УДК 659 ББК 431.7
Дубинин Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и истории государства и права Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
г. Костанай Dubinin Sergey Nikolaevich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Theory and History of State and Law Kostanai State University named after A. Baytursynov
Kostanai
Алкоголизм как одна из форм девиантного поведения несовершеннолетних подростков и меры борьбы с алкоголизацией несовершеннолетних
подростков
Alcoholism as One of the Minors’ Deviant Behavior Forms and Control
Measures
Эта статья посвящена мерам борьбы с алкоголизмом среди несовершеннолетних. Автор рассмотрел теории и исследования алкоголизма подростков, изучил мотивы и модели употребления алкоголя среди молодёжи. Он проанализировал мировые модели алкоголизма и казал на профилактические меры, которые следует предпринять для того, чтобы бороться с алкоголизмом среди молодёжи.
This article is devoted to the minors’ alcoholism control measures. The author has studied the theories and researches of the teenagers’ alcoholism as well as the motives and models of alcohol usage by the youth. He has analyzed the alcoholism models in the world and stated the preventive measures which should be carried out in order to fight with the youth alcoholism.
Ключевые слова: Алкоголизм, поведенческое отклонение от нормы, попрошайничество, трудное материальное положение, неблагоприятное обстановка в семье, кражи, грабежи, разбойные нападения, изнасилования, телесные повреждения, угон транспортных средств, случаи хулиганства, несовершеннолетние потребляющие и хранящие наркотические средства.
Key words: Alcoholism, behaviour deviance, mendicancy, financial
difficulties, hostile family environment, thefts, robberies, assaults related to robbery, rapes, injuries, car thefts, hooliganism, minors using and keeping drugs.
В современной научной литературе существует множество моделей самых различных теорий алкоголизма. Наиболее популярными среди них являются: 1) моральная; 2) медицинская; 3) психологическая; 4) генетическая или наследственная.
Дадим некоторые пояснения каждой из них:
1) смысл моральной модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается как контролируемая человеческая слабость. Сторонники данной теории полагают, что человек, если он этого захочет, вполне способен самостоятельно бросить пить, а то, что он самовольно не бросает пить говорит о его внутренней моральной слабости и об отсутствии воли;
2) смысл медицинской модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается в качестве недуга, болезни, которую нужно лечить медицинскими средствами и способами, и желательно в специальных, приспособленных дня этого клиниках. Конечно же, медицинская модель алкоголизма налагает на злоупотребляющего алкоголем человека меньше ответственности, нежели моральная. Сторонники данной теории, как правило, в меньшей степени склонны осуждать и презирать алкоголиков;
3) смысл психологической модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается как средство снятия стрессов, освобождение от чувства тревоги, подавленности, усталости и т.д. Согласно этой модели алкоголизм рассматривается, скорее всего, как поведенческое отклонение от нормы, а не как исключительно физическое состояние;
4) смысл генетической или наследственной модели теории алкоголизма заключается в том, что сторонники данной теории склонны считать, что алкоголизм передается по наследству от родителей к детям.
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Минервы, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 9% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов связано с пьянством.
Представления о том, что такое спиртные напитки и как они действуют, у детей возникают рано. Еще в раннем детском возрасте дети, играя в «преем гостей», устраивают застолье, разливают в стаканы воду, чокаются, а потом изображают подвыпивших гостей, почти полностью копируя их действия, поведение, голос, жертвы.
Так по данным Ю.Ф. Приленского и Н.Д. Иванюженко, в детских садах в такие игры играли 32% мальчиков и 7% девочек. Из них на самом деле пробовали и пиво 23-34% девочек и 32-43% мальчиков, вино 13-26% и 21-27%, а водку 7-13% и 11-16% соответственно. Уже в этом возрасте вино понравилось 13% девочек и 16% мальчиков.
Таким образом, первые впечатления от алкоголя формируются уже в раннем детском возрасте, и почти у трети детей на основании собственного опыта.
