Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыбохозяйственный комплекс / рыболовство / сохранение водных биоресурсов / стратегия развития / экология / fishery complex / fisheries / conservation of aquatic biological resources / development strategy / ecology

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — С А. Кравцов, С Н. Решетов

В статье рассматриваются основные административно-правовые проблемы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Акцент анализа делается на аспекте сохранения водных биологических ресурсов. Генерируются предложения по внесению изменений в существующие нормативные правовые акты вопросов по сохранению водных биологических ресурсов с целью обеспечения целесообразного рыболовства и увеличения запасов рыбной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — С А. Кравцов, С Н. Решетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROBLEMS OF FISHERY COMPLEX IN THE CONTEXT OF CONSERVATION OF WATER BIORESOURCES OF THE KAMCHATKA REGION

The article deals with the main administrative and legal problems of the fishery complex of the Kamchatka Territory. The emphasis of the analysis is on the aspect of conservation of aquatic biological resources. Proposals are being generated to amend the existing regulatory legal acts on the conservation of aquatic biological resources in order to ensure expedient fishing and increase stocks of fish products.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ»

Природные ресурсы, их современное состояние, охрана., промысловое и техническое использование

УДК 639.2/.3

С.А. Кравцов, С.Н. Решетов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: sergeykravt003@gmail. com

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

В статье рассматриваются основные административно-правовые проблемы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Акцент анализа делается на аспекте сохранения водных биологических ресурсов. Генерируются предложения по внесению изменений в существующие нормативные правовые акты вопросов по сохранению водных биологических ресурсов с целью обеспечения целесообразного рыболовства и увеличения запасов рыбной продукции.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, рыболовство, сохранение водных биоресурсов, стратегия развития, экология.

S.A. Kravtsov, S.N. Reshetov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: [email protected]

ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROBLEMS OF FISHERY COMPLEX IN THE CONTEXT OF CONSERVATION OF WATER BIORESOURCES OF THE KAMCHATKA REGION

The article deals with the main administrative and legal problems of the fishery complex of the Kamchatka Territory. The emphasis of the analysis is on the aspect of conservation of aquatic biological resources. Proposals are being generated to amend the existing regulatory legal acts on the conservation of aquatic biological resources in order to ensure expedient fishing and increase stocks of fish products.

Key words: fishery complex, fisheries, conservation of aquatic biological resources, development strategy, ecology.

Применение, охрана и воспроизводство водных ресурсов является одним из важнейших направлений государственной политики, определенной в «Стратегии развития рыбохозяйствен-ной отрасли на период до 2030 года». Данное направление включает ряд конкретных задач:

- рациональное применение водных ресурсов с учетом рыболовного промысла;

- искусственное воспроизводство водных ресурсов, а также развитие генофондных коллекций и маточных стад ценных видов водных ресурсов;

- сохранение водных ресурсов и обеспечение их защиты в рамках непосредственного контроля и надзора за водными ресурсами [1].

Для совершенствования применения, охраны и воспроизводства водных ресурсов главным значением выступает нормативно-правовая база регулирования и рационального использования водных биологических ресурсов.

Рыбохозяйственная отрасль в социально-экономическом положении Камчатского края имеет ключевое значение. Связано это с тем, что до 1950-х годов у рыбопромышленного комплекса края были большие трудности, обусловленные медленным развитием, небольшой долей хозяйственной освоенности территории и небольшими исследованными запасами биологических ресурсов. Создание новейших районов рыбохозяйственного промысла в Беринговом море позволило

повысить вылов на 70%, что, соответственно, увеличило промыслы в Камчатском регионе в несколько раз. В середине 1950-х годах рыбохозяйственная отрасль Камчатского края считалась самой развитой отраслью региона, что предопределило его моноотраслевой характер. В настоящее время на рыболовный промысел Камчатского края приходится более 90% ВВП.

В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает важнейшее место в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и Российской Федерации в целом, поскольку его удельная доля в рыболовном промысле по Дальнему Востоку составляет 45%, по РФ - 31,0%.

