Научная статья на тему 'Анализ дефиниций рекламы на разных этапах развития общества'

Анализ дефиниций рекламы на разных этапах развития общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4050
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРОЙСТВЕННОСТЬ РЕКЛАМЫ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курков Илья Игоревич

в статье рассмотрены различные трактовки понятия рекламы, дан их сравнительный анализ, приведена история развития рекламы на разных этапах развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ дефиниций рекламы на разных этапах развития общества»

Анализ дефиниций рекламы на разных этапах развития общества

Курков И.И.

Курков Илья Игоревич /Kurkov Ilya Igorevich - студент, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены различные трактовки понятия рекламы, дан их сравнительный анализ, приведена история развития рекламы на разных этапах развития общества.

Abstract: the article considers various interpretations of the concept of advertising, comparative analysis and the history of advertising at different stages of society development.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, тройственность рекламы, маркетинг. Keywords: advertising, promotional activities, triplicity of advertising, marketing.

УДК 330.8

Реклама является особым видом деятельности, сопровождающим человечество на всех этапах развития истории. Слово «реклама» (лат.

- reclama) означает «утверждать, выкрикивать». Термин, определяющий рекламную деятельность, появился во 2-ой половине XVIII века.

По своей природе реклама тройственна. Определить природу рекламы однозначно не представляется возможным: являясь одним из основных инструментов современного маркетинга, она объединяет в себе науку, возникшую на стыке логики и психологии, социологии, математики, статистики, и искусство со своими специфическими законами.

Существует множество определений рекламе. Первое определение принадлежит Американской маркетинговой ассоциации: «Реклама

- любая платная форма неличного представления и продвижения идеи или услуг от имени известного спонсора» [9]. В этом определении изложена мысль, что реклама носит неличный характер и ее важнейшая функция - передавать информацию определенной аудитории от рекламодателя, не устанавливая прямого контакта с потенциальным покупателем.

По утверждению рекламного агентства «Маккан Эриксон Инк» (занимающегося разработкой рекламных кампаний для ведущих фирм США), «реклама - это хорошо пересказанная правда» [6].

Альберт Ласкер (отец современной рекламы) сказал, что «реклама - это торговля в печатном виде» [6].

На сегодняшний день есть обоснованные взгляды - что такое реклама. Это - процесс коммуникации или информационный процесс; в зависимости от точки зрения - процесс убеждения, обеспечивающий связь с общественностью; социальный и экономический процесс; организация сбыта.

Профессор маркетинга Северо-Западного университета США Филипп Котлер, дает такое определение: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования» [5].

В течение долгого времени под рекламой подразумевалось все, связанное с распространением информации о товарах (услугах), с использованием имеющихся на тот момент в обществе средств коммуникации. По ходу развития рекламы, от нее стали отделяться и самостоятельно развиваться следующие коммуникационные направления: прямой маркетинг (Direct Marketing), продвижение товара (Sales Promotion), упаковка и фирменный стиль, реклама в местах продаж (Point of Sale-POS), связь с общественностью (Public Relations-PR), выставочная и ярмарочная деятельность, брендинг (создание популярных марок), спонсорство. Вся совокупность коммуникационных направлений, связанных с информированием и воздействием на потенциального потребителя, стала называться системой маркетинговой коммуникации (СМК). Существуют также другие определения рекламы:

1. «Реклама - ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно-образные, экспрессивно субъективные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку» [8].

2. «Реклама - это оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию» [8].

Используются и более узкие определения, ограничивающиеся например, лишь товарами и услугами. В определение включают иногда признак - коммерческие интересы.

1. «Реклама - процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа каналов или иными способами» [8].

2. «Реклама - коммерческое средство массовой информации, созданное для того, чтобы стимулировать сбыт продукта или услуги, или же информационное сообщение со стороны института, организации или кандидата на какой - либо политический пост» [8].

Основным (как наиболее широким и исчерпывающим) принято считать определение рекламы, сформулированное в Федеральном законе № 38-Ф3 от 13 марта 2006 года «О рекламе» (далее - Закон о рекламе): «Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (статья 3) [1].

В России коммерческая и социальная реклама регулируется Федеральным законом «О рекламе», политическая реклама -Федеральными законами «О политических партиях» и «Об общественных объединениях», предвыборная агитация -законодательством о выборах. За нарушения в этой области предусмотрена административная ответственность (статьи 5.9, 5.12, 5.48, 6.13, 14.3 КоАП РФ). Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе недавно отменена.

Закон о рекламе является основополагающим для всей рекламной деятельности в нашей стране, он регламентирует общие требования, предъявляемые к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и государственного контроля в этой сфере.

Исходя из определения, представленного в Федеральном законе «О рекламе», для того, чтобы информация считалась рекламой, она одновременно должна быть:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования;

- направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.

Данные требования - это условия для того, чтобы расходы на рекламу считать экономически оправданными.

При рассмотрении рекламы нельзя не упомянуть о понятии маркетинга, так как маркетинг и реклама тесно взаимосвязаны.

Маркетинг (от англ. marketing - продажа, торговля на рынке) - процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

История рекламы уходит своими корнями в глубокую древность и богата традициями. «Чтобы глаза сияли, чтобы алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать притирания и благовония по разумным ценам у Экслиптоса», - так рекламировались товары в античных Афинах более двух тысяч лет назад.

