YAK 94:329.11 (47+57)" 182" ББК 63.3(2)521.2-4
Е.Ю. НАЗАРЕНКО
E.Y. NAZARENKO
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГОЛИЦЫН: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
ALEXKSANDR NIKOLAYEVICH GOLITSYN: STROKES TO THE PORTRAIT OF THE STATESMAN
Статья посвящена князю А.Н. Голицыну - одного из наиболее влиятельных государственных деятелей эпохи Александра I. Подробно рассматривается его деятельность на постах обер-прокурора Св. Синода, министра духовных дел и народного просвещения, президента Российского Библейского Общества, его участие в политической борьбе. Кроме того, в статье анализируется эволюция религиозных и политических взглядов князя.
The article is devoted to the Prince A.N. Golitsyn - one of the most influential public figures of the epoch of Alexander I. The details of his activities in the posts of Chief Procurator of the Synod, the Minister of Religious Affairs and Public Education, the President of the Russian Bible Society as well as his participation in political struggle are considered. Moreover, the article analyzes the evolution of religious and political views of the prince.
Ключевые слова: мистицизм, масонство, православие, католицизм, протестантизм, православная оппозиция.
Key words: mysticism, Freemasonry, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, the Orthodox opposition.
Князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844) был одним из наиболее заметных деятелей эпохи Александра I. Следует отметить, что при наличии обобщающих исследований, посвящённых правлению этого императора, деятельности его современников (таких, как М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев), анализу отдельных направлений его внутренней и внешней политики, личность князя А.Н. Голицына практически не подвергалась всестороннему системному анализу. Данная статья, освещающая все этапы жизнедеятельности князя, эволюцию его общественно-политических взглядов и деятельность возглавляемых им учреждений, является попыткой хотя бы частично ликвидировать данный историографический пробел.
Александр Николаевич Голицын принадлежал к знаменитому княжескому роду, из которого вышло немалое число видных государственных деятелей и полководцев [6, 7]. Первые десять лет его жизни прошли в родительском доме в Москве, а в 1783 г. его мать, воспользовавшись своими придворными связями, добилась зачисления юного князя в Пажеский корпус - закрытое учебное заведение, в котором обучались дети крупных вельмож, а также отпрыски знатнейших дворянских фамилий. Следует признать, что общее образование в Пажеском корпусе давалось весьма поверхностное.
В то же время пажи находились в непосредственной близости к императорскому двору и находились в непосредственной близости к членам императорской семьи. Молодому князю удалось обратить на себя внимание Екатерины II, чему способствовало его личное обаяние. По свидетельству Ф.Ф. Вигеля, «Голицын был мальчик крошечный, весёленький, миленький, остренький, одарённый чудесной мимикой, искусством подражать голосу, походке, манерам особ каждого пола и возраста» [2, с. 142]. Князь стал допускаться к воскресным играм внуков императрицы, великих князей Александра и Константина Павловичей. С этих пор ведёт своё начало дружба между будущим императором Александром I и А.Н. Голицыным.
В 1794 г. после окончания Пажеского корпуса князь был принят поручиком в Преображенский полк. Однако он чувствовал в себе склонность не к военной, а к придворной службе. Поэтому через год он становится камер-юнкером малого двора великого князя Александра Павловича, а в 1796 г. переводится в большой императорский двор. Молодой А.Н. Голицын имел у современников репутацию остроумного, но при этом легковесного человека, любителя светских увеселений. Эту репутацию поддерживал и сам князь, утверждая впоследствии, что «расположение к насмешке было тогда моим обычным расположением» [5, с. 74].
В 1799 г. князь попал в немилость к императору. Он был отставлен от придворной службы и выслан из Петербурга в Москву. Неизвестно, что послужило поводом для столь резкой перемены в судьбе князя. Один из исследователей считал, что основным фактором немилости Павла I являлись интриги его политических противников, которые, «часто уязвляемые его остроумием» [29, с. 11], настроили монарха против него.
