Научная статья на тему 'АМЕРИКАНО-НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2008-2020 ГГ'

АМЕРИКАНО-НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2008-2020 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АНТИЯДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАВИСИМОСТЬ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЛАХ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВАШИНГТОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимошенко Валерий Николаевич

В 1980-е годы из-за антиядерной политики Новая Зеландия вышла из военно-политического блока АНЗЮС и стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс, опираясь на принципы международного права и Устав ООН. Однако в начале XXI века ситуация начала меняться. 19 июня 2012 г. Новая Зеландия и США подписали Вашингтонскую декларацию, в которой подтвердили тесные связи и стратегическое партнерство. Этот документ стал основой для осуществления политического диалога и формирования тесного сотрудничества. Военные контакты между двумя странами были восстановлены. Новая Зеландия также присоединилась к антикитайской политике США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US-NEW ZEALAND MILITARY-POLITICAL RELATIONS IN 2008-2020

In the 1980s, due to the anti-nuclear policy, New Zealand withdrew from the ANZUS military-political bloc and began to pursue an independent foreign policy based on international law, principles and the UN Charter. However, at the beginning of the XXI century, the situation began to change. New Zealand and the USA signed the Washington Declaration, which confirmed close ties and strategic partnership and served as the basis for the formation of future practical cooperation and political dialogue. Military contacts between the two countries have been restored. New Zealand has also joined the anti-Chinese policy of the United States.

Текст научной работы на тему «АМЕРИКАНО-НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2008-2020 ГГ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 217-229.

Научная статья. Исторические науки УДК 327.5(931)

DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-217-229

АМЕРИКАНО-НОВОЗЕЛАНДСКИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2008-2020 ГГ.

Валерий Николаевич ТИМОШЕНКО 1

1 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3707-6298

Аннотация: В 1980-е годы из-за антиядерной политики Новая Зеландия вышла из военно-политического блока АНЗЮС и стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс, опираясь на принципы международного права и Устав ООН. Однако в начале XXI века ситуация начала меняться. 19 июня 2012 г. Новая Зеландия и США подписали Вашингтонскую декларацию, в которой подтвердили тесные связи и стратегическое партнерство. Этот документ стал основой для осуществления политического диалога и формирования тесного сотрудничества. Военные контакты между двумя странами были восстановлены. Новая Зеландия также присоединилась к антикитайской политике США.

Ключевые слова: международные отношения, антиядерная политика, независимость во внешнеполитических делах, военно-политическое сотрудничество, Вашингтонская декларация, международное сообщество

Для цитирования: Тимошенко В.Н. Американо-новозеландские военно-политические отношения в 2008-2020 гг.// Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 217-229. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-217-229

Original article. Historical science

US-NEW ZEALAND MILITARY-POLITICAL RELATIONS IN 2008-2020

Valery .N. TIMOSHENKO 1

1 Pacific National University, Khabarovsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3707-6298

Abstract: In the 1980s, due to the anti-nuclear policy, New Zealand withdrew from the ANZUS military-political bloc and began to pursue an independent foreign policy based on international law, principles and the UN Charter. However, at the beginning of the XXI century, the situation

© Тимошенко В.Н., 2022

began to change. New Zealand and the USA signed the Washington Declaration, which confirmed close ties and strategic partnership and served as the basis for the formation of future practical cooperation and political dialogue. Military contacts between the two countries have been restored. New Zealand has also joined the anti-Chinese policy of the United States.

Keywords: international relations, anti-nuclear policy, independence in foreign policy, military-political cooperation, Washington Declaration, international community

For citation: Timoshenko V.N. US-New Zealand Military-Political Relations in 2008-2020. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 2, № 2 (55). Pp. 217-229. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-217229

Новая Зеландия в конце ХХ века при проведении своей внешней и оборонной политики опиралась на концепцию «малой страны». Согласно ей так называемые «малые страны» в международных отношениях должны занимать место, соответствующее их экономическому и военному потенциалу. В 1980-е годы из-за проведения антиядерной политики Новая Зеландия вышла из военно-политического блока АНЗЮС и стала проводить самостоятельный внешнеполитический курс, опираясь на принципы международного права и Устав ООН.

