CLUSTERING METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" AT THE UNIVERSITY
M.V. Alaev, A.V. Titovskiy, V.V. Lavrinenko
The article deals with the methodological orientation of the discipline "Physical culture" in higher education. The attention is focused on detail and methodical tasks by dividing them into separate areas - clusters. The main purpose of the study - methodological justification of the study in the educational process of physical culture of students of all specialties.
Key words: methodological orientation, methodological skill, competence cultural destinations, cluster (cluster method).
Alaev Mikhail Vladimirovich, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Department of physical education of the Plekhanov Russian University оf economics,
Titovskiy Alexander Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, A [email protected], Russia, Moscow, Department of physical education of the Plekhanov Russian University оf economics,
Lavrinenko VadimVasilievich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Department of accelerated transportation, ski training and orientation of the Military Institute of physical culture
УДК 796.011.2
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СО СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В. А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов, И.В. Тяжельников
Сращивание результатов внедрения педагогических технологий спортизации физического воспитания по дисциплине «Физическая культура» в комплексе с военным обучением дают положительный эффект для повышения профессиональной прикладной подготовленности будущих студентов-офицеров. Организация комплексных занятий и координация влияния форм проведения занятий профессиональной физической подготовки, должны нести черты блочно-модульного построения учебного процесса, освоения материала по физической культуре по интересам, по индивидуальным графикам студентов, по возможности точечного влияния на микроциклы в системе алгоритма взаимодействий субъектов.
Ключевые слова: факультет военного обучения, физическая культура, физическая подготовка, алгоритм взаимодействий.
Высокие результаты военно-профессиональной подготовленности студентов достигаются на военных факультетах, где ведется целенаправленная учебная работа на научной основе. Результаты контрольных занятий последних лет, проведённых с выпускниками факультета военного обучения (ФВО), свидетельствуют о недостаточном
уровне физической подготовленности студентов, что констатирует невысокий уровень сформированности военно-прикладных навыков. Психофизическое состояние студентов гражданских вузов, готовность к военной службе имеют явную тенденцию к ухудшению и неспособности в полной мере обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными призывниками с высшим образованием [1, 2]. Отсутствие навыков в выполнении военно-прикладных физических упражнений при исполнении коллективных действий снижает потенциал и качество выполнения учебно-боевых задач.
Между тем, наблюдаются противоречия. Требования к военно-профессиональной подготовленности выпускников ФВО многогранны и достаточно высоки, а реальность выполняемых задач характеризуется недостаточным уровнем физической подготовленности. Также отмечается отсутствие навыков в выполнении физических упражнений военно-прикладной направленности и отставание по уровню развития методических навыков в организации и проведении всех форм физической подготовки в подразделении.
Выдвинута гипотеза о том, что повышению эффективности военно-профессиональной подготовленности студентов способствует специально-направленная физическая подготовка, проводимая за полный период обучения в вузе. Упрощённая схема внедрения «нужных» упражнений в вариативную часть программы обучения по дисциплине «Физическая культура» не может кардинально изменить отставание по профессиональной физической подготовке. Разработан алгоритм взаимодействий субъектов обучения и микроциклов при комплексном использовании физических упражнений с преимущественной военно-прикладной направленностью. Использование результатов особенностей спортизации дисциплины «Физическая культура» повысит качество обучения. Повышение профессиональной подготовленности на военном факультете находится в тесной корреляционной связи с повышением качества обучения по дисциплине «Физическая культура» и освоением прикладных упражнений [3, 4]. На основе результатов психобиологических и педагогических исследований разработана обучающая программа для обучения студентов военного факультета.
Внедрение обучающей программы, использование средств физической подготовки и организационно-методических условий на этапах военно-профессионального обучения студентов вуза, может быть эффективна только в период полного срока обучения, с последующим сопровождением на «рабочее место». Известно, что одна из главных задач, существующих сегодня в вузах, это наличие научного руководства учебным процессом, активное влияние на субъект обучения и результат: на студента - как человеческий элемент общества, и на выпускника-офицера ФВО - как социальное явление.
