Научная статья на тему 'Амортизационная политика: сущность, проблемы, направления совершенствования'

Амортизационная политика: сущность, проблемы, направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1831
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакумов Р. Г.

В рамках настоящей статьи проанализирована сложившаяся ситуация с амортизационной политикой как инструментом воспроизводства основного капитала в России и предложен ряд первоочередных мер по изменению амортизационной политики и механизма гармонизации действующего законодательства в этой сфере. Выделяются основные элементы амортизационной политики на макрои микроуровне, раскрывается их содержание и значение. Определяются приоритетные направления совершенствования амортизационной политики на макрои микроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Амортизационная политика: сущность, проблемы, направления совершенствования»

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Национальные проекты, осуществляемые в настоящее время в России, — это хорошо, но этого явно недостаточно, необходима системная экономическая политика по увеличению инвестиционной активности в области воспроизводства основного капитала.

От состояния воспроизводства основного капитала зависит создание и регулирование рынка средств производства (основного капитала), зависит технический уклад всего народнохозяйственного комплекса.

Основной капитал является важным элементом национального богатства страны и базой экономического потенциала хозяйствующего субъекта, определяет материально-техническое состояние предприятий и организаций, создает предпосылки для увеличения объемов производства, а следовательно, влияет на эффективность развития производства на макроэкономическом уровне.

Высокая степень износа основного капитала является одной из важнейших причин невыполнения предприятиями требований обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Дальнейшее откладывание внутреннего инвестиционного процесса приведет к саморазрушению отраслей, определяющих технический и социальный прогресс в экономике.

В настоящее время как со стороны государства, так и со стороны предприятий требуются неординарные меры по устранению сложившихся негативных последствий в области воспроизводства основного капитала.

Существующая амортизационная политика как инструмент управления воспроизводством основного капитала пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.

Р.Г. АБАКУМОВ, старший преподаватель кафедры финансов и кредита Белгородский университет потребительской кооперации

Наличие «двойных стандартов» существующей амортизационной политики, для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета, негативно отразились на всех проводимых «благих» начинаниях в области стимулирования воспроизводства основного капитала.

Возникновение расхождений между начислением сумм амортизации в налоговом и бухгалтерском учете создает существенную неопределенность, повышает издержки экономического учета и делает организации уязвимыми для злоупотреблений со стороны сотрудников проверяющих органов, что повышает уровень риска и подрывает стимулы экономического развития.

Хозяйствующие субъекты практически не используют ускоренные методы расчета амортизации. По данным Росстата, доля амортизации для целей налогообложения, начисленной нелинейным способом, в общем объеме амортизации составила в 2007 г. - 4,5 % (в 2006 г. - 3 %).

Использование для расчета амортизации в налоговых целях классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, не оказало существенного влияния на объемы начисленной амортизации.

Недоучет переоценки при налогообложении также нейтрализует преимущества, заложенные в существующей амортизационной политике. По информации Российского союза промышленников и предпринимателей, в настоящее время расхождение между балансовой и восстановительной стоимостью основных средств приводит к тому, что амортизационные отчисления организаций оказываются неадекватными задачам возмещения выбывающих.

В России сегодня отсутствует какой-либо действенный контроль за использованием амортизационных отчислений, а из статистической

отчетности организаций исчезло само понятие «амортизационный фонд».

В 2007 г. на амортизационные отчисления приходилось только 22,8 % от всех инвестиций в основной капитал, остальная часть осуществлялась за счет привлеченных средств со стороны — 54,6 % и прибыли — 19,2 %, и это тоже довольно низкий уровень по сравнению с мировой практикой.

Изучение и анализ научно-экономической литературы показали значительный разброс мнений ученых и практиков по поводу сущности амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровне.

Амортизационная политика определяется нами как отношения между хозяйствующими субъектами и государством в процессе формирования условий осуществления воспроизводственного процесса путем определения норм амортизации, способа перенесения стоимости основных средств на производимый продукт в целях удовлетворения потребностей организаций в инвестиционных ресурсах.

В целом амортизационная политика приводит в действие определенные рычаги на макроуровне, которые влияют на степень обновления основного капитала, ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, совершенствование налоговой системы (табл. 1)

Амортизационная политика на микроуровне — это комплекс научно обоснованных мероприятий, направленных на своевременное и качественное обновление внеоборотных активов, формирование достаточного уровня амортизационных отчислений и их использование в соответствии с функциональным назначением в целях обеспечения непрерывного процесса воспроизводства с высоким уровнем эффективности.

На микроуровне при осуществлении эффективной амортизационной политики идет процесс обновления основного капитала и повышается технический уровень производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки для снижения себестоимости продукции и максимизации прибыли, которые являются основными направлениями устойчивой деятельности организации (табл. 2).

В связи с этим одной из важнейших задач амортизационной политики должно стать восстановление воспроизводственной функции амортизации.

