БИБЛИОГРАФИЯ
АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ ЛАБЗИН (1766-1825). МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ
Воспитанник Императорского Московского университета, верный последователь своих наставников - Ивана Григорьевича Шварца и Николая Ивановича Новикова, А.Ф. Лабзин до конца дней, на протяжении более четверти века, возглавлял в русском культурном обществе религиозно-философское движение мистических христиан, или масонов, предпочитавших нравственно-духовный идеал, независимую мысль и главенство истины всему, что связано с ограниченностью и проявлением обскурантизма.
Литературная одаренность Александра Фёдоровича Лабзина проявилась с юных лет. Уже в ранние годы он пишет оды, стихотворные сатирические зарисовки против увлечения некоторых русских галломанией, кое-что из этого публикует. Затем принимается за более крупные жанры: им выполнен перевод комедии П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (М., 1787), выдержавшей многочисленные постановки, а также драмы - «Судья» Л. Мерсье и «Безрассудная искренность» де Ла Ребадиера; написано подражание Ж. Делилю «Дифирамб на бессмертие души», с посвящением отдельного издания Императору Александру I (1804).
В 1807 г. А.Ф. Лабзин сближается с Г.Р. Державиным. Его цепкость и отличное владение словом по достоинству оценены великим поэтом. Гаврила Романович привлек Лабзина к выпуску в свет своего представительного Собрания сочинений в пяти частях. Первую часть издавали по рукописи, изготовленной когда-то для Екатерины II. Существует трогательное стихотворение Державина, адресованное Лабзину (1808). А немного позже Александр Фёдорович сделался непременным «беседчиком» - избран действитель-
ным членом литературного объединения «Беседа любителей русского слова» по разряду, руководимом Г.Р. Державиным.
Необыкновенная трудоспособность и обширные познания в разных областях философии, богословия, мистических учений, а также значительный личный опыт богопознания позволил Александру Фёдоровичу перевести и пересказать огромное число работ мыслителей и новейших гностиков, преимущественно немецких.
Еще в университетские годы Лабзин находился в постоянном и тесном общении со своими наставниками - вольными каменщиками, среди них на первом месте Н.И. Новиков и И.Г. Шварц, а в 1783 г. и вовсе вступил в масонскую ложу. После выпуска из университета предстояла служба. Карьерный рост сопутствовал духовному: начиная с должности переводчика - владел в совершенстве несколькими европейскими языками, затем проходил преподавательское поприще при университете, а после закрытия новиковской Типографической компании переехал в Петербург и назначен в Почтамт цензором иностранной повременной печати. В 1799 г. вместе с А. А. Вахрушевым приступил к изданию обширного труда «История ордена Иоанна Иерусалимского», за что получил драгоценную императорскую награду и утвержден главным историографом Ордена. Тогда же Лабзин основал свою тайную масонскую ложу «Умирающий Сфинкс», на открытие которой поэт М.М. Херасков создал гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе», исполненный с большим воодушевлением. Кстати, с Михаилом Матвеевичем он издавна состоял в близком дружестве: в 1794 г. юный Лабзин женился на воспитаннице Хераскова Анне Евдокимовне Карамышевой, близкой ему по духу. Ложа А.Ф. Лаб-зина, строгая и дисциплинированная, серьезно занималась усвоением библейских текстов, просветительством и благотворительностью. К тому времени Александр Фёдорович уже имел чин статского советника и служил одновременно в нескольких учреждениях: Коллегии иностранных дел, а также в Департаменте морских сил и в Академии художеств, куда определен конференц-секретарем Императором Павлом. В Академии художеств А.Ф. Лабзин прослужит 23 года, достигнув поста вице-президента.
«Умирающий Сфинкс» - ложа мыслящих, одаренных и влиятельных людей. Особенно здесь было много представителей из мира искусств и просвещения. В ложе находили творческий
приют живописцы Д.Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, И.П. Чернов и С.А. Венецианов. Тут же заседали архитекторы А.Н. Воро-нихин и А. Л. Витберг, членами этой масонской мастерской были также граф М.Ю. Виельгорский и князь Г.П. Гагарин вместе с сыном Павлом Гавриловичем. Все беспрекословно подчинялись Великому Мастеру, высокочтимому брату. Ложа проводила еще и частные встречи с новыми людьми, для знакомства. Одну из них (1808) колоритно описал Сергей Тимофеевич Аксаков в очерке «Встреча с Мартинистами».
Бог для всех - един и лишь «внутренний человек», исповедующий «религию сердца», а не разума, постигает истину и полноту божественных откровений. В годы всеобщего увлечения мистицизмом это внушение находило многих приверженцев. В «Материалах к библиографии А.Ф. Лабзина» читатель найдет длинный список подобных русских изданий. Помимо сокровенного смысла в этих писаниях чувствовалась свежесть языка, обилие новых понятий и терминов.
Кроме оригинальных и переводных книг Лабзин взялся издавать духовно-нравственный журнал «Сионский Вестник». По существу этот философский ежемесячник христианской направленности был у нас первой попыткой. В январе 1806 г. такой журнал подписчики получили. Появились восторженные отклики на выход необычного издания: даже духовные лица поначалу одобрили, а бедные из них, к примеру лаврский архимандрит Филарет (Дроздов), и вовсе переписал номер от руки. «Сионский Вестник» 1806 г. составлялся почти исключительно Лабзиным из оригинальных его статей, либо из переложений и переводов. Но были и включения сторонние, созвучные мыслям самого издателя. Так, в августовском номере «Сионского Вестника» появилась одна из первых публикаций Григория Сковороды «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Заметим, что все номера своего журнала за 1806 г. Лабзин подписывал вымышленным именем: Феопемпт Мисаилов. Делалось это для того, чтобы читатели без предубеждения относились к напечатанному.
С каждым номером «Сионский Вестник» все больше наживал разного рода недоброжелателей. Правее правого смысла духовные смущались рассуждениями о равноправии конфессий, некоторых сановников и царедворцев раздражали брошенные
мимоходом предсказания, скажем, о новом мировом властелине -Наполеоне, пожинающем лавры Аполлона (сравнивали по созвучию), об эсхатологических признаках конца света. Появились недовольные и среди синодалов.
Император поручил князю А.Н. Голицыну рассмотреть публикации, а тот, на ту пору еще не проникнутый мистицизмом, во всем непонятном видел крамолу. Журнал закрыли на сентябрьском номере.
Отечественная война 1812 г. сблизила людей крайних взглядов. Сожженная Москва, опасность порабощения, а затем чудесное избавление от нашествия супостата, возникновение Священного союза христианских государств оживили мистицизм и даже придали ему доселе невиданный размах. А.Ф. Лабзин стал востребован властью и обществом. Было решено возобновить «Сионский Вестник» с 1817 г. Государь субсидировал крупную сумму денег, демонстративно сам подписался на журнал, за ним последовали Великий князь Константин Павлович, видные сановники, ректоры духовных заведений, помещики, купцы и даже кое-кто из грамотных крестьян. Ректор С.-Петербургской духовной академии Филарет для нужд своего учебного заведения подписался на десять годовых комплектов. Лабзин собрал достаточно подписных денег, чтобы взяться за дело. Но к началу 1817 г. издание выйти в свет не успевало. Александр Фёдорович решил первый номер выслать в апреле, а за пропущенный квартал выдать книгами либо вернуть стоимость. И вот апрельский номер, первый на текущий год, а по общему счету десятый, учитывая девять номеров, выданных в 1806 г. Теперь уже издатель указывал подлинную фамилию. Вынужденный перерыв не пошатнул позиции Лабзина, но только еще больше укрепил их, а публикации сделались еще весомее и ярче. Из номера в номер издатель помещает главы своего важного трактата «Дух и Истина», в котором высказаны самые заветные мысли, выстраданные и отточенные им за годы отторжения от журнального дела. Остальное шло прежним порядком: свои статьи и выступления единомышленников, где бы они ни находились, переводы, а также рецензии на новые книги, полемика. Отношение к синодальному православию было сдержанным, но не враждебным.
Но не такой виделась позиция Лабзина его недругам, особенно Юрьевскому архимандриту Фотию (Спасскому), С. А. Ши-
ринскому-Шихматову, А.С. Стурдзе и графу Ф.В. Растопчину. За всяким умственным движением им мерещилась коварная проделка. Положение же самого Лабзина крепло и его пока не сдвинуть противникам. Лабзин только что отличен царскими наградами, повышен в чине по службе - назначен вице-президентом Академии художеств, выдвинут и утвержден на одну из самых видных должностей в Библейском Обществе. Теперь он повсеместно почитаем и хвалим. Правда, и враги его не дремлют. Они осыпают императора жалобами, устными и письменными, называют издателя «неистовым в бесовской гордости», лелеющим тайные замыслы против веры, создавая новое христианство на основе отмены межконфессиональных отличий. Нет религии выше Истины! Вот его девиз.
