Ярославский педагогический вестник. 2000. N8 1 (23)
торах «европейской окраиной», сейчас конструктивно сотрудничает в Европе. Лейбористское правительство сделало Английский Банк независимым; это способствовало тому, что сломался порочный круг бумов и спадов, причинявших большой ущерб экономике страны.
За 18 лет пребывания в правительстве консерваторы чересчур централизовали власть. Новые лейбористы дали Шотландии парламент, планируют предоставить Уэльсу и Северной Ирландии собственное народное правительство и возвратить городское правительство Лондону.
Что касается сферы экономики, то после года пребывания на посту премьер-министра в своём интервью немецкому журналу «Штерн» [1] Тони Блэр сказал: «Тезис о том, что лейбористы унаследовали от консерваторов блестящее экономическое положение - миф». Да, консерваторы содействовали развитию предпринимательства и реформировали рынок труда. Но они не принимали почти никаких мер против крушения системы социального обеспечения, не вкладывали денег в систему всеобщего образования. К 1997 году инфляция охватила страну, государственный долг удвоился. Производительность труда была ниже, чем в США, Германии и Франции. Каждая пятая семья в Соединённом Королевстве существовала на пособие по безработице; по образованию страна занимала 42-е место в мире.
Премьер-министр Блэр понимает, что такое положение нельзя изменить за год-два, но он убеждён, что рыночная экономика предлагает лучшие решения для улучшения ситуации в стране. Тони Блэр считает, что в стране возможны не только чисто частный и чисто государственный секторы. По его мнению, есть «третий путь» - партнёрство между этими двумя секторами. Его интересует не столько идеология, сколько то, чтобы эта система функционировала. Его кредо во внутренней политике -сделать британскую экономику конкурентоспособной, не забывая при этом о социальной справедливости. Честолюбие и стремление обеспечить успех своей страны совместимы с состраданием.
Удастся ли лейбористскому правительству воплотить в жизнь эти проекты - покажет время. До следующих парламентских выборов ещё три года. Однако уже сейчас опросы общественного мнения, проведённые исследовательской группой МОРИ среди населения Великобритании, показывают, что за полтора года пребывания Тони Блэра на посту премьер-
министра его популярность ничуть не упала, а даже возросла: в его пользу высказались 45% респондентов, а в пользу лидера оппозиции консерватора Уильяма Хейга лишь 38%.
Приложение
Сравнительная таблица итогов парламентских выборов в Соединённом Королевстве в 1992 и 1997 годах
1992 г. 1997 г.
Лейбористская партия 271 419
Консерваторы 336 165
Либеральные демокра- 20 46
ты
Шотландская нацио- 3 6
нальная партия
Национальная партия 4 4
Уэльса
Другие партии 17 19
Итого в палате Общин 651 659
Библиография
1. Штерн: журнал. Гамбург. 1998.
2. Д. Оукленд «Британская цивилизация», 2-е изд. Ратледж. 1991. С. 60 - 71.
3. Парламентские выборы в Британии. 1992. Изд. М-вом Иностранных Дел Соединённого Королевства.
4. Экспресс: газета. (Соединённое Королевство). 3 мая 1997.
5. Гардиан: газета. (Соединённое Королевство). 3 мая 1997.
6. Сан: газета (Соединённое Королевство). 2 мая 1997 .
7. Эхо Планеты: журнал. 1998. № 23.
И.И. Груздев
Анализ динамики физической подготовленности студенток за период обучения в вузе
Согласно опубликованным данным академика РАМН А.Б. Баранова [1], сегодня лишь 10% выпускников средних школ считаются относительно здоровыми (основная медицинская группа ). За последние 10 лет количество здоровых выпускниц (будущих матерей) сократилось с 28,3% до 6,3%. По результатам медицинского обследования студентов 1 курса Ярослав-
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК 1 КУРСА ЗА ПЕРИОД 1994-1997 гг.
Таблица 1
Год Тесты Оценка
отл. хор. удовл. неудовл.
