Научная статья на тему '«Аль-Каида» в Ираке'

«Аль-Каида» в Ираке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Аль-Каида» в Ираке»

ных перипетий победитель Х. Карзай вышел весьма потрепанным, выборы оказались дискредитированными, и вряд ли они подкрепили легитимность центральной власти в Афганистане. Тем не менее представляется, что выборы как таковые стали шагом в верном направлении по пути модернизации политики и общества страны. Но помогут ли они решить главные проблемы: потеснить талибов, преодолеть всеобщую нищету и наркобизнес? Ведь откровенно слабое кабульское правительство не контролирует ситуацию в стране и целиком полагается на иностранную помощь.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 12, с. 13-18.

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук (ИВ РАН) «АЛЬ-КАИДА» В ИРАКЕ

Один из исламистских идеологов аз-Завахири считает главной задачей джихада в Ираке изгнание американцев и создание исламского государства, а в перспективе - свержение режимов в соседних странах и объединение их в халифат. С точки зрения главных действующих лиц радикального исламизма, «...война в Ираке предсказана в Коране и Сунне, и именно отсюда начнется победное шествие ислама». Поэтому им, по мнению аз-Завахири, выпала великая честь - вести борьбу против неверных в самом сердце мусульманского мира. Главное поле битвы со временем будет находиться именно в Ираке и соседних странах - Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Палестине. «Эта территория, - говорил аз-Завахири, - подобна птице, крылья которой - Египет и Сирия, сердце - Палестина, о чем имеется пророчество». Главная цель «Аль-Каиды» в Ираке - образование исламского государства. Она также стремится обеспечить территорию, где моджахеды разных стран могли бы беспрепятственно проходить военно-террористическую подготовку, скрываться от преследований спецслужб.

После начала оккупации Ирака, иорданец Абу Мусабу аз-Заркауи в сентябре 2004 г. обратился ко всему мусульманскому сообществу с призывом о помощи моджахедам Ирака. Заручившись поддержкой бен Ладена, он стал лидером джихада «Аль-Каиды» в этом государстве. Аз-Заркауи оказался нужен «Аль-Каиде» как символ сопротивления Западу в самом сердце мусульманского мира. Лидер «Аль-Каиды в Ираке» отличался организа-

102

торскими способностями и самостоятельностью в выборе решений, был честолюбив, а самое главное - обладал харизмой. Настоящее имя аз-Заркауи - Ахмад Фадиль Наззал аль-Халайла. Он приехал в Афганистан в 1989 г., уже после вывода из страны советских войск. В начале 90-х годов познакомился с известным идеологом современного радикального исламизма, иорданцем Мухаммедом аль-Макдиси (настоящее имя Исам Тахир аль-Баркави), который оказал большое влияние на мировоззрение аз-Заркауи. В 1992 г. они сформировали в Иордании группировку «Ат-Тавхид» («Единобожие»). Эта организация стала запасаться оружием и взрывчаткой, заниматься пропагандистской работой. Ее численность быстро росла, и вскоре ее активисты попали в поле зрения иорданских спецслужб, и аль-Макдиси и аз-Заркауи были арестованы. После освобождения из тюрьмы в 1999 г. аз-Заркауи уехал в Пешавар (Пакистан), откуда намеревался вместе с верными ему людьми уехать в Чечню, но был арестован пакистанскими властями. Затем он перебрался в Афганистан. Будучи очень честолюбивым, аз-Зархауи, в отличие от многих моджахедов, которые давали клятву верности (мубайя) бен Ладену, отказался это сделать и предпочел действовать самостоятельно, став «маленьким бен Ладеном» небольшой организации. С разрешения талибов он создал свой военно-тренировочный лагерь в Герате и организовал новую террористическую группировку, все члены которой вышли из родного города командира - Зарка. В отряде аз-Заркауи воевал Абу Анас аш-Шами один из учеников знаменитого аль-Максиди. Многие надеялись, что он окажет сдерживающее влияние на командира и поможет ему избежать стратегических ошибок. Но однажды аз-Заркауи послал аш-Шами на опасное задание, выполняя которое аш-Шами погиб. В результате движение потеряло талантливого пропагандиста, а аз-Заркауи, возможно сознательно, избавился от человека, который по своим знаниям превосходил своего командира. После разгрома талибов в Афганистане аз-Заркауи через Иран перебрался в Северный Ирак. Известно, что его на некоторое время приютила исламистская группировка «Ансар аль-Ислам». 8 июня 2006 г. в результате налета американской авиации по одному из убежищ террористов близ города Бакуба аз-Заркауи был убит.

