМП;
- каналы поступления денежных средств из различных источников финансирования и их распределения;
- особенности финансового состояния (недостаточное финансирование) при практически полной невозможности оказания платных услуг населению (СМП должна оказываться бесплатно).
Организационно-экономическая диагностика станции СМП по общепринятым методикам, без учета их специфики, может привести к получению некорректных аналитических показателей их деятельности, недостоверной или неполной информации об эффективности их функционирования.
Проведение организационно-экономической диагностики станции СМП, учитывающей ее специфику, позволяет заинтересованным сторонам — руководителю учреждения, страховым медицинским организациям, органам управления здравоохранением на всех уровнях — принимать эффективные управленческие решения, оптимально использовать имеющиеся ресурсы, разрабатывать мероприятия по улучшению финансового положения учреждения и повышению удовлетворенности населения качеством оказания экстренной медицинской помощи.
Комплексная диагностика включает:
- организационно-управленческий анализ;
- финансово-экономический анализ;
- анализ кадрового потенциала и системы оплаты труда;
- производственно-хозяйственный анализ.
Таким образом, под комплексной организационно-экономической диагностикой станции СМП мы понимаем системную процедуру диагностики учреждения, позволяющую на основе детального изучения динамики основных функциональных областей организации отнести ее состояние к определенному классу и координировать ее дальнейшее развитие в соответствии с полученными результатами на качественно более высоком уровне.
С целью оценки эффективности деятельности нами проведена комплексная организационно-экономическая диагностика МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Челябинска, являющегося крупным административным центром. МБУЗ ССМП — некоммерческая организация. Учредитель — Администрация г. Челябинска в лице управления здравоохранения. Предметом деятельности МБУЗ ССМП является удовлетворение потребности населения в скорой медицинской помощи посредством:
- обеспечения ее максимальной доступности на догоспитальном этапе вне медицинской организации, наиболее эффективного использования кадровых, материальных, финансовых ресурсов и научного потенциала;
- своевременной доставки на госпитализацию, качественного лечения на догоспитальном этапе пациентов и пострадавших с применением комплексной терапии;
- совершенствования взаимодействия и преемственности в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями;
- повышения качества и оперативности оказания СМП и др.
Основной функциональной единицей учреждения является бригада скорой медицинской помощи (БСМП). Ежедневно запланирован выход на линию 82 круглосуточных выездных бригад, в том числе 17 специализированных, 32 врачебных общепрофильных и 33 фельдшерских, которые оказывают экстренную помощь населению города (обслуживают более тысячи вызовов в сутки). Ежегодно за оказанием СМП обращается каждый третий житель Челябинска [1].
Финансирование службы СМП осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий (ТПГГ). При расчете стоимости территориальной программы орган управления здравоохранением субъекта РФ производит расчет территориальных нормативов объемов СМП, откорректированных с учетом демографических особенностей, уровня и структу-
ры заболеваемости населения субъекта РФ, учитывая приоритетное значение службы СМП как первичного звена оказания медицинской помощи населению.
Финансирование МБУЗ ССМП г. Челябинска в 2010-2012 гг. осуществлялось из муниципального бюджета на основании сметы доходов и расходов по утвержденному муниципальному заданию.
Осуществляемое до 2013 г. сметное финансирование службы СМП слабо стимулировало ее к повышению эффективности использования бюджетных средств, а приводило только к экстенсивному развитию. Эта ситуация не поощряла учреждения СМП к экономии бюджетных средств с целью накопления, так как по результатам исполнения бюджета все неизрасходованные ими средства перечислялись опять в бюджет муниципального образования.
Указанный тип бюджетного финансирования тесно связан с существующей системой бухгалтерского учета и финансовой отчетности: учреждения обязаны соблюдать правила и стандарты бюджетного учета и отчетности; все их операции находятся под строгим контролем казначейства, фактически выполняющего также функции банка; бухгалтерская отчетность учреждения включается в бухгалтерскую отчетность отраслевого министерства. Динамика объемных показателей работы МБУЗ ССМП и стоимости одного вызова за 2010-2012 гг. приведена в таблице [1].