1. Бег - 100 м 5,1% 5,6% 46,2% 41,3%
1994 2. Бег - 2000 м 6,4% 12% 39,5% 42,1%
3. Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на гимнастической скамейке 13,7% 27,1% 48,6% 10,6%
1. Бег - 100 м 3,3% 6,4% 53,3% 43,6%
1995 2. Бег - 2000 м 4,2% 5,3% 42% 48,5%
3. Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на гимнастической скамейке 14,2% 20,1% 51,9% 13,8%
1. Бег - 100 м 2,9% 4,3% 51,4% 41,4%
1996 2. Бег - 2000 м 3,0% 5,1% 41,1% 50,8%
3. Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на гимнастической скамейке 11,5% 20,2% 54,9% 13,4%
1. Бег - 100 м 2,7% 3,9% 48,3% 45,1%
1997 2. Бег - 2000 м 3,1% 4,7% 35% 57,2%
3. Сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на гимнастической скамейке 12,2% 19,3% 53,8% 14,7%
ского государственного университета оказалось, что различные отклонения в состоянии здоровья в 1994 году имели 21,5%, в 1997 году - 27,5%. Все эти факты убедительно показывают, что физическая культура и спорт не стали факторами здорового образа жизни большей части учащейся молодёжи. Снижение двигательной активности и, как следствие, ослабление организма стали сугубо нежелательным фоном жизни современной молодёжи[2].
Не случайно гипокинезию и гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса [2]. Студенчество является особой социальной группой нашего общества, поэтому их здоровье и физическая подготовленность всегда занимали значительное место в трудах учёных и педагогов. Здоровый, физически подготовленный студент - богатство страны [4].
Существует мнение, что в вузы приходит физически слабо подготовленная молодёжь и на протяжении 4 лет занятий физическая подготовка их повышается: чем старше курс, тем крепче студенты. Подтвердить или опровергнуть это мнение можно было только педагогическим экспериментом, который мы проводили в течение 4 лет.
Основная цель исследований состояла в определении уровня основных физических качеств ( быстроты, силы и выносливости) поступивших на 1 курс студенток и наблюдение за динамикой физической подготовленности за
период обучения в вузе.
Под наблюдением находились 75 девушек физического и экономического факультетов. Занятия по физическому воспитанию проводились 2 раза в неделю по 2 часа в течение 4 лет. Критерием оценки физической подготовленности служили:
- бег на 100 м;
- бег на 2000 м;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке.
Все упражнения проводились в условиях соревнований.
На 1 этапе эксперимента мы поставили задачу определить и проследить физическую подготовленность бывших школьниц, поступивших на 1 курс вуза за период 1994-1997 гг., и откорректировать учебный план кафедры в соответствии с физической подготовленностью поступивших на 1 курс студенток.
Анализ исходных результатов контрольных испытаний показал, что общая физическая подготовленность девушек-первокурсниц в сентябре (начале учебного года) была неудовлетворительной. Обращает на себя внимание большой разброс результатов при относительно низком уровне развития физических качеств быстроты и выносливости. В беге на 100 м на «отлично» получили 5,1%, а «неудовлетворительно» - 43,1%; на 2000 м соответственно -6,4% и 42,1%. При этом надо отметить, что студентки, только что закончившие школу и
Ярославский педагогический вестник. 2000. № 1 (23)
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ЗА 4
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 2
Курс Тесты
Бег-100м (сек.) Бег - 2000 м (мин.) Сгибание и разгибание рук в упоре, лёжа на гимнастической скамейке
1 17,6 11,56 7
15,4 - 20,3 9,21 - 12,27 25 - 1
2 17,2 11,21 10,5
15,1 - 18,9 9,18 - 12,04 31 -6
3 17,3 11,26 11,5
15,2-18,8 9,20-11,58 32-8
4 17,4 11,39 11,5
15,3 - 18,9 9,24 - 12,09 34 -9
Примечание: в числителе - средний результат; в знаменателе - лучший и худший результаты.
поступившие на 1 курс вуза в 1994-1997 гг., имеют тенденцию к ухудшению основных физических качеств. Показатель выносливости бывших школьниц из года в год снижается быстрее, чем показатели быстроты и силы.
Проведённый педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о неэффективности учебного процесса по физическому воспитанию в школе, недостаточном внимании учителей к развитию выносливости у девушек старших классов.
Во второй части работы мы проследили динамику основных физических качеств ( быстроты, силы, выносливости) на протяжении 4 лет занятий в вузе. Практика показала, что качественный уровень физической подготовленности студенток затруднён без надлежащего педагогического контроля, обеспечивающего эффективность в развитии двигательных качеств за весь период обучения [4].