Таким образом, основополагающими элементами амортизационной политики организации являются: порядок оценки и переоценки основных средств, определение обоснованных сроков полезного использования объектов, выбор способов начисления амортизации, оптимизация налоговых платежей, формирование необходимого уровня амортизационного резерва, обеспечение целевого использования амортизационных отчислений, вы-

Таблица 1

Амортизационная политика на макроэкономическом уровне

№ п/п основные элементы содержание

1 Разработка экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества Срок полезной службы актива должен учитывать предполагаемый физический и моральный износ, ожидаемый объем использования актива, юридические и прочие ограничения на его использование

2 Реализация эффективных механизмов начисления амортизации Использование наиболее приемлемого и оптимального варианта начисления амортизации, исходя из целей и задач развития национальной экономики

3 Создание условий, обеспечивающих использование амортизационных отчислений Использование постоянного источника финансирования воспроизводства в виде амортизационных отчислений с наивысшей отдачей и создание на государственном уровне благоприятных условий для реализации этой задачи (улучшение инвестиционного климата, защита основного капитала от воздействия негативных экономических явлений и др.)

4 Налоговое стимулирование ускорения обновления основного капитала Появление возможности выбора метода начисления амортизации и регулирования величины прибыли и налогов на прибыль и имущество

5 Методическое руководство разработкой и реализацией амортизационной политики Подготовка пакета нормативно-правовой документации, руководство процессами внедрения новых методов начисления амортизации, учета и составления отчетности на федеральном, региональном и местном уровнях управления

6 Мониторинг реализации амортизационной политики государства Получение сведений, необходимых для оценки проводимой амортизационной политики, обобщение и подготовка сводных материалов и предложений по ее совершенствованию

56

финансы и кредит

Таблица 2

Амортизационная политика на микроэкономическом уровне

№ п/п Основные элементы Содержание

1 Оценка и переоценка основных средств Проведение переоценки индексным методом (на основе индекса статистики), методом прямого пересчета (на основе экспертных заключений)

2 Определение сроков полезного использования основных средств Представление достоверных фактов хозяйственной деятельности предприятий

3 Выбор и обоснование методов начисления амортизации Используемый метод начисления амортизации должен отражать схему работы организации в части потребления экономических выгод, получаемых от актива

4 Обеспечение целевого использования амортизационных отчислений При целевом использовании амортизационные отчисления вкладываются в производство и обеспечивают доход на уровне рентабельности собственного капитала, необходимый для восстановления изношенного имущества

5 Предотвращение чрезмерного морального и физического износа основных средств Внедрение новой техники и технологий, совершенствование ремонтно-эксплуатационного обслуживания, дифференциация сроков полезного использования в зависимости от износа и др.

6 Выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств Осуществление своевременного и качественного технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства

7 Оптимизация налоговых платежей Увеличение амортизационных отчислений способствует снижению налоговых платежей и росту собственных финансовых ресурсов

бор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств, совершенствование структуры основных средств.

Для актуализации амортизационной политики по направлениям нами предлагается следующий алгоритм планирования амортизационных отчислений в качестве инвестиционного ресурса:

1. Уточнять количественный состав объектов амортизируемого имущества на основе инвентаризации.

2. Определять стоимость амортизируемого имущества на соответствующий момент времени с учетом ее изменения в процессе достройки, дооборудования активов организации.

3. Устанавливать соответствующие амортизационные группы на основе классификации основных средств и исчислять сроки полезного использования активов.

4. Выбирать и экономически обосновывать метод начисления амортизации.

5. Определять сроки ввода новых и выбытия устаревших объектов амортизируемого имущества.

6. Рассчитывать амортизационные отчисления по однородным группам и объектам амортизируемого имущества.

7. Определять приоритетные направления использования амортизационных отчислений.

8. Учитывать амортизационные отчисления при оценке эффективности инвестиционных проектов в составе чистых денежных поступлений.

По нашему мнению, в сложившихся условиях для экономики России наиболее приемлемыми

являются следующие направления совершенствования амортизационной политики:

1. Устранение противоречий между правилами налогового и бухгалтерского учета путем законодательного разграничения сфер регулирования: налоговое законодательство должно определять понятие амортизируемого имущества, его стоимости (первоначальную, восстановительную и остаточную), срок его полезного использования, порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения имущества и прибыли организаций; бухгалтерское законодательство должно определять состав основных средств и нематериальных активов, правила отражения в бухгалтерском учете, раскрытие информации об объектах амортизируемого имущества. Следует полностью унифицировать методы ускоренного списания основных средств, действующие в рамках налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Разграничение правил определения экономических показателей и отражения операций по амортизируемому имуществу между бухгалтерскими и налоговыми нормативно-правовыми актами приведет к созданию единообразных и достоверных сведений.

2. Введение надбавок - «амортизационных премий», сущность которых заключается в том, что для поощрения модернизации организаций из доходов возможно разрешить из налогооблагаемой базы по прибыли исключать сумму, равную 20 — 30 % исходной стоимости основных средств в дополнение к обычной амортизации, индексируя тем самым темпы инфляции.

