Психология
УДК:154.4 Е.Н. Арбузова*
Анализ динамики напряженности актуальных мотивов в процессе обучения
В работе делается акцент на динамических аспектах формирования мотивации. В эмпирической части исследования рассматривается уровень выраженности и напряженности мотивации, а также содержательные аспекты доминирующих мотивационных тенденций у курсантов-психологов в период обучения в Университете МВД России. Часть исследований построена на применении авторских методик исследования мотивации.
Ключевые слова: житейская мотивация, социальная мотивация, цели, динамика мотивации, напряженность мотивации.
E.N. Arbuzova*. Analysis of the dynamics of tension topical themes in the learning process.
The main emphasis of this work is made on dynamic aspects of motivation formation. In the empiric part of the research are studied motivation intensity and also substantial aspects of the prevailing motivation tendencies of students-psychologists of the University of Internal Affairs of the RF during the studying process. A part of the research is based on using author’s methodology of the motivation study.
Keywords: everyday motivation, social motivation, purposes, motivation dynamics, motivation intensity.
Анализ теоретических аспектов мотивации позволяет сказать, что наиболее проблемными зонами исследования феномена на современном этапе являются вопросы изучения его динамики. Так, в современной психологии достаточно четко прописан компонентный состав мотивации, рассматриваются особенности ее структуры, изучаются виды мотивации, однако совершенно не затрагивается вопрос о специфике формирования и развития мотивации, а также о методах ее измерения и их стандартизации. Данные, касающиеся динамики развития мотива, были представлены лишь в трудах отечественного психолога А.Н. Леонтьева, однако исследования данного автора носили исключительно теоретический характер. Вопрос о развитии мотивации в структуре определенного вида профессиональной деятельности в эмпирической психологии практически не рассматривался.
Подобная тенденция наблюдается и тогда, когда речь идет о профессиональном подходе к разработке и стандартизации тестов и опросников, посвященных изучению различных сторон, компонентов и видов мотивации. При этом, как правило, смешиваются виды и компоненты мотива. При разработке опросников не учитываются все содержательные характеристики мотива. В целом инструментарий, посвященный данному разделу психологии, является недостаточно разработанным и плохо дифференцированным. Данные по структуре используемых методик представлены только в работах Е.П. Ильина. Однако даже здесь они являются лишь попыткой собирательного анализа материала, непосредственно либо косвенно относящегося к изучаемой проблематике.
В нашем исследовании мы попытались затронуть проблему изучения динамики мотивации как менее разработанную сторону мотивационной сферы, а также предложить и апробировать несколько инструментов, с помощью которых можно было бы анализировать мотивационную систему, как комплексный феномен.
С помощью эмпирического прогноза мы попытались ответить на вопрос о специфике развития мотивации в одной из профессиональных выборок. Исследование проводилось на курсантах-психологах в период их обучения в вузе. При этом предполагалось, что ключевую роль в формировании и развитии мотивационных особенностей играет не только спектр личностных особенностей курсантов, но и специфика будущей профессии.
* Арбузова, Елена Николаевна. Профессор кафедры педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected].
*Arbuzova, Elena Nicolayevna. professor, department of pedagogy and general psychology. University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, ph.d., associate professor. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17 ноября 2011 года.
© Арбуова Е.Н., 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
В связи с исследованием требуется уточнить несколько фактов. Во-первых, мотивационная система человека включает в себя весьма разнонаправленные показатели, внутренняя сущность которых отличается по содержанию и уровню представленности в психике человека. Так, в структуре мотивации можно выделить максимально устойчивые компоненты, которые связаны с актуализацией наиболее важных биологических потребностей человека. Такие потребности редко становятся предметом исследования и зачастую не имеют инструментальных аналогов измерения. С другой стороны, существуют мотивы, которые теснейшим образом связаны с феноменом личности. Подобные группы мотивов в течение жизни меняются медленно, и на обозримом отрезке жизни не очень значительно. Нас интересовала группа ситуативных мотивов, структура и содержание которых позволили бы уловить характер и направление мотивационных изменений в период обучения в целом.
Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе изучения проблемы был разработан специальный аппарат исследования, который должен был включать максимально возможное по широте мотивационное поле. В целях решения данной задачи нами были подобрана определенная группа методик, куда вошли авторские разработки и анкеты, составленные в соответствие с теоретическими представлениями А. Маслоу и Е. Сидоренко, а также методика М. Мильмана. В основе разработки авторских методик лежало положение о зависимости мотивационного поля от ценностной структуры личности. Исходя из этого, любая составляющая в структуре опросных методов, как правило, имела определенный аналог в структуре системы целеполагания курсантов. На втором этапе было проведено собственно эмпирическое исследование мотивации у курсантов, находящихся на различных этапах обучения. В основе исследования лежало предположение о том, что в период обучения происходят изменения как в системе целеполагания курсантов, так и в структуре следующих за системой целеполагания мотивов. Изменения носят как качественный, так и количественный характер.
