7. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин, В.В. Вольский, В.Н. Коваленко, Н.С. Помогаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 32-37.
REFERENCES
1. Dementiev, K.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2017), "Methodology ofpreparing young students for the surrender of GTO standards", Physical Culture, Sport and Health, No. 29, pp. 14-17.
2. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
3. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
4. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V. Tokareva, A. V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
5. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Ponimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of perception and understanding by students of sports high school aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
6. Baturin, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological indicators of methods of swimming under water", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
7. Baturin, A.E., Volsky, V.V., Kovalenko V.N. and Pomogaeva, N.S. (2017), "Experimental check of the model of physical training of servicemen of peacekeeping forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 32-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2018
УДК 797.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»), г. Москва; Николай Александрович Кушнер, заведующий кафедрой, Академия гражданской защиты МЧС России, Московская область, г. о. Химки
Аннотация
В статье представлены результаты анализа эффективности обучения плаванию студентов с использованием игрового метода в сравнении с традиционной методикой обучения. Показано, что студенты, обучающиеся плаванию игровым методом, быстрее овладевают техническими приемами различных способов плавания.
Ключевые слова: плавание, студенты, эстафеты, игровой метод, учебные занятия.
APPLICATION OF GAME METHOD FOR STUDENTS YOUTH TRAINING IN
SWIMMING
Oleg Nikolayevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Grigoryevna Stadnik, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Nikolai Ale-ksandrovich Kushner, the department chairman, Academy of civil protection of EMERCOM of
Russia, Moscow region, Khimki
Annotation
The article presents the results of analysis of the efficiency of the game method for training in swimming for the children of pre-school age in comparison with the traditional teaching methods. It is shown that
children who learn to swim with the game method master subsequently quickly the technique of swimming movements.
Keywords: swimming, students, relay race, game method, studying.
Для становления профессиональной личности будущего специалиста большое влияние оказывает первый год обучения в вузе. Многие преподаватели, в том числе и преподаватели физической культуры в вузе, уделяют особое внимание проблемам адаптации студентов-первокурсников к новой системе обучения в вузе. Общеизвестно, что использование игрового подхода в учебной деятельности позволяет студентам не только существенно снизить уровень тревожности, но и способствует повышению коммуникации и налаживанию межличностных отношений в учебном коллективе. Поэтому использование игрового подхода на занятиях плаванием в системе физического воспитания в вузе обусловлено не только необходимостью развития основных физических качеств и повышения уровня плавательной подготовленности, но и скорейшей адаптации студентов к новым условиям обучения в высшей школе. Вместе с тем, плавание является уникальным средством физической культуры. Обладая щадящим воздействием на опорно-двигательный аппарат, оно позволяет не только сформировать жизненно необходимый навык, но и задействовать при этом максимально большое количество мышц и мышечных групп. Регулярные занятия плаванием позволяют существенно повысить функциональные возможности организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, на организм человека плавание оказывает мощное закаливающее, гигиеническое, оздоровительное и лечебное воздействие [4].
Мы решили изучить влияние использования игрового подхода при формировании навыка плавания у студентов, а также выяснить, насколько эффективна игра при страхе и водобоязни.
Общеизвестно, что в физическом воспитании среди множества упражнений и форм их проведения большой популярностью пользуются подвижные игры и эстафеты. Они создаются на основе самых разнообразных упражнений и двигательных заданий, требующих от обучаемых проявления основных физических и психических качеств и тем самым, способствуют гармоничному развитию занимающихся [3]. Элемент соперничества, присутствующий в подвижных играх и эстафетах, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях, существенно повышая при этом эффективность занятий, и соответственно, физического воспитания в целом. Участие в подвижных играх, включающих упражнения с партнерами, предметами и препятствиями, происходит, как правило, в естественной манере, без строгой регламентации двигательной задачи такой подход к организации игр и эстафет способствует проявлению индивидуальности каждого занимающегося, и благоприятно сказывается на процессе формирования двигательных навыков обучаемых, приспособления к условиям среды. Подвижные игры и эстафеты, включающие большое количество простых и естественных упражнений, способствуют не только гармоничному развитию, но и формированию жизненно необходимых черт характера - целеустремленности, настойчивости, сообразительности, концентрации внимания на главном (выбор приоритета). Подвижные игры и эстафеты проводятся в виде соревнований двух или более команд, проходят в обстановке эмоционального подъема, активного переживания членов команды за своих участников, при этом такая обстановка способствует воспитанию устойчивости к стрессовым ситуациям психического плана. Эстафеты проводились с разными предметами в различной вариативности, причем, часто с решением каких-либо умственных задач. Например, на бортике бассейна находятся три предмета: плавательные доски черного, желтого, синего цвета. Задается последовательность их изъятия и передаче следующему участнику эстафеты, или составление пирамидки из различных элементов. Участники должны по ходу продумывать свои действия, при этом выполнить эти действия без ошибок, быстро и без суеты. Безусловно, это улучшает и эмоциональный фон. Отрабатывая свой этап эстафеты или двигательное задание подвижных игр, занимающиеся
должны как можно быстрее выполнить задание и при этом не допустить ошибок, плюс психологическая нагрузка в виде ответственности пред своими товарищами по команде за результат. Все это воспитывает такие психические качества как собранность, хладнокровие, выдержку, которые столь необходимы в экстремальных ситуациях. Важнейшее внимание на занятиях с применением подвижных игр и эстафет уделялось разъяснительной работе о важности формирования тех физических и психических качеств, посредством которых выполнялись заданные упражнения. Сознательный подход к занятиям с использованием игрового метода дает кратный эффект от применения указанных упражнений (А.Н. Борцова и др., 2010) [1].