В 1990-е годы существенных изменений в американо-новозеландских отношениях не происходило, а участие Новой Зеландии в АНЗЮС по-прежнему оставалось «замороженным». Однако последующий ход мировых событий на рубеже XX-XXI веков повлиял на изменение сложившейся ситуации. После терактов 11 сентября 2001 г. Новая Зеландия предприняла шаги по сближению с Соединенными Штатами Америки. Этому способствовали победы на выборах оппозиционных партий, которые произошли в обеих странах. В ноябре 2008 г. в Новой Зеландии победу одержала правоцентристская Национальная партия во главе с Джоном Ки, и почти ровно через год в Соединенных Штатах к власти в качестве президента пришел представитель Демократической партии Барак Обама.

Возвращение консерваторов к власти в Новой Зеландии совпало с мировым экономическим кризисом. С первого квартала 2008 г. экономика этой страны вошла в рецессию. В связи с этим, придя к власти, правительство Дж. Ки предприняло всевозможные шаги по смягчению последствий кризиса для новозеландской экономики. Особые надежды возлагались на подписание Соглашения о свободной торговле между Новой Зеландией и США. Кроме того, заключение такого

соглашения могло бы стимулировать дальнейший прогресс на пути к установлению режима свободной торговли в рамках АТЭС. Переговоры об этом велись еще при правительстве лейбористов. Но США всегда выставляли политические условия по вопросам безопасности, в том числе требуя отказа Новой Зеландии от антиядерной политики и оказания ею поддержки Соединенным Штатам в войне в Ираке. После инаугурации Барака Обамы премьер-министр Джон Ки заявил, что «Новая Зеландия будет очень настойчиво выступать за данное соглашение»1.

Следуя новой доктрине, предусматривающей восстановление партнерства, президент Барак Обама на встрече АТЭС в Сингапуре в 2009 г. объявил о заключении соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией. В результате этого уже в2012 г. торговый оборот между двумя странами составил около 2 млрд долл. США2. Прямые инвестиции США в экономику Новой Зеландии в 2013 фин. году достигли 6,3 млрд долл. США. Также ожидалось, что соглашение о ТрансТихоокеанском партнерстве обеспечит Новой Зеландии к 2025 г. рост экономики в 4,5 млрд долл., что составило бы около 2,25% ВВП. При этом самые большие выгоды для Новой Зеландии от торгово-экономического сотрудничества должен был составить экспорт в США молочный продукции из Новой Зеландии3.

В свою очередь, Новая Зеландия согласилась на восстановление многочисленных военных контактов с США. 4 ноября 2010 г. состоялся визит в Новую Зеландию госсекретаря США Хиллари Клинтон, во время которого была подписана Веллингтонская декларация. Это соглашение предусматривало более тесные отношения между Новой Зеландией и Соединенными Штатами по вопросам стратегического партнерства. «Стратегическое партнерство США и Новой Зеландии, -указывалось в документе, - должно иметь два основополагающих элемента: новый акцент на практическом сотрудничестве в Тихоокеанском регионе и расширенный политический и предметный диалог, включая регулярные встречи министров иностранных дел и военно-политические дискуссии»4. В соглашении также подчеркивалась постоянная необходимость для Новой Зеландии и Соединенных Штатов работать вместе по таким вопросам, как нераспространение ядерного оружия, изменение климата и терроризм. «Наши правительства и народы, - говорил Барак Обама о Веллингтонской декларации, - разделяют глубокую и неизменную заинтересованность в поддержании мира, процветания и стабильности в регионе, в расширении преимуществ более свободной и более открытой торговли, а также в поощре-

нии и защите свободы, демократии и прав человека». Декларация подтвердила тесные связи и стратегическое партнерство и выступила основой для формирования будущего практического сотрудничества и политического диалога. В соглашении указывалось на необходимость решения региональных и глобальных проблем, включая расширение диалога по вопросам региональной безопасности, практическое сотрудничество в Тихоокеанском регионе, проведение встреч министров иностранных дел, военно-политических дискуссий и сотрудничество в вопросах охраны природы, нераспространения ядерного оружия и противодействия исламистскому экстремизму5. Обозреватели отмечали, что в Веллингтонской декларации Хиллари Клинтон и Джон Ки

дали понять, что разногласия по поводу ядерной политики остались в

6

прошлом .

