Научная статья на тему 'Американо-югославские торговые отношения 1948-1954 гг. В контексте советско-югославского конфликта'

Американо-югославские торговые отношения 1948-1954 гг. В контексте советско-югославского конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГОСЛАВИЯ / ФНРЮ / США / СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ КОНФЛИКТ 1948 Г. / АМЕРИКАНОЮГОСЛАВСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / YUGOSLAVIA / FPRY / USA / SOVIET-YUGOSLAVIA CONFLICT OF 1948 / AMERICAN-YUGOSLAV TRADE RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобрышева К. Л.

В статье представлен анализ развития торгово-экономических отношений между Соединенными Штатами Америки и Югославией от начала советско-югославского конфликта до нормализации отношений между Федеративной Народной Республикой Югославия и Союзом Советских Социалистических Республик. Рассматриваются количественный и качественный состав югославского экспорта и импорта, а также проблемы, возникавшие в торговых отношениях между двумя странами в рассматриваемый период. В статье отмечается увеличение торгового оборота между ФНРЮ и США вследствие советско-югославского конфликта, характерная специфика экспорта и импорта, причины дисбаланса торгового оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN-YUGOSLAV TRADE RELATIONS OF 1948-1954 IN THE CONTEXT OF THE SOVIET-YUGOSLAV CONFLICT

The article is devoted to the analysis of the development of trade and economic relations between the United States of America and Yugoslavia from the beginning of the Soviet-Yugoslav conflict to the normalization of relations between the Federal People`s Republic of Yugoslavia. The study considers the quantitative and qualitative composition, volumes and the conditions of Yugoslav exports and imports, as well as problems that arose in bilateral trade in this period. The authors notes the increase of trade turnover in consequence of the Soviet-Yugoslav conflict. The memoir contains the characteristic of Yugoslav export, where non-ferrous metals were first in line, as well as imports, most of which were agricultural goods. The authors is coming to the conclusion that bilateral trade was unremunerative for Yugoslavia as import exceed export. The study reveals roots and solution of this problem: increasing exports and own production of some imported goods, reorientation part of ones to other countries.

Текст научной работы на тему «Американо-югославские торговые отношения 1948-1954 гг. В контексте советско-югославского конфликта»

УДК 327.51

DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-4-652-659

АМЕРИКАНО-ЮГОСЛАВСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1948-1954 гг. В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКОГО КОНФЛИКТА

AMERICAN-YUGOSLAV TRADE RELATIONS OF 1948-1954 IN THE CONTEXT OF THE SOVIET-YUGOSLAV CONFLICT

К.Л. Бобрышева K.L. Bobrysheva

Курский государственный университет, Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33

Kursk State University, 33 Radisheva St, Kursk, 305000, Russia

E-mail: senialeo@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен анализ развития торгово-экономических отношений между Соединенными Штатами Америки и Югославией от начала советско-югославского конфликта до нормализации отношений между Федеративной Народной Республикой Югославия и Союзом Советских Социалистических Республик. Рассматриваются количественный и качественный состав югославского экспорта и импорта, а также проблемы, возникавшие в торговых отношениях между двумя странами в рассматриваемый период. В статье отмечается увеличение торгового оборота между ФНРЮ и США вследствие советско-югославского конфликта, характерная специфика экспорта и импорта, причины дисбаланса торгового оборота.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the development of trade and economic relations between the United States of America and Yugoslavia from the beginning of the Soviet-Yugoslav conflict to the normalization of relations between the Federal Peoples Republic of Yugoslavia. The study considers the quantitative and qualitative composition, volumes and the conditions of Yugoslav exports and imports, as well as problems that arose in bilateral trade in this period. The authors notes the increase of trade turnover in consequence of the Soviet-Yugoslav conflict. The memoir contains the characteristic of Yugoslav export, where non-ferrous metals were first in line, as well as imports, most of which were agricultural goods. The authors is coming to the conclusion that bilateral trade was unremunerative for Yugoslavia as import exceed export. The study reveals roots and solution of this problem: increasing exports and own production of some imported goods, reorientation part of ones to other countries.

Ключевые слова: Югославия, ФНРЮ, США, советско-югославский конфликт 1948 г., американо-югославские торговые отношения.

