Контактная информация: [email protected] УДК 797.21
АКВААЭРОБИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕВУШЕК 18-20
ЛЕТ
Галина Николаевна Нижник, преподаватель,
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А.Бунина), Сергей Николаевич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РУФКСиТ),
Москва
Аннотация
Исследовалось влияние аквааэробики на процесс формирования двигательного навыка плавания у студенток. Установлено, что специально отобранные упражнения аквааэробики способствуют формированию двигательного навыка плавания и ускоряют его процесс, а также являются эффективным средством снятия психоэмоциональной напряжённости у не умеющих плавать в период начального обучения.
Ключевые слова: двигательный навык, методика обучения, плавание, аквааэробика.
AQUA AEROBIC AT ELEMENTARY SWIMMING STAGE FOR THE GIRLS AGED
18-20 YEARS OLD
Galina Nikolaevna Nizhnik, the teacher,
Ylets State University Named after I.A.Bunin,
Sergey Nikolaevich Morozov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism,
Moscow
Annotation
The article is based on the analyses of aqua aerobic influence on student’s swimming skills formation. It shows that special set of exercises leads to swimming skills formation and develops it. It helps effectively to overcome the beginners' emotional tension during the initial swimming training period.
Keywords: moving skill, methods of teaching, swimming, aqua aerobic.
ВВЕДЕНИЕ
Умение плавать для большинства людей является одним из главных условий обеспечения безопасности на воде, жизненно необходимым навыком, несмотря на это около 30% взрослого населения не умеют плавать и среди них большую часть составляют женщины. Специалисты в области плавания большое внимание уделяют вопросам обучения, но в основном работы посвящены проблемам обучения детей различного возраста и условий проведения занятий. Что касается работ, связанных с экспериментальной проверкой методик массового обучения взрослого населения, то их еще неоправданно мало [6]. Многие авторы отмечают, что при обучении взрослых возникают трудности психологического плана [2].
Введение в практику новых форм организации занятий по обучению плаванию девушек, используя аквааэробику [1,3], как средство снятия психо-эмоционального напряжения, позволит повысить эффективность процесса формирования двигательного навыка плавания. В связи с этим целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики начального обучения плаванию девушек 18-20 лет с использованием аквааэробики.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате предварительного эксперимента были систематизированы упражнения аквааэробики, которые объединены в блоки по характеру и направленности решаемых задач. Использование аквааэробики в первую очередь было направлено на ослабление психо-эмоциональной напряженности. Выполнение различных упражнений способствовало повышению уровня двигательной подготовленности занимающихся, развитию координационных способностей, освоению с водой. Также использовали упражнения на освоение водно-опорных навыков, для перехода из горизонтального положения в вертикальное и расслабление.
Процентное соотношение средств аквааэробики и плавания менялось по мере освоения двигательного навыка плавания занимающимися. В начале курса обучения плаванию на этапе освоения с водой на долю средств аквааэробики отводить до 45% времени занятия с последующим её снижением по мере формирования навыка плавания, за счет уменьшения блоков или их объединения. Продолжительность отдельного блока упражнений аквааэробики в начале курса до 5 минут. В исследовании приняли участие 40 де-вушек-студенток ЕГУ им. И. А. Бунина, не умеющие плавать, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 20 человек в каждой группе. Курс обучения составлял 10 уроков по 45 минут каждый при двухразовых занятиях в неделю. Контрольная группа занималась по традиционной методике, экспериментальная группа занималась по разработанной методике с использованием аквааэробики. Эффективность методики оценивалась по уровню плавательной подготовленности и влиянию на психоэмоциональное состояние женщин [4,7]. Для статического анализа результатов исследования использовали и-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона и 1-критерий Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате педагогического эксперимента было установлено, что обучающиеся по экспериментальной программе, имели более высокий уровень плавательной подготовленности (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования плавательной подготовленности девушек (кроль на спне)
Показатели Группа р
экспериментальная контрольная
Длина проплываемой дистанции, м 40,91±3,63 38,97±3,60 >0,05
Время 25 м, с 42,01±1,85 46,87±1,51 <0,05
Скорость плавания, м /с 0,60±0,01 0,53±0,02 <0,001
Длина шага, м 1,12±0,02 0,98±0,03 <0,001
Оценка техники плавания, баллы 4,37±0,14 3,57±0,11 <0,01
Тест на координацию, количество ошибок 1,46±0,27 3,28±0,53 <0,01
Время удержания на плаву, с 20,6±1,63 11,7±1,87 <0,01
Несмотря на то, что по длине проплываемой дистанции нет достоверных различий, девушки экспериментальной группы значительно лучше освоили технику плавания кролем на спине о чём свидетельствуют результаты времени проплывания контрольной дистанции, оценки техники плавания и кинематические характеристики техники, а именно скорость плавания и длина «шага» пловца. Выполнение разнообразных упражнений аквааэробики, в процессе занятий в экспериментальной группе способствовало улучшению координационных способностей занимающихся в водной среде, тем самым содействовало формированию так называемого «чувства воды» в плавании. Способность удержания на плаву за счёт умения нахождения упора о воду значительно выше в экспериментальной группе. Время удержания на плаву в экспериментальной группе почти в два раза больше, чем у девушек контрольной группы. В экспериментальной группе у девушек в
процессе занятий произошло достоверное снижение показателей суммарного отклонения (СО) и ситуативной тревожности (СТ), а изменение показателя вегетативного компонента (ВК) было незначительным
Таблица 2
Показатели психоэмоционального состояния девушек в процессе занятий (баллы)
Показатели До занятий После занятий р
Экспериментальная группа
СО 17,9±1,23 14,2±1,31 <0,05
ВК 1,41±0,29 1,39±0,19 >0,05
СТ 48,55±4,57 40,18±3,16 <0,05
Самочувствие 4,82±1,25 7,27±0,65 <0,05
Активность 4,55±0,52 6,91±0,70 <0,05
Настроение 4,91±1,14 8,09±0,70 <0,05
Контрольная группа
СО 19,5±1,21 16,3±1,34 >0,05
ВК 1,12±0,17 0,98±0,26 >0,05
СТ 50,18±5,02 46,55±3,36 >0,05
Самочувствие 4,73±1,27 5,91±0,83 <0,05
Активность 4,63±0,67 5,36±0,51 <0,05
Настроение 5,09±1,45 6,09±0,83 <0,05
Улучшение показателей эмоциональных состояний девушек произошло в обеих группах. Сравнительный анализ между группами выявил, что после занятий у девушек экспериментальной группы показатели самочувствия повысились на 2,45 балла, активности на 2,36 балла, настроения на 3,18 балла.