Хотя отношения в рамках АНЗЮС между Новой Зеландией и Соединенными Штатами не были полностью восстановлены, военное сотрудничество двух стран заметно активизировалось. В 2010 г. президент США Барак Обама пригласил тогдашнего премьер-министра Новой Зеландии Джона Ки принять участие в первом саммите по ядерной безопасности, заявив при этом, что Новая Зеландия «действительно заслужила место за столом саммита»7. Новая Зеландия оказалась единственным неядерным государством, приглашенным на встречу. Во время визита премьер-министра Джона Ки в Вашингтон в июле 2011 г. американский президент Б. Обама назвал Новую Зеландию «выдающимся партнером»8.

Новый импульс американо-новозеландскому военному сотрудничеству придала Вашингтонская декларация, подписанная 19 июня 2012 г. Соглашение было подписано министром обороны Новой Зеландии Джонатаном Коулманом и министром обороны США Леоном Панеттой. Декларация предусматривала «долгосрочное партнерство» между Соединенными Штатами и Новой Зеландией в сферах обороны и безопасности9. Декларация хотя и не являлась договором и, следовательно, не имела обязательной силы, отражала дальнейшее укрепление отношений между США и Новой Зеландией.

Последствия подписанного соглашения не заставили себя ждать. В 2012 г. во время первого за последние 30 лет визита министра обороны США в Новую Зеландию Леон Панетта объявил, что военно-морские силы Новой Зеландии вновь получат доступ к соответствующим материковым объектам США. Соединенные Штаты приветствовали участие Новой Зеландии в крупнейших учениях RIMPAC под руководством США. В июне2014 г. впервые за 40 лет корабль ВМС

Новой Зеландии посетил военно-морскую базу в Перл-Харборе на Гавайях, что, по мнению американцев, «явилось символом возобновленного сотрудничества в области взаимной обороны и безопасности, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе»10.

Возобновилось военное сотрудничество США и Новой Зеландии по многим другим направлениям. Новая Зеландия приступила к закупкам в США военной техники, обучению военнослужащих в военных учебных заведениях США, участвовала в проводимых в США семинарах и встречах. При этом, по словам представителя министерства обороны Новой Зеландии, существуют «особые положения» в двусторонних военных программах, которые являются секретными»11. США и Новая Зеландия продолжили сотрудничество в области научных исследований в Антарктике. База технической поддержки арктической программы США в Крайстчерче продолжила обслуживать постоянные базы США на станции МакМердо на Южном полюсе, а также базу Скотт в Новой Зеландии. Впрочем, в этой области двустороннее сотрудничество никогда не прерывалось. В сентябре 2014 г. Новая Зеландия присоединилась к возглавляемой США коалиции против Исламского государства в Сирии и Ираке, а в феврале 2015 г. Веллингтон направил в Ирак 143 военнослужащих для подготовки правительственных сил в борьбе с ИГИЛ12. Вклад Новой Зеландии в действия «глобальной коалиции» включал двухлетнее развертывание войск в г. Таджи, где новозеландцы совместно с австралийцами должны были обучать иракских солдат «базовым навыкам владения оружием, вести обучение боевым действиям, а также медицинским и логистическим навыкам»13. Продолжилось также сотрудничество с США в рамках Соглашения о радиотехнической разведывательной деятельности (UKUSA). Его часто называют альянсом «Пять глаз». Странами-участниками его являются Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США. Участие Новой Зеландии в рамках данного проекта осуществлялось через Службу безопасности правительственных коммуникаций (Government Communications Seecurity Bureau)14.

Продолжилось укрепление американо-новозеландского военного сотрудничества. В мае 2015 г. Соединенные Штаты и Новая Зеландия провели пятый стратегический диалог, в ходе которого сопредседатели «рассмотрели вопросы расширения сотрудничества» и обменялись мнениями по региональным и глобальным проблемам, представляющим взаимный интерес, включая морскую безопасность и проблемы противостояния ИГИЛ. Параллельно велись торговые перего-

воры в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства по «развитию экономики на островах Тихого океана»15.