Для того чтобы установить взаимосвязь таких понятий, как близкое (оперативное), отдалённое (текущее) и более отдалённое (будущее) планирование, каждому студенту был определён график рекомендаций на период обучения в вузе, а преподаватель должен помочь решить, каким способом, средствами и методами может воспользоваться обучаемый.
Индивидуальный план активизирует самостоятельную работу студента, дает возможность связать усилия в единое «целое» с использованием различных форм проведения физической подготовки. В плане отражены учебные занятия, утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), самостоятельные занятия в различных клубах по интересам, специализированные занятия в спортивных секциях, студенческие соревнования и др. Эти вопросы становятся решающими ввиду того, что главным критерием оценки профессиональной подготовленности являются итоги достигнутых целей за весь период обучения. Перечень простейших тренировочных упражнений, разработанных преподавателем, предложено студентам включить в индивидуальные планы для самостоятельных занятий. Также преподаватель имеет возможность использовать Интернет и компьютерные технологии для обучения несложным приёмам рукопашного боя, упражнениям для развития гибкости, координации. В обязательном порядке должен предусматриваться контроль самостоятельно освоенных физических упражнений студентом, но на плановых учебных занятиях.
Алгоритм сформулирован после проведения ряда мероприятий:
1. Изучен характер военно-профессиональной деятельности офицеров-танкистов в современных условиях и определены требования к выпускникам ФВО;
2. Разработана методика применения обучающей программы формирования военно-прикладных навыков для всего периода обучения в вузе при проведении различных форм физической подготовки;
3. Разработана последовательность действий основных категорий участников учебного процесса и их взаимосвязь: командиры (должностные лица ФВО), преподаватели (специалисты физической культуры вуза), исполнители - студенты ФВО.
Установлена эффективность взаимодействия физических упражнений освоенных на занятиях по дисциплине «Физическая культура», с последующим избирательным программированным обучением и освоением военно-прикладными физическими упражнениями военного факультета. В основу алгоритма положено блочно-модульное проведение форм физической подготовки со студентами ФВО. Определены основные блоки этапов обучения: предварительная подготовка, базовая подготовка, специальная подготовка, боевое слаживание, адаптационный период. Применены способы организации и методики физической подготовки студентов ФВО по узким
специальностям (в частности, офицеры-танкисты), на основе использования новых организационно-методических условий.
Особенностью проведения экспериментальной работы является проведение занятий с учётом отношений руководителя (начальника), преподавателя и студента. Взаимодействие между субъектом и объектом в каждом этапе обучения выполняет узкие специфические решения, но сохраняет выполнение общей направляющей задачи физической культуры. Объект с субъектом в процессе обучения на каждом этапе имеет своё взаимное влияние. Но важно отметить, что без взаимной и обратной связи достичь высоких результатов сложно.
Этап предварительной подготовки состоит из:
- деятельности руководителя (начальника). На этом этапе идет информационно-аналитический период, поиск способных и активных студентов; сбор информации на кафедрах, поликлинике, при этом отборочный и окончательный цикл направлен на качественный анализ приёма тестов поступающих абитуриентов с момента зачисления на ФВО;
- деятельности специалиста по физической культуре. Микроцикл направлен на качественный приём тестов у студентов 1-го курса, где определяются функциональные и физические возможности как по специальным медицинским группам, так и по программе общей направленности; проводится педагогическое наблюдение в условиях выполнения поставленных учебных задач; выявляются физические, физиологические и морально-психологические возможности абитуриентов; проводится первичное тестирование;
- деятельности студентов. На этом этапе идут систематические занятия физическими упражнениями, дается оценка своих физических возможностей, выбор специализации физической активности, а также ознакомление с условиями поступления на ФВО и спецификой военной службы.
