6. Немчинова Е.И. Креативные пространства как фактор развития туризма / Немчинова Е.И. - Текст: электронный // Санкт-Петербургский государственный университет: официальный сайт. - URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/.../1/VKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
7. Нефедова Е.Г. Творчество как социокультурный феномен: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств по специализации «Народное художественное творчество» (специализация - любительський театр) / Е.Г. Нефедова. - Тамбов; М.: Издательство ТГУ, 2000. - 56 с.
8. Пекар В. Креативный город / Пекар В., Пестерникова Е. - Текст: электронный. -URL: http://www.bgorod.in.ua/ (дата обращения: 19.10.2021).
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Ричард Флорида; [пер. с англ. А. Константинов]. - М.: Классика-XXI, 2011. - 419 с.
10. Хакимова Е.Р. Креативные индустрии как сектор экономики / Хакимова Е.Р. // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011. - № 1.- С. 20-21.
УДК 008:304.44+316.75:82-192(81'42)
АЛЛЮЗИИ НА ПОВСЕДНЕВНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КОКТЕБЕЛЯ-КУРОРТА В ЛИРИКЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЦЕНЫ
Кокорина Екатерина Георгиевна,
кандидат культурологии, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Павлова Элеонора Александровна,
студент
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. История Коктебеля как культурного пространства тесно связана со многими деятелями культуры и искусства как советскими, так и зарубежными. Выдающиеся деятели культуры проводили в Коктебеле достаточно много времени и были вдохновлены местной природой и культурой. Современный Коктебель является особым культурным пространством, обусловленным его историческим значением в мире культуры и искусства. Данные факты послужили основанием для рассмотрения повседневных культурных практик Коктебеля-курорта сквозь призму аллюзий в лирике русскоязычных исполнителей альтернативной сцены.
Ключевые слова: культурные практики, аллюзия, семиотика, альтернативная музыка, русский рок, Коктебель, Крым.
Annotation. The history of Koktebel as a cultural space is closely connected with many cultural and artistic figures, both Soviet and foreign. Outstanding cultural workers spent a lot of time in Koktebel and were inspired by the local nature and culture. Modern Koktebel is a special cultural space due to its historical significance in the world of culture and art. These facts served as the basis for considering the everyday cultural practices of the Koktebel resort through the prism of allusions in the lyrics of Russian-speaking performers of the alternative scene.
Key words: cultural practices, allusion, semiotics, alternative music, Russian rock, Koktebel, Crimea.
Постановка проблемы. Среди феноменов, представляющих научный интерес для культурологов, значимое место занимают культурные практики. Их диапазон не замыкается в границах отдельных видов человеческой деятельности: они включают в
себя не только продуцирования ценностей культуры и существование в их поле, в частности, но и, в принципе, весь «космос» культуры, создаваемый людьми, и творящей каждого человека в отдельности. Культурная практика проявляет важнейшие, фундаментальные ценности, традиции, мировоззрение, в целом, что составляет условия ее существования и развития. Культурные практики - это сама культура, воплощаемая в действительности (по В. Большакову).
Объект данного исследования - культурные практики Коктебеля-курорта -привлекает внимание не только теоретиков культуры, он на протяжении долгого времени вдохновляет и людей искусства. В связи с этим мы отмечаем, что «специфика культурного пространства сделала Коктебель одной из «точек притяжения» в Крыму, что находит свое отражение на протяжении десятилетий в лирике русскоязычной альтернативной сцены» [9, с. 55].
Целью данной статьи является рассмотрение повседневных культурных практик Коктебеля-курорта сквозь призму аллюзий в лирике русскоязычных исполнителей альтернативной сцены.
Изложение основного материала. Социально-культурные реалии актуализируют проблемы гуманизации общества, отождествления сущности национальной духовности с общечеловеческими универсалиями.
Говоря о явлении культурных практик, мы априори употребляем соответствующий термин во множественном числе. Исследователи изучают эволюцию методологических подходов к осмыслению культурных практик в современном обществе, признаки, особенности культурного производства и потребления в виртуальной сфере и в повседневной жизни. В современной науке обосновывается точка зрения на сущность и содержание понятия «культурные практики».
Вопросам изучения проблем культурных практик посвящено значительное количество публикаций, среди которых следует в первую очередь выделить Г. Аванесовой, Д. Бакуменко, Л. Болтански, П. Бурдье, Л. Витгенштейна, Н. Зюзева, А. Кравченко, В. Лелеко, А. Макинтайра, Г. Медниковой, Н. Пичко, В. Родионовой, Н. Элиаса, М. Фуко, М. Хайдеггера и других авторов. Особое значение для этого исследования имела работа В. Большакова «Культурные практики в процессах становления культуры» [2].