В соответствии с имеющимися сведениями Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, в 2021 г. тихоокеанских лососей в Камчатском крае было выловлено в объеме 439,3 тыс. т. На сегодняшний день, по данным государственной регистрации, в Камчатском крае более 800 организаций реализуют свою деятельность по вылову и/или переработке биологических ресурсов водной среды в бесперебойном режиме в течение всего года или сезонно. Некоторый объем рыбной продукции экспортируется в дальне-зарубежные государства. Республика Корея, Китай, Япония - это те страны, которые являются главными потребителями рыбной продукции Камчатского края.

При этом отрасли рыбного хозяйства присущи некоторые важные проблемы, к которым относятся:

- дефицит современных рыбопромысловых судов;

- преобладание сырьевой модели развития;

- недостаточный уровень переработки;

- низкий уровень берегового и перерабатывающего механизма;

- несущественный объем аквакультуры;

- низкий процент дополнительной сопровождающей продукции (мука, корм, водоросли и пр.) [2].

Для данной отрасли Камчатского края характерно снижение экономических параметров. Причинами данного обстоятельства служат в первую очередь последствия масштабного распространения пандемии Covid-19, из-за которых занимающиеся рыбным хозяйством организации подверглись серьезным сложностям. Среди самых актуальных и важных проблем можно выделить:

- снижение спроса и цены на рыбную продукцию, в результате чего сократилась и прибыль;

- финансовые потери по причине простоев на границах;

- приостановление практического воплощения инвестиционных проектов;

- сокращение объемов экспортируемой продукции;

- отсутствие возможности привлечения сезонных работников из других регионов;

- дополнительные издержки, касающиеся реализации мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Важно указать на тот факт, что вместе с явными достижениями отрасли рыбного хозяйства Камчатского края ей присуща низкая динамика совершенствования и прогресса в сопоставлении с рядом стран, а также многообразные экологические проблемы. Специфика рыбного хозяйства

определяет комплексный межотраслевой характер регламентирования отношений в указанной сфере.

Для отрасли рыбного хозяйства основой является рыболовство. Определение данного понятия представлено в п. 9 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В соответствии с этим законом, рыболовство - «деятельность по вылову биологических ресурсов водной среды, а также приемке, обработке, перегрузки, перевозке, складированию и выгрузке этих ресурсов, включая производство рыбной и прочей продукции и водных биологических ресурсов» [3].

Реализация деятельности по рыболовству сопряжена с некоторыми отрицательными факторами. Речь идет, например, о негативном воздействии на состояние рыболовства и резервов важных видов водных биоресурсов, возрастание размера противозаконного промысла этих ресурсов и запрещенного экспорта рыбной продукции. Огромные масштабы противозаконного промысла характерны для дальневосточного бассейна. Добыча водных биоресурсов осуществляется браконьерами в промышленных масштабах. Тысячи противозаконных действий в отношении рыболовства фиксируются правоохранительными органами, однако до судебного разбирательства доходят лишь сотни, и совсем незначительное число подвергается вынесению реальных приговоров.

Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование

Существует реальная потребность в принятии на законодательном уровне совокупности мер по сохранению водных биологических ресурсов с целью обеспечения целесообразного рыболовства и увеличения запасов рыбной продукции. Данные меры должны быть направлены на поддержание биоресурсов водной среды и их восстановление до такого объема, который будет способствовать стабильному вылову водных биологических ресурсов и сохранению их разновидности.

Комплексный подход выступает в качестве фундамента для определения данного понятия. Сохранение, основываясь на указанном подходе, включает в себя действия, направленные на защиту, воспроизводство и применение водных биоресурсов. Требования к охране биоресурсов в правовых нормах присутствует лишь в общих чертах.

Вместе с тем требуется решение рассматриваемых проблем также в нормативных актах относительно государственной политики в сфере рыболовства и совершенствования рыбного хозяйства. Эта документация включает в себя цели, задачи, главные ориентиры развития законодательства в области применения, поддержания и защиты биологических ресурсов водной среды. Важно акцентировать внимание на том, что для данной категории отношений отсутствует инте-гративный фундаментальный документ, который определяет государственную политику, ориентированную на совершенствование рыболовства, целесообразное применение и защиту биологических ресурсов гидросферы. Таким образом, существует необходимость разработки документа, подобного нормативным актам относительно иных природных ресурсов.