Из таблицы видно, что в течение всего периода наблюдалось фактическое превышение плановых объемных показателей деятельности при явном недофинансировании утвержденного муниципального задания.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в котором определены правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд обязательного медицинского смтрахования (ФОМС). В соответствии со ст. 6 данного закона к полномочиям РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ в соответствии с требованиями, установленны-
Динамика объемных показателей работы станции скорой медицинской помощи г. Челябинска и стоимости одного вызова за период с 2010 по 2012 год
Показатель Год
2010 2011 2012
Стоимость одного вызова (включая автотранспорт), р. расчетная по ТПГГ 1884,53 1884,53 1966,62
фактически выделенная 1217,18 (65,1 %) 1373,94 (72,9 %) 1425,42 (72,5 %)
Количество вызовов по муниципальному заказу 348 450 359 382 369 254
фактически выполнено 360 536 (103,5 %) 379 912 (105,7 %) 380 363 (103,1 %)
ми настоящим законом. В соответствии со ст. 35 закона финансовое обеспечение СМП (за исключением специализированных санитарно-авиаци-онных бригад) осуществляется за счет средств ФОМС с 1 января 2013 г. [2].
В 2013 г. осуществлен переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию учреждений СМП Челябинской области, установлены нормативы ассигнований в расчете на одного жителя прикрепленного населения.
Финансирование МБУЗ ССМП происходит из трех основных источников: ФОМС, бюджета г. Челябинска и областного бюджета. Как видно из рис. 1, средства ФОМС являются основным источником финансирования (98,93 %), далее следуют областной бюджет (1 %) и бюджет г. Челябинска (0,07 %).
Одна из наиболее острых проблем службы СМП — кадровый дефицит. Недостаточное число медицинских работников не позволяет комплектовать необходимое количество круглосуточ-
ных бригад скорой помощи. При утвержденном штатном расписании МБУЗ ССМП в количестве 1537,5 штатной должности на станции работает 957 человек.
На 1 ноября 2013 г. укомплектованность МБУЗ ССМП медицинским персоналом была следующей:
- врачи — 64,7 %
- средний медицинский персонал — 83,6 %
- младший медицинский персонал — 43,4 % (рис. 2).
Одной из особенностей правового регулирования рабочего времени медицинских работников является введение особых правил, касающихся совместительства, что обусловлено дефицитом медицинских кадров (особенно среднего и младшего медицинского персонала) во многих организациях и учреждениях здравоохранения.
Коэффициент совместительства медицинского персонала в МБУЗ ССМП по состоянию на 1 октября 2013 г. составил:
Рис. 1. Финансирование МБУЗ ССМП г. Челябинска в 2013 г.
100 80 60 40 20 0
1.06.2013 г. 1.11.2013 г.
Средний ,л--__
МеДицинсКий , МлаДшиЙ персонал МедаЦинский персонал
Рис. 2. Укомплектованность медицинским персоналом МБУЗ ССМП г. Челябинска
- у врачей — 1,28;
- среднего медицинского персонала — 1,28;
- младшего медицинского персонала — 1,04.
При анализе причин увольнения медицинских
работников выявлено, что основной причиной является высокая среднесуточная нагрузка на бригаду СМП. Это касается врачебных и фельдшерских бригад.
Доля средств, направляемых на заработную плату работников МБУЗ ССМП, составляет 64 % от общей годовой суммы дохода учреждения, а с учетом средств на начисления на заработную плату — 83 % общей годовой суммы дохода учреждения.
В МБУЗ ССМП действует положение об оплате труда работников МБУЗ ССМП г. Челябинска, утвержденное главным врачом и согласованное с профсоюзным комитетом. Положением установлены основные условия и принципы оплаты труда работников МБУЗ ССМП, финансируемого:
- через систему обязательного медицинского страхования Челябинской области на основе подушевого норматива финансирования за оказание СМП на догоспитальном этапе застрахованным гражданам по обязательному медицинскому страхованию медицинскими организациями Челябинской области, участвующими в реализации ТПГГ оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, проживающим в Челябинской области;
- из средств бюджета Челябинска — за оказание СМП на догоспитальном этапе.
Система оплаты труда работников МБУЗ ССМП включает:
- должностные (базовые) оклады в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
- выплаты компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера.
Сумма, направленная на заработную плату работникам МБУЗ ССМП, распределяется следующим образом:
- должностные оклады — 11 %;
- выплаты компенсационного характера — 31 %;
- выплаты стимулирующего характера — 58 % (рис. 3).
По данным Росстата, размер среднемесячной заработной платы одного работника в здравоохранении в первом полугодии 2013 г. составил 24 139 р.
