О.Г. АРКАТОВА старший преподаватель кафедры русского языка Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова'
Аналитические переменные социокультурной адаптации иностранных студентов
Успешность обучения иностранных студентов в стране пребывания (в данном случае - в России), уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от адаптации к новой социокультурной среде. Перед принимающей стороной стоит задача обеспечения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их социокультурной адаптации. Это, разумеется, важная, но только одна сторона проблемы. Другая ее сторона связана с тем, насколько прибывающие готовы к адаптации в новых для них условиях. В этой связи чрезвычайно актуальным как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения представляется исследование социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
Важное значение имеет при этом выделение переменных социокультурной адаптации, тех ее параметров, которые могут быть предметом целенаправленных изменений.
Эти параметры (переменные), на наш взгляд, целесообразно разделить на следующие группы:
- онтологические переменные, выражающие сущность социокультурной адаптации, характеризующие ее виды;
- содержательные переменные, выражающие содержание социокультурной адаптации, формы ее проявления;
- структурные переменные, предусматривающие выделение и описание субъекта и объекта адаптации, ее предмета;
- динамические переменные, относящиеся к характеристике социокультурной адаптации как определенного процесса;
- функциональные переменные, характеризующие функции адаптации применительно к ее субъекту и объекту;
- факторные переменные, раскрывающие механизм детерминации социокультурной адаптации;
- социально-технологические переменные, выражающие стратегии и способы адаптационного поведения.
В данной статье ставится задача характеристики онтологических, содержательных, структурных и динамических переменных социокультурной адаптации.
1. Онтологические переменные. В широком философском (концептуальном) смысле под адаптацией понимают любые взаимодействия системы и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения. Разновидностью адаптации является социальная адаптация, которая понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют друг с другом. Что касается социокультурной адаптации, то она отличается от других видов адаптации аксиологическим назначением, ценностно-ориента-ционным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности. Соответственно, в социокультурной адаптации иностранных студентов преобладают духовно-практические усилия адаптантов, реализующие адаптивный потенциал человека и имеющие ценностно-ориентационное значение. Внутренним источником социокультурной адаптации является несоответствие освоенных, привычных форм и способов культурной деятельности новым потребностям и возможностям адаптантов в условиях изменившейся социокультурной среды.
В социологической литературе отмечается многообразие видов социокультурной адаптации, которые дифференцируются, прежде всего, в зависимости от реагирования адаптантов на источник адаптационных изменений. Обычно выделяют и рассматривают два варианта адаптации: активный и пассивный. Более полной представляется другая классификация:
- активная или инновационная адаптация, которая проявляется в активном воздействии субъекта на внешнюю среду, его направленном изменении и преобразовании;
■ Аркатова Ольга Григорьевна, e-mail: [email protected]
- реактивная адаптация, что означает достаточно оперативное и адекватное реагирование субъекта на изменения в среде;
- пассивная адаптация, которая выражается в запаздывающем и не всегда адекватном реагировании субъекта на изменения среды.
Виды социокультурной адаптации различаются также по логике программирования адаптационных изменений. Есть балансовый вариант социокультурной адаптации, основанный на принципе обеспечения равновесия и изоморфности среде или на принципе поддержания равновесия внутри адаптанта. Другой вариант - конфликтный, когда условием социокультурной адаптации оказывается внешний или внутренний дисбаланс адаптанта, т.е. дисбаланс с внешней средой или с внутренней средой. Сравнительно более распространен смешанный вариант программирования адаптационных изменений в человеке, совмещающий элементы двух предшествующих вариантов.
Адаптационный процесс может быть результатом осуществления целевой программы или следствием стечения обстоятельств. Полезно различать также внешнюю и внутреннюю направленность адаптации. В первом случае адаптация направлена на приспособление к изменившейся внешней среде адаптантов, во втором случае - к изменившейся внутренней среде. Чаще всего встречается смешанная направленность социокультурная адаптации - и на внешнюю среду, и на внутреннюю среду.