С целью изучения влияния игрового подхода при формировании навыка плавания было проведено: анкетирование; педагогические наблюдения; тестирование уровня плавательной подготовленности; динамика коррекции отдельных психических качеств (таблица 1); врачебно-педагогический контроль.
При предварительном анкетировании 287 студентов было выявлено, что 6% юношей и 18% девушек, направленных в соответствии с учебным планом на занятия физической культурой в бассейн, не умеют плавать. Однако, при тестировании уровня плавательной подготовленности, проводимом на первом практическом занятии в воде, было выявлено, что число таковых, не проплывающих дистанцию 25 метров, увеличилось до 9% и 22%, соответственно.
Мнение студентов об использовании игрового подхода на занятиях по физической культуре (плаванию) у большинства респондентов 88,5% было положительным. На вопросы о причинах, мешающих им освоить навык плавания, респонденты указали: страх глубины - 19%; страх погружения - 25%; страх «потери опоры под ногами» - 56 %.
Были созданы контрольная группа (КГ) - 27 человек и экспериментальная группа (ЭГ) - 31 человек. С контрольной группой занятия проводились по традиционной методике. В экспериментальной группе широко использовался игровой метод. Начиная с подготовительной и заканчивая заключительной частью, все двигательные действия проходили в воде. Общеразвивающие и специальные упражнения в подготовительной части занятия проходили под ритмичную музыку на мелководье, в том числе и с использованием специальных гантелей для аквааэробики [6]. Для обучения студентов, не умеющих плавать, использовалась одновременная методика с элементами дыхательных и корригирующих упражнений, предусматривающая одновременное освоение движений всех способов плавания сначала по элементам, начиная с движений руками, затем ногами, с овладением в последующем облегченными способами плавания [5]. По мере освоения облегченных способов плавания - студентам предлагалось плавание спортивными способами в полной координации, с обязательным учетом противопоказаний к плаванию тем или иным способом, в зависимости от особенностей состояния здоровья [2]. Данный подход позволял не только существенно сократить время освоения навыка плавания даже студентам с отклонениями в состоянии здоровья, но и значительно расширить диапазон их двигательных умений и навыков. Кроме того, использование данной методики позволяло учитывать индивидуальную предрасположенность каждого студента к выбору им способов плавания и последовательности освоения остальных.
В основной части занятия, в паузах между освоением вышеуказанных элементов техники плавания, проводились эстафеты, включающие в себя бег в воде, передачу предметов под водой, доставание со дна различных предметов, транспортировка товарища по поверхности воды, передвигаясь по дну шагом или бегом и т.д. При проведении эстафет участники выполняли различные интеллектуальные задания, требующие активизации мыслительных процессов (решения в уме простейших математических задач, принятия логически обоснованных решений и т.д.). В конце занятия проводилась игра в волейбол по упрощенным правилам на мелководье с одним, а затем и с двумя мячами. В качестве волейбольной сетки использовалась сигнальная лента с флажками. Данная методика,
внедряемая на высоком эмоциональном фоне, способствовала превалированию контрдоминанты стенических эмоций удовольствия и радости над доминантой астенической эмоции страха перед водой у не умеющих плавать студентов. Что, в свою очередь, способствовало их более быстрой адаптации в водной среде. Помимо всего указанного, использование подвижных игр и эстафет на занятиях по физической культуре позволяло эффективно бороться с психической монотонностью, возникающей в процессе учебного дня, помогало студентам сосредоточиться на последующих учебных занятиях по другим предметам.
Тестирование уровня плавательной подготовленности проводилось в течение одного учебного модуля на 1-м, 8-м, 15-м занятиях.
Через 8 занятий число не умеющих плавать в ЭГ сократилось до 16%, в КГ - до 30%. Через 15 занятий все студенты в ЭГ уже могли проплывать дистанцию 25 и более метров, в то время как в КГ число таковых сократилось - до 7%. При этом, в КГ студенты плавали, в основном, кролем на груди и кролем на спине, а студенты ЭГ могли плавать различными облегченными, неспортивными и спортивными способами, меняя их на протяжении проплываемой дистанции, предотвращая тем самым чрезмерное утомление. Занятия по данной методике позволяли учитывать индивидуальную предрасположенность к выбору способов плавания и последовательности освоения остальных.
Повторное анкетирование выявило, что студенты ЭГ быстрее адаптировались к водной среде. Студентов, которые боялись потерять опору под ногами и погружения лица в воду, в конце эксперимента не осталось вообще, а страх перед глубиной с 19% снизилось до 3,5%.
