УДК 616.85 : 616.21 + 004.021
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-11-35-40
АЛГОРИТМЫ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛОР - ПАТОЛОГИЕЙ.
Игнатова1,2И.А., Покидышева3Л.И., Зайцева1,2 О.И.
1ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, г. Красноярск, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясе-
нецкого», г. Красноярск, Российская Федерация 3ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
ALGORITHMS FOR SCREENING DIAGNOSTICS OF HEADACHE IN SCHOOLCHILDREN WITH ENT PATHOLOGY.
Ignatova1,2 I.A. , Pokidysheva3 L.I., Zaitseva1,2 O.I.
1 Scientific Research Institute of Medical Problems of the North, Krasnoyarsk, Russian Federation 2 Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation 3 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
Аннотация: Цель исследования. Разработать алгоритмы скрининговой диагностики и на их основе изучить взаимосвязь головной боли с нарушением носового дыхания у школьников. В статье рассматриваются данные обследования школьников Красноярска и Хакасии с нарушением носового дыхания, сопровождавшимися головной болью. Проведены комплексный отори-ноларингологический и неврологический осмотры с последующим анализом результатов. При обследовании носового дыхания различали следующие состояния: здоров, аллергическая и инфекционная риносинусопатия (степень и стадия). Кроме того, учитывалось наличие или отсутствие головных болей: головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. С целью улучшения процесса верификации и дифференциальной диагностики заболеваний верхних дыхательных путей разработан программный модуль «Модуль определения частоты встречаемости головной боли напряжения у школьников с нарушением носового дыхания», в котором реализованы соответствующие алгоритмы.
Annotation: The article discusses data from a survey of schoolchildren in Krasnoyarsk and Khakassia with nasal breathing disorders, accompanied by a headache. Conducted a comprehensive otorhinolaryngo-logical and neurological examinations with subsequent analysis of the results. When examining nasal breathing, the following conditions were distinguished: healthy, allergic and infectious rhinosinus-opathy (degree and stage). In addition, the presence or absence of headaches was taken into account: tension headache (GBN) and migraine. In order to improve the verification process and differential diagnosis of diseases of the upper respiratory tract, a program module "Module for determining the frequency of headache incidence of tension in schoolchildren with impaired nasal breathing" was developed, in which the corresponding algorithms are implemented.
Ключевые слова: алгоритм, скрининг, диагностика, головная боль, школьники, программный
модуль.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Головные боли у детей и подростков /О. Р. Есин, Р. Г. Есин, Д. Х. Хайбуллина, И. Ш. Минкина. - Казань: ИИЦ УДП РТ, 2013. -72 с.
[2] Игнатова, И. А. Аллергическая риносинусо-патия у жителей Сибири и Севера / И. А. Игнатова, С. В. Смирнова, Л. И. Покидышева, В. Т. Манчук. - Новосибирск: Наука, 2005. - 153 с.
[3] Особенности психоэмоциональной сферы у школьников различного возраста, проживающих в разных регионах Сибири / А. С. Пуликов, О.И. Зайцева, О. Л. Москаленко, Т. А. Колодяжная // В мире научных открытий. Серия: Проблемы науки и образования. - 2011. - № 5.1(17). - С. 578-587.
[4] Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death / A. N. Gorban, T. A. Tyukina, E. V. Smirnova, L. I. Pokidysheva // Academic Press: Journal of theoretical biology. - 2016. - Vol. 405. - P. 127139.
[5] Pokidysheva, L. I. Principal component analysis used in estimation of human's immune system, suffered from allergic rhinosinusopathy complicated with clamidiosis or without it / L. I. Pokidysheva, 1.А. Ignatova // Advances in Intelligent Analysis of Medical Data and Decision Support Systems. - Heidelberg: Springer, 2013. - P.147-156. - DOI: 10.1007/978-3-319-00029-9_13.
[6] Покидышева, Л.И. Разработка алгоритмов оценки риска развития психоэмоциональных нарушений у школьников с лор-патологией / Л.И. Покидышева, И.А. Игнатова, Т.А. Осетрова, А.В. Редькина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2018. - Т.17, № 4. - С. 956-963.
Keywords: algorithm, screening, diagnosis, headache, schoolchildren, software module.
REFERENCES
[1] Yesin O. R., Yesin R. G., Khaibullina D. Kh., Minkin I. Sh. Headaches in children and adolescents .Kazan: IITs RTF RT; 2013.
[2] Ignatova, I.A., Smirnova S.V., Pokidysheva L.I., Manchuk V.T. Allergic rhinosinusopathy among residents of Siberia and the North. Novosibirsk: Nauka; 2005.
[3] Pulikov A. S., Zaitseva O.I., Moskalenko O. L., Kolodyazhnaya T. A. Features of the psy-choemotional sphere in schoolchildren of different ages living in different regions of Siberia. In the world of scientific discoveries. Series: Problems of Science and Education. 2011;5.1 (17):578-587.
[4] Gorban A. N., Tyukina T. A., Smirnova E. V., Pokidysheva L. I. Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death. Journal of theoretical biology. 2016; 405:127-139.