3. В отраслях, признанных приоритетными, предоставлять право организациям периодически (ежеквартально) определять и списывать величину амортизационных отчислений пропорционально росту выручки от реализации.

4. Предусмотреть возможность начисления амортизации с поправкой на функциональный износ для электронно-вычислительной техники.

5. Существенно увеличить лимит стоимости основных средств, затраты по которым можно сразу списывать на издержки производства по сравнению с действующим лимитом.

6. Предусмотреть возможность начисления амортизации способом двукратного уменьшающегося остатка (по опыту США) для станочного оборудования с числовым программным управлением и робототизированными комплексам;

7. Снизить максимальный срок амортизации для металлорежущих станков до 5 — 7 лет.

8. При исчислении налогов предусмотреть наличие «инвестиционной льготы», которая освобождала бы от налогообложения 50 — 100 % прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.

9. По налогу на имущество целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию, что позволит стимулировать заинтересованность организаций во внедрении новой техники и технологий.

10. Ввести освобождение от таможенных пошлин отдельных видов импортного технологического оборудования и запасных частей, аналогов которым нет в России, и уменьшить сроки их амортизации.

11. Ввести специальные инвестиционные счета в банках с передачей их в доверительное управление в рамках специальных паевых инвестиционных фондов «амортизации» при условии полного освобождения указанных фондов от налогообложения. Или предлагается установить преференциальный режим налогообложения доходов, полученных от размещения средств накопленной амортизации на депозитных счетах в кредитных организациях. При этом налоговые преференции должны иметь целевой характер использования, а именно, обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на инвестиции в основной капитал.

12. «Узаконить» переоценку основных средств в целях налогообложения, с учетом следующих принципов: добровольность ее проведения, исходя из

финансового состояния конкретного предприятия, стратегии его развития; использование исключительно рыночных методов при оценке восстановительной стоимости основных средств; направление дополнительно полученных от переоценки финансовых средств только на цели инвестирования. Задача переоценки основных средств состоит в том, чтобы обеспечить адекватность суммы амортизационных отчислений задаче воспроизводства основных средств.

Переоценка основных средств позволит определить реальный имущественный потенциал организации, объективно установить продажные цены на реализуемые основные средства и арендную плату в случае их сдачи в аренду.

Рост стоимости основного капитала в результате переоценки увеличивает чистые активы хозяйствующего субъекта, гарантирующие интересы кредиторов, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта.

По оценке государственного учреждения «Институт макроэкономических исследований», даже в существующих условиях переоценка основных средств на 01.01.2008 г. позволит дополнительно увеличить инвестиции в основной капитал на 0,4 — 0,5 % и обеспечить прирост ВВП на 0,1 — 0,2 процентных пункта.

13. Ввиду отсутствия в бухгалтерской (финансовой) отчетности полной и прозрачной информации о состоянии и движении амортизационных отчислений предлагается: в разделе «Резервы» формы № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражать информацию о движении амортизационного резерва; в форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» выделять сумму амортизационных отчислений, поступившую в составе выручки от продажи продукции и сумму амортизационных отчислений, направленную на капитальные вложения; в приложениях к бухгалтерскому балансу указывать способ начисления амортизации по группам основных средств.

14. Формирование в организациях эффективной системы финансового менеджмента, текущего, среднесрочного и стратегического планирования расходования амортизационного фонда, обеспечивающего, во-первых полное поступление амортизационных отчислений в составе денежной выручки от реализации продукции (учет рыночной конъюнктуры и спроса), во-вторых, направление ресурсов амортизационного фонда на финансирование капитальных вложений, возмещение и накопление основного капитала, а следовательно, целевое использование амортизационных отчислений.

58

финансы и кредит

Реализация мер по совершенствованию амортизационной политики будет способствовать расширению инвестиционно-финансового потенциала хозяйствующих субъектов.

В случае активного проведения в жизнь указанных предложений общая величина инвестиций по отношению к ВВП, по нашему мнению, может возрасти уже в ближайшие 3 - 4 года с 16 до 23 -25 %, что позволит экономике России развиваться годовым темпом в 10 — 12 %, а при целенаправленном стимулировании инвестиций в производство товаров народного потребления обеспечить и снижение инфляции до 3 — 4 % в год.

В сложившейся ситуации назрела необходимость того, чтобы амортизационная политика в Российской Федерации получила самостоятельное

правовое регулирование с формированием прагматичных и ответственных шагов по восстановлению инвестиционного потенциала.

Литература

1. Иванова Р. И. Переход к учету амортизации в соответствии с международными стандартами // Проблемы развития агропромышленного комплекса: сб. науч. ст. СПб.: СПбГАУ, 2006.

2. Костюкова Е. И. Амортизации как способ возврата инвестированного капитала // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 6.

3. URL:http://www.gks.ra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.