Научная статья на тему 'Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей'

Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / FLEXIBILITY OF THE TEACHING PROCESS / TRADITIONAL METHODS / ALTERNATIVE TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING / MODULAR TEACHING METHOD / INDIVIDUAL TRAJECTORY / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Ольга Викторовна

Статья посвящена вопросу обеспечения гибкости процесса обучения иностранным языкам за счет использования альтернативных обучающих технологий. Отмечается непреходящая актуальность данной проблемы, в том числе, в области обучения профессионально ориентированной иноязычной коммуникации студентов нелингвистических специальностей, для которых владение языком профессии является частью их профессиональной компетенции. Подчеркивается, что гибкость образования предполагает перенос акцента с обучения на учение, что является условием всестороннего развития личности посредством индивидуальной траектории обучения и увеличения доли самостоятельной познавательной деятельности в образовательном процессе. Автор полагает, что достижение гибкости достигается благодаря внедрению в процесс обучения альтернативных по сравнению с традиционными методик. В фокусе настоящей работы модульная технология, позволяющая обеспечить как индивидуальную траекторию обучения, так и разумную организацию самостоятельной работы обучающегося. Основываясь на собственном педагогическом опыте, автор отмечает, что модульная технология легко сочетается с традиционными подходами к обучению иностранным языкам, что создает в процессе обучения плодотворный синергетический эффект. В статье уточняются понятия учебного модуля и модульного обучения. Выдвигается постулат о том, что в контексте профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей модульная технология позволяет реализовать приоритетное формирование компетенций, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности в иноязычной среде общения. В статье рассматриваются основы создания системы модулей в курсе профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Статья содержит рекомендации по разработке и использованию в учебном процессе модульного пособия по профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Выявляются преимущества модульной технологии как элемента компетентностно-модульного подхода к обучению иностранному языку студентов нелингвистических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The alternative technologies in ensuring flexibility of foreign language teaching of non-linguist students

The article is devoted to the problem of reaching flexibility of the foreign language teaching process by means of using alternative educational techniques. This is considered to be an ever-important problem, especially in the field of professionally oriented communication in foreign languages, which could be part of the students’ professional competence. It is underlined that flexibility of education implies a shift of the accent from teaching to learning which conditions a comprehensive personality development thanks to an individual learning trajectory as well as the increased share of autonomous cognitive activities in the educational process. The author believes that reaching flexibility is possible thanks to the implementation of alternative techniques in the educational process. The article focuses on the module technique allowing for both an individual teaching trajectory as well as the reasonable organisation of students’ independent learning. Based on her own teaching experience, the author notices that the module technique easily correlates with the traditional ones implemented in foreign language teaching, which results in a fruitful synergetic effect. The notions of teaching module and module education are specified in the article. The author points to the fact that the module technique makes it possible to prioritize in terms of forming professionally relevant competences necessary for future specialists to participate in professional communication in foreign languages. The article also deals with the basics of module system creation in the course of professionally oriented foreign language teaching. The article contains recommendations for working out and applying of a module tutorial related to professional communication in foreign languages. In conclusion, the author identifies the advantages of the module technique as an integral part of the competence-and-module conception of teaching foreign languages to non-linguist students.

Текст научной работы на тему «Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 30.01.2019; опубликована 21.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Куликова О.В. Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kulikova O.V. (2019). The alternative technologies in ensuring flexibility of foreign language teaching of non-linguist students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 378

Куликова Ольга Викторовна

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Москва, Россия

Профессор кафедры «Английского языка №1» Доктор филологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=665553

Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей

Аннотация. Статья посвящена вопросу обеспечения гибкости процесса обучения иностранным языкам за счет использования альтернативных обучающих технологий. Отмечается непреходящая актуальность данной проблемы, в том числе, в области обучения профессионально ориентированной иноязычной коммуникации студентов нелингвистических специальностей, для которых владение языком профессии является частью их профессиональной компетенции. Подчеркивается, что гибкость образования предполагает перенос акцента с обучения на учение, что является условием всестороннего развития личности посредством индивидуальной траектории обучения и увеличения доли самостоятельной познавательной деятельности в образовательном процессе. Автор полагает, что достижение гибкости достигается благодаря внедрению в процесс обучения альтернативных по сравнению с традиционными методик. В фокусе настоящей работы - модульная технология, позволяющая обеспечить как индивидуальную траекторию обучения, так и разумную организацию самостоятельной работы обучающегося. Основываясь на собственном педагогическом опыте, автор отмечает, что модульная технология легко сочетается с традиционными подходами к обучению иностранным языкам, что создает в процессе обучения плодотворный синергетический эффект. В статье уточняются понятия учебного модуля и модульного обучения. Выдвигается постулат о том, что в контексте профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей модульная технология позволяет реализовать приоритетное формирование компетенций, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности в иноязычной среде общения. В статье рассматриваются основы создания системы модулей в курсе профессионально

ориентированного обучения иностранным языкам. Статья содержит рекомендации по разработке и использованию в учебном процессе модульного пособия по профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. Выявляются преимущества модульной технологии как элемента компетентностно-модульного подхода к обучению иностранному языку студентов нелингвистических специальностей.

Ключевые слова: гибкость процесса обучения; традиционные методы; альтернативные технологии; иностранный язык; язык специальности; профессионально ориентированное обучение; модульная технология обучения; индивидуальная траектория; самостоятельная работа

Актуальность настоящей работы обусловлена продолжающимися в лингводидактике поисками способов, обеспечивающих гибкость процесса обучения как одного из факторов повышения качества лингвистического образования в высшей школе. Многолетний опыт преподавательской работы позволяет утверждать, что данная проблема остается по-прежнему актуальной в области профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-нелингвистов, для которых владение иностранным языком как языком специальности является частью их профессиональной компетенции.

Трактовка гибкости образования как системы, «которая бы максимально удовлетворяла потребности индивида и запросы общества и была бы способной реагировать на их изменения» [1] означает, что динамика данного процесса во многом определяется желаниями и возможностями индивида, цель которого - приобрести умение учиться самостоятельно в течение всей жизни. Гибкость образования предполагает перенос акцента с обучения на учение. Соответственно, построение учебного процесса происходит с учетом индивидуальных потребностей обучающегося на основе так называемого «студоцентрического» подхода. Обеспечение всестороннего развития личности посредством достижения гибкости содержания обучения, предполагающего возможность его оперативной перестройки за счет организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе 1, составляет основу такой стратегии повышения качества гуманитарного образования, как обеспечение его гибкости, что достигается, в частности, благодаря внедрению в процесс обучения альтернативных по сравнению с традиционными методик.

В фокусе настоящей работы - модульная технология как способ достижения гибкости лингвистического образования, позволяющая обеспечить как индивидуальную траекторию обучения, так и разумную организацию самостоятельной работы обучающегося. Кроме того, модульная технология легко сочетается с традиционными подходами, что создает в процессе обучения плодотворный синергетический эффект.

Напомним, что в дидактике под модулем понимается "автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля" [2]. Аналогичного мнения придерживаются методисты, считающие модуль «динамической единицей - совокупностью содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе контрольных

1 Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.msu. ru/innovation/nmo/metod. rtf.

материалов и мероприятий (программ дисциплин, зачетов, экзаменов и практик, тестов, различных форм самостоятельной работы студентов и т. п.), относящихся к одной или нескольким взаимосвязанным дисциплинам. <...> Модуль является одновременно банком информации, технологией и конкретной программой преподавания и обучения»2.

В современной дидактической литературе работы, посвященные исследованиям модульного подхода в обучении, представлены довольно широко (см., например, [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10] и многие другие). «Новый словарь методических терминов и понятий» определяет модульное обучение как организацию образовательного процесса, «при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации)». Там же указывается, что «совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся» [11, с. 146]. Данная точка зрения служит отправным моментом для нашего дальнейшего изложения.