А.Н. Голицын провёл в Москве два года, и вернулся в столицу империи только после того, как на императорский престол взошёл его друг, ставший императором Александром I. После этого начался стремительный карьерный рост князя.
В период 1802-1803 гг. А.Н. Голицын последовательно занимал посты обер-прокурора первого и третьего отделений Правительствующего Сената. А в октябре 1803 г. А.Н. Голицын был назначен обер-прокурором Св. Синода - высшего органа управления православной церковью. С этих пор на протяжении двадцати лет деятельность А.Н. Голицына была неизменно связана с церковным управлением. Князю удалось довольно скоро упорядочить синодальное делопроизводство, усилить контроль над епархиями [14, с. 146-152].
Со второй половины 1800-х гг. в сфере церковного управления были начаты структурные преобразования. Они сделались неизбежными после начала в 1802 г. министерской реформы. Во второй половине 1800-х гг. к реформам в духовной сфере был подключён знаменитый государственный деятель М.М. Сперанский.
В феврале 1806 г. он составил по поручению императора «Введение к поправлению планов духовных училищ». В этой работе М.М. Сперанский в духе рационализма фактически предлагал полное поглощение церкви государственным аппаратом [14, с. 165], что вызвало недовольство со стороны духовенства. М.М. Сперанский под воздействием князя Голицына был вынужден внести в него некоторые коррективы [14, с. 170]. Здесь проявился дипломатический дар князя: он становится своего рода связующим звеном между радикально настроенным реформатором и представителями духовенства, сглаживая углы и помогая найти компромиссы.
Проект, принятый в 1807 г., был рассчитан на много лет. Однако его так и не удалось осуществить. Единственная реализованная масштабная реформа этих лет - проведённое в 1808 г. преобразование системы духовного просвещения. Высшим органом управления духовным образованием становилось созданное в 1808 г. Комиссия духовных училищ, которое имело свою, независимую от Синода систему управления [11, с. 20].
После создания этого органа управления в 1808 г. А.Н. Голицын усилил своё личное влияние. Согласно одной из версий, до этого князь, будучи обер-прокурором Св. Синода, являлся «лишь контролёром», и не обладал достаточными полномочиями для единоличной власти. Теперь же, после создания Комиссии духовных училищ, его полномочия значительно расширились [14, с. 175].
В 1810 г. князь А.Н. Голицын возглавил новое для России учреждение -Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, компетенцией которого были дела почти всех неправославных конфессий [3, с. 174]. Таким образом, к началу 1810-х гг. А.Н. Голицын являлся уже не просто лич-
ным другом императора, а самостоятельной политической фигурой. А падение М.М. Сперанского в начале 1812 г. позволило А.Н. Голицыну выйти из тени своего яркого оппонента. Время с 1812 по 1824 гг. было периодом его наибольшего могущества.
Общеизвестно, что деятельность А.Н. Голицына в тот период была теснейшим образом связана с таким явлением общественного сознания, как мистицизм. Поэтому, прежде чем анализировать государственную деятельность князя, необходимо более подробно остановиться на анализе его мистических религиозных воззрений, которые сформировались в начале 1810-х гг. под влиянием масонов Р.А. Кошелева и А.А. Ленивцева.
Узловыми точками социальной доктрины, которую разделяли А.Н. Голицын и его соратники, были экуменизм и эсхатологизм.
Экуменистические идеи (т. е. стремление к объединению христианских конфессий) были в значительной степени определяющими для князя, который в одном из своих писем формулировал это следующим образом: «Пока мы живём на земле и обличены во внешнюю оболочку, мы должны принадлежать наружно к одной из христианских церквей до тех пор, пока у нас не будет пастыря и мы не составим одно стадо» [5, с. 316]. Таким образом, А.Н. Голицын не видел существенной разницы между различными направлениями христианства.
