УДК 378.14.015
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-80-86
Поступила в редакцию / Received 19.03.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.04.2021 Принята к публикации / Accepted 31.05.2021
оригинальная статья
Аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача: сущность, структура, условия формирования
Минакова Ольга Викторовна
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» 302026, Российская Федерация, г. Орел, ул. Комсомольская, 95 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5221-2967, е-mail: [email protected]
Аннотация. В связи с выходом новых образовательных стандартов, регламентирующих деятельность образовательных структур Российской Федерации, повысились требования к результатам профессиональной подготовки компетентного специалиста с развитым набором компетенций. На основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» было установлено, что будущий врач должен обладать целым спектром навыков и способностей, определяющих его профессионализм. К ним относятся качественный анализ информации, выявление причинно-следственных связей, структурирование исходных данных, рефлексия собственной деятельности, приводящих в итоге к формированию аналитико-рефлексивной деятельности. Формирование аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе профессиональной подготовки определяется как непрерывный и целостный психолого-педагогический процесс, направленный на усиление мотивации, способности и готовности эффективно осуществлять в рамках профессиональной деятельности аналитико-рефлексивную деятельность. Сказанное определило потребность в разработке нового дидактического инструментария, способствующего ее совершенствованию в процессе профессиональной подготовки: модели, педагогических условий, технологии формирования, критериального аппарата и диагностического инструментария.
Ключевые слова: аналитико-рефлексивная деятельность; рефлексия; компетентность; компетенция; аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача; модель; педагогические условия; критерии оценки
Для цитирования: Минакова О.В. Аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача: сущность, структура, условия формирования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 80-86. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-80-86
original article
Analytical and reflexive competence of future doctor: essence, structure, conditions of formation
Olga V. Minakova
Orel State University named after I.S. Turgenev 95 Komsomolskaya St., Orel 302026, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5221-2967, е-mail: [email protected]
Abstract. Due to the release of new educational standards regulating the activities of educational structures of the Russian Federation the requirements for the results of professional training of a competent specialist with a developed set of competencies have increased. According to the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education in 31.05.01 "Medical Care" and 31.05.02 "Pe-
© Минакова О.В., 2021
diatrics", the future doctor must have a whole range of skills and abilities that determines his professionalism. These include the qualitative analysis of information, the identification of cause-and-effect relationships, the structuring of source data, and the reflection of one's own activities, which ultimately lead to the formation of analytical and reflexive activities. The formation of analytical and reflexive competence of a future doctor in the course of professional training is defined as a continuous and holistic psychological and pedagogical process aimed at strengthening motivation, ability and readiness to effectively carry out analytical and reflexive activities within the framework of professional activity. This has determined the need for the development of new didactic tools that contribute to its improvement in the process of professional training: models, pedagogical conditions, technology of formation, criteria apparatus and diagnostic tools.
Keywords: analytical and reflexive activity; reflection; competence; analytical and reflexive competence of future doctor; model; pedagogical conditions; evaluation criteria
For citation: Minakova O.V. Analitiko-refleksivnaya kompetentnost' budushchego vracha: sush-chnost', struktura, usloviya formirovaniya [Analytical and reflexive competence of future doctor: essence, structure, conditions of formation]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 80-86. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-l(47)-80-86 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Анализ современной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе профессиональной подготовки обусловил необходимость ее изучения с позиции различных методологических подходов (системно-деятельностного, компе-тентностного, личностно-ориентированного, рефлексивного, интегративного). Проведенный анализ отечественных и зарубежных работ В.И. Байденко, В.С. Безруковой, А.А. Деркача, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Н.А. Селезневой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и др. [1-6] позволил сделать вывод о том, что понятие «компетентность» целесообразно рассматривать как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения, ориентированы на самостоятельную и успешную профессиональную работу и проявляются в процессе самореализации.
Исходя из этого, в рамках исследования аналитико-рефлексивную компетентность будущего врача можно определить как инте-гративную личностную характеристику, определяющую уровень готовности, владения и осуществления аналитико-рефлек-сивной деятельности в процессе решения профессиональных задач в области медицины [7, с. 231].
Установление сущностных характеристик аналитико-рефлексивной компетентности бу-
дущего врача осуществляется с опорой на такие базовые категории, как «анализ», «рефлексия», «аналитико-рефлексивная деятельность», которые упомянуты в работах философов, психологов и педагогов (Г. Гегеля, П.В. Коп-нина, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Серикова) [8-10]. Анализ данной категории позволил установить, что аналитико-рефлексивная компетентность имеет сложную системную организацию, представляющую собой совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение компонентов, степень сформированности которых отражает готовность будущего врача эффективно осуществлять аналитико-рефлексивную деятельность в профессиональной сфере.
