А.В. ШАПОВАЛОВ Тверь
АЛЬБОМ ВЯЧЕСЛАВА БУТУСОВА «ОВАЛЫ»
Принимая во внимание, что в филологических исследованиях рок-альбом рассматривается как аналог лирического цикла, мы постараемся рассмотреть такие циклообразующие связи, как композиция и развитие темы в альбоме Вячеслава Бутусова «Овалы».
Первые десять песен альбома: «Звездочка», «Вертолет», «Птица-паровоз», «Песня о песне», «Скважина», «Звезда поэта», «Берег», «Три по-росера», «Бибигон 2», «Венера» - напоминают структуру астрального мифа1. Всего 10 элементов, и главный из них - «Венера».
Песня «Венера» в этой системе не просто главный элемент, но и сильная позиция. Две последние песни («В.С.О.С.» и «Конь») не являются элементами астрального мифа, поскольку в них нет мотива звезды (или Венеры), который является ключевым для первых 10 песен альбома. Песни астрального мифа представляют собой своеобразный микроцикл по отношению к альбому, как макроциклу. Астальный миф, в свою очередь, также состоит из двух микроциклов. Условно назовем один из них «мир звезды», а другой - «мир войны».
Мир звезды: «Звездочка», «Вертолет», «Птица - паровоз», «Песня о песне», «Скважина», «Звезда поэта».
В песне «Звездочка» описывается появление звезды, а также важный для нас в дальнейшем факт о ее возрасте:
С неба звездочка скатилась...
<...>
Я давно его искала,
Все моталась, все летала,
Лет прошло уже немало -
Наконец-то нашла.
<...>
Я ведь тоже не девица,
Слава богу мне семнадцатый век2.
В песне «Вертолет»:
Пой, ласточка, пой, пой, милая,
Пой, не умолкай, красивая.
<...>
1 Астральный миф чаще всего состоит из 10 или 12 созвездий или небесных тел. Особое значение придавалось планете Венере (См.: Мифы народов мира: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 116-117).
2 Тексты цит. по сайту: http://www.nautilus.ru.
Спи, звездчка, спи, спи, ясная,
Спи, не угасай, прекрасная.
Эта песня не просто связана мотивом звезды с остальными песнями, но и дает отсылку к мифам о богине Венере, так как ласточка - ее спутни-
з
ца . А Венера - это Белая Богиня. Исходя из этого, мы будем пользоваться выводами Р. Г рейвса, который отмечает, что год Белой Богини имеет пять стадий: Рождение, Инициация, Совершество, Покой, Смерть4. Они встречаются в пяти песнях этого микроцикла. Грейвс выделяет ипостаси Белой Богини: Дева, Женщина, Старуха, - которые встречаются в этих песнях. Ипостась Девы:
.в доме кто-то не спит,
В доме кто-то поет.
<...>
Вижу сверху наш дом,
Вижу свет за окном,
Мы сидим за столом,
Чай пьем и поем.
(«Вертолет»)
Ипостась Женщины:
Я ведь тоже не девица,
Слава Богу, мне семнадцатый век.
(«Звездочка»)
Ипостась Старухи:
Ей открылась: Боже мой,
Если б я была живой,
Я пила бы сладкое вино.
(«Звезда поэта»)
В «Песне о песне» прямого упоминания звезды нет, но встречается части ее года: «Смерть» (по отношению к лирическому герою), «Инициация» и «Покой»:
Песню эту как запою,
Так чтоб слышно было На краю деревни,
Нашей круглой земли.
<.>
Пусть поет моя душа за мной,
Давай, пой, пой, пляши, не ряби.
3
Ласточка посвящена Венере (См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 39).
4 См.: Грейвс Р. Белая Богиня. М., 1999. С. 278.
Я открою небольшой секрет,
Песни нет звучит второй куплет,
Ну, а дальше, дальше будет припев.
«Инициация» здесь появляется как естественный период протекания жизни в песне. В этой песне появляются новые мотивы: «небо - река» и «облака»:
И пока в небе есть облака,
Я плыву, небо тоже река, пока.
<.>
.и когда уплывут облака,
Я запнусь, опустеет река, пока.
Мотив реки часто встречается в творчестве группы «Наутилус Пом-пилиус». Его можно считать как определение местонахождения творцов. В «Овалах» река находится на небе. Это связывает творцов с Белой Богиней, так как она зовет таланты на небо. «Облака» определяют наличие идей, которых нет в земных реках.
В песне «Скважина» лирический герой своим влечением за звездой говорит о тяге к «Совершенству»:
Круг луны, в потолке дыра,
За ней, мой друг, вечный свет.
В песне «Звезда поэта» присутствует еще одна стадия года Белой Богини - Смерть:
В небе, как всегда,
Бледная звезда - отрада
<.>
Из пелены теней и плена Выплыла звезда Дивной красоты Бледная, как смерть поэта
Это Смерть как лирического героя, так и самой звезды. Здесь возникает и мотив «Ветер - Ворон», значение которого раскрывается в песне «Птица - паровоз» - смысловом центре этого микроцикла:
Магистральная звезда,
Быстроногая и длинная,
Дразнит сверху иногда,
Мол, попробуй догони меня.