Между тем «Сионский Вестник» не менялся, и чтобы избавиться от участившихся нападок на лабзинские публикации, Император Александр вместе с некоторыми своими соратниками, в частности с тем же князем А. Н. Голицыным, постановил передать журнал из гражданской цензуры в руки церковной власти. Для Лабзина это было равносильно удушению слова, публичной расправе над гражданским изданием. Расстройство Александра Фёдоровича было так велико, что он упал как подкошенный. Поразил пароксизм эпилепсии. Таким же страшным недугом страдал наставник Лабзина Николай Иванович Новиков и другие мистики. Иногда «падучую» именуют болезнью мистиков и великих талантливых людей: вспомним А.Л. Витберга и Ф.М. Достоевского. В сентябре 1818 г. вышел последний номер «Сионского Вестника», в котором издатель попрощался с подписчиками (набиралось несколько сотен), объяснил причины. Всего за два периода издано 24 книжки, или восемь частей, по три номера в каждой. Постатейная роспись всех выпусков приведена в предлагаемой библиографии. В истории русской журналистики «Сионский Вестник» оставил глубокий и яркий след, отмеченный смелостью и талантом.
Все послевоенные, самые мистические годы литературная продуктивность Лабзина была на высочайшем уровне: каждый год им издавались новые переводы его любимых авторов, перепечаты-вались вышедшие в свет прежде. Карьерный рост прекратился, что огорчало Александра Фёдоровича, впрочем, он не переставал надеяться на повышение и отличия. Легко возбудимый и задиристый
с теми, кто возвышался над ним на общественном поприще, он часто нервничал, язвил и... прибаливал. Все свои средства Лабзин вкладывал в образцовое издание любимых книг, сократив донельзя домашние нужды. Воспитанники Академии боготворили просвещенного своего наставника и позже оставили о нем ценные воспоминания.
Но постепенно культурный ландшафт менялся. Император с годами все более отходил в религиозную тень: возобладали Фотий, митрополиты, Шишков. Мистицизм оттеснялся обрядоверием. Проект Библейского Общества провалился, настала очередь схода на нет масонского движения. Высочайшим рескриптом от 1 августа 1822 г. масонские ложи были запрещены. Вот тут-то и подстерегал А.Ф. Лабзина «Академический случай», приблизивший финал. Дело обстояло так. Вечером в среду 13 сентября того же 1822 г. совет Академии художеств собрался узким кругом, чтоб в непринужденной обстановке предварительно обсудить предстоящие выборы трех почетных академиков. Президент А.Н. Оленин своего мнения не высказал. Настойчиво предлагались кандидатуры графов А.А. Аракчеева, Д.А. Гурьева и В.П. Кочубея, причем учитывались не столько титулы и положение, но и то, что хоть вмале от каждого послужило искусству. Возникли вопросы. Аракчеев, понятно: поставил памятник Павлу I в своем имении Грузино и заказал статую Андрея Первозванного для храма, а Кочубей, что он сделал? На это скульптор И.П. Мартос заметил: «Близок Государю». Лабзин вспыхнул, предложив в таком случае избрать в почетные академики царского кучера Илью Байкова - он ближе всего к Императору сидит, а что из простонародья, так и Кулибин был простецом. Оленин пригрозил довести эти суждения до сведения предлагаемых лиц. Лабзин: «Извольте им это сказать, я их не боюсь».
Эпизод незначительный по существу, но слухи проникли за стены Академии, обрастали домыслами и дерзкими выпадами. Все это собиралось и было отправлено Императору в Верону, куда он отъехал на время. Конечно, Академический случай возмутил его до предела. В своем указе Сенату Александр повелел «за наглый поступок» отрешить Лабзина от службы, а военному генерал-губернатору М.А. Милорадовичу приказал срочно выслать его из столицы в деревню. Но своей деревни у Александра Фёдоровича
не было, и ему для ссылки выбрали заштатный симбирский городишко Сенгилей.
Мучительно началась, а затем и продлилась сама ссылка. Припадки падучей, скорбная жизнь в чуждом городке, неустроенность и бедственный быт скрашен был разве что дружеской помощью Петра Петровича Тургенева, местного помещика и старого друга. Лишь к середине 1823 г. жизнь изгнанника улучшилась: его родная сестра добилась в столице разрешения поменять место ссылки на Симбирск. Там через короткое время Александр Фёдорович ожил и свободнее вздохнул. Симбирское общество, возглавляемое предводителем дворянства князем М.П. Баратаевым, симпатизировало Лабзину и было одного с ним взгляда на духовную жизнь человека. Его боготворили, оковы мученичества как бы спали. Тайные собеседования с друзьями, встречи в сокровенном усадебном храме в Киндяковке, продолжительный отдых и лечение на минеральных водах в Ундорах генерала Ивашева, ласковый уход благоприятствовали выздоровлению. Лабзин подолгу пишет письма друзьям, с нетерпением ждет почту. Старается издать книгу в городе Курмыш. Тема та же, мистическая. Пробудился интерес к поэзии, к народным песням. Молодой его почитатель Михаил Дмитриев, племянник знаменитого Ивана Ивановича Дмитриева, впоследствии напишет проникновенные воспоминания о маститом изгнаннике.
Но силы Великого Мастера иссякали. 26 января 1825 г. А. Ф. Лабзин скончался. Похоронен в Симбирске, при Покровском монастыре. На его могиле поставили каменный крест с стихотворной эпитафией на медной табличке. Текст сочинил все тот же Михаил Александрович Дмитриев. При большевистском разорении обитель эта и некрополь погибли. Но память об оригинальном писателе сохранилась. О симбирской ссылке Лабзина, совпавшей по времени со ссылкой Пушкина в Михайловское, многие краеведы пишут. Об этом появились и крупные труды. Так, в Самаре сравнительно недавно издана серьезная монография Н.С. Васильевой «А. Ф. Лабзин в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII - первой четверти XIX веков». Начали переиздавать книги его переводов. Надеемся, что предлагаемая здесь первая обширная библиография его работ будет пополняться и совершенствоваться.
За помощь по сбору и оформлению материалов составитель благодарит филолога И.Ю. Фоменко (РГБ) и немецких русистов Михаэля фон Хагемейстера и Дагмар Кассек. Особая признательность И. В. Логвиновой и М. А. Бирюковой за участливость и дружескую поддержку.
I. СОЧИНЕНИЯ И ПЕРЕВОДЫ А.Ф. ЛАБЗИНА
1782
Чертик на дрожках, или Французский променад [Стихотворение] // Вечерняя Заря. 1782, август.
1784
Избранная Библиотека для Христианского Чтения. Сост. У. М. (Ученик Мудрости - псевд. А.Ф. Лабзина). М.: Тип. И. Лопухина, 1784. Части 1-4. Ч. 1. «"О подражании Иисусу Христу" Фомы Кемпийского» в пер. М.И. Багрянского. Переизд. в 2-х ч. в 1786, 1787; в 4-х ч. 1819.
1787
Фигарова женидьба: Комедия в пяти действиях / Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, переведенная на российский язык А[лександром] Л[абзиным]; представлена в первый раз на вольном Петровском театре в Москве, января 15 дня 1787 / Иждивением переводившего. М.: Университет. тип., у Новикова, 1787. XXIII, 247 с.
Лабзин А.Ф. Торжественная песнь Екатерине II... на вожделен-нейшее ея величества прибытие в столичный град Москву. июня в 28 день 1787 года. М.: тип. Комп. типографич., 1787. 15 с.
Безрассудная искренность, опера. Сочинение господина де Ла Ри-бадиер, на российский язык переложенная [А.Ф. Лабзиным]. М.: Университетская тип., у Н. Новикова, 1787. 35 с.
1788
Лабзин А.Ф. Торжественная песнь Екатерине II, Императрице и Самодержице Всероссийской на вожделенное прибытие Ея Величества в столичный град Москву из полуденных стран России, всеподданейше поднесенная во всерадостный день восшествия на Всероссийский престол, совершающий 25-летие преславного Ея царствования // Утренние Часы. 1788. Ч. 1. 1 июня. С. 101-120.
Мерсье Л.С. Судья: Драма [Пер. А.Ф. Лабзина], из сочинений г. Мерсьера. М.: Тип. Пономарева. 1788. 107 с.
[Лабзин А.Ф.] Чертик на дрожках. Новая быль. СПб., 1791. 7 с.
1799-1801
Лабзин А.Ф., Вахрушев А. История Ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб.: Имп. тип., 1799-1801. Ч. 1. 1799. XI, 240, [1] с. - Ч. 2. 1799. 358, [2] с. - Ч. 3. 1800. 358, [2] с. -Ч. 4. 1800. 350, [2] с. - Ч. 5. 1801. [8], 404 с.
1801
Эккартсгаузен К. Путешествие младаго Костиса от Востока к Полудню. СПб.: В Имп. тип., 1801. 272 с. Рец.: Сион. Вест. 1806. Ч. 2. С. 328.