При этом нам бы хотелось обратить внимание на модульный подход как на альтернативную технологию, дающую возможность поместить студента в центр учебного процесса. Учет уровня лингвистической и коммуникативной компетенций обучающегося, его профессиональных интересов и потребностей, а также характерной для современного поколения студентов очевидной дискретности мировосприятия, обеспечивает повышенную продуктивность данной методики, в частности, в обучении иностранным языкам.

На сегодняшний день модульный подход зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных при обучении иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей. В контексте профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей модульный подход позволяет реализовать приоритетное формирование компетенций, необходимых будущим специалистам для успешного осуществления профессиональной деятельности в иноязычной среде общения. В этой связи особая роль в процессе обучения иностранному языку отводится таким компетенциям как коммуникативные, профессиональная и межкультурная, формирующимся на фоне и во взаимодействии с общей, когнитивной и предметной компетенциями.

Постепенный и последовательный характер формирования целевых компетенций обусловливает выбор модульной технологии обучения как оптимального способа обеспечения управляемости, гибкости3 и динамичности процесса обучения.

Учебные модули, обеспечивающие обучение иностранным языкам на протяжении всего периода, образуют систему, представленную в общей программе учебной дисциплины.

Программа учебной дисциплины представляет собой сложное построение. Структура типовой программы учебной дисциплины, рассчитанной на полный курс обучения студентов иностранному языку, включает набор модулей, направленных на формирование целевых компетенций на каждом этапе обучения и органично вписывающихся в ткань программы. На начальном этапе обучения (1 и 2 курсы) в связи с необходимостью ранней специализации студентов нелингвистических специальностей в программу по практическому курсу иностранного языка целесообразно включать так называемые "встроенные" модули, содержащие основы профессиональной (специальной) или околопрофессиональной тематики,

2 Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.msu.ru/innovation/nmo/oop.pdf.

3 Teaching the modular way? A few notes on modularity in language teaching. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.learningpaths.org/papers/modules.htm.

соответствующей этапу обучения. Начиная с 3 курса обучения, программа представляет последовательность модулей профессионально ориентированного характера, направленных на изучение иностранного языка в рамках заявленной специализации.

Учебный модуль по прикладной лингвистической дисциплине, такой как "Практический курс иностранного языка" 4 , отвечая практически всем стандартным требованиям, предъявляемым к учебным модулям, располагает рядом объективно обусловленных особенностей. Так, модуль по практическому курсу иностранного языка обладает не полной, а лишь частичной самостоятельностью, что связано с постепенным и последовательным характером формирования лингвистических и коммуникативных навыков и умений. Поэтому модули, включённые в состав программы учебной дисциплины «Практический курс иностранного языка», следуют в строго установленном порядке в соответствии с предусмотренной тематикой.

Создавать систему модулей по дисциплине "Практический курс иностранного языка" предпочтительней на основе тематического принципа. При этом распределяя модули по учебным курсам, необходимо строго учитывать уровень сформированности предметной компетенции студентов, то есть базу знаний, сложившуюся у студентов на родном языке к моменту изучения данной тематики на одном из иностранных языков. Опережающее формирование понятийной базы посредством родного языка, обеспечивающееся за счёт изучения специальных дисциплин, является обязательным условием успешного формирования коммуникативных и, особенно, профессиональной компетенций. Таким образом, являясь частью модульной системы обучения иностранному языку студентов нелингвистического профиля, программа по лингвистической дисциплине создается на базе междисциплинарного подхода. Кроме того, при создании каждого "последующего" модуля обязательно учитывается степень сформированности и номенклатура умений и навыков, формирование которых предусматривается на предыдущем уровне.

Важно отметить, что в соответствии с компетентностным подходом, положенным в основу программы по иностранному языку, предполагается введение в процесс обучения и в компетентностный тезаурус студентов форм речевой деятельности5, необходимых будущим специалистам при выполнении их служебных обязанностей. Таким образом, реализуется одно из преимуществ данного подхода, состоящее в его направленности на реальные требования, предъявляемые к выпускникам факультета с самого начала их профессиональной деятельности.