Keywords: Yugoslavia, FPRY, USA, Soviet-Yugoslavia conflict of 1948, American-Yugoslav trade relations.

После окончания Второй мировой войны в системе международных отношений происходил процесс распространения американского влияния на европейские страны. Советско-югославский конфликт 1948 г. позволил США начать кампанию по вовлечению Югославии в зону своего влияния. Для этого США в первую очередь использовали экономические методы, которые заключались не только в предоставлении непосредственной продовольственной, денежной, военной и иной помощи, но и в развитии активных торгово-экономических отношений. Изучение качественных и количественных характеристик

торгового оборота между двумя странами позволяет понять характер взаимоотношений двух стран, место Югославии во внешней политике США, а также механизмы вовлечения страны в зону американского влияния. Кроме того, связи между Югославией и США являются примером практического сотрудничества государств с различным политическим устройством и идеологией.

Вопрос экономических взаимоотношений ФНРЮ с ведущими державами в 1948-1953 гг. представлен в отечественной литературе в трудах А.С. Аникеева [Аникеев, 2011], А.А. Костина [Костин, 2011], Л.Г. Чувахиной [Чувахина, 2015], зарубежных исследователей Е.Н. Космач [Космач, 2006], Д. Шимон-мл. [Шимон-мл., 2015], Л. Лиз [Lees, 1997], Б. Хейзера [Heuser, 1989], Л. Матеса [Mates, 1976]. Однако в историографии первостепенное внимание уделяется оказанию США экономической помощи Югославии, при этом вопросы торгового оборота между странами недостаточно освещены. Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, в период с 1948 по 1954 гг. товарооборот между США и ФНРЮ увеличился в несколько раз, а влияние США на экономику Югославии приобрело устойчивый характер.

Советско-югославский конфликт дал повод говорить о нарушении Советским Союзом экономических обязательств по отношению к ФНРЮ, что, по мнению правящих кругов, приносило «большие трудности в течение 1948 года»1. Последовавшая денонсация (28 сентября 1949 г.) Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, разрыв дипломатических отношений в ноябре 1949 г. привели к прекращению в 1950 г. экономических связей между двумя странами. Перед руководством ФНРЮ возникла необходимость поиска нового внешнеэкономического партнера.

Актуализация данной проблемы была вызвана ухудшением экономической ситуации внутри страны: невыполнением и продлением пятилетнего плана (1947-1952 гг.), следствием чего были народные займы 1948 и 1950 гг., а также засухой 1950 г. [Едемский, 2011, с. 595-596]. К тому же после разрыва отношений СССР потребовал от Югославии оплатить долг за предоставленное вооружение и имущество в размере 276,2 млн руб. 2.

Разрыв Югославии с СССР, по мнению США, мог послужить основой для сотрудничества двух стран, постепенного отрыва Югославии от социалистического лагеря и вовлечения ее в орбиту американского влияния. Таким образом, и Югославия, и США искали возможности для экономического сотрудничества.

Уже в конце 1948 г. в западной прессе стали появляться сообщения о контактах Югославии с капиталистическими странами, в том числе о секретном соглашении между ФНРЮ и Соединенными Штатами в экономической, политической и военной областях3. Руководство Коммунистической партии Югославии (далее - КПЮ4) опровергало эти сообщения, а в официальном печатном органе партии, газете «Борба», была напечатана статья, объяснявшая данные сведения интригами американских империалистов, которые, по словам автора, пытались «добиться для себя выгоды: изолировать ... страну и обострить разногласия по некоторым вопросам между Югославией, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой стороны»5. Подчеркивалось, что США и Югославия не имели никаких торговых договоров, хотя и велись переговоры о заключении договора с англоамериканской зоной оккупации в Германии. С советской зоной договор был подписан6.

Несмотря на эти заявления, в июле 1948 г. был решен вопрос о блокированном в США югославском имуществе. Американское правительство разрешило деблокировать югославские средства, состоящее из 41 тонны золота, вывезенного в 1941 г. в США. Это произошло только после того, как правительство ФНРЮ в мае 1948 г. согласилось опла-

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 11; Ф. 17. Оп. 128. Д. 668. Л. 97.