Этап базовой подготовки состоит из:
- деятельности руководителя (начальника). Микроцикл на этом этапе должен быть направлен на функциональную готовность студентов к перенесению профессиональных нагрузок. Содержание занятий должно иметь избирательную и комплексную направленность развития качеств, которые необходимы танкистам. Основой обучения должна являться индивидуальная подготовка;
- деятельности специалиста по физической культуре. Необходимо обеспечить повышение технической и методической подготовленности должностных лиц, осуществляющих мероприятия по организации и проведению доступных форм физических занятий, а также осуществление методического руководства самостоятельной физической тренировкой студентов;
- деятельности студента. На этом этапе студенты несут личную
ответственность за уровень своей физической подготовленности. Должны и обязаны систематически заниматься физическими упражнениями, быть полностью готовыми к обучению на факультете ВО.
Этап специальной профессиональной подготовки состоит из:
- деятельности руководителя (начальника). На этом этапе физическая подготовка должна быть направлена на совершенствование физических качеств и военно-прикладных навыков в коллективных действиях на фоне больших психофизических нагрузок для личного состава танковых войск. Занятия должны проводиться комплексно с включением в содержание как вновь изученных упражнений, так и основных, а также совместное их выполнение в составе экипажа;
- деятельности специалиста по физической культуре. На данном этапе преподаватель участвует в проведении спортивных мероприятиях, совместно проводимых с командирами, где оказывается методическая помощь на местах (не ущемляя достоинства и авторитета) в подготовке мест занятий, инвентаря и методической литературы, а также в материально-техническом обеспечении (как средствам имитации взрывов и дыма, так и обеспечению мер техники безопасности). Создать условия для проведения занятий и спортивных мероприятий, направленных на коллективные действия в составе экипажей.
- деятельности студента. Студенты ФВО должны уметь развивать преимущественно физические качества, такие как сила, силовая выносливость, ловкость, а также полностью совершенствовать и применять полученные знания, умения, навыки в совместных коллективных действиях.
Этап боевого слаживания состоит из:
- деятельности руководителя (начальника). В содержание данного этапа физической подготовки комбинированно включаются марш-броски, преодоление полос препятствий, плавание в обмундировании, посадка и высадка в технику и из нее, переноска тяжестей. Отрабатываются приёмы рукопашного боя, преодоление участков с глубоким снежным покровом на лыжах и без них, действия в средствах индивидуальной защиты, с гашением пожаров, с оружием, а также выполнение физических упражнений и действий в составе экипажей, подразделений на штатной технике;
- деятельности специалиста по физической культуре. На этом этапе идет глубокое изучение и анализ психофизических нагрузок, испытываемых личным составом в сложных условиях учебно-боевой деятельности, а также совершенствование организации и методики физической подготовки с учётом специфики решаемых задач;
- деятельности студента. Студенты должны грамотно владеть навыками самоконтроля и следить за состоянием своего организма, уметь оценивать величину физической нагрузки, соблюдать меры безопасности,
гигиенические требования, уметь сочетать физическую тренировку с закаливанием.
Адаптационный период состоит из:
- деятельности руководителя (начальника). На этом этапе делается упор на улучшение функциональной готовности студентов к перенесению специфических нагрузок, идет индивидуализация поставленных задач на лагерных сборах и по месту службы, а также поиск личностных особенностей и способностей. Увеличивается акцент на выполнение задач в составе подразделения (экипажа, группы);
- деятельности специалиста по физической культуре. Проводятся проверки функциональных, психических, физических возможностей; доведение специальных требований до будущих студентов ФВО. Осуществляется методическое обеспечением занятий на войсковой стажировке и по месту службы; а также повышение резистентности психических, физических способностей к требованиям военной службы во времени и пространстве. Осуществляется сбор информации об упущенных возможностях в обучении различными методами: индивидуальный опрос, анкетирование, анализ соответствия полученного результата и модели выпускника; вносятся коррективы в микроциклы алгоритма;
- деятельности студента. На данном этапе идет обогащение знаниями по теории и методике физической подготовки, преодоление требований по аттестации на присвоение офицерского воинского звания. Повышается уровень ответственности выпускника-офицера за личную физическую подготовленность, систематические занятия физическими упражнениями как самостоятельно, так и в составе подразделений.
Предложенная схема алгоритма взаимодействия звеньев формирования военно-прикладных навыков военно-профессионального обучения на ФВО дает возможность координировать усилия по внедрению и проверке эффективности проводимых мероприятий.