1802
Лабзин А. Ф. Безсмертие: К его сиятельству графу Александру Сергеевичу Строганову («В непотрясаемом чертоге...» Подражание г-ну Делилю) // Вестник Европы, издаваемый Николаем Карамзиным, 1802. Ч. 6. № 23 (дек.). С. 211-212.
Лабзин А. Ф. Речь, говоренная в торжественном собрании Императорской Академии художеств конференц-секретарем статским советником и кавалером Александром Лабзиным 11 дек. 1802 г. // Академия художеств (Петербург). [Описание торжественного собрания Императорской Академии художеств...]. СПб., 1802. С. 7-12.
1803
Эккартсгаузен К. Важнейшие иероглифы для человеческого сердца. СПб.: Тип. Гос. мед. коллегии, 1803. Ч. 1. 209, [1] с. -Ч. 2. 203, [1] с. Ценз.: С. С. Кушников. Рец.: Сион. Вест. 1806. Ч. 2. С. 328. Эккартсгаузен К. Наставление мудраго испытанному другу. СПб.:
Имп. тип., 1803. 166 с. Эккартсгаузен К. Отрывки из сочинений г. Эккартсгаузена. СПб.,
1803. 224 с. - Наставление жреца натуры Клоаса Софрони-му. - О языке и письме. - Приложение вышней математики к химии. - О способности рода человеческого к совершенству. -Нечто из внутреннейшего.
Эккартсгаузен К. Путешествие младаго Костиса от Востока к Полудню. М.: Тип. С. Селивановского, 1803. 283, [5] с. Ценз. Спб. гражд. губернатор. Эккартсгаузен К. Нравственные Письма к Лиде о любви благородных душ. Из соч. Эккартсгаузена. М.: В тип. Христоф. Клау-дия. 1803 / Изд. Иван Переплетчиков.
1804
Делиль Ж. Дифирамб на безсмертие души. Пер. А.Ф. Лабзина. Спб.: В тип. Гос. мед. коллегии, 1804. 12 с. Посвящение переводчика Александру I [с. 3-6]. Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. СПб.: В тип. Шнора,
1804. Ч. 1. XII, 347, [3] с. - Ч. 2. 350 с. - Ч. 3. 293 с. - Ч. 4. VII, 300, [2] с. Ценз. Спб. гражд. губернатор.
Эккартсгаузен К. Ночи или беседы мудраго с другом. М.: У Селивановского, 1804. VI, 358, [2] с. Эккартсгаузен К. Облако над святилищем, или Нечто такое, о чем гордая философия и грезить не смеет. СПб.: В Имп. тип., 1804. 154, [2] с. Текст завершается стихотворением «Небо на земли, или Христос в сердцах человеческих» (с. 149-154).
1805
Лабзин А. Ф. Речи господина конференц-секретаря, действительного статского советника и кавалера // Моск. Вед. 1805. № 73 (13 сент.).
Эккартсгаузен К. Терпение и человеколюбие, изображенные в трогательных повестях. М.: В Вольной тип. Гария и комп., 1805. Ч. 1. 198, [1] с. - Ч. 2. 180 с. Ценз.: Моск. ун-та ценз. ком.
Юнг-Штиллинг И.Г. Приключения по смерти. СПб.: В тип. Ф. Дрехслера, 1805. Ч. 1. 249, [3] с. - Ч. 2. XII, 260, [2] с. -Ч. 3. 264, [2] с. Предисл. пер. за подп. У.М. (А.Ф. Лабзин).
Юнг-Штиллинг И.Г. Приключения по смерти. СПб.: В Морской тип.. 1805. Ч. 1. VIII, 249, [1] с. - Ч. 2. X, 259, [1] с. - Ч. 3. 261, [7] с. Разбор кн. см.: Сион. Вест. 1806. Ч. 1. № 1. С. 112119.
1806
Гаугвиц Г.Х.К. Наставление ищущим премудрости. Пер. с нем. СПб.: в тип. Шнора, 1806. 368 с. Ценз.: СПб. ценз. ком. Пер. А.Ф. Лабзин. (репринт. изд. 2010 г.).
[Лабзин А.Ф.] Речи господина конференц-секретаря, действительного статского советника и кавалера // Моск. Вед. 1806. № 76 (22 сент.).
Пуаре П. Просвещенный пастух, или Духовный разговор одного благочестивого священника с пастухом, в котором открываются дивныя тайны божественной и таинственной премудрости, являемой от Бога чистым и простым душам. СПб.: В Имп. тип., 1806. 83 с. Издатель: А.Ф. Лабзин.
Флейшер А.З. Адама Сигизмунда Флейшера Мысли о самопознании по основанию натуры. СПб.: Печатано у Ф. Дрехслера, 1806. 108 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Пер. А.Ф. Лабзин.
Юнг-Штиллинг И.Г. Угроз Световостоков / Соч. Иоанна Генриха Юнга, называющегося иначе Генрихом Штиллингом. СПб.: В Имп. тип., 1806-1815. Ч. 1, кн. 1, 2, 3, 4. В Имп. тип., 1806. 319 [3] с. - Ч. 2, кн. 5, 6, 7, 8. В Имп. тип., 1806. - Ч. 3, кн. 9, 10, 11, 12. В Имп. тип., 1806. 349 [3] с. - Ч. 4, кн. 13, 14, 15, 16. При Имп. Акад. наук, 1807. 302 [2] с. - Ч. 5, кн. 17, 18,
19, 20. При Имп. Акад. наук, 1813. 310 [2] с. - Ч. 6, кн. 21, 22, 23, 24. В тип. Ф. Дрехслера, 1813. 300 с. - Ч. 7, кн. 25, 26, 27, 28. В Морской тип., 1814. 333 [3] с. - Ч. 8, кн. 29, 30. В Морской тип., 1815. 166 с. Ценз.: Спб. ценз. ком. (ч. 1-5); И.О. Тимковский. В 1806 г. ч. 3 кн. 9-10 была издана дважды - в Морской и Имп. тип. Изд. отличаются набором и паг. Предисл. переводчика на с. НП, ч. 1 с подписью: У.М. (А.Ф. Лабзин).
1807
Общий морской список / Сост. при участии А.Ф. Лабзина. СПб.: Печатан в Морской тип., 1807. 64 [2] с.
1808
Державин Г.Р. Сочинения Державина. СПб.: В тип. Шнора, 1808. Ч. 1. (Ч. 1-5. 1808-1816) VII, 321 с. Изд. воспроизводилось по рукописи, поднесенной в 1795 г. Имп. Екатерине II. Печаталось в авг. 1807 г. под наблюдением А.Ф. Лабзина. Ценз. И. О. Тимковский. В вып. других частей Лабзин также принимал участие.
1810
Мысли о небе / Пер. с нем. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. Ф. Дрехслера, 1810. 158 [2] с. Ценз.: Спб. ценз. ком.
1811
Эккартсгаузен К. О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости / Перевел С.А. Пошман под рук. А.Ф. Лаб-зина. СПб.: Печатано в тип. Ф. Дрехслера, 1811. X, 90 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Предисл. «от переводчика» подп.: У.М. Издатель и ред. перевода А.Ф. Лабзин.
1812
Лабзин А.Ф. Обстоятельное известие о чудесном спасении вдовы генерал-майорши Н.М. при нашествии на Москву французов в 1812 году. СПб.: В Морской тип., 1812. 83 с.
Примеры честности и усердия слуг русских [Из кн. «Обстоятельное известие о чудесном спасении вдовы генерал-майорши Н.М. при нашествии на Москву французов»] // ВЕ. 1812. Ч. 65, № 19-20 (окт.). С. 273-286.
1814
Дузетан. Таинство креста... / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. И. Иоаннесова, 1814. XX, 301 с. Ценз.: И.О. Тимковский. В том же году еще одно изд. На с. 1-35: Священный вертоград. От предыдущ. изд. отличается шрифтом и набором.
Карнеев З.Я. Мысли, излившиеся при чтении молитвы Господней: Отче наш / Предисл. У.М. [А.Ф. Лабзин] СПб.: Тип. Ак. наук, 1814. 23 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
1815
Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу: В девяти кн. / Изд., предисл., примеч. и коммент. У.М. [А.Ф. Лабзин] СПб.: В тип. Иоанессова, 1815. XXV, 434 с. Ценз.: И.О. Тимков-ский.
Лабзин А.Ф. В непотрясаемом чертоге. // Детский Вестник. М.: В Университет. тип., 1815. Ч. 2. Кн. 1 (апр.). С. 21-22.
Мысли на досуге поучающагося истинам веры / Сост. А.Ф. Лабзин. СПб.: В тип. Правительствующего Сената, 1815. 128 [2] с. Ценз.: И.О. Тимковский.
Хвостова А. П. Письма христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям ея, мужу и жене / Изд. А.Ф. Лаб-зин. СПб.: В Морской тип., 1815. 144 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Первое из двух изд. с одинак. вых. данными (отличаются паг.). Содерж. письма, датир. от 2 марта по 17 мая 1815 г., и адресованные А. Ф. Лабзину и его супруге.