Изучая теоретические аспекты генезиса культурных практик, мы видим, что процессы развития культуры невозможно анализировать вне рассмотрения развития культурных практик.
Культурные практики на всем протяжении их развития были повседневными и неповседневными. Однако здесь сложно провести четкую границу между повседневностью и не-повседневностью изучаемого явления. Примером этому могут служить «праздники», возникшие еще в первобытную эпоху, когда повседневное и не-повседневное были еще нечетко разделены.
Культурные практики в современном обществе необходимо изучать, рассматривая эволюцию методологических подходов к их осмыслению, признаки, особенности культурного производства и потребления в виртуальной сфере и в повседневной жизни. Культурные практики также рассматриваются сейчас как основа развития креативных индустрий.
Сегодня смысл культурных практик изучается в контексте теории Cultural Studies, которая представляет собой «междисциплинарное», или «трансдисциплинарное», поле исследований. Оно представлено открытой системой ключевых понятий, практических установок и исследовательских ориентиров, необходимых для осмысления сложного по структуре и неоднородного пространства современной культуры. В рамках парадигмы Cultural Studies культура совокупности вариативной множественности культурных форм и дифференциации культурных практик «воплощает целостный и одновременно разнообразный образ жизни, в котором существуют обычные люди» [4, с. 17].
Культурная практика, наряду с другими направлениями своей реализации, обнаруживает мировоззренческие ценности и традиции, которые выступают основой их сохранения.
Одной из главных интенций культурных практик является сохранение, передача и дальнейшее развитие системы значений, смыслов, представлений, опредмеченных в
знаниях и выраженных в символической форме.
Мы полагаем, что именно эта особенность культурных практик, заключающаяся, в том числе, в трансляции важных символов, позволяет авторам текстов русскоязычной альтернативной сцены продуцировать аллюзии, аллегории и метафоры как ключи, посредством которых слушатели раскодируют специфику того или иного культурного пространства (в рамках данной работы - Коктебеля), раскрывающегося в присущих ему культурных практиках.
Поскольку Коктебель можно назвать неофициальным культурным центром Крыма, где осуществляется множество мероприятий, которые уже вошли в понятие повседневных культурных практик этой местности: история и реконструкция, художественные выставки, поэтические вечера, музыкальные фестивали и др.
Переходя к рассмотрению повседневных культурных практик Коктебеля-курорта сквозь призму аллюзий в лирике русскоязычных исполнителей альтернативной сцены, мы должны обязательно оговорить то, что в рамках данного исследования невозможно охватить весь спектр репрезентаций анализируемого культурного пространства. Поэтому мы остановимся на самых ярких, на наш взгляд, примерах.
Крымский музыкальный коллектив KoOrAgA достаточно полно описывает в своей песне «В Коктебеле» некоторые стороны, которые можно отнести к повседневным культурным практикам.
В песне «Коктебель» представлено культурное пространство, которое дает вдохновение и новое дыхание для деятельности музыкантов, привлекая своей атмосферой легкости и непринужденности. Через текст песни «В Коктебеле» [1] пространство воспринимается как творческое, неформальное, а лето как главный период в жизни города каждый год.
В этом же тексте в следующих строчках мы можем увидеть аллюзии на некоторые летние повседневные культурные практики Коктебеля-курорта:
Нам две недели не до сна,
Кругом восторженные лица,
И остается лишь напиться,
Чтоб просто не сойти с ума.
Коктебель является популярным курортным поселком, его каждый год посещает большое количество людей, именно поэтому он очень востребован среди «уличных» музыкантов, которые выступают на набережной («бродвее» - именно так эта набережная обозначена в местном фольклоре). Поэтому строчку «Нам две недели не до сна, Кругом восторженные лица...» мы можем интерпретировать как аллюзию на подобные выступления музыкантов, что уже стало частью повседневной культуры Коктебеля, его визитной карточкой и привлекает туда еще большее количество людей. Каждый летний вечер, проходя по набережной, можно услышать выступления разных исполнителей.
В строчках «И остается лишь напиться, Чтоб просто не сойти с ума» [1] присутствует аллюзия на достаточно высокую популярность винных и других алкогольных напитков на крымском побережье. Существует также завод марочных вин «Коктебель», который находится непосредственно в пределах поселка и является также популярным местом для экскурсий.
Далее в строках «Моя нетленная звезда, моя случайная свобода Нам греет душу год за годом, и освещает города» можно увидеть аллюзию на цикличность курортного сезона. Из года в год музыкальные коллективы приезжают летом в Коктебель, чтобы выступать на местном «бродвее».
