АЛЬБАРЕЛЛО НИЖНЕВОЛЖСКИХ СТОЛИЦ УЛУСА ДЖУЧИ
© 2012 г. С.А. Курочкина
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола (kurochkina-sveta@bk.ru)
Ключевые слова: керамический комплекс, поливная красноглиняная керамика, альбарелло.
В керамическом комплексе нижневолжских столиц Улуса Джучи присутствуют изделия своеобразной формы - альбарелло. Альбарелло - сосуды, предназначавшиеся для лекарственных препаратов, парфюмерной продукции и других ценных жидкостей (масел, настоек и т.п.) (Коваль, 2010, с. 262).
Ранее Н.М. Булатов и Г.А. Федоров-Давыдов, характеризуя комплекс красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов, выделяли альбарелло в керамике с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке и керамике с гравировкой под прозрачной зеленой поливой (Булатов, 1976, с. 8389; Руоаогоу-Баууаоу, 1984, р. 73). Все рассмотренные альбарелло они отнесли к местной продукции, которые, возможно, служили предметом экспорта из Нового Сарая в другие золотоор-дынские города (Булатов, 1976, с. 89).
К настоящему времени получены новые материалы, которые позволяют уточнить данные об этой форме изделий золотоордынских мастеров.
Рассматривая керамический комплекс городов Сарай ал-Махруса и Сарай ал-Джедид, видно, что альба-релло присутствуют среди кашинной керамики, местной красноглиняной поливной керамики и привозной (им-
портной) керамики. Но в целом находки этой, очень своеобразной и характерной формы, немногочисленны.
В данной статье мы рассматриваем только поливные красноглиняные альбарелло, которые при визуальном рассмотрении «распадаются» на две группы1:
1 - небольшие (миниатюрные), зауженные или расширенные ко дну, с ножкой-поддоном - это местное (в данном случае, нижневолжское) производство.
2 - высокие, на кольцевом поддоне - это привозные (импортные) изделия из Юго-Восточного Крыма.
В работе были использованы материалы из раскопок с Селитренно-го (Сарай ал-Махруса) и Царевского (Сарай ал-Джедид) городищ, которые хранятся в Астраханском государственном историко-архитектурном му-
1 В данном случае деление на группы дается условно, чтобы разделить альбарелло на местные и привозные (импортные). По традиции, устоявшейся в специальной литературе, под импортной керамикой подразумевается тот материал, который был произведен в других золотоордынских центрах (в Азаке, Маджаре, Старом Орхее, Отраре, Хорезме) или за пределами Золотой Орды (напр., в Китае) и появился в золотоордынских столицах в результате каких-либо перемещений населения.
зее-заповеднике, в Волгоградском краеведческом музее или опубликованы в научных изданиях. Некоторые альбарелло на сегодняшний день не сохранились, но их описание и зарисовка остались в отчетах Поволжской археологической экспедиции, хранящихся в архиве Института археологии РАН. Часть коллекции из сборов А.В. Терещенко в 1843-1851 гг. сохранилась в фондах Государственного Эрмитажа (СПб.). Небольшая часть коллекции из сборов Ф.В. Баллода в 1922 г. находится в Национальном музее Республики Татарстан (Казань). В целом в работе приводятся 27 археологически целых форм, 10 из которых публикуются впервые.
Для характеристики «местных» (нижневолжских) альбарелло мы используем классификационную схему, разработанную для красноглиняной керамики Сарая ал-Джедид (Зеленеев, Курочкина, 2009, с. 181-184, табл. 33).
Часть найденных в городах Сарай ал-Махруса и Сарай ал-Джедид аль-барелло обладают признаками второй местной группы керамики, поэтому можно говорить об их местном происхождении.
В качестве исходного сырья использовалась ожелезненная, незапесочен-ная, пластичная глина, в которой фиксируется естественная примесь песка. Обжиг изделий равномерный, сплошной, цвет кирпично-красный. Все сосуды изготовлены на этапе РФК-7 с использованием донно-емкостного начина и срезаны с круга нитью.
В общих чертах альбарелло повторяют одну форму. Тулово стройное, цилиндрообразное с небольшим прогибом на середине своей высоты, из-за которого в месте перехода тулова в плечико и придонную часть образуется
ребро. В большинстве случаев плечико и придонная часть приобретают вид округлого ребра. Здесь же находится максимальный диаметр тулова. Горло может быть цилиндрическим или раструбным с разными вариантами венчика. Высота горла составляет 1/4-1/5 от общей высоты сосуда. В придонной части тулово может заужаться ко дну или расширяться, образуя высокую ножку. Диаметры горла, середины ту-лова, дна равны. Декор простой: сделанные по горлу горизонтальные врезные линии, налепные валики, горло может быть волнообразным.
Все альбарелло поливные, цвет поливы - зеленый и желтый по белой ангобной подгрунтовке.
Поливой покрывали всю внешнюю поверхность (до уровня расширения в придонной части). Внутренняя поверхность покрывалась поливой частично, но всегда без ангобной под-грунтовки: могли покрыть только горло, поверхность до середины высоты тулова или до дна. В ряде случаев горло срезано, причем иногда, чуть ниже линии среза горловины, сделаны две просверленные дырочки, друг против друга.
По морфологическим особенностям и размерам выделяется несколько вариантов данного вида изделий (табл. 1).
Поливные красноглиняные альба-релло относятся к отделу II - поливная красноглиняная керамика. Внутри отдела, в зависимости от цвета поливы и технике нанесения орнамента, выделяются 4 подотдела:
1) с зеленой поливой без ангобной подгрунтовки;
2) с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке;
Таблица 1.
Параметры поливных красноглиняных альбарелло (местных).