Эккартсгаузен К. Наука числ. Сочинение Карла Эккартсгаузена, служащее продолжением его Ключа к таинствам натуры / Пер. А.Ф. Лабзин. В двух частях. СПб.: В Морск. тип., 1815. Ценз.: И.О. Тимковский.
1816
Ломбез А. де. О внутреннем мире: В четырех кн. / Пер. с фр. А.Ф. Лабзина. Предисл. пер. «К читателям» подп.: У.М. (А.Ф. Лабзин). СПб.: В Морск. тип., 1816. V, 300 с. (Путеводитель к совершенству жизни христианской; Ч. 2). Ценз.: И. О. Тимковский.
Скуполи Л. Брань духовная, или Наука побеждать свои страсти и торжествовать над пороками / Пер. с фр. Предисл. пер. «К читателям» подп.: У.М. (А.Ф. Лабзин). СПб.: В Морск. тип., 1816. XII, 254 с. (Путеводитель к совершенству жизни христианской; Ч. 1). Ценз.: И.О. Тимковский.
Хвостова А. П. Письма христианки, тоскующей о горнем своем отечестве, к двум друзьям ея, мужу и жене / Изд. А. Ф. Лаб-зин. СПб.: В Морск. тип., 1816. 274 с. Второе из двух изд., отл. пагинацией. В данном изд. на с. 145-274 помещен текст, дописанный Хвостовой после посещения ее издателем А.Ф. Лабзиным. Ценз.: И.О. Тимковский.
Хвостова А.П. Советы душе моей: Творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве. СПб.: В Морск. тип., 1816. 80 с. Ценз.: И.О. Тимковский. В изд. «главное и деятельное участие» принимал А.Ф. Лабзин.
Штарк И. А. Письма к другу и завещание сыну об Ордене Св. В. К. / Пер. с нем. А.Ф. Лабзина. СПб.: В Морск. тип., 1816. VIII, 224 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
Эккартсгаузен К. Важнейшие иероглифы для человеческаго сердца / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В Морск. тип., 1816. Ч. 1. Ш, 190 с. -Ч. 2. 191 с. Ценз. ч. 2: И.О. Тимковский.
Юнг-Штиллинг И.Г. Жизнь Генриха Штиллинга: Истинная повесть / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб., 1816. Ч. 1. В тип. Имп. вос-пит. дома. X, 309 с. - Ч. 2. В тип. В. Плавильщикова. 474 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
1817
Карнеев З.Я. Мысли на досуге поучающегося истинам веры. (Продолжение) / Пер. А.Ф. Лабзин. Харьков: В Универс. тип., 1817. 55 с. Помета «продолжение», возможно, относится к кн. «Мысли на досуге поучающегося истине веры». М., 1815.
Лабзин А.Ф. Объявление о Сионском Вестнике на 1817 год // Дух Журналов. СПб.: Тип. Департамента внеш. торговли, 1817. Ч. 17, кн. 4 (янв.). - С. 195-200. Ценз.: И.О. Тимковский.
Эккартсгаузен К. Молитвы, почерпнутыя из псалмов Давидовых: Для христианской души / Пер. с нем. А.Ф. Лабзина. СПб.: В Тип. Департ. внешней торговли, 1817. 175 с. Ценз.: И.О. Тимковский. Рец.: Сион. Вест. Ч. 6, кн. 7. С. 140-141. (Имеются два идентичных изд. 1817 г., отличающиеся версткой и количеством стр. Во втором изд. 179 с.).
Эккартсгаузен К. Наставление мудраго испытанному другу: Из соч. Эккартсгаузена. 2-е изд. / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В Тип. Императорск. Воспитат. дома, 1817. 135 с. Ценз.: И. О. Тимковский.
Эккартсгаузен К. Терпимость и человеколюбие, изображенныя в трогательных повестях / Пер. с нем. Изд. подготовлено при участии А.Ф. Лабзина. 2-е изд. М.: В Университ. тип., 1817. Ч. 1. 156 с. - Ч. 2. 119 с. - Ч. 3. 107 с. - Ч. 4. 149 с. Ценз.: Моск. ун-та ценз. ком.
Юнг-Штиллинг И.Г. Тоска по отчизне / Пер. А.Ф. Лабзина. М.: В Университ. тип., 1817-1818. Ч. 1. 1817. VII, 358 с. - Ч. 2. 1817. VII, 387 с. - Ч. 3. 1817. VII, 379 с. - Ч. 4. 1818. VII, 360 с. - Ч. 5. 1818. VII, 312 с. Ценз.: Л.А. Цветаев.
1818
Лабзин А.Ф. О чтении книг // Сион. Вест. 1818. Ч. 8. Кн. 2. С. 207230.
Мысли на досуге поучающагося истинам веры / Сост. А.Ф. Лабзин. 2-е изд. СПб.: В Медицинской тип., 1818. 136 с. Ценз.: И. О. Тимковский.
Слова воспоминания об усопшем, незабвенном друге Иоанне Генрихе Юнге, прозванном Штиллингом, от некоторых друзей
его / Предисл. пер. (с. 3-4) за подписью «У.М.» (А.Ф. Лабзин). СПб.: В Медицинской тип., 1818. 45 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
Эккартсгаузен К. Терпимость и человеколюбие, представленныя в виде трогательных повествований. Соч. Эккартсгаузена. Ч. 1-2 / Пер. А.Ф. Лабзина. Орел: В Губернской тип., 1818. Ч. 1. 100 с. - Ч. 2. 150 с.
Юнг-Штиллинг И.Г. Последние дни Юнга Штиллинга, или Шестая книжка его жизни, начатая им самим, а оконченная внуком и зятем его / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В Морской тип., 1818. 104 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
1819
Избранная библиотека для христианского чтения / Сост. А.Ф. Лаб-зин. М.: Универс. тип., 1819. Ценз.: Н.А. Бекетов. Ч. 1. Фомы Кемпийского О подражании Иисусу Христу четыре книги. XII, 504 с. - Ч. 2. О тройственном пути души... XIX, 421 с. -Ч. 3. 396 с. - Ч. 4. Разговор сердца с Богом о приуготовлении ко внутренней молитве. Вертоградец роз. Из соч. Фомы Кемпийского. VII, 304 с.
Юнг-Штиллинг И.Г. Победная повесть, или Торжество веры христианской / Пер. А.Ф. Лабзина. СПб.: В морской тип., [не ранее 1819]. XVI, 450 с. Ценз.: И.О. Тимковский.
1821
Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры / Пер. А. Ф. Лабзина. СПб.: Печатано в Морской тип., 1821. Ч. 1. XII, 372, [2] с. -Ч. 2. 360, [2] с. - Ч. 3. 309, [5] с. - Ч. 4. VII, 304, [2] с. Ценз.: В. М. Котельницкий.
Эккартсгаузен К. Молитвы почерпнутыя из псалмов Давидовых / Пер. А.Ф. Лабзина. (Предыдущ. изд. 1817 г.). СПб.: В тип. Департамента внеш. торг., 1821. 175 с.
Олавиде-и-Хауреги П.А.Х. де. Торжество Евангелия, или Записки светскаго человека, обратившагося от заблуждений новой философии: Сочинение, в котором победоносным образом поражаются лжемудрствования неверия и в коем доказыва-
ется истина христианской веры / Пер. с фр. А.Ф. Лабзина. СПб.: В тип. К. Шнора, 1822. Ч. 1. В тип. К. Шнора, 1821. ХХ, 562, [2] с. - Ч. 2. В тип. К. Шнора, 1821. 471, [5] с. -Ч. 3. В тип. К. Шнора, 1821. 426, [2] с. - Ч. 4. В тип. Мед. Департамента Министерства внутр. дел, 1822. 196, [10] с. Ценз.: И.О. Тимковский.
1866
Лабзин А.Ф. К жене моей [Стихотворение] // РА. 1866. № 6. С. 855-860.
1870
Лабзин А.Ф. Письмо князю М.П. Баратаеву // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Моск. унив. / Под ред. О.М. Бодянского. М., 1870. Кн. 2. С. 209-210 (Смесь).
1892
А.Ф. Лабзин и его ссылка (1822). Письма З.Я. Карнееву / Публ. Г.Г. Примо, примеч. П.И. Бартенева // РА. 1892. № 11. С. 353-392.
1901
Лабзин А.Ф. Письмо А.Х. Чеботареву. 16 сент. 1820 г. // РС. 1901. № 7. С. 174.
1904
Лабзин А. Ф. Свидетельство действительного статского советника об Ундоровских водах // Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца / Архив А.П. Языкова. Симбирск, 1904. Т. 4. С. 625-629.
1905
Лабзин А. Ф. Песня «Во селе, селе Покровском, среди улицы большой» // РС. 1905. № 10. С. 194-196.
1914
Лабзин А. Ф. Французский променад // Русский Библиофил. 1914. № 4. С. 68-69.
