Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОБИЗНЕСА'

АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АПК / ЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Н. К., Мороз Н. Ю., Карпухина Е. Е., Жукова М. Д.

Условия конкуренции на рынке вынуждают предприятия заниматься поиском различных решений по развитию, продвижению и обеспечению финансовой устойчивости собственного бизнеса. Сфера агропромышленного комплекса нуждается в дополнительных мерах по продвижению компании на рынке, в связи с этим, организации разрабатывают бизнес-модели, которые способствуют достижению различных целей предприятия, также она является инструментом устойчивого развития сельскохозяйственных организаций. Данная модель позволяет предпринимателю создать финансовый план, спроектировать процессы в компании и разработать кадровую политику. На основании глубокого анализа трудов российских и зарубежных ученых, при использовании системного подхода и других современных видов исследований в данной статье рассмотрены бизнес-модели, которые присущи сельскохозяйственным организациям, а также построена данная модель на основе конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BUSINESS MODEL AS AN ELEMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AGRIBUSINESS

Competitive conditions in the market force enterprises to search for various solutions for the development, promotion and financial stability of their own business. The sphere of the agro-industrial complex needs additional measures to promote the company in the market, in this regard, organizations are developing business models that contribute to the achievement of various goals of the enterprise, and it is also a tool for the sustainable development of agricultural organizations. This model allows an entrepreneur to create a financial plan, design processes in the company and develop a personnel policy. Based on an in-depth analysis of the works of Russian and foreign scientists, using a systematic approach and other modern types of research, this article examines the business models that are inherent in agricultural organizations, and also builds this model based on a specific enterprise.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОБИЗНЕСА»

References:

1. Berezhnoy, V.I. Applied scientific research: economics and innovative management technologies / V.I. Berezhnoy, O.V. Berezhnaya, E.V. Berezhnaya. - M.: Rusajns, 2018. - 832 s;

2. Anshin,. V. M. Investment analysis: study guide / V. M. Anshin;. Academy n / x at. Government of the Russian Federation.- M:. Delo, 2017. - 280 p.

3. Birman,. G. Economic analysis of investment projects / G. Birman,. S. Schmidt,. L. P. Belykh.- M:. Banks and exchanges:. UNITI, 2016. - 631 p.;

4. Kolmykova, T.S. Investment Analysis: Study Guide / T.S. Kolmykova.- M.: NITs INFRA-M, 2018. - 214 p.

5. Kravchenko, N.A. Investment analysis / N.A. Kravchenko. - M.: Delo, 2017. - 264 p.

EDN: BHZADP

Н.К. Васильева - д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

N.K. Vasileva - doctor of Economics, Professor, head Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian University;

Н.Ю. Мороз - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

N.Yu. Moroz - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian University,

Е.Е. Карпухина - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E.E. Karpukhina - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University;

М.Д. Жукова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

M.D. Zhukova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.

АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛИ КАК ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОБИЗНЕСА ANALYSIS OF THE BUSINESS MODEL AS AN ELEMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AGRIBUSINESS

Аннотация. Условия конкуренции на рынке вынуждают предприятия заниматься поиском различных решений по развитию, продвижению и обеспечению финансовой устойчивости собственного бизнеса. Сфера агропромышленного комплекса нуждается в дополнительных мерах по продвижению компании на рынке, в связи с этим, организации разрабатывают бизнес-модели, которые способствуют достижению различных целей предприятия, также она является инструментом устойчивого развития сельскохозяйственных организаций. Данная модель позволяет предпринимателю создать финансовый план, спроектировать процессы в компании и разработать кадровую политику.

На основании глубокого анализа трудов российских и зарубежных ученых, при использовании системного подхода и других современных видов исследований в данной статье рассмотрены бизнес-модели, которые присущи сельскохозяйственным организациям, а также построена данная модель на основе конкретного предприятия.