В следующем фрагменте «И мы горланим со всех сил Все эти песни среди ночи, Как будто кто-то между прочим, об этом сильно попросил» [1], присутствует аллюзия именно на музыкальные группы, выступающие на набережной по вечерам. Благодаря хорошей акустике исполнителя можно услышать, находясь достаточно далеко от места выступления. Также у группы можно заказать песню, чтобы она ее исполнила, именно поэтому присутствует фраза «Как будто кто-то между прочим, об этом сильно попросил». Все эти практики являются частью культуры повседневности Коктебеля особенно в период летнего курортного сезона.
Еще одну аллюзию на ежегодный курортный сезон мы можем увидеть в тексте песни Д. Арбениной и группы «Ночные снайперы», которая была написана в Коктебеле и
получила одноименное название. Выделим строки «Чтобы море было нечерным, Без панам и обугленных спин туристов» [7]. Каждое лето Коктебель становится центром курортного туризма. Автор здесь говорит о том, что хочет увидеть море Коктебеля без туристов, жаркого солнца и излишнего ежедневного шума и суеты.
Еще одной музыкальной группой, в текстах которой мы встречаем множество аллюзий, как на природный ландшафт, так и на культурные практики, является «ДЕЙСТВО» с песней «Коктебель». Отметим ее фрагмент «Вновь вечерами звенят гитары, Вино нектаром янтарным хлещет». Становится очевидным, что после заката солнца как профессионалы, так и музыканты-любители собираются в компаниях и поют песни под гитарное сопровождение. Снова мы обращаемся к тому, что в курортный сезон набережная Коктебеля буквально превращается каждый вечер в сцену для большого количества музыкантов самых разных направлений.
Интерес представляет и следующий фрагмент анализируемого текста [3]: Лето,
На память наколки бей. По гальке танцуй, Коктебель, Все ночи тринадцать недель. О, где ты,
Зачем ты сегодня не здесь? Скучает берег сердец, Трезвонит, шлет смс Из-за дальних небес...
Тут присутствует аллюзия снова на жизнь Коктебеля в период летнего сезона, когда люди большими компаниями собираются практически ежедневно и отдыхают на берегу моря. Именно поэтому звучит призыв к танцу на гальке пляжа. Тринадцать недель в данном случае служат аллюзией на курортный сезон - лето состоит из тринадцати недель. Также строчка «На память наколки бей» отсылает нас к деятельности художников, которых можно встретить каждый день на набережной. Они выполняют различные художественные работы по коже хной или чернилами. И это также является частью повседневной культурной практики курортного Коктебеля.
Следующий фрагмент этой песни [3] содержит аллюзии на повседневное развлекательное пространство Коктебеля: С трамплина радости ввысь парили, Делили время без «до» и «после», Костры палили, считали звезды, Рассвета ждали, встречали солнце... Куда гадали, еще придется... Рвануть ли стопом на Севастополь, Но самому все одно не стоит. С веселым скопом скитаться легче.
Упоминание трамплина может быть аллюзией на популярный вид экстремального туризма в Коктебеле - прыжки с парашютом, прыжки с «тарзанки» или полеты на парапланах. Следующие слова говорят о регулярном отдыхе на природе: разведение костров, наблюдение за звездами, встреча рассвета и заката на берегу моря. Все это летом становится частью повседневной жизни и частью культурного пространства. В заключительном фрагменте: Мы растворялись в подводных дивах, В снующих рыбах, застывших глыбах. Хотелось глубже, хотелось чаще, Дрожали в жилах пружины счастья... Но скоро август подарит снам грусть, Прощальный парус наполнит ветер И мы уедем к постылым клетям, К унылым будням на серый север...
Присутствует также аллюзия на один из популярных видов отдыха в Коктебеле -дайвинг-экскурсии и экскурсии на яхтах-парусниках [3]. Но автор говорит, что, как и каждый год, с окончанием сезона большая часть людей разъезжается, однако в
следующем году возвращается на летнее время в Коктебель.
Выводы. В заключение отметим, что современные культурные практики Коктебеля уже имеют свою традицию, обусловленную уникальностью местного культурного и творческого пространства.
С одной стороны, они схожи с культурными практиками многих прибрежных населенных пунктов, однако, в то же время, специфика коктебельской атмосферы придает им особые оттенки смыслов, которые вновь и вновь репродуцируются в культурных практиках повседневности Коктебеля-курорта, обрастая новыми «слоями»-коннотациями.
Интенсивность творческой жизни в рассматриваемом населенном пункте, «плотность» культурного пространства знаменитого поселка неизменно порождает креативные импульсы, следствием чего становится появление новых текстов в лирике русскоязычных исполнителей альтернативной сцены. И эти тексты, в свою очередь, транслируют посредством аллюзий культурные практики Коктебеля-курорта.
Список литературы:
1. KooRagA - В Коктебеле, аккорды и текст песни, слова. - Текст: электронный // Muschords.ru: аккорды песен. - URL: https://muschords.ru/songs/kooraga/v-koktebele (дата обращения: 09.12.2021).