Мы полностью согласны с исследованием более позднего подросткового периода развития несовершеннолетних склонных к потреблению алкоголя, которые привели Н.Г. Яковлеву к следующим выводам: во-первых, более раннее (на 2-3 года) по сравнению с их ровесниками приобщение к употреблению алкоголя; во-вторых, различие мотивов (поводов) употребления алкоголя; в-третьих, интенсивное формирование привычки потреблять спиртное в свободное время, а в ряде случаев - и потребности. К этому можно добавить и такой отличительный признак, как неумеренное употребление спиртных напитков в больших дозах.
Данные социологических исследований проведенных среди несовершеннолетних также выявляют, любопытную картину. Так, на вопрос о том, какое влияние оказывает потребление спиртного на динамичность жизнедеятельности общества, 89% несовершеннолетних ответили, что пьянство
- это большое социальное зло и что с этим злом необходимо бороться на всех уровнях жизнедеятельности общества (государства). Однако, с другой стороны, то же подавляющее большинство несовершеннолетних либо «выпивает, как все», либо полностью не препятствует этому.
И там же, на вопрос о том, хотели ли вы, что бы вас окружали только непьющие люди, около половины опрошенных несовершеннолетних ответили, что им не хотелось бы иметь среди друзей непьющего человека. Третья часть респондентов считает, что они обиделись бы, в случае, если бы их пригласили в гости, и хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное.
Более 40% опрошенных подростков считают, что потребление спиртного в пределах «нормы» безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый подросток вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам. При этом интересно то, что то же самое количество подростков считает, что появление женщины в нетрезвом состоянии в общественном месте явление не допустимое и позорное.
Распространенность потребления спиртных напитков среди несовершеннолетних правонарушителей, также подтверждается следующими фактами. Так, по данным Комиссии по защите прав несовершеннолетних за период отработки за 10 дней было доставлено 138 несовершеннолетних из них:
- попрошайничество - 16 человек;
- нахождение в нетрезвом состоянии - 122 человека; - уклоняющиеся от учебы - 12 человек; - с трудным материальным положением - 4 человека; - с неблагоприятной обстановкой в семье - 7 человек; - из них поставлено на учет
- 17 человек.
Как видно из приведенного примера, только за десять дней, в период которого проводилась отработка, в числе задержанных 22 несовершеннолетних
находились в состоянии алкогольного опьянения, что еще раз подтверждает то, что основная масса правонарушений совершается подростками, находящимися в нетрезвом состоянии.
Таким образом, изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий составляют на сегодняшний день большую сложность и трудно разрешимую проблему и, особенно в части изучения мотивов алкоголизации.
В отношении мотивов потребления алкоголя несовершеннолетними необходимо указать на то, что среди несовершеннолетних преступников, реже, чем в контрольной группе, встречаются выпивки исключительно по случаю праздников, дней рождения и по случаю так называемых иных традиционных поводов. При этом закономерно то, что в мотивах употребления спиртных напитков прямо отражаются неблагоприятные социальные условия жизни этой категории подростков, поэтому, не является случайным то, что, объясняя мотивы, причины совершения преступления в нетрезвом виде подростки, как правило, ссылаются на тяжелые условия жизни в семье. Жизненные неудачи, на то, что таким образом легче переносить горе, стыд, боль, оскорбление. Так при проведении социологических исследований, В.М. Кормщиков получил следующие результаты: - 30% юношей и 26% девушек объясняли употребление спиртного тем, что «было нечего делать», пили для «храбрости, для того чтобы «веселее проводить время» и т.д. Вообще же непосредственное влияние компании как единственную причину употребления спиртных напитков назвали только 8-10% исследуемых, у остальных уже имелись желания и привычки, хотя и сформированные под влиянием товарищеских компаний, но затем превратившиеся в самостоятельные.
В научной литере, при исследовании проблем алкоголизации населения, как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи.
При этом важны и исследования общих показателей распространенности алкоголизма и показателей особенностей распределения общего объема потребления алкоголя среди населения, а в частности: - численность и состав пьющих, непьющих и пьющих умеренно; - распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами; - распределение потребления алкоголя по возрастам и другим социально-демографическим признакам; - поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах.
Все перечисленные выше характеристики алкоголизации населения входят в понятие модели алкогольного потребления, а при оценке алкогольной ситуации традиционно выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.
Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Армения, Грузия, Молдова. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином. Сравнительно равномерное распределение объема потребляемого алкоголя между различными группами населения. Этой модели присуще чрезвычайно высокое суммарное потребление алкогольных напитков (к началу 80-х годов во Франции - 15,8 литра абсолютного алкоголя на человека в год, в Италии - 13,9 литра), хотя негативные последствия этого несколько смягчаются некоторыми факторами, но не устраняются полностью. Особую проблему в этих странах представляет такое последствие алкоголизма, как угроза здоровью пьющих и их потомства.
Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходится до половины и более суммарного употребления алкоголя. Для этой модели
характерны: высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением, сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления. Страны преимущественно водочной модели, заметно уступая «винным» по суммарному потреблению алкоголя на душу населения в год, зачастую имеют не меньше отрицательных последствий.
Пивная модель близка к винной; по уровню потребления алкоголя «пивные» страны занимают среднее место.
В этом аспекте можно указать на то, что основная часть пьющих несовершеннолетних оказывает предпочтенье именно пиву. На улицах города довольно часто можно увидеть подростка, свободно распивающего пиво прямо из горлышка бутылки, либо свободно покупающего пиво в магазине или в коммерческом киоске. При исследовании этой проблемы и проведении социологического опроса среди подростков на предмет определения, какому же из спиртных напитков отдают предпочтенье несовершеннолетние, 78% опрошенных указали на пиво, объясняя это тем, что оно, во-первых, дешевое по стоимости, во-вторых, никто из окружающих серьезно не относит пиво к алкогольному напитку способному вызвать тяжелые последствия, и в-третьих, при возникновении неприятных для пьющего пиво последствий (нарекание со стороны взрослых, родителей и т.д.) всегда можно оправдаться тем, что ведь фактически выпито всего лишь пиво. При этом парадоксально то, что 95% респондентов согласны с тем, что пиво способствует выработке навыков в систематическом потреблении алкогольных напитков и последующей алкоголизации. Социологический опрос студентов 4-5 курсов указал на то, что большей популярностью в этой среде (78% опрошенных) пользуется водка.
При социологическом опросе несовершеннолетних правонарушителей (353 подростка, находящихся в ВТК и 120 вышедших из них), 15% респондентов на заданный им вопрос: «Как вы раньше, до осуждения, проводили свое свободное время?» ответили, что пьянствовали либо проводили время в поисках спиртного.
Таким образом, уточнить алкогольную ситуацию в среде несовершеннолетних можно, изучая последствия употребления алкоголя: -деформации личности (сужение мира человека до уровня небольшого мирка собутыльников); - количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем, объеме преступлений; - количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в медицинский вытрезвитель; - наличие хронических алкоголиков; - экономический и материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, то есть весь ущерб являющийся последствиями пьянства и алкоголизма; - ущерб духовный и нравственный, ущерб отношениям в обществе, семье и т.д.
Д.Д. Еникеева в своей работе «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» описала и проанализировала различные формы алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних. В работе определены группы риска среди школьников, на которые психологи, педагоги и родители должны обратить особое внимание. Приведены признаки и описание особенностей поведения учащихся склонных и потребляющих алкогольные напитки. Так, основными симптомами начинающегося алкоголизма несовершеннолетнего являются: - патологическое влечение к алкоголю; -утрата количественного контроля; - угашение защитного рвотного
симптома; - систематический прием алкоголя.
Д.Д. Еникеевой описаны 3 стадии подросткового алкоголизма. Давая подробные медико-физиологические и психологические характеристики каждой из этих стадий, Д.Д. Еникеева отмечает, что алкоголизм у подростков прогрессирует ускоренно (формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых) и во многом атипичен. Похмельный синдром (абстинентный) также возникает быстро и с самого начала сопровождается психическими нарушениями: раздражительностью, злобностью, депрессиями, угрюмостью, тревожностью, страхами и ночными кошмарами, галлюцинациями, судорожными припадками.
У подростков отмечается и злокачественное течение алкоголизма, когда тяжелые психические нарушения превалируют над другими проявлениями
болезни. Неоднократно в таких случаях отмечается алкогольный делирий или алкогольный галлюциноз, а также алкогольные психозы. Быстро наступают деградация и декомпенсация.