[5] Pokidysheva L. I., Ignatova I.A. Principal component analysis used in assessment of human's immune system, suffered from allergic rhinosi-nusopathy complicated with clamidiosis or without it. In: Kochnev Yu.(eds.) Advances in Intelligent Analysis of Medical Data and Decision Support Systems. Heidelberg: Springer; 2013.-p.147-156.
[6] Pokidysheva, L.I., Ignatova I.A., Osetrova T.A., Redkina A.V. Development of risk assessment algorithms for the development of psycho-emotional disorders in schoolchildren with ENT pathology. System analysis and management in biomedical systems. 2018; 17(4):956-963.
[7] Ignatova, I. A. Pokidysheva, Zaitseva O. I., Te-reshchenko S. Yu., Evert L. S. Optimization of headache in schoolchildren with nasal breathing disorders. Norwegian Journal of development of the International Science. 2019; 3(26):39-43. -Available from: http://www.njd-iscience.com
[7] Игнатова, И. А. Оптимизация диагностики головной боли у школьников с нарушениями носового дыхания / И. А. Игнатова, Л. И. Покидышева, О. И. Зайцева, С. Ю. Терещенко, Л. С. Эверт // Norwegian Journal of development of the International Science. - 2019. - Т.3, №26. - С.39-43. - URL: http://www.njd-iscience.com
Актуальность: Вопросы точной диагностики, качественной дифференциальной диагностики, а также лечения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей с сопутствующими симптомами у детского населения не теряют своей злободневности. Это подтверждается высоким уровнем обращаемости данной категории пациентов к врачам общей практики, оториноларингологам и аллергологам [1,2,3].
В условиях больших потоков пациентов в учреждениях здравоохранения, особенно в отдаленных регионах, при дефиците времени приема и медицинских кадров, встает вопрос об автоматизации их труда.
В связи с этим актуальной становится разработка алгоритмов и программной системы скрининговой диагностики, способствующей накоплению знаний точного диагностирования, четкой дифференциальной диагностики отоларингологической патологии с сопутствующей симптоматикой и сокращению временных затрат на прием пациентов [4,5,6,7].
Заболевания ЛОР-органов у школьников Восточной Сибири продолжает оставаться ведущей проблемой педиатрии, поскольку наблюдается тенденция существенного роста хронических и рецидивирующих ЛОР-заболеваний у детей, проживающих в северном регионе с резко континентальным климатом. Нарушение носового дыхания у детей в ряде случаев связано с наличием сочетанной органической патологии в полости носа, носоглотке и глотке. Наиболее частым являются нарушения трофики слизистой верхних дыхательных путей, что неизбежно ведет к вторичному поражению органа слуха [2].
Головная боль относится к частым жалобам у детей с нарушением носового дыхания. Боль носит пульсирующий, приступообразный характер, сопровождается в отдельных случаях головокружением [1].
С целью оптимизации процесса верификации и дифференциальной диагностики заболеваний верхних дыхательных путей среди детского населения нами проведена разработка программного модуля, содержащего карты пациентов, список обследований, список диагнозов и реализующий постановку предварительного диагноза заболеваний горла и носа, с возможностью создания и добавления новых обследований и диагнозов.
Представленный модуль оказывает информационную помощь в ходе лечебно-диагностического и профилактического осмотров. Позволяет накапливать сведения в базе данных с последующей статистической обработкой.
Программные комплексы давно стали неотъемлемой частью медицинских исследований. Однако на сегодняшний день не существует программ, способных не только поставить диагноз, но и оценить риск развития патологии еще до ее наступления. Отоларингологические заболевания являются большой социально-экономической проблемой, связанной не только со
стремительным ростом распространенности, но и тяжестью течения этих заболеваний. Особенное затруднение вызывает постановка диагноза в районах Севера, ввиду нехватки профессиональных медицинских кадров и узких специалистов.
Использование информационных технологий в медицине значительно экономит время врачей и помогает в диагностике, хранении и обработке информации, накоплению знаний узкоспециализированных врачей, поэтому разработка различных систем связанных с этой областью не перестает развиваться [5].
Пациенты и методы: Проведено комплексное оториноларингологическое и неврологическое обследование школьников Республики Хакасии и г. Красноярска (N=129) в возрасте от 10-16 лет с верифицированными диагнозами патологии ЛОР-органов. Осмотр невролога проводился по общепринятой схеме с использованием шкалы визуальных аналогов (ВАШ) Школьники заполняли опросники по головной боли. Статистическая обработка проведена при помощи ЭВМ программы «Модуль определения частоты встречаемости головной боли напряжения у школьников с нарушением носового дыхания».
Программная реализация модуля предполагает несколько этапов: проведение комплексной диагностики носового дыхания и/или аудиометрического обследования (в зависимости от задачи), диагностика головной боли и вегетативного статуса, выборка результатов и сам расчет встречаемости. При диагностике нарушений носового дыхания различали следующие состояния: здоров, аллергическая и/или инфекционная риносинусопатия (степень и стадия). Кроме того, учитывалось наличие или отсутствие головных болей: головная боль напряжения (ГБН) и мигрень.
