Научная статья на тему 'Алгоритм определения гироскопических сил и моментов при взаимодействии колесной пары скоростного экипажа и рельса'

Алгоритм определения гироскопических сил и моментов при взаимодействии колесной пары скоростного экипажа и рельса Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГіРОСКОПіЧНА СИЛА / КОЛіСНА ПАРА / ШВИДКіСНИЙ ЕКіПАЖ / РЕЙОК / GYROSCOPIC FORCE / WHEELSET / HIGH-SPEED CARRIAGE / RAIL / ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ СИЛА / КОЛЕСНАЯ ПАРА / СКОРОСТНОЙ ЭКИПАЖ / РЕЛЬС

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кравец В. В.

Предлагается алгоритм определения гироскопических сил и моментов, возникающих при взаимодействии колесной пары скоростного вагона и рельса. Алгоритм основан на применении нелинейных дифференциальных уравнений пространственного движения в форме Эйлера-Лагранжа и экспериментальной информации о кинематических параметрах движения колесной пары, формируемой бесплатформенной инерциальной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Кравец В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM FOR DETERMINING GYROSCOPIC FORCES AND MOMENTS IN THE INTERACTION WHEEL SET SPEED OF THE CARRIAGE AND RAIL

The algorithm of an estimation of gyroscopic forces and moments arising at interaction of wheel pair of the highspeed car and a rail is offered. The algorithm is based on application of the nonlinear differential equations of spatial movement in the form Euler-Lagrange and experimental information about kinematics parameters of movement of wheel pair formed by nonplatform inertial system.

Текст научной работы на тему «Алгоритм определения гироскопических сил и моментов при взаимодействии колесной пары скоростного экипажа и рельса»

УДК 629.45.023.015

ВВ. КРАВЕЦ, ДИИТ, Днепропетровск, Украина

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ И МОМЕНТОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ СКОРОСТНОГО ЭКИПАЖА И РЕЛЬСА

Пропонуеться алгоритм визначення проскошчних сил i моментов, що виникають при взаемоди колтсно! пари швидк1сного вагона та рейки. Алгоритм базуеться на використанш нелшшних диференцiальних рiвнянь просторового руху в формi Ейлера-Лагранжа та експериментальнш шформацп про кiнематичнi параметри руху котсно! пари, яка формуеться за допомогою безплатформно! шерщально! системи.

Предлагается алгоритм определения гироскопических сил и моментов, возникающих при взаимодействии колесной пары скоростного вагона и рельса. Алгоритм основан на применении нелинейных дифференциальных уравнений пространственного движения в форме Эйлера-Лагранжа и экспериментальной информации о кинематических параметрах движения колесной пары, формируемой бесплатформенной инерциаль-ной системой.

The algorithm of an estimation of gyroscopic forces and moments arising at interaction of wheel pair of the highspeed car and a rail is offered. The algorithm is based on application of the nonlinear differential equations of spatial movement in the form Euler-Lagrange and experimental information about kinematics parameters of movement of wheel pair formed by nonplatform inertial system.

Согласно концепции организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети железных дорог Украины предусматривается поэтапное повышение скорости движения на существующих линиях до 160 км/ч с последующим сооружением специализированных высокоскоростных магистралей [1]. Увеличение скорости движения железнодорожных экипажей может привести к необходимости учета и корректной оценки гироскопических сил и моментов, нарастающих по квадра-тическому закону в зависимости от скорости вращения колесной пары и пропорционально её моменту инерции. Наряду с центробежными и гироскопическими силами и моментами существенное влияние на безопасность поступательного движения железнодорожного экипажа могут оказать и кориолисовы силы, обусловленные колебаниями вращающейся с высокой скоростью колесной пары относительно тележки, кривизной пути в плане и профиле [2]. Количественная оценка упомянутых инерционных сил и моментов в общем балансе силового взаимодействия колесной пары и рельса в зависимости от скорости поступательного движения представляет актуальную задачу.