С целью контроля реакции организма на предлагаемую нагрузку на протяжении всех занятий у студентов измерялась ЧСС перед занятием, после подготовительной части, в основной части, после окончания занятия и в восстановительном периоде после занятия. В покое, перед началом занятия ЧСС составляла 66-78 уд/мин., после подготовительной части занятия - 90-102 уд/мин. В основной части занятия ЧСС не превышала 150-160 уд/мин., а после окончания занятия в течение 2-3 минут снижалась до исходных величин. Данные показатели ЧСС свидетельствовали об адекватной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
В начале и в конце эксперимента со студентами контрольной и экспериментальных групп проводилось тестирование уровня некоторых психологических качеств. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика развития отдельных психических качеств при использовании игрового метода в процессе обучения плаванию __
Психические качества (успешность выполнения) Пол студентов КГ (х±о) ЭГ(х ±о)
начало в конце начало в конце
1. Оперативная память (кол-во единиц) М 24,2±1,58 26,46±1,16 23,45±1,15 31,4±1,15*
Ж 22,1±1,58 23,4±1,16 22,52±1,25 30,2±1,11*
2. Восприятие пространственных признаков (правильные ответы) М 2,1±0,11 2,4±0,11* 1,8±0,18 2,4±0,11*
Ж 2,0±0,13 2,1±0,12 2,0±0,11 2,45±0,1*
3. Распределение и переключение внимания (кол-во единиц) М 22,1±1,29 24,1±1,14 20,4±1,24 27,2±1,57*
Ж 20,2±1,19 22,3±1,24 20,1±1,14 27,1±1,66*
Примечание: значимость различий: ** — р <0,05; * — р <0,01
На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что использование игрового метода при обучении студентов плаванию:
1. Дает высокий положительный эффект при освоении техники плавания;
2. Приводит к снижению психоэмоциональной напряженности студентов;
3. Значимо улучшает психические качества: аттенционные, интеллектуальные, эмоционально - волевые;
4. Положительно влияет на укрепление здоровья обучаемых.
Таким образом, полученные данные полностью подтверждают мнение специалистов об эффективности использования игрового подхода сопряженно с одновременной
методикой при обучении плаванию для развития основных физических качеств и повышения уровня плавательной подготовленности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борцова, А.Н. Спортивные игры в вопросах и ответах : учебное пособие / А.Н. Борцова. - Волгоград : Перемена, 2010. - 120 с.
2. Здоровьесберегающие технологии при обучении плаванию студентов специальной медицинской группы / Т.Е. Симина, Е.В. Левина, Е.Г. Стадник, Т.В. Помощникова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - М., 2016. -С. 554-560.
3. Логинов, О.Н. Методические подходы по коррекции эмоционально - волевой подготовленности во время учебных занятий по физической культуре / О.Н. Логинов, К.Э. Столяр, Л.М. Столяр // Спорт и туризм : администрирование и развитие : материалы международной научно-практической конференции / Институт развития спорта и образования. - Варшава, 2015. - С. 165-171.
4. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием инновационных технологий / Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 193-197.
5. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов экономического вуза с использованием инновационных технологий / Т.Е. Симина // Scientific Discoveries : Proceedings of articles the international scientific N 345 conference. - Czech Republic, Karlovy Vary: Sklenene Mestek - Russia, Kirov: MCNIP, 2016. - С. 248-253.
6. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием аквааэробики / Т.Е. Симина, Е.Ю. Сысоева // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 20 октября - 30 ноября 2016 г.
: в 2 т. / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2017. - С. 311-317.
REFERENCES
1. Bortsova, A.N. (2010), Sports in questions and answers: manual, Change, Volgograd.
2. Simina, T.E., Levina, E.V., Stadnik, E.G. and Pomoshchnikova, T.V. (2016), "Health saving technologies when training in swimming of students of special medical group", In the collection: Arts education in economic higher education institution. Materials IV of the International scientific and practical correspondence Internet conference, Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow, pp. 554-560.
3. Loginov O.N., Stolyar, K. E. and Stolyar, L.M. (2015), "Methodical approaches on correction emotionally - strong-willed readiness during studies on physical culture", Sport and tourism: administration and development. Materials of the international scientific and practical conference, Institute ofdevelopment of sport and education, Warsaw. pp. 165-171.
4. Simina, T. E. (2015), "Training in swimming of students with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 193-197.
5. Simina, T.E. (2015), "Training in swimming of students of economic higher education institution with use of innovative technologies", Scientific Discoveries: Proceedings of articles the international scientific N 345 conference, Sklenene Mestek, Czech Republic, Karlovy Vary, MCNIP, Russia, Kirov, pp. 248-253.
6. Simina, T.E. and Sysoeva, E.Yu. (2017), "Training in swimming of students with use of water aerobics ", Arts education in economic higher education institution: materials VInternational scientific and practical correspondence the Internet - conferences, On October 20 - on November 30, 2016: in 2 Vol., Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow, pp. 311-317.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2018