Terra Humana
венно, задумался о перспективе в этой части. Ощущения грядущего нарастали. Перспективу сформулировал так: будет очередное ранение, но тяжелое; определил место травмы - голова в верхней части, шрам прикрывают волосы. 26 февраля 1944 года задуманное свершилось.
8. И пришлось вернуться.
От удара осколком по голове потерял сознание. Но не полностью. Чувствую, что душа, мой дух медленно выбирается из тела через отверстие раны. Возникло чувство: я умер, а душа идет своим путем. Куда, каков этот путь? Его определяет Господь: в ад или в рай. Только в рай! - ведь грехов у меня нет. (Позднее я эту точку зрения изменил). Кстати замечу: на фронте атеистов не бывает.
Полет был недолгим. Моя голова коснулась нижней кромки облаков. Это то, к чему я стремился. Осматриваю подобие крыльца, ищу вход, дверь закрыта, меня никто не встречает. Но остро чувствую, что там, за дверью -светлое, ярко освещенное необыкновенным
светом пространство. Ощущение этого света мгновенно сделало мое «я» счастливым. И даже спустя много лет мне кажется: никогда я не переживал такие трепетно-счастливые мгновения. Приходит мысль - меня не хотят здесь принимать. Опускаюсь медленно вниз. Вот двор и мой окоп, в котором я лежу, уткнувшись лицом в правую руку. Приникаю к ране, вхожу в ее отверстие, душа расправляется в теле, сливается с ним. Вдруг слышу крик: «Санинструктора убило, артмастер ранен!» Я вернулся, чтобы жить.
Уже студентом, в 1946 году обедал с заочником. Разговорились: он оказался родом из деревни, где я был ранен. Она называлась Большие Коноплицы.
Вот об этих эпизодах фронтовой жизни я и рассказывал семье моей знакомой. Они вызвали оживленный интерес, а сам ужин прошел на радостной, счастливой ноте.
Р^. Встреча с моей «женой из сна» последствий не имела. Я уехал в Ленинград восстанавливаться в институт.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУБЕТТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К 75-летию ученого
28 января 2012 г. Александру Ивановичу Субетто исполнилось 75 лет. Это, конечно, служит поводом, чтобы рассмотреть творческий путь нашего современника - ученого, философа, математика, экономиста, педагога, военного инженера - и увидеть, как развивались его взгляды.
Назвать все профессии Александра Ивановича, все отрасли знания, которыми он занимается, непросто: у него самого описание собственных научных достижений заняло в книге «Библиографическая систематика работ (1970-2012). Биография и избранные работы» 607 страниц [4]. В разделе «Тематическая библиография» помещен список из 52 (!) направлений, по которым у А.И. имеются существенные наработки (и результаты!), и по каждому из которых приводится немалая «библиография основных работ» [4, с. 118-425].
Объяснение такому широкому кругу научных интересов, системности подходов и мощности идей А.И. Субетто можно найти в
В.В. Никифоров
о сверхидее для всего
Александр Иванович Субетто в своей домашней библиотеке
его творческой автобиографии [4, с. 426-432], где он кратко описывает, где и как ему пришлось учиться.
Начав учебу в Новгороде-Северском Черниговской области во 2-й средней школе
(с 1-го по 8-й класс), закончил в Полтаве 4-ю мужскую среднюю школу с серебряной медалью в 1954 году. В том же году он поступил на аэродромно-строительный факультет Ленинградской военно-воздушной инженерной Краснознаменной академии им. А.Ф. Можайского, учился на военно-морском отделении, командиром которого был на Сводном курсе. Закончил академию в сентябре 1959 г. С 1959 по 1969 гг. Александр Иванович строил космодром «Плесецк», начав прорабом, а закончив заместителем начальника ПТО УНР. В 1968 г. А.И. поступил в адъюнктуру родной Ленинградской военной инженерной Краснознаменной академии им. А.Ф. Можайского, которую закончил в 1972 г. Диссертацию на соискание степени кандидата технических наук на тему «Совершенствование управления качеством строительства объектов Министерства обороны» А.И. Субетто защитил в 1973 г.
С 1969 по 1974 гг. Александр Иванович учился на Курсах повышения математической квалификации при Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова. Об этом А.И. пишет: «Это обеспечило мне высокий университетский уровень математической квалификации, который помог мне в исследованиях по квалиметрии и статистическим методам управления качеством» [4, с. 426].
В 1990 г. А.И. Субетто стал доктором экономических наук, защитив в Ленинградском финансово-экономическом институте им. А.Н. Вознесенского диссертацию «Теоретико-методологические основы исследования проблемы качества сложной продукции». В 1995 г. А.И. защитил в Нижнем Новгороде докторскую диссертацию по философии на тему «Общественный интеллект: социоге-нетические механизмы развития и выживания».
