4. Кузоро К.А. Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. №2-6(62). 2015. С. 193197.
5. Национальный туристический рейтинг // Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». URL:http://russia-rating.ru/mfo/9857.html (дата обращения 21.09.2016).
6. Панарина В.И. О возрождении // Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: «Лучший научно-исследовательский проект 2016», «Лучшее научное эссе 2016». Научный центр «Олимп». Изд.:Научный центр «Олимп»(Астрахань). 2016. С. 766-768.
7. Панарина В.И. Орловская область в рейтингах Российской Федерации // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4(8). С. 6-8.
8. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий. Монография. «Орловский ГАУ» 2015 г. 146 с.
9. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 03.07.1996 № 1063-р, в ред. распоряжений Правительства Рос. Федерации от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р. Рос. Федерации от 19.10.1999 №1683-р и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изм. на 23.11.2009).
10. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15.06.2013 № 598, в ред. распоряжений Правительства Рос. Федерации от 16.01.2015 № 17 об утверждении Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
11. Федеральная служба статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/# (дата обращения: 03.05.2016).
12. Яковлева P.M., Тарасов А.Е. Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности // Инновационная наука. №11-2. 2015. С. 289-291.
13. Горохов В.В., Небытов В.Г., Резвяков A.B. Развитие агроэкотуризма в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах Орловской области (итоги международного научно-практического семинара) //
Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №3(11). С. 18-27.
* * *
УДК 332.13
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
A.A. Полякова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития сельского хозяйства региона на основе разработки и реализации комплексных программ, а также обеспечения возможностей альтернативной занятости на селе.
Ключевые слова: сельское хозяйство региона, комплексная программа развития, альтернативная занятость.
Abstract. In the article the questions of development of agriculture in the region through the development and implementation of comprehensive programs, and provide alternative employment opportunities in rural areas.
Key words: agriculture of the region, integrated development programme, alternative employment.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социально-экономического развития села, направленным на повышение привлекательности жизнедеятельности в сельской местности. Особенно остро данный вопрос стоит в условиях введенных в отношении России экономических санкций и принятого курса импортозамещения. Одним из основных направлений успешного развития агропромышленного комплекса страны, на наш взгляд, выступает эффективное функционирование регионального АПК.
Проведенные исследования показывают, что одним из наиболее эффективных методов стимулирования производства стали целевые программы развития. На наш взгляд, программой способной дать импульс развития агропромышленного комплекса региона, могла бы стать комплексная программа, содержащая в себе несколько основных направлений развития:
- производство обогащенных продуктов питания;
- создание индустрии производства белка и технологий его использования в пищевой промышленности;
- развитие технологий хранения (современные хранилища, быстрая заморозка, изготовление и хранение экстрактов, соков и т.д.);
- развитие фармацевтической отрасли (производство лекарственных препаратов из лекарственных трав) [3].
Стимулирующее влияние на развитие АПК данная программа способна оказать, поскольку она предусматривает системное достижение эффектов в экономической, социальной и финансовой сферах.
В рамках программы предполагается производство обогащенных продуктов питания, которые бы соответствовали требованиям современности (когда население ведет образ жизни связанный с минимальными энергозатратами). Здесь следует вспомнить опыт СССР, когда крупные молочные и мукомольные комбинаты обогащали продукцию специально для районов Дальнего Севера. Такие продукты назывались «диетическими» или «обогащенными».
Следует отметить, что развивая указанное направление на региональном уровне, необходимо учитывать именно специфику региона (например дефицит или недостаток йода, других минеральных веществ и т.д.), т.к. экологическая ситуация значительно различается.
Это направление программы должно развиваться в тесном сотрудничестве научно-исследовательских институтов, сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающей промышленности.
Второе направление программы связано с обеспечением населения предприятия белковосодержащими продуктами в соответствии с нормами, установленными РАМН. Так, анализ результатов выборочного обследования домашних хозяйств в Орловской области показал, что потребление пищевого белка на душу населения составляет 76,3% от рекомендуемого уровня [2]. Реализация этого направления призвана повысить эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий области и обеспечить население области белковосодержащими продуктами питания, максимально преближенно к медицинским нормам (в год на душу населения):
мяса и мясопродуктов - 73 кг; молока и молокопродуктов - 325 кг; яиц - 260 шт.;
рыбы и рыбопродуктов - 22 кг; хлеба и хлебопродуктов - 96 кг; масло растительное - 12 кг; картофель - 90 кг; овощи и бахчевые - 140 кг; фрукты свежие - 100 кг [4].
Еще одно направление предлагаемой программы связано с развитием фармацевтической отрасли региона на основе возможного производства препаратов из лекарственных трав, топинамбура, эфироносов, которые можно выращивать в нашей области. В рамках этого направления целесообразно начать производство женьшеня, лимонника и на их основе изготавливать лекарственные препараты. Здесь следует опираться на опыт соседней области (Брянской), где успешно сотрудничают сельхозтоваропроизводители и спиртовая промышленность, выпуская настойки на лекарственных травах и кореньях.
Реализация указанного направления приведет к развитию малого и среднего бизнеса в регионе, т.к. и производство и переработку лекарственных трав целесообразно осуществлять на малых предприятиях, а затем сырье может быть реализовано более крупным предприятиям в качестве добавок. Кроме того, будет развиваться и промышленность в плане производства средств производства для выращивания, переработки и реализации лекарственных трав.
На наш взгляд комплексная реализация указанных направлений предлагаемой программы позволит обеспечить инновационное развитие агропромышленного комплекса области, а также получить социальный эффект от ее реализации.