Параметры (в см) П/о1 П/о2 П/о3 П/о4
В1 В1 В2 В3 В4 В5 В1 В1
Диаметр по венчику 5 6,2 3,8 5 4 - 5,8 -
Диаметр по основанию горла 4,5 5,2 3,9 4,5 3 - 5 4
Диаметр ребра (максимальный диаметр) 6 7 5,8 6 4,5-5 4,3-5,6 8 5,4
Диаметр дна-ножки 4,8 4,4 5,1 - 3-3,5 3,2-3,6 5 4,6
Высота горла 3 3,5 1,5 2 1,5 - 2 -
Высота ножки 1,5 0,5 1,5 - 0,5-1 0,5 0,5 1,5
Общая высота сосуда 13 17 13,5 - 9-10 >6 12,5 >11
Количество сосудов данного варианта 1 2 1 1 3 2 1 1
Общее количество сосудов данного вида 12
3) с зеленой поливой с гравировкой и резервом;
4) с желтой поливой по ангобной подгрунтовке.
Подотдел 1. С зеленой поливой без ангобной подгрунтовки
Вариант 1 (рис. 1: 1). Тулово с округлым плечиком; на высокой ножке. Горло высокое, цилидрическое, с волнообразными стенками; венчик горизонтальный, отогнут наружу (Г-об-разный в профиле).
Подобная техника нанесения поливы встречается редко, так как без ангобного покрытия прозрачная зеленая полива выглядит как темно-коричневая. Хотя подобный прием был хорошо известен во многих средневековых керамических центрах еще с Х-Х1 вв. (Булатов, 1976, с. 78; Сай-ко, 1963, с. 9).
Подотдел 2. С зеленой поливой по ангобной подгрунтовке.
Вариант 1 (рис. 1: 2-3). Тулово с округлым плечиком; на невысокой ножке. Горло высокое, цилидрическое, с рифлением; венчик горизон-
тальный, приостренный, отогнут наружу (Г-образный в профиле).
Вариант 2 (рис. 1: 4). Тулово, расширяющееся к низу, с острым плечиком, на высокой ножке. Горло невысокое , с небольшим валиком на середине своей высоты; венчик невыделенный, горизонтальный.
Вариант 3 (рис. 1: 5). Тулово с округлым плечиком. Горло раструбное, по его основанию проходит валик; слегка приостренный венчик имеет утолщения с внутренней и внешней стороны.
Вариант 4 (рис. 1: 6-8). Тулово, зауженное к дну, с округлым плечиком; на невысокой «кривой» ножке. Горло раструбное, с налепными валиками под венчиком и у основания шейки; венчик невыделен, скруглен по верху.
Вариант 5 (рис. 1: 9-10). Тулово, расширяющееся к низу, на низкой ножке.
Подотдел 3. С зеленой поливой с гравировкой
Вариант 1 (рис. 1: 11). Тулово, расширяющееся к низу, с округлым
плечиком; на низкой ножке. Горло раструбное; венчик невыделенный, горизонтальный. С одной стороны на тулово нанесен врезной линией рисунок: это изображение знака Рюриковичей и крины. Принято считать, что сосуд изготовлен по заказу русского князя или его приближенного (Полу-бояринова, 1972, с. 170).
Подотдел 4. С желтой поливой по ангобной подгрунтовке.
Вариант 1 (рис. 1: 12). Тулово, расширяющееся к низу, с острым «раздвоенным» плечиком; на высокой ножке.
Итак, все выше рассмотренные 12 альбарелло относятся ко II местной группе, но они различаются цветом поливы, техникой нанесения орнамента и рядом морфологических особенностей.
Набор сосудов аналогичной формы встречается в поливной керамике ряда золотоордынских городов. Это не случайно, так как, скорее всего, в некоторых золотоордынских городах существовало их производство согласно определенным стандартам (форма, размер), но с «местными» особенностями. И.Р. Тихомолова и З.Х. Попандопуло предполагают, что в ряде торгово-ремесленных пунктов Золотой Орды было налажено производство альбарелло, предназначенных для транспортировки и хранения товаров и обслуживающее торговлю (Тихомолова, Попандопуло, 2005, с. 192). Но впервые, еще в 1947 г., точку зрения о местном золотоордынском производстве альбарелло высказал Э.К. Кверфельдт (1947, с. 90), а затем к нему присоединился Н.М. Булатов (1976, с. 83).
В настоящее время, исходя из опубликованных материалов, можно
сделать предположение, что на территории Улуса Джучи существовало несколько ремесленных центров, где для местных нужд было налажено производство небольших (миниатюрных), зауженных или расширенных ко дну, с ножкой-поддоном, красноглиня-ных поливных альбарелло. Это, кроме нижневолжских столичных центров, Большие Кучугуры, Азак, Отрар, Сарайчик, но, возможно, их было больше.
Один из таких центров находился в Нижнем Поднепровье, на городище Большие Кучугуры, где обнаружены фрагменты от 10 альбарелло (рис. 1: 13-14). По мнению И.Р. Тихомоловой и З.Х. Попандопуло кучугурские аль-барелло обнаруживают устойчивое сочетание характерных технологических и морфологических признаков, что позволяет предположить их местное производство (Тихомолова, Попандопуло, 2005, с. 192).
Кучугурские альбарелло изготовлены из глины с редкой примесью мелкого шамота и включений известняка. Обжиг изделий равномерный, цвет кирпично-красный, срезаны с круга нитью. Изделия покрыты зеленой поливой разных оттенков по белой и желтовато-белой ангобной подгрунтовке. С внешней стороны сосуды покрывали поливой на 1/2-2/3 его высоты. Внутренняя поверхность вся покрывалась поливой, но ангоб-ной подгрунтовкой покрыты только венчик и плечико. Кучугурские альба-релло повторяют следующую форму. Невысокое горло имеет массивный, Г-образный венчик с плоским краем. Узкие плечики переходят в тулово подцилиндрической формы с небольшим прогибом посередине. Плечики могут быть округлыми или крутыми.