Содержание исследуемой компетентности составляют знания, умения, готовность, соответствующие замыслу и условиям решения профессиональных задач. Готовность раскрывается через способность, в свою очередь, направленную на реализацию ряда компетенций, которые необходимо сформировать у будущего врача для его активного включения в профессиональную деятельность.
Содержательное наполнение аналитико-рефлексивной компетентности представлено совокупностью компетенций, закрепленных в требованиях ФГОС ВО по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия»: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потен-
циала (ОК-5); способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5); готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, паталого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5); готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20).1
Содержание каждой компетенции раскрывается через ожидаемые образовательные результаты как интегративная целостность планируемых знаний, умений, владений, которые должен освоить будущий врач в процессе формирования аналитико-рефлексивной компетентности.
Сущность и содержание аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача нашли отражение в ее структуре, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты [11, с. 62].
Мотивационный компонент представлен мотивами будущего врача к овладению компетенциями, представляющими содержание аналитико-рефлексивной компетентности. Развитие мотивационной составляющей закладывает основу для постоянного профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего специалиста - медика.
Когнитивный компонент раскрывается через определенную совокупность знаний, которые должны быть усвоены будущими медицинскими работниками в процессе формирования их аналитико-рефлексивной компетентности. Содержание когнитивного компонента раскрывается через совокупность аналитико-рефлексивных знаний, степень сформирован-ности которых обеспечивает основу для фор-
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - по специальности 31.05.02 Педиатрия: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.08.2015 № 853. Доступ из справочно-правовой базы «Гарант»; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - по специальности 31.05.01 Лечебное дело: приказ Министерства образования и науки РФ от
08.08.2016 г. № 964. URL: http://fgosvo.ru/news/271807 (дата обращения: 02.03.2021).
мирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача.
Деятельностный компонент включает в себя умения и владения как индикаторы компетенций, определяющих освоение аналити-ко-рефлексивной деятельности, и как результат - формирование аналитико-рефлексивной компетентности. Дидактическим средством формирования аналитико-рефлексивной компетентности в процессе подготовки будущего врача выступил проект, способствующий формированию и развитию специфических умений и навыков проектирования применительно к своей будущей профессиональной деятельности.
Для обеспечения эффективности формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе профессиональной подготовки спроектирована модель, методологическими основаниями которой выступают: системно-деятельностный; ком-петентностный; личностно-ориентированный; интегративный подходы.
Структурно модель представлена следующими компонентами: целевым, содержательным, процессуальным, критериально-оценочным и результативным.
Целевой компонент модели определяет цель деятельности, сформулированную на основе применения указанных выше методологических подходов к процессу формирования аналитико-рефлексивной компетентности.
Содержательный компонент модели -это комплексный компонент, который включает структурное содержание аналитико-рефлексивной компетентности, содержание процесса ее формирования посредством реализации учебных дисциплин, направленных на овладение указанных выше компетенций, а также элективный курс «Педагогическое и методическое сопровождение формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов медицинского вуза», обеспечивающий системное овладение указанными выше компетенциями.
Процессуальный компонент модели представлен средством и технологическим инструментарием, соответствующим логике осуществления проектной деятельности как средства формирования аналитико-рефлексивной компетентности.
Критериально-оценочный компонент модели содержит критерии и показатели сфор-
мированности аналитико-рефлексивной компетентности, для которых конкретизированы оценочные методики, позволяющие максимально полно и всесторонне определить уровень (базовый, оптимальный, продвинутый) сформированности аналитико-рефлексивной компетентности у будущих врачей, который раскрывается в результативном компоненте модели.
Эффективность реализации разработанной модели формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача обеспечивается комплексом педагогических условий. Первое условие состоит в раскрытии и реализации личностного опыта аналитико-рефлексивной деятельности будущего врача. Для соблюдения данного педагогического условия мы использовали элементы личностно-ориентированной технологии, например - учебные ситуации, кейс-методы, с помощью которых будущие врачи имели возможность раскрыть и реализовать свой личностный опыт. Также в качестве ресурсной среды, обеспечивающей условия для реализации личностного потенциала студентов в осуществлении аналитико-рефлексив-ной деятельности в рамках профессиональной сферы, применялись симуляционные технологии (симуляторы, фантомы, манекены-имитаторы), которые использовались на всех этапах обучения.