Книга «Библиографическая систематика работ» позволяет нам рассматривать научные воззрения А.И. как целостную систему, находящуюся в постоянном развитии.
Не будет преувеличением сказать, что научная доктрина Александра Ивановича полностью направлена на справедливое общественное развитие, опирающееся на строгое научное обоснование.
Среди первых тем, которыми занимался А.И. Субетто, были вопросы качества. Разрабатывая в начале своей научной карьеры проблематику качества в строительстве, А.И. сразу проявил глубокую и всестороннюю подготовленность, что позволило ему посмотреть на, казалось бы, узкую проблему системным взглядом. Это отражено в его «библиографии основных работ» такими
разделами, как «Теория и философия качества», «Квалиметрия», «Управление качеством, мониторинг качества», «Метаклассификация как наука о законах, закономерностях и механизмах классифицирования в природе, в обществе, в процессах познания и в квали-метрии» [4, с. 134-242].
Системный взгляд на природные и общественные процессы и проблемы управления системами позволил Александру Ивановичу в дальнейшем перейти к научному описанию системного подхода. Результатом этого стал ряд опубликованных работ, образовавших разделы в его библиографии: «Системоло-гия, системный подход и системогенетика», «Теория циклов», «Закон спиральной фрак-тальности системного времени», «Закон дуальности управления и организации систем как важнейший закон системогенетики», «Закон инвариантности и цикличности развития» [4, с. 156-349].
Предлагая пути общественного развития, А.И. Субетто разрабатывает тему интеллектуального, творческого, образовательного их обеспечения. Это можно найти в следующих разделах «библиографии»: «Теория общественного интеллекта и образовательного общества», «Креатология, теория творчества, креативная онтология», «Концепция диалектики Разума и Анти-Разума, управленческая парадигма определения разума», «Закон возвышения идеальной детерминации через общественный интеллект в истории» [4, с. 182-360].
Не останавливаясь на других темах работ А.И. Субетто, перейдем к одной из важнейших - теории «ноосферного социализма», для обозначения которого Александр Иванович использует термин «но-осферизм». Эта теория, предполагающая «управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества» и «управляемость социоприродной эволюции», отражена в таких разделах библиографии, как «Ноосфе-ризм», «Основы теории капиталократии и глобального империализма», «Основы теории социализма XXI века как ноосферного социализма и концепция ноосферно-социа-листической революции XXI века», «Новая парадигма синтетического эволюционизма как основание эволюционного взгляда Но-осферизма».
Читаем у А.И.: «Термин “ноосферизм” автором впервые был введен в написанной осенью 1996 года статье “Ноосфера и социализм (Вернадский как социалистический мыслитель)”, опубликованной в «Ульяновской правде» 15 мая 1997 года. В этой статье автор писал: «Становящийся ноосферизм, как уче-
Новости
Terra Humana
ние об управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, выдвигает на передний план образование и просвещение, более того ставит вопрос, что “общество будущего”, в форме которого может появиться динамическая социоприрод-ная гармония, есть образовательное общество» [5, с. 38-39].
Эта тема не просто волнует А.И., он видит для развития человечества единственный путь - на основе ноосферных идей, заложенных еще В.И. Вернадским. Одним из главных, можно сказать, прорывных достижений А.И. следует признать формирование ноосферной научной школы. В текущем 2012 году Александр Иванович уже выпустил небольшую книжку, посвященную этой теме [5]. В этой работе мы находим ключевые определения, касающиеся ноосферизма. Например, «но-осферный этап, т.е. ноосфера, - это “новый геологический период на нашей планете”, который по-новому ставит вопрос перед человеком об его ответственности за саму свою мысль в планетарном выражении, потому что она может управлять огромными энергетическими потоками, вызывающими огромные изменения в биосфере и в целом на Земле. В ноосфере, - писал В.И.Вернадский, - “человек впервые становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестроить свою жизнь трудом и мыслью, перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. Здесь перед ним встает новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Этот вопрос научно до сих пор не решен” [1, с. 38]» [5, с. 8-9].
Далее. Александр Иванович считает, что «человек не создает ноосферу, а является активным агентом трансформации Биосферы в Ноосферу. Причем сам этот процесс трансформации зависит от того, насколько быстро коллективный разум человечества осознает себя как Разум Биосферы и произведет соответствующую переоценку своих духовности, нравственности, системы ценностей и выйдет на такую социальную логику своего развития, которая бы органично встраивалась в логику эволюции Биосферы в ее ноосферном качестве» [5, с. 19].