Под эсхатологизмом понимается вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа на землю. Баварский мистик И.-Г. Юнг-Штиллинг, изучив Апокалипсис, пришёл к выводу, что это событие состоится в 1836 г. Известно, что А.Н. Голицын общался с Юнг-Штиллингом и воспринимал его идеи. Князь считал, что живёт в переломную эпоху, когда борьба добра со злом «делается всеобщей» [24, с. 367]. Он полагал, что не за горами то время, когда «оболочка, прикрывающая добро и зло, исчезнет и ... тогда добро со злом соприкоснутся... Тогда надо ждать Разделителя, т. е. Христа, для торжества добра» [23, с. 367].
Решающим фактором, способствовавшим принятию близкой ко взглядам А.Н. Голицына мистической доктрины на государственном уровне, были перемены во взглядах Александра I, на которые окал влияние князь. Отпечаток этих идей нёс в себе Договор о Священном Союзе, подписанный 14 (26) сентября 1815 г. монархами России, Пруссии и Австрии. А.Н. Голицын, личный друг императора, к тому времени уже около десяти лет работавший в религиозной сфере, стал человеком, воплощавшим этот идеологический конструкт во внутренней политике страны.
Начало этой политики можно отсчитывать от создания Санкт-Петербургского Библейского Общества. Это была общественная организация, филиал созданной в 1804 г. английскими методистами British and Foreign Bible Society, имевшей целью распространение и пропаганду Библии, прежде всего на национальных языках. А.Н. Голицын узнал о системе Библейских Обществ в 1812 г. от проживавших в России его активистов. Он благосклонно отнёсся к этой организации и, желая провести евангелизацию населения страны, лично возглавил Санкт-Петербургское Библейское Общество, став в декабре 1812 г. его президентом [37, p. 253]. После этого Общество развернуло активную переводческую, издательскую и миссионерскую деятельность [26].
А в октябре 1817 г. «мистические» идеалы были внедрены уже в государственный аппарат Российской империи. Три ведомства - Св. Синод, Главное управление духовных дел иностранных исповеданий и министерство народного просвещения (с 1816 г. также управлявшееся А.Н. Голицыным) были объединены в рамках одной структуры - министерства духовных дел и народного просвещения. Министром духовных дел и народного просвещения стал А.Н. Голицын. В эти годы князь являлся одним из наиболее могущественных государственных деятелей. Он сосредоточил в своих руках направления внутренней политики, которые в тот момент обрели значение ключевых.
В эти годы наиболее важными для А.Н. Голицына были, как и прежде, взаимоотношения с православной церковью. В недрах православной церкви росли оппозиционные настроения. Недовольству политикой А.Н. Голицына способствовало фактическое лишение православия привилегированного статуса.
Князь понимал, что для улучшения отношений с духовенством ему необходимо смягчить для представителей церкви последствия реформ. Так, делая замечания к проекту «сугубого» министерства, он отмечал некорректность следующей формулировки: «в министерство духовных дел и народного просвещения входили бы и дела по греко-российскому исповеданию» [27, л. 42 об.]. Будущий министр настаивал на том, что «сие сказано слишком ге-нерально» [27, л. 42 об.] и что «обстоятельство сие необходимо следует изложить с надлежащею ясностию и с большею определительностию, дабы не подать поводу к неправильному заключению, что будто бы Святейший Синод подчиняется министру духовных дел» [27, л. 42 об.].
В то же время А.Н. Голицын зачастую был твёрд и даже жесток в отстаивании своих принципов. Он был готов идти на уступки православной церкви, но не на такие, которые касались фундаментальных основ мистико-космополитической идеологии.
Чтобы проиллюстрировать эти особенности политики А.Н. Голицына по отношению к православию, можно вспомнить два ключевых эпизода, которые являются образцами двух различных стратегий А.Н. Голицына по отношению к православной церкви: запрет журнала «Сионский вестник» и «дело Станевича».