Такие подростки перестают учиться, долго не удерживаются на работе из-за нарушений трудовой дисциплины и пьянства, становятся бомжами и попрошайками, многие имеют множество приводов в правоохранительные органы, либо имеют несколько судимостей.
Во всех случаях для профилактики бытового пьянства и алкоголизма школьников психологам, педагогам и родителям необходимо изучение причин и симптомов указанного девиантного поведения, знания индивидуальнопсихологических особенностей детей и подростков, а также достоинств и недостатков различных форм профилактики. В этом контексте различают следующие виды превентивной деятельности: 1) первичную профилактику; 2) санитарное просвещение; 3) выявление групп риска; 4) вторичную
профилактику.
Алкоголизация и процессы алкоголизации общества, в том числе и несовершеннолетних, всегда являлись условиями вызывающими особую тревогу общества и государства. Государство Российской Федерации, Республики Казахстан и других стран СНГ на всех этапах своего развития проводили антиалкогольную политику. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления: во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений; во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголь формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства
и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.
Меры специальной превенции направленные на борьбу с алкоголизацией несовершеннолетних традиционно осуществляется в процессе организации и проведения специальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольного законодательства. При этом немаловажное значение отводится разработке рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формированию и распространению передового опыта административно-юрисдикционной деятельности различных
государственных аппаратов, подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, комиссий по защите прав несовершеннолетних, в плане предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних, совершаемых на почве пьянства и алкоголизма. В этом аспекте, вышеуказанные органы выполняют следующие антиалкогольные мероприятия: 1) выявляют несовершеннолетних, а также вовлекающих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, проведение с ними профилактической работы с целью формирования здорового образа жизни; 2) вносят предложения в соответствующие органы, о рациональном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенного пункта; 3) регулярно обследуют территории и особенно места концентрации подростков и лиц, склонных к потреблению спиртных напитков (подвалы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта и т.п.); 4) привлекают лиц, злостно употребляющих спиртные напитки к различным видам юридической ответственности.
Несовершеннолетние, задержанные за появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и
общественную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред себе или окружающим, могут быть помещены в медицинский вытрезвитель. Однако при этом необходимо помнить, что доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производится только при невозможности установить их личность, местожительство и передать родителям (лицам их заменяющим) либо представителям учреждений, на которых возложены обязанности по их содержанию и воспитанию.
Законодательством запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель несовершеннолетних, имеющих черепно-мозговые травмы или иные опасные для жизни повреждения организма, симптомы острого пищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. При выявлении таких несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных и иных органов обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.
Половозрастные характеристики несовершеннолетних,
совершивших преступления. Одним из необходимых условий направленных для получения достоверной, реальной и научно обоснованной картины иллюстрирующей состояние, динамику и структуру преступности несовершеннолетних, является проблема детального изучения половозрастной структуры несовершеннолетних лиц совершивших преступления. Результаты научных исследований нашедшие отражение в современной правовой литературе и касающиеся характеристик половозрастной структуры преступности несовершеннолетних свидетельствуют о том, что они во многом обусловлены демографическими процессами, протекающими в стране, как-то: уровнем рождаемости, смертности и миграционными процессами.
На процессы «омолаживания» или «старения» уровня преступности сказывается изменение контингентов лиц с разным уровнем преступных проявлений. При этом большое значение имеет анализ соотношения преступности различных возрастных групп. Так, например, за период с 1959 года по 1970 годы, численность подростков в группах 14-15 лет возросла более
чем в 2 раза, численность 16-17 летних на 40% , в то время как численность лиц, в возрасте 18-29 лет, уменьшилась на 20% при динамичном общем росте численности населения на 16%. При этом наблюдается резкий всплеск преступности среди групп подростков в возрасте 14-15 и 16-17 лет. Подобные изменения численности различных возрастных контингентов несовершеннолетних очень важно учитывать: во-первых, при оценке общей криминологической ситуации; во-вторых, при проведении профилактической работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних; в-третьих, при разработке планов социального развития различных регионов Российской Федерации, Республики Казахстан и стран СНГ; в-четвертых, при прогнозировании общих тенденций развития преступности несовершеннолетних и т.д.