Саудовский радикальный исламист Абу Абдалла Ахмад аль-Имран в статье «Политика священной войны "Аль-Каиды" в Ираке» озвучил стратегию аз-Заркауи в Ираке. По его мнению, воины джихада в этой стране должны были приложить максимум усилий,

103

чтобы армия США оказалась в изоляции. Для этого следовало уничтожать арабских переводчиков с английского, что ограничило бы контакты американских военных с местным населением до минимума, сделав их «глухими». Ставилась также задача активизировать удары по иракским полицейским и национальной гвардии с тем, чтобы эти вооруженные формирования не стали американской армии. Террористические акты против арабских дипломатов провозглашались легитимными, ибо эти дипломаты представляют «вероотступнические» режимы. Общественность стран, в отношении представителей которых совершаются террористические акты, должна знать, что такие акты - следствие проамериканской политики их правительств. Особое значение придавалось уничтожению шиитских бригад «Аль-Бадр», с тем чтобы эти группировки не помешали приходу к власти суннитов и созданию халифата. Тем самым аз-Заркауи приобрел репутацию жестокого убийцы и утратил поддержку мирных иракцев.

Ряд местных группировок, ведущих борьбу против американцев и шиитов, не устраивало то, что «Аль-Каида в Ираке», на начальном этапе состоявшая большей частью из иностранцев, пыталась захватить лидерство в иракском движении сопротивления. Жесткие методы борьбы, многочисленные теракты, в которых гибли мирные жители, вызывали протест у местных националистических и исламистских группировок. Между «Аль-Каидой» и местными группировками неоднократно возникали вооруженные столкновения. Все это вызвало негативную реакцию со стороны первых лиц «Аль-Каиды» и теоретиков экстремистского исламизма. Аль-Макдиси также подверг действия своего воспитанника суровой критике. В июле 2004 г. он выступил с обращением к нему. Призвав не приравнивать шиитов к христианам и иудеям, аль-Макдиси осудил массовые убийства шиитов. По его мнению, убийства в шиитских районах - это ошибка. Он также заявил, что террористов-смертников можно использовать только против военных объектов, а акции самопожертвования можно совершать лишь в том случае, если нет другого способа нанести урон противнику. «Самопожертвование должно быть запрещено, если можно использовать оружие, - говорил аль-Макдиси, - иначе оно становится крематорием для мусульманской молодежи. Ведь молодых людей можно использовать в качестве проповедников на их родине. Моджахеды - это "драгоценные камни", и мы не должны их растрачивать впустую для поражения целей, по которым можно нанести

104

удар, избегая ненужных жертв. Те, кто совершает напрасные акты самопожертвования, попадут в ад». Бывший наставник главаря террористов утверждал, что прежде чем перейти к открытой конфронтации с нынешними режимами, движение джихада должно пройти долгий и трудный путь. Необходимо работать с массами, знакомить их с «чистым исламом». Восстание оправдано только тогда, когда в обществе накопится критическая масса сторонников свержения «вероотступнических» режимов. Вооруженные ячейки должны очень тщательно планировать спецоперации. Аль-Макдиси негативно высказался о тех группировках, которые своими необдуманными действиями провоцируют правительство на жесткие ответные шаги. По его мнению, без достаточной идеологической обработки широких слоев населения джихад в Ираке обречен на провал. Несколько позднее он заявил: «Мой план - создать исламскую нацию, исламское государство для всех мусульман, а не взорвать бар, кинотеатр или убить офицера, который меня пытал. Эта цель не может быть достигнута за счет эпизодических малозначительных актов мести. Необходимо воспитывать поколения истинных мусульман». В ответ на критические выпады аль-Макдиси в свой адрес аз-Заркауи заявил, что тот незнаком с ситуацией в Ираке. Высоко оценивая познания аль-Макдиси в теологии, он, по сути, подверг сомнению его ценность как практика. В отношении же шиитов аз-Заркауи заявил, что считает их теми, кто, используя механизм выборов, приводит к власти своих единоверцев.

9 июля 2005 г. к аз-Заркауи с большим посланием обратился Айман аз-Завахири. Этот документ изобилует религиозной риторикой, но в нем просматривается политический прагматизм. Указав аз-Заркауи на его «неиракское происхождение», один из главарей «Аль-Каиды» подчеркнул, что движущая сила сопротивления в Ираке - не ислам, а национализм, и это следовало бы принимать в расчет. По его мнению, для успешного ведения войны в Ираке необходимо заручиться хотя бы минимальной поддержкой местного населения. Аз-Завахири напомнил об ошибках, совершенных талибами в Афганистане, которые делали ставку только на своих соплеменников и не смогли объединись народ против американской агрессии. Аз-Завахири предупредил, что враги ислама всячески стараются дискредитировать движение джихада в массовом сознании. Заместитель бен Ладена рекомендовал аз-Заркауи отказаться от террористических актов против шиитов, отметив, что рано или поздно конфликт с шиитами неизбежен, но его следует отложить