2. Большаков В.П. Культурные практики в процессах становления культуры / В.П. Большаков // Вестник СПбГУКИ. - 2016. - № 2 (27). - С. 16-22.
3. Действо - Коктебель, аккорды. - Текст: электронный // AmDm.ru: Возьми правильный аккорд. - URL: https://amdm.ru/akkordi/deystvo/167734/koktebel/ (дата обращения : 09.12.2021).
4. Зюзев Н.Ф. Культурные практики как основание формирования национальной идеи / Н.Ф. Зюзев, Н.С. Пичко // Человек. Культура. Образование - Human. Culture. Education. - 2020. - № 1 (35). - С. 14-22.
5. Кокорина Е.Г. Культурное и творческое пространство: соотношение понятий / Е.Г. Кокорина // V научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского» / Сборник тезисов участников / Симферополь, 2019. - С. 10-12.
6. Кокорина Е.Г. Роль эскапизма в формировании творческого пространства Крыма / Е.Г. Кокорина // Сборник материалов конференции XXXIX международные научные чтения «Культура народов Причерноморья с древнейших времен до наших дней», 21-22 сентября 2015 г. - Симферополь, 2015. - С. 57-60.
7. Ночные Снайперы - Коктебель - текст, факты, слушать. - Текст: электронный // Репродуктор. - URL: https://reproduktor.net/nochnye-snajpery/koktebel/ (дата обращения: 09.12.2021).
8. Павлова Э.А. Крымское культурное пространство в текстах отечественных рок-исполнителей как пространство диалога культур (на материале творчества группы «Ундервуд») / Э.А. Павлова // Молодая культурология: материалы III студенческой научной конференции (30 апреля 2020, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2020. - С. 54-56.
9. Павлова Э.А. Культурное пространство Коктебеля сквозь призму аллюзий в лирике русскоязычной альтернативной сцены) / Э.А. Павлова // Молодая культурология: материалы IV студенческой научной конференции (13-15 апреля 2021, г. Симферополь) / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. - С. 54-57.
УДК 339.138
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ЖЕЛАЕМОГО ОБРАЗА ИЗДАТЕЛЬСТВА РЕАЛЬНОМУ В РЕГИОНАЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИААНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА-ТИПОГРАФИИ «АРИАЛ»)
Костенко Ирина Вячеславовна,
старший преподаватель
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Приймак Анатолий Анатольевич,
студент
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности отдельных элементов бренд-платформы, а также аспекты позиционирования и продвижения издательства-типографии «Ариал» в корпоративном аккаунте социальной сети Instagram. Далее посредством медиаанализа производится оценка соответствия реального образа издательской организации желаемому, выносятся рекомендации по улучшению стратегии SMM-продвижения «Ариала».
Ключевые слова: медиаанализ, издательство-типография «Ариал», SMM-продвижение, корпоративный аккаунт, ER, Engagement Rate, коэффициент вовлеченности, бренд-платформа.
Annotation. The article discusses the main features of individual elements of the brand platform, as well as aspects of positioning and promotion of the Arial publishers and printing in the corporate account of the social network Instagram. Further, through media analysis, an assessment is made of the conformity of the real image of the publishing organization with the desired one, recommendations are made to improve the SMM promotion strategy of Arial.
Key words: media analysis, Arial publishers and printing, SMM promotion, corporate account, ER, Engagement Rate, brand platform.
Постановка проблемы. Медиаанализ как дисциплина представляется миксом, находящимся на пересечении других различных научных дисциплин: статистики, социологии, политологии, филологии, эконометрики, журналистики, маркетинга и связей с общественностью.
Метод медиаанализа применителен для исследования медиаполя различных организаций, персоналий, а также их брендов. При этом цели, преследуемые инициаторами медиаанализа, представляются в формировании оценки, изменении стратегии продвижения и коммуникационной политики, оценке имиджевых угроз [2].
Медиаанализ - это метод, с помощью которого проводится количественная и качественная оценка темы. На основании определенной выборки происходит выявление основных закономерностей, взаимосвязей, а также угроз. Вследствие чего решается ряд изначально поставленных целей посредством прогнозирования и вынесения рекомендаций по заданной теме [4].
Таким образом, целью данного исследования заключается в проведении медиаанализа издательства-типографии «Ариал», с помощью которого представляется возможным оценить соответствие желаемого имиджа реальному, который конструируется в корпоративном Instagram-аккаунте организации.
Изложение основного материала. Издательство-типография «Ариал» - это полиграфическая и издательская организация, начавшая свою деятельность в 2009 году [10] на территории Крыма. Специализация предприятия представлена изготовлением книг, учебных пособий, брошюр и рекламной печатной продукции.
Организация позиционирует себя как ответственного исполнителя полиграфических заказов, завоевавших доверие клиентов и предлагающих широкий спектр