7. Грамматический каламбур (2,5 %) - специальное создание ЭУ с двойным значением, чтобы он понимался и как предложение, и как имя существительное, например: Встрой!СЯ, Ловись рыбка, По пивку и др.
Таким образом, словопроизводство эрго-урбонимов обусловлено процессом номинации, поэтому преобладают именные части речи, преимущественно субстантивы. Рассмотренные нами способы словообразования по-разному востребованы языком и наиболее продуктивным оказался лексико-семантический (метафорическая и метонимическая онимиза-ция, трансонимизация). Характерной особенностью наименований коммерческих предприятий, образованных морфологическим способом, является создание сложных слов. Специфические способы словообразования (стилизация, грамматический каламбур, инициализация, сегментация, нумерализация, эллиптирование) позволяют создать необычные эрго-урбонимы. традиционные и нетрадиционные способы словообразования проявляют существенную долю своеобразия. В целом, эрго-урбонимия Иркутска развивается в русле общих тенденций изменения языка: американи-
зация, демократичность, диалогичность, языковая игра.
Библиографический список
1. Гугунава, Д.В. функционирование иноязычных словоэлементов в современной речи [Текст] / Д.В. Гугунава// Мир русского слова. - 2003. - № 2.
- С. 72-76.
2. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 1973.
3. Козлов, Р.И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики. [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р.И. Козлов. - Екатеринбург, 2000.
4. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная мор-фемика. Проблемы и принципы описания [Текст] / В.В. Лопатин. - М., 1977.
5. Немченко, В.Н. Современный русский язык. Словообразование. [Текст] /В.Н. Немченко. - М., 1984.
6. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н.В. Подольская. - 2-е изд.
- М.: Наука, 1988.
7. Подольская, Н.В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) [Текст] /
Н.В. Подольская // Вопросы языкознания. - 1990.
- № 3. - С. 40-54.
8. Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
УДК: 81.11-112 81’342 ББК 81.2. Англ-1
Е.В. Гнатюк, Т.В. Шуйская
акустические характеристики сегментов как сигналы границ тематических и рематических участков высказывания
Статья посвящена вопросу реализации сегментных единиц на участках разной коммуникативной нагруженности. Исследование проводится на материале спонтанной речи австралийского варианта английского языка.
Ключевые слова: акустические характеристики; гласные; согласные; тематические участки; рематические участки
E.V Gnatyuk, T. V. Shuiskaya
acoustic features of segments within THEME and rheme stretches in spontaneous speech
The paper deals with the sense division in spontaneous speech. The data suggested prove the fact of difference in theme-rheme acoustic characteristics of vowels and consonants. The research is based on Australian spontaneous speech.
Key words: acoustic features; vowels; consonants; theme stretches; rheme stretches
Первым этапом исследования было проведение экспертного анализа спонтанных монологов. Анализ проводился группой экспертов-филологов (от 10 человек). Экспертам предлагалось прослушать спонтанные монологи дикторов-австралийцев и отметить в тексте информативно важные и малоинформативные участки высказывания. В результате совместного обсуждения эксперты определяли соответствие слов в спонтанных монологах тематическим и рематическим участкам.
Выделение тематических и рематических участков производилось экспертами с учетом фонетического и семантического критериев. Так, если слово (группа слов) не заключало в себе новую информацию и в меньшей степени было выделено просодическими средствами, то такой участок считался малоинформативным. В случае если слово (группа слов) было более просодически маркированным и несло новую важную информацию, то такой участок речи признавался информативно важным. кроме того, эксперты отметили просодически маркированные и немаркированные участки внутри темы и ремы [Гнатюк, 2009; Шуйская, 2008].
Анализ литературных источников позволяет заметить выделение авторами разных участков внутри темы и ремы. Так, Е.А. Аб-далина предлагает «осуществлять внутри ремы просодически многоступенчатые членения, выделяя предъядерную часть и собственно акцентное ядро» [Абдалина, 1973]. Мы разделяем мнение Е.А. Абдалиной, и считаем, что в составе ремы и темы имеются участки разной просодической выделенности. Можно предположить, что, реализуясь на просодически маркированных участках, которые составляют основную часть ремы, сегменты в меньшей степени подвержены модификациям своих акустико-артикуляторных характеристик, чем сегментные единицы темы, которые характеризуются большим количеством просодически немаркированных участков. В связи с этим, большой интерес представлял анализ акустико-артикуляторных характеристик сегментов на просодически выделенных участках темы и ремы.