В результате эмпирического исследования динамики и степени выраженности мотивов в процессе обучения, были получены следующие результаты. Качественный анализ результатов по тесту Мильмана выявил тот факт, что в целом можно говорить о тенденции превалирования в обеих группах не рабочей, а общежитейской направленности, которая к старшим курсам только возрастает. Однако сравнительный анализ мотивационных тенденций по тесту Мильмана, проведенный при помощи 1-критерия Стьюдента, показал, что в рамках динамики и того, и другого показателя можно констатировать положительную тенденцию. Так, уровень рабочей направленности в целом в период обучения также возрастает. Более того, тенденция к увеличению рабочей направленности в процессе обучения выражена гораздо сильнее, и разница между показателями по курсам выражена в значительно большей мере. В целом, тенденция возрастания показателей и житейской и рабочей направленности может говорить об увеличении напряженности всей мотивационной системы — т.е. процесс обучения в целом оказывает мотивирующее влияние на курсантов, в т.ч. на формирование рабочих интересов.
Анализ частных показателей по методике указывает на то, что в период обучения показывают положительную динамику такие мотивационные тенденции, как социальный статус, общая активность, творческая активность, социальная полезность. Практически не меняются показатели по шкалам мотивации к комфорту и жизнеобеспечению, а также направленность на общение. Данные сравнительного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Данные сравнительного анализа по методике исследования общежитейской и социальной направленности мотивации
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о максимально выраженных частных показателях мотивации, к которым относятся такие показатели, как «общение» и «творческая активность». Показатель «общение» является ведущим в структуре обучения по специальности
Показатель Х О 1 О, с X 1-уа1ие Р
Жизнеобеспечение 12,8 14,9 -1,3 не знач.
Комфорт 15,1 17,0 -1,1 не знач.
Социальный статус 14,9 20,5 -3,0 <0,01
Общение 20,2 22,7 -1,4 не знач.
Общая активность 12,8 16,9 -3,6 <0,01
Творческая активность 18,9 25,7 -3,8 <0,01
Социальная полезность 13,7 25,2 -8,2 <0,01
Общежит. напр. личности 63,0 75,1 -2,1 0,051
Рабочая напр. личности 45,3 67,8 -6,4 <0,01
«Психология» и хотя не показывает существенной динамики и роста в процессе обучения, уже изначально является самым высоким показателем в структуре мотивации. Наиболее существенную динамику в процессе обучения, судя по математическим показателям, показывает такая мотивационная тенденция, как «социальный статус». За ней следуют «творческая активность» и «общая активность».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что курсанты к концу обучения осознают значимость своего места в обществе, формируют представление о статусе полицейского. Если обучение на первом курсе во многом несет на себе отпечаток школьной жизни, когда забота о собственном существовании не лежала на плечах молодых людей, то к четвертому году обучения курсанты становятся более самостоятельными и в большей мере понимают, какие действия надо предпринимать, чтобы добиться успеха в жизни. Это обстоятельство заставляет их быть более активными. Общая активность обусловливает в т.ч. и активность творческую. За годы обучения профессиональной деятельности, развивается творческий потенциал, который курсанты имеют возможность реализовывать. Именно это лежит в основе того, что творческий мотив у группы курсантов четвертого года обучения значительно выше, чем у курсантов первого года обучения. Согласуются с предыдущими результатами и показатели увеличения мотива социальной полезности у курсантов четвертого курса. В процессе взросления, социального становления курсантов, важную роль начинают приобретать вопросы осознания того, какую пользу они могут принести обществу, формируются представления о том, какие поступки ценятся в обществе. Возможно, в определенной мере умение быть социально полезным благоприятно сказывается и на повышении показателей социального статуса.
Представляется интересным и повышение интегративного показателя мотивационной направленности. В то время как показатель общежитейской направленности личности не показывает значимой динамики, хотя разница между показателями и лежит на границе диапазона значимости, можно констатировать тенденцию увеличения мотивов общежитейской направленности курсантов четвертого курса по сравнению с курсантами первого года обучения. Мотив рабочей направленности личности увеличивается очень значительно. Можно предположить, что работа как источник социальных благ и общественного признания начинает играть большую роль в жизни молодых людей, особенно к периоду окончанию обучения в вузе.