Журнал «Сионский вестник» издавался одним из наиболее заметных лиц мистического лагеря, создателем ложи «Умирающий сфинкс» А.Ф. Лаб-зиным. По словам Н.Ф. Дубровина, это издание являлось главным идеологическим рупором Библейского Общества, органом, который «который давал ... необходимые объяснения основ религии, давал ... тон, направление и объяснял деятельность библейских отделений» [10, с. 118]. Первый номер журнала при деятельной поддержке А.Н. Голицына вышел в январе 1817 г. Однако вскоре после этого князь неожиданно согласился направить журнал в духовную цензуру, что было равносильно его запрету. Такая перемена отношения к «Сионскому вестнику» объясняется позицией части православной элиты [17]. А.Н. Голицын, для которого союзники в среде духовенства были важны, пошёл на закрытие журнала.
«Дело Станевича», напротив, являлось проявлением репрессивной стратегии А.Н. Голицына. Литератор Е.И. Станевич написал книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». В этом произведении автор с православно-консервативных позиций подверг критике правительственный мистицизм. В 1817 г. книга была направлена в петербургскую духовную цензуру, которая стараниями цензора архимандрита Иннокентия (Смирнова) пропустила её в печать. Российская власть в лице А.Н. Голицына отреагировала на её издание очень жёстко. По настоянию князя архимандрит Иннокентий был формально повышен, а фактически отправлен в ссылку - он был назначен епископом в Пензу. Архипастырь скончался через несколько месяцев после своего прибытия в епархию. Суровая расправа над Иннокентием надолго отбила у «православной оппозиции» желание продолжать открыто высказываться по этим вопросам, поэтому после «дела Станевича» вплоть до 1824 г. конфликт между нею и министром духовных дел и народного просвещения был латентным.
Обратимся теперь к анализу политики «сугубого» министерства в сфере народного просвещения, которая также была весьма противоречива. Мистико-космополитическая идеология ярко проявилась в конце 1818 г., когда члены Главного правления училищ рассматривали вопрос о введении обязательного чтения Библии в гимназиях и народных училищах России. В анонимной записке, появление которой и стало толчком для рассмотрения этого проекта, утверждалось, что «чтение оного [Библии. - Е.Н.] полезно
и необходимо для людей всякого звания, пола, возраста и состояния» [28, л. 1 об.]. В 1819 г. чтение Священного Писания было введено практически во всех учебных заведениях страны.
В то же время А.Н. Голицын способствовал развитию образования преимущественно на начальном уровне, тогда как к университетам его отношение в целом было отрицательным. В примечаниях к проекту «сугубого» министерства князь недвусмысленно высказал свою позицию в вопросе о взаимоотношении науки и религии: «Истинное благочестие всеконечно превыше всякого от наук Просвещения, и не требует от оного никакого споспешествования» [27, л. 42]. Здесь его программа была весьма близка к взглядам тех общественно-политических деятелей, которых А.Ю. Минаков отнёс к числу масонских консерваторов [19].
Это привело к тому, что в 1819 г. попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий, основываясь на инструкцию А.С. Стурдзы, произвёл масштабные перемены. Он уволил 11 профессоров (правда, только одного из них, И.И. Срезневского, по причинам идейного характера). Также были изменены учебные программы [21, с. 290]. Эти события способствовали тому, что значительная часть научной и культурной элиты входит в число недоброжелателей политической линии «сугубого» министерства.
К началу 1820-х гг. Александр I начал охладевать к идеологии Священного Союза, все более полагаясь на запретительные меры. Положение А.Н. Голицына в этот период становится шатким. История правительственного мистицизма вступает в период заката. Так, в 1822 г. Александр I принял решение о закрытии всех тайных обществ, в том числе и масонских лож. Этот был тяжёлый удар по позициям А.Н. Голицына, который, не будучи масоном, сотрудничал со многими из них.
Лишившись после запрета масонских лож многих своих союзников, князь пытался наладить отношения с деятелями православной оппозиции. В 1822 г. начинаются его контакты с архимандритом Фотием (Спасским), православным консерватором, аскетом и яростным противником западноевропейского мистицизма. С помощью Фотия князь, скорее всего, стремился установить контроль над православной оппозицией, которая являлась наиболее реальной угрозой для его политической карьеры.