В ноябре 2016 г. корабль ВМС США впервые с 1983 г. посетил Новую Зеландию - эсминец «Сэмпсон» прибыл для участия в праздновании 75-й годовщины новозеландского военно-морского флота. По иронии судьбы американский корабль прибыл в порт Каикоуру, который считался одним из самых экологически чистых городов Новой Зеландии. Найдя лазейки в антиядерном законодательстве, премьер-министр Джон Ки заявил, что дал разрешение на визит после тщательного рассмотрения рекомендаций, предоставленных министерством иностранных дел и торговли, хотя американцы так и не сообщили, имеется или нет на борту эсминца ядерное оружие. Премьер-министр особо подчеркнул, что этот визит «является еще одним отражением глубины двусторонних отношений с Соединенными Штата-ми»16. А вот американский представитель по вопросам безопасности в Окленде Пол Бьюкенен, выразился еще более откровенно: «Правительство Новой Зеландии хотело получить военный корабль, чтобы показать готовность стать союзником США первого уровня, и США теперь довольны неядерной позицией Новой Зеландии»17.

Возвращение Новой Зеландии в семью «правильных» западных стран особенно ярко продемонстрировала позиция этой страны в отношении санкций против Российской Федерации. В 1990-е годы Новая Зеландия сдержанно относилась к России. Правительство часто подвергалось критике как внутри страны, так и за ее пределами за «отсутствие рвения по защите прав человека в Чечне». Тогда Новая Зеландия предпочитала проводить «тихую дипломатию», а не «дипломатию мегафона», полагая, что она, будучи маленькой страной, не может в международных делах руководствоваться только идеологическими и моральными подходами и не имеет «божественного права читать нотации миру»18. В 2000-е годы ситуация изменилась, и Новая Зеландия с энтузиазмом присоединилась к «западному хору» критиков России. После референдума в Крыму, на котором жители полуострова подавляющим большинством проголосовали за то, чтобы стать частью России, министр иностранных дел Новой Зеландии Мюррей Маккалли заявил, что правительство Национальной партии, присоединится к санкциям против Москвы под руководством США.

«Применение санкций, - сказал он, - поставит Новую Зеландию рядом с другими членами международного сообщества, которые осудили нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины»19. Новозеландское правительство объявило о приостановке пере-

говоров с Россией о свободной торговле, а также о введении санкций против ряда российских чиновников. Правящая элита Новой Зеландии была едина в поддержке американо-европейского движения против России. Парламент единогласно проголосовал за «осуждение вмешательства России в крымские события». Санкции также поддержали практически все политические партии Новой Зеландии, включая «зеленых» и националистическую маорийскую партию Мана. Средства массовой информации Новой Зеландии вторили своим западным коллегам, демонизируя Россию. Так, газета «Доминион Пост» назвала крымский референдум «черной шуткой», заявив, что он был проведен под угрозой применения «автомата Калашникова». Редакция также утверждала, не приводя ни малейших доказательств, что крымское население не хочет вновь присоединяться к России20. Новая Зеландия приняла участие в Малой группе Глобальной коалиции по противодействию Исламскому государству в Сирии и Ираке. Она также открыла консульство на Гавайях для более регулярного взаимодействия с Тихоокеанским командованием Соединенных Штатов21.

С 2016 г. американо-новозеландские отношения вступили в новую фазу развития, в связи со сменой политического руководства в обеих странах. В ноябре 2016 г. администрацию США возглавил республиканец Дональд Трамп. Аналитики прогнозировали, что его приход ознаменует собой резкий разрыв с внешней политикой эпохи Обамы и его предшественников. Предвыборная кампания Д. Трампа поставила под сомнение роль многосторонних договоров и была направлена на то, чтобы обратить вспять последствия глобализации, особенно в отношении иммиграции, торговли и глобального управления. Такие лозунги, как «Сделаем Америку снова великой», обращение к националистическим чувствам и обещания повернуть «время вспять» к «золотому веку суверенитета» показывали полную непредсказуемость будущих внешнеполитических действий Трампа. Новой Зеландии с ее глобалистской идеей «хорошего гражданина мира» это не сулило ничего хорошего.