Инструментальный анализ особенностей аллофонного варьирования фонем AuE осуществлялся на ПЭВМ с использованием программ анализа речевого сигнала Wave
Assistant и PRAAT. С помощью программы Wave Assistant измерялись формантные значения сегментов. Длительность и интенсивность сегментов измерялись с помощью программы PRAAT (вычисление интенсивности на выделенном участке производилось автоматически). Материал для акустического анализа австралийских гласных и согласных на просодически маркированных участках темы и ремы определялся на основе данных экспертного анализа.
Формантные характеристики гласных на участках разной информативной нагру-женности. Из материала, полученного в ходе экспертного анализа, нами были отобраны слова с ударными реализациями фонем /ei/, /ж/, /ои/ и /о/. Выбор данных фонем для исследования обусловлен их широкой вариативностью в потоке речи. Было проведено сравнение реализаций указанных фонем в одинаковых словах на теме и реме. Как правило, слова, выделенные в качестве ремы, употребляются в речи впервые и несут большую коммуникативную нагрузку, а слова, выделенные в качестве темы, упоминаются вторично и не передают важной информации.
Рассмотрим акустические параметры пар одинаковых слов, расположенных на участках разной информативной нагруженности. На рис. 1, 2 представлены реализации дифтонга /ei/ в слове play на реме и теме соответственно.
На рис. 1 отмечается контраст по локусу. Значение FII начальное составляет 1 340 Гц, FII конечное - 2 372 Гц. Таким образом, значение перепада по FII составляет 1 058 Гц. Кроме того, заметна разница в значении FI для первого и второго элементов дифтонга -362 Гц. Значение FI ядра - 760 Гц, FI глайда - 394 Гц. При сравнении средних значений FI и FII дифтонга /ei/ у D2 (FI ядра - 648 Гц, FI глайда - 397 Гц, FII ядра - 1 412 Гц, FII глай-да - 1 874 Гц) со значениями данной реализации, можно сделать вывод, что перед нами гласный более открытый и более продвинутый по ряду вперед по сравнению со средними формантными значениями дифтонга /ei/ в речи того же диктора.
На рис. 2 значение FII дифтонга /ei/ конечное составляет 1 713 Гц, FII начальное - 1 173 Гц. различие первого и второго элементов по подъему небольшое - 111 Гц.
Рис. 1. Реализация слова play ['p+^i] на теме
|F=110.569 Hz Т=00:00'00"017
Free Size: [СЛ]=258 MB Cur.Dir 'C:\Tanjra\Sound 12:44
Рис. 2. Реализация слова play ['p+^i] на реме
Для первого элемента значение Б1 составляет 692 Гц, а для второго - 581 Гц.
Таким образом, как и предполагалось, акустико-артикуляторные характеристики аллофонов на участке ремы контрастируют с реализацией аллофонов на теме. Реализации гласных на важных по смыслу участках приближаются к полному типу произнесения и в большей степени сохраняют свои системные признаки по сравнению с сегментами малоинформативных отрезков высказывания [Гусева, 1998; Шуйская, 2008].
Характеристики длительности сегментов на участках разной информативной на-груженности. Для определения длительности гласных была проведена ручная сегментация речевого сигнала согласно методике, предложенной лабораторией экспериментальной фонетики СПбГУ Границы гласного устанавливались по данным осцилло-графического, спектрального и слухового анализа. при измерении физических границ гласных граница между гласным и согласным устанавливалась после последнего периода основного тона гласного, который сохраняет конфигурацию предыдущих согласных и сопоставимую амплитуду. При сочетании гласный и глухой согласный, вокализованный участок в начале согласного
присоединялся к согласному. Граница между согласным и гласным (кроме сонантов) устанавливалась после реализации акустических характеристик взрыва у смычных и шума у щелевых. Выделение согласного /г/ из гласного окружения проводилось с опорой на данные осциллографического анализа, при котором определялся перепад амплитуды и частоты основного тона. выбор границы гласного в препозиции к латеральному /1/ сводится к выбору промежуточного по конфигурации периода, равно отстоящего как от гласного, так и от согласного. такой участок несет одинаковую информацию как о гласном, так и согласном [Скрелин, 1999].
в ходе изучения длительности гласных на участках разной информативной нагруженно-сти была определена относительная длитель-
1,8
1,6
1,4
^ 1,2 Ф
н 1
I о,8
¡Е 0,6 0 0,4 0,2 0
■ инф орм.