Следует отметить 1-й и 5-й этапы. Зачисление студентов на ФВО приходится на 2-й курс. 1-й этап охватывает период до зачисления (3-й семестр). Отбор должен осуществляться с первых дней поступления в вуз. Учитываются результаты тестов сразу после поступления в вуз, участие в спортивных мероприятиях, присутствие на занятиях по физической культуре, результаты медицинских осмотров, текущих тестов на работоспособность, функциональную готовность и физическую подготовленность. Такие наблюдения в течение 2-х семестров позволяют выявить психическую, физическую, морально-психологическую составляющие части качеств будущих офицеров. Предварительная подготовка (1-й этап) должна носить активный характер, с возможностями систематической корректировки. Показатели выполнения вступительных тестов на ФВО по физическим упражнениям за последние 5 лет не внушают оптимизма. Результаты контроля: в 2011 году общих
неудовлетворительных оценок - 45,8 %, в 2012 году - 43,9 %, а в 2013 -44,4 %. Качественный отбор неминуемо влияет на конечный результат. Было проведено анкетирование студентов с целью определения причин низких результатов. Определялись показатели средней величины (М), стандартного отклонения (б) и коэффициент вариации (V). Анализ структуры основных причин выявил приоритетную роль физической подготовленности (М=75,8 %, при б=2,16), стресс на вступительных тестах составил М=64,5 % (при б=1,63), функциональная готовность М=44,3 % (при б=5,41). Коэффициент вариации подтвердил компактность (табл.).
Структура причин низких результатов вступительных тестов,
(в %, п=85)
Факторы снижения М б V
1. Физическая готовность 75,8 2,16 2,8
2. Стресс на вступительных тестах 64,5 1,63 2,5
3. Функциональная готовность 44,3 5,41 12,2
4. Психологическая готовность 11,8 4,52 38,3
5. Форма одежды 11,7 10,31 88,1
6. Питание 7,4 3,45 46,6
7. Плохой сон 2,4 0,71 29,6
8. Тактическая готовность 5,6 3,13 55,9
9. Травмы 4,2 0,65 15,5
10. Погода 3,2 1,32 41,3
В 2013/14 году проведены педагогические эксперименты. В первый месяц после поступления в вуз все студенты сдали нормативы по дисциплине «Физическая культура». В конце первого года обучения, за месяц до вступительных тестов на ФВО, для экспериментальных групп (ЭГ-1 и ЭГ-2, по 40 студентов) были смоделированы и проведены контрольно-тренировочные занятия по сдаче аналогичных нормативов в сетке расписания занятий. Следует отметить, что студентов, желающих участвовать в дополнительных занятиях (2 месяца) по подготовке к поступлению на ФВО в системе спортивной секционной работы, значительное количество. Из них была сформирована ЭГ-2.
В 2014 году были получены следующие результаты по вузу: неудовлетворительных общих оценок - 41,9 %, а по выносливости 64,1 %. Сравнительная характеристика показала уменьшение количества неудовлетворительных результатов в ЭГ-1 и ЭГ-2 по отношению к КГ: по силе - на 6,6 и 9,9 %; по быстроте - на 11,4 и 26,8 %; по выносливости - на 21,7 и 28,4 %; по общей оценке - на 8,6 и 20,5 %. Положительный прирост в ЭГ-2 на 20,5 % впечатляет, в ЭГ-1 прирост составил на 8,6 %. Набор на ФВО планировался в количестве 850 человек, а физическую подготовку
сдавало 1009 человек. Результаты опубликованы в 2014 году: неудовлетворительных оценок по выносливости - 647 и по общей подготовленности - 423 [3, 4] Таким образом, получилось, что на ФВО зачислено до 500 студентов (58,5 %), заведомо слабо подготовленных. Поэтому изменения в организации 1-го предварительного периода микроцикла отбора на ФВО для всех студентов станет дополнительным фактором улучшения профессиональной подготовленности.