В связи с повышением подушевого тарифа территориального ФОМС в апреле и мае 2013 г. в МБУЗ ССМП средняя заработная плата работников повысилась на 14,26 %, в том числе у врачей — на 13,96 %, у среднего медицинского персонала — на 12,53 %, у младшего медицинского персонала — на 38,53 %, у прочего персонала — на 11,1 %. Средняя заработная плата врача в октябре 2013 г. составила 39 636,56 р., среднего медицинского персонала — 26 161,43 р., младшего медицинского персонала — 12 822,07 р.
За девять месяцев 2013 г. размер среднемесячной заработной платы одного работника МБУЗ ССМП составил 26 220,25 р. Динамика роста среднемесячной заработной платы одного работника МБУЗ ССМП представлена на рис. 4.
11 %
58%
1 %
I должностной оклад выплаты компенсационного характера выплаты стимулирующего характера
Рис. 3. Структура заработной платы работников МБУЗ ССМП г. Челябинска
40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000
-ь
-ь
&
<й т
т г-ч
д о Е* с^
Ч и'
¡а, £3
и о
Л т
ГО ч-н
^ О
<и т
2 § К г^
1 § И ^
Ю ^ « со
Щ о
<5 ^
о
Рис. 4. Динамика роста среднемесячной начисленной заработной платы одного работника МБУЗ ССМП г. Челябинска
Исследование основных показателей работы МБУЗ ССМП за период с 2010 по 2012 г. свидетельствует о наличии в их динамике следующих тенденций:
- увеличение абсолютного числа обслуженных вызовов (в 2010 г.— 347 587, в 2011 г.— 365 838, в 2012 г.— 365 227);
- увеличение в структуре выездов доли вызовов к детям (в 2010 г.— 14,5 %, в 2011 г.— 14,8 %, в 2012 г.— 15,92 %);
- увеличение числа безрезультатных выездов (в 2010 г.— 12 949, в 2011 г.— 14 074, в 2012 г.— 15 136);
- рост числа обращений за оказанием СМП на 1000 человек мнаселения (в 2010 г.— 376,1, в 2011 г.— 382,4, в 2012 г.— 390,8);
- увеличение среднесуточной нагрузки на все виды бригад СМП;
- снижение процента клинико-догоспиталь-ных расхождений диагнозов (в 2010 г.— 2,74, в 2011 г.— 3,30, в 2012 г.— 2,21).
Относительно стабильны следующие показатели:
- доля повторных вызовов, то есть в течение 24 часов с момента первичного обращения (в 2010 г.— 4,1 %, в 2011 г.— 4,0 %, в 2012 г.— 4,0 %);
0
- доля пациентов, доставленных в стационар с целью предполагаемой госпитализации (в 2010 г.— 26,7 %, в 2011 г.— 27,6 %, в 2012 г.— 26,8 %);
- доля пациентов, которым отказано в госпитализации (в 2010 г.— 25,9 %, в 2011 г.— 25,1 %, в 2012 г.— 26,1 %);
- процент отказа в госпитализации пациентам хирургического профиля (в 2010 г.— 37,6 %, в 2011 г.— 37,0 %, в 2012 г.— 37,8 %).
При анализе структуры обращений на станцию СМП установлено, что ежегодно около 40 % вызовов относится к разряду «поликлинических», то есть требующих оказания неотложной помощи. В Челябинске отделения (кабинеты) неотложной помощи взрослому населению при ам-булаторно-поликлинических учреждениях начали организовываться во второй половине 2013 г. Однако при организации их работы допущен ряд управленческих просчетов. Так, время их работы (с 8-00 до 20-00) не совпадает с пиком нагрузки на скорую помощь (с 19-00 до 01-00). Основной персонал — это либо участковые врачи, которые не владеют навыками оказания неотложной помощи на дому, не умеют пользоваться аппаратурой, либо кадры, которые перешли на работу со станций СМП, уменьшив и без того недостаточную укомплектованность службы. Население в достаточной мере не проинформировано о принципиальных различиях в поводах для вызова бригад СМП и бригад отделений (кабинетов) неотложной помощи поликлиник. В связи с этим выездные бригады МБУЗ ССМП до сих пор вынуждены подменять собой поликлиническую помощь, расходуя при этом более дорогостоящие ресурсы, чем это необходимо. Кроме того, при выполнении непрофильных вызовов увеличивается время ожидания бригад СМП больными и пострадавшими, действительно нуждающимися в оказании помощи в экстренном порядке.