□ малоинф орм.
ei ж ои о
Рис. 3. Длительность гласных на участках разной информативной нагруженности (D1)
ность анализируемых гласных, которая определялась из соотношения абсолютной длительности гласного и среднедикторской длительности. Согласно полученным данным, средняя длительность гласных в речи Б1 составляет 109, у Б2 - 117, а у Б3 - 125 мс. На рис. 3 представлены средние значения относительной длительности гласных на теме и реме у одного из дикторов (рис. 3).
Как видно на рис. 3, в речи диктора длительность австралийских гласных /е1/, /ш/, /ои/, /о/ больше в словах, несущих важную информацию, по сравнению с малоинформативными словами. Гласные /е1/, /ш/, /ои/ на участках разной информативной нагруженно-сти обнаруживают незначительную степень варьирования по длительности. Различие значений средней относительной длительности для гласных /е1/, /ш/ составляет 0,11 отн. ед., а для дифтонга /ои/ - 0,12 отн. ед. Больший размах варьирования по длительности отмечен у монофтонга /о/, средняя величина относительной длительности которого в информативно важных словах составляет 0,97 отн. ед. против 0,68 отн. ед. в словах не несущих важной информации.
Следует отметить, что в речи всех дикторов гласные /ои/ и /о/ обнаруживают большую степень варьирования по длительности в словах разной коммуникативной нагружен-ности по сравнению с гласными /е1/, /ш/. Различие значений средней относительной длительности гласных /е1/, /ш/ по трем дикторам в информативно важных и малоинформативных словах составляет 0,11 отн. ед. против 0,19 для гласных /ои/, /о/.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) существует определенная фонетическая тенденция в реализации гласных большей длительности в словах, несущих важную информацию, по сравнению с гласными в малоинформативных словах;
2) варьирование по длительности на участках разной информативной нагруженности наблюдается как в дифтонгах, так и в монофтонгах, таким образом, не зависит от стабильности артикуляции;
3) реализации австралийских гласных заднего ряда /ои/ и заднего продвинутого вперед ряда /о/ характеризуются большей степенью варьирования по длительности в информативно важных и малоинформативных словах по сравнению с дифтонгом переднего ряда /81/ и монофтонгом переднего отодвинутого назад ряда /ж/. Характеристики интенсивности сегментов на участках разной информативной на-груженности. В ходе изучения интенсивности гласных на участках разной информативной нагруженности была определена относительная интенсивность анализируемых гласных, которая определялась из соотношения абсолютной интенсивности гласного и среднедикторской интенсивности. Расчеты показали, что средняя интенсивность гласных в речи Б1 равна 71, Б2 - 70, а Б3 - 77 dB.
Динамические характеристики гласных на участках разной информативной нагружен-ности в речи одного из дикторов указаны на рис. 4.
Проанализировав полученные данные, можно отметить, что они весьма неоднородны. В речи Б1 при реализации монофтонгов /ш/ и /о/ наблюдается большая интенсивность гласных на малоинформативных отрезках речи. Интересно отметить, что для дифтонга /ои/ в речи Б1 на информативно важных и малоинформативных участках отмечается отсут-
1,04 і 1,02 1
н 18
¡5 0,98
Ш
н
® 0,96
0,94
ЕЕ
ЄІ
ж
Ш информ.
П малоинформ.
ои
Рис. 4. Динамические характеристики гласных на участках разной информативной нагруженности (01)
и
ствие контраста по интенсивности. Интенсивность реализаций гласных /єі/ (Б1) в словах, несущих важную информацию, и малоинформативных словах практически одинакова. Различие по интенсивности равно 0,01 отн. ед.
Таким образом, по данным проведенного исследования можно заключить, что определенной фонетической тенденции в реализации параметра интенсивности гласных, расположенных на участках разной коммуникативной нагруженности, на нашем материале не обнаружено.
Длительность и интенсивность согласных в одинаковых словах, расположенных на участках разной информативной нагруженности. Для сравнительного анализа акустических характеристик согласных из речи диктора были взяты одинаковые слова и словосочетания на информативных и малоинформативных участках высказывания. Рассматриваемые слова на реме обозначаются символом (Р), слова на теме - (Т). В ходе инструментальной обработки материала были получены данные общей длительности и интенсивности следующих слов (табл. 1):
d) teach English (One of the best ways to work overseas was to teach English (P). To teach English (T) is not so easy);
e) give (I personally like to give (P)presents. To give (T) presents is enjoyable);
f) Russia (I have visited small parts of Asia: Singapore, Indonesia, and obviously now Russia (P). Winter compared to russia (T) is very mild);
g) Singapore (I have visited small parts of Asia: Singapore (P), Indonesia, and obviously now Russia. The most interesting sights in Singapore (T) were the cars that were burnt on the side of the road);
h) mom (Mom (P). Mom (T) is also Australian);
i) rugby league (And my favorite sport and one which I have played since I have been a young boy is rugby league (P). Rugby league (T) is my favorite sport);
j) pursue (I wanted to pursue (P) a different avenue of employment. To pursue (T) another avenue of employment was rather difficult);
k) shopping (Do you like shopping (P)? Shopping (T) in Australia is fantastic).