Направленность социокультурной адаптации различается и по временному параметру. Выделяют и рассматривают:
- стратегическую адаптацию, ориентированную на длительное время, перспективу;
- тактическую адаптацию, ориентированную на непродолжительное время, на решение текущих адаптационных задач;
- ситуационную адаптацию, ориентированную на приспособление к изменившейся ситуации.
2. Структурные переменные. В данную группу аналитических переменных социокультурной адаптации включаются ее субъект, объект, предмет и результат.
Субъектом в социологии считается носитель предметно-практической деятельности, обладающий активностью, направленной на объект. Социокультурная адаптация иностранных студентов имеет определенную специфику, связанную с особенностями данной группы как субъекта адаптации. Эти особенности выражается в следующем: 1) характер деятельности (учеба); 2) гражданство (не являются российскими гражданами); 3) возраст (подавляющее большинство - это молодежь в возрасте до 30 лет); 4) вторичная социализация.
Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно - практической деятельности. Объектом адаптации является социокультурная среда, в которой находится субъект. Однако следует при этом уточнить, что, во - первых, социокультурная среда, в которой непосредственно действует личность, не тождественна всем социокультурным условиям жизни общества ни по содержанию, ни по объему. Во-вторых, не вся социокультурная среда будет являться объектом адаптации, а лишь та, которую индивид считает актуальной в адаптационном плане.
Переходя к рассмотрению предмета социокультурной адаптации, отметим, что он представляет собой определенную сторону (элемент) объекта. Социокультурная среда как объект адаптации иностранных учащихся представляет собой сложное образование. Ее элементами выступают материальные объекты, коммуникативные структуры (способы и средства получения информации), интеракционные структуры (нормы и паттерны повседневного взаимодействия), поведенческие структуры (бытовые привычки, использование времени и т.п.).
И, наконец, результатом адаптации выступает адаптированность субъекта к социокультурной среде. Причем здесь следует вести речь не о полной адаптации, а об адаптации определенного уровня, поскольку данный процесс - непрерывный и динамичный. В процессе и результате адаптации могут претерпеть изменения как ее субъект, так и объект. В этой связи имеет смысл ввести дифференциацию иностранных студентов по критерию адаптивности. Выделяются пять категорий: 1) высокоадаптированные, 2) адаптированные, 3) низкоадаптированные, 4) неадаптированные и 5) дезадаптированные.
3. Содержательные переменные. Целесообразно выделение и рассмотрение следующих содержательных компонентов социокультурной адаптации:
- мотивационный - стремление к самостоятель-ности, проявление устойчивого интереса к предметной области и желания полностью овладеть ее содержанием;
- когнитивный - понимание связи обучения с будущей профессиональной деятельностью, знание структуры и содержания предметной области знаний;
- операциональный - владение лингвистическим аппаратом для усвоения профессионально-значимой информации, владение навыками самостоятельной учебной деятельности;
- эмоционально-волевой - уверенность в успехе, стремление преодолеть трудности на пути достижения поставленной цели, высокая степень самоорганизации, удовлетворение от самостоятельного получения профессионально значимой информации;
- информационный - речевая, прагматическая и предметная компетентность.
4. Динамические переменные. Из динамических переменных социокультурной адаптации целесообразно выделить следующие: 1) фазы, 2) продолжительность, 3) темп, 4) интенсивность, 5) ритм, 6) обратимость.
Процесс социокультурной адаптации включает несколько фаз (стадий): 1) начальная стадия; 2) стадия терпимости; 3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой; 4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Многофазность - не единственная характеристика динамики адаптационного процесса. Его характеризуют также продолжительность, темп, интенсивность, ритм, состояние, обратимость1.
