Научная статья на тему 'АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID - 19 / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ГИБРИДНАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Марина Николаевна, Тактарова Анна Валерьевна

В статье анализируется современное состояние цифровой среды высшей школы (март 2020 г. - декабрь 2022 г.) с точки зрения категории амбивалентности. Эмпирической базой исследования послужили реакции студентов 1-4 курсов Ростовского государственного университета путей сообщения (референтная группа составляла 223 студента), полученные в результате анкетирования. Наша гипотеза о о негативном отношении к вынужденному дистанционному обучению, при котором происходит реализация различных образовательных моделей (традиционной и дистанционной) в следствии пандемии COVID - 19 со стороны всех участников подтвердилась лишь частично. Негативная реакция на современный формат on-line education была зафиксирована у 7.5% студентов. О целесообразности такого формата обучения заявили 13% участников опроса. У 79.5% респондентов были выявлены амбивалентные реакции. В результате исследования выявлены 6 дуалистических оппозиций современного образовательного университетского формата (синхронное и асинхронное обучение, виртуальное присутствие с визуальным отсутствием при выключенной камере, электронная коммуникация в синхронном и асинхронном формате, интерактивное взаимодействие преподаватель-студент и студент-преподаватель, оппозиция поколений «свой» - «чужой». Результаты исследования позволили сделать вывод о заданном векторе на гибридную модель обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова Марина Николаевна, Тактарова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBIVALENCE OF THE MODERN DIGITAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

The article analyzes the current state of the digital educational environment of higher education (March 2020 - December 2022) from the point of view of ambivalence category. The empirical basis of the study was the reactions of students of 1-4 grades of the Rostov State Transport University (the reference group - 223 students) obtained as a result of the questionnaire. Our hypothesis about the negative attitude to forced distance learning, in which various educational models (traditional and distance) were implemented as a result of the COVID - 19 pandemic by all participants, was only partially confirmed. A negative reaction to the modern on-line education was recorded (7.5% of students). The relevance of such a training format was stated by 13% of the respondents. 79.5% of the respondents had ambivalent reactions. 6 dualistic oppositions of the modern educational university format were identified: synchronous and asynchronous learning, virtual presence with visual absence with idle camera, electronic communication in synchronous and asynchronous format, interactive activity “professor-student and student-professor”, the opposition of the generations "friend-stranger". The results of the study allowed us to point the vector for a hybrid model of higher education.

Текст научной работы на тему «АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

6. Минеева, О.А. Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку / О.А. Минеева, М.С. Ляшенко // Образовательные ресурсы и технологии. - 2022. - № 1 (38). - С. 14-22

7. Минеева, О.А. Исследование эффективности использования технологии веб-квест в образовательном контексте / О.А. Минеева, М.С. Ляшенко, И.А. Поваренкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 250-254

8. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский дом «Восток». 2003. - 274 с.

9. Попова, Н.В. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе / Н.В. Попова, М.С. Коган, Е.К. Вдовина // Вестник тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23, №173. - С. 29-42

10. ФГОС ВО напр. подгот. 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»). - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rea.ru/ru/org/branches/ sevastopol/Documents /38.03.02_Standart_Men.pdf, (дата обращения 10.12.2020).

11. Цветкова, С.Е. Контроль профессионально-иноязычной подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе / С.Е. Цветкова, И.А. Малинина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 479-492. -С. 479-492

12. Цветкова, С.Е. Организация контактной самостоятельной работы магистрантов в условиях информационной образовательной среды // С.Е. Цветкова, Е.Ю. Малышева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 280-284

13. Цветкова, С.Е. Концепция формирования межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и пути ее реализации: монография / С.Е. Цветкова: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2013. - 163 с.