К глубокому разочарованию правящих кругов Новой Зеландии, Дональд Трамп реализовал все их опасения: США вышли из ТрансТихоокеанского партнерства, развязали торговую войну с Китаем, проигнорировали Парижские соглашения по климату, в общем, показали всему миру, в том числе и своим союзникам, что есть только одни ценности - ценности Соединенных Штатов Америки. Однако Д. Трамп прекрасно понимал озабоченность своих «партнеров». Для них он применил метод «кнута и пряника»: будете хорошо себя вести

и слушаться, будете иметь «фантастические» отношения с США. Поэтому он неожиданно для всех предпринял ряд мер, специально направленных на своих союзников, в том числе и на Новую Зеландию. В феврале 2017 г. президент Трамп позвонил тогдашнему премьер-министру Биллу Инглишу и провел «дружескую» 15-минутную беседу о торговле, национальной безопасности и вкладе Новой Зеландии в борьбу против Исламского государства22. Б. Инглиш, хотя и выражал свое несогласие с миграционной политикой Д. Трампа, признал, что разговор был «теплым и вдумчивым» и закончился принципиальным соглашением о личной встрече. Уже в июне 2017 г. госсекретарь США Рекс Тиллерсон совершил краткий визит в Новую Зеландию и подтвердил «прочное партнерство между Соединенными Штатами и Новой Зеландией», особо выразив «глубокую признательность новозеландским войскам на Ближнем Востоке за их «действительно важную роль в обучении сил безопасности Ирака»23.

После всеобщих выборов в сентябре 2017 г. в Новой Зеландии было сформировано коалиционное правительство под руководством лейбористов, в которое вошли партия «Новая Зеландия прежде всего» и Партия Зеленых. Новым премьер-министром страны стала лидер Лейбористкой партии молодая и харизматичная Джасинда Арден. Сторонница рабочего движения и государства всеобщего благосостояния, она выступала против сокращения налогов на лиц с высокими доходами и демонтажа системы социального обеспечения, в поддержку однополых браков, за либерализацию законодательства в вопросах абортов, за низкий уровень иммиграции в Новую Зеландию при одновременном увеличении приема беженцев, борьбу с глобальным потеплением и т.д. В целом Д. Арден была полной противоположностью Д. Трампа. Она не скрывала своей неприязни к Трампу и даже приняла участие в «женском марше» против сексистских позиций нового президента США. Рейтинги Джасинды Арден так стремительно росли, что местные журналисты ввели в обиход понятие «Джасиндамания». У нового новозеландского премьера имелись свои поклонники и в Соединенных Штатах Америки.

Несмотря на разногласия по многим принципиальным вопросам Дональд Трамп оказался одним из первых иностранных лидеров кто позвонил новому премьер-министру Джасинде Ардерн и поздравил ее с победой. По словам Д. Ардерн, Трамп «искренне интересовался» выборами в Новой Зеландии и выразил теплые пожелания новозеландскому народу. Позднее, в ноябре 2017 г., два лидера провели краткую неофициальную встречу на саммите АТЭС в Дананге. И хотя

перед встречей Д. Трамп перепутал Д. Арден с женой канадского премьер-министра Д. Трюдо, а новозеландский премьер, в свою очередь, назвала высказывание американского президента о «дурацких нациях» по вопросам иммиграции «чрезвычайно оскорбительным», эти эпизоды не оказал негативного влияния на двусторонние отношения24.

Аналогичным образом два лидера представили противоречивые мировоззрения в своих выступлениях на Генеральной Ассамблее ООН в конце сентября 2018 г., но премьер-министр Новой Зеландии проявила осторожность и избегала публичной критики выступления президента Д. Трампа25.Назначение администрацией Д. Трампа Скотта Брауна в качестве посла США в Новой Зеландии явилось одном из первых назначений Д. Трампа на дипломатическом уровне. Посол

Браун сказал, что он усердно работает над укреплением «фантастиче-

26

ских отношений» между двумя странами26.

Весь этот «дипломатический этикет» свидетельствовал, что в ближайшее время американо-новозеландские отношения выйдут на новый уровень сотрудничества в области внешней и военной политики. В декабре 2018 г. министр иностранных дел Новой Зеландии Уин-стон Питерс встретился в Вашингтоне с высокопоставленными членами администрации Трампа, в том числе с вице-президентом Майком Пенсом, государственным секретарем Майком Помпео, директором национальной разведки Дэн Коутсом и советником по национальной безопасности Джоном Болтоном. Необходимо сказать, что У. Питерс являлся не только министром иностранных дел Новой Зеландии, но и занимал пост заместителя премьер-министра. Будучи лидером партии «Новая Зеландия прежде всего», именно он, по мнению аналитиков, занимался разработкой внешнеполитического курса страны в коалиционном правительстве. У. Питерс выступил с важной речью в Джорджтаунском университете. В своей речи он отметил, что юго-западная часть Тихого океана «становится все более нестабильной, а ее безопасность - все более хрупкой» и призвал США «больше участвовать» в делах региона. У. Петерс отметил, что «крупные игроки (имеется в виду Китай) возобновляют свой интерес к Тихому океану с помощью «элемента стратегической конкуренции», а угрозы, «исходящие от Северной Кореи и милитаризации островов в ЮжноКитайском море, «бросают вызов международному праву». В своей речи У. Питерс высоко оценил историческое сотрудничество Новой Зеландии с США в Тихоокеанском регионе, которое он назвал «огромным полотном для превращения Соединенных Штатов в мировую державу в XIX и XX веках». При этом новозеландский министр