Формирование и воплощение в реальность основ рыбохозяйственной государственной политики, в которую входит применение, воспроизводство и сохранение водных биологических ресурсов, должны проводиться по определенным правилам. Следует рассмотреть их более подробно:

1. Подтвержденное наукой соотношение между экологическими, экономическими и социальными интересами человека, страны и социума. Если говорить о социальных потребностях, то следует сохранить рыбные места, предназначенные для рыболовства, расселения и территорий; создавать рабочие места, всячески поддерживать промысел, экотуризм, который лежит в основе рыболовства.

2. Защита, реализация и рациональное пользование рыбными ресурсами, которые являются одними из требований развитого государства и общества.

3. Выставление приоритетов в области сохранения природных ресурсов и экологических систем, в которые входят все мировые пресные, морские и искусственные водоемы.

4. Презумпция опасности экологического характера в сфере, созданной экономической и производственной деятельности.

5. Потребность в оценивании планируемого влияния на окружающую экологию в ходе принятия каких-либо решений о возведении сооружений рыбохозяйственного характера, производств для переработки сырья, проведения различного рода деятельности в рыбохозяйственной отрасли.

6. Запрет на проведение рыболовства и переработки продукта, если эти процессы могут отрицательно повлиять на экологию, спровоцировать деградацию природных систем, истребление организмов на генетическом уровне, которые живут в водных источниках. Кроме того, нельзя допустить исчезновения природных ресурсов и какого-либо отрицательного преобразования водной среды.

7. Контроль того, чтобы рыбохозяйственная отрасль соответствовала всем правилам безопасности экологии.

8. Привлечение жителей региона к рассмотрению вопросов, которые касаются их прав на использование водных источников.

9. Возмещение всего объема вреда, который был причинен неправильным использованием рыбохозяйственной деятельности.

10. Поддержание сотрудничества с другими странами в ходе решения мировых проблем относительно рыбной промышленности.

11. Соответствие международным требованиям в области ловли рыбы и осуществления охраны биологических ресурсов.

Стоит взять во внимание основные моменты, от которых зависит формирование системы рыболовства, обеспечение охраны ресурсов в ходе их использования. Разработанной стратегией 2030,

которая является долгосрочной, были определены меры по созданию продовольственной безопасности. Направления в сфере экологии являются ограниченными разработками по снижению отрицательного влияния на окружающую среду. Цели в отношении правильного распределения природных источников не до конца поставлены и не касаются сохранения и охраны биологических ресурсов.

В процессах зарождения и сохранения потенциала в области науки, а также вкладов в экономическую сферу, участвует отраслевая наука, которая играет важную роль в процессе инновационных введений. Наблюдается сокращение объемов отраслевых изучений, прослеживается нехватка новой научно-потенциальной базы. Недостаточно внимания уделяется научному обеспечению аквакультуры. Основные направления деятельности и результаты работы подведомственных Федеральному агентству по рыболовству научно-исследовательских рыбохозяйствен-ных институтов выведены из сферы полноценной общественной экспертизы.

Следует также отметить тот факт, что в Камчатском крае ведется работа по разработке «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края до 2035 года», инициированная губернатором Камчатского края. Разработка стратегии длится с 2020 г.

В процессе совершенствования законодательства и разработки «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края» на современном этапе также необходимо учитывать новые реалии, связанные с реакцией развитых стран мира на военную операцию на Украине и следующие за ней пакеты санкций и ограничений. Данные события перечеркивают сложившуюся систему связей, взаимодействия с торговыми партнерами, покупателями рыбной продукции, сотрудничества в ходе решения мировых проблем относительно рыбной промышленности, научными учреждениями, в том числе и по линии воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов.

Можно отметить, что и все дальнейшие решения о международном сотрудничестве в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов должны приниматься в исключительных интересах России. Также России придется предпринимать в дальнейшем дополнительные меры по защите своих водных биоресурсов от посягательств извне в контексте действующих международных санкций и ограничений, которые недобросовестные международные партнеры могут истолковать как слабость нашей страны и как зеленый свет для активизации браконьерства водных биологических ресурсов.

Литература

1. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2798-р от 26 ноября 2019 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Актуальные проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 12 (85). - С. 187-193.

3. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федер. закон Рос. Федерации от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 нояб. 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 2004 г. // Рос. газ. -2004. - 23 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.