14. Шобонова, Л.Ю. Использование Call технологии при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза / Л.Ю. Шобонова, Н.Н. Безденежных // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - НГПУ им. К. Минина, 2018. - С. 161-165

Педагогика

УДК 378.1

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Черкасова Марина Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Тактарова Анна Валерьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние цифровой среды высшей школы (март 2020 г. - декабрь 2022 г.) с точки зрения категории амбивалентности. Эмпирической базой исследования послужили реакции студентов 1-4 курсов Ростовского государственного университета путей сообщения (референтная группа составляла 223 студента), полученные в результате анкетирования. Наша гипотеза о о негативном отношении к вынужденному дистанционному обучению, при котором происходит реализация различных образовательных моделей (традиционной и дистанционной) в следствии пандемии COVID - 19 со стороны всех участников подтвердилась лишь частично. Негативная реакция на современный формат on-line education была зафиксирована у 7.5% студентов. О целесообразности такого формата обучения заявили 13% участников опроса. У 79.5% респондентов были выявлены амбивалентные реакции. В результате исследования выявлены 6 дуалистических оппозиций современного образовательного университетского формата (синхронное и асинхронное обучение, виртуальное присутствие с визуальным отсутствием при выключенной камере, электронная коммуникация в синхронном и асинхронном формате, интерактивное взаимодействие преподаватель-студент и студент-преподаватель, оппозиция поколений «свой» - «чужой». Результаты исследования позволили сделать вывод о заданном векторе на гибридную модель обучения в высшей школе.

Ключевые слова: COVID - 19, амбивалентность, высшая школа, гибридная модель, цифровая среда, университет.

Annotation. The article analyzes the current state of the digital educational environment of higher education (March 2020 -December 2022) from the point of view of ambivalence category. The empirical basis of the study was the reactions of students of 1-4 grades of the Rostov State Transport University (the reference group - 223 students) obtained as a result of the questionnaire. Our hypothesis about the negative attitude to forced distance learning, in which various educational models (traditional and distance) were implemented as a result of the COVID - 19 pandemic by all participants, was only partially confirmed. A negative reaction to the modern on-line education was recorded (7.5% of students). The relevance of such a training format was stated by 13% of the respondents. 79.5% of the respondents had ambivalent reactions. 6 dualistic oppositions of the modern educational university format were identified: synchronous and asynchronous learning, virtual presence with visual absence with idle camera, electronic communication in synchronous and asynchronous format, interactive activity "professor-student and student-professor", the opposition of the generations "friend-stranger". The results of the study allowed us to point the vector for a hybrid model of higher education.

Key words: COVID - 19, ambivalence, high school, hybrid model, digital environment, university.

Введение. Цифровая образовательная среда (экосистема) в XXI веке остается предметом споров и дискуссий, полем реализации новаторских идей, проектов и технологий. Скачкообразное вхождение в образовательную экосистему в период COVID - 19 (март 2020 г.) явилось толчком для изучения новых человеческих и технических возможностей в этой плоскости. Организация системы обучения в высшей школе в эпоху COVID - 19 (март 2020 г. и по настоящее время), в частности контент, инструменты и способы реализации целей и задач, сами участники процесса стали предметом обсуждения в глобальном масштабе [2-4, 6, 8, 10, 12]. Современная образовательная траектория в обозначенный период идет в неразрывной совокупности с технологическими особенностями и «коронавирусными зигзагами» образовательного процесса [4], а неопределенность самого вектора образовательной траектории в настоящее время является причиной амбивалентного «рельефа образования», а именно: происходит одновременная реализация двойственного отношения к

образовательному процессу и его оценка как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей [2, 3, 6, 8, 10, 12]. При этом в самом процессе обучения также сталкиваются противоположные явления и сущности, что совершенно ново для всех участников образовательного процесса: синхронное (интерактивные он-лайн занятия на различных Интернет-платформах, включая собственные платформы университетов или университетские системы он-лайн обучения) и асинхронное обучение (выдача и проверка заданий в системе асинхронного обучения в образовательном портале университета). Такая организация процесса обучения, несомненно, ведет к выстраиванию новой когнитивной модели образовательного процесса: студент и преподаватель находятся дома, но в то же время они в электронной образовательной среде университета, в системе он-лайн обучения на различных Интернет-платформах. В рамках новой образовательной модели происходит и выдвижение такой доминантной педагогической компетенции, как «электронная педагогическая компетенция» [2], когда решающей становится не профессиональная компетенция педагога, а его умение работать в экосреде университета и с инструментами различных Интернет-платформ (виртуальные доски, мессенджеры, чаты, понимание и адекватный ответ на реакции студентов, управление реакциями студентов).