«Магистральная звезда» и есть тот центр, в котором соединяются все звезды из рассмотренных нами песен:
Мчится птица-паровоз,
Над землею крылья хлопают,
И не слышен стук колес,
Сердце громко бьется и поет.
То над елками, то вниз,
В топке пламенной Уголь каменный,
Черный ворон - машинист.
Подобно тому, как это происходит в мифологии, здесь «черный ворон» создает реку5. «Мир звезды» рисует пятиконечную звезду - символ Вечности. «Мир звезды» построен симметрично, то есть посредством попарного сходства названий: «Звездочка» и «Звезда поэта» - связь со звездой; «Вертолет» и «Скважина» связаны равным количеством гласных и согласных букв; «Птица - паровоз» и «Песня о песне» - заглавия содержат по два слова, начинающихся с буквы «П».
Мир войны: «Берег», «Три поросера», «Бибигон - 2».
Мотив звезды остался в песне «Берег»:
Звездочка блеснет у порога,
Догадайся сколько ей лет.
Это хоть и другой микроцикл, но он продолжает астральный миф.
«Три поросера»: «Смеркалось - рассвет.» - нет прямого намека на звезду, но именно в период между сумерками и рассветом (то есть ночью) появляются звезды.
В песне «Бибигон 2» очевиден намек на Белую Богиню, так как она так же является богиней Луны:
У него сестра - красавица,
Ей все это ой, не нравится,
На него с луны ругается -Угрожает кочергой.
В этом микроцикле появляется мотив цифры 2.
В песне «Берег» - раздвоение личности лирического героя, а также двоякость берега:
Берег встретит героя,
Берег встретит врага,
Нас всегда было двое,
А теперь только я.
5 Ворон приобрел свой черный цвет от соприкосновения с огнем или дымом, в силу наказания богом. Ворон - медиатор между жизнью и смертью, верхом и низом; он добывает воду и создает реки (См.: Мифы народов мира. Т. 1, С. 245-247).
Песня «Три поросера»: имена поросеров, состоящие из двух одинаковых слогов: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф. Война в песне это и война контркультуры с обывательщиной, то есть свинством, грязью, порочностью, и война Москвы с Чечней, на гербе которой изображен Волк. Как чеченцев, так и деятелей рок-культуры меньшинство.
Песня «Бибигон 2»: в самом названии присутствует цифра «2», указывая на двойственность героя: это и реальный герой: благодаря открытию четвертой ипостаси Белой Богини (сестра) можно понять, что этот герой тесно связывает свое творчество с ней (возможно, что Бибигон - это Б.Б. Гребенщиков); и герой шуточный: буквальный смысл песни.
Именно при смене власти стали известны факты войны с рок-культурой, и именно после смены власти возродился конфликт с Чечней.
Заключительный элемент астрального мифа как микроцикла - песня «Венера». Так как в рассмотренном нами астральном мифе говорится о Белой Богине, а она, как мы уже отмечали, имеет 5 времен своего года, то должен быть смысловой повтор. Так как Венера занимает сильную позицию (она последняя в микроцикле), то именно она должна как завершить этот микроцикл, так и вернуть его к первой песне:
Аллилуя, золотой,
Унеси меня с собой,
Над собором, над водой,
Над холодною землей
<.>
Аллилуя, золотой,
Унеси меня с собой,
Над собором, над водой,
Вслед за облачной звездой.
Берег является границей между водным пространством и сушей. Собор здесь является ориентиром, находящимся на берегу. Но берег можно считать как водой, так и сушей:
К берегу спешат пароходы,
К берегу бегут поезда,
Но закрыты все замки и засовы,
На берег наступает вода,
Берег - это медленная птица,
Берег - это пленный океан.
<.>
И когда на берег хлынет волна.
<.>
Чей-то голос скажет - лети,
Надпись на дверях туалета -«Будешь на земле - заходи».
Если суша - «Три поросера» и «Бибигон 2», то собор как собрание служителей своей веры. Если суша - «Берег», то собор как архитектурное сооружение («Золотые ворота»).
Холодная земля или путь звезды в обоих случаях неизменны - это мир звезды. «В.С.О.С.» не является элементом астрального мифа, а противопоставлен ему, так как герой этой песни не окажется на небе никогда.
«Конь» - парадоксальная ситуация, основанная на противоположности астрального мифа к «В.С.О.С.»: пьяный конь - творцы, рок-культура всем не мила, но в итоге правы и побеждают трезвую обывательщину; но пьяный конь - и сама обывательщина, которая ничего не знает, кроме выпивки. Тогда трезвый конь - это творцы, загубленные своей правдой. «Конь» созвучно слову «конец», то есть можно говорить, что само название указывает на окончание цикла.
Название всего альбома - «Овалы», соотносится с мировым яйцом, расколотым на части: «астральный миф» («мир звезды» и «мир войны») и «В.С.О.С.».
«Я вообще всегда был сторонником того, чтобы название альбома было более отстраненным от песен и определяло тему.»6 - это высказывание Вячеслава Бутусова частично подтверждает наши предположения.
6 Программа «Российский рок»: Александр Устинов, Валерий Жук // FUZZ. 1999. № 7/8. С. 20.