105

до тех пор, пока не будут достигнуты более насущные цели. По его мнению, нападения на шиитов контрпродуктивны, так как они отчуждают местное население страны, чья поддержка так важна. Более того, уничтожить всех шиитов Ирака невозможно, а в иракских тюрьмах находятся сотни членов «Аль-Каиды», которые могут стать жертвами мести. Аз-Завахири осудил и обезглавливание заложников: хотя такие методы борьбы вселяют страх в сердца «крестоносцев», в сложившейся ситуации лучше отказаться от них, так как они вредят имиджу моджахедов и отдаляют народ от джихада. Когда аз-Заркауи летом 2006 г. был убит, некоторые эксперты утверждали, что его смерть будет означать начало конца «Аль-Каиды» в Двуречье. Однако на деле произошло обратное.

Новый руководитель, Абу Айюб аль-Масри, оказался более гибким и эффективным организатором. Абу Айюб ал-Масри (настоящее имя Абу Хамза аль-Мухаджир) - египтянин, ему около 50 лет. Будучи специалистом по взрывному делу, он воевал в Афганистане. С 2002 г. он руководил проведением операций «Аль-Каиды» в Ираке, а также отвечал за вербовку и проверку на надежность новых боевиков и диверсионно-террористических групп, присоединившихся к организации, т.е. фактически возглавлял службу безопасности иракского отделения «Аль-Каиды». Выполняя функции надзора, аль-Масри много ездил по странам Ближнего Востока и Северной Африки. В отличие от аз-Заркауи, он стал «иракизировать» «Аль-Каиду», привлекая в нее местные кадры и призывая других моджахедов «заботиться о суннитских братьях». Ему удалось улучшить репутацию «Аль-Каиды» в глазах иракцев. Он стал создавать более широкий альянс джихадийских группировок. В конце 2006 г. Аль-Масри обратился к лидерам крупнейших группировок иракского сопротивления: «Мы нуждаемся в вас больше, чем вы в нас. Мы молимся за вас, чтобы Аллах защитил вас. Мы не лучше вас; вы идете впереди, в то время как мы отстаем от вас. Вы начали джихад раньше нас, вы бескорыстнее, чем мы, ваши моджахеды более дисциплинированны. Мы считаем вас более богобоязненными». Пытаясь решить проблемы в отношениях с иракцами, еще в январе 2006 г. аз-Заркауи создал Совет шуры моджахедов (СШМ). В него вошло несколько суннитских группировок, включая «Аль-Каиду», которая стала всего лишь одной из них, а аз-Заркауи - одним из эмиров. Таким образом, статус «Аль-Каиды в Ираке» был низведен до уровня рядовой организации сопротивления. Более того, руководителем новой организации стал

106

иракец Абдалла аль-Багдади. Это, однако, не означало, что в СШМ сторонники аз-Заркауи перестали задавать тон. Движимые страте -гическими интересами создания вселенского исламского государства, они пытались решить две задачи: вести борьбу с силами международной коалиции, иракской полицией, а также шиитскими группировками, и (что оказалось сложнее) объединить суннитские группировки различной идеологической направленности. Тем более что центральное правительство в Багдаде предприняло ряд шагов для включения иракских суннитских кланов и некоторых исламистских организаций в политический процесс страны, что открывало им новые возможности реализации своих амбиций.

Создание СШМ стало первым шагом, предпринятым «Аль-Каидой» с целью захватить под свой контроль исламское сопротивление в Ираке. Сразу же к этой организации присоединилось несколько суннитских группировок. Тенденция к объединению суннитских радикальных группировок усилилась после гибели аз-Заркауи. 15 октября 2006 г. СШМ объявил о создании Исламского Государства Ирак (ИГИ). В заявлении говорилось, что это стало ответной мерой на фактическое основание курдского и шиитского государства в Ираке. Представитель Совета заявил, что ИГИ создано для объединения суннитских группировок джихада и предотвращения столкновений между ними. Он также призвал всех суннитов Ирака признать руководителем ИГИ Абу Омара аль-Багдади. Провозглашение ИГИ поддержали также мелкие, но боеспособные исламистские группировки. Абу Омар аль-Багдади в октябре 2006 г. заявил, что создание ИГИ поддержали около 30 влиятельных суннитстких кланов. Однако такие крупные иракские группировки, как «Ансар ас-Сунна», «Аль-Джайш улъ-Ислам фи-ль-Ирак» (Исламская армия Ирака), «Аль-Джайш уль-Муджахидин», по различным причинам не вошли в ИГИ, но заявили, что являются его союзниками. Известно, что в конце 2006 г. между ИГИ и «Ан-сар ас-Сунна» шли переговоры об их возможном слиянии.