Основу методического обеспечения программ, представленных учебными модулями, составляет система модульных учебных пособий6. Пособия имеют целью формирование у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения, они отличаются четкой направленностью на формирование (поддержание)

4 Мы используем условное название дисциплины по иностранному языку, которое варьируется от вуза к

вузу.

5 Например, на старших курсах обучения к таким формам относятся доклады, анализы, прогнозы, аннотации, а также презентация результатов самостоятельно проведённого исследования и пр.

6 Рассмотрение структуры и принципов создания модульного учебного пособия, а также рекомендации по их составлению и использованию, основаны на авторском опыте написания и работы по таким модульным пособиям, как «Практический курс английского языка для специалистов в области международных экономических отношений. Ч.1. Современные тенденции в мировой экономике. ЕЭС: бизнес в Европе» [12]; Ч.11. «Современные тенденции в мировой экономике. Новая экономика» [13]; Ч.Ш. «Современные тенденции в мировой экономике. Международные финансы и банковское дело» [14]; Ч.1У. «Современные тенденции в мировой экономике. Проблемы глобализации. - М.: ФГБОУ [15].

Страница 4 из 10

https://mir-nauki.com

релевантных компетенций в области иноязычного профессионального общения, необходимых студентам в их профессиональной деятельности.

Исходя из того, что модульная технология предполагает реализацию процесса обучения путём разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, одним из главных критериев соответствия модульного пособия его цели становится хорошо продуманная единообразная система упражнений, направленная на выработку определённых навыков и умений, подлежащих формированию на данном этапе обучения. При этом модульной системе упражнений присуща разноуровневость, позволяющая наиболее "продвинутым" студентам достичь максимального уровня, а более слабым - остановиться на одном из промежуточных уровней (речь идёт об уровнях сформированности различных коммуникативных навыков и умений).

Интенсификация учебного процесса в условиях модульного обучения во многом достигается за счет увеличения доли самостоятельной работы студента. Практически все упражнения, включённые в модульное пособие, подлежат самостоятельному выполнению дома, что позволяет на уроке "двигаться вперёд", посвящая большую часть времени не заучиванию лексики или поиску фраз и предложений в тексте, а подлинно коммуникативной деятельности. Предполагается, что по завершении работы над модулем обучающийся должен уметь выполнять автономно все те операции, которые выполнялись в ходе учебного процесса под руководством преподавателя. Именно поэтому большинство модульных пособий построено таким образом, что каждый урок пособия завершается серией упражнений (обычно сопровождающих отдельный текст), направленных на тестирование знаний, навыков и умений обучающегося, приобретенных им в процессе работы над тем или иным уроком пособия. Если по техническим причинам (например, в силу ограничения листажа) пособие не включает таких упражнений, то преподавателю рекомендуется самому предусмотреть деятельность такого рода в ходе учебного процесса.

Поскольку модульное обучение в целом и модульное учебное пособие в частности допускает индивидуальную траекторию обучения студента, то следует особо сказать об организации материала уроков пособия на основе принципов прозрачности и доступности. Вопросами подобного рода занимается инженерная психология и ее наработки могут пригодиться создателям самых разных продуктов, включая и такой интеллектуальный продукт как модульное пособие. Раздел инженерной психологии, занимающийся проблемами создания компьютерных интерфейсов, называется usability (пока не существует адекватного русского эквивалента). Главный постулат usability заключается в следующем: идти не от тех задач, которые мы придумываем или в состоянии решить, а от того, что ищет пользователь. Таким образом, закладывая систему упражнений и формулируя задания, мы должны начинать с определения тех задач, которые предстоит решить студенту, и с понимания того, в каких условиях происходит решение поставленных задач. То есть составление сценария деятельности должно предшествовать проектированию. Это важно учитывать, так как готовый продукт невозможно адаптировать, можно только отказаться от его использования. Однако в то же время, помня о социально-психологических характеристиках целевой аудитории, не следует злоупотреблять принципами прозрачности и доступности, иногда во избежание хаоса целесообразнее лишить обучающегося свободы выбора и предложить ему готовые опции.