' 2 си
16
Рис. 1. Альбарелло красноглиняные: 1 - с зеленой поливой без ангобной подгрун-товки; 2-10, 13-15, 18 - с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке; 11 - с зеленой поливой с гравировкой; 12, 17 - с желтой поливой по ангобной подгрунтовке; 16 - с желтой поливой с гравировкой и резервом (1 - ЦГ, Сар. 400; 2 - ЦГ, 5639; 3, 8 - СГ, Р ХХ1/1995-2000; 4 - ЦГ, Сар. 401; 5 - ЦГ, Р1/2000; 6 - ЦГ, Сар. 404; 7 - ЦГ, Сар. 407; 9 - ЦГ, Р/1960; 10 - СГ, Р42/2007; 11 - ЦГ, Сар. 396; 12 - ЦГ, Сар. 403; 13-14 - Большие Кучугуры; 15-16 - Азак; 17 - Отрар; 18 - Сарайчик); (1, 4, 6, 7, 11, 12 - из раскопок А.В. Терещенко, ГЭ; 2 - из раскопок В.Ф. Баллода, НМ РТ; 3, 8 - по Э.Д. Зиливинской, 2008; 13-14 - по И.Р. Тихомоловой, З.Х. Попандопуло, 2005; 15-16 - по А.Н. Масловскому, 2006; 17 - ЦГ, Р1/1994-1998, Отрар; 18 - по З. Самашеву, О. Кузнецовой, В. Шахову, 2008).
Придонный выступ образует округлое ребро при переходе к невысокой ножке-поддону. Декор простой: сделанные по основанию горла 2-3 горизонтальные врезные линии или «елочка». Размеры изделий: диаметр по венчику - 6,9-8,3 см, диаметр туло-ва - 7,1-8 см, диаметр дна - 5,6-6 см, высота не менее - 18-26 см (Тихомо-лова, Попандопуло, 2005, с. 190-191, рис. 1: 1-8). Кучугурские альбарелло по форме подобны нижневолжским варианта 1 подотдела 2, но они несколько массивнее и крупнее.
А.Н. Масловский, характеризуя керамический комплекс золотоордын-ского Азака, в поливной керамике II местной группы выделяет альбарелло, отмечая, что находки их крайне редки (Масловский, 2006, с. 348).
Азакские альбарелло изготовлены из глины с естественной примесью мелкого песка и известковых включений. Обжиг изделий сквозной, цвет красно-коричневый. Преобладающий цвет поливы - темно-зеленый. Изготовлены на этапе РФК-6-7; срезаны с круга нитью (Масловский, 2006, с. 340, 345).
Местные азакские альбарелло «распадаются» на два варианта:
1 вариант - тулово стройное, ци-линдрообразное с небольшим прогибом на середине своей высоты; плечико и придонная часть имеют вид округлого ребра; невысокая ножка-поддон. Поливой покрыта вся внешняя поверхность до уровня расширения в придонной части. Вероятно, горло срезано. Размеры: диаметр по основанию горла - 2,7 см, диаметр ребра - 4 см, диаметр дна - 3,3 см, высота ножки - 0,5 см, высота сосуда - более 10 см. По форме подобны нижневолжским альбарелло варианта 3 подотдела 2 (рис. 1: 15);
2 вариант - цилиндрическое ту-лово с небольшим прогибом в придонной части, на кольцевом поддоне. В месте перехода тулова в плечико - подпрямоугольное ребро, в придонной части - ребро округлое. Горло высокое, цилиндрическое с отогнутым наружу, Г-образным венчиком. На внешней поверхности, под поливой, нанесен орнамент в технике гравировки и резерва, в общих чертах повторяющий крымские образцы. Размеры: диаметр по венчику - 6 см, диаметр по основанию горла - 5,1 см, диаметр ребра - 6,6 см, диаметр поддона - 5,1 см, высота поддона - 1 см, высота сосуда - 17 см (рис. 1: 16).
Вероятно, в Азаке, в отличие от других золотоордынских центров, существовало производство местных альбарелло двух вариантов: 1 вариант в общих чертах повторяет форму золотоордынских миниатюрных аль-барелло, 2 вариант повторяет форму крымских альбарелло на кольцевом поддоне.
В материалах с Царевского городища есть находка небольшого альбарелло, происходящего, скорее всего, из района Отрара (рис. 1: 17). Сосуд изготовлен на этапе РФК-7 с использованием донно-емкостного начина, срезан с круга нитью. Формовочная масса с примесью маленьких чешуек слюды, незапесочена. Обжиг сквозной. Цвет черепка палево-коричневый. Тулово стройное, цилин-дрообразное с небольшим прогибом на середине своей высоты; в этом месте сделано валикообразное расширение («дутый валик»). Плечико и придонная часть имеют вид округлого ребра. Здесь находится максимальный диаметр тулова. Диаметр горла и середины тулова равны. Так же равны
диаметр по венчику, диаметр ребра и диаметр дна. Горло цилиндрическое с отогнутым наружу, скругленным венчиком. Высота горла составляет 1/4 от общей высоты сосуда. Тулово расширяется к дну, образуя высокую ножку, на которой срезана фаска. Зеленой поливой по ангобной подгрунтовке покрыта вся внешняя поверхность. На внутренней поверхности полива без ангобной подгрунтовки. Размеры: диаметр по венчику - 4,2 см, диаметр по основанию горла - 3,2 см, диаметр ребра - 4,4 см, диаметр дна - 4,3 см, высота горла - 3 см, высота ножки -1,2 см, высота сосуда - 13,7 см.