В свою очередь, Фотий стремился примирить князя с митрополитом Серафимом и направить его деятельность на борьбу с западноевропейским мистицизмом. Поначалу он был высокого мнения о христианских достоинствах министра духовных дел и народного просвещения [25, с. 287]. Однако со временем Фотий осознал, что А.Н. Голицын не собирается разрывать отношения с мистиками. Князю, таким образом, не удалось удержаться на тонкой грани между православными консерваторами и мистиками.
К началу 1824 г. Александр I полностью разочаровался в правительственном мистицизме. Это предопределило отставку А.Н. Голицына. А условия консервативного переворота в Российской империи именно «православная оппозицию» делали основной силой, противостоящей мистикам. В начале 1824 г. эта группа лиц приняла активное участие в интриге, направленной против А.Н. Голицына и проводившейся им политики, что привело к отставке князя с поста министра духовных дел и народного просвещения 15 мая 1824 г. «Сугубое» министерство было расформировано. Основным фактором этого являлся излишний эклектизм мистико-космополитической идеологии, в результате чего и православные консерваторы, и либерально настроенные литераторы, оказались в числе его противников.
После этого А.Н. Голицын прожил ещё двадцать лет, но более никогда не был на первых ролях, занимая, второстепенные государственные посты: с 1830 г. он являлся Канцлером российских орденов. Также вплоть до конца жизни князь был членом Государственного Совета.
В 1843 г. князь отправился в Крым, в принадлежавшее ему имение Гаспра, расположенное недалеко от Ялты. Ему не было суждено долго на-
слаждаться южным климатом. В ноябре 1844 г. действительный тайный советник и кавалер многих орденов А.Н. Голицын скончался на семьдесят первом году жизни. Так, вдалеке от столицы, на юге России, закончил свой земной путь один из наиболее видных государственных деятелей Российской империи.
Литература
1. Азизова, Е.Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Дмитрия Павловича Рунича [Текст] / Е.Н. Азизова // Консерватизм в России и мире. - Воронеж, 2004. - С. 143-170.
2. Вигель, Ф.Ф. Записки [Текст] / Ф.Ф. Вигель. - М. : Захаров, 2000. - 327 с.
3. Вишленкова, Е.А. «Заботясь о душах подданных...»: религиозная политика в России первой четверти XIX века [Текст] / Е.А. Вишленкова. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 439 с.
4. Вяземский, П.А. Старая записная книжка [Текст] / П.А. Вяземский. - М. : Захаров, 2003. - 960 с.
5. Голицын, А.Н. Воспоминания: Из записок Ю.Н. Бартенева [Текст] / А.Н. Голицын // Русский архив. - 1886. - Кн. 2. - № 5. - С. 52-108.
6. Голицын, Н.Н. Материалы для полной родословной росписи князей Голицыных, собранные князем Н.Н. Голицыным [Текст] / Н.Н. Голицын. - Киев : Тип Е.А. Фёдорова, 1880. - 370 с.
7. Голицын, Н.Н. Род князей Голицыных [Текст] / Н.Н. Голицын. - СПб. : Тип. И.Н. Скороходова, 1892. - 678 с.
8. Голицын, Н.С. Загробные записки князя Н.С. Голицына из сказаний дяди его, Александра Николаевича [Текст] / Н.С. Голицын // Русский Архив. -1905. - № 12. - С. 78-86.
9. Грелль де Мобийе, Э. Записки квакера о пребывании в России (18181819 гг.) [Текст] / Э. Грелль де Мобийе // Русская старина. - 1874. - Т. 9. -№ 1. - С. 1-36.
10. Дубровин, Н.Ф. Наши мистики-сектанты: А.Ф. Лабзин и его журнал «Сионский вестник» [Текст] / Н.Ф. Дубровин // Русская Старина. - 1894. - № 12. -С. 98-132.
11. Знаменский, П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I [Текст] / П.В. Знаменский. - Казань : Тип. Императорского ун-та, 1878. - 320 с.
12. Карнович, Е.П. Князь А.Н. Голицын и его время [Текст] / Е.П. Карнович // Исторический вестник. - 1882. - № 4. - С. 5-397.