А.И. Субетто не одинок в данном подходе: «рыночно-капиталистическое человечество уже с конца 80-х годов ХХ века вышло за пределы устойчивого развития и, как считает А.П. Федотов [10], оказалась в пространстве антропогенно перегруженной Земли, и требует перехода к экологическому социализму, на базе которого только и может возникнуть “Земная ноосферная цивилизация”» [5, с. 24]
Александр Иванович приводит определение «ноосферогенеза в XXI веке как движения (восхождения) человечества через устойчивое развитие (УР)», данное И.В. Ильиным и А.Д. Урсулом [5, с. 24]. Эти авторы считают, что «Идея сохранения биосферы вместо ее превращения в ноосферу - это самая глубинная, сущностная черта стратегии УР, и в этом - одно из важнейших отличий учения о ноосфере в его классической форме (основоположники и комментаторы их идей) и учения о ноосфере этапа неклассического, связанного с включением идей УР в учение о ноосфере, которое в этом формате имеет смысл именовать ноосферологией» [3, с. 125, 126].
Развитие любых систем подчиняется неким законам, в том числе в вопросах способов управления. Поэтому Александр Иванович отмечает, что «кибернетика Винера уже на первом этапе своего развития открыла механизмы самоорганизации и воспроизводства систем на достаточно формализованном языке, дуальность онтогенетической и филогенетической систем обучения в прогрессивной эволюции [2, с. 268]. Эти идеи А.И. Субетто затем развил в концепции системогенетического закона дуальности управления и организации систем, где подчеркнул «важность нелинейных обратных связей, наметил возможные пути становления гомеостатической кибернетики или гомеостатики [9]» [5, с. 18]. Далее: «Поэтому учение о биосфере - ноосфере, как живой макросистеме, равновеликой по своему масштабу планете Земля, на современном этапе развития не могло не включить в себя кибернетику как важнейшее основание, позволяющее более глубоко теоретически осмыслить гомеостатические механизмы или гомеостатические управления в глобальной эволюции планеты Земля и Биосферы как суперорганизмов» [5, с. 26].
Развивая ноосферные идеи, А.И. Субетто определяет «Третий цикл развития Но-осферной научной школы: становление научной школы Ноосферизма» как совокупность теоретических блоков («квалитативизм как синтетическая философия качества», «метаклассификация» как наука о механизмах и закономерностям классифицирования», «системогенетика как наука об общих закономерностях наследования в эволюции различных системных миров» и т.д.), среди которых хочется выделить «концепцию закона опережающего развития человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе - основы социалистического общества, реализующего ноосферный императив развития [8]» [5, с. 36-37].
Александр Иванович еще в 1990 г. утверждал, что «противоречие между человеком и природой» может быть разрешено только в социалистическом обществе с но-осферным вектором развития. Он указывал, что в таком обществе «господство человека над природой означает не внешнее, грубое господство, которое оборачивается рабством и ведет к экологической смерти, а означает господство через подчинение природе и управление ноосферным развитием на основе знания законов развития природы (биосферы) и собственной природы. Таким образом, закон опережающего развития качества человека, качества педагогических систем и общественного интеллекта имеет общегуманную природу, определяя условия поступательного разрешения фундаментального противоречия человека и соответственно условия ноосферогенеза. Так, социалистический императив сливается воедино с ноосфер-ным императивом и в этом проявляются общегуманные истоки учения о социализме [8, с. 73]» [5, с. 37].
Логика этой идеи ведет к необходимости развития системы образования с ориентацией на ноосферный аспект. Вопросы образования по-прежнему волнуют Александра Ивановича. В этом номере журнала есть его очередная статья на эту тему [6].
Итак, повторимся: каждую проблему
А.И. Субетто не только формулирует, но и детально разрабатывает, предлагая собственные оригинальные научные решения. Мировоззрение Александра Ивановича опирается на его собственный широкий опыт. Его трудовая карьера позволяет говорить о всесторонней «апробации» его взглядов и убеждений.
После космодрома «Плесецк», закончив адъюнктуру, А.И. в 1972-1992 гг. занимал в Военном Краснознаменном инженерном институте им. А.Ф. Можайского должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника, начальника отделения НИЛ, где занимался проблематикой качества объектов Министерства обороны. В 1980-х гг. на базе Ленинградского дома научно-технической пропаганды возглавлял общегородскую «Комиссию по квалиметрии НИОКР, проектов и работ», был членом Координационного Научно-технического совета Министерства обороны СССР по стандартизации и унификации военной техники и вооружений, в 1989-1993 гг. был членом Научнотехнического совета Госстандарта СССР, в 1985-1992 гг. руководил постоянно действующим семинаром по теории классификаций на базе Ботанического музея Ботанического института АН СССР. С 1989 г. - сотрудник
Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования, в настоящее время - заместитель заведующего кафедрой управления качеством образования и ведущий научный сотрудник. В 1996-2008 гг. являлся заместителем председателя докторского диссертационного совета по техническим наукам по специальностям 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» и 05.13.01 «Системный анализ, теория управления и обработка информации».