Второе условие состоит во включении когнитивных и конативных компонентов аналитико-рефлексивной деятельности будущего врача в содержание профессиональной подготовки и обеспечении их перевода в образовательные результаты. Когнитивная составляющая предусматривает интерпретацию полученной информации на основе анализа, сравнения, обобщения, единства с ранее полученными знаниями, а также использование и реализацию этих знаний в профессиональном процессе, содержание когнитивной составляющей раскрывается через совокупность знаний теоретического и методического характера. Конативная составляющая подразумевает становление готовности к профессиональному саморазвитию посредством волевых качеств и представлена готовностью обучаемого к выполнению различного рода действий в своей образовательной и профессиональной деятельности; готовностью нести ответственность за выполнение своей профес-
сиональной практической деятельности; умением строить и осуществлять траекторию своего профессионального саморазвития и самопознания; наряду с аналитическими умениями и навыками обладать способностью самоконтроля и самооценки своего профессионального саморазвития и самопознания. Включение когнитивного и конативного составляющих в структуру аналитико-рефле-ксивной деятельности будущего врача способствует наполнению когнитивным содержанием, а именно регулируемой и самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся, направленной на формирование компонентов аналитико-рефлексивной деятельности будущего врача в содержании профессиональной подготовки и обеспечение их перевода в образовательные.
Следующее условие - внедрение в процесс профессиональной подготовки будущего врача учебного проекта как дидактического средства, направленного на формирование их аналитико-рефлексивной компетентности. Данное диагностическое средство в условиях современного образования направлено на реконструкцию существующей системы в рамках производственной практики, развивает профессиональное мышление, системное и критическое мышление, учит «самостоятельно находить и анализировать проблемную информацию, применять знания, приобретать опыт» [12, с. 19].
Завершающим условием является выстраивание траектории развития аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе его профессиональной деятельности. Алгоритм выстраивания траектории развития аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе его профессиональной деятельности как динамической системы перспективного и долговременного ориентирования будущего врача должен отражать: «мысленное представление себя как профессионала в будущем; определение ана-литико-рефлексивной компетентности как «ориентира», предназначенного для воплощения мысленного образа «Я» как профессионала в реальную профессиональную деятельность; формирование стратегических «целей» ориентира, предполагающих достижение ожидаемых и возможных результатов реализации стратегического замысла» [13]. В качестве примера траектории развития формирования аналитико-
рефлексивной компетентности будущего врача могут выступать индивидуальные планы и программы обучения.
Практическим воплощением целевого назначения модели, содержания аналитико-рефлексивной компетентности, а также выявленных педагогических условий служит технология формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача. Технология раскрывается как многоуровневый процесс формирования аналити-ко-рефлексивной компетентности будущего врача, состоящий из трех последовательных этапов: проектно-диагностического; органи-зационно-деятельностного; рефлексивно-оценочного. Каждый технологический этап характеризуется целью, содержанием, полем и результатом взаимодействия. Цели и содержание каждого этапа направлены на овладение компетенциями, определяющими содержание аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача с учетом выделенных педагогических условий ее формирования.
Определен и обоснован критериально-оценочный аппарат сформированности анали-тико-рефлексивной компетентности будущего
врача в процессе профессиональной подготовки (табл. 1).
Таким образом, предъявляемые в наши дни к выпускнику высшей медицинской школы определенные требования, касающиеся не только теоретических и клинических знаний, умений и навыков, владения мировыми медицинскими технологиями, но и способности к социальной адаптации специалиста обусловили необходимость достижения нового качества образования, сопровождающегося формированием у молодого специалиста «ключевых ком-петентностей», одной из которых может быть рассмотрена аналитико-рефлексивная компетентность. Аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача является профессиональной характеристикой личности, содержательным наполнением которой выступает комплекс компетенций как дескрипторов, регламентирующих аналитико-рефлексивную деятельность.
Проведенное исследование показало эффективность разработанных модели, технологии и педагогических условий формирования аналитико-рефлексивной компетентности будущего врача в процессе его профессиональной подготовки.
Таблица 1
Критериально-оценочная база сформированности аналитико-рефлексивной компетентности
Table 1
Criteria and evaluation basis for formation of analytical and reflexive competence
Критерии Criteria Показатели Indicators Уровни Levels Методики Methods
Мотивационный Motivational Мотивация к аналитико-рефлексив-ной деятельности в процессе ее осуществления Motivation for analytical and reflexive activity in the process of its implementation Базовый Оптимальный Продвинутый Basic Optimal Advanced Методика изучения мотивации Т.И. Ильиной. Тест «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева T.I. Ilyina's methodology for motivation studying. D.A. Leontiev's test "Meaning-Life Orientations"
Когнитивный Cognitive Полнота, глубина, гибкость, системность осознанность знаний Completeness, depth, flexibility, consistency awareness of knowledge Базовый Оптимальный Продвинутый Basic Optimal Advanced Наблюдение за выполнением и содержанием проектов. Метод кейсов Monitoring the implementation and content of projects. Case study method
Деятельностный Action-oriented Аналитические умения. Прогностические умения. Корректирующие умения. Рефлексивные умения. Analytical skills. Predictive skills. Corrective skills. Reflexive skills Базовый Оптимальный Продвинутый Basic Optimal Advanced Методика диагностики рефлексии А.В. Карпова. Метод кейсов. Наблюдение за выполнением и содержанием проектов. A.V. Karpov's methods of reflection diagnostics. Case study method. Monitoring the implementation and content of projects
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. 334 с.