Тесты сдают студенты, прошедшие медицинский контроль, годные к военной службе по группе здоровья А (офицеры). В отличие от военного университета, где нет возможности проводить подготовительные занятия за два-три месяца, в гражданских вузах предлагается готовить студентов к сдаче вступительных тестов по отдельной предсоревновательной программе с использованием всех достижений спортизации. В алгоритме обозначены не только последовательность ступеней, но и взаимодействие основных субъектов-участников. Роль преподавателя становится решающей, «цементирующей» и направляющей. Видеосъёмка проведения контрольно-тренировочного занятия по сдаче нормативов впоследствии поможет студентам разложить технику выполнения упражнений и исправить ошибки. Использование преимуществ спортизации физической культуры в процессе проведения предсоревновательной ступени 1-го предварительного этапа подготовки значительно изменит показатели вступительных тестов на ФВО. 2-, 3- и 4-й этапы требуют дополнительных исследований влияния обучающей экспериментальной программы. Алгоритм позволяет автономно влиять на отдельные звенья, которые можно совершенствовать на ФВО.
Положительные сдвиги в педагогических экспериментах 5-го адаптационного периода микроцикла войсковой стажировки на лагерных сборах были подробно представлены в 2014 году [3, 4]. После завершения обучения подводятся итоги, анализируются изменения в результатах тестирования, а также учитывается личная оценка выпускника «упущенных возможностей» при обучении на ФВО, оценка готовности к выполнению профессиональных обязанностей. После обработки полученных данных вносятся коррективы в алгоритм взаимодействий и в содержание обучающей программы. Внедрение новых технологий передачи информации, закрепление знаний при подготовке и проведении учебных занятий на военном факультете создаст платформу для качественного использования организационно-методических условий программированного обучения по дисциплине «Физическая культура» раздела профессиональной подготовки.
Развёрнутый алгоритм взаимодействий даёт возможность совершенствовать организацию, воздействовать на отдельные ступени для достижения более высоких результатов профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза.
Повышению уровня военно-профессиональной подготовки
выпускников факультета военного обучения по военной учётной специальности офицеров-танкистов будет способствовать применение алгоритма формирования навыков в выполнении физических военно-прикладных упражнений в тесном взаимодействии всех субъектов и микроциклов.
Список литературы
1. Крылов А.И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2004. 417 с.
2. Радченко Д.Г. Формирование военно-прикладной физической готовности студентов в процессе физического воспитания в вузе: дис. .канд. пед. наук. Тула: ТулГУ, 2014. 154 с.
3. Громов В. А., Шайхетдинов Р.Г. Управление динамикой показателей физических упражнений на военном факультете в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: ТулГУ, 2014. С. 7-15.
4. Громов В. А., Шайхетдинов Р.Г. Результаты мониторинга тестов по физической культуре на ФВО // Перспективные исследования в физической культуре, спорте и туризме. МНПК. Челябинск: ЮУрГУ (НИУ), 2014.
Громов Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., Заслуженный тренер России, [email protected], Россия, Челябинск Южно-Уральский государственный университет, Институт спорта, туризма и сервиса,
Шайхетдинов Рашит Гильметдинович, преп., [email protected], Россия, Челябинск Южно-Уральский государственный университет, Институт спорта, туризма и сервиса,
Тяжельников Игорь Викторович, студент, мастер спорта РФ, [email protected], Россия, Челябинск, Челябинская аграрно-инженерная академия
ALGORITHM OF CARRYING OUT OCCUPATIONS ON PHYSICAL PREPARATION
AT MILITARY FACULTY
V.A. Gromov, R.G. Shaykhetdinov, I.V. Tyazhelnikov
Merging the results of the implementation of educational technology sport-connection physical education in the discipline "Physical culture" in conjunction with military training are beneficial for improving the professional training of future students of Applied officers. The organization of complex occupations and coordination of influence of forms of carrying out occupations of vocational physical training, has to bear lines of block and modular creation of educational process, development of material on physical culture on interests, according to individual schedules of students, whenever possible pointed influence on micro cycles in system of algorithm of interactions of subjects.
Key words: faculty of military training, physical culture, physical preparation, algorithm of interactions