Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ СЕТИ "МАГНИТ"'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ СЕТИ "МАГНИТ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА / ДИНАМИКА ТОВАРООБОРОТА / ТОВАРНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилина Е. В., Корытова В. Е.

В статье проводится характеристика торговой деятельности розничной торговой сети «Магнит» путём анализа динамики и структуры товарооборота предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ СЕТИ "МАГНИТ"»

5. http://www.nanometer.ru/ — сайт нанотехнологического общества «Нанометр».

6. http://nauka.name/category/nano/ научно-популярный портал о нано-технологиях.

7. http://www.nanorf.ru/ — журнал «Российские нанотехнологии».

8. http://www.nanojoumal.ru/ — Российский электронный наножурнал.

9. http://www.nanoware.ru/ - - официальный сайт потребителей нанотоваров.

Жилина Е.В.,

доцент Корытова В.Е. студент 4 курса

Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Уфа

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА РОЗНИЧНОЙ СЕТИ «МАГНИТ»

В статье проводится характеристика торговой деятельности розничной торговой сети «Магнит» путём анализа динамики и структуры товарооборота предприятия.

Ключевые слова: розничная сеть, структура товарооборота, динамика товарооборота, товарная группа

Публичное акционерное общество «Магнит» является одной из крупнейших розничных сетей торговой отрасли в Российской Федерации. На 30 сентября 2015 года торговая сеть включает 11 388 магазинов, из которых 9 246 магазинов формата «магазин у дома», 208 гипермаркетов, 127 магазинов «Магнит семейный» и 1 807 магазинов «Магнит - косметик». Предприятие «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России. По данным бухгалтерской отчетности выручка (товарооборот) предприятия за 2014 год составила 331 967 тыс. рублей [2].

Под товарооборотом подразумевается объем продаж продукции торговым предприятием в стоимостном выражении за определенный период времени. Объем товарооборота является одним из главных показателей торговой деятельности предприятия, так как дает общее представление о масштабах данной деятельности. К основным задачам анализа товарооборота относят рассмотрение состава и изучение структуры товарооборота, изучение его динамики, проверку обоснованности плановой величины, факторный анализ и выявление резервов увеличения объема товарооборота.

Перед тем как провести анализ структуры товарооборота ПАО «Магнит» рассмотрим динамику оборота розничной торговли данного предприятия за 2010-2015 гг. (рис.1).

400 000

150 000

100 000 50 000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис.1. Динамика товарооборота ПАО «Магнит» (тыс. руб.) [2] График динамики товарооборота показывает, что с каждым годом происходит увеличение объема выручки предприятия (с 222 266 тыс. рублей в 2010 году до 344 604 тыс. рублей в 2015 году). Темп роста товарооборота за рассматриваемый период составил 151,63%.

За 2014 год выручка розничной сети «Магнит» увеличилась на 5,35%, однако в 2015 году темп роста товарооборота пошел на спад, поэтому выручка предприятия увеличилась только на 3,81%. Данная тенденция, по нашему мнению, вероятнее всего произошла из-за экономико-политической ситуации в стране.

Далее рассмотрим динамику и структуру товарооборота розничной сети «Магнит» за 2012-2014 гг. в таблице 1.

Таблица 1

Динамика и структура товарооборота ПАО «Магнит» [2]_

Товарная группа 2012 2013 2014 Изменение

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб.

