УДК 338.242
А. В. Аксянова, Г. А. Гадельшина
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
Ключевые слова:добавленная стоимость, рентабельность добавленной стоимости, доходность инвестированного капитала, кластерный анализ.
Рассмотрена методика оценкиэффективности предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстанна основе показателя добавленной стоимости с последующим выделением кластерных групп. Проведен сравнительный анализ кластерных групп с классификацией стратегий развития предприятий.
Keywords: economic value added, the profitability of value added, return on capital employed, cluster analysis.
The method of evaluating the effectiveness of petrochemical complex enterprises of the Republic of Tatarstan on the basis of value added was followed by separation of cluster groups. A comparative analysis of cluster groups with the classification of enterprise development strategies was performed.
Введение
В настоящее время для планирования и оценки результатов деятельности предприятия используется система показателей, в которой каждая группа коэффициентов несет свою функциональную нагрузку. В рыночной экономике в качестве главного критерия эффективности деятельности предприятия используют прибыль и показатели рентабельности. Важной группой показателей являются также показатели ликвидности, оценивающие возможности предприятия отвечать по своим обязательствам.
Еще одной группой значимых показателей, которым и посвящено настоящее исследование, являются показатели добавленной стоимости (ДС). Они получили широкое распространение в зарубежной практике. В соответствии с методикой Европейской ассоциации обществ финансовых аналитиков, к наиболее распространенным из них можно отнести долю прибыли в добавленной стоимости, объем произведенной добавленной стоимости на одного трудящегося, на рубль заработной платы или на рубль активов, объем капиталовложений на 1 рубль произведенной добавленной стоимости и др. [1].
Под добавленной стоимостью понимается приращение стоимости продукта, произведенного корпорацией, к стоимости используемых ею в производстве материальных ресурсов. С одной стороны, этот показатель отражает добавленную на предприятии стоимость без учета затрат чужого овеществленного труда. С другой стороны, добавленная стоимость представляет собой валовой доход компании, предназначенный для оплаты используемых факторов производства.
Ключевым финансовым аспектом при рассмотрении сущности категории добавленная стоимость в текущих экономических реалиях является изучение динамики изменения соотношения таких его основных элементов, как расходы на заработную плату и прибыль [2]. По экономической сути оба элемента добавленной стоимости выполняют одну и ту же функцию - служат финансовой основой воспроизводства человеческого капитала (в лице наемного персонала и собственников).
Характеристика информационной базы исследования и реализация методики оценки эффективности
В российской статистической практике учет добавленной стоимости ведется в форме №1-ДС «Сведения о добавленной стоимости предприятия». Сведения по форме республиканского государственного статистического наблюдения №1-ДС ежеквартально представляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации их на сторону, кроме субъектов малого предпринимательства, организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, бюджетных организаций, банков, страховых организаций (по перечню).
Согласно форме №1-ДС, добавленная стоимость - это вновь созданная на предприятии стоимость, без затрат овеществленного труда (за исключением амортизации). Она определяется как разность между выпуском товаров и услуг и стоимостью потребленных материальных средств производства и услуг других организаций (промежуточным потреблением). Экономическая добавленная стоимость отличается от традиционных методов оценки, поскольку учитывает не только результат от привлечения инвестируемого капитала, но и затраты на его использование. В настоящее время для оценки результативности использования средств используются такие показатели, как рентабельность собственного капитала (ROE - ReturnonEquity), рентабельность активов (ROA - ReturnonAssets), рентабельность совокупного капитала (ROTC -ReturnonTotalCapital) и др. [3].
Размер экономической добавленной стоимости (EVA) рассчитывается как разница между чистой прибылью компании (прибылью, зарабатываемой для собственников-акционеров) и величиной используемого для этих целей капитала, умноженного на стоимость привлечения.
При использовании метода EVA проявляется неопределенность и неоднозначность в решении следующих задач:
- определение структуры капитала компании для расчета средневзвешенной стоимости использования капитала, то есть определение доли собственного и заемного капитала в инвестируемом капитале компании;
- определение стоимости использования собственного капитала компании.