ВЫВОДЫ
1. Экспериментально обоснована эффективность разработанной методики начального обучения плаванию женщин, на основе использования аквааэробики, их рационального сочетания с плавательными упражнениями, создающей благоприятные условия для приобретения навыка плавания.
О более высоком уровне подготовленности к освоению двигательного навыка в экспериментальной группе свидетельствуют время удержания на плаву, а также улучшение координационных способностей. У девушек экспериментальной группы значительно выше оценки за технику плавания, лучше время проплывания контрольной дистанции, а также больше показатели длины шага и скорости плавания способа кроль на спине.
2. Результаты исследования показали, что аквааэробика является эффективным средством снятия психо-эмоционального напряжения при начальном обучении плаванию девушек, о чём свидетельствуют достоверное снижение в экспериментальной группе суммарного отклонения (р<0.05), уровня ситуативной тревожности и улучшение показателей самочувствия, активности, настроения . Использование аквааэробики способствует снижению уровня нервно-психической напряжённости, тем самым ускоряет процесс формирования двигательного навыка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аквааэробика / авт.-сост. Е.Н. Яных, В.А. Захаркина. - М. : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2006. - 127 с.
2. Высоцкий, Ю.М. Повышение эффективности плавательной подготовки студентов средствами психорегуляции двигательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Высоцкий Ю.М. - Л., 1986. - 16 с.
3. Лоуренс, Д. И. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. И. Лоуренс ; пер. с англ. А. Озерова. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 256 с.
4. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. Л. Марищук [и др.]. - М. : Просвещение, 1984. - 151 с.
5. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений : учебно-методическое пособие / М.Г. Непочатых [и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : [б.и.], 2009. - 69 с.
6. Перепилица, Е.Г. Рациональное использование средств и методов начального обучения плаванию студентов в условиях глубокого бассейна : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перепелица Елена Евгеньевна ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры.- Хабаровск, 2004. - 24 с.
7. Тимофеев, В. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера / В. Тимофеев, Ю. Филимоненко. - СПб. : ГП Иматон, 1995. - 30 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.923
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Айдар Канифович Нуриахметов, аспирант,
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой
(СГПА им. З. Биишевой)
Аннотация
В статье представлены результаты корреляционного анализа данных опросника структуры темперамента Русалова и ряда распространённых психологических и психолингвистических тестов, проведённых в рамках психолингвистического исследования на базе одного из учреждений начального профессионального образования.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность, опросник структуры темперамента, корреляционный анализ, психолингвистика.
PSYCHOLINGUISTIC CORRELATES OF STUDENTS' TEMPERAMENT FOR THOSE STUDYING IN ELEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION
INSTITUTIONS
Aidar Kanifovich Nuriakhmetov, the post-graduate student,
Zaynab Biisheva’s Sterlitamak State Pedagogical Academy
Annotation
The article describes the results of correlation analysis of results of Rusalov’s structure of temperament questionnaire and line of several widespread psychological and psycholinguistic tests, taken in the context of psycholinguistic research on the basis of one elementary vocational education school.
Keywords: integrated individuality, temperament questionnaire structure, correlation analysis, psycholinguistics.
Согласно теории интегральной индивидуальности, индивидуальность человека складывается из трёх иерархических уровней: 1. Система индивидуальных свойств организма (подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства нервной системы (ней-родинамические)). 2. Система индивидуальных психических свойств (подсистемы: психодинамические (свойства темперамента), психические свойства личности). 3. Система социально-психологических индивидуальных свойств (подсистемы: социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях) [3].
В данной статье мы рассмотрим подсистему второго уровня - психодинамические