Научная статья на тему 'Алгоритмы скрининговой диагностики головной боли у школьников с ЛОР - патологией'

Алгоритмы скрининговой диагностики головной боли у школьников с ЛОР - патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / СКРИНИНГ / ДИАГНОСТИКА / ГОЛОВНАЯ БОЛЬ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / ALGORITHM / SCREENING / DIAGNOSIS / HEADACHE / SCHOOLCHILDREN / SOFTWARE MODULE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игнатова И. А., Покидышева Л. И., Зайцева О. И.

Цель исследования. Разработать алгоритмы скрининговой диагностики и на их основе изучить взаимосвязь головной боли с нарушением носового дыхания у школьников. В статье рассматриваются данные обследования школьников Красноярска и Хакасии с нарушением носового дыхания, сопровождавшимися головной болью. Проведены комплексный оториноларингологический и неврологический осмотры с последующим анализом результатов. При обследовании носового дыхания различали следующие состояния: здоров, аллергическая и инфекционная риносинусопатия (степень и стадия). Кроме того, учитывалось наличие или отсутствие головных болей: головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. С целью улучшения процесса верификации и дифференциальной диагностики заболеваний верхних дыхательных путей разработан программный модуль «Модуль определения частоты встречаемости головной боли напряжения у школьников с нарушением носового дыхания», в котором реализованы соответствующие алгоритмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Игнатова И. А., Покидышева Л. И., Зайцева О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMS FOR SCREENING DIAGNOSTICS OF HEADACHE IN SCHOOLCHILDREN WITH ENT PATHOLOGY

The article discusses data from a survey of schoolchildren in Krasnoyarsk and Khakassia with nasal breathing disorders, accompanied by a headache. Conducted a comprehensive otorhinolaryngo-logical and neurological examinations with subsequent analysis of the results. When examining nasal breathing, the following conditions were distinguished: healthy, allergic and infectious rhinosinus-opathy (degree and stage). In addition, the presence or absence of headaches was taken into account: tension headache (GBN) and migraine. In order to improve the verification process and differential diagnosis of diseases of the upper respiratory tract, a program module “Module for determining the frequency of headache incidence of tension in schoolchildren with impaired nasal breathing” was developed, in which the corresponding algorithms are implemented.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы скрининговой диагностики головной боли у школьников с ЛОР - патологией»



УДК 616.85 : 616.21 + 004.021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-11-35-40

АЛГОРИТМЫ СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛОР - ПАТОЛОГИЕЙ.

Игнатова1,2И.А., Покидышева3Л.И., Зайцева1,2 О.И.

1ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, г. Красноярск, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясе-

нецкого», г. Красноярск, Российская Федерация 3ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация

ALGORITHMS FOR SCREENING DIAGNOSTICS OF HEADACHE IN SCHOOLCHILDREN WITH ENT PATHOLOGY.

Ignatova1,2 I.A. , Pokidysheva3 L.I., Zaitseva1,2 O.I.

1 Scientific Research Institute of Medical Problems of the North, Krasnoyarsk, Russian Federation 2 Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation 3 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation

Аннотация: Цель исследования. Разработать алгоритмы скрининговой диагностики и на их основе изучить взаимосвязь головной боли с нарушением носового дыхания у школьников. В статье рассматриваются данные обследования школьников Красноярска и Хакасии с нарушением носового дыхания, сопровождавшимися головной болью. Проведены комплексный отори-ноларингологический и неврологический осмотры с последующим анализом результатов. При обследовании носового дыхания различали следующие состояния: здоров, аллергическая и инфекционная риносинусопатия (степень и стадия). Кроме того, учитывалось наличие или отсутствие головных болей: головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. С целью улучшения процесса верификации и дифференциальной диагностики заболеваний верхних дыхательных путей разработан программный модуль «Модуль определения частоты встречаемости головной боли напряжения у школьников с нарушением носового дыхания», в котором реализованы соответствующие алгоритмы.

Annotation: The article discusses data from a survey of schoolchildren in Krasnoyarsk and Khakassia with nasal breathing disorders, accompanied by a headache. Conducted a comprehensive otorhinolaryngo-logical and neurological examinations with subsequent analysis of the results. When examining nasal breathing, the following conditions were distinguished: healthy, allergic and infectious rhinosinus-opathy (degree and stage). In addition, the presence or absence of headaches was taken into account: tension headache (GBN) and migraine. In order to improve the verification process and differential diagnosis of diseases of the upper respiratory tract, a program module "Module for determining the frequency of headache incidence of tension in schoolchildren with impaired nasal breathing" was developed, in which the corresponding algorithms are implemented.