Становление такой когнитивной модели поведения сопровождается различными рисками и болевыми точками [10, 12], одновременной актуализацией как положительных, так и отрицательных качеств он-лайн обучения.

Гипотеза - амбивалентный характер современного образовательного процесса проявляется в одновременной реализации разных образовательных моделей (традиционной и дистанционной), что ведет к негативу со стороны всех участников образовательного процесса.

Исследовательские вопросы (RQ): 1) В чем проявляется амбивалентный характер образовательного процесса эпохи COVID - 19; 2) Однозначно ли отношение студентов к дистанционному формату обучения на примере студентов референтной группы? 3) Каков вектор новой образовательной модели современной «коронавирусной эпохи»?

Изложение основного материала статьи. В работе анализировался опыт (март 2020 г. - декабрь 2022 г.) организации дистанционного обучения в Ростовском государственном университете путей сообщения (г. Ростов-на-Дону). Использовался метод анкетирования, метод статистического анализа, индукции и дедукции. Референтная группа включала 223 студента технического вуза (1, 2, 3, 4 курсов). Неоднородный состав респондентов был выбран преднамеренно. Это позволило проследить динамику отношения студентов различных курсов, имеющих опыт обучения в дистанционном формате (2, 3, 4 курсы) и не имеющие такого опыта (1 курс) к различным этапам обучения за два года. Примечательно, что студенты 1 курса смогли сравнить и оценить организацию школьного и вузовского он-лайн обучения. Качественно-количественный подход к дифференциации и интеграции полученных данных позволил обозначить вероятностную оценку организации образовательного процесса с точки зрения студента.

Характеристика дуалистичности современной цифровой образовательной среды университета и уникальный педагогический и студенческий опыт рассматривался с точки зрения амбивалентного подхода (Л.И. Новикова и основоположника Э. Блейлера).

Опорным термином нашего исследования является «амбивалентность». Это понятие восходит к исследованиям из области психиатрии и рассматривалась с точки зрения психоанализа швейцарским клиницистом Эйгеном Блейлером как двойственность отношения к внешним факторам, само противоречивое состояние личности, принимающее характер внутреннего конфликта [7]. Э. Блейлер разделял амбивалентность на три типа: эмоциональную, интеллектуальную и волевую. Сущность такого конфликта проявляется в том, что один и тот же предмет или предметы, явление, образ вызывают одновременно противоположные чувства: удовлетворение - неудовлетворение, согласие - несогласие, солидарность - антагонизм, симпатию - антипатию, эгалитаризм - иерархизм. Основными характеристиками явления «амбивалентность» выступают двойственность, противоречивость, биполярность или позитивный-негативный, приятный-неприятный, любимый-нелюбимый. Таким образом, речь идет о потенциальном конфликте, конфликте интерпретаций, действий, реакций в рамках одного и того же явления. Категория амбивалентности изучается не только в психологии и психиатрии. Работы в области педагогики, социологии, прагмалингвистики F. Le Lièvre [9], G. Olsen [11], Л.И. Новиковой, Б.М. Бим-Бада [1], А.В. Тактаровой и М.Н. Черкасовой [5, 6, 8] намечают перспективы исследований в различных областях социального уклада.

В работах российских ученых Л.И. Новиковой и Б.М. Бим-Бада [1] амбивалентность трактуется как неотъемлемая часть человеческой сущности и механизм интегрирования и гармонизации взаимоисключающих составляющих. Обозначенный подход справедлив и по отношению к образовательному процессу в университете, в рамках которого происходит реализация образовательных программ высшего образования по различным направлениям.

Результаты исследования и обсуждение.

RQ 1: В чем проявляется амбивалентный характер образовательного процесса эпохи COVID - 19?

Исследование амбивалентного характера современного образовательного процесса в высшей школе демонстрирует одновременную реализацию дуалистичных оппозиций. При этом были выделены как положительные, так и отрицательные характеристики этой корреляции и диалектического метода.