Для выяснения достоверности подобного рода суждений приведем некоторые статистические данные, характеризующие возрастную структуру преступности несовершеннолетних. Так, например, по официальным сводкам Министерства внутренних дел только в Республике Казахстан в 1999 году было выявлено 7524 несовершеннолетних совершивших преступления, причем 72% из указанного количества совершенных преступлений приходится на долю подростков в возрасте 14-15 лет
В соответствии со сведениями «О состоянии преступности среди несовершеннолетних за 7 месяцев 2008 года» только по Павлодарской области в Республике Казахстан, за указанный период было совершено преступлений: -среди подростков в возрасте 14-15 лет - 128; - среди подростков в возрасте 16-17лет - 363;
Как впрочем, и в настоящее время подростковая преступность в процентном соотношении не снизилась.
А если еще взять Российскую Федерацию и страны СНГ, то эта цифра возрастет во много раз.
Как видно из приведенных фактических данных, имеющиеся показатели, свидетельствуют о том, что преступность несовершеннолетних среди различных возрастных групп не стабильна, то есть очень подвижна и в ряде
случаев даже непредсказуема. Так, если в 1999 году доминирующим по количественным параметрам являлась преступность подростков в возрасте 1415 лет, то в 2001 году эта картина резко изменилась и преступность 16-17 летних стала доминировать над преступностью 14-15 летних почти в 3 раза, в настоящее время эти цифры практически не изменились.
В другом случае, выборочные исследования, проведенные в этом аспекте, свидетельствуют о том, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний, как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам правонарушений, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Однако при этом отмечается, что каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. С другой стороны, эти же исследования доказали, что в части употребления спиртных напитков, и злоупотребления ими 16-17 летние занимают доминирующее положение среди подростков всех возрастных групп, выявленных в качестве лиц, потребляющих алкогольные напитки.
Таким образом, среди несовершеннолетних лиц, совершивших преступления и признанных судами в качестве преступников наибольший удельный вес (36 - 40%) всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений. Отдельные исключения, из этих сложившихся и устойчивых на наш взгляд закономерностей, зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов, где доминирующими по количеству совершенных преступлений являются 14летние подростки, а также по угонам авто-мото-средств, где явно преобладают юноши в возрасте 17 лет.
Исследователи, изучающие демографические характеристики преступности, постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соответствующих регионах страны (48-52%). Доля девушек, совершающих
преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении.
Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями среди взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек также достаточно высока. При этом необходимо отметить, что в подобном случае доминируют несовершеннолетние женского пола не достигшие возраста, с момента, наступления которого лица привлекаются к уголовной ответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах полиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления.
Еще выше удельный вес девушек, совершающих правонарушения и преступления, и поставленные на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%).
Ю.М. Антонян особо отмечает «стабильное» неблагополучное положение несовершеннолетних женского пола из необеспеченных и малообеспеченных семей, которым почти закрыт доступ к модной одежде и другим престижным вещам. Их информированность о земных благах исключительно невелика, и поэтому столь значительно у них чувство зависти, ущемленности, неполноценности. Это толкает их на совершение краж и хищений, на занятие проституцией. Каждая третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко несовершеннолетние проститутки выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.
По данным исследовании проведенных И.В. Корзун, а также по результатам официальной статистики, в общем числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола, групповые преступления составляют порядка 86 - 90% . Это объясняется в частности тем, что они
нуждаются в своеобразной групповой солидарности: вместе совершают то, что каждая из них в отдельности сделать не может.
Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. Как указывалось выше, в целом у девушек несколько иная, чем у юношей видовая структура преступлений. Еще раз необходимо отметить, что наиболее часто они совершают преступления представленные в виде кражи денег, ценностей, вещей и т.д.
На протяжении ряда лет отмечался рост удельного веса преступности среди несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет, с 19% в период с 66 по 70 годы и до 29% в период с 2001 по 2008 годы. Рост преступности отмечался в основном по таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества. Это привело к тому, что из числа общей преступности несовершеннолетними совершается каждое, третье - четвертое преступление. Между тем, в структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. В числе совершаемости подобного рода преступлений значительное их количество приходится на долю 11-13 - летних детей.