2 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1374. Л. 37-38.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 493. Л. 246-249.

4 После 1952 г. - Союз коммунистов Югославии (СКЮ).

5 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 493. Л. 249.

6 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 31.

тить возмещение за национализированное американское имущество из этого золота (в связи с чем его количество уменьшилось)1.

19 июля было подписано соглашение о национализированной собственности, по которому Соединенные Штаты получали 17 млн долл. [Foreign Relations of the United States, 1948, р. 1093]2, в то время как замороженные активы югославского правительства составляли около 47 млн долл., а частные активы - 13,8 млн долл. [Foreign Relations of the United States, 1948, р. 1058].

В соглашениях также предусматривались платежи за помощь США, оказанную в рамках ленд-лиза и деятельности ЮНРРА (ЮНРРА - Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций).

Данное соглашение отличалось от аналогичных, заключенных Югославией с Великобританией и другими странами Европы. С этими странами вопрос был решен путем заключения долгосрочных торговых соглашений, выплат в твердой валюте, частично - в виде экспорта в страны, заинтересованные в этом3. Таким образом, требования, выдвинутые США, были более жесткими, нежели требования других западных стран. Тем не менее, решение этой ключевой проблемы позволило расширить экономическое взаимодействие между двумя государствами и вывести его на новый уровень. Уже к концу июля 1948 г. администрация Трумэна обеспечила поставку в Югославию нескольких тысяч тонн нефти [Foreign Relations of the United States, 1948, р. 1094].

В целях дальнейшего расширения контактов югославское правительство взяло на себя обязательства оплачивать долларовые займы бывшего югославского правительства в сумме 38,5 млн долл.4, после чего 12 октября 1948 г. США сняли эмбарго на югославское золото в размере 18 млн 144 тыс. долл.5. Мы согласны с мнением А. А. Костина [Костин, 2011, с. 97], согласно которому урегулирование данных вопросов стало возможным благодаря улучшению экономических отношений между двумя странами, начавшемуся уже в

1947 г., а конфликт с Советским Союзом стал лишь катализатором этого процесса.

Политику США в отношении Югославии после конфликта 1948 г., довольно точно характеризует американский журналист Дж. Гюнтер в статье, опубликованной в британской газете «Дейли телеграф». Он предостерегал от возможных негативных последствий, поясняя, что дружественные отношения между западными странами и Югославией возможны на основе торговых соглашений, но с условием того, что Запад не будет подрывать существующий режим. По образному выражению автора, «Тито был и должен быть очень осторожным, потому что если он слишком покажет свою готовность пойти на соглашение с Западом, то он потеряет симпатии фанатичных коммунистов. Поэтому если мы (Запад -авт.) делаем какое-нибудь предложение, то мы должны поступать очень деликатно, а то мы рискуем бросить Тито в объятия экстремистов»6.

18 февраля 1949 г. Совет Национальной безопасности принял Директиву 18/2 о расширении списка товаров, разрешенных для экспорта в Югославию, а самые необходимые из них решено было вывозить без «межведомственного оформления» [Foreign Relations of the United States, 1948, р. 867-868].

Основной статьей экспорта ФНРЮ в США стали цветные металлы7. Еще в 26 декабря

1948 г. Вельфорт, администратор Американской ассоциации по изучению меди и медных сплавов (US Copper and Brass Research Association), высказал мнение о том, что американцы не смогут обеспечить себя в 1949 г. необходимым количеством меди, свинца и цинка. При этом он отметил, что Югославия располагает значительным количеством цинка, бокситов, хрома, сурьмы и других руд, запасы которых США стремятся создать у себя. В начале января

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 668. Л. 158.

2 Там же. Д. 669. Л. 28.

3 Там же. Д. 668. Л. 158.

4 Там же. Д. 669. Л. 28.

5 Там же. Д. 1163. Л. 180.

6 Там же. Д. 668. Л. 67.

7 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 56.