Схема колесной пары железнодорожного экипажа представлена на рис. 1. Вводится система координат О У1 У2 У3, связанная с буксовым узлом, полюс которой выбирается в точке,

где технически возможен монтаж инерциаль-

Рис. 1

Ось O Y1 направлена горизонтально по ходу движения, OY2 — параллельно оси вращения колесной пары, O Y3 — вертикально вверх, образуя правую ортогональную систему координат. Представляется целесообразным использовать бесплатформенную инерциальную систему [3], чувствительные элементы которой позволят измерить компоненты линейной Vyri и угловой

rayri: (i=1, 2, 3) скорости колесной пары в проекциях на выбранные связанные оси. Отметим, что в принятых обозначениях полагаются известными компоненты Vyr1 и юуг2:

Vyr 1 = V» и Юyr2 = •

Здесь Vx — заданная поступательная скорость железнодорожного экипажа, тх — скорость вращения колесной пары, определяемая по формуле:

о V, г

где г - радиус колеса.

Центр масс колесной пары задан в связанных осях координатами усг^ (/ = 1,2,3). Масса

колесной пары тг и ее главные центральные

тсг тсг тсг

моменты инерции 1П , I22, I33 полагаются заданными, причем 1Ц = . Компоненты искомых гироскопических сил и моментов М^, М^ (/ = 1,2,3) будем находить в введённой связанной системе координат.

Матрица инерции колесной пары I , отнесенная к её массе, приводится к рассматриваемым связанным осям по следующему алгоритму, построенному на основе кватернионных матриц [4]:

2Iyr = 2AxíA хIor хA'х'Л' +(Усг )

х

х(( +' Y'r )+ Yor (( +' YCr )

где Ior - приведенная к массе mr матрица

инерции колесной пары относительно системы осей, определяемых полюсом с координатами Jon (i=1, 2, 3) и ориентированных относительно введенных связанных осей с помощью параметров Родрига-Гамильтона aj (j=0, 1, 2, 3); A 'A A' 'A' Y 'Y Y' 'Y' Y 'Y Y' 'Y'

кватернионные матрицы, составленные соответственно по параметрам Родрига-Гамильтона а ()=0, 1, 2, 3), координатам полюса уоп (1=1, 2, 3), координатам центра масс колесной пары уСГ1 (1=1, 2, 3) в связанных осях или в развернутой записи:

a0 a1 a2 a3

A = -a1 a0 a3 a2

-a2 a3 a0 -ai

-a3 a2 a1 a0

Y =

0 Jor1 Jor2 Jor3

3or1 0 3or3 Ус2

Jor2 УстЪ 0 3or1

УсЪ Ус2 ^orl 0

Yr =

0 Уcrl Уcr2 Уcr3

ycr1 0 'cr3 'cr2

Уcr2 Уcr3 0 Уcrl

Уcr3 Уcr2 Уcrl 0

В частности, при совмещении полюса и центра масс колесной пары, то есть уоГ1 = уСГ1. Получим соответственно

Y = у у' = у' 'y =' Y 'Y' =' у'

cr or1 cr or1 cr or1 cr or

и, учитывая, что Yc +'Y^ = 0 , найдем

2/,, =

2AхA х/cr х A' х'A' + Ycr (у'г +'Y'r)

где 1СГ - матрица инерции, составленная по

главным центральным моментам инерции, отнесенным к массе тГ

1 00 0

0 Icr 0 0

0 0 Icr u 2 2 0

0 00 Ycr 133

Icr =

В случае, когда главные центральные оси инерции соответственно параллельны введенным связанным осям, имеем

А = Е0 А = Е0 А = Е0 А = Е0,

где Е0 - единичная (4х4)-матрица, приведенная формула упрощается и принимает вид

21уг = 21сг + Уег (Пг + К )