По форме альбарелло из Отрара подобно нижневолжским варианта 2 подотдела 2, но у него есть отличие -«дутый валик» на тулове.
Вероятно, в Отраре существовала своя керамическая школа, здесь было налажено производство поливной и неполивной посуды (Акишев, Байпа-ков, Ерзакович, 1987, с. 7-10, 158). К.М. Байпаков пишет о мастерской квартала керамистов конца XIII - начала XIV вв., специализировавшейся на выпуске поливной керамики. В ней, в частности, изготовлялись чаши с зеленой поливой на кольцевом поддоне, где также срезана фаска (Бай-паков, 1990, с. 122-131). В Отраре в слоях XIV - начала XV в. встречаются альбарелло с черной росписью под бирюзовой поливой (Керамика, 1991, с. 139). Хотя, по мнению Г.А. Федорова-Давыдова, в Средней Азии сосуды типа альбарелло встречаются реже, чем в Закавказье, Крыму, на Ближнем Востоке (Федоров-Давыдов, 1994, с. 135-136).
Также один из центров мог находиться в Сарайчике, в керамическом комплексе которого среди красногли-
няной поливной и кашинной керамики присутствует данный вид изделий (Са-машев, Кузнецова, Плахов, 2008, с. 15, 58). Возможно, сарайчикские альба-релло были одной формы: с цилин-дрообразным туловом, сужающимся к низу, с округлым плечиком; на низкой ножке. Внешняя поверхность до уровня расширения в придонной части покрыта зеленой поливой по ангобной подгрунтовке (рис. 1: 18). Альбарелло подобной формы есть среди кашинной керамики с бирюзовой поливой (Сама-шев, Кузнецова, Плахов, 2008, с. 207).
По форме альбарелло из Сарайчика подобно нижневолжским варианта 1 подотдела 3.
Таковы основные центры, где могли производиться миниатюрные крас-ноглиняные альбарелло для местных нужд, но не для продажи в другие зо-лотоордынские центры.
Для характеристики привозных (импортных) альбарелло (Юго-Восточный Крым) мы используем схему, разработанную И.В. Волковым и А.Н. Масловским для керамического комплекса золотоордынского Азака, в ко -тором они выделяют группу Юго-Восточного Крыма (Волков, 1992, с. 8-10; Масловский,, 2006, с. 355-373].
Найденные в нижневолжских столицах Улуса Джучи «крымские» аль-барелло обладают признаками, ко -торые исследователи отметили для данной группы керамики.
В качестве исходного сырья для сосудов использовалась ожелезненная, незапесоченная, пластичная глина. В формовочной массе фиксируется примесь известковых включений размером от 0,3 до 0,6 см. В качестве искусственно введенной примеси присутствует дробленый шамот разного размера и разной концентрации. Об-
жиг изделий равномерный, сплошной, цвет колеблется от светло-коричневого до оранжево-коричневого.
«Крымские» альбарелло, найденные при раскопках нижневолжских столиц, - на кольцевом поддоне. Течение формовочной массы в изломах днищ позволяет выделить донно-ем-костный начин. Альбарелло с кольцевыми поддонами вытянуты из одного куска глины, но их поддоны по способу изготовления делятся на налепленные и вырезанные. В первом случае поддон делался отдельно, в форме кольца или диска с выступающим бортиком; затем тулово и кольцевой поддон были соединены в одно целое. На внешней стороне придонной части, в месте соединения дна и поддона, может проходить трещина, валик или след от примазывания рукой поддона к дну. Во втором случае делали сосуд с массивным, плоским дном, в котором затем ножом вырезали полость поддона. На поверхности поддона могут остаться тонкие бороздки. Оба способа изготовления сосудов соответствуют уровню РФК-6-7 (Бобрин-ский, 1978, с. 27). Все «крымские» альбарелло поливные - с желтой или зеленой поливой, по ангобной под-грунтовке: ангоб белый или светло-кремовый. По тулову сосудов сделана орнаментальная композиция в технике гравировки широкими и тонкими линиями по ангобу.
В общих чертах сосуды повторяют одну форму. Это высокие, стройные сосуды с цилиндрическим, слегка стянутым посередине туловом, на кольцевом поддоне. В месте перехода тулова в плечико и придонную часть образуется ребро. Горло может быть цилиндрическим или раструбным с разными вариантами венчика. В при-
донной части тулово заужено или слегка расширено. Внешняя поверхность (до уровня расширения в придонной части) всегда покрыта поливой по ан-гобной подгрунтовке. На внутренней поверхности в большинстве случаев ангоб доходит до нижнего ребра, а поливой покрыты только венчик или горло до середины его высоты.
Практически все крымские аль-барелло богато орнаментированы по горлу и плечику, а также поверхность тулова между плечиком («верхнее» ребро) и придонной частью («нижнее» ребро).
В зависимости от цвета поливы и технике нанесения орнамента, пока можно выделить 3 подотдела:
1) с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке;
2) с зеленой поливой с гравировкой и резервом;
3) с желтой поливой с гравировкой и резервом.
По морфологическим особенностям и размерам выделяется несколько вариантов данного вида изделий (табл. 2).
Подотдел 1. С зеленой поливой по ангобной подгрунтовке.
Вариант 1 (рис. 2: 1). Цилиндрическое, с небольшим перехватом по середине, тулово с округлым плечиком . Горло цилиндрическое, с профилированным, скошенным внутрь венчиком. По основанию горла и по плечику могут проходить врезные линии. К этому подотделу мы относим придонную часть альбарелло с налепленным поддоном (рис. 2: 2).