На следующем этапе мы исследовали особенности доминирующих мотивов с помощью специально разработанных анкетных методов, которые включили в себя, по нашему мнению, практически всю совокупность мотивационных предпочтений субъекта, поскольку были разработаны на основе выделения целевого компонента в структуре мотивации. Одна из анкет была разработана в соответствии с теоретическими предпочтениями А. Маслоу и включала в себя такие показатели, как целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простота, красота, доброта, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность. Каждый из показателей по ходу анкеты содержательно интерпретировался. В структуру мотивационных составляющих второй анкеты были включены: новизна, время, ограничение пространства и времени, движение, звук, информация, материальные ценности, цвет, ритм, хорошая еда, запах, эротический объект, неопределенность, начальник. Включенный в структуру анкетирования список ценностей формально отражает так называемые ценности, связанные с идеальной стороной жизни (в основном, данный список представлен в анкете, составленной по работам А.Маслоу) и ценности, связанные с материальными объектами и отношениями (в основном представлен опросником, составленным по результатам эмпирических исследований Е. Сидоренко).
Результаты анкетирования показали наличие определенной динамики мотивационных предпочтений в период обучения. Данные математического анализа представлены в табл. 2.
Анализ результатов, представленных в анкете, показывает, что также как и в предыдущем случае, напряженность мотивов в целом по списку, у курсантов первого курса является существенно более низкой, чем у курсантов четвертого курса. В процессе обучения она существенным образом возрастает. Если в выборке курсантов первого курса одно из первых мест по напряженности занимают мотивы красоты, уникальности и ненапряженности, то доминирующее положение у курсантов четвертого курса начинают занимать мотивы целостности и совершенства. Ведущую позицию продолжает занимать мотив уникальности. Достаточно высокие позиции в структуре значимых показателей занимают также «закон», «активность», «красота», «самонадеянность» (как фактор независимости). Однако значимые различия между выборками в период обучения можно зафиксировать по показателям целостности, совершенства, закона и богатства (который хоть и не представлен значительно, тем не менее имеет тенденцию к повышению в процессе обучения).
Исходя из данных анализа, можно предположить, что основным источником мотивации на первых этапах обучения служит ориентация на совершенство и красоту, стремление проявлять свою индивидуальность и отсутствие желания прикладывать усилия к достижению целей. На старших курсах доминанта становится несколько иной, приобретая более целенаправленный характер. Так, на первый план выходит стремление к соблюдению порядка, любовь к справедливости и точности. И еще больше увеличивается желание проявлять свою индивидуальность.
Динамика мотивационных предпочтений, зафиксированная на значимом уровне, наблюдающаяся по таким показателям, как целостность, совершенство, закон, богатство, дает основания предполагать, что по данным направлениям происходят максимальные изменения в мотивационной сфере курсантов. Так, скорее всего, процесс обучения благоприятно сказывается на любви к порядку и справедливости, склонности соблюдать закон. Однако одновременно с этим формируется ярко выраженная склонность желать большего в материальной сфере.
Анализ второй анкеты, направленной на исследование в большей мере материальных ценностей, показал следующие результаты. Данные представлены в табл. 3.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Таблица 2
Результаты анкеты, составленной по работам А. Маслоу
Показатель £ с X £ с X 1-уа1ие Р
Целостность 4,1 6,1 -3,7 <0,01
Совершенство 4,8 6,2 -2,7 <0,05
Завершение 4,9 5,6 -1,7 не знач.
Закон 4,6 5,9 -2,5 <0,05
Активность 4,9 5,9 -1,6 не знач.
Богатство 4,3 5,6 -2,4 <0,05
Простота 4,9 5,7 -1,4 не знач.
Красота 5,1 5,9 -1,6 не знач.
Доброта 4,9 5,8 -1,7 не знач.
Уникальность 5,4 6,2 -1,4 не знач.
Ненапряженность 5,0 5,7 -1,6 не знач.
Игра 4,7 5,4 -1,3 не знач.
Истина, реальность 4,9 5,3 -0,7 не знач.
Самонадеянность 4,9 5,9 -1,7 не знач.
Среднее по выборке 4,8 5,8
Анализ групп мотивов, представленных по анкете, составленной по работам Е. Сидоренко, также показал общее увеличение напряженности мотивационной сферы от первого к четвертому курсу с 4,6 баллов до 5,6 баллов.