Добавленная стоимость отражает выбранную целевую направленность функционирования организации. Если стратегическая цель - окупаемость затрат, то величина наценки (и добавленной стоимости) будет в нормальных пределах, иногда даже минимальной. Если цель - существенное увеличение прибыли, то размер добавленной стоимости повышается за счет роста цен и давления на потребителя. Чаще этот аспект применяется при неэластичном спросе и является элементом стратегии «паразитирования» естественных монополий [4]. Осуществляя реализацию по ценам, в составе которых большую долю составляет прибыль, организации получают монопольно высокие прибыли и одновременно, не позволяя организациям-потребителям получать нормальную окупаемость затрат, доминируют на рынке.
Окупаемость затрат имеет место в случае, если в отчетном периоде организация получает прибыль (либо незначительный убыток, созданный с несвоевременным поступлением платежей). Добавленная стоимость в этом случае не превышает 10%. Нормальный уровень деятельности, как правило, обеспечивается при добавленной стоимости на уровне 11-20%. При этом получение стратегических преимуществ позволяет отдельным организациям повышать уровень добавленной стоимости до 30%. Организации, имеющие возможность удерживать высокие цены на свои товары, преследуют основную цель деятельности - увеличение прибыли. У них добавленная стоимость составляет 31-40% [5]. Если уровень добавленной стоимости превышает 40%, то приоритетом стратегии развития организации выступает паразитирование на рынке.
Наращивание добавленной стоимости - одно из основных условий эффективной экономической политики Республики Татарстан, формирования динамичной, сбалансированной, конкурентной экономики. Величина добавленной стоимости, полученная предприятием, должна быть достаточна для выполнения его обязательств перед государством и работниками предприятия.
К одному из системных ограничений развития нефтегазохимического комплекса региона можно отнести потерю значительной части потенциальной добавленной стоимости Республики Татарстан вследствие прерывания "цепочки" переработки углеводородного сырья на его экспорте.
По имеющейся совокупности нефтегазохи-мических предприятий было проведено обследование разброса доли добавленной стоимости к объему продаж (табл. 1).
Таким образом, большинство предприятий могут быть отнесены к категории «Нормальная деятельность». Среди них: «ТАИФ-НК», «Нижнекаск-шина», «Менделеевсказот», «Казанский жировой
комбинат», «Нижнекамсктехуглерод». Стратегическими преимуществами обладают такие предприятия, как «Нижнекамскнефтехим», «Казанский завод синтетического каучука», «Хитон» и «Нефте-ХимСэвилен». В категорию предприятий, установивших завышенные цены, вошли предприятия -«Казаньоргсинтез», «Нэфис-Косметикс», «Кварт». В целом можно констатировать, что ни одно из исследуемых предприятий не работает на окупаемость затрат.
Таблица 1 - Стратегии развития предприятий, фиксируемые по показателю «добавленная стоимость»
Добавленная стоимость, в процентах к выручке Количество компаний Стратегическая направленность
До 10 0 Окупаемость затрат
11-20 5 Нормальная деятельность
21-30 4 Получение стратегических преимуществ
31-40 3 Установление завышенных цен
>41 2 Стратегические преимущества нежелательного направления
В дальнейшем была проведена классификация предприятий с помощью кластерного анализа по критерию «эффективность», основанному на показателе «добавленная стоимость».
На первом этапе были отобраны переменные-критерии. Кластеризация осуществлялась по следующим переменным: показатель продуктивности персонала фирмы; доля добавленной стоимости в выручке; рентабельность добавленной стоимости; отдача собственного капитала; активы, приходящиеся на 1 рубль добавленной стоимости.
Анализ состава кластерных групп позволил выявить, что лидирующие позиции по эффективности занимают ОАО «Татнефть» и ОАО «Таиф-НК». Этим объясняется их выделение в самостоятельные кластеры. В третью группу вошли 4 химических предприятия, схожие по своей структуре, к числу которых относятся Нэфис-Косметикс, Казаньорг-синтез, НефтеХимСэвилен и Нижнекамскнефтехим. Наибольшую группу образовал четвертый кластер, объединивший восемь предприятий, среди которых - Нижнекамскшина, Завод синтетического каучука, Хитон и др. Результаты классификации согласуются с размером предприятий, их выручкой, а также родом деятельности и ассортиментом выпускаемой продукции. Соответственно, ни одно из изучаемых предприятий не вошло в одну группу с ОАО «Татнефть», представляющей собой вертикально интегрированную группу.