Кроме того, в области необходимо разработать программу альтернативной занятости на селе [6, 7, 8]. В настоящее время в большинстве сельских районов у населения нет другой возможности, кроме как работать в сельскохозяйственных предприятиях, а они не могут обеспечить полную занятость. Это обстоятельство приводит к тому, что население вынуждено переезжать в город в поисках работы или содержать большое личное хозяйство, чтобы таким образом обеспечить себя материально.
Частично данную проблему может снять реализация предложенной программы, если в ее рамках разместить малые предприятия переработки в сельской местности. Однако, наибольший эффект при решении
этого вопроса, на наш взгляд, принесет развитие традиционных и новых ремесел и промыслов. На территории области сохранились такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.
Кроме того, можно использовать опыт западных стран и ряда регионов России по развитию сельского туризма. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и т. д.) берет на себя принимающая семья. Здесь открывается прекрасная перспектива развития сельской территории, районов через сельский туризм. Сегодня уже можно говорить о наличии позитивного опыта в этой сфере: в стране уже реализуются десятки проектов по сельскому туризму. Лидерами в данном направлении являются: Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская. Ленинградская, Псковская, Самарская, Тверская, Тульская, Ярославская, Пензенская области, Республики Карелия и Чувашия, Московская и Ленинградская области [5].
Реализация указанного направления позволит снизить долю ЛПХ в производстве сельскохозяйственной продукции, предоставив тем самым сельскохозяйственным товаропроизводителям возможности для дифференциации своей деятельности (выращивание картофеля, увеличение производства мяса и молока), и одновременно обеспечит сельское население работой. При этом можно организовать деятельность таким образом, чтобы она была сезонной, т.е., если люди не желают полностью отказываться от работы на личном подворье, то в рамках программы они могут работать в зимний период, когда занятость в сельском хозяйстве заметно сокращается.
В рамках социальной защиты при реализации Программы альтернативной занятости следует заключать с жителями трудовое соглашение, т.е. у них будет идти трудовой стаж, накапливаться пенсионные взносы, оплачиваться больничные листы.
Учитывая роль ЛПХ в производстве сельскохозяйственной продукции в регионе следует реализовать программу, направленную на развитие сельской кооперации, которая позволит решить проблемы сбыта продукции ЛПХ, а также снизить зависимость от рыночных посредников.
Указанную программу целесообразно реализовывать в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, одним из направлений которой является развитие малых форм хозяйствования. Необходимо отметить, что при реализации этой программы следует стремиться к увеличению товарности производства в ЛПХ [1].
Реализация названных направлений позволит решить ряд экономических, финансовых и, самое главное, социальных проблем сельской местности региона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горбунова Я.А., Полякова А.А Состояние сельского хозяйства в РФ в 2015 году: меры поддержки в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции» // Сборник трудов всероссийской СНПК «Аграрный сектор экономики России: пути к эффективности». Орел, 2015г. С. 194-198.
2. Грешонков A.M., Меркулова Е.Ю. Анализ потребления основных продуктов питания по регионам РФ // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11. Том 9. С.54-62.
3. Полякова A.A., Богачев А.И. Новые подходы к решению проблемы оптимизации размещения сельскохозяйственного производства. // Актуальные проблемы социально-экономического развития регионов (коллективная монография). Воронеж. Изд-во: ООО «Издательство «Научная книга», 2011. С.76-107.
4. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания. Утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №614 от 19.08.2016г. URL: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/032/267/original/Пpикaз_Mинздpaвa_Poccии_oт_19.08.2016_№_6 14.pdf (дата обращения 21.11.2016).
5. Стасюкова Н. Сельский туризм - одно из направлений развития сельских территорий России. // URL: http://pandia.ru/text/77/156/21644.php (дата обращения 21.11.2016).
6. Панарина В.И. Несельскохозяйственная занятость населения на сельских территориях Орловской области // Образование, наука и производство. 2015. №4(13). С. 41-43.
7. Панарина В.И. Современное состояние нормативно-правового регулирования несельскохозяйственной сферы деятельности в Российской Федерации // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2016. - №1(9). - С. 35-38.
8. Климов Р.В., Панарина В.И. Социально-экономическое значение развития несельскохозяйственной сферы деятельности на сельских территориях Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. № 1(1). Орел, 2014. С. 12-16.
9. Панарина В.И. Развитие несельскохозяйственной сферы деятельности как фактора устойчивого развития сельских территорий //Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. Часть 8. Тамбов, 2014. с. 88-89.
10. Уровень занятости и безработица в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пигорев, Д.И. Дорошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. Т. 3. №3. С. 13-17.
11. Шашкова И.Г. Прогнозирование потребности в кадрах для агропромышленного комплекса Рязанской области / И.Г. Шашкова, B.C. Конкина. - в сб.: Актуальные вопросы экономики и управления АПК 2013. С. 327-332.
В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.12.2013 г. №426 ФЗ «О специальной оценки условий труда» и изменениями в законодательных актах РФ, в том числе связанных с отчислениями в Пенсионный Фонд, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ совместно с Управлением труда и занятости Орловской области проводит однодневные семинары с руководителями муниципальных образований и организаций
в г. Орле и районах Орловской области. Семинары проводятся на договорной основе по мере комплектования групп. Стоимость организационных расходов (обучение и методические материалы на СД)
на одного участника 1500 рублей. Заявки на участие в семинаре направлять на электронную почту упшге.огекаи @ mail.ru Факс: (8 4862) 40-33-11; тел. (8 4862) 40-35-01; 55-73-89 Справки по телефону 89107486371 Кошечкин Юрий Васильевич