Изделия данного подотдела встречаются редко, хотя в материалах из Азака есть альбарелло весьма необычной формы - с округлыми, покатыми плечиками, на небольшом дисковид-ном поддоне (рис. 2: 18).
Таблица 2.
Параметры поливных красноглиняных альбарелло Юго-Восточного Крыма.
Параметры (в см) П/о1 П/о2 П/о3
В1 В1 В2 В3 В4 В1 В2 В3 В4
Диаметр по венчику 7,7 7,2 7,2 7,3-8,3 - 7,7 7,6-8,8 - 7
Диаметр по основанию горла 5 5,5 5,7 5,3-6 5,5 6 5,5-6 4,5 6,5
Диаметр «верхнего» ребра (плечико) 9 8,1 7,5 7,8-9 7,4 8,5 7,9-9,2 6 9,5
Диаметр «нижнего» ребра 9,9 5,5 6,1 6,2-7,3 6,4 6 7-8,5 6 7
(придонная часть)
Диаметр тулова (в месте перехвата) 7-8 6,3 6 5,7-6,5 5,4 7 6-9 4,7 6,5
Диаметр поддона 6,4 5,7 5,3 5,8-6,2 5,1 5,6 5,6-6,5 4,5 5,5
Высота горла 3,5 3 3,3 2,8-3 3 3 2,5-3 2-3 3
Высота поддона 1,2 1,2 1,4 1,2-1,1 1,2 1,3 1-1,2 1,2 1,2
Общая высота сосуда >10 21 17,8 19,521,4 1819 19,5 21,423,8 1718 17,5
Количество
сосудов данного 2 2 1 3 1 1 2 2 1
варианта
Общее количество
сосудов данного 15
вида
Подотдел 2. С зеленой поливой с гравировкой и резервом.
Вариант 1 (рис. 2: 3). Цилиндрическое тулово с округлым плечиком, резко сужающееся к дну. Горло раструбное с налепными валиками под венчиком и по основанию горла. Венчик горизонтальный по верхнему краю, отогнут наружу. Поддон налепленный, расширяющийся, с выступом внутри, с плоским краем.
Между валиками, по середине горла, сделан поясок-«елочка». По плечику, под налепным валиком, проходит полоса из 8-образных фигур. На туло-ве - 10 чередующихся вертикальных полос: 5 - заштрихованных и 5 - с пересекающимися линиями (стилизованное изображение ветки растения).
Возможно, к данному варианту относится альбарелло, от которого сохранилась только верхняя часть (рис. 2: 8). На горло и плечико сосуда нанесены небрежно сделанные врезные линии. На тулове расположены уд -линенные миндалевидные листья со штриховкой внутри.
Вариант 2 (рис. 2: 5). Цилиндрическое тулово с покатым плечиком (в профиле подпрямоугольное), сужающееся к дну (нижнее ребро округлое, слабо выраженное). Горло раструбное с налепным валиком под венчиком. Горло раструбное, с профилированным, горизонтальным по верхнему краю венчиком. Поддон налепленный, расширяющийся, с валиком, с высту-
пом внутри, с плоским краем. Под венчиком, между врезными линиями, проходит полоса растительного орнамента (виноградная лоза). По плечику, между двумя врезными линиями, проходит полоса из 8-образных фигур. На тулове расположены 4 остроугольные фигуры остриями вниз, внутри которых удлиненный треугольник (стилизованное изображение листа). Между остриями фигур сделаны растительные завитки (виноградная лоза).
Вариант 3 (рис. 2: 7, 9). Цилиндрическое, с небольшим перехватом на середине или чуть ниже, тулово с приостренным плечиком (верхнее ребро шире нижнего). Горло раструбное, с широким Г-образным в профиле венчиком. Поддон вырезанный, расширяющийся, конусовидный внутри, с плоским краем. Орнамент в деталях может различаться, но в его композиции просматривается сходство. По горлу между врезными линиями проходит полоса из квадратов или стилизованная виноградная лоза. На плечико нанесено 4 узкие и 1 широкая горизонтальные врезные линии.
На тулове одного альбарелло в два ряда расположены по 5 остроугольных фигур остриями вверх и вниз (стилизованные листья), которые соединены тонкими линиями. Между остриями листьев - «уголки» из прочерченных тонких линий, внутри которых завитки-спирали. На тулове второго альбарелло в 5 рядов, в шахматном порядке, расположены ромбо-образные фигуры (ромбическая сетка может символизировать «бутоны»), внутри которых находится завиток-спираль с палочкой, направленной вниз (изображение стебля). Между ромбами нижнего ряда свободное пространство заполнено уголками из прочерченных тонких линий, внутри
которых сделан завиток. Возможно, к этому же варианту относится придонная часть альбарелло, на тулово которого нанесены удлиненные листья со штриховкой внутри. Между остриями фигур, у нижнего ребра, сделаны завитки-спирали (рис. 2: 6).
Вариант 4 (рис. 2: 4). Цилиндрическое, с перехватом на середине, тулово с округлым плечиком (диаметр верхнего и нижнего ребра практически одинаков). Горло, скорее всего, раструбное. Поддон налепленный, расширяющийся, трапецивидный внутри, с плоским краем.
По плечику, между двумя широкими врезными полосами, проходит полоса из овальных фигур с волнистыми краями. По тулову, между верхним и нижним плечиками, нанесено 8 вертикальных полос из 8-образных фигур, между которыми проходит широкая врезная полоса.
Подотдел 3. С желтой поливой с гравировкой и резервом.
Вариант 1 (рис. 2: 14). По форме и орнаментальной композиции (по горлу и плечику) аналогичен альбарел-ло варианта 1 подотдела 2 (рис. 2: 3). Единственное различие - в орнаментации тулова, так как там повторяется мотив, который присутствует на аль-барелло варианта 2 подотдела 2 (рис. 2: 5) с небольшой разницей в прорисовке полос с завитками.