Abstract. Competitive conditions in the market force enterprises to search for various solutions for the development, promotion and financial stability of their own business. The sphere of the agro-industrial complex needs additional measures to promote the company in the market, in this regard, organizations are developing business models that contribute to the achievement of various goals of the enterprise, and it is also a tool for the sustainable development of agricultural organizations. This model allows an entrepreneur to create a financial plan, design processes in the company and develop a personnel policy.

Based on an in-depth analysis of the works of Russian and foreign scientists, using a systematic approach and other modern types of research, this article examines the business models that are inherent in agricultural organizations, and also builds this model based on a specific enterprise.

Ключевые слова: бизнес-модель, сельское хозяйство, АПК, цифровые процессы, бизнес-процессы.

Keywords: business model, agriculture, agro-industrial complex, digital processes, business processes.

В нынешних конкурентных условиях успеха добиваются только те предприятия, которые занимаются разработкой бизнес-проектов и соответствующих конкурентных стратегий.

Следует, прежде всего, определиться с понятием бизнес-модели предприятия. Данные термины являются неоднозначными, так как они находятся на границе освещения данного понятия в виде определенной стратегии и в то же время представляют собой полноценную организационную теорию.

Бизнес-модель обычно рассматривают как схему деятельности бизнеса компании или как «модель бизнес-процессов», которая направлена больше на разработчиков информационных систем, а не на менеджеров. В определении концепции данной модели недостаточно исследуется ее связь с конкурентной стратегией предприятия, она должна быть направлена на управляющий персонал и быть, своего рода, инструментом для принятия решений, а также рычагом устойчивого развития организации.

Существует также альтернативное определение модели, как особого подхода для исследования бизнес-системы, отражающего суть ведения бизнеса. Бизнес-модель отражает ключевые его элементы, их отношения и взаимосвязь с внешней средой, что позволяет создать целостную картину о бизнесе и представить наиболее важные его особенности.

При формировании бизнес-модели необходимо учитывать один из ключевых моментов-выявление конкурентных преимуществ, позволяющие обеспечить максимальную ценность для потребителя.

Концепция модели отвечает ряду современных идей стратегического управления, а именно теории создания ценности и конкурентной стратегии предприятия. Если бизнес-модель отражает, как строится бизнес, а именно создаются ценности, которые в дальнейшем будут превращены в прибыль, то стратегия определяет, как она создает устойчивые конкурентные достоинства и решает проблему борьбы.

В условиях конкуренции предприятиям необходимо согласование данной стратегии с действующей бизнес-моделью. Также возможен вариант применения другой модели бизнеса для обеспечения выбранной конкурентной стратегии. Главной задачей этой стратегии является выбор и обеспечение устойчивого конкурентного преимущества, которое в последующем будет служить рычагом в выборе способов основной деятельности в рамках бизнес-модели.

Затяжной экономический кризис, в том числе, обусловленный кризисом СОУГО-19, оказал значительное влияние на сельскохозяйственные предприятия, которые на данный момент находятся во взаимодействии с негативными факторами внешней и внутренней среды (высокий уровень износа основных средств, невосприимчивость предприятий к инновационной деятельности, дисбаланс спроса и предложения). В связи с этим возрастает необходимость соответствия их финансово -хозяйственной деятельности требованиям мирового уровня конкурентоспособности, и соответственно, в особенности таким показателям, как прибыльности и рентабельности, которые непосредственно связаны с устойчивым развитием. Поэтому повышается интерес к формированию и масштабированию практики цифровизации бизнес-моделей в сельскохозяйственных организациях.

Изучение научной литературы по вопросам управления устойчивым развитием АПК позволило выявить проблему инновационного обновления традиционных бизнес-моделей предприятий сферы АПК, реализация которых выступает ключевым элементом устойчивого развития, поскольку оказывает прямое влияние на пищевую, демографическую и экономическую безопасность. Необходимы усовершенствования действующих механизмов управления устойчивым развитием агропромышленного комплекса на основе реализации концепции бизнес-модели.

По мнению некоторых ученых можно выделить следующие современные направления изучения бизнес-моделей организации и управления предприятиями АПК (рисунок 1).