Таблица 1
Длительность и интенсивность одинаковых слов, реализованных на теме и реме
Фонетическое слово Длительность Интенсивность
Рема (мс) Тема (мс) Рема (дБ) Тема (дБ)
the view 633 605 72 69
apartment 533 506 61 61
my father 627 365 67 70
teach English 755 613 64 69
give 494 205 61 59
Russia 469 436 67 64
Singapore 713 604 63 58
mom 430 231 68 71
rugby league 686 555 64 62
pursue 738 469 59 63
shopping 469 412 63 65
a) the view (I still hold the view (P). The view (T) is the following);
b) apartments (As a result, they tend to move towards large apartments (P). Two level apartments (T) are closer to the city);
c) my father (Now, my father (P). My father (T) was actually German);
Расчеты параметра длительности показывают, что во всех случаях общая длительность слов на просодически маркированных участках ремы превышала длительность слов на просодически маркированных участках темы. Были зафиксированы как минимальные расхождения по длительности: 4,5 % - для словосочетания the view, 5 % для слова apartment, 6 % для словосочетания teach English и 7 %
для слова Russia, так и более значительная вариативность по данному параметру: 44 % для слова pursue, 83 % для глагола give.
Слова на теме произносились в более высоком темпе по сравнению с ремой, что отражает стремление говорящего передать важную новую информацию, не акцентируя внимания на фоновых элементах высказывания.
Рассмотрим в вышеперечисленных одинаковых словах абсолютную длительность согласных (табл. 2). Учитывая отмеченную тенденцию к увеличению длительности слова
ко интенсивность слов the view, give, Russia, Singapore, rugby league на реме выше, чем на участках низкой информативной нагруженно-сти. Это касается случаев «особой отмеченности», акцентной выделенности слов (термин Т.М. Николаевой), что привело к увеличению их интенсивности [Николаева, 1982]. Очевидно, указанные слова обладают высокой информативной нагруженностью не просто в отдельно взятой фразе, а фигурируют в качестве ключевых на более высоком уровне - в тексте (табл. 2).
таблица 2
Длительность и интенсивность согласных в одинаковых словах на теме и реме
Фонетическое слово Фонема Длительность Интенсивность
Рема (мс) Тема (мс) Рема (дБ) Тема (дБ)
the view v 127 102 65 67
apartment p 161 142 54 57
my father f 145 95 62 68
teach English tf 118 107 62 66
give g 124 102 56 60
Russia r 96 84 66 63
Singapore 5 122 101 60 65
mom m 150 113 64 69
rugby league l 88 81 61 67
pursue s 228 158 67 68
shopping f 136 112 64 64
на реме, логично заключить, что и длительность согласных в рассмотренных словах будет характеризоваться схожими закономерностями. Как показал анализ, четко прослеживается тенденция к увеличению длительности согласного на просодически маркированных участках ремы по сравнению с темой. Разница значений достигает 36 % (согласный /s/ в глаголе pursue). Минимальная разница по длительности зафиксирована для бокового сонорного /1/ в интервокальной позиции словосочетания rugby league - 8 %.
Полученные значения общей интенсивности слов подтверждают зависимость данного количественного параметра от расположения лексических единиц на теме или реме. Интенсивность слов my father, teach English, mom ниже на просодически маркированных участках ремы, что объясняется угасанием интенсивности к концу предложения. Одна-
Если сопоставить значения интенсивности согласных в анализируемых словах, то можно увидеть, что во всех словах на реме (в том числе в словах с «особой отмеченностью») интенсивность согласных невысока, по сравнению с темой.
Помимо различий по длительности и интенсивности наблюдается разница в конфигурации частотных составляющих согласных. проследим указанные особенности на примерах, ярко иллюстрирующих различия в спектральных характеристиках согласных на теме и реме (рис. 5-10).