подчеркнул, что «Новая Зеландия регулярно отвечала на призыв Соединенных Штатов встать на защиту американских интересов и международной безопасности и высоко оценил военное сотрудничество с США, включая «морскую безопасность» и «поддержку военных программ для Папуа-Новой Гвинеи, Фиджи и Тонга.27.

Приоритетные направления нового внешнеполитического курса Новой Зеландии и американо-новозеландских отношений были отражены в новой «Белой книге» министерства обороны за 2018 г. В документе «О Стратегической оборонной политике» впервые прямо говорилось о Китае и России как о главных «угрозах» международному сообществу. Этот документ представлял собой резкий сдвиг вправо со стороны коалиционного новозеландского правительства и перекликался с Национальной оборонной стратегией администрации Трампа на 2018 г. Использование формулировок вроде «жизненно важных» и «критических» говорит о том, что интересы США и «коллективного Запада» являются приоритетными в новой оборонной политике.

Свидетельством поворота оборонной политики Новой Зеландии в сторону США и их союзников служит беспрецедентное по тону упоминание России. В «Белой книге» говорилось, что Россия «пытается дискредитировать западную демократию», бросая вызов ее «внутренней согласованности», «стремится восстановить исторические уровни влияния», что «усложняет подходы со стороны государств НАТО и других региональных и международных организаций», «бросила вызов международным законам и нормам посредством целого ряда действий, включая кибер-информационные операции (от вторжения России в Грузию в 2008 г. до кампаний в социальных сетях, которые усилили политическую поляризацию в мире), вмешивалась в выборы в США и Великобритании и применяет военную си-лу»28. Такое впечатление, что «Белая книга» министерства обороны «независимой» страны была составлена из заголовков мейнстримных средств массовой информации Запада: во всем виноваты Китай и Россия.

Внешнеполитические идеи коалиционного правительства Новой Зеландии подкреплялись и практическими делами. Демонстрируя свою лояльность США, правящая коалиция поддержала практически все внешнеполитические действия Вашингтона. Новая Зеландия подключилась к созданной США коалиции против «Исламского государства». Ее вооруженные силы развернули в Ираке не боевую учебную миссию в количестве 143 человек для наращивания потенциала иракских сил безопасности в борьбе с ИГИЛ. В дополнение к этим силам,

был развернут персонал военно-воздушных сил для поддержки миссии, в частности, для обеспечения ротации персонала и пополнения запасов. Новая Зеландия также согласилась ежегодно принимать по 150 беженцев из Сирии и впоследствии увеличить их число до 600 человек. Премьер-министр Д. Арден одобрила американский удар по сирийским объектам в ответ на якобы «химическую атаку» в г. Дума, надуманность которой позднее была доказана в ООН. В сентябре 2018 г. правительство страны направило в Японию морской патрульный самолет «Орион» для оказания помощи по обеспечению соблюдения санкций Организации Объединенных Наций против Северной Кореи. При этом даже пожурили Д. Трампа за «несколько неустойчивую политику по отношению к северокорейскому диктатору»29. Более 2 000 военнослужащих приняли участие в международных учениях, организованных силами обороны Новой Зеландии «Южное Капито», которые были направлены на проверку и оценку способности новозеландских вооруженных сил планировать и проводить совместные операции с участием целого ряда военно-морских, сухопутных и воздушных сил по защите Южной части Тихого океана.