Ключевые слова: алгоритм, скрининг, диагностика, головная боль, школьники, программный

модуль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Головные боли у детей и подростков /О. Р. Есин, Р. Г. Есин, Д. Х. Хайбуллина, И. Ш. Минкина. - Казань: ИИЦ УДП РТ, 2013. -72 с.

[2] Игнатова, И. А. Аллергическая риносинусо-патия у жителей Сибири и Севера / И. А. Игнатова, С. В. Смирнова, Л. И. Покидышева, В. Т. Манчук. - Новосибирск: Наука, 2005. - 153 с.

[3] Особенности психоэмоциональной сферы у школьников различного возраста, проживающих в разных регионах Сибири / А. С. Пуликов, О.И. Зайцева, О. Л. Москаленко, Т. А. Колодяжная // В мире научных открытий. Серия: Проблемы науки и образования. - 2011. - № 5.1(17). - С. 578-587.

[4] Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death / A. N. Gorban, T. A. Tyukina, E. V. Smirnova, L. I. Pokidysheva // Academic Press: Journal of theoretical biology. - 2016. - Vol. 405. - P. 127139.

[5] Pokidysheva, L. I. Principal component analysis used in estimation of human's immune system, suffered from allergic rhinosinusopathy complicated with clamidiosis or without it / L. I. Pokidysheva, 1.А. Ignatova // Advances in Intelligent Analysis of Medical Data and Decision Support Systems. - Heidelberg: Springer, 2013. - P.147-156. - DOI: 10.1007/978-3-319-00029-9_13.

[6] Покидышева, Л.И. Разработка алгоритмов оценки риска развития психоэмоциональных нарушений у школьников с лор-патологией / Л.И. Покидышева, И.А. Игнатова, Т.А. Осетрова, А.В. Редькина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2018. - Т.17, № 4. - С. 956-963.

Keywords: algorithm, screening, diagnosis, headache, schoolchildren, software module.

REFERENCES

[1] Yesin O. R., Yesin R. G., Khaibullina D. Kh., Minkin I. Sh. Headaches in children and adolescents .Kazan: IITs RTF RT; 2013.

[2] Ignatova, I.A., Smirnova S.V., Pokidysheva L.I., Manchuk V.T. Allergic rhinosinusopathy among residents of Siberia and the North. Novosibirsk: Nauka; 2005.

[3] Pulikov A. S., Zaitseva O.I., Moskalenko O. L., Kolodyazhnaya T. A. Features of the psy-choemotional sphere in schoolchildren of different ages living in different regions of Siberia. In the world of scientific discoveries. Series: Problems of Science and Education. 2011;5.1 (17):578-587.

[4] Gorban A. N., Tyukina T. A., Smirnova E. V., Pokidysheva L. I. Evolution of adaptation mechanisms: Adaptation energy, stress, and oscillating death. Journal of theoretical biology. 2016; 405:127-139.

[5] Pokidysheva L. I., Ignatova I.A. Principal component analysis used in assessment of human's immune system, suffered from allergic rhinosi-nusopathy complicated with clamidiosis or without it. In: Kochnev Yu.(eds.) Advances in Intelligent Analysis of Medical Data and Decision Support Systems. Heidelberg: Springer; 2013.-p.147-156.

[6] Pokidysheva, L.I., Ignatova I.A., Osetrova T.A., Redkina A.V. Development of risk assessment algorithms for the development of psycho-emotional disorders in schoolchildren with ENT pathology. System analysis and management in biomedical systems. 2018; 17(4):956-963.

[7] Ignatova, I. A. Pokidysheva, Zaitseva O. I., Te-reshchenko S. Yu., Evert L. S. Optimization of headache in schoolchildren with nasal breathing disorders. Norwegian Journal of development of the International Science. 2019; 3(26):39-43. -Available from: http://www.njd-iscience.com

[7] Игнатова, И. А. Оптимизация диагностики головной боли у школьников с нарушениями носового дыхания / И. А. Игнатова, Л. И. Покидышева, О. И. Зайцева, С. Ю. Терещенко, Л. С. Эверт // Norwegian Journal of development of the International Science. - 2019. - Т.3, №26. - С.39-43. - URL: http://www.njd-iscience.com

Актуальность: Вопросы точной диагностики, качественной дифференциальной диагностики, а также лечения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей с сопутствующими симптомами у детского населения не теряют своей злободневности. Это подтверждается высоким уровнем обращаемости данной категории пациентов к врачам общей практики, оториноларингологам и аллергологам [1,2,3].