Вариант 2 (рис. 2: 13, 15). По форме и композиции орнамента аналогичен альбарелло варианта 3 подотдела 2. Орнамент в деталях может различаться, но в его композиции просматривается сходство. По горлу, между врезными линиями, проходит полоса из квадратов или П-образных фигур. По плечику проходят широкие врезные полосы или полоса-«елочка».
Рис. 2. Альбарелло красноглиняные (Юго-Восточный Крым): 1-2 - с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке; 3-9, 21 - с зеленой поливой с гравировкой и резервом; 10-17 - с желтой поливой с гравировкой и резервом (1, 4, 6, 8 - СГ, Р ХХ1/1995-2000; 2 - СГ, п/м; 3 - ЦГ, Сар. 287; 5 - ЦГ, Сар. 295; 7 - ЦГ, 5638; 9 - ЦГ, 5898-2; 10 - ЦТ, Р1/1994-1998; 11-12 - СГ, б/ш; 13 - ЦГ, Сар. 284; 14 - ЦГ, Сар. 285; 15 - ЦГ, Сар. 296; 16-18 - Азак; 19-20 - Укек; 21 - Сарайчик); (1, 4, 6, 8 - по Э. Д. Зиливинской, 2008; 3, 5, 13-15 - из раскопок А.В. Терещенко, ГЭ; 7, 9 - из раскопок Ф.В. Баллода, НМ РТ; 11-12 - по Г. А. Федорову- Давыдову, 1984; 16-18 - по А.Н. Масловскому, 2006; 19-20 - по А.Ф. Недашковскому, 2000; 21 - по 3. Самашеву, О. Кузнецовой, В. Плахову, 2008).
По тулову одного альбарелло (рис. 2: 13) нанесено 12 чередующихся вертикальных полос, на которых в шахматном порядке располагаются пустые и с заштрихованной сеткой прямоугольники. Между вертикальными полосами - узкие врезные полосы. На тулове второго альбарелло (рис. 2: 15) повторяется мотив, который присутствует на альбарелло варианта 3 подотдела 2 (рис. 2: 9) с небольшой разницей в прорисовке завитков-спиралей с палочкой.
Вариант 3 (рис. 2: 11-12). По форме аналогичен альбарелло варианта 4 подотдела 2 (рис. 2: 4).
По тулову одного альбарелло (рис. 2: 11) проходят 4 вертикальные полосы с 8-образными фигурами, между которыми - две параллельные врезные полосы. По тулову второго альбарелло (рис. 2: 12) нанесено 4 чередующихся вертикальных полос: 2 полосы с косой сеткой (внутри ячеек-ромбов - удлиненный треугольник) и 2 полосы с 8-образными фигурами.
Вариант 4 (рис. 2: 10). Цилиндрическое, с небольшим перехватом чуть ниже середины, тулово с подпрямоу-гольным плечиком. Горло цилиндрическое, с Т-образным в профиле венчиком. Поддон налепленный, чуть расширяющийся, с валиком, трапециевидный внутри, с плоским краем. По середине горла и по плечику, между широкими врезными полосами, проходит полоса из наклонных врезных линий. На тулове нанесено 12 чередующихся вертикальных полос: 6 заштрихованных и 6 - с заштрихованной сеткой, между которыми располагаются широкие врезные полосы. В общих чертах орнамент аналогичен орнаменту альбарелло варианта 1 подотдела 2 (рис. 2: 3).
Итак, все выше рассмотренные 15 альбарелло относятся к привозным (импортным) изделиям из Юго-Восточного Крыма, но они различаются цветом поливы, рядом морфологических особенностей и орнаментальными мотивами.
Альбарелло аналогичной формы и с подобными орнаментальными мотивами или с отдельными элементами декора встречаются в поливной керамике ряда золотоордынских городов.
А.Н. Масловский, рассматривая поливную керамику Юго-Восточного Крыма, относит альбарелло к торговой таре, перевозившейся со своим содержимым на большие расстояния (Масловский, 2006, с. 371). Оба сосуда покрыты желтой поливой. Причем форма и орнаментальная композиция одного аналогична альбарелло варианта 3 подотдела 3 из нижневолжских центров (рис. 2: 16), а второго - варианту 2 подотдела 2 (рис. 2: 17). Но у обоих альбарелло из Азака форма кольцевого поддона отличается от нижневолжских.
Л.Ф. Недашковский, характеризуя керамический комплекс Укека, приводит два крымских альбарелло, покрытых светло-зеленой поливой (Недашковский, 2000, с. 105). Первое по форме тулова и некоторым элементам декора аналогично альбарелло варианта 2 подотдела 2 из нижневолжских центров (рис. 2: 19). Подобное альбарелло, но с темно-желтой поливой, известное в научной литературе как «ваза из Ани», было найдено Н.Я. Марром в 1893 г. (Якобсон, 1950, с. 217, рис. 125). Причем у обоих экземпляров форма поддона как в азак-ских материалах. Второе альбарелло из Укека по форме тулова и поддона, элементам декора аналогично альба-
релло варианта 2 подотдела 3 из нижневолжских центров (рис. 2: 20).
А.А. Кравченко, рассматривая керамический комплекс Белгорода на Днестре конца XIII - XIV вв., среди поливной керамики выделяет альба-релло с бесцветной поливой (скорее всего, это светло-желтая полива, см.: Кравченко, 1986, с. 77-78, рис. 30: 7). Среди сохранившихся фрагментов есть придонная часть, которая по форме тулова, поддона и орнаменту аналогичная нижневолжскому варианту 2 подотдела 3 (рис. 26 15).