Рисунок 1 - Современные направления изучения бизнес-моделей организации и управления предприятиями АПК

Представители научной школы интернационализма в исследованиях макроэкономических эффектов заостряют внимание на использовании глобальных цепочек формирования стоимости в сфере АПК и создание национальных стратегий исходя из международных отношений. То есть представители этого направления делают упор на международные партнерства, которые в большинстве случаев имеют труднопреодолимые барьеры, в виде запретов на ввоз продукции, жесткой санитарной политики [6].

Данные инструменты не являются абсолютно эффективными, особенно для такой категории, как продукты питания. С одной стороны, такие инструменты являются долгосрочными стимуляторами к повышению эффективности деятельности агропромышленных предприятий, с другой - решение проблемы замещения импортной продукции является довольно затратным и длительным процессом. Данный факт мешают сфере АПК быстро восстановиться, даже при условии финансовой помощи со стороны государства[6].

В свою очередь, предлагаемое, представителями научной школы индустриализма условие «самодостаточности» является достаточно спорным, поскольку отдельные предприятия сферы АПК участвуют в формировании различных бизнес-сетей.

Однако современная действительность демонстрирует, что в настоящее время экономики разных стран находятся в зависимости друг от друга в большей или меньшей степени, а значит, и бизнес-модели также принимают участие в формировании партнерств в различных областях экономики.

Тенденция роста популярности идей шеринг-экономики (экономики совместного пользования) привела к распространению инновационных решений в части организации и управления агробизнесом, что является благоприятным явлением для экономики, это связано, прежде всего, с тем, что при условии улучшения положения бизнеса конкурента, улучшается положение инициатора тиражирования, так как все решения подвергаются несколькими тестированиям, тем самым способствуя развитию экономики. Данный процесс возможен при условии осуществления деятельности в открытой цифровой экономике [6].

Большая доля организаций, деятельность которых связана с сельским хозяйством, относятся к категории консервативных отраслей национальной экономики, несмотря на преимущества, которые организации могут получить при условии применения различных международных практик [4]. На фоне этого большую сложность представляет мотивирование собственников организаций к реформированию бизнес-моделей. Выделяют следующие бизнеса, которые позволяют изучить проблемы и перспективы цифровых решений в бизнес-моделях агропромышленной сферы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Бизнес-модели предприятий АПК

Так отдельно хотелось бы остановиться на еще одной бизнес-модели Канвас. Данная модель нацелена на поиск проблемных участков в предпринимательской структуре, а также на поиск путей развития бизнеса, которые позволят спрогнозировать работу предприятия на перспективу.

Бизнесу, который связан с сельским хозяйством, довольно сложно сохранить финансовую устойчивость, а также оставаться конкурентоспособным долгое время, на это есть определённые причины (рисунок 3).

Рисунок 3 - Причины уязвимости предпринимательских структур агропромышленной сферы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что агробизнес нуждается в периодическом обновлении стратегии деятельности предприятия, в том числе за счет выявления недостатков и преимуществ по каждой отдельной организации. Бизнес-модель Канвас гарантирует контроль за конкурентоспособностью предприятия и устойчивым развитием бизнеса.

Бизнес-модель является одним из инструментов планирования, подходит как для новых, так и для функционирующих предприятий. Она может применяться в следующих вариантах:

- при стратегическом планировании (разработка и актуализация стратегии в целом по компании и по подразделениям, анализ альтернатив, сравнительный анализ стратегии от года к году);

- при конкурентном анализе (построение бизнес-моделей компаний конкурентов, сравнительный анализ своей бизнес-модели и бизнес-моделей компаний-конкурентов);

- для лучшего понимания бизнеса всеми сотрудниками (общий язык во всей компании);

- для лучшего понимание клиентов (построение бизнес-моделей клиентов);

- для возможности сфокусироваться на критически важном аспекте модели;

- при слиянии и поглощении.

Организация А, действующая на рынке 8 лет, занимается производством и реализацией молочной продукции, а также реализацией крупнорогатого скота. Стратегия организации А на ближайшие 5 лет - расширить объемы производства и организовать реализацию продукции крупнейшим заводам по пакетированию и переработке молочной продукции.