В условиях больших потоков пациентов в учреждениях здравоохранения, особенно в отдаленных регионах, при дефиците времени приема и медицинских кадров, встает вопрос об автоматизации их труда.

В связи с этим актуальной становится разработка алгоритмов и программной системы скрининговой диагностики, способствующей накоплению знаний точного диагностирования, четкой дифференциальной диагностики отоларингологической патологии с сопутствующей симптоматикой и сокращению временных затрат на прием пациентов [4,5,6,7].

Заболевания ЛОР-органов у школьников Восточной Сибири продолжает оставаться ведущей проблемой педиатрии, поскольку наблюдается тенденция существенного роста хронических и рецидивирующих ЛОР-заболеваний у детей, проживающих в северном регионе с резко континентальным климатом. Нарушение носового дыхания у детей в ряде случаев связано с наличием сочетанной органической патологии в полости носа, носоглотке и глотке. Наиболее частым являются нарушения трофики слизистой верхних дыхательных путей, что неизбежно ведет к вторичному поражению органа слуха [2].

Головная боль относится к частым жалобам у детей с нарушением носового дыхания. Боль носит пульсирующий, приступообразный характер, сопровождается в отдельных случаях головокружением [1].

С целью оптимизации процесса верификации и дифференциальной диагностики заболеваний верхних дыхательных путей среди детского населения нами проведена разработка программного модуля, содержащего карты пациентов, список обследований, список диагнозов и реализующий постановку предварительного диагноза заболеваний горла и носа, с возможностью создания и добавления новых обследований и диагнозов.

Представленный модуль оказывает информационную помощь в ходе лечебно-диагностического и профилактического осмотров. Позволяет накапливать сведения в базе данных с последующей статистической обработкой.

Программные комплексы давно стали неотъемлемой частью медицинских исследований. Однако на сегодняшний день не существует программ, способных не только поставить диагноз, но и оценить риск развития патологии еще до ее наступления. Отоларингологические заболевания являются большой социально-экономической проблемой, связанной не только со

стремительным ростом распространенности, но и тяжестью течения этих заболеваний. Особенное затруднение вызывает постановка диагноза в районах Севера, ввиду нехватки профессиональных медицинских кадров и узких специалистов.

Использование информационных технологий в медицине значительно экономит время врачей и помогает в диагностике, хранении и обработке информации, накоплению знаний узкоспециализированных врачей, поэтому разработка различных систем связанных с этой областью не перестает развиваться [5].

Пациенты и методы: Проведено комплексное оториноларингологическое и неврологическое обследование школьников Республики Хакасии и г. Красноярска (N=129) в возрасте от 10-16 лет с верифицированными диагнозами патологии ЛОР-органов. Осмотр невролога проводился по общепринятой схеме с использованием шкалы визуальных аналогов (ВАШ) Школьники заполняли опросники по головной боли. Статистическая обработка проведена при помощи ЭВМ программы «Модуль определения частоты встречаемости головной боли напряжения у школьников с нарушением носового дыхания».

Программная реализация модуля предполагает несколько этапов: проведение комплексной диагностики носового дыхания и/или аудиометрического обследования (в зависимости от задачи), диагностика головной боли и вегетативного статуса, выборка результатов и сам расчет встречаемости. При диагностике нарушений носового дыхания различали следующие состояния: здоров, аллергическая и/или инфекционная риносинусопатия (степень и стадия). Кроме того, учитывалось наличие или отсутствие головных болей: головная боль напряжения (ГБН) и мигрень.

Алгоритмы диагностики нарушения носового дыхания. Программа дает возможность создания личных карт пациентов, список обследований, список диагнозов и постановку предварительного диагноза ЛОР-заболеваний, с возможностью создания и добавления новых обследований и диагнозов. После прохождения анкетирования пользователем, программа формирует уникальный код, в котором содержится информация о болезни пациента. Формирование кода производится следующим образом: каждый вопрос содержит ограниченное число ответов, которые отвечают определенному признаку: диагноз, стадия и степень. Программа, сформировав код, производит выборку из таблицы записей с этим кодом. Совпадение кода программы с табличным означает предположение, что пациент страдает соответствующим заболеванием.