Применительно к модульному пособию по «Практическому курсу иностранного языка» необходимо особо подчеркнуть важность актуализации содержания - то есть, важность того, чтобы "вывести" языковой материал и отдельно тренируемые навыки и умения в речевую коммуникацию, поскольку только сделав информацию актуальной для себя и осознав важность

https://mir-nauki.com

собственных речевых умений, студент сможет превратить полученные им данные в собственные знания и приобрести устойчивые коммуникативные навыки.

Далее мы несколько подробнее остановимся на структуре типового урока модульного пособия. Такое пособие может иметь трехчастную структуру. Первая часть - серия единообразных уроков, посвященных различным аспектам общей темы учебного модуля. Безусловно, основу любого учебного модульного пособия должна составлять жесткая система упражнений. Подобная система упражнений четко задает основной вектор обучения на определенном этапе учебного процесса. В центре каждого урока модульного пособия находится текст, что методически оправдано. Помимо того, что текст выступает как главный источник информации (в нашем случае - информации профессионально релевантной), система упражнений, построенная на базе текста, позволяет выработать навыки и умения обработки текстовой информации, то есть в процессе планомерной и последовательной работы над текстами модуля студентам прививаются так называемые знания "как " - процедурные знания, не уступающие по своей важности в процессе обучения знаниям "что". Кроме того, оговоримся, что развитие навыков чтения и работы с текстом способствует повышению общего интеллектуального уровня обучающихся, что благотворно сказывается на процессе обучения в целом.

Предполагается, что тексты, отобранные для пособия такого рода, представляют собой аутентичный языковой материал аналитического характера и отражают один из аспектов профессиональной тематики. Каждый текст предваряется предтекстовыми заданиями, направленными на выявление и активизацию у студентов знаний по теме урока. То есть, работе с текстом предшествует предварительное обсуждение вопросов, связанных с его проблематикой. Учитывая, что речь идет о пособиях, предназначенных для студентов старших курсов, имеющих достаточный запас знаний в предметной области и обладающих в определенной степени сформированными навыками и умениями иноязычного общения, в раздел Pre-reading включаются задания, позволяющие в процессе обсуждения привлечь накопленные студентами знания в профессиональной области, а также активизировать навыки поиска необходимой информации в иноязычных источниках и коммуникативные умения, связанные с презентацией и обсуждением полученной информации на иностранном языке. На дотекстовом этапе студентам также предлагается ознакомиться с заданием на проверку понимания основного содержания текста (так называемые true/false statements). По прочтении текста обучающиеся должны быть готовы кратко сформулировать его главную идею. На следующем этапе работы с текстом выполняются различные упражнения на закрепление терминологической и общеязыковой тематической лексики урока. Впоследствии предполагается активизация ключевой лексики при обсуждении текста в форме вопросов и ответов, при составлении плана текста и суммировании его содержания. Следующий раздел урока, который можно условно назвать Over to you, содержит задания, направленные на развитие у студентов навыков речевой коммуникации на базе профессионально ориентированной тематики, что предполагает формирование таких умений, как аргументированное изложение своей точки зрения по вопросу профессионального характера, участие в дискуссии на профессиональные темы, обобщение информации из различных источников, анализ полученной информации и ее оценка и т. п. Исходя из постулата о взаимосвязи всех видов речевой деятельности, а также с учетом необходимости повышения эффективности учебного процесса, в пособие рекомендуется включить раздел, направленный на развитие навыков письменной речи. Очевидно, что на данном уровне обучения речь идет о письменных текстах, представляющих жанры письменного профессионального общения и, следовательно, отличающихся особой организацией и структурируемых по особым правилам. В ходе подготовки к письменной работе следует ознакомить студентов с общими требованиями, предъявляемыми к написанию развёрнутых текстов по профессиональной

https://mir-nauki.com

тематике (такие требования могут быть изложены в Приложении (Appendix) модульного пособия).

При работе с пособием, в основу которого положен компетентностно-модульный подход к обучению, рекомендуется обращать особое внимание на самостоятельную работу студентов, систематическое и полноценное выполнение ими домашних заданий с обязательным привлечением дополнительного материала по изучаемой тематике.