Учитывая, что, согласно территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ, проживающим в Челябинской области, на 2010-2012 гг., стоимость одного вызова бригады СМП в несколько раз превышает стоимость оказания неотложной помощи врачами поликлиник, становится очевидным, что решение данного вопроса — одно из направлений повышения эффективности работы учреждения.
В результате проведенной комплексной организационно-экономической диагностики МБУЗ ССМП г. Челябинска выявлены основные проблемы, снижающие эффективность ее функционирования.
1. Дефицит кадров, который приводит к работе в условиях недостаточного количества бригад СМП и их неполной укомплектованности и сказывается на оперативности и качестве оказания СМП. Начиная с третьего квартала 2013 г. отмечается увеличение численности среднего и младшего медицинского персонала, что связано с активным проведением кадровой политики, направленной на привлечение специалистов в МБУЗ ССМП.
2. Финансирование МБУЗ ССМП из ФОМС на основе подушевого принципа не покрывает реальные затраты учреждения на оказание медицинской помощи.
3. Материально-техническое оснащение МБУЗ ССМП не в полной мере соответствует требованиям, указанным в Приказе Минздрава РФ от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», вступившем в действие с 1 января 2014 г.
4. В целях повышения оперативности оказания СМП необходимо реализовать ряд мер, призванных обеспечить более высокое качество радиосвязи, что, безусловно, положительным образом отразится на уменьшении времени ожидания прибытия бригад СМП на место вызова.
Все вышесказанное делает крайне необходимым и актуальным комплексное решение перечисленных проблем.
На основании проведенного исследования с использованием программно-целевого подхода разработана модель целевой межведомственной программы повышения эффективности функционирования станции СМП административного центра крупного промышленного региона, которая является перспективным направлением и будет способствовать достижению основной цели государственной политики в области здравоохранения — улучшению состояния здоровья населения через обеспечение доступности качественной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг.
Список литературы
1. Отчет станции (отделения) больницы скорой медицинской помощи (форма № 40), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 2 декабря 2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» за 2013 год.
2. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
3. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 1 полугодие 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog_monitor3.html
Сведения об авторах
Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kolmirina@mail.ru
Никитина Елена Игоревна — аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. pilches@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 15 (344). Economy. Issue. 45. P. 89-95.
COMPREHENSIVE ECONOMIC EFFICIENCY AS A TOOL FOR DIAGNOSIS EVALUATING THE PERFORMANCE OF MUNICIPAL BUDGETARY HEALTH INSTITUTIONS
I. D. Kolmakova
PhD, Associate Professor, Head of the department "State and Municipal Management" of the Chelyabinsk State University, Russia. kolmirina@mail.ru
E. I. Nikitina
Postgraduate student of the department "State and Municipal Management" of the Chelyabinsk State University, Russia. pilches@mail.ru
The article presents the results of the organizational and economic diagnostics ambulance station administrative center of a large industrial region of the Russian Federation in order to identify the main issues in the activities of the municipal budget and health agencies to identify ways to improve its efficiency.
Keywords: ambulance, organizational and economic diagnostics, improving the functioning of.
References
1. Otchet stancii (otdelenija) bolnicy skoroj medicinskoj pomoshhi (forma № 40), utverzhdennyj prikazom Ministerstva zdravoohranenija i socialnogo razvitija ot 2 dekabrya 2009 g. № 942 «Ob utverzhdenii statis-ticheskogo instrumentarija stancii (otdelenija), bol'nicy skoroj medicinskoj pomoshhi» za 2013 god [Report station (branch), emergency hospital (form number 40), approved by the Ministry of Health and Social Development of 2 December 2009. N 942 "On approval of the statistical tools station (branch), emergency hospital" for 2013].
2. Federalnyj zakon ot 29 nojabrya 2010 g. № 326-FZ «Ob objazatelnom medicinskom strahovanii v Rossi-jskoj Federacii» [On mandatory health insurance in the Russian Federation: Federal Law of November 29, 2010 № 326-FZ] // Sobr. zakonodatelstva RF. 2010. № 49. St. 6422.
3. Itogi federalnogo statisticheskogo nabljudenija v sfere oplaty truda otdelnyh kategorij rabotnikov social-noj sfery i nauki za 1 polugodie 2013 g. [Results of federal statistical observation of pay of certain categories of social workers and science for the 1st half of 2013] [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_monitor/itog_monitor3.html