Продолжительность социокультурной адаптации - время прохождения "отрезка" от начальной до конечной стадии. Каждый социальный процесс разворачивается и совершается в течение определенного времени, хотя его интервал может значительно различаться в зависимости от внешних и внутренних условий. Скажем, процесс социокультурной адаптации граждан может занять несколько месяцев при благоприятствующих условиях, а может растянуться на несколько лет (при отсутствии благоприятствующих условий). Поскольку колебания в продолжительности одного итого же процесса оказываются довольно значительными, то вводится понятие средней продолжительности, которая нередко принимается в качестве нормы.
Темп социокультурной адаптации - скорость прохождения отрезка от начальной до конечной стадии. Темп можно характеризовать как ускоренный, средний или замедленный.
Ускорение социальных процессов чаще всего выступает желательным явлением, хотя не всегда и не везде. Оптимальный темп - не всегда ускоренный темп. Так, невысокий темп развития процесса адаптации, позволяющий "ассимилироваться" его новым членам, способствует его сплочению. И напротив, сплочение затрудняется при быстром темпе развития, препятствующим "вхождению" в социокультурную среду новых членов.
Интенсивность социокультурной адаптации - переменная, характеризующая ее по степени выраженности содержательных элементов, признаков, скажем, активного накопления нового опыта, его апробации и иррадиации. Интенсивность любого социального процесса имеет некоторые предельные значения, выход за которые приводит к аритмии, деформации.
Ритм социокультурной адаптации - переменная, характеризующая последовательность ее стадий, переход от одной стадии к другой, упорядоченность и размеренность. Если эти признаки присущи адаптационному процессу, то можно говорить о его ритмичности, если нет -аритмичности.
Состояние социокультурной адаптации - переменная, характеризующая по ее степени соответствия "норме". Оно может быть:
• оптимальным, т.е. соответствующим идеальной норме (идеальным требованиям);
• нормальным, т.е. соответствующим допустимой норме;
• ненормальным т.е. (аномальным), т.е. не соответствующим допустимой норме:
• патологическим, т.е. таким, когда несоответствие норме достигает крайних значений, что угрожает самому существованию социальной адаптации как определенного процесса, и она может перейти в свою противоположность.
• Обратимость социокультурная адаптации - переменная, характеризующая возможность ее обратной направленности или, напротив, ее повторения. Социокультурная адаптация является обратимым процессом как с точки зрения ее обратного "протекания", так и с точки зрения ее повторения. Нарушения процесса адаптации получили название дезадаптации, повторная или вторичная адаптация - реадаптации.
Таким образом, при исследовании социокультурной адаптации иностранных студентов важно принять к сведению: во-первых, режим взаимодействия адаптанта и социокультурной среды; во-вторых, многообразие видов адаптации (активная, реактивная, пассивная; балансовая, конфликтная, смешанная; стратегическая, тактическая, ситуационная); в-третьих, особенности субъекта, объекте, предмете и результата адаптации; в-четвертых, мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и информационный компоненты адаптации; в-пятых, динамические переменные адаптации - фазы, продолжительность, темп, интенсивность, ритм, обратимость.
1 Эти характеристики (динамические переменные) социального процесса выделены и описаны в работе Данакина Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород: Центр социальных технологий, 2006, с. 112-119.
Аркатова О.Г. Аналитические переменные социокультурной адаптации иностранных студентов.
Описаны аналитические переменные социокультурной адаптации иностранных студентов, выделенные в следующие группы: онтологические, структурные, содержательные, динамические. Эти переменные могут стать теоретическими ориентирами для системного изучения социокультурной адаптации.
Ключевые слова: аналитические переменные, социокультурная адаптация, иностранные студенты, структура.
Arkatova O.G. Analytical variables of socio-cultural adaptation of foreign students. In the article analytical variables of socio-cultural adaptation of foreign students were described, they were divided into following groups: ontological, structural, content, dynamic. These variables can be theoretic orienting point for a systematic research of the socio-cultural adaptation.
Keywords: analytical variables, socio-cultural adaptation, foreign students, structure.