Достоверность правильности подобных выводов и суждений подтверждают и иные данные. Так, например, анализ статистических данных официальных сводок МВД Российской Федерации, Республики Казахстан и стран СНГ наглядно иллюстрируют факты о том, что несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет в числе криминальной мотивации, наиболее доминирующими являются корыстная и корыстно-эгоистическая мотивация совершенных преступлений. Так только в Республике Казахстана за 9 месяцев 2009 года только по городу Алматы совершено несовершеннолетними: - 73 кражи; - 55 случаев грабежей; - 15 разбойных нападений; - 4 изнасилования; - 4 телесных повреждения; - 4 случая угона транспортных средств; - 11 случаев
хулиганства; - 1 убийство; - 75 случаев выявления несовершеннолетних, потребляющих и хранящих наркотические средства.
По Павлодарской области за 3 месяца 2009 года за совершение преступлений привлечено к уголовной ответственности несовершеннолетних: -за кражи - 89; - за грабежи - 29; - за разбойные нападения - 17; - за вымогательство - 5; - за хулиганство -11 и т.д.
А если взять Российскую Федерацию и страны СНГ, то эта цифра будет просто катастрофическая.
Объяснение различий, интенсивности преступности несовершеннолетних в различных половозрастных группах основывается на анализе процесса социализации личности несовершеннолетнего. Каждому периоду возрастного развития несовершеннолетнего соответствует определенный жизненный этап. При этом в зависимости от возрастных критериев несовершеннолетнего, можно выделить несколько этапов социализации: первый этап, осознание
несовершеннолетним себя в качестве личности. Примерно данный этап начинается с возраста 12 лет и во многом связан с процессами полового созревания подростка; второй этап, приходится на период окончания школы, когда перед подростком стоит проблема выбора дальнейшего жизненного пути. В этот период многие взгляды подростка на жизнь радикально меняются, что незамедлительно сказывается на его поведении; третий этап, сопряжен с процессами поступления в различные учебные заведения с целью продолжения образования и приобретения специальности либо поступлением на работу. Данный этап во многом, для несовершеннолетнего, является определяющим и одним из важнейших в дальнейшей его жизнедеятельности. Кроме того, данный этап сопряжен с переходом подростка ко взрослой жизни.
Указанные периоды становления личности подростка в ряде случаев не могут протекать бесконфликтно, причем индивид в каждом периоде социализации может по разному реагировать на возникшие в его жизни различные неблагоприятные ситуации, что оказывает значительное влияние на степень правомерности его поведения и осуществляемых их противоправных действий.
Библиографический список
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., Просвещение, С. 59-72,
1993.
2. Васильев В.П. Юридическая психология. - СПб., С. 145-186, 1997.
3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., С. 86-125, 1995.
4. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М., С. 154-205, 1997.
5. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, С. 97-145, 1984.
6. Рабочая книга социального педагога: В 2 ч. - Орел: Книга, С. 73-105, 1995. - Ч. II. -Гл. XIII. Девиантное поведение и технология его преодоления в социально - педагогической деятельности.
7. Социальная педагогика./Под ред. В. А. Никитина. - М., С. 134-168, 1996.
Bibliography
1. Belicheva, S.A Bases of Preventive Psychology / S.A. Belicheva. - M., 1993. - P. 59-
2. Gerasimov, V.N. Bases of Preventive Pedagogy / V.N. Gerasimov. - M., 1995. 86-
3. Kleiberg, Yu. A. Social Standards and Deviations / Yu.A. Kleiberg. - M., 1997. - Р. 154-
72.
125.
205.
4. Nathanzon, E.S. Problem Schoolboy and Teaching Staff: Manual for Teachers / E.S. Nathanzon. -M.: Education, 1984. - Р. 97-145.
5. Social Pedagogy/ Edited by V.A. Nikitin. - М., 1996. - Р. 134-168.
6. Social Teacher’s Workbook: In 2 Parts. - Orel: Book, 1995. - Р. 73-105. - Part 2. -Chapter XIII. Deviant Behaviour and Technology of Its Overcoming in Socio- Pedagogical Activity.
7. Vasilyev, V.P. Legal Psychology / V.P. Vasilyev. - SPb., 1997. - Р. 145-186.