1959
Лабзин А.Ф. Французская лавка // Поэты-сатирики конца XVIII -начала XIX в. Л., 1959. С. 521-523.
1999
Показания А.Ф. Лабзина [23 авг. 1822 г.] / Жизнь масонской ложи в документах. Публ. В.И. Сахарова и др. // Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. IX. М.: Российский фонд культуры, 1999. С. 82-85.
2006
Переписка А.Ф. Лабзина с графом А. А. Аракчеевым. 1817 г. // Н. Дубровин. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (1807-1829) / Н. Дубровин; предисл. Т.К. Мащенко. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. С. 204-206; 209-210.
II. ЖУРНАЛ «СИОНСКИЙ ВЕСТНИК» 1806,1817-1818
1806
Сион. Вест., издаваемый Феопемптом Мисаиловым. СПб.: Печатано при Имп. Академии наук, 1806.
Ч. 1. Январь: Новый Год. С. 3. - О Философии. С. 12. -Религия. С. 40. - О Счастии. С. 60. - Дружеская Переписка.
С. 76. - Новейший пример действия милосерднаго Промысла. С. 93. - О Немецком Писателе Штиллинге. С. 112.
Ч. 1. Февраль: О Философии. С. 121. - Неверующие. С. 144. - Бог. С. 159. - Вера. С. 169. - Замечания на книгу Руссову du Contrat Social. C. 185. - О настоящем времени. С. 198. - Дружеская Переписка. С. 217. - Пример действия Св. Духа в нынешния времена. С. 229. - Ответ Неизвестному. С. 245. - Известие. С. 246.
Ч. 1. Март: О Писателях. С. 249. - Беседа. С. 257. - О великом повреждении человека. С. 270. - Мысли о Покаянии. С. 290. - О завете тела и крови Господней. С. 304. - О Исповеди. С. 317. - Мысли о Эвхаристии. С. 328. - Письмо к Издателю и Ответ на оное. С. 333. - Дань благодарности. С. 344. - Да исправится молитва моя. С. 347. - Известие. С. 371. - Приложение. Имена Особ, подписавшихся на Сион. Вест., по порядку времени их подписки. С. 1-7.
Ч. 2. Апрель: Христос воскресе. С. 3. - Безсмертие. С. 14. -О истине Христианства. С. 26. - О Христианстве. С. 47. -Дружеския письма. С. 78. - Обращение Парижской Актрисы Готье, описанное ею самою. С. 88. - Да воскреснет Бог и разточатся врази Его! С. 108. - Новейший пример благости Божией. С. 114. - Любопытныя известия. С. 124.
Ч. 2. Май: Возношение сердца. С. 129. - О учениках Иисусовых. С. 141. - Нечто о Пневматологии. С. 162. -Письмо к Издателю и Ответ. С. 173. - Дружеския Письма. С. 178. - О новых книгах. С. 187. - Еще письмо к Издателю с Ответом. С. 226. - Известие. С. 235.
Ч. 2. Июнь: Что есть собственно Христианство в смысле частном. С. 237. - Разыскание двух мнимых противоречий в библейском леточислении. С. 262. - О чтении духовных книг. С. 275. - Разговор о внутренних ощущениях. С. 288. -Пневматологический Анекдот. С. 293. - О предсказании Да-нииловом. С. 311. - Краткое известие об Эккартсгаузене. С. 326. - Пример действия простоты сердца при несумнен-ной вере. С. 339. - Новый опыт милосердия Божия. С. 346. -Приписание. С. 349.
Ч. 3. Июль: Нощное бдение. С. 3. - О Философии. С. 7. -Боконово исповедание веры. С. 33. - Нечто из Пневматоло-
гии. С. 50. - О даре прозорливости. С. 80. - Портрет и Анекдот Лафатера. С. 96. - Еще пример добраго Духовника. С. 102. - Письмо к Издателю. С. 107. - Известие о новом Христианском журнале. С. 112. - Примечание. С. 114.
Ч. 3. Август: Дружеская беседа на день Преображения Господня. С. 119. - Начальная дверь ко Христианскому добронравию. С. 156. - О Действовании. С. 180. - Пополнитель-ныя мысли к предидущему. С. 199. - Письмо Фомы Кемпис-скаго. С. 203. - Чудесное исцеление. С. 218. - Известие. С. 224. - Ответ. С. 231.
Ч. 3. Сентябрь: Дела и Вера. С. 241. - Назидательныя разсуждения о благородстве и произхождении души. С. 255. -Выписка из писаний Фомы Кемписскаго. С. 291. - Продолжение назидательных разсуждений. С. 304. - Воспитание исправленное благодатию. С. 337. - Молитва. С. 349. - Объявление. С. 353.
1817
Сион. Вест., издание ежемесячное, нач. с апреля месяца. СПб.: В Медицинской тип., 1817.
Ч. 4. Книжка первая. Апрель: Христос воскресе. С. 5. -О познании самого себя. С. 21. - Дух и Истина. С. 36. -О Невидимом. С. 50. - Милостыня. С. 62. -Услышанная молитва. С. 84. - Миссионеры. С. 91. - Примеры практического благочестия. С. 105. - Акростих. С. 117. - Монгольская повесть. С. 118. - О новых книгах. С. 126. - Имена Особ, благоволивших подписаться на получение Сион. Вест. в Апреле месяце. С. 1-7.
Ч. 4. Книжка вторая. Май: Дух и Истина. С. 137. -О распространении Библейских Обществ. С. 185. - О учреждении Общества Израильских Христиан. С. 202. - Миссионеры. С. 224. - Разговор Таулера с деревенским Пастухом. С. 238. - Встреча с пьяным нищим. С. 246. - О новых книгах. С. 250. - Письмо от Феофила к Феодору. С. 265. - Известия. С. 272.
Ч. 4. Книжка третия. Июнь: Дух и Истина. С. 277. -О трех началах возрождения. С. 304. - Верный друг. С. 323. -
Письмо. С. 337. - Предания Монголов о миробытии. С. 356. -Мгновенное изцеление девятилетней болезни. С. 363. -О милостыне. С. 378. - Новый век. С. 383. - О Библейском Обществе. С. 390. - Действия Духа. С. 409. - Видения. С. 416. - О новых книгах. С. 422. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Мае месяце. С. 4-5.
Ч 5. Книжка четвертая. Июль: Дух и Истина. С. 3. -Временные законы Правды Божией. С. 17. - Бдите и молитесь. С. 37. - О животном Магнетизме. С. 53. - Чудесный Врач. С. 77. - Слава Богу! Слава Богу! С. 92. - Выписка из письма Роберта Стевена. С. 117. - Письмо к Издателю. С. 125. - Выписка из писем к Издателю. С. 127. - Приписа-ние. С. 142.
Ч 5. Книжка четвертая. Август: Дружеская беседа. С. 145. - Радуга. С. 172. - О чтении книг. С. 201. - Просвещенный крестьянин. С. 213. - О трех молчаниях. С. 232. -Монгольские повести. С. 259. - Миссионеры. С. 278. - Пар-головская просфорня. С. 283. - Известие. С. 288. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Июле месяце. 1 с. (Приложение).
Ч. 5. Книжка шестая. Сентябрь: Дух и Истина. С. 289. -О удивлении. С. 297. - Видимое явление ран Господа Иисуса на теле предавшейся ему страдалицы. С. 324. - Взгляд на самого себя. С. 357. - Какое есть состояние человека здесь на земли. С. 371. - Второе письмо Христианки к приятельнице. С. 380. - К страдальцам. С. 392. - Выписка из письма Г. Инесса к Г. Паперсону из Эдинбурга. С. 406. - Письмо матери к сыну. С. 412. - Действия Духа. С. 416. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Августе месяце. (Приложение).
Ч. 6. Книжка седьмая. Октябрь: О разделении между Христианами. С. 3. - Состояние наше на земли есть ученическое. С. 39. - О мистиках. С. 54. - Иоанн Бюниан. С. 76. -О Священном Союзе. С. 131. - Письмо к Издателю. - С. 136. -О новых книгах. С. 139. - Известия. С. 142. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Сентябре месяце. 1 с. (Приложение).
Ч. 6. Книжка осьмая. Ноябрь: О замедлении судов правды Божией. С. 145. - Любовь. С. 182. - О животном Магнетизме. С. 196. - Письмо к Издателю. С. 269. - Известие о новом Библейском Сотовариществе. С. 291. - Замечания. С. 294. -Стихи на смерть Штиллинга. С. 298. - Книжные известия. С. 300.
Ч. 6. Книжка девятая. Декабрь: Дух и Истина. С. 305. -Союз Бога с человеком. С. 331. - 12 Декабря. С. 350. -Письмо к Издателю. С. 369. - Глас искренности. С. 370. -Высочайший Рескрипт. С. 386. - О Терпимости. С. 388. -Догматы Квакеров Англинских и Американских. С. 413. -Письмо Христианской писательницы к другу. С. 417. -Книжныя известия. С. 427. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Октябре и Ноябре месяцах. 1 с. (Приложение).