Таблица 1 - Бизнес-модель Канвас организации А

(КП) (КД) (ЦП) (ВК) (ПС)

Ключевые партнеры Ключевые виды дея- Ценностные пред- Взаимоотношения клиен- Потребительские сегменты

тельности ложения тами

Поставщики обору- Перерабатывающая отрасль

дования (доильные Производство крупно- Качество продук- Персональная поддержка; экономики (заводы по перера-

установки, корм); рогатого скота ции; Постоянным клиентам ботке молока);

Страховщики; Отсутствие рисков предоставляется скидка; Убойные пункты, мясокомби-

Инвесторы (КР) по поставкам; (КС) наты.

Ключевые ресурсы Доступные цены Каналы сбыта

Мотивация для парт-

нёров: Животные на выращи- Прямые продажи (через

экономия и оптими- вании и откорме (круп- дистрибьюторов);

зация; норогатый скот) Оптовый рынок;

снижение риска; Сотрудники Социальные сети.

Оборудование

Ферма

(СИ) Структура издержек (ПД) Потоки поступления доходов

Амортизационные отчисления; Поступление по договорам

Затраты на оплату труда;

Средства защиты животных;

Содержание основных средств;

Потери от брака и падежа;

ГСМ

Исходя из модели бизнеса, представленной выше, можно сделать ряд выводов. Потребительские сегменты, на которые нацелена работа организации А, в частности, это Молзаводы, при сотрудничестве получают ряд преимуществ по сравнению с взаимодействием с другими производителями молочной продукции. Покупатели имеют ряд гарантий, предоставляемых организацией А, это, в первую очередь, качество продукции. Данный показатель имеет большое значение для перерабатывающей отрасли. Еще одной гарантией является своевременные поставки продукции, что позволит перерабатывающим заводам работать непрерывно.

Основным каналом сбыта произведенной продукции в организации А является прямые продажи через дистрибьюторов, оптовые продажи. Для выполнения целей по расширению деятельности и поиску новых покупателей, организации необходимо искать и использовать дополнительные каналы сбыта, ими могут стать социальные сети, создание собственного сайта, которые были бы нацелены на сегмент экономики, который связан с переработкой молочной продукции.

Для поддержания качества произведенной продукции, а также его улучшению, организации следует избирательно подходить к выбору поставщиков оборудования, так как данное оборудование напрямую воздействует на качество молока.

При соблюдении принципа непрерывности деятельности, а также использовании предложенных вариантов развития бизнеса, организация А достигнет поставленной цели в установленные сроки.

Источники:

1. Degtyarev, G. Designing an additional freshwater source infrastructure to ensure the environmental sustainability of coastal areas / G. Degtyarev, O. Takhumova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions 2019, SDCBR 2019, Barnaul, 19-20 апреля 2019 года. - Barnaul: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012001.

2. New algorithms for providing safe food raw materials: lessons from the pandemic / M. I. Slozhenkina, G. V. Fedotova , R. M. Lamzin [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volgograd, 17-18 июня 2021 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. - Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 12195.

3. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V. V. Filatov, E. E. Rodina, N. A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533

4. Ганиева И.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: консолидация государства и агробизнеса // Достижения науки и техники АПК. - 2019. - № 4. - c. 5-7. - doi: 10.24411/0235-2451-2019-10401.

5. Оценка современного состояния инфраструктуры сельских территорий Краснодарского края / Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова, Л. Н. Гусакова, И. А. Фадеева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - N° 33(1). - С. 190-203.

6. Пантелеева, Т.А. Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт / Т.А. Пантелеева // Продовольственная политика и безопасность. - 2021. - Том 8. - № 1. - С. 63-84

7. Перспективы развития цифровизации сельских территорий / Е. В. Сидорчукова, Н. П. Агафонова, А. А. Каракейян, П.С. Савельева // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 2(43). - С. 204-209.

8. Практическое применение методов финансового анализа для выявления манипуляций в бухгалтерской отчетности / Н.К. Васильева, Н. Ю. Мороз, Е. А. Соколова, А. В. Фрампольский // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35(3). - С. 254-262.