На рис. 5 представлена сонаграмма слова apartment на реме. Смычная фаза согласного /р/ достаточно продолжительна и составляет 90 мс, взрыв четко локализован. Придыхание согласного ярко выражено, присутствует сильный аспиративный шум, который усили-
0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 0.55 0.6 0.65 0.7007Ш807 Time (s)
Рис. 5. Реализация слова
«apartments» на реме
0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.283084
Time {s)
Рис. 7. Реализация слова «(my) father» на реме
0 0.05 0.1 0.15 0.2 0 ££362698
Time (s)
Рис. 9. Реализация слова «give на теме
вается на начальной фазе последующего гласного.
Все составляющие согласного /p/ в указанном слове на теме ослаблены: фиксируется меньшая интенсивность импульсного шума во время взрывной фазы и меньшая интенсивность турбулентного шума придыхания, оба шума характеризуются незначительной протяженностью во времени (см. рис. 6).
0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 0.55 0.6 0.65 ШЖ2721
Time (S)
Рис. 6. Реализация слова
«apartments» на теме
0 0.05 0.1 0.15 0.2 0.25 0.3 0.35 0.4 0.45 0.5 О.5Б0536
Time (S)
Рис. 8. Реализация слова «(my) father» на теме
Рис. 10. Реализация слова «give» на реме
При сравнении спектрограмм словосочетания my father на реме и теме (см. рис. 7-8) видно, что шумовые составляющие в спектре согласного /f/ на реме усилены. Это встречается довольно редко: обычно указанный согласный характеризуется наличием слабого фрикативного шума. Однако в данном случае слово father характеризуется «особой отмеченностью», что приводит к усилению шумовых со-
ставляющих согласного. У фрикативного /f/ в том же словосочетании на участке темы конфигурация полосы шума меняется. В нижнесредних частотах четко выражен левый край шумовой полосы, составляющие правого края существенно ослаблены. Относительно равномерное распределение составляющих наблюдается в высокочастотных областях от 2 000 Гц.
Длительность и интенсивность звонкого заднеязычного смычного /g/ в глаголе give на реме больше, чем на теме. В спектрах это отражается следующим образом: все составляющие указанного согласного на реме четко выражены и обладают большей протяженностью во времени (см. рис. 9-10). Импульсный шум четче локализован, по сравнению с реализацией аллофона данной фонемы на теме, наблюдается усиление импульсных составляющих в средних частотах. В спектре согласного /g/ на просодически маркированном участке темы нет четко выраженной полосы импульсного шума.
Проведенный в настоящем исследовании акустический анализ реализации аллофонов согласных AuE в полном типе произнесения в одинаковых словах на теме и реме высказывания позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Длительность согласных /p t g f v s m r/ на просодически маркированных участках ремы больше, чем на просодически маркированных участках темы.
2. Существует определенная зависимость интенсивности от расположения указанных согласных в коммуникативной перспективе спонтанного текста. Согласные характеризуются меньшей ин-
тенсивностью на реме по сравнению с участками малоинформативными.
В целом результаты исследования акустических характеристик аллофонов гласных и согласных фонем на информативных и малоинформативных участках высказывания подтверждают значение длительности и интенсивности сегментов как сигналов границ темы и ремы.
Библиографический список
1. Абдалина, Е.А. Интонационные средства выражения ремы в простом предложении в современном английском языке [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Абдалина. - М.: МГУ, 1973.
2. Гусева, С.И. Коммуникативная перспектива и реализация сегментных единиц (экспериментальнофонетическое исследование на материале немецкого языка): монография [Текст] / С. И. Гусева. - Благовещенск: АмГУ, 1998.
3. Дроздова, Т.Ю. Ключевые слова текста и их просодические признаки [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. Ю. Дроздова. - Л., 1989.
4. Николаева, Т.М. фразовая интонация славянских языков: монография [Текст] / Т.М. Николаева. - М.: Изд-во АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, 1977.
5. Николаева, Т.М. Семантика акцентного выделения: монография [Текст] / Т.М. Николаева. - М., 1982.
6. Скрелин П.А. Сегментация и транскрипция [Текст] / П.А. Скрелин. - СПб., 1999.
7. Шуйская, Т.В. Аллофонное варьирование гласных на участках разной информативной нагруженно-сти (экспериментально-фонетическое исследование на материале спонтанной речи носителей австралийского варианта английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.В. Шуйская.
- СПб., 2008.
УДК 801.3 ББК 81.03
Н.О. Косицына
вербализация субкластера «ангелы» в идиолекте а.а. фета
В статье рассматