Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 4 (14). Вып. 3. 2018 г. С. 369-378.
УДК 338.48(292.47 Лобас К. В.
):656
Анализ дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма как важной составляющей сферы туризма_
ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Таврическая академия (структурное подразделение), Российская Федерация, г. Симферополь e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, проведенного на основе социологического опроса. Представлен портрет опрошенных туристов, география их прибытий на полуостров, их удовлетворённость качеством дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма, профессионализмом работников сферы дорожно-транспортной инфраструктуры. Результаты исследования отображены графически.
Ключевые слова: Крым, туристический поток, дорожно-транспортная инфраструктура, аэропорт, Крымский мост, федеральная трасса «Таврида», авиатранспорт, паромная переправа.
Введение
В результате событий 2014 г. на Украине и сложившейся в мире геополитической ситуации Крым для туристов стал труднодоступной территорией. Особенно это коснулось автомобилистов, которые добирались на полуостров через Керченский пролив паромной переправой. В первые годы ожидание в очереди на паром доходило до суток. Электронный билет немного улучшил ситуацию. Однако российские туристы ждали открытие Крымского моста.
Открытие Крымского моста состоялось 16 мая 2018 г. В настоящее время по мосту осуществляется движение автомобилей и пассажирских автобусов по двум полосам в каждом направлении. Мост является самым протяженным в Европе, его длина составляет 19 км. Пропускная способность моста составляет до 40 тыс. автомобилей в сутки [1].
Насколько повлияло открытие моста и нового аэровокзального комплекса в Симферополе на сокращение времени доставки туристов на полуостров и качество их обслуживания, рассмотрено в статье.
Материалы и методы
Для анализа влияния открытия Крымского моста на турпоток в Крым и удовлетворенности туристов дорожно-транспортной инфраструктурой было проведено анкетирование. Опрошено 230 человек в городах-курортах Крыма и в зоне вылета нового аэровокзального комплекса «Аэропорт Симферополь».
Результаты и обсуждение
В результате проведенного соцопроса был определен портрет крымского туриста. Определили, что соотношение туристов по половому признаку
практически равно, а по возрастному составу наблюдаются четкие разграничения (рис. 1). Выделяются группы туристов возрастом 25-35 лет (38 %) и 35-45 лет (32 %). Зачастую это молодые семьи с детьми, предпочитающие пляжный отдых, а также экскурсионные программы. Туристы этого возраста относятся к экономически активному населению, имеющему доход выше среднего (рис. 2).
■ до 25 лет ■ 25-35 лет ■ 35-45 лет ■ мужчины ■ женщины ■ 45-55 лет ■ более 55 лет
а б
Рис. 1. Половой (а) и возрастной (б) состав группы туристов, принявших участие в опросе. Составвлено автором
В Крым приезжают семьи с доходом до 40 тыс. рублей в месяц, их количество составляет лишь 19 % опрошенных. Это молодежь до 25 лет и лица старше 55 лет, основными доходами которых являются социальные выплаты в виде стипендий и пенсий. На отдых в Крым приезжают жители из ближайших к Крыму регионов России (Краснодарский край, Ростовская область), Украины, прибывающие автобусами. Большая часть опрошенных имеет доходы 40-70 тыс. руб. (35 %) и 70100 тыс. руб. (32 %). Они прибывают в Крым авиатранспортом или на личном автомобиле.
■ до 40 тыс. руб. ■ 40-70 тыс.руб.
■ 70-100 тыс. руб. ■ более 100 тыс. руб
Рис. 2. Структура доходов опрошенных туристов (на семью). Составлено автором
В результате проведенного опроса было выявлено, что большинство туристов предпочитают отдых с семьей - 62 % (рис. 3). Данный показатель близок к результатам онлайн-опроса туристической метапоисковой системы Мomondo. Проводимый в 2014 г. опрос среди жителей стран мира показал, что практически половина российских туристов предпочитают отдых семьей с детьми (48 %). Зачастую они выбирают пляжный отдых, что характерно для Крыма. С друзьями предпочитает отдыхать 25 % опрошенных в Крыму, чаще это молодежь. Данный показатель также отражает общероссийскую тенденцию (37 %) [2].
18; 8%
12; 5%
56; 25% 141; 62%
■ с семьей ■ с друзьями ■ с коллегами ■ один
Рис. 3. Структура предпочтений туристов в выборе компании для отдыха.
Составлено автором
Проанализировав географию турпотока в Крым, можно утверждать, что большинство туристов прибывают на полуостров из европейской части Российской Федерации (рис. 4). Вместе с тем Крым актуален для жителей Хабаровского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Как видно из рис. 4, основной турпоток в Крым направлен из Центрального (в основном Москва и Московская область) и Южного (Ростов-на-Дону и Краснодар) федеральных округов.
Определенные регионы выделяются на фоне остальных по количеству туристов благодаря авиасообщению. На летний период прямое авиасообщение с Симферополем имеют такие города: Москва (21 % опрошенных туристов), Санкт-Петербург (7,3 %), Архангельск, Барнаул, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нальчик, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Сургут (чем обусловлено массовое посещение Крыма туристами из ХМАО), Нижнекамск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новый Уренгой, Ноябрьск и Салехард, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Томск, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Череповец [3].
Иностранные туристы Уральский ФО Дальневосточный ФО Сибирский ФО Северо-Кавказский ФО Приволжский ФО Южный ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО
0 10 20 30 40 50 60
Рис. 4. География турпотока в Крым из регионов России и из-за рубежа.
Составлено автором
Также в Крым на отдых приезжают из-за рубежа. В основном это туристы из городов Украины (75 % иностранных туристов): Донецк, Винница, Запорожье, Черновцы, а также Херсонская область. Кроме того, Крым посещают туристы из Грузии, Беларуси (несмотря на длительный путь в объезд Украины), Молдовы, а также Колумбии (турист, приехавший на Чемпионат мира по футболу, решил посетить Крым).
Исходя из проведенного опроса на рисунке 5 видно, что 75 % туристов бывали в Крыму ранее, и только 25 % приехали впервые. Большинство ездят отдыхать в Крым еще с детства, а после присоединения Крыма к России такой вид туризма носит ностальгический характер. Кроме того, было выявлено, сколько раз туристы побывали в Крыму, включая детские годы.
Из рисунка 6 видно, что практически половина опрошенных туристов (46 %) бывали в Крыму 5 и более раз. В основном это семьи с детьми. Меньший процент опрошенных (23 %) бывали ранее в Крыму 3-4 раза.
■ Посещали ранее ■ Приехали впервые
Рис. 5. Соотношение количества туристов, посещавших Крым ранее и приехавших впервые. Составлено автором
Как сообщалось Министерством курортов и туризма Республики Крым по данным проведенного этим ведомством соцопроса в 2017 г., 85 % туристов довольны отдыхом в Крыму и планируют посещение полуострова в будущем. На рис. 5 отражено подтверждение тому, что туристы приедут в Крым, поскольку процент возвратности туристов составляет 75 % [4].
■ 1 раз ■ 2 раза ■ 3-4 раза "5 и более раз
Рис. 6. Количество посещений Крыма опрошенными туристами.
Составлено автором
Туристы отмечают в Крыму уникальные ландшафты, благоприятный климат, памятники архитектуры. Это факторы их возвратности на полуостров в будущем. Сдерживающим возвратность туристов в Крым до 2018 г. была его транспортная доступность. Ожидается, что открытие Крымского моста и нового аэровокзального комплекса в Симферополе позволит увеличить турпоток в Крым. На данный момент в эксплуатацию введен только автомобильный переход по Крымскому мосту, однако движение поездов планируют запустить в 2019 г. Тогда не будет необходимости туристам добираться с помощью единого билета и пересаживаться с поезда на автобус. Это значительно повысит комфортность поездки и сократит время доставки желающих познакомиться с Крымом.
Железнодорожная часть Крымского моста будет включать два пути пропускной способностью 47 пар поездов в сутки, расчетная скорость пассажирских поездов составит 120 км/ч, грузовых - 80 км/ч [1].
Большинство туристов (61 %), прибывавших в Крым после 2014 г. с помощью паромной переправы, отметили значительное сокращение времени их доставки на полуостров в связи с открытием Крымского моста (рис. 7). Незначительное сокращение отметили 22 %, однако это скорее туристы, прибывающие авиатранспортом в связи с открытием дополнительных прямых рейсов в Крым. Соответственно открытие моста на их поездку никак не повлияло. И 17 % высказали мнение, что время не только не сократилось, а увеличилось по сравнению с периодом до 2014 г., когда можно было добраться по материку через Украину. Такую тенденцию особенно отмечают туристы из Республики Беларусь, Украины (в частности из приграничных областей), а также Курской и Белгородской областей Российской Федерации.
■ Да, значительно ■ Да, незначительно ■ нет
Рис. 7. Структура оценки туристами сокращения времени их доставки в Крым в связи с открытием Крымского моста. Составлено автором
При этом большинство туристов (45 %) прибывают в Крым на личном автомобиле (рис. 8). Причем не только из близлежащих областей, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области, а также Ханты-Мансийского автономного округа. 35 % опрошенных туристов прибыли на полуостров авиатранспортом. Такой высокий процент связан с введением новых прямых рейсов в города России, как отмечалось выше. И лишь 20 % опрошенных прибыли с помощью единого билета и автобуса. Это связано с меньшей стоимостью билетов, однако это более длительно, и поездка осуществляется с меньшим комфортом. Ожидается, что с введением железнодорожной части Крымского моста этот процент может возрасти, т. к. не будет необходимости в пересадках на автобус. Также в этот процент входят туристы, прибывшие автобусом из городов Украины и близлежащих городов России: Краснодар, Ростов-на-Дону, имеющих прямое автобусное сообщение с Симферополем, Ялтой, Севастополем и относительную дешевизну билетов.
■ Авиатранспорт
■ Личный автомобиль
■ С помощью единого билета и автобуса
Рис. 8. Структура турпотока в Крым по видам транспорта.
Составлено автором
В ходе исследования туристы отвечали на вопросы относительно качества дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма (рис. 9).
Рассматривая качество дорожного покрытия (рис. 9-а), необходимо отметить, что большинство туристов оценили его состояние как удовлетворительное (на 3 балла) - 40 %, 34 % опрошенных оценили как хорошее (на 4 балла). Средний балл по данному показателю составляет 3,2. Однако качество дорожного покрытия в Крыму отличается географически.
По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2017 г. протяженность дорог Республики Крым составляла 15 420,5 км, города Севастополь - 1095,6 км. Из них дорог с твердым покрытием - 12 891,4 км и 975,8 км соответственно. Таким образом, удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 83,6 % и 89,1 %. Однако на сегодняшний день дорог федерального значения в Крыму нет [5].
Федеральной трассой станет строящаяся «Таврида», которая будет соединять Крымский мост и г. Севастополь, пересекая Крым с востока на запад. Запуск трассы планируется на 2020 г., однако некоторые участки открыты уже сегодня, а готовность трассы составляет 30 %. Разрешенная скорость движения автомобилей будет составлять 120 км/ч. Полная стоимость строительства - 149,3 млрд руб.
Однако в сезон 2018 г. с нынешним турпотоком мы наблюдаем постоянные дорожные заторы в связи со строительством «Тавриды».
Рассматривая удобство транспортных развязок (рис. 9-б), видим, что мнение туристов разделилось: 37 % отметили оценку 4 балла, 36 % - 3 балла, 15 % - 2 балла. Это связано с развязками и указателями на мосту. Туристы отметили неудобство именно указателей, их недостаток. Таким образом, мы получили средний балл 3,3 по данному показателю.
■ 1 балл ■2 балла ■3 балла ■ 1 балл ■2 балла ■3 балла
■ 4 балла ■5 баллов ■4 балла ■5 баллов
а. Дорожное покрытие б. Удобство транспортных развязок
5; 2%
6; 3%
12%
■ 1 балл ■ 2 балла ■ 3 балла
■ 4 балла ■ 5 баллов
в. Наличие навигационных дорожных указателей
1 балл 4 балла
2 балла 5 баллов
3 балла
г. Распространенность и удобство придорожной инфраструктуры
Рис. 9. Оценка туристами качества дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма по 5-балльной шкале. Составлено автором
По пункту «Наличие навигационных дорожных указателей» (рис. 9-в) на полуострове средний балл выше (3,7). Туристы отмечают удобство указателей, достаточное их количество. Это не только указатели на населенные пункты, но, в первую очередь, указатели на достопримечательности с указанием расстояния до них. 47 % туристов поставили отметку «4 балла».
По пункту «Распространенность и удобство придорожной инфраструктуры» (рис. 9-г) средний балл составил 3,4. На полуострове проблем с распространённостью придорожной инфраструктуры практически не отмечается, однако выделяются проблемы качества обслуживания. 9 % туристов поставили баллы 1 и 2 (рис. 10-а).
А оценка профессионализма сотрудников аэропорта (рис. 10-б) выделяется высоким показателем (средний балл - 4,2). 48 % опрошенных оценили на «хорошо», и 41 % - на «отлично». Высокое качество обслуживание туристов в аэропорту - важная составляющая общего мнения об отдыхе на Крымском полуострове.
4; 2%
1; 1%
4; 3%
1 балл 3 балла 5 баллов
2 балла 4 балла
1 балл 4 балла
2 балла 5 баллов
3 балла
а. Работники придорожной б. Работники аэропорта
инфраструктуры
Рис. 10. Оценка профессионализма работников сферы дорожно-транспортной инфраструктуры Крыма. Составлено автором
В связи с этим для повышения качества обслуживания туристов в Крыму с 2016 г. начала работу горячая линия «Вежливый Крым». Эта система обратной связи с туристами работает круглосуточно с 1 мая по 31 октября. С ее помощью собираются отзывы о пребывании на полуострове, положительные и отрицательные.
Если профессионализм работников придорожной инфраструктуры и аэропорта туристы оценивают достаточно высоко, то качество самой дорожно-транспортной инфраструктуры на сегодняшний день оценивается как удовлетворительное.
Выводы
В ходе исследования транспортных преимуществ Крыма после ввода в строй Крымского моста было проведено анкетирование и опрошено 230 человек всех возрастных категорий экономически активного населения, а также разного достатка, большая часть которых (75 %) бывали в Крыму и ранее. Большая часть опрошенных имеет доходы на семью 40-70 тыс. руб. (35 %) и 70-100 тыс. руб. (32 %). Именно эти туристы предпочитают отдых с семьей - 62 % (зачастую это пляжный отдых).
Рассмотрев географию прибытий в Крым, мы видим, что большинство туристов приезжают из Москвы и Московской области (21 % опрошенных), Санкт-Петербурга (7,3 %), а также Краснодарского края. География прибытий разнообразна по федеральным округам благодаря прямому авиасообщению на летний период. Из иностранных туристов по количеству выделяются туристы из Украины.
Открытие Крымского моста позволило сократить время доставки туристов в Крым по мнению 61 % опрошенных. Остальные отмечают либо незначительно сокращение времени, либо его увеличение в связи с геополитическими событиями 2014 г., т. к. нет возможности добираться напрямую через Украину.
В связи с открытием моста туристы предпочитают добираться на полуостров именно на личном автомобиле (45 %), а 35 % авиатранспортом (в связи с введением прямого авиасообщения с Симферополем).
С неудовлетворительным качеством дорожного покрытия в Крыму сталкиваются не только туристы, прибывающие автомобильным, но и авиатранспортом - при трансфере из аэропорта. Средняя оценка данного показателя 3,2 балла, что является лимитирующим фактором для развития туризма. А вот наличие навигационных дорожных указателей в пути следования из Керчи практически половина (47 %) оценивают как хорошее.
Профессионализм работников придорожной инфраструктуры и аэропорта, по сравнению с качеством самой дорожно-транспортной инфраструктуры, имеет более высокую оценку. Это немаловажно, т. к. в равной мере с качеством придорожной инфраструктуры влияет на величину турпотока на полуостров.
Литература
1. Крымский мост [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.most.life/.
2. Турпром - Туристический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourprom.ru/news/26300/.
3. Международный аэропорт «Симферополь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sipaero.ru/month.php.
4. РИА Новости. Туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/tourism/20170705/1497895251.html.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Lobas K. V.
Analysis of road transport infrastructure of Crimea as an important component of tourism.
V. I. Vemadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Russian Federation, Simferopol e-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of the study on the basis of a sociological survey. We consider the portrait of the interviewed tourists, the geography of their arrival on the Peninsula, their satisfaction with the quality of the road transport infrastructure of the Crimea, the professionalism of workers in the field of road transport infrastructure. The results of the study are displayed in the form of charts.
Key words: Crimea, the number of tourists, road-transport infrastructure, an airport, the Crimean bridge, the Federal highway "Tavrida", air transport, ferry.
References
1. Krymskij most [Elektronnyj resurs]. 2018 - Rezhim dostupa: http://www.most.life/ (in Russian).
2. Turprom - Turisticheskij portal [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.tourprom.ru/news/26300/ (in Russian).
3. Mezhdunarodnyj aeroport «Simferopol» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sipaero.ru/month.php (in Russian).
4. RIA Novosti. Turizm [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https: // ria.ru / tourism / 20170705 / 1497895251.html (in Russian).
5. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ (in Russian).
Поступила в редакцию 03.07.2018 г.