В 1991 г. участвовал в открытии Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, в котором работал проректором по науке, а затем, до 2011 г., -проректором по внешним связям. Александр Иванович - один из 12 академиков-учреди-телей Петровской академии наук и искусств, созданной в 1991 г. В 1995-2006 гг. - вицепрезидент ПАНИ, ныне - член Президиума. В 1993 г. А.И. Субетто принял активное участие в создании Академии проблем качества. С 1994 г. он академик этой академии и вице-президент ее Санкт-Петербургского отделения.
В 1993-1996 гг. А.И. - профессор Высшей школы МВД. В 1993-1996 гг. Александр Иванович - член Ученого совета Международной академии банковского дела и бизнеса (МА-БиБД) Автовазбанка в городе Тольятти, научный руководитель системогенетического блока факультетов академии. В 1997-1999 гг. А.И. работал профессором на кафедре философии и социологии в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (читал курс «Основы социогенетики»). В 1992-2000 гг. - профессор на кафедре педагогического мастерства в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства. В 1998-2005 гг. -профессор на кафедре философии, а затем на кафедре экономических теорий Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. С 2006 г. - старший научный сотрудник Лаборатории качества этого университета. С 2005 г. - профессор Вологодского государственного педагогического университета, руководитель переподготовки профессорско-преподавательского состава в области управления качеством высшего образования.
А.И. Субетто - член нескольких докторских диссертационных советов. Под его научным руководством или при консультировании подготовлено 14 докторов наук, а также около 30 кандидатов наук. В 2008 г. А.И. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2011 г., по результатам работы в творческом
Новости
Terra Humana
коллективе стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации.
С 1989 г. А.И. является постоянным участником Кондратьевских чтений (Москва), с 1992 г. - член Правления Международного фонда Н.Д. Кондратьева. А.И. состоит действительным членом Философско-экономического ученого собрания при МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2009 г. была организована Ноосферная общественная академия наук, Президентом которой избран А.И. Субетто.
Перечисленное не исчерпывает всю работу, которую проводил и проводит Александр Иванович и, конечно, далеко не в полной мере отражает его научную и общественную активность, но позволяет судить о насыщенности и продуктивности деятельности. Одна из последних книг А.И. называется «Но-осферная научная школа в России: итоги и перспективы», и безусловно, акцент следует сделать именно на перспективах.
Из написанного А.И., из многочисленных личных бесед с ним могу заключить: «Библиографическая систематика работ» - это не только творческий отчет нашего совре-менника-мыслителя, это и его программа действий, дальнейших исследований и научного созидания. Не боясь высказаться излишне выспренне, я готов утверждать: творчество А.И. Субетто способно неизмери-
мо раздвинуть горизонты нашего познания; предложенное им открывает широчайшие перспективы для всего человечества в космопланетарном масштабе.
Неслучайно Александр Иванович предлагает считать, что «смысл человеческой жизни - в преодолении своих пределов. Человек, вполне возможно, одно из немногих живых существ на Земле (если не единственное), кто преодолевает каждый раз обозначившиеся пределы своего бытия и смысла... » [7, с. 393-394].
Встречаясь с этим крепким, бодрым, всегда оптимистичным человеком, понимаешь, что его позитивная настроенность, озабоченность идеями прогресса и справедливости, нацеленность на выработку неординарных идей, полезных всем, на поиск новых научно обоснованных теорий, - все это служит человеческому прогрессу, всем нам с вами.
После знакомства с трудами А.И., с его научными, политическими и личными взглядами, мы можем смело утверждать: «конец истории» невозможен, если человечество позаботится о собственном развитии, основываясь на адекватном использовании научных знаний и прогнозов, формируемых такими мыслителями, как Александр Иванович Субетто. Дай Бог ему крепкого здоровья и творческих сил!
Список литературы:
[1] В.И. Вернадский: pro et contra. Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / Под общ. ред. А.Л. Яншина. - СПб.: РХГИ, 2000.
[2] Винер К. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.: Наука, 1983. - 340 с.
[3] Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика. Концепция эволюции глобальных процессов. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
[4] Субетто А.И. Библиографическая систематика работ (1970-2012). Биография и избранные работы. -СПб.: Астерион. - 607 с.
[5] Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы / Под научн. ред. д. филос. наук Л.А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2012. - 75 с.
[6] Субетто А.И. Ноосферное образование как механизм ноосферной человеческой революции в XXI веке и прорыва человечества к космоноосферной парадигме будущей Истории // Общество. Среда Развитие. - 2012, № 2. - С. 177-181.
[7] Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке / По научн. ред. В.Г. Егоркина. -СПб.: Астерион. - 544 с.
[8] Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1990. - 84 с.
[9] Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. - 168 с.
[10] Федотов А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 224 с.