или в развернутой записи

1 000 1 0 0 0

0 IУr IУr IУr 11 12 13 0 cr I11 0 0 +

0 - IУr Iy Iy 21 22 23 0 0 cr I2 2 0

0 - У r У r c r I31 - I32 I33 0 0 0 Тсг I3 3

0 0 0 0

0 22 Усг 3 + Усг 2 - Ус 2 Усг 1 Усг3 Усг 1

0 Усг 1 Ус 2 У2с 3 + У 2 cr1 Усг3 Усг2

0 Ус 1 Ус 3 Усг 2 Ус, 3 22 У2г 2 + У2Г 1

+

Применяя нелинейные дифференциальные уравнения пространственного движения в форме Эйлера-Лагранжа [5], получим компактную блочно-матричную формулу для определения инерционных сил и моментов, обусловленных гироскопическими, кориолисовыми, центробежными составляющими, возникающих при взаимодействии вращающейся с высокой скоростью колесной пары и учете кручения и кривизны пути в плане и профиле:

1

m.

Mg

ng,

X

Здесь блочные матрицы формируются из рассмотренных ранее матриц I , Ycr, E0 и вводимых кватернионов Qyr, Vyr, составленных по компонентам вектора угловой юуп и линейной Voyri (i=1, 2, 3) скорости полюса колесной пары в проекциях на выбранную связанную систему координат. Указанные компоненты угловой и линейной скорости колесной пары приняты в качестве квазискоростей [5] и непосредственно измеряются бесплатформенной инерциальной системой [3], чувствительные элементы которой размещены на буксовом узле и определяют ориентацию связанной системы координат. Квазискорости измеряются непрерывно в процессе движения колесной пары про реальному рельсу с учетом локальных неровностей, плана и профиля пути. В качестве чувствительных элементов бесплатформенной инерциальной системы используются высокоточные акселерометры, действие которых основано на различных физических и конструктивных принципах, использующих инерцию и способных обнаруживать угловую и линейную скорость. [6].

Таким образом, предложен алгоритм оценки динамического взаимодействия колесной пары и рельса, обусловленного центробежными, ко-риолисовыми и гироскопическими силами и моментами, возникающими при высокоскоро-

стном движении железнодорожного экипажа по реальному пути с учетом кручения и кривизны в плане и профиле, локальных неровностей. Алгоритм получен на основе нелинейных дифференциальных уравнений пространственного движения в форме Эйлера-Лагранжа и экспериментальной информации о квазискоростях, измеряемых с помощью бесплатформенной инерциальной системы. Алгоритм представлен кватернионными матрицами и хорошо адаптирован к вычислительному эксперименту по оценке безопасной скорости движения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Юрпа Г.М., Дьомш Ю.В. Пасажирським переве-зенням - швидшсть 1 комфорт // Зал1зничний транспорт Украши. 2004. - № 4. С. 4-7.

2. Мямлин С.В. Моделирование динамики рельсовых экипажей. - Д.: Новая идеология, 2002. -240 с.

3. Эдвардс А. Ж. Бесплатформенные инерциальные навигационные системы // Вопросы ракетной техники.-1973.-№ 5.-С.47-70.

4. Лысенко Л.Н., Кравец В.В. Симметризованный подход к представлению тензора инерции составных асимметричных объектов ракетно-космической техники. // Вестник МГТУ. Сер. Машиностроение-1996.—№ 1.-С.36-45.

5. Лурье А.И. Аналитическая механика. - М.: Физматгиз, 1961, - 824 с.

6. Бетви Т.С., Голдберг Е.А., Ирвин Г.А. Сравнение различных вариантов блока инерциальных чувствительных элементов для космического транспортного корабля. // Вопросы ракетной техники-1971-№>10-С. 60-78.

-('Q +Q )

2 V yr yr '

- ('V + V )

2 yr yr

-('Q +Q ) yryr

Iyr 2 ('Yr + Ycr ) ^yr

2 ( +Х) Eo Vo yr

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.