1949 г. посол США в Югославии К. Кеннон сообщал в Вашингтон, что югославская сторона предложила продавать медь и цинк в США в обмен на экспорт лицензий на производство оборудования, в т. ч. сталелитейного [Космач, 2006, с. 95]. Американское правительство одобрило экспортные лицензии на сумму более 17 млн долл. [Foreign Relations of the United States, 1949, р. 894-896], а 22 июня 1949 г. была разрешена продажа сталелитейного оборудования [Foreign Relations of the United States, 1949, р. 905-907]. Принятию данного решения способствовало прекращение югославами помощи греческим коммунистам и закрытие югославо-греческой границы [Foreign Relations of the United States, 1949, р. 900-902].

Газета «Вашингтон Франс пресс» приводила следующие статистические данные об экспорте югославского сырья в США. За декабрь 1948 - январь 1949 гг. из Югославии было вывезено больше стратегического сырья (цветные металлы свинец и медь), чем за весь 1947 г.1 Растущие поставки югославской меди в США (в январе 1949 г. на общую сумму 1 млн 800 тыс. долл.) обеспечивали Белград достаточным количество долларов для закупки промышленных материалов в США2. По мнению советских специалистов, вывоз цветных металлов осуществлялся по ценам, которые были значительно ниже мировых, из-за чего только в 1951 г. Югославия на разнице цен теряла от 300 до 400 тыс. долл. в месяц3.

В период с 1950 по 1954 гг. медь, свинец, цинк, занимали первое место в югославском экспорте в США4.

Расширение сотрудничества Югославии с капиталистическими странами вызвало недовольство со стороны стран социалистического лагеря. На обвинения Советского Союза в торговле с Западом ЦК КПЮ в феврале 1949 г. отвечал следующим образом: «Конечно, если Югославия продает медь американцам, то эта медь является стратегическим сырьем, а когда Венгрия продает им же медь и марганец, то это уже не стратегическое сы-рье»5. И.Б. Тито, оправдывая свою политику по отношению к Западу, писал: «Почему Советский Союз может покупать, что требуется у капиталистических стран, а Югославия не может?» [Цит. по: Калинин, 2016, с. 145]. По мнению руководства страны, у Югославии имелась возможность «вести торговлю с империалистическими странами на равных нача-лах»6. Несмотря на то, что данное утверждение являлось преувеличением с югославской стороны, особое политическое положение ФНРЮ в биполярном мире, возникшее после конфликта с СССР, позволяло рассчитывать на экономическую поддержку Запада.

8 января 1952 г. американская администрация заключила с правительством Югославии на условиях Закона о взаимной безопасности 1951 г. двустороннее соглашение, определившее основы экономических отношений между двумя странами [Чувахина, 2016, с. 31]. Условиями оказания экономической помощи было: развитие промышленного и сельскохозяйственного производства на «здоровой экономической основе», информирование американцев о разрабатываемых проектах, укрепление курса национальной валюты, общего финансового положения страны, развитие экономических связей со странами, которым оказывалась помощь по закону «Об экономическом сотрудничестве» 1948 г. (план Маршалла). Предусматривалось также создание специальной группы американского персонала при американском посольстве в Югославии, участвующей в его реализации [Аникеев, 2011, с. 627]. В дальнейшем эти требования были выполнены югославской стороной. Несмотря на заключение данного соглашения, по словам Председателя внешнеторговой палаты Милана Алексича, с юридической точки зрения торговля между Югославией и США осуществлялась на тот момент на основании Договора о торговле и мореплавании, который был заключен в 1881 г. Королевством Сербии. Этот договор не был денонсирован, и американо-югославский обмен не регламентировался никаким другим соглашением7.

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 668. Л. 28.

2 Там же. Л. 170.

3 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1377. Л. 179.

4 РГАСПИ. Ф. 575.Оп.1. Д. 420. Л. 56.

5 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 668. Л. 64.

6 Там же. Л. 64.

7 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 55.

США рассчитывали, что экономическое сотрудничество, наряду с экономической помощью, оказание которой предусматривалось «Законом о чрезвычайной помощи Югославии», одобренным президентом США Г. Трумэном 29 декабря 1950 г.1, будет способствовать «углублению пропасти» между СССР и Югославией, поможет «поддерживать Тито на плаву» [Lees, 1997, p. 108], а пример независимой и благополучной Югославии сможет стать привлекательным для других стран народной демократии.