3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ,
1993. 231 с.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?// Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена,
1994. 152 с.
7. Минакова О.В., Федорова М.А. Технология формирования аналитико-рефлексивной компетентности как инновационная образовательная практика подготовки будущего врача // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3 (88). С. 230-234.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 6. 400 с.
9. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М.: Наука, 1973. 324 с.
10. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС», 1998. 686 с.
11. Минакова О.В. Сущностные характеристики формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов медицинского вуза // Образование и общество. 2018. № 1-2 (108). С. 62-64.
12. Минакова О.В., Мананникова Т.В. Проект как средство формирования аналитико-рефлексивной компетентности у студентов медицинского вуза // Современные тенденции развития науки и технологий / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород, 2015. № 8-9. С. 118-119.
13. Аулова Н.В. Формирование аналитико-рефлексивной компетентности будущего учителя в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2011. 24 с.
REFERENCES
1. Baydenko V.I. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podkhoda) [Competences in professional education (to the development of a competence-based approach)]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2004, no. 11, pp. 3-13. (In Russian).
2. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika [Pedagogika. Projective Pedagogy]. Ekaterinburg, "Delovaya kniga" Publ., 1996, 334 p. (In Russian).
3. Derkach A.A., Kuzmina N.V. Akmeologiya: puti dostizheniya vershin professionalizma [Acmeology: Ways of Achieving the Peaks of Professionalism]. Moscow, RAU Publ., 1993, 231 p. (In Russian).
4. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k pro-blemam obrazovaniya? [Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education?]. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher Education Today, 2006, no. 8, pp. 21-26. (In Russian).
5. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of Pedagogical Research]. Samara, SSPI Publ., 1994, 165 p. (In Russian).
6. Serikov V.V. Lichnostnyy podkhod v obrazovanii: kontseptsiya i tekhnologii [Personal Approach in Education: Concept and Technologies]. Volgograd, Peremena Publ., 1994, 152 p. (In Russian).
7. Minakova O.V., Fedorova M.A. Tekhnologiya formirovaniya analitiko-refleksivnoy kompetentnosti kak innovatsionnaya obrazovatel'naya praktika podgotovki budushchego vracha [Technology for the formation of analytical and reflexive competence as innovative educational practice for training a future doctor]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific Notes of Orel State University, 2020, no. 3 (88), pp. 230-234. (In Russian).
8. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: v 61. [Collected Works: in 6 vols.]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983, vol. 6, 400 p. (In Russian).
9. Kopnin P.V. Dialektika kak logika i teoriya poznaniya. Opyt logiko-gnoseologicheskogo issledovaniya [Dialectics as Logic and Theory of Knowledge. Experience of Logical-Epistemological Research]. Moscow, Nauka Publ., 1973, 324 p. (In Russian).
10. Nemov R.S. Psikhologiya: v 3 kn. Kn. 1: Obshchie osnovy psikhologii [Psychology: in 3 bks. Bk. 1: General Basics of Psychology]. Moscow, "VLADOS" Humanitarian Publ. Center, 1998, 686 p. (In Russian).
11. Minakova O.V. Sushchnostnye kharakteristiki formirovaniya analitiko-refleksivnoy kompetentnosti u stu-dentov meditsinskogo vuza [Essential characteristics of the formation of analytical-reflexive competence in medical university students]. Obrazovanie i obshchestvo - Education and Society, 2018, no. 1-2 (108), pp. 62-64. (In Russian).
12. Minakova O.V., Manannikova T.V. Proekt kak sredstvo formirovaniya analitiko-refleksivnoy kompetentnosti u studentov meditsinskogo vuza [Project as a means of forming analytical and reflexive competence in medical university students]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy - Modern Trends in of Science and Technology Development, 2015, no. 8-9, pp. 118-119. (In Russian).
13. Aulova N.V. Formirovanie analitiko-refleksivnoy kompetentnosti budushchego uchitelya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Analytical and Reflexive Competence of the Future Teacher in the System of Higher Professional Education. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Belgorod, 2011, 24 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Минакова Ольга Викторовна - старший преподаватель кафедры психиатрии и неврологии. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5221 -2967 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Olga V. Minakova - Senior Lecturer of Psychiatry and Neurology Department. Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-5221-2967 Contribution: general concept of the article, literature analysis, writing the article.