Анализ экономической добавленной стоимости (EVA) проводился по совокупности предприятий, входящих в кластерные группы. Расчет значений производился в соответствии со следующей методикой, в основе которой лежит исчисление величины EVA: EVA = (P - T) - CE • WACC = NP - CE • WACC
= (NP/CE - WACC) • CE
где P - прибыль от основной деятельности; T- налоги и другие обязательные платежи; CE- инвестированный в предприятие капитал; WACC- средневзвешенная цена капитала; NP- чистая прибыль.
Стоимость инвестированного капитала (CE) определялась как:
CE = TA - NPL,
где TA (Total Assets) - совокупные активы (по балансу); NPL (Non Percent Liabilities) - беспроцентные текущие обязательства (по балансу), то есть кредиторская задолженность поставщикам, бюджету, полученные авансы, прочая кредиторская задолженность.
Средневзвешенная цена капитала рассчитывалась по следующей формуле:
WACC = РЗК • d3K + РСК • dCK, где РЗК - цена заемного капитала, в %; dЗК- доля заемного капитала в структуре капитала; РСК- цена собственного капитала, в %; dСК- доля собственного капитала в структуре капитала.
Из формулы экономической добавленной стоимости можно вывести относительный показатель "Доходность инвестированного капитала" (Return on Capital Employed, ROCE):
NOPAT
ROCE =
CE
где NOPAT - чистая прибыль, полученная после уплаты налога на прибыль и за вычетом суммы процентов, уплаченных за пользование заемным капиталом; CE- инвестированный капитал в предприятие.
Экономический смысл данного показателя заключается в том, что экономическая добавленная стоимость (EVA) возникает в компании в том случае, если за данный период времени удалось заработать доходность инвестированного капитала (ROCE) выше, чем норма доходности инвестора (WACC).
В итоге для оценки доходности производства был применен индикатор «рентабельность добавленной стоимости»:
РДС = 55 • 100%,
ДС
где ПП - прибыль производства.
В соответствии с приведенной методикой были определены средние оценки показателей эффективности (табл. 2), наблюдаемые в выделенных
кластерных группах (первый и второй кластерыу-словно рассматривались на примере ОАО «Татнефть»).
Таблица 2 - Показатели эффективности предприятий
Показатели 1, 2 кластер 3 кластер 4 кластер
WACC, % 12,24 10,75 9,62
Рентабельность добавленной стоимости, % 43,8 59,51 21,56
ROCE, % 84,00 81,6 2,5
Таким образом, для предприятий первого и третьего кластера показатели EVA являются положительными и ROCE больше, чем WACC. Это означает прирост рыночной стоимости фирмы над балансовой стоимостью чистых активов. Следовательно, данные компании приносят прибыль, превышающую затраты на капитал, что является основой создания стоимости и стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в организацию. Низкий показатель рентабельности у предприятий четвертого кластера показывает уменьшение рыночной стоимости. В этом случае собственники теряют вложенный в нее капитал за счет потери альтернативной доходности.
Применение предложенных методик позволило провести оценку нефтегазохимических предприятий РТ, определить их стратегическую направленность. Судя по результатам, ни одно из предприятий не работает на окупаемость затрат. Большинство из них имеет нормальную деятельность.
Проведенное исследование доказывает, что реализация стратегии развития предприятия находится в определенной зависимости от складывающейся величины добавленной стоимости, наличия и доли налоговой составляющей. Складывающиеся соотношения во многом предопределяют возможности развития предприятий, и, следовательно, их необходимо периодически анализировать и учитывать при разработке.
Литература
1. С. Е. Половкин. Автореф. дисс. канд. эконом. Наук, Казань, 2007. - 121 с.
2. З.С. Рахматуллина, Вест ЧГТУ, серия Экономика, 33, 31, 36-39 (2011).
3. Е.Л. Водолажская, Вестн. КГТУ, 17, 1, 317-320 (2014);
4. В. О. Моисеев, М.В. Райская А.В. Аксянова, Вестн. КГТУ, 17, 6, 303-307 (2014);
5. Н.А. Сорокина, Аудит и финансовый анализ, 4, 4-6 (2008).
© А. В. Аксянова - д.э.н., зав. каф. бизнес-статистики и математических методов в экономике КНИТУ, [email protected]; Г. А. Гадельшина - к.т.н., доцент той же кафедры [email protected].
© A. V. Axyanova - Department chairman of business-statistics and mathematical methods in economics department, faculty of industrial policy and business administration, KNRTU, [email protected]; G. A. Gadelshina - Cand. Tech. Sci., the associate professor, the associate professor of business statistics and mathematical methods in economy KNRTU, [email protected].