13. Кондаков, Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время [Текст] / Ю.Е. Кондаков. - СПб. : Изд-во РНБ, 2000. - 312 с.
14. Кондаков, Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века [Текст] / Ю.Е. Кондаков. - СПб. : Изд-во РНБ, 2003. - 360 с.
15. Кондаков, Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движения в России первой четверти XIX века [Текст] / Ю.Е. Кондаков. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 334 с.
16. Кондаков, Ю.Е. Розенкрейцеры, мартинисты и внутренние христиане в России конца XVIII - первой четверти XIX века [Текст] / Ю.Е. Кондаков. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 499 с.
17. Майофис, М.Л. Воззвание к Европе: Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815-1818 годов [Текст] / М.Л. Май-офис. - М. : Новое литературное обозрение, 2008. - 800 с.
18. Минаков, А.Ю. Голицын Александр Николаевич [Текст] / А.Ю. Минаков // Русский консерватизм середины XVIII - начала XX в. : энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2010. - С. 118-120.
19. Минаков, А.Ю. К постановке вопроса о типологии раннего русского консерватизма [Текст] / А.Ю. Минаков // Клио. - 2003. - № 3 (22). - С. 26-31.
20. Минаков, А.Ю. Князь Александр Николаевич Голицын - представитель мистико-космополитического консерватизма в царствование Александра I [Текст] / А.Ю. Минаков // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и межкультур. коммуникация. - 2010. - № 1. - C. 186-189.
21. Минаков, А.Ю. Михаил Леонтьевич Магницкий [Текст] / А.Ю. Минаков // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия / под ред. А.Ю. Минакова. - Воронеж, 2005. - С. 267-307.
22. ОР РНБ. Ф. 203. Д. 12.
23. ОР РНБ. Ф. 203. Д. 13.
24. Письма князя А.Н. Голицына к различным лицам [Текст] // Русский архив. -1905. - Кн. 3. - С. 361-372.
25. Письмо Фотия к А.А. Павлову 1823 [Текст] // Русская старина. - 1882. -Т. 35. - С. 287.
26. Пыпин, А.Н. Религиозные движения при Александре I [Текст] / А.Н. Пы-пин. - СПб. : Акад. проект, 2000. - 478 с.
27. РГИА. Ф.733. Оп. 86. Ед. хр. 460.
28. РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Ед. хр. 7.
29. Стеллецкий, Н.С. Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность [Текст] / Н.С. Стеллецкий. - Киев : Тип. И.И. Горбунова, 1900. -314 с.
30. Стурдза, А.С. О судьбе православной церкви русской в царствование Императора Александра I [Текст] / А.С. Стурдза // Русская старина. - 1876. -Т. 15. - № 2. - С. 266-288.
31. Сухомлинов, М.И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I [Текст] / М.И. Сухомлинов. - СПб. : Тип. Ф.С. Сущинского, 1866. - 229 с.
32. Толстой, Д.А. Римский католицизм в России [Текст] / Д.А. Толстой. - СПб. : Изд. В.Ф. Демакова, 1876. - Т. 1. - 538 с.
33. Фаджионатто, Р. Александр Николаевич Голицын [Текст] / Р. Фаджионатто // Против течения: исторические портреты русских консерваторов / под ред.
A.Ю. Минакова. - Воронеж, 2005. - С. 218-266.
34. Чистович, И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия [Текст] / И.С. Чистович. - СПб. : Ми-нод тип., 1894. - 383 с.
35. Шереметевский, В.В. Голицын князь Александр Николаевич [Текст] /
B.В. Шереметевский // Русский биографический словарь. - М., 2001. -
C. 76-136.
36. Шильдер, Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование [Текст] / Н.К. Шильдер. - М. : ЭКСМО, 2008. - 542 с.
37. Tompkins, S.R. The Russian Bible Sosiety [Text] / S.R. Topkins // American Slavic and East European Review. - 1948. - Vol. VII. - № 3. - P. 251-268.