Используя методы контрольных испытаний, мы вели анализ динамики физической подготовленности студенток с 1 по 4 курс. Приведённые в таблице № 2 данные говорят об изменении среднего результата и разницы между лучшим и худшим результатами в течение 4 лет. Большая разница между лучшим и худшим результатами основных физических качеств ( бег 100 м - 15,4 сек. и 29,3 сек.; бег 2000 м - 9,21 мин. и 12,27 мин.; сгибание и разгибание рук в упоре, лёжа на гимнастической скамейке - 25 раз и 1 раз) - говорит о неоднород-
ности физической подготовленности поступивших студенток. В результате занятий к старшим курсам эта разница уменьшается. Как показывают результаты исследования, средний результат в беге на 100 и 2000 м на 1 курсе соответствовал неудовлетворительной оценке, а в силовом тесте - удовлетворительной. На 2 курсе показатели основных физических качеств увеличивались от 2,2 % в беге на 100 метров до 50% в силовом тесте (сгибание и разгибание рук в упоре, лёжа на гимнастической скамейке) - у студенток отмечалась наилучшая физическая подготовленность, на 3 курсе выявлена стабилизация результатов, а к концу 4 курса наметилась тенденция к ухудшению физических качеств быстроты и выносливости; сила оставалась на уровне 3 курса.
Пытаясь разобраться в причинах наблюдаемой динамики, мы обнаружили взаимосвязь между физической подготовленностью и образом жизни. По результатам анонимного опроса выяснилось, что 35% студенток 4 курса курят, в то время как на 1 и 2 курсах лишь 8%. У 95% девушек к 4 курсу отмечался избыточный вес (1,5-3,5 кг).
На 1 -2 курсах утреннюю гимнастику выполняют 12 -19%; на 4 - лишь 2%. Режим сна соблюдают 50% девушек младших курсов, на старших - только 12%.
ВЫВОДЫ
Физическая подготовленность девушек, поступающих в Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, находится на низком уровне и имеет тенденцию к снижению Наибольшее увеличение показателей основных физических качеств ( быстроты, силы и выносливости) происходит к концу 2 года обучения.
Ухудшение показателей физической подготовленности студенток 4 курса имеет объективные причины ( увеличивающееся употребление алкоголя, курение, нарушение режима сна).
Литература
1. Баранов А. Россия без будущего // Аргументы и факты. 1995. № 49.
2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М., 1995.
3. Никифорова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом . М.: Советский спорт. 1993.
4. Гаврилова H.H. III межуниверситетская научно-методическая конференция ( с участием стран СНГ). Йошкар - Ола, 1994.
5. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в школе // Теория и практика физической культуры. 1990. № 9,10. С.4.
А. Д. Викулов, С. В. Дойниченков, С. Ю. Турчанинов, М.П. Берестовой
Морфологические признаки -
важнейшая составляющая специальной подготовленности пловца
Введение
Если оставить в стороне свойства самой личности пловца, то сложный комплекс качеств и свойств, определяющих успешность в спор-
тивном плавании, может быть представлен результатом действия трех основных факторов: строением тела, специфическим восприятием (перцепцией) организма пловца, его работоспособностью [6]. У спортсменов-пловцов эти названные факторы могут быть акцентировано выражены в виде отдельной составляющей или же присутствовать в комплексе качеств и свойств [2,3]. В этой связи известна классификация пловцов по типам: "соматический", "сенсорный", "смешанный". Она нашла широкое применение в практике. Но, несмотря на "жизненность" такой классификации, для глубокого понимания процессов адаптации и роста тренированности организма необходима более обширная информация. Она важна и для управления учебно-тренировочным процессом. С учетом вышесказанного и выполнено настоящее исследование.
Методика исследования
Методом антропометрии [4] изучены некоторые морфологические характеристики у пловцов высокой квалификации (мс, кмс - п=
9).
Контролем послужили практически здоровые лица такого же возраста (18-20 лет), не занимающиеся спортом (п=8).
Обе группы обследованы по двадцати наиболее значимым параметрам: 1) длина предплечья; 2) длина плеча; 3) длина кисти; 4) длина руки; 5) длина стопы; 6) длина бедра: 7) длина голени; 8) длина ноги; 9) обхват грудной клетки; 10) обхват плеча; 11) обхват бедра; 12) обхват голени; 13) ширина плеч; 14) ширина таза; 15) ширина кисти; 16) ширина стопы; 17) динамометрия; 18) жизненная емкость легких (ЖЕЛ); 19) длина скольжения; 20) показатель роста в длину.
Полученные данные подвергнуты статистической обработке на ПЭВМ-486 с использованием программы "Stadia". Рассчитаны: в группах: средняя арифметическая, средняя ошибка средней арифметической (М±т).
Показатели Спортсмены-пловцы Контроль
п = 9 п = 8
1 2 3
Длина левого предплечья, см . 26.3010.48 26.20+0.63
Длина правого предплечья, 26,20±0.63 26,3±0.60
см
Антропометрические данные высококвалифицированных спортсменов-пловцов
Таблица 1