Таким образом, Югославия после решения путем ряда уступок вопроса о блокированном в США имуществе уже спустя несколько месяцев после начала советско-югославского конфликта смогла наладить экономическое сотрудничество с США, а спустя около двух лет после разрыва торговых отношений с СССР - законодательно это сотрудничество закрепить.

Товарооборот между ФНРЮ и США значительно возрос. Если в период 1935-1939 гг. доля Соединенных Штатов составляла в среднем 2,3% югославского экспорта и 4,8% югославского импорта, то в первой половине 1950-х гг. товарооборот между странами резко увеличился, составив в 1951 г. 14,6% и 15,8 % соответственно [Savezni zavod za statisticku, 1954, p. 212].

Статистические данные свидетельствуют о том, что даже без учета американской помощи, США занимали во внешней торговле ФНРЮ значительное место (к 1952 г. второе место как в экспорте, так и в импорте Югославии) [Savezni zavod za statisticku, 1954, p. 212].

В феврале 1952 г. министр иностранных дел Югославии Э. Кардель на VI съезде КПЮ высказал мнение о том, что постоянно растет признание того, что «Югославия фактически, если не формально, стала частью западного блока и будет нуждаться во всевозможной поддержке, которую она может получить для своей экономической и общественной системы, находясь в его рядах2. В сентябре 1952 г. в газете «Борба» И.Б. Тито изложил свою оценку взаимоотношений США и Югославии: «...Здесь дело в миллионах и миллионах долларов, а раз их уже дают, то можно постараться получить что-нибудь. Пока что они в огромной мере выигрывают в том, что мы на этой территории, на Балканах, едины и духом и географически, что у нас сильная вооруженная армия, и потому, что мы стоим как скала, которая защищает и себя, и Запад, защищая и охраняя себя. Таким образом, с этой стороны Запад в значительной мере защищен, и мы, защищая свою свободу и независимость, тем самым объективно защищаем и Запад»3. Посол США в Белграде Дж. Аллен заявлял, что Югославия поддерживает программу коллективной безопасности в рамках Объединенных наций и подчеркивал значение Югославии в деле сохранения мира в Европе. Он акцентировал внимание на принципах независимости, которые декларировала Югославия, подчеркивая, что это страна, готовая всеми силами защищать свою независимость, и что она «будет сопротивляться любым попыткам извне, любым угрозам ее независимой политике»4.

Анализируя данные высказывания, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, Югославия обладала выгодным геостратегическим положением. Это было особенно важным ввиду существовавшего в 1950-х гг. мнения о возможности возникновения конфликта США и СССР, ареной борьбы которых могла стать территория ФНРЮ [Foreign Relations of the United States, 1951, р. 1755-1758; Heuser, 1989, p. 31; Lees, 1997, p. 109; Аникеев, 2011, с. 621]. Во-вторых, Югославия занимала особое место в биполярном мире: между социалистическим Востоком (с которым были прерваны взаимоотношения в 1948-1949 гг.) и капиталистическим Западом (в зону влияния которого ее пытались вовлечь США). Это понимали и политические лидеры Югославии, тем самым справедливо рассчитывая на американскую помощь и развитие товарооборота. Данные аспекты учитывала и политическая элита США, оказывая ФНРЮ необходимую экономическую поддержку.

Несмотря на взаимовыгодное торговое сотрудничество Югославии и США, их экономические отношения не носили равноправный характер. И хотя роль ФНРЮ как реци-

1 РГАСПИ. Ф. 82. Оп.2. Д. 1377, Л. 166.

2 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 253. Л. 178.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 215.

4 Там же. Л. 89-90.

пиента проявлялась в первую очередь в вопросах оказания им американской помощи, тем не менее такое положение вещей проявлялось и в торговле.

К середине 1950-х гг. все более очевидными становились проблемы, связанные с торговым оборотом между Югославией и США. В первую очередь наблюдалось явное преобладание импорта над экспортом. Если в югославском импорте США в течение 1953-1955-х гг. занимали первое место, то в экспорте - третье в 1953 г., четвертое (делили с Великобританией) в 1954 г. и третье в 1955 г. [Savezni zavod za statisticku, 1954, p. 212].