Мы, вслед за Э. Блейлером, который разделял амбивалентность на три типа (эмоциональную, интеллектуальную и волевую) [7], выделяем, в свою очередь, шесть дуалистических типов данной категории:

1) педагогическая амбивалентность (дуалистичная оппозиция синхронного и асинхронного обучения);

2) метафизическая амбивалентность (дуалистичная оппозиция физического пребывания в двух плоскостях одновременно: дом и университет);

3) эмоционально-волевая амбивалентность (дуалистичная оппозиция виртуального присутствия на занятии с визуальным отсутствием);

4) коммуникативная амбивалентность (дуалистичная оппозиция новой электронной коммуникации в синхронном и асинхронном обучении);

5) префигуративная амбивалентность (дуалистичная оппозиция взаимодействия преподаватель-студент и студент-преподаватель);

6) поколенческая амбивалентность (дуалистичная оппозиция «свой» - чужой).

RQ 2: Однозначно ли отношение студентов к дистанционному формату обучения?

Участники референтной группы (223 студента) продемонстрировали различные поведенческие реакции. Результаты, полученные в ходе анкетирования, показали амбивалентное отношение участников референтной группы к исследуемому формату обучения:

1) категоричное НЕТ дистанционному обучению выразили - 9% респондентов; 2) категоричное ДА отмечено у 13%; 3) Реакция ЧАСТИЧНО отмечена у 78% опрошенных.

При ответе на вопрос была выявлена реакции: Когда переходим в режим очного обучения, хочется возврат в он-лайн и наоборот (зафиксированные реакции в ноябре 2021 г. у студентов 2, 3 и 4 курсов). При этом такая амбивалентная реакция имеет уже сформировавшиеся когнитивные и прагматические установки, психоэмоциональную окраску.

Анализ показал, что в ответах респондентов также могут наблюдаться процессы преуменьшения и преувеличения, которые нельзя не учитывать при исследовании поведенческих реакций и стратегий. Студенты, которые не смогли с уверенностью дать однозначные ответы ДА или НЕТ, отнесены в нашей работе к группе респондентов с реакцией ЧАСТИЧНО. В процессе формирования ответа данная группа переоценила или, наоборот, недооценила запрашиваемые события или факты, что привело к тому, что данная часть опрашиваемых не смогла определиться с ответом. Следует отметить, что все три поведенческие реакции валидны для проецирования стратегии будущего образовательного процесса. При постановке качественных вопросов в ответах респондентов были выявлены диссимуляционные и атрибутивные процессы, при которых наблюдается отрицание некоторых фактов реальности или прошлого, связанных с COVID - 19 как нежеланных событий жизни, например: "мне не хватало общения с группой, поэтому сам образовательный процесс мне был не очень интересен". А также наблюдались обратные реакции студентов, а именно: приписывание каких-то черт образовательному процессу, которые на самом деле ему не присущи, например: "очень порадовал Zoom, там хорошее качество звука и видео". Обе поведенческие реакции при данном типе вопросов показывают мнение респондентов, указывая на их эмоции и чувства в словах по отношению к заданному объекту, по результатам которых можно судить о стратегии исследуемого образовательного феномена.

RQ - 3: Каков вектор новой образовательной модели современной «коронавирусной эпохи»?

Ответы на первые два вопроса задают вектор ориентации на гибридную модель образования, которая и интегрируется в амбивалентный и поливалентный формат организации современной цифровой среды университета: синхронный и асинхронный форматы обучения, возможность реализации образовательного процесса в удобном для преподавателя цифровом формате (система он-лайн обучения, выбор Интернет-платформы).

Выводы:

1. Коронавирусный период продемонстрировал устойчивость и жизнеспособность образовательной экосистемы, основанной на формировании уникальной когнитивной образовательной модели. Наша гипотеза о негативном отношении к вынужденному дистанционному обучению, при котором происходит реализация различных образовательных моделей (традиционной и дистанционной) в следствии пандемии COVID - 19 со стороны всех участников подтвердилась лишь частично. Негативная реакция на современный формат on-line education была зафиксирована у 9% студентов. О целесообразности такого обучения заявили 13% участников опроса. У 78% респондентов были выявлены амбивалентные реакции.