Крымские альбарелло известны и в материалах из Старого Орхея (Рябой, 1988, с. 114-116, рис. 1: 3).
В материалах из Сарайчика есть альбарелло с зеленой поливой, по форме тулова подобное альбарелло варианта 4 подотдела 2 из нижневолжских центров (Самашев, кузнецова, Пла-хов, 2008, с. 176; рис. 2: 21). Причем его орнамент практически повторяет орнамент альбарелло с Царевского городища (рис. 2: 14).
В целом же все «крымские» аль-барелло показывают форму, незначительно расходящуюся в деталях. Орнаментом покрыты горло, плечико и поверхность тулова между плечиком и придонной частью. Орнаментальная композиция сделана в технике гравировки широкими и тонкими линиями по светлому ангобу.
Орнамент на тулове сосудов имеет вертикальную композицию двух видов: 1) поверхность делится прямыми гравированными линиями на четное количество секторов, каждый из которых украшается одним или двумя рисунками, повторяющимися через сектор; 2) поверхность украшена рисунком, элементы которого расположены в шахматном порядке.
Среди основных элементов орнамента можно отметить следующие: полоса с 8-образными фигурами; полоса-«елочка»; полоса из квадратов; заштрихованные полосы и сетки; завитки-спирали; палочка со спиралью; кружочки со стрелками, направленными вниз; удлиненные миндалевидные листья со штриховкой внутри; стилизованная виноградная лоза; ромбообразные фигуры (ромбическая сетка); пустые и с заштрихованной сеткой прямоугольники.
Эти элементы орнамента, а также деление поверхности сосуда на вертикальные сектора встречаются на поливных кувшинах и блюдах из Херсонеса ХШ-Х^ вв., Орен-Калы Х-ХШ вв. По мнению А.Л. Якобсона, элемент «елочка», широко распространенный в византийской керамике ХП в., это стилизация дерева с расходящимися ветками. Также мотив елочки по краю присутствует в армянской поливной керамике ХП-ХШ вв. Заштрихованная полоса - это стилизованное изображение ветки растения. Сетчатая штриховка, обычная в персидских изделиях К-Х вв., имитирует гравировку по металлу. Позднее, в ХП-ХШ вв., она часто наблюдается в керамике г. Двина, а затем и в Хер-сонесе. Мотив кружочка со стрелкой вниз (стебель) характерен для персидского искусства. Орнаментика в виде шахмат имела повсеместное распространение (Якобсон, 1950, с. 173-192; табл. 6: 31, 33; 9: 41; 12: 51; 13: 52; 14: 53-55; 16: 60, 61; 20: 74б, 75, 77; 21: 79, 80; 22: 81а; 23: 89а, б; 32: 130; он же, 1959, с. 256).
Все это свидетельствует о том, что в юго-восточных крымских городах было налажено производство альбарел-ло согласно определенным стандартам (форма, размер, набор орнаменталь-
ных элементов). Причем данная продукция предназначалась для вывоза в другие золотоордынские центры как тара специального назначения.
И.В. Волков отмечает, что альбарел-ло, относящиеся к группе Восточного Крыма, имеют особенность: внутренняя поверхность у них всегда покрыта поливой, так как мастера стремились предельно сократить возможность впитывания содержимого в керамику. Это позволяет предполагать, что аль-барелло предназначались для лекарств и жидкостей, относящихся к врачеванию (Волков, 2004, с. 304).
Итак, все выше рассмотренные 27 сосудов относятся к одному виду изделий - альбарелло. Они обладают рядом устойчивых признаков: стандартная форма и размер; поливой покрывались их внешняя и внутренняя поверхности.
Н.М. Булатов предположил, что в этих сосудах, герметически закрытых, хранились дорогие благовония и лекарства, возможно, легко испаряющиеся. Доступ к ним был возможен только путем среза части горловины. Действительно, у некоторых миниатюрных альбарелло верхняя часть горлышка с венчиком срезаны острым инструментом (рис. 1: 7, 12, 15). Причем, срез произведен после того, как сосуд уже был покрыт поливой - на срезе четко видны внутренний и внешний слой поливы, а между ними - глиняный черепок (Булатов, 1969, с. 34, 40). Иногда у обрезанного края сделано по два небольших отверстия. Возможно, наличие дырочек у верхнего края миниатюрных сосудов свидетельствует о том, что они употреблялись в качестве чернильниц. Это свидетельствует о вторичности использования альбарел-ло, например, в качестве чернильницы (Булатов, 1969, с. 39).
Известно, что альбарелло были широко распространены в средневековых мусульманских странах еще в домонгольское время.
По мнению И.В. Волкова, слово «альбарелло» распространилось в Европе из итальянского языка, в который оно попало от испанских мори-сков. Само слово по происхождению арабское, одного корня с названием меры нефти - баррель (Волков, 2004, с. 297).
А.Н. Кубе отмечает, что уже с середины XIV в. изготовление аптечной посуды играет в истории итальянского майоличного производства важную роль. Во второй половине XIV в., после эпидемии чумы, при больших монастырях в Италии стали создаваться госпитали с аптеками. Для убранства этих аптек требовалось огромное количество аптечной посуды. Стены торгового зала аптеки занимали полки, на которых размешались специальные сосуды с аптечным сырьем, для которого стала изготавливаться специальная керамическая посуда. Особое значение приобрели так называемые альбарелли (а1ЬагеШ) - цилиндрические сосуды на ножке со слегка стянутым посередине туловом, покатыми плечиками и низким горлом с легким утолщением по краю. Вогнутость стенок имела цель предупреждать выскальзывание сосуда из рук. Альбарелли не имели крышек, а прикрывались кружками бумаги или пергамента, стянутыми под утолщенным краем горла веревочкой. На лицевой стороне итальянских альбареллей обычно изображалась развернутая бандероль с надписью, содержащей названия различных лекарств и косметических средств (Кубе, 1976, с. 10).