После провозглашения ИГИ были предприняты шаги для его теоретического обоснования и придания ему «законного» статуса. В январе 2007 г. на исламистских сайтах было размещено заявление об «Учреждении Исламского Государства Ирак». Его сделал Усман бин Абд ар-Рахман ат-Тамими. В этом документе фактически содержался ответ на утверждения различных группировок иракского сопротивления о несостоятельности такого государства. Они ссылались на то, что ИГИ не контролирует свою территорию,

107

не в состоянии обеспечить ее безопасность, эта территория оккупирована иностранными войсками и у новоявленного государства отсутствуют как административные ресурсы для управления, так и экономическая инфраструктура. Ат-Тамими утверждал, что ИГИ обладает более обширной территорией, чем государство, созданное в свое время Пророком Мухаммадом в Медине в VII в. Он отметил, что как в ИГИ, так и в том государстве, которое создал Пророк, сталкиваются интересы различных политических сил. Если в Медине это были племена, религиозные общины, то в Ираке - националистические, клановые, неподконтрольные группы джихада. Таким образом, утверждал он, ставить под сомнение законный статус ИГИ означает не признавать существование исламского государства, созданного Пророком Мухаммадом в Медине. Что касается суверенности новоявленного государства, то ат-Тамими привел пример граничащих с Израилем государств, которые не могут защитить свое воздушное пространство от Израиля. Он также заявил, что иракское правительство не контролирует всю территорию Ирака. На его взгляд, не могут считаться суверенными те государства, которые полностью зависят от иностранной поддержки.

Ат-Тамими утверждал, что в современном мире понятие суверенитета может принимать несколько иные формы, чем те, которые имели место в прошлом. Государство простирается настолько, насколько вооруженные люди могут его защитить, а зона контроля ИГИ постоянно изменяется. Ат-Тамими назвал основную цель провозглашения ИГИ - продемонстрировать слабость правительства в Багдаде и начать заполнять политический вакуум в суннитских районах Ирака. Заявление о создании ИГИ отвечало идеологическим воззрениям теоретиков современного радикального исламизма. Таким образом они пытались заполнить политический вакуум, сложившийся в суннитских районах страны, наладить судопроизводство, обеспечить безопасность и т.д.

Однако на практике новому образованию пришлось в основном разрешать постоянно возникавшие внутренние противоречия между кланами и группировками. Определенную роль сыграл и негативный имидж «Аль-Каиды», сложившийся у иракцев в результате деятельности аз-Заркауи. Все это препятствовало практической реализации тех принципов, которые были изложены теоретиками всемирного джихада. По сути создание ИГИ было реакцией на многочисленные заявления местных руководителей исламистских группировок о том, что «Аль-Каида», состоящая из «инород-

108

цев», стремится доминировать в иракском движении сопротивления. Теперь же, в рамках нового государства, в «Аль-Каиде» увеличилась численность иракцев, и она стала рядовой группировкой, подчиняющейся лидеру ИГИ Омару аль-Багдади. Однако, несмотря на это, роль «Аль-Каиды» в иракском сопротивлении и формировании его идеологической линии по-прежнему велика. Большинство кровавых терактов приписывается именно этой террористической организации. Недовольство иракцев убийствами мирных жителей также ассоциируется, прежде всего, с «Аль-Каидой», а не с военизированными структурами ИГИ, которые тоже состоят из значительного числа боеспособных групп. Причем многие из них учредили интернет-сайты и интернет-журналы, где отчитываются о своей деятельности, есть и разветвленная инфраструктура для набора добровольцев. После вывода американских войск из Ирака численность сторонников ИГИ скорее всего возрастет, так как «Аль-Каида» готовится к длительной войне против шиитов и поддерживающего их Ирана. Современную деятельность «Аль-Каиды» и ИГИ можно охарактеризовать как тактический ход в условиях гражданской войны, рассчитанный, в основном, на то, чтобы продержаться как можно дольше.

(Окончание в следующем номере) «Азия и Африка сегодня», М., № 10, 2009 г., с. 32-36.

Юрий Каграманов,

культуролог

ВОКРУГ «ИРАНСКОЙ ИДИОМЫ»

«Что скажет нам, наконец, великая Персия Кира?» - вопрошал в XIX в. Константин Леонтьев. В эпоху, когда в Европе ничего уже не ждали от Востока в культурном и цивилизационном смысле, Леонтьев верил, что Персия еще скажет свое «новое слово». А связал он ее с именем Кира, наверное, потому, что при этом царе Персия достигла наивысшего военного могущества. И еще потому, что Кир Великий был грозою тогдашней Европы, т.е. Греции; а Леонтьев, пропитанный высокой европейской культурой, современную ему Европу, измельчавшую и опошлившую себя (так ему, по крайней мере, казалось), не жаловал. Должно было пройти столетие и наступить год 1979-й по христианскому календарю, чтобы Персия, которая теперь называет себя Ираном, действительно сказала свое

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.