Мясо и птица 28 480,1 9,2 21 080,1 6,7 26 955,7 8,1 -1 524,4

Колбасные изделия 10 266,4 3,3 13 360,2 4,2 14 540,2 4,4 4 273,7

Рыба 14 348,3 4,6 15 628,9 5,0 14 141,8 4,3 -206,5

Хлеб и хлебобулочные изделия 33 149,5 10,7 34 408,7 10,9 37 147,1 11,2 3 997,7

Плоды, фрукты, ягоды 11 534,3 3,7 12 068,3 3,8 13 743,4 4,1 2 209,2

Пиццы 7 854,4 2,5 9 831,1 3,1 8 697,5 2,6 843,1

Табачные изделия 9 555,2 3,1 10 398,2 3,3 11 154,1 3,4 1 598,9

Кондитерские изделия 57 362,2 18,6 58 954,8 18,7 62 874,5 18,9 5 512,4

Пиво 25 078,6 8,1 23 947,4 7,6 23 171,3 7,0 -1 907,3

Мороженое 10 266,4 3,3 10 965,4 3,5 11 818,0 3,6 1 551,6

Водка и ликеро-водочные изделия 14 348,3 4,6 15 849,4 5,0 15 536,1 4,7 1 187,8

Вина, шампанское, коньяк 18 584,7 6,0 19 158,0 6,1 19 021,7 5,7 437,0

Прочие продовольственные товары 33 953,5 11,0 33 715,5 10,7 33 595,1 10,1 -358,4

Непродовольственные товары 34 448,2 11,1 35 732,1 11,3 39 570,5 11,9 5 122,2

Всего товаров 309 230 100 315 098 100 331 967 100 22 737

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что структура товарооборота ПАО «Магнит» состоит из 14 основных товарных групп. В рассматриваемом периоде происходит снижение доли потребления пива (1907,3 тыс. руб.), мяса и птицы (-1524,4 тыс. руб.), прочих продовольственных товаров (-358,4 тыс. руб.) и рыбы (-206,5 тыс. руб.). При этом наблюдается увеличение доли потребления таких товарных групп, как кондитерские изделия (5512,4 тыс. руб.), непродовольственные товары (5122,2 тыс. руб.), колбасные изделия (4273,7 тыс. руб.), хлеб и хлебобулочные изделия (3997,7 тыс. руб.), плоды, фрукты и ягоды (2 209,2 тыс. руб.).

Рассмотрим удельный вес каждой из 14 основных товарных групп в структуре товарооборота розничной сети «Магнит» за 2014 год, представленных на рисунке 2.

Рис.2. Доля товарных групп в структуре товарооборота в 2014 году

На данной диаграмме мы видим, что за 2014 год наибольший удельный вес в структуре товарооборота заняли такие товарные группы, как:

- кондитерские изделия (18,9%);

- непродовольственные товары (11,9%);

- хлеб и хлебобулочные изделия (11,2%);

- прочие продовольственные товары (10,1%);

Наименьший удельный вес в структуре приходится на такие группы товаров, как:

- мороженое (3,6%);

- табачные изделия (3,4%);

- пиццы (2,6%);

- плоды, фрукты, ягоды (4,1%).

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров потребительскому спросу для принятия необходимых мер по оптимизации структуры товарооборота, ускорению оборачиваемости товаров, увеличению объема продаж, равномерности и ритмичности продаж [1]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что покупатели магазинов розничной сети «Магнит» уменьшили потребление мяса, птицы и рыбы, взамен чего увеличили покупки колбасных изделий. Также уменьшилось потребление пива, однако покупатели стали больше приобретать табачные изделия. Наибольшее предпочтение потребители

«Магнита» отдают кондитерским и хлебобулочным изделиям.

Использованные источники:

1. Анализ финансового состояния предприятия. Статья: Система показателей товарооборота и их анализ [сайт]. URL: http://afdanalyse.ru/

2. Официальный сайт ПАО «Магнит» [сайт]. URL: http://ir.magnit.com/

Жилина Е.В.,

доцент Корытова В.Е. студент 4 курса

Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Уфа

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАГНИТ»

В статье приводится характеристика и анализ ключевых операционных показателей розничной торговой сети «Магнит», построены графики динамики данных показателей, проведены расчеты отношения чистой выручки к данным показателям.

Ключевые слова: розничная сеть, операционные показатели, количество магазинов, торговая площадь, количество покупателей, чистая выручка.

Операционные показатели деятельности торгового предприятия включают в себя такие показатели, как торговая площадь предприятия, количество магазинов и населенных пунктов, в которых находятся данные магазины, количество покупателей и сотрудников предприятия. Проведем анализ ключевых операционных показателей деятельности на примере сети магазинов «Магнит», являющейся ведущей розничной сетью по торговле продуктами питания в России. ПАО «Магнит» является лидером розничного рынка в РФ по объему продаж, рентабельности, темпу роста, торговой площади, географическому охвату, количеству магазинов и другим показателям.

Одним из основных операционных показателей является количество магазинов, и так как розничная сеть «Магнит» является лидером по данному показателю, рассмотрим динамику общего количества магазинов данной компании с 2005 года по 2015, которая представлена на следующем рисунке:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.