Алгоритмы диагностики головной боли. Методика выполняется посредством заполнением в разработанной системе анкет опрашиваемых пациентов с письменного информационного согласия родителей школьников (рис.1, 2). Баллы, по разработанной ранее шкале, суммируются в результате ответов обследуемых подростков, которые характеризуют интенсивность, характер и место возникновения головной боли. Затем эти данные оцениваются и переводятся в определенные показатели. В результате, полученные данные анализируются системой и вносятся в виде значений шкалы индекса диагностики мигрени (ИД-М), границы которой лимитированы значениями от 0 до 22 и шкалы индекса диагностики головной боли напряжения (ИД-ГБН), принимающие значения от 3 до 22. Также для каждого значения существует своя чувствительность и специфичность. Например, при значениях индекса ИД-М меньше 8 баллов, можно с вероятностью 92% исключить наличие мигрени, при значениях индекса

больше или равно 11 баллов, можно с вероятностью 93% подтвердить наличие мигрени. Значения индекса в интервале 9-10 баллов являются «серой зоной», в этом случае диагноз верифицирует доктор.

ДоФмить щцнцщ

(пег)

ХЬчгмо»ССС I I АД пир» et) I |/1 I Пг»*<

Poet (ем) I Поп M ~ П— inri» хбоня» »■■ <Mf)

В*с *»"> Пет* СО SAM*« «арты |ю 1 ^ [JOli

Доло1мт№ми i» i>nf >■>!■

Дай—игу

Просмотр (изменение) информации о пациенте

Паспортная часть Провеае»«« обследований

Аудюметрическое обследование

Лцмнва О торимо ларингологический осмотр Лабораторное обследование Оценка риска развития нарушений слуха у детей и подростков Оценка риска развития нейросенсорной тугоухости

Общая оценка состояния здоровья Способ скрининговой диагностики головной боли напряжения Сильные стороны и трудности Способ скрининговой диагностики мигрени Способ скрининговой диагностики головной б01М Диагностика нОСОвОго дахания Шкала Эйдемиллера-Юетицких

< >

Провести новое Отменить

Рисунок 1 - Добавление нового пациента и выбор исследования

Рисунок 2. Диалоговое окно «Скрининговая диагностика головной боли напряжения»

Результаты и обсуждение. Анализируя работу предложенного разработанного модуля и реализованным в нем алгоритмам скрининговой диагностики получены следующие результаты. В обследованной группе подростков патология органа слуха наблюдалась лишь в 30%. У других школьников выявлена патология носоглотки. Более 50% осмотренных подростков с патологией ЛОР-органов предъявляли жалобы на головную боль в период обострения заболевания. Особенностью головной боли у данной категории пациентов являлась локализация ее в области лба, нередко усиливающаяся при наклоне головы вперед. Боль носила пульсирующий, приступообразный характер, сопровождалась в отдельных случаях головокружением. В неврологическом статусе выявлялась рассеянная легкая микросимптоматика:

' и и / и и

лабильность вегетативной нервной системы (регионарныи гипергидроз ладоней и стоп, красный дермографизм) - у 65% детей, покачивание в позе Ромберга в 23%, горизонтальный нистагм - 8% случаев. По шкале визуальных аналогов (ВАШ) в стадии обострения ЛОР-патологии интенсивность головной боли составила 3,0- 4,0 балла (боль умеренной интенсивности). По мере курирования обострения основного заболевания головная боль уменьшалась и исчезала (у детей с ЛОР-патологий в стадии обострения: Ме 3,00 бал., 25%о-75%о 2,00 бал.-4,00 бал.

и у детей с ЛОР-патологией в стадии ремиссии Ме 0,00 бал., 25%о-75%о 0,00 бал.-1,00 бал., Р=0,0003) [7].

Разработанный программный комплекс позволяет изучить взаимосвязи клинико-функ-циональных показателей здоровья с различными вариантами нарушений патологии носового дыхания и заболеваний горла у обследованных подростков. Модуль значительно ускоряет и оптимизирует качество дифференциальной диагностики головной боли и оториноларинголо-гических заболеваний школьников. Это вносит вклад в выявление причин их развития и для уточнения патогенетических механизмов, что в свою очередь, помогает определить патогенетически обоснованные пути их коррекции, а также профилактические мероприятия, совершенствуя тем самым оториноларингологическую и аллергологическую службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.