1818
Сион. Вест. Изд. ежемесячное. СПб.: В Мед. Тип., 1818.
Ч. 7. Книжка первая. Январь: Новый Год. С. 3. - Вздохи сердца к воплощенному Слову. С. 18. - Крещение. С. 38. -О союзе внешняго Богослужения со внутренним. С. 65. -Друг и Возлюбленный. С. 71. - Еще нечто о Магнетизме. С. 91. - Выписка из письма. С. 105. - Письмо к другу. С. 113. -Письмо к Издателю. С. 128. - Известие. С. 134.
Ч. 7. Книжка вторая. Февраль: На Сретение Господне. С. 141. - О святом младенчестве Иисусовом. С. 156. - Внешнее явление нравственного зла. С. 199. - О чтении книг. С. 207. - Послание к Коринфянам первое. С. 231. - Известия. С. 273. - Выписка из письма. С. 275. - От Издателя. С. 279. -Письма к Издателю. С. 281. - О новой книжке. С. 283.
Ч. 7. Книжка третия. Март: Великий Пост. С. 285. -Покаяние. С. 300. - Исповедание грехов своих пред Госпо-дем. С. 330. - Дух и Истина. С. 344. - На Благовещение. С. 374. - Ночное Видение. С. 392. - О снах и видениях. С. 398. - Пример силы Слова Божия над ожесточенными грешниками. С. 415. - О Библейских Обществах. С. 419. -
От Издателя. С. 425. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. сего года. С. 1-8. (Приложение).
Ч. 8. Книжка четвертая. Апрель: Воскресение Лазаря. С. 3. - О воскресении мертвых. С. 25. - Чудесное изцеление. С. 53. - Девица Шапошникова. С. 57. - Еще нечто о Магнетизме. С. 78. - Палестина. С. 103. - Пасха. С. 108.
Ч. 8. Книжка пятая. Май: Плоды воскресения Христова. С. 137. - Новорожденный. С. 156. - Письмо к Издателю. С. 178. - О Самости. С. 180. - О последних временах. С. 209. -Слово на избрание судей. С. 242. - Наставление, как читать книгу Фомы Кемписскаго о последовании И.Х. С. 253. -Письмо к Д.И.В. С. 257. - Новости. С. 261.
Ч. 8. Книжка шестая. Июнь: Дружеская беседа на день пятидесятницы. С. 265. - Дух и Истина. С. 292. - О предчувствиях, предсказаниях и пророчествах. С. 337. - Целебный Источник. С. 357. - Стихи из Пророка Исаии. С. 379. - Письмо к Издателю. С. 385. - Известие о Земле Живых. С. 389. -К Читателям. С. 414. - Список Особ, подписавшихся на Сион. Вест. в Июне месяце. С. 1-7. - Продолжение Списка Особ, подписавшихся на Сион. Вест. С. 1-4.
III. ЛИТЕРАТУРА О А.Ф. ЛАБЗИНЕ 1812
Свиньин П.П. Наблюдения русского в Америке [в Филадельфии]: (Письмо к А.Ф. Лабзину) // ВЕ. СПб., 1812. Ч. 64, № 14 (июль). С. 104-123. На с. 115-123: Отр. из Журнала путешествия моего в Америку, заключающий некоторые примеч. о рыбной ловле, производимой на отмели Новой земли.
Посвящения
О. С. Александр Македонский и священники. Перевод с нем. «Почтеннейшей А.Е.Л. [Анне Евдокимовне Лабзиной] преданнейший ея слуга О.С.» // Друг Юношества. 1812, март. С. 113-116.
О.С. Мемфисский храм. Пер. с нем. О.С. «Подносит душевному своему благодетелю, Александру Фёдоровичу Лабзину, в
знак вечной приверженности и достодолжного высокопо-читания». [О путешествии Пифагора в Египет] // Друг Юношества. 1812, март. С. 117-119.
О. С. Чудо / Переложил О. С. «Усерднейшее приношение тому же душевному благодетелю и наставнику от того же смирению поучающегося пришельца». [Рассказ о юности Соломона].
1813
Невзоров М. И. Мои мысли о сочинителе книги: О фосфорной кислоте, яко вернейшем средстве против гнилости, К Эк-картсгаузена // Друг Юношества. М.: Университет. тип., 1813, май. С. 84-167. Выборки из ряда книг К. Эккартсгау-зена в пер. А.Ф. Лабзина. Полемика с рец. в «СПетерб. Вестн.» (1812, № 8). Ценз.: И.Д. Двигубский.
1824
Дмитриев М.А. К садику кн. М.П. Баратаева // ВЕ. 1824. № 7. С. 187-189.
1829
Оленин А.Н. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Акад. Художеств с 1764 по 1829 год. СПб., 1829. С. 32-33.
1856
Безсонов П.А. Максим Иванович Невзоров // Русская Беседа. М., 1856. Вып. 3. Отд. «Жизнеописания». С. 85-129.
1858
Афанасьев А.Н. Н.И. Новиков. Библиографические Записки. 1858. Т. 1. № 6. С. 161-181.
Лонгинов М. Н. Посещение села Авдотьино-Тихвинского, принадлежавшего Н.И. Новикову // Рус. Вест. 1858. № 22 (Т. 18). С. 175-182.
Невзоров М.И. Письмо к О. А. Поздееву // Библиографические Записки. 1858. № 21. Стб. 643-659. [Смирнов-Платонов Г.П.] Русские переводы Якова Бёме // Библиографические Записки. 1858. С. 129-137.
1859
Аксаков С.Т. Встреча с Мартинистами // Русская Беседа. М.: Тип. Александра Семена, 1859. Кн. 1. С. 31-76.
1860
Афанасьев А.Н. И.В. Лопухин // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Т. 1. С. 1-60.
Лонгинов М.Н. Один из магиков XVIII века // Рус. Вест. 1860. Т. 28. № 16 (авг.). Кн. 2. С. 579-603.
1863
Иловайский Д.И. Новые сведения о Н.И. Новикове и членах Компании типографической / С предисл. Н.С. Тихонравова // Летопись русской литературы и древности. Изд. Н.С. Тихонра-вов. М., 1863. Т. 5. Разд. 2 «Исследования». С. 3-122. Материалы для истории Дружеского Ученого общества // РА. 1863. Т. 1. Стб. 206, 209.
1865
Державин Г.Р. Издателю моих песен [А.Ф. Лабзину] // Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. / Под ред. Я. Грота. СПб., 1865. Т. 2. С. 678-680.
Сборник материалов для истории Санкт-Петербургской Академии Художеств за 100 лет ее существования / Под ред. П.Н. Петрова. СПб., 1865. Т. 2. С. 49.
1866
Безсонов П. А. А. Ф. Лабзин. Литературно-биографический очерк // РА. 1866. № 6. Стб. 817-836. [Прим. П И. Бартенева].
Дмитриев М.А. Воспоминания о Лабзине. Из записок // РА. 1866. № 6. Стб. 837-860. [Прим. П И. Бартенева].
1867
Панаев В.И. Воспоминания // ВЕ. 1867. Т. 3. № 9. С. 193-194.
1868
Голицын А.Н. Письма к Юрьевскому архимандриту Фотию // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1868. Кн. 3. (Раздел Смесь). С. 237-239.
Греч Н.И. Записки // РА. 1868. № 9. Стб. 1403-1413; 1871. № 6. Стб. 289-389.
Записка о крамолах врагов России // РА. 1868. № 9. Стб. 13291391.
1870
Записка о пропущенных цензурой книгах, наполненных богохульством // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1870. Кн. 1. (Раздел Смесь). С. 184-193.
Лопухин И.В. Письма к Д.П. Руничу // РА. 1870. № 7. Стб. 12151236.
Сперанский М.М. Письма к Столыпину // РА. 1870. № 6. Стб. 11281156.
Сперанский М.М. Письма к Ф.И. Цейеру // РА. 1870. № 1. Стб. 176200.
1871
Бычков А.Ф. Письма Н.И. Новикова к Д.П. Руничу // РА. 1871. С.1013-1094.
1872
Боровиковский В. Л. Из записной книжки // Девятнадцатый век /
Под ред. П. Бартенева. М., 1872. Кн. 1. С. 213-219. Записки академика Витберга // РС. 1872. № 1. С. 16-32; № 2. С. 159-192; № 4. С. 519-582; № 9. С. 109-126; № 10. С. 267296; № 12. С. 759-770. Растопчин Ф.В. Письма к князю П.Д. Цицианову (1803-1806) // Девятнадцатый век: Исторический сб. / Сост. П. Бартенев. М., 1872. Кн. 2. С. 3-114.
1873
Путята Н.В. Обозрение жизни и царствования Императора Александра I // Девятнадцатый век / Под ред. П. Бартенева. М., 1873. Кн. 1. С. 213-219.
1874
Грэлле-де-Мобилье. Дневник // РС. 1874. № 1. С. 2-36. Пржеславский О.А. Воспоминания (1818-1831) // РС. 1874. № 11. С. 451-477.