2. Выявлены 6 дуалистических оппозиций современного образовательного университетского формата (1) синхронное и асинхронное обучение, 2) одновременное пребывание в двух активных плоскостях (дом-университет), 3) виртуальное присутствие с визуальным отсутствием при выключенной камере, 4) электронная коммуникации в синхронном и асинхронном формате, 5) интерактивное взаимодействие преподаватель-студент и студент-преподаватель в результате которой преподаватель учится у студента «общению» в рамках виртуальной среды, 6) оппозиция поколений «свой» -«чужой».

3. Исследование современного образовательного процесса, отношение студентов к новому формату обучения и выявление дуализма такого формата задают вектор ориентации на гибридную модель образования, которая и интегрируется в амбивалентный и поливалентный формат организации современной цифровой среды университета: синхронный и асинхронный формат обучения, возможность реализации образовательного процесса в удобном для преподавателя цифровом формате (система он-лайн обучения, выбор Интернет-платформы) и безграничные возможности улучшения процесса в рамках цифровых технологий.

Литература:

1. Бим-Бад, Б.М. Категория амбивалентности в теории воспитания человека / Б.М. Бим-Бад, Л.И. Егорова // Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2008. - № 7. - С. 8-17

2. Исаева, Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире / Т.Е. Исаева // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 6. - С. 80-96. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021 -30-6-80-96.

3. Носкова, А.В. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения / А.В. Носкова, Д.В. Голоухова, А.С. Проскурина, Т.Х. Нгуен // Высшее образование в России. - 2021. - №1. -С. 156-167. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167.

4. Соловов, А.В. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения / А.В. Соловов, А.А. Меньшикова // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 6. - С. 60-69. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69.

5. Тактарова, А.В. Прагмалингвистический подход к понятию амбивалентности на примере медиатекстов периода COVID - 19 с комическим эффектом / А.В. Тактарова, М.Н. Черкасова // Медиалингвистика. - 2022. - № 9 (4). - С. 414-430. - https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.408.

6. Тактарова, А.В. Амбивалентный характер оценивания образовательного процесса высшей школы периода COVID -19 в динамике (на примере прагмалингвистического опроса студентов) / М.Н. Черкасова, А.В. Тактарова // Современные исследования социальных проблем. - 2022. - Т. 14. - №3. - С. 183-195

7. Bleuler, E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien / E. Bleuler // Handbuch der Psychiatrie. Spezieller Teil. 4. -Abteilung, 1. - Haelfte. - Leipzig; Wien: Franz Deuticke. - 1911.

8. Cherkasova, M.N. The Ambivalent Nature of the Educational Process in Higher Educational Institutions in the COVID - 19 Pandemic / M.N. Cherkasova, A.V. Taktarova // In Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference "COVID-19: Implementation of the Sustainable Development Goals" - RTCOV. - 2023. - Pp. 386-391. - DOI: 10.5220/0011121100003439.

9. Lièvre, F. An ambivalent picture / F. Lièvre // In R. Wilkinson, R. Gabriels (Eds), The Englishization of Higher Education in Europe. Amsterdam University Press. - 2021. - URL: https://doi.org/10.5117/9789463727358_ch05.

10. Mahyoob, M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Expe-rienced by EFL Learners / M. Mahyoob // Arab World English Journal. - 2020. - № 11 (4). - Рp. 351-362. - URL: DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23.

11. Olsen, G. Ambivalence in activation encounters / G. Olsen // European Journal of Social Work. - 2021. - V. 25. - Is. 4. -Pp. 1 - 13. - DOI:10.1080/13691457.2021.1995705. - URL: https://www.researchgate.net/publication/356430838_Ambivalence_in_activation_encounters (дата обращения: 02.02.2023).

12. Yekefallah, L. Factors related to students' satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning / L. Yekefallah, P. Namdar, R. Panahi, L. Dehghankar // Heliyon. - 2021. - Vol. 7. - Is. 7. - DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628 (дата обращения: 02.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.