Изначально реклама существовала в виде вывесок и объявлений, а также выкриков зазывал и глашатаев. В 17 веке появилась реклама в газетах, в 20 веке - радиовещательная, телевизионная, а в самые последние годы и электронная реклама. В последние десятилетия на первый план выдвинулась так называемая прямая реклама, благодаря личному обращению к каждому клиенту на основе имеющихся компьютерных досье на потенциальных потребителей.

В целом развитие не прерывалось никогда, новые виды рекламы вытесняли или дополняли старые. Резкое увеличение объемов рекламной деятельности произошло в конце 19 века, особенно - в этап между 2-мя мировыми войнами. С того времени реклама оказывает огромное влияние на экономику большинства стран мира и это влияние продолжает усиливаться.

До революции реклама в нашей стране только начинала получать подлинный размах. На годы нэпа пришелся короткий период ее расцвета, когда она использовалась как частными, так и государственными трестами и синдикатами, действовавшими на коммерческой основе. Ведущие советские художественные авангардисты Л.Попова, тандем А. Родченко - В. Маяковский и пр. создавали в то время мировые рекламные шедевры. Тем не менее, с упразднением нэпа они забылись, а реклама превратилась в простой элемент оформления домов и улиц.

Долгое временя в СССР реклама была монополизирована государством и существовала в рамках плановой экономики в ограниченном пространстве.

Возродилась реклама лишь во время перехода страны к рынку. В России получилась школа рекламы, делающая акцент на художественность, занимательность и юмор.

Середина 1980-х годов известна появлением в СМИ рекламы западного образца. Это явилось серьезным испытанием общественного мнения, не привыкшего к подобной массовой и информационной культуре. Первый канал впервые начал передавать рекламу в 1988 году.

В РФ с 1988 по 1995 годы - время закладывания фундамента рынка рекламы (передающего и производящего) и его бурного развития. Происходит становление и рынка рекламодателей. 1995-2000 годы - период стабильного роста.

За последние годы появилось множество некоммерческих организаций, объединяющих людей, работающих в сфере рекламы и занимающихся развитием и саморегулированием отрасли.

Современная реклама многофункциональна и существует в различных формах. Однако, многим отечественным фирмам масштабные рекламные кампании не всегда по карману, и зачастую крупными рекламодателями являются пока ведущие иностранные производители.

Реклама является мощным маркетинговым средством неценовой конкуренции, совместно со средствами стимулирования торговли и сбыта, элементами пропаганды. В отличие от усилий предприятия, направленных на совершенствование товара и приспособление его к особенностям спроса, реклама выполняет обратную задачу - адаптирует спрос потребителя к уже произведенному товару.

Мнение многих экономистов о рекламе: это информация, помогающая сделать разумный выбор, поддерживающая средства массовой информации за счет частичного их финансирования, способствующая расширению производства и усилению конкуренции (в результате ослабления монопольной власти отдельных компаний). Что реклама создает благоприятные условия для высокого уровня занятости, стимулируя расходы потребителей.

У такой точки зрения, однако, имеются противники. Критики утверждают, что основная цель рекламы не предоставлять информацию, а вводить в заблуждение и убеждать. А также, что расходы на рекламу - непроизводительны, поскольку аннулируют подобные рекламные действия конкурентных фирм.

Имеются ученые, не желающие признать, что реклама является фактором, оказывающим важное влияние на уровень производства и занятости.

Сравнение вышеизложенных, зачастую противоположных мнений, позволяет сделать вывод о неоднозначности в подходах оценки рекламы. Тем не менее, опыт работы зарубежных и российских фирм показывает, какие значительные результаты она имеет, в то время, когда некоторые положения науки о рекламе имеют «теоретическую незаконченность».

Следует, видимо, считать оправданным отношение к рекламе, как к более или менее эффективному инструменту рыночной коммуникации (в зависимости от конъюнктуры на рынке, особенностей товара, условий производства и реализации, и др. факторов).

Реклама обладает способностью расцветать в обществе тогда, когда предложение стремится опередить спрос. В этой стадии реклама не просто предоставляет информационные услуги (сообщения, где покупатели могут найти нужную продукцию), а переходит к сообщениям, создающим спрос на конкретную торговую марку.

Имеются утверждения, что реклама может диктовать людское поведение. Эффект рекламы повсеместно (в печати, на телевидении и радио), без остановки, может подавляюще воздействовать на людей. Однако трудно сделать вывод о том, что серия рекламных последовательных роликов или какая-либо определенная реклама может принудить человека принять решение о конкретной покупке. Хотя на отдельные группы (например: маленьких детей, а также малообразованных или престарелых людей), некоторая реклама может оказывать большее впечатление, чем на остальных. Тем не менее, нет неоспоримых доказательств манипулирующей силы рекламы. Большинство людей в повседневной жизни умеют справляться с навязчивостью рекламы и осознают, что рекламодатели «заставляют» предпочесть свою продукцию.

Итак, реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идеи, начинаний.

Литература

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3.

2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 656 с.

3. ГрязноваА.Г., ЮдановА.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ коллектив авторов. - 10-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - С.640.

4. Квартальное В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4-х т. Т.1. Кн. Первая: туризм - феномен 20 века. -М.: Финансы и статистика, 2002. - С.416.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2002. - С. 511.

6. ЛаскерА. Современная реклама. - М.: Довгань, 1996. - С.8.

7. Официальный сайт Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akarussia.ru/

8. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. Реклама. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Реклама

9. Егина Е. Реклама: определение и функции. [Электронный ресурс] // URL: http://www.advertiser-school.ru/advertising-theory/ad-define.html

10. Bestreferat.ru. Реферат: Рынок рекламы России. [Электронный ресурс] // URL: http://bestreferat.ru/referat-118947.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.