По данным югославской экономической газеты «Привредни преглед», помимо того, что торговля с США для Югославии стала дефицитной, план экспорта не выполнялся1. Общий объем югославского импорта из Соединенных Штатов поднялся в течение 1950-1954 гг. до 500 млн долл. Из этой суммы 326,5 млн долл. относились к импорту, который осуществлялся в качестве экономической помощи, а общий объем югославского экспорта достиг только 113,5 млн долл.2 Этот дефицит был в основном покрыт путем займов через Экспортно-импортный банк3.

Данная проблема приводила к другой. Необходимость в валюте, в которой Югославия отдавала платежи по займам, вынуждало увеличивать свой экспорт в США и на другие рынки долларовой зоны4. Это приводило к тому, что внешнеторговые организации Югославии в погоне за валютой экспортировали товары, необходимые для нужд страны5.

Председатель внешнеторговой палаты ФНРЮ М. Алексич в 1955 г. называл следующие причины дефицита. Во-первых, снижение вывоза цветных металлов в 1954 г., которые являлись основной статьей экспорта ФНРЮ в США. Во-вторых, оказание большого объема экономической помощи со стороны США, Великобритании и Франции6.

Сотрудники внешнеторговой палаты предлагали меры по снижению дефицита внешней торговли с США. В первую очередь требовалось увеличить экспорт товаров, к которым американцы уже проявили «достаточный интерес», например, табак, сельскохозяйственные продукты, продукты питания и пр.7 Кроме того, предлагалось увеличить экспорт готовой продукции, в том числе производство которой лежало в основе сокращения экспорта цветных металлов (например, экспортирование проката и кабелей из меди).

Для экспорта пищевой продукции, в частности мясных и колбасных изделий, необходимо было решить вопрос о подписании ветеринарной конвенции, что было первым условием импорта данных товаров в США. Кроме того, нужно было «приспособить югославские продукты к специфическим требованиям американских потребителей». Изменения в данном направлении, в том числе по производству стандартизированных консервов, были начаты еще в первой половине 1950-х гг.

Тем не менее решить проблему исключительно увеличением экспорта было невозможно, так как дефицит в торговле с США был слишком велик.

Необходимым было уменьшение импорта. Структура югославского импорта из США в 1954 г. была следующей: из общей суммы около 94,8 млн долл. (обычный импорт и экономическая помощь) - 46,3 млн долларов, т. е. более половины всей суммы, пошли на импорт зерна (примерно 630 тыс. т.). Другими товарами, которые импортировались в больших количествах, являлись (в млн долл.): уголь - 8,8; хлопок - 5,6; топленое свиное сало - 5,2; кожи - 3,2; прокат - 1,5; авиационный бензин - 2,2; животное сало - 1,9; автомобили, грузовики и тракторы - 1,2; шерсть - 1,1; машины для строительства и сельского хозяйства - 1,0. Таким образом, импорт состоял из сельскохозяйственной продукции, сырья и оборудования, необходимых для югославской промышленности и нормального функционирования югославского общества в целом. Поэтому нельзя не согласиться с

1 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 169.

2 Там же. Л. 59.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. Л. 51.

6 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 883. Л. 283.

7 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 57.

мнением М. Алексича о том, что данная структура импорта объясняет «усилия югославских экспортеров, направленные на создание как можно больших фондов в долларах, необходимых для оплаты товаров американского происхождения»1.