Вторая часть модульного пособия - контроль сформированности у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, который проводится на базе материала, организованного по методу кейсов, что предполагает значительное увеличение доли самостоятельности и активного участия студента в процессе работы. Тематика отобранных кейсов коррелирует с темами основных уроков пособия, однако при необходимости возможно включение в учебный процесс дополнительного материала близкой тематики.

Третья часть пособия - Discussion points - предназначена как для повторения, так и для проверки усвоения изученного материала. Обсуждение пройденных тем проводится с привлечением новой актуальной информации, полученной студентами из различных дополнительных источников. В процессе дискуссии студенты должны продемонстрировать такие умения, как обобщение информации, проведение сравнительного анализа, прогнозирование, поиск и соответствующая обработка информации, релевантной для решения поставленных задач.

В пособиях, адресованных студентам старших курсов, система упражнений соответствует завершающему этапу обучения в вузе, она отличается еще большей емкостью и четкой направленностью на формирование (поддержание) навыков и умений в области иноязычного профессионального общения, необходимых студентам в их профессиональной деятельности. При выборе системы упражнений для пособий, предназначенных для студентов старших курсов, также учитывается ограниченное количество аудиторных часов, которое обычно отводится на данном этапе на практические занятия по иностранному языку.

Как видно из приведенного примера, модульность предполагает дробную подачу материала и постепенное формирование компетенций с последующим сведением воедино, своего рода обобщением полученной информации и приобретенных навыков.

Итак, в качестве примера мы рассмотрели структуру модульного пособия по практическому курсу/практикуму по профессиональной коммуникации иностранного языка для студентов старших курсов. Для достижения запланированного результата предполагается обязательное выполнение предусмотренных в системе упражнений. Допустимые незначительные отклонения могут быть обусловлены академическим уровнем всей группы или необходимостью индивидуального подхода к студентам в "неровной" группе. В целом же, только строгое следование установленному в модуле порядку способно дать положительный эффект.

Как отмечалось, формирование коммуникативных компетенций при модульном обучении происходит последовательно и постепенно. За счет постепенного и поэтапного "добавления" составляющих той или иной компетенции от модуля к модулю достигается эффект "качественного роста" формируемых компетенций. При этом одной из главных характеристик системы упражнений признаётся не только единообразие (повторяемость от урока к уроку определённых заданий, действий, направленных на формирование тех или иных компетенций), но и завершённость. Завершение каждого модуля заданиями особого типа, предполагающими их самостоятельное выполнение студентами, позволяет проверить степень сформированности той или иной компетенции и сопоставить полученный результат с запланированным, что достигается прежде всего благодаря использованию интерактивных

методов обучения, например, таких как кейс-метод, проектный метод, ролевые игры на иностранных языках и т. д. Исходя из положения о повышении роли самостоятельной работы студентов в условиях модульного обучения, а также учитывая необходимость постоянного привлечения современной информации о текущих событиях и новейших тенденциях в сфере профессиональных интересов студентов, требуется гибкий подход к выполнению многих творческих упражнений интерактивного плана.

Как уже отмечалось, выполнение упражнений такого рода ведёт к формированию не только коммуникативных, но и других видов компетенций как общего, так и профессионального характера.

Итак, модульная технология как одна из альтернативных технологий, применяемых в современной лингводидактике, и воплощенная в модульных учебных пособиях по специальным языкам, отражающих особенности компетентностно-модульного подхода к обучению, в частности, обучению студентов нелингвистических специальностей, позволяет:

• обеспечить гибкость процесса обучения;

• придать всему образовательному процессу структурную четкость и прозрачность;

• систематизировать знания обучающихся;

• обеспечить "сквозное" (от модуля к модулю) формирование целевых компетенций;

• воплотить в учебный процесс «смежные» альтернативные технологии -применение индивидуальной траектории обучения и организацию самостоятельной работы студентов как управляемой деятельности;

• реализовать междисциплинарный подход, являющийся одним из наиболее актуальных в системе современного образования;

• сочетать преимущества альтернативных и традиционных технологий обучения иностранным языкам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волгин О. Гибкая система образования: американский опыт - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c67_02.htm.

2. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Борисова. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.

3. Гульчевская, В.Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ripkro.ru/svedeniya-ob-institute/struktura-i-organy-upravleniya/kafedry/kafedra-pedagogiki/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii/tekhnologiya-modulnogo-obucheniya-problema-vnedreniya-v-massovyy-opyt-otechestvennoy-shkoly/.

4. Кукосян, О.Г. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования [Текст]: методическое пособие / О.Г. Кукосян, Г.Н. Князева. - Краснодар, 2001. - 47 с.

https://mir-nauki.com

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. - Барнаул: Алт. гос. ун-т.: Изд-во Алт. ГТУ АлтАЭП, 1998. - 252 с.

Борисова, Н.В. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе) / Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М.: Московский институт стали и сплавов (технологический университет: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 44 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isu.ru.

Петрова, М.А. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса в процессе управления самообразовательной деятельностью студентов // Омский научный вестник, 2007 № 3 (55). Психолого-педагогические науки. - С. 137-142.

Сафонова, Т.Н. Проектирование и реализация модульной технологии обучения // Труды 5-й международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке" - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. - Сб. 5 - Ч.1 - С. 394-399.

Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра педагог. н. - Вильнюс, 1990. - 406 с.

Соколков, Е.А. Проблемно-модульное обучение [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Соколков. - М.: Издательство: "Вузовский учебник", 2017. - 392 с.

Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

Куликова, О.В. Практический курс английского языка для специалистов в области международных экономических отношений. Ч.1. Современные тенденции в мировой экономике. ЕЭС: бизнес в Европе / О.В. Куликова. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - 124 с.

Куликова, О.В. Практический курс английского языка для специалистов в области международных экономических отношений. Ч.П. Современные тенденции в мировой экономике. Новая экономика / О.В. Куликова. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - 66 с.

Куликова, О.В. Практический курс английского языка для специалистов в области международных экономических отношений. Ч.Ш. Современные тенденции в мировой экономике. Международные финансы и банковское дело / О.В.Куликова. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - 84 с.

Куликова, О.В. Практический курс английского языка для специалистов в области международных экономических отношений. Ч.1У. Современные тенденции в мировой экономике. Проблемы глобализации / О.В. Куликова. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - 68 с.

https://mir-nauki.com

Kulikova Olga Viktorovna

Moscow state institute of international relations (university), Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

The alternative technologies in ensuring flexibility of foreign language teaching of non-linguist students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article is devoted to the problem of reaching flexibility of the foreign language teaching process by means of using alternative educational techniques. This is considered to be an ever-important problem, especially in the field of professionally oriented communication in foreign languages, which could be part of the students' professional competence. It is underlined that flexibility of education implies a shift of the accent from teaching to learning which conditions a comprehensive personality development thanks to an individual learning trajectory as well as the increased share of autonomous cognitive activities in the educational process. The author believes that reaching flexibility is possible thanks to the implementation of alternative techniques in the educational process. The article focuses on the module technique allowing for both an individual teaching trajectory as well as the reasonable organisation of students' independent learning. Based on her own teaching experience, the author notices that the module technique easily correlates with the traditional ones implemented in foreign language teaching, which results in a fruitful synergetic effect. The notions of teaching module and module education are specified in the article. The author points to the fact that the module technique makes it possible to prioritize in terms of forming professionally relevant competences necessary for future specialists to participate in professional communication in foreign languages. The article also deals with the basics of module system creation in the course of professionally oriented foreign language teaching. The article contains recommendations for working out and applying of a module tutorial related to professional communication in foreign languages. In conclusion, the author identifies the advantages of the module technique as an integral part of the competence-and-module conception of teaching foreign languages to non-linguist students.

Keywords: flexibility of the teaching process; traditional methods; alternative technologies; foreign language; language for special purposes; professionally oriented teaching; modular teaching method; individual trajectory; self-study

31PDMN119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.