Несмотря на экономическую зависимость Новой Зеландии от Китая (в 2018 г. объем двусторонней торговли достигал 19,7 млрд долл. США), Новая Зеландия вновь пошла на поводу у Вашингтона. Правительство страны решило заблокировать сделку с китайским телекоммуникационным гигантом «Хуавэй» по развертыванию национальных сотовых сетей стандарта 5G на китайском оборудовании из-за возможных (по мнению США) проблем с безопасностью. В политических кругах Новой Зеландии и в новозеландской прессе развернулась настоящая «антикитайская истерия». Профессор Кентерберий-ского университета Энн-Мари Брейди опубликовала доклад, в котором описала многочисленные пути влияния Пекина на политический и деловой истеблишмент Новой Зеландии. Масла в огонь подлил бывший эксперт ЦРУ по Китаю Питер Мэттис, который заявил, что «Новая Зеландия сталкиваются с серьезными проблемами в связи с вмешательством КПК, которая подобралась очень близко к политическому ядру страны или, если угодно, находится внутри него»30. Новозеландского новостного агентство «New Zealand newsoutlet Newsroom» сообщило, что видный член парламента от Национальной партии Ян Цзянь, «имел опыт военной разведки в Китае, который он скрыл, когда иммигрировал в Новую Зеландию, и что он поддерживал тесные связи с одним из органов Коммунистической партии в Пекине». Лидер партии «Новая Зеландия прежде всего» подтвердил эти заявления31.

Официальный Китай отверг все обвинения во вмешательстве в дела Новой Зеландии, называя их «позорными симптомами маккартизма»32.

2020 год не принес Новой Зеландии ожидаемых положительных результатов. Вспышка коронавируса вынудила Резервный банк Новой Зеландии снизить ставку рефинансирования новозеландского доллара, сократив его с 1% до 0,25%. Национальный перевозчик - компания «Air New Zealand» объявила, что в ближайшие несколько месяцев сократит свои международные рейсы на 85%. Около 30% сотрудников авиакомпании потеряют свои рабочие места. Обращаясь к соотечественникам, премьер-министр Джасинда Ардерн заявила, что страна, вероятно, столкнется с рецессией более тяжелой, чем в глобальный финансовый кризис 2008 г. Новую Зеландию ожидают непростые времена.

Таким образом, Новая Зеландия в своих военно-политических отношениях с Соединенными Штатами Америки все дальше отходила от провозглашенных ею ранее принципов независимости во внешнеполитических делах и стремилась приспособиться к тенденциям мировой политики, формируемыми западными странами.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

ТИМОШЕНКО Валерий Николаевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия

Статья поступила в редакцию 07.06.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 27.06.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Valéry N. TIMOSHENKO, Associate Professor, DSc (Hist.), Head of the Department of National and World History, Pacific National University, Khabarovsk, Russia

The article was submitted 07.06.2022;

approved 13.06.2022;

accepted to publication 27.06.2022.

1 «US postpones free trade talks». Television New Zealand. NZPA. Retrieved 30 October 2011. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aFUqm7AiS8A

2 Office of the U.S. Trade Representative, New Zealand, 03.09.2015. URL: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/new-zealand

3 Peter A. Petri and Michael G. Plummer, "The Trans-Pacific Partnership and Asia-Pacific Integration: Policy Implications," Peterson Institute for International Economics, Policy Brief 12-16, June 2012. URL: http://www.iie.com/publications/pb/pb12-16.pdf

4 Full text of the Wellington Declaration. New Zealand Press Associated, 04.11.2010. URL: http://www.stuff.co.nz/national/politics/4309206/Full-text-of-the-Wellington-Declaration

5 U.S. Department of State, Wellington Declaration on a New Strategic Partnership Between New Zealand and the United States of America," press release, 04.11.2010.

6 New Zealand: Background and Bilateral Relations with the United States. Congress research service report. 29.06.2016. URL: https://www.everycrsreport.com/reports/R44552.html

7 Audrey Young, "NZ Earned a Place at Nuclear Summit, Obama Tells Key," New Zealand Herald, 13.04.2010.

8 Shaun Tandon, "US, New Zealand Leaders Bond on Trade, Security," Agence France Press, July 23, 2011. Tracy Watkins, "Obama Praises New Zealand's Nuclear Efforts," Stuff, 13.04.2010.