1875
Галахов А.Д. Обзор мистической литературы в царствование Императора Александра I // ЖМНП. 1875. № 11. Отд. 2. С. 87175.
Растопчин Ф.В. Записка о мартинистах, представленная в 1811 году Великой княгине Екатерине Павловне // РА. 1875. Кн. 3. С. 75-81.
Ссылка А.Ф. Лабзина в 1822 году // РС. 1875. № 10. С. 291-296.
1876
Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды. 1801-1875 гг. // РС. 1876. № 1. С. 109-128; № 2. С. 311— 324.
Стурдза А. С. Записки: О судьбе Русской православной церкви в Царствование императора Александра I // РС. 1876. № 2. С. 266—289.
1881
Магницкий М. Всеподданейшие письма Императору Николаю об иллюминатах // РС. 1881. № 1. С. 67—87; № 2. С. 289—314; № 3. С. 607—631.
Толки и настроения умов в России по донесениям высшей полиции в Санкт-Петербурге с авг. 1818 по 1 мая 1819 г. // РС. 1881. № 11. С. 667—676.
1883
Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (с 1807—1829) / Под ред. Н. Дубровина. СПб., 1883. С. 208—210, 213—214.
1884
Голицын А.Н. Рассказы, записанные Ю.Н. Бартеневым // РС. 1884. Т. 1. С. 123—134.
1885
Дело А.Ф. Лабзина // РС. 1885. № 11. С. 381—388.
1888
Филарет (Дроздов). Рассказы, записанные А.В. Горским // РА. 1888. Кн. 3. № 12. С. 583—596.
1889
Евгений (Болховитинов). Письма к В.Г. Анастасевичу // РА. 1889. Кн. 2. С. 21-84; 162-236; 321-388.
1894
Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал «Сионский Вестник» // РС. 1894. № 9. С. 145-203; № 10. С. 101-126; № 11. С. 58-91; № 12. С. 98132.
Фотий (Спасский), архимандрит Юрьевский. Автобиография // РС.
1894. № 9. С. 204-233.
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894. С. 155.
Ярцев А. А. Поездка в родовую вотчину Н.И. Новикова // Исторический Вестник. 1894. № 11 (Т. 58). С. 459-490.
1895
Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал «Сионский Вестник» // РС. 1895. № 1. С. 56-91; № 2. С. 35-52. Фотий (Спасский), архимандрит Юрьевский. Автобиография // РС.
1895. № 2. С. 174-216.
Якушкин В.Е. Николай Иванович Новиков // Почин. Сб. Общества любителей рус. словесности на 1895 год. М., 1895. С. 152181.
1898
Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. СПб., 1898. Т. 4. С. 268-269.
1899
Свербеев Д.Н. Записки (1799-1826). М., 1899. Т. 1. С. 51-53.
1901
Из архива И.Е. Великопольского. Предисл., примеч. и публ. Б.Л. Модзалевского // РС. 1901. № 6. С. 625-641; № 7. С. 171-186; № 8. С. 427-435. Романский Н.А. Филарет, митрополит Московский / Дело о Филарете, иеромонахе Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, 1901. 58 с. Оттиск из Богословского Вестника, № 5 и 6 за 1901 г.
1902
Булич Н.Н. Очерки по истории рус. лит. и просвещения с начала Х1Х века. Т. 1. СПб., 1902. С. 361.
1903
Воспоминания А.Е. Лабзиной. С предисл. и примеч. Б.Л. Модзалевского. С порт. А.Ф. и А.Е. Лабзиных. СПб., 1903.
1904
Ступин А.В. Записки // Щукинский сб. Вып. 3. М., 1904. С. 369482.
Рунич Д. П. Записка о масонстве / Вст. ст. А. А. Титова // Лит. Вест. 1904. Т. 8. С. 106-119.
1905
Воспоминания Софьи Алексеевны Лайкевич / Публ., предисл. и прим. Б.Л. Модзалевского // РС. 1905. № 10. С. 168-201.
1907
Левицкий Д.Г. Записка А.Ф. Лабзину // Художественные сокровища России. 1907. № 4. С. 90-93. Поднесение масонских перчаток А.Е. Лабзиной [Публ. Т.О. Соколовской] // РА. 1907. № 12. С. 532-535.
Хвостова А.П. Мои бредни [Публ. П. Бартенева] // РА. 1907. № 1. С. 5-48.
1908
Письмо издателя «Сионского Вестника» А.Ф. Лабзина Н.Н. Ново-сильцову // РА. 1908. Кн. 2. С. 31-45.
1909
Аксаков С.Т. Встреча с Мартинистами (Воспоминания из петербургской жизни). Собр. соч. С.Т. Аксакова. В 2 т. М.: Изд. А. А. Карцева, 1909. Т. 2. Стб. 131-177. Соколовская Т.О. К истории масонской деятельности князя М.П. Баратаева // РС. 1909. Кн. 2. С. 424-431; Кн. 3. С. 634649.
1911
Письма князя А.Н. Голицына к А.Ф. Лабзину [Публ. Б.Л. Модза-
левского] // РА. 1911. № 3. С. 483-486. Письмо Ф. Михайлова к А.Ф. Лабзину // РС. 1911. № 9. С. 511-526.
1912
Кизеветтер А. А. Духовная цензура в России / Исторические очерки. М., 1912. С. 188. Николай Михайлович, Великий князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. В 2 т. Т. 1. СПб., 1912. С. 188.
1913
Новиков Н.И. Письма к А.Ф. Лабзину // Русский Библиофил. 1913.
№ 3. С. 12-31, 33-39; № 4. С. 14-28. Новиков Н.И. Письмо к Х.А. Чеботарёву // Русский Библиофил. 1913. № 4. С. 33.
Растопчин Ф.В. Письма к А.Ф. Лабзину [Публ. Б.Л. Модзалевско-
го] // РС. 1913. № 2. С. 419-430. Растопчин Ф.В. Письма к Н.И. Новикову // Русский Библиофил. 1913. № 4. С. 25.
Растопчин Ф.В. Письмо к Х.А. Чеботарёву // Русский Библиофил. 1913. № 4. С. 33.
1914
Модзалевский Б. Л. Лабзин Александр Федорович // Русский Биографический Словарь. XXII. СПб., 1914. С. 2-12. Отд. оттиск.
Тарасов Е.И. К истории русского общества второй половины XVIII столетия. Масон И.П. Тургенев // ЖМНП. 1914. № 6. С. 129-175.
1915
Соколовская Т.О. Возрождение масонства при Александре I // Масонство в его прошлом и настоящем. / Под ред. С.П. Мель-гунова и Н.П. Сидорова. М.: Изд. «Задруги» и К.Ф. Некрасова, 1915. Т. 2. С. 153-202 (репринт. М., 1991). Соколовская Т.О. Капитул Феникса. Высшее тайное масонское правление в России (1778-1922) // Вестник Имп. Общ-ва ревнителей истории. Пг., 1915. Кн. 2. С. 217-316 (последующ. изд.: 1916; 2000). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 / Сост. С.Н. Кондаков. В 2 т. СПб., 1915. Т. 1. С. 288-289.
1916
Кизеветтер А. А. Поездка в Авдотьино // Русские Ведомости. 1916. 10 авг.
Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX вв. Пг.: Изд. «Огни», 1916. 576 с. [Ред. Г.В. Вернадский].
1940
Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.-Л.: Искусство, 1940. 162 с. О скульпторе И.П. Прокофьеве, авторе бюстов А.Ф. Лабзина и его жены (1800) - с. 146.
1947
Корнилов П. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.; М.: Искусство, 1947. С. 156-158.
1954
Записки А. Л. Витберга / А.И. Герцен. Собр. соч. в 30 т. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. Т. 1. Приложения на с. 380-452, 473-474, 531-534.
1959
Измайлов А.Е. Золотая струна // Поэты-сатирики конца XVIII -начала XIX в. Л., 1959. С. 348.
1972
Задонский Н. Академический случай // Ульяновская правда. 1972. 5 марта.
1975
Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-X[X вв. М.: Искусство, 1975. С. 214.
1981
Мартынов И.Ф. Библиотека Дружеского ученого общества и ее место среди русских книгохранилищ общественного пользования конца XVIII века // Коллекция редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981. С. 90-101.
1986
Майкова К. А. Масонские рукописи в фондах РГБ // Рукописные собрания Гос. библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Указатель. М., 1986. Т. 1. Вып. 2 (1917-1947). 384 с. Собрание Д.И. Попова (фонд 237). С. 53-60; собрание В.С. Арсеньева (фонд 14). С. 187-199.
1988
Валкин М. Памяти достойны // Ульяновская правда. 1988. 18 авг.
1990
Кириллов В. Был выслан на Волгу // Ульяновская правда. 1990. 9 авг.
1992
Шимонек Е. «Ключ к добродетели» в Баратаевке // Ульяновская правда. 1992. 1 авг. С. 9.