По мнению А.Н. Кубе, итальянские мастера эту форму заимствовали из Испании, откуда в Италию в большом количестве ввозились валенсийские альбарелли. Итальянские мастера покрывали сосуды подобной формы белой оловянной глазурью (итал. alba-relio от лат. а1Ыо8 - «белый», albarius - «беленый») и расписывали растительным орнаментом. Баночки для лекарств в Италии затем стали называть альбарелли или альбарелло (от арабского «маленькое деревце» - см.: Кубе, 1923, с. 51).
Также считают, что название аль-барелло могло произойти от названия серебристого тополя, цвет и рисунок коры которого напоминал итальянскую керамику (Кубе, 1976, с. 10).
Полагают, что форма этих сосудов была заимствована с Востока, где она подражала отдельным сочленениям крупного тростника и бамбука. В похожих деревянных сосудах или керамических, украшенных темно-синей глазурью и росписью, восточные купцы ввозили в Европу ароматические
вещества, сушеные пряности и специи (Кубе, 1923, с. 51).
Данную форму - испано-мавританских и итальянских - повторяют альбарелло, изготовленные в городах Юго-Восточного Крыма, но они более изящных, стройных пропорций.
Если говорить о миниатюрных зо-лотоордынских альбарелло, то они по своей форме близки к кашинным альбарелло. Н.М. Булатов считает, что форма миниатюрных альбарелло могла быть заимствована в поливной керамике Закавказья, где подобные сосуды с фиолетовой поливой и гравировкой известны уже в ХП-ХШ вв. Золотоордынские миниатюрные альбарелло стали результатом дальнейшего развития и усовершенствования данной формы (Булатов, 1976, с. 89).
Все альбарелло, рассмотренные в данной работе, были найдены в жилых или хозяйственных постройках, время бытования которых, судя по монетному материалу, определяется 1330/1340 - 1360-ми годами.
ЛИТЕРАТУРА
Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Отрар в XIII-XV вв. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1987. - 256 с.
Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана (Отрарский оазис). - Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. - 207 с.
Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: Источники и методы изучения. -М.: Наука, 1978. - 278 с.
Булатов Н.М. Кашинные миниатюрные сосуды из Нового Сарая // Древности Восточной Европы. - М., 1969. - С. 32-40.
Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордын-ских городов // Средневековые памятники Поволжья. - М.: Наука, 1976. - С. 73-107.
Волков И.В. Керамика Азова XIV-XVIII вв. (Классификация и датировка): Автореф. дис... канд. ист. наук. - М, 1992. - 24 с.
Волков И. В. Историографические курьезы // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. - Азов, 2004. - Вып. 21. - С. 291-335.
ЗеленеевЮ.А., Курочкина С.А. Золотоордынский город Сарай ал-Джедид (результаты археологических исследований на Царевском городище в 1994-2000 гг.). - Йошкар-Ола, 2009. - 264 с.
Кверфельдт Э.Д. Керамика Ближнего Востока. Руководство к распознанию и определению керамических изделий. - Л.: Тип. ГЭ, 1947. - 144 с.
Керамика средневекового Отрара. - Алма-Ата: Изд-во «Онер», 1991. - 211 с. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси. IX-XVII вв. - М.: Наука, 2010. - 269 с. Кравченко А.А. Средневековый Белгород на Днестре (конец XIII - XIV вв.). - Киев: Наукова думка, 1986. - 128 с.
Кубе А.Н. История фаянса. - Берлин, 1923.
Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII вв. Собрание Гос. Эрмитажа. - М., 1976.
Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. - Азов, 2006. - Вып. 21. - С. 308-473.
Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. - М.: Восточная литература, 2000. - 224 с.
Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв.: Сб. науч. трудов. - К.: ИД «Стилос», 2005. - Т. I. - С. 190-194.
Полубояринова М.Д. Русские вещи на территории Золотой Орды // СА. - 1972. -№ 2. - С. 164-187.
Рябой Т.Ф. К вопросу о «больших» домах из старого Орхея // Средневековые памятники Днестровско-Прутского междуречья. - Кишинев, 1988. - С. 112-121.
Сайко Э.В. История технологии керамического ремесла Средней Азии VIII-XII вв.
- Душанбе, 1963. - 208 с.
Самашев З., Кузнецова О., Плахов В. Керамика Сарайчика. - Алматы, 2008. - 264 с. Тихомолова И.Р., Попандопуло З.Х. Альбарелло городища Большие Кучугуры // Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
- 228 с.
Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) // МИА. - 1950. - № 17. -256 с.
Якобсон А.Л. Художественная керамика Байлакана (Орен-Кала) // Тр. Азербайджанской (Орен-Калинской) экспедиции. Т. I. - М.: Изд-во АН СССР, 1959.- С. 229-280. (МИА, № 67).
Fyodorov-Davydov G.A. The Culture of the Golden Horde Cities / Transl. from the Russian by H. Bartlett Wells. British Archaeological Reports. International Series 198. -Oxf., 1984. - 278 p.
ALBARELLO OF THE LOWER VOLGA REGION CAPITALS OF DZHUCHI ULUS
S.A. Kurochkina Key words: ceramic complex, glazed red clay ceramics, albarello.
Analysis of albarello as one form of glazed red clay ceramics which was produced in the cities of the Golden Horde, is given in the article. These units were discovered in dwelling and household structures dated back to 1330/1340 - 1360 as per coin materials. Albarello units were intended for medicaments and aromatic substances, but could also be used as ink-pots.