9 The Washington Declaration on Defense Cooperation US and New Zealand Council- URL: http://usnzcouncil.org/us-nz-issues/washington-declaration/

10 The White House, "Fact Sheet: The United States and New Zealand: Forward Progress," 20.06.2014. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/06/20/fact-sheet-united-states-and-new-zealand-forward-progress

11 New Zealand - U.S. Relations. Global Security- URL: https://www.globalsecurity.org/ military/world/nz/forrel-us.htm

12 Laura Southgate, "US Seeks Closer ASEAN Ties, Spelling Conflict with China," Global Risk Insights, 28.02.2016. URL:http://globalriskinsights.com/2016/02/us-seeks-closer-asean-ties-spelling-conflict-with-china

13 Gerry Brownlee, "Government Approves NZDF Training Mission to Iraq," Government of New Zealand, 25.02.2015.

14 "UKUSA Allies," https://www.gcsb.govt.nz/about-us/ukusa-allies/, and Murray Hiebert, B. Schare, and C. Doyle, In from the Cold: U.S.-New Zealand Ties Returning to Normal, National Bureau of Asian Research, December 2014.

15 U.S. Department of State, "United States-New Zealand Strategic Dialogue", 03.06.2015. URL:https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/06/243141.htm

16 New Zealand Herald,18.10.2016.

17 Destroyer will be 1st US Navy ship to visit New Zealand in 3 decades. Star and Stripers, 18.10.2016. URL:https://www.stripes.com/destroyer-will-be-1st-us-navy-ship-to-visit-new-zealand-in-3-decades-1.434597

18 New Zealand' s Foreign Policy under National and Labour Governments: Variations on the "Small State" Theme? // Pacific Affairs. Vancouver. Vol. 67. N. 1. Spring 1994. P. 46

19 New Zealand joins Washington's sanctions against Russia World Socialist Website, 27 March 2014- URL:https://www.wsws.org/en/articles/2014/03/27/nzcr-m27.html

20 The Dominion Post, 18.03.2014.

21 Murray Hiebert, "The Next Stage in US-New Zealand Relations," Center for Strategic and International Studies, 30.09.2015.

22 Tara Palmeri, Kenneth P. Vogel, Josh Dawsey, and Nahal Toosi, "Trump's Faux-Pas Diplomacy," Politico, 08.02.2017. URL: https://www.politico.com/story/2017/02/trump-foreign-leaders-phone-calls-234770; "US President Donald Trump Speaks with Prime Minister Bill English," Stuff, 07.02.2017. URL: https://www.stuff.co.nz/national/politics/89122833/US-President-Donald-Trump-speaks-with-Prime-Minister-Bill-English

23 US Embassy and Consulate in New Zealand, "Secretary of State, Rex Tillerson, in New Zealand," press release, 07.06.2017. URL:https://nz.usembassy.gov/secretary-of-state-rex-tillerson-in-new-zealand

24 Trump doesn't want people from 's**thole countries' coming to the US - Ardern," Radio Live, 15.01.2018. URL: http://www.radiolive.co.nz/home/video/2018/donald-trump-s-s%2D%2Dthole-comments%2D%2Dhugely-offensive%2D%2D%2D%2Da rdern.html

25 Robert G. Patman, "Starkly Contrasting Worldviews Spelt Out in Speeches to UN," Otago Daily Times, 03.10.2018. URL: https://www.odt.co.nz/opinion/starkly-contrasting-worldviews-spelt-out-speeches-un

26 "Q+A: US Ambassador Scott Brown," Scoop, 15.10.2017. URL: http://www.scoop.co. nz/stories/PO1710/S00115/qa-us-ambassador-scott-brown.htm

27 New Zealand government calls for greater US military presence in the Pacific. World Socialist Website, 24.12.2018. URL: https://www.wsws.org/en/articles/2018/12/24/nzus-d24.html

28 Strategic Defence Policy Statement 2018. New Zealand Government Print 2018. P. 17

29 Robert G. Patman. New Zealand-US Relations in the Trump Era and Beyond. University of Otago. Policy brief No. 1, 03.06.2017. URL: https://www.canterbury.ac.nz/media/documents/ research/New-Zealand-US-relations-in-the-Trump-era-and-beyond.pdf

30 China's communist party has so much power in New Zealand that western countries might stop sharing intelligence. Buisness Insider. 29.05.2018. URL: https://www.businessinsider.com. au/new-zealand-should-be-cut-from-five-eyes-over-china-influence-2018-5

31 Australia, New Zealand Face China's Influence. The Council on Foreign Relations. 13.12.2017. URL: https://www.cfr.org/expert-brief/australia-new-zealand-face-chinas-influence

32 Global lTimes. 17.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.