1993
Серков А.И. Судьбы масонских собраний в России // 500 лет гно-зиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Амстердам: Ин де Пеликан, 1993. С. 27-35.
1994
Мильдон В. И. Лабзин Александр Фёдорович // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. М.: Большая росс. эн-цикл., 1994. Т. 3 (К-М). С. 259-260. Письма Н. И. Новикова к А. Ф. Лабзину // Письма Н. И. Новикова / Сост. А.И. Серков, М.В. Рейзин. Коммент. А.И. Серков. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова, 1994. 384 с. Письма от: 27 февр. 1797. С. 50; 10 нояб. 1797. С. 51; 27 марта 1798. С. 52; [1801 -после 20 февр. 1802]. С. 58; 20 янв. 1802. С. 61; 16 сент. 1802. С. 64; 11 дек. 1802. С. 67; 1 мая 1803. С. 72; 24 мая 1803. С. 73; 23 июля 1803. С. 74; 7 окт. 1803. С. 76; 1 янв. 1804.
С. 78; 28 янв. 1804. С. 85; 12 февр. 1804. С. 86; 18 апр. 1804. С. 88; 2 мая 1804. С. 91; 28 июня 1804. С. 95; [1816]. C. 236.
1995
Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства по материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: УрГУ, 1995. 224 с. Рец.: С.М. Некрасов.
1996
Беспалова Е. Тайна альбомного послания // Ульяновская правда. 1996. 2 марта. С. 12-13.
Винницкий И.Ю. Николай Гоголь и Угроз Световостоков / К истокам «идеи ревизора» // Вопросы литературы. 1996. Сент.-окт. С. 167-194.
Заборов П.Р. А.Ф. Лабзин - переводчик Бомарше и Мерсье // История русской переводной художественной литературы. XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 2. Драматургия. Поэзия. С. 86-88.
История русской переводной художественной литературы. XVIII в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. Т. 2. Драматургия. Поэзия. С. 86-88 (А.Ф. Лабзин - переводчик Бомарше и Мереве, автор П. Р. Заборов).
Лабзина А.Е. Воспоминания. Описание жизни одной благородной женщины // История жизни благородной женщины / Вст. ст. В.М. Боковой. М.: Новое лит. обозрение, 1996. С. 13-88.
Шимонек Е. В ссылку, в глушь, в Симбирск: К 230-летию А.Ф. Лабзина // Симбирский курьер. 1996. 13 апр.
Etkind A. «Умирающий Сфинкс»: круг Голицына - Лабзина в петербургский период русской мистической традиции // Studia Slavica finlandensia. Helsinki, 1996. T. 13. C. 17-47.
1997
Скала Алексий, протодиакон. Симбирский некрополь. Кладбище Симбирского Покровского мужского монастыря. XVIII-XX вв. Ульяновск, 1997. С. 86.
1998
Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.
Марисина И. М. Из истории межакадемических связей начала XIX в. // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. М., 1998. Вып. 4. С. 76-106.
Серков А.И. «Племянник» Новикова - А.Ф. Лабзин // Масонство и масоны. Сб. ст. / Отв. ред. С.П. Карпачёв. М., 1998. Вып. 3. С. 20-33.
1999
Беспалова Е. Ссылка А.Ф. Лабзина и Симбирские масоны // Памятники Отечества. Вся Россия. Симбирск - 350 лет. Ульяновск, 1999. Ч. 1. Века над Венцом. С. 101-108.
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствовании Екатерины II / Под ред. М.В. Рейзина и А.И. Серкова. СПб.: Изд. им. Н.Н. Новикова, 1999. 570 с.
Ефремов В. Заповедные Ундоры // Памятники Отечества. Вся Россия. Симбирск - 350 лет. Ульяновск, 1999. Ч. 2. Века над Венцом. С. 87-90.
2000
Васильева Ю. С. Портрет масона: И. П. Елагин // Самарский исторический ежегодник. Самара, 2000. С. 3-7.
Кочеткова Н.Д. Радищев и масонство // РЛ. 2000. № 1. С. 103-107.
Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. СПб.: Лань, 2000. 672 с. Послесл.: С М. Некрасов. С. 623-656.
Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова, 2000. 400 с.
2001
Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II / Под ред. М.В. Рейзина, А.И. Серкова. 3-е изд. СПб.: Изд. Н.Н. Новикова, 2001. 570 с.
Елисеев В. Н. Документы о масонстве и других тайных обществах в фондах РГВИА // Труды Российского Государственного
Военно-исторического архива. М.: УРСС, 2001. Вып. 3. Дворец и Архив. 300-летие Лефортовского дворца. С. 254-264. Ложа Умирающего Сфинкса. Личный состав // Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. С. 1106-1108. Пономарёва В. В., Хорошилова Л. Б. Человек Александровской эпохи // Университет для России. М., 2001. Т. 2. Московский университет в Александровскую эпоху. С. 80-84. Чижикова И. Б. Судьба придворного художника: В. Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001. С. 152-162, 169-173.
2002
Беспалова Е. К. И. А. Гончаров и симбирские масоны. (К вопросу о
реалиях «На Родине») // РЛ. 2002. № 1. С. 124-135. Гречаная Е.П. Литературное взаимовосприятие России и Франции в религиозном контексте эпохи (1797-1825). М.: ИМЛИ РАН, 2002. По указателю.
2004
Бауман В.Г., Салахутдинова Д.К. О книгах, приобретенных А.М. Ка-рамышевым в Швеции для Горного училища (Х"УШ в.) // Книга в России XI-XX вв. Сб. науч. тр. СПб.: БАН, 2004. Вып. 21. С. 114-124.
2005
Арсеньев В.С. Воспоминания. Дневник. Материалы семейного архива / Сост. и комм. А.И. Серкова, М.В. Рейзина / Русское масонство. Материалы и исследования. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова, 2005. 565 с. Киселёв Н. П. Из истории русского розенкрейцерства / Сост. М.В. Рейзин, А.И. Серков. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова,
2005. 424 с.
2006
Гриц А. Феопемпт Мисаилов, или Бесовская гордость // Родина.
2006. № 10. С. 62-67.
«Наглый поступок» А.Ф. Лабзина в Академии художеств. Переписка // Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование Императора Александра I (1807-1820). Изд. 2-е. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. Алексей Оленин - графу М.А. Милорадовичу. С. 344. - Граф М.А. Милорадович -Императору Александру. С. 346. - Император Александр -князю А.Н. Голицыну. С. 347. - Князь Волконский - графу Милорадовичу. С. 348. - А. Оленин - князю А.Н. Голицыну. С. 348. - Князь А.Н. Голицын - Императору Александру. С. 349. - Граф Милорадович - князю П.М. Волконскому. С. 350.
2007
Альтшуллер М. Беседа любителей русского слова. У истоков славянофильства. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение,
2007. С. 102, 402.
2008
Кочеткова Н. Д. Кружок Н. И. Новикова как явление русской культуры // РЛ. 2008. № 1. С. 170-180. Соколовская Т.О. Поднесение масонских перчаток А.Е. Лабзиной. Эпизод из истории русского масонства (1819) // Соколовская Т. О. Статьи по истории русского масонства / Сост. и предисл. Д. Д. Лотаревой. М.: Гос. публ. ист. б-ка России,
2008. С. 121-126.
Тюриков А. Д. Подвижник русской культуры // Шварц И. Г. Лекции / Сост. А Д. Тюриков. Донецк: Вебер, 2008. С. 112-170. А.Ф. Лабзин о Шварце. С. 143-144.
2009
Васильева Ю.С. А.Ф. Лабзин в общественной жизни столиц и провинции конца XVIII - перв. четв. XIX в. / Под ред. В. А. Зимина. Самара: Офорт, 2009. 142 с. Кучурин В. В. Масонские символы ложи Умирающего сфинкса: Опыт интерпретации // Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2009. Вып. 9. С. 141-145.
2010
Лабзина А.Е. Воспоминания (1758-1828) / Послесл. и примеч. Б.Л. Модзалевского. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2010. Модзалевский Б.Л. Предисл. к изд. 1903 г. С. 3-14. - Воспоминания Анны Евдокимовны Лабзиной. С. 15-117. - Выдержки из дневника А.Е. Лабзиной. С. 118-147. - Примечания. С. 145-155. - Именной указатель. С. 156-158.
2011
Фоменко И.Ю. Слово Божие на русском языке // Мир библиографии. 2011. № 5. С. 45-49. («Четвероевангелие» Х.А. Чеботарёва).
Список сокращений
ВЕ - Вестник Европы, журнал
ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения.
СПб., журнал Лит. Вест. - Литературный Вестник, журнал Моск. Вед. - Московские Ведомости, газета РА - Русский Архив, журнал Русская Литература, журнал РС - Русская Старина, журнал Рус. Вест. - Русский Вестник, журнал Сион. Вест. - Сионский Вестник, журнал
Составление и предисловие А.Н. Стрижёва