Алгоритмы диагностики нарушения носового дыхания. Программа дает возможность создания личных карт пациентов, список обследований, список диагнозов и постановку предварительного диагноза ЛОР-заболеваний, с возможностью создания и добавления новых обследований и диагнозов. После прохождения анкетирования пользователем, программа формирует уникальный код, в котором содержится информация о болезни пациента. Формирование кода производится следующим образом: каждый вопрос содержит ограниченное число ответов, которые отвечают определенному признаку: диагноз, стадия и степень. Программа, сформировав код, производит выборку из таблицы записей с этим кодом. Совпадение кода программы с табличным означает предположение, что пациент страдает соответствующим заболеванием.
Алгоритмы диагностики головной боли. Методика выполняется посредством заполнением в разработанной системе анкет опрашиваемых пациентов с письменного информационного согласия родителей школьников (рис.1, 2). Баллы, по разработанной ранее шкале, суммируются в результате ответов обследуемых подростков, которые характеризуют интенсивность, характер и место возникновения головной боли. Затем эти данные оцениваются и переводятся в определенные показатели. В результате, полученные данные анализируются системой и вносятся в виде значений шкалы индекса диагностики мигрени (ИД-М), границы которой лимитированы значениями от 0 до 22 и шкалы индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН), принимающие значения от 3 до 22. Также для каждого значения существует своя чувствительность и специфичность. Например, при значениях индекса ИД-М меньше 8 баллов, можно с вероятностью 92% исключить наличие мигрени, при значениях индекса
больше или равно 11 баллов, можно с вероятностью 93% подтвердить наличие мигрени. Значения индекса в интервале 9-10 баллов являются «серой зоной», в этом случае диагноз верифицирует доктор.
ДоФмить щцнцщ
(пег)
ХЬчгмо»ССС I I АД пир» et) I |/1 I Пг»*<
Poet (ем) I Поп M ~ П— inri» хбоня» »■■ <Mf)
В*с *»"> Пет* СО SAM*« «арты |ю 1 ^ [JOli
Доло1мт№ми i» i>nf >■>!■
Дай—игу
Просмотр (изменение) информации о пациенте
Паспортная часть Провеае»«« обследований
Аудюметрическое обследование
Лцмнва О торимо ларингологический осмотр Лабораторное обследование Оценка риска развития нарушений слуха у детей и подростков Оценка риска развития нейросенсорной тугоухости
Общая оценка состояния здоровья Способ скрининговой диагностики головной боли напряжения Сильные стороны и трудности Способ скрининговой диагностики мигрени Способ скрининговой диагностики головной б01М Диагностика нОСОвОго дахания Шкала Эйдемиллера-Юетицких
< >
Провести новое Отменить
Рисунок 1 - Добавление нового пациента и выбор исследования
Рисунок 2. Диалоговое окно «Скрининговая диагностика головной боли напряжения»
Результаты и обсуждение. Анализируя работу предложенного разработанного модуля и реализованным в нем алгоритмам скрининговой диагностики получены следующие результаты. В обследованной группе подростков патология органа слуха наблюдалась лишь в 30%. У других школьников выявлена патология носоглотки. Более 50% осмотренных подростков с патологией ЛОР-органов предъявляли жалобы на головную боль в период обострения заболевания. Особенностью головной боли у данной категории пациентов являлась локализация ее в области лба, нередко усиливающаяся при наклоне головы вперед. Боль носила пульсирующий, приступообразный характер, сопровождалась в отдельных случаях головокружением. В неврологическом статусе выявлялась рассеянная легкая микросимптоматика:
' и и / и и
лабильность вегетативной нервной системы (регионарныи гипергидроз ладоней и стоп, красный дермографизм) - у 65% детей, покачивание в позе Ромберга в 23%, горизонтальный нистагм - 8% случаев. По шкале визуальных аналогов (ВАШ) в стадии обострения ЛОР-патологии интенсивность головной боли составила 3,0- 4,0 балла (боль умеренной интенсивности). По мере курирования обострения основного заболевания головная боль уменьшалась и исчезала (у детей с ЛОР-патологий в стадии обострения: Ме 3,00 бал., 25%о-75%о 2,00 бал.-4,00 бал.
и у детей с ЛОР-патологией в стадии ремиссии Ме 0,00 бал., 25%о-75%о 0,00 бал.-1,00 бал., Р=0,0003) [7].
Разработанный программный комплекс позволяет изучить взаимосвязи клинико-функ-циональных показателей здоровья с различными вариантами нарушений патологии носового дыхания и заболеваний горла у обследованных подростков. Модуль значительно ускоряет и оптимизирует качество дифференциальной диагностики головной боли и оториноларинголо-гических заболеваний школьников. Это вносит вклад в выявление причин их развития и для уточнения патогенетических механизмов, что в свою очередь, помогает определить патогенетически обоснованные пути их коррекции, а также профилактические мероприятия, совершенствуя тем самым оториноларингологическую и аллергологическую службы.