Referenses:

1. Degtyarev, G. Designing an additional freshwater source infrastructure to ensure the environmental sustainability of coastal areas / G. Degtyarev, O. Takhumova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions 2019, SDCBR 2019, Barnaul, 19-20 апреля 2019 года. - Barnaul: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012001.

2. New algorithms for providing safe food raw materials: lessons from the pandemic / M. I. Slozhenkina, G. V. Fedotova , R.M. Lamzin [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volgograd, 17-18 июня 2021 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering. - Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Ltd, 2021. - P. 12195.

3. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V. V. Filatov, E. E. Rodina, N. A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533.

4. Ganieva I.A. Digital transformation of agriculture in Russia: consolidation of the state and agribusiness // Achievements of science and technology of the agro-industrial complex. - 2019. - No. 4. - p. 5-7. - doi: 10.24411/0235-2451-2019-10401.

5. Assessment of the current state of infrastructure of rural territories of Krasnodar Krai / E. V. Sidorchukova, N. P. Agafonova, L. N. Gusakova, I. A. Fadeeva // Natural sciences and humanities research. - 2021. - № 33(1). - Pp. 190-203.

6. Panteleeva, T.A. Problems of development of digital business models of agricultural enterprises: foreign and domestic experience / T.A. Panteleeva // Food policy and security. - 2021. - Volume 8. - No. 1. - pp. 63-84.

7. Prospects for the development of digitalization of rural areas / E. V. Sidorchukova, N. P. Agafonova, A. A. Karakeyyan, P.S. Savelyeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - № 2(43). - Pp. 204-209.

8. Practical application of financial analysis methods to identify manipulations in accounting statements / N. K. Vasilyeva, N. Yu. Moroz, E. A. Sokolova, A.V. Frampolsky // Natural sciences and humanities research. - 2021. - № 35(3). - Pp. 254-262.

EDN: ASXYEQ

О.А. Великая - Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИСиС», зам. директора офиса управления проектами, директор центра системных исследований, и.о. директора ИНОБР (институт непрерывного образования), [email protected],

OA. Velikaya - National Research Technological University (NITU) "MISiS", deputy. director of the project management office, director of the system research center, acting Director of INOBR (Institute of Continuing Education).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ INNOVATIVE POLICY OF METALLURGICAL ENTERPRISES AND THEIR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

IN THE INDUSTRIAL SECTOR

Аннотация. В статье рассматривается промышленная политика металлургических предприятий, которая основывается на принципах устойчивого развития и становится наиболее эффективной при инновационном подходе. Было выявлено, предприятия готовы вкладывать денежные средства на модернизацию бизнеса с целью снижения затрат, стимулирования иной инвестиционной помощи, повышения конкурентоспособности бизнеса и отраслей российской промышленности. Металлургический сектор является одним из самых инновационно - ориентированных сфер, поскольку пул заказчиков и конечных потребителей нацелен на использование передовых технологий. Было исследовано, продукция отрасли составляет 5 % ВВП, в целом в промышленном комплексе - 17 %. Цель работы состояла в анализе металлургических предприятий с точки зрения их инновационного подхода в промышленной политике и устойчивого развития. Было доказано, процесс цифровизации ставится возможным при наличии адаптированной модели при наличии высококомпетентного специалиста, ориентированного на стратегически важный результат и способный моделировать концепции устойчивого развития на практически важный результат при инновационной направленности и цифровизованном мышлении. Было выяснено, концепция устойчивого развития инновационно- ориентированного бизнеса опирается на совершенство продуманных решений, где есть уникальные решения, качественная продукция, возможность синергии бизнеса с масштабными проектами, а также персонализированный подход и современный сервис на передовом уровне.

Abstract. The article discusses the industrial policy of metallurgical enterprises, which is based on the principles of sustainable development and becomes the most effective with an innovative approach. It was revealed that enterprises are ready to invest in business modernization in order to reduce costs, stimulate other investment assistance, and increase the competitiveness of business and Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.