Для сокращения импорта из США было предложено увеличить собственное производство некоторых импортируемых товаров, а также переориентировать часть импорта на другие страны. Стоит отметить, что последняя идея была реализована, о чем свидетельствует значительное увеличение в середине 1950-х гг. товарообмена со странами Африки и Латинской Америки, а также с СССР и Восточной Европой2, с которыми у Югославии произошла нормализация отношений: летом 1953 г. были восстановлены дипломатические связи между СССР и ФНРЮ [Постановление Президиума, 2014, c. 574; Постановление Президиума, 2014, c. 575], а в начале 1955 г. в Москве были подписаны торговое и платежное соглашения3.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговля ФНРЮ с США была напрямую связана с советско-югославским конфликтом 1948 г. и последующим разрывом экономических отношений с социалистическими странами. Несмотря на американскую экономическую помощь, которая составляла значительную долю общего югославского импорта из США, торговля между двумя странами занимала значительное место во внешней торговле Югославии. Экономическая поддержка режима И.Б. Тито Соединенными Штатами имела результаты и отчасти оправдала желания политической элиты по отношению к Югославии: произошло обособление ФНРЮ от социалистического лагеря, отказ югославского руководства от поддержки греческих коммунистов, подписание Балканского пакта с Грецией и Турцией. Стоит также отметить изменения и в экономической сфере ФНРЮ. До конца 1940-х гг. югославская экономика наиболее полно соответствовала советской экономической модели, однако после советско-югославского конфликта Югославия приступила к строительству собственной экономической модели социализма. В частности, если в 1945 г. югославское правительство ввело государственную монополию внешней торговли, то в 1951 г. в ФНРЮ возник свободный валютный рынок [Шимон-мл., 2015, с. 15]. Также по условиям двустороннего соглашения, заключенного 8 января 1952 г. между США и Югославией, последняя укрепила курс национальной валюты, информировала американцев о разрабатываемых проектах в экономической отрасли, развивала экономические связи со странами, которым оказывалась помощь по плану Маршалла.

Улучшение отношений с СССР не привело к разрыву отношений с Западом, но, по образному выражению Л. Матеса, «западным кругам с надеждой на установление господства над Югославией пришлось расстаться» [Mates, 1989, S. 127]. Это выразилось, в частности, в отказе ФНРЮ от американской военной помощи в 1957 г., а затем и фактическом прекращении существования Балканского пакта [Лакович, 2016, с. 214]. Несмотря на воздействие как со стороны США, так и со стороны СССР, И.Б. Тито, не отказываясь от экономического сотрудничества ни с той, ни с другой сторонами, повел курс на построение собственной экономической модели социализма и равноудаленность от двух блоков, примкнув к Движению Неприсоединения.

Список литературы References

1. Аникеев А.С. 2011. Внешнеполитические ориентиры. Смена союзников и постановка новых задач. В кн.: Югославия в XX веке: Очерки политической истории. Отв. ред. К.В. Никифоров. М., Индрик: 617-659.

Anikeev A.S. 2011. Vneshnepoliticheskie orientiry. Smena sojuznikov i postanovka novyh zadach. V kn.: Jugoslavija v XX veke: Ocherki politicheskoj istorii. Otv. red. K.V. Nikiforov. M., Indrik: 617-659. (in Russian)

2. Едемский А.Б. 2011. Югославия в 50-е годы: в поисках «аутентичного» марксизма». В кн.: Югославия в XX веке: Очерки политической истории. Отв. ред. К.В. Никифоров. М., Индрик: 595-616.

1 РГАСПИ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 420. Л. 60.

2 Там же. Л.123 - 125.

3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 413. Оп. 37. Д. 11. Л. 1-10.

Edemskij A.B. 2011. Jugoslavija v 50-e gody: v poiskah «autentichnogo» marksizma». V kn.: Jugoslavi-ja v XX veke: Ocherki politicheskoj istorii. Otv. red. K.V. Nikiforov. M., Indrik: 595-616. (in Russian)

3. Калинин Д.М. 2016. Международное положение Югославии в 1950-1951 гг. по материалам дневника И.Б. Тито. Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв., 9. Сер. Балканика, 3. Екатеринбург, Банк культурной информации: 142-150.

Kalinin D.M. 2016. Mezhdunarodnoe polozhenie Jugoslavii v 1950-1951 gg. po materialam dnevnika I.B. Tito. Imagines mundi: al'manah issledovanij vseobshhej istorii XVI-XX vv., 9. Ser. Bal-kanika, 3. Ekaterinburg, Bank kul'turnoj informacii: 142-150. (in Russian)

4. Космач Е.Н. 2006. Политика США в отношении Югославии в 1943-1980 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. Минск: 228.

Kosmach E.N. 2006. Politika SShA v otnoshenii Jugoslavii v 1943-1980 gg.: dis. ... d-ra ist. nauk. Minsk: 228. (in Russian)

5. Костин А.А. 2011. Экономические отношения Югославии и Соединенных Штатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1945-1948 гг. Ярославский педагогический вестник, 3. Т. I. (Гуманитарные науки): 96-101. Kostin A.A. 2011. Jekonomicheskie otnoshenija Jugoslavii i Soedinennyh Shtatov 1945-1948 gg.

Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 3. T. I. (Gumanitarnye nauki): 96-101. (in Russian)

6. Лакович И. 2016. Переориентация югославской военной политики (1956-1961 гг.). В кн.: Славянский мир в третьем тысячелетии. Соглашение (согласие), договор, компромисс в истории, языках и культуре славянских народов. М., Ин-т славяноведения РАН: 209-224.

Lakovich I. 2016. Pereorientacija jugoslavskoj voennoj politiki (1956-1961 gg.). V kn.: Slavjan-skij mir v tret'em tysjacheletii. Soglashenie (soglasie), dogovor, kompromiss v istorii, jazykah i kul'ture slavjanskih narodov. M., In-t slavjanovedenija RAN: 209-224. (in Russian)

7. Постановление Президиума ЦК КПСС «Об агремане послу Югославии в СССР Видич Добривое». 2014. Встречи и переговоры на высшем уровне руководителей СССР и Югославии в 1946-1980 гг.: В 2 т. Т. 1: 1946-1964. Гл. ред. М. Милошевич, В.П. Тарасов, Н.Г. Томилина. М., МФД, 2014, 574.

Postanovlenie Prezidiuma CK KPSS «Ob agremane poslu Yugoslavii v SSSR Vidich Dobrivoe». 2014. Vstrechi i peregovory na vysshem urovne rukovoditelej SSSR i YUgoslavii v 1946-1980 gg.: V 2 t. T. 1: 1946-1964. Gl. red. M. Miloshevich, V.P. Tarasov, N.G. Tomilina. M., MFD, 2014, 574.

8. Постановление Президиума ЦК КПСС «Об указаниях совпослу в Югославии». 2014. Встречи и переговоры на высшем уровне руководителей СССР и Югославии в 1946-1980 гг.: В 2 т. Т. 1: 1946-1964. Гл. ред. М. Милошевич, В.П. Тарасов, Н.Г. Томилина. М., МФД, 578.

Postanovlenie Prezidiuma CK KPSS «Ob ukazaniyah sovposlu v Yugoslavii». 2014. Vstrechi i peregovory na vysshem urovne rukovoditelej SSSR i Yugoslavii v 1946-1980 gg.: V 2 t. T. 1:

1946-1964. Gl. red. M. Miloshevich, V.P. Tarasov, N.G. Tomilina. M., MFD, 578.

9. Чувахина Л.Г. 2015. Экономическое сотрудничество Югославии с США и странами ЕЭС (1945-1985 гг.). М., Экономика, 159.

Chuvahina L.G. 2015. Jekonomicheskoe sotrudnichestvo Jugoslavii s SShA i stranami EJeS (1945-1985 gg.). M., Jekonomika, 159. (in Russian)

10. Шимон-мл. Д. 2015. Экономическая история социалистической Югославии. Нью-Йорк, Рочестер, 204. (in Russian)

Shimon-ml. D. 2015. Jekonomicheskaja istorija socialisticheskoj Jugoslavii. N'ju-Jork, Rochester, 204.

11. Foreign Relations of the United States. 1948. Vol. IV. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1211.

12. Foreign Relations of the United States. 1949. Vol. V. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1302.

13. Foreign Relations of the United States. 1951. Vol. VI. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1832.

14. Heuser B. 1989. Western «Containment» Policies in the Cold War. The Yugoslav Case, 1948-1953. London, Routledge, 711.

15. Lees L. 1997. Reeping Tito afloat: The United States, Yugoslavia, and the cold war. University Park, Pennsylvania univ. press, XVIII, 246.

16. Mates L. 1976. Medunarodni odnosi Socijalisticke Jugoslavije. Beograd, Nolit, 310.

17. Savezni zavod za statisticku. Statisticku godisnjak SFRJ. 1954. Belgrade, АА, 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.