Доминирующими мотивами на первом курсе оказались такие мотивы как поиск нового, чувствительность к цвету и запаху, как основным составляющим окружающей среды. К четвертому курсу система мотивационных предпочтений несколько смещается. Так, при увеличении и без того достаточно сильно выраженного показателя стремления к поиску нового и необычного, возрастает значимость аудиальных и информационных целевых объектов. Анализ различий показал, что значимого уровня различия достигают по показателям «время», «движение», «звук», «информация», «хорошая еда».
Исходя из анализа полученных данных, можно предположить, что курсанты четвертого года обучения в большей степени начинают ценить время, стремятся избегать затягивания работы, длиннот в чужих объяснениях, замедленных реакций. Они учатся быстро выполнять порученные задания, быть ориентированными на любые аудиальные раздражители, начинают внимательно относиться к любой поступающей информации. Информация в целом приобретает для них значение одного из важнейших раздражителей внешней среды. В некоторой степени это свидетельствует об их возросшем профессионализме, который позволяет решать и анализировать проблемы намного быстрее, чем в начале обучения. Полученные данные согласуются с данными по предыдущим методикам. Как уже было отмечено, у курсантов четвертого курса в значительной мере выражены показатели активности, приходит понимание того, что, не прикладывая усилий, невозможно стать профессионалом (снижение показателей ненапряженности). В данном случае мы получили подтверждение этому факту — стремление к постоянной активности дает возможность человеку реализовать все свои профессиональные и творческие возможности. В целом, у курсантов четвертого курса значительно выше выражена склонность к поиску нового, к желанию приумножать свои знания. Приходит понимание того факт, что находясь в высококонкурентных условиях только постоянное самообразование дает возможность занимать первые места на общественной лестнице.
Интересным фактом можно считать увеличение показателей по мотивации, связанной с приемом пищи. Так, мотивация, связанная с этим показателем, значительно возрастает от первого к четвертому курсу. Можно предположить, однако, что это в значительной мере обусловлено формированием представлений о соматическом и психическом здоровье человека.
Проведенный анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных позволил сделать некоторые выводы о существующих различиях в структуре мотивационных предпочтений курсантов первого и четвертого курса в период обучения в вузе. Структура мотивационных предпочтений курсантов-психологов за время обучения в вузе претерпевает определенные изменения, предположительно обусловленные характеристикой выбранной профессии.
По результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать вывод: в целом процесс обучения оказывает мотивирующее влияние на психику курсантов-психологов, что выражается в повышении общего уровня напряженности мотивационной сферы. Данный факт
Таблица 3
Результаты анкеты, составленной по работам Е. Сидоренко
Показатель Хср1 £ с Х t-value P
Целостность 4,1 6,1 -3,7 <0,01
Совершенство 4,8 6,2 -2,7 <0,05
Завершение 4,9 5,6 -1,7 не знач.
Закон 4,6 5,9 -2,5 <0,05
Активность 4,9 5,9 -1,6 не знач.
Богатство 4,3 5,6 -2,4 <0,05
Простота 4,9 5,7 -1,4 не знач.
Красота 5,1 5,9 -1,6 не знач.
Доброта 4,9 5,8 -1,7 не знач.
Уникальность 5,4 6,2 -1,4 не знач.
Ненапряженно сть 5,0 5,7 -1,6 не знач.
Игра 4,7 5,4 -1,3 не знач.
Истина, реальность 4,9 5,3 -0,7 не знач.
Самонадеянность 4,9 5,9 -1,7 не знач.
Среднее по выборке 4,8 5,8
прослеживается в структуре всех исследуемых показателей мотивации. При этом динамику повышения показателей в структуре мотивационных предпочтений можно назвать положительной, включающей в себя повышение ряда ключевых для данной специальности характеристик.
Так, в процессе обучения налицо увеличение мотивов рабочей направленности и социальных мотивов. У курсантов последних лет обучения в большей степени проявляются мотивы стремления к социальному статусу и социальной полезности. Также проявляются мотивы стремления к общей и творческой активности. Повышается мотив рабочей направленности личности. В целом можно констатировать общее увеличение уровня активации психики курсантов в период обучения.
Анализ содержательных, а не активационных характеристик мотивации, основанных на анализе системы целеполагания курсантов, также показал наличие интересных различий, формирующихся в процессе обучения. Динамика мотивационных предпочтений, зафиксированная на значимом уровне, наблюдается по таким показателям, как целостность, совершенство, закон, богатство. Можно предположить, что по данным направлениям происходят максимальные изменения в мотивационной сфере курсантов. Основным источником мотивации на первых этапах обучения служит ориентация на совершенство и красоту, стремление проявлять свою индивидуальность и отсутствие желания прикладывать усилия к достижению целей. На старших курсах доминанта определенным образом трансформируется, приобретая более целенаправленный характер. На первый план выходят стремление к соблюдению порядка и четкой организации, законности, любовь к справедливости и точности, стремление к совершенству, которые у курсантов четвертого года обучения проявляются гораздо более значительно. Различия достигают значимого уровня.
Показательно, что в ходе обучения увеличивается желание проявлять свою индивидуальность, сохранить целостность личности, а также актуализируется склонность желать большего в материальном плане от своей специальности. Однако в условиях соблюдения правил и четко регламентированных субординационных отношений увеличение напряженности данных мотивов представляется обоснованным. Мотив повышения благосостояния хоть и не достигает максимально выраженного уровня, тем не менее так же значительно повышается в процессе обучения. Скорее всего, процесс обучения благоприятно сказывается на любви к порядку и справедливости, склонности соблюдать закон. Однако одновременно с этим формируется ярко выраженная склонность желать большего в материальной сфере.
Происходят изменения и в структуре идеальных мотивационных тенденций. Так, доминирующими мотивами на первом курсе являются: поиск нового, чувствительность к цвету и запаху. К четвертому курсу приобретают большее значение аудиальные и информационные целевые объекты. Значимого уровня различия достигают по показателям «время», «движение», «звук», «информация», «хорошая еда». Однако остается значимым, и в дальнейшем только повышается показатель мотивации стремления к новому и необычному.
Итак, можно предположить, что курсанты в период обучения приобретают активную жизненную позицию, с большим интересом начинают относиться к информации и начинают правильно структурировать время и среду. Все это протекает на фоне увеличения проблемы сохранения индивидуальности и возможности получить удовлетворение от жизни. В целом структура изменений
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
мотивационной сферы в период обучения может считаться позитивной, а сама мотивационная система более дифференцированной.
Список литературы
1. Арбузова, Е. Н. Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — № 3 (39). — С. 215—219.
2. Вияюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990. — 288с.
3. Няьин, Е. П. Псилология волия. — СПб.: Питер, 2011. — 368 с.
4. Няьин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2005. — 511 с.
6. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. — СПб.: Питер, 2003. — 651 с.
7. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. — СПб.: Питер, 2003. — 864 с.
УДК 159.351.74 Е.Г. Зуева*
Психологическое содержание профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции
В статье раскрывается содержание психологического аспекта профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции. Особое внимание уделено изучению профессионально важных психологических качеств участкового.
Ключевые словя: участковый уполномоченный полиции, профилактическая деятельность, профессионально важные качества.
E.G. Zueva*. The psychological maintenance of preventive activity of the district militia officer of police. In article the maintenance of psychological aspect of preventive activity of the district militia officer of police is revealed. Special attention is given to studying his professionally important psychological qualities.
Keywords: the district militia officer of police, preventive activity, professionally important qualities.
Со вступлением в силу федерального закона «О полиции» деятельность органов внутренних дел получила новый импульс для реализации полномочий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Мировая правоохранительная практика подтверждает, что целенаправленная социальная опека в отношении всех категорий правонарушителей является одним из основных условий общей профилактики повторной преступности [1].
Должностное положение участкового уполномоченного полиции во многом предопределяет универсальный характер их деятельности, требует высокого профессионализма, знания обстановки на участке, умения использовать в своей работе не только арсенал полицейских средств и методов, но и психолого-педагогические знания и умения.
Решая поставленные государством задачи, участковый занимается практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, профилактической, административно-надзорной, административно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовнопроцессуальной и др. Основная направленность его деятельности — профилактическая работа с населением в целях предотвращения правонарушений, преступлений и других чрезвычайных происшествий. Основная функция — активное общение с различными слоями населения и должностными лицами с целью выявления потенциально опасных лиц и ситуаций [5].
Согласно отечественной и зарубежной правоохранительной практике, именно профилактические мероприятия, осуществляемые правоохранительными органами, являются наиболее действенными способами борьбы с преступностью. Индивидуальная профилактика (предупреждение) преступлений представляет собой воздействие на отдельных лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также их социальное окружение.
В профессиограмме участкового уполномоченного полиции В.Л. Васильев выделяет социальную, конструктивную, организационную, удостоверительную, коммуникативную и поисковую стороны
* Зуева, Евгения Геннадьевна, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел.: 89052642004. E-mail:zueva.eg@yandex.
* Zuyeva, Eugenia Gennadievna, associate chair legal psychology St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str.,1. Tel.: 89052642004. E-mail: zueva.eg@yandex.
Статья поступила в редакцию 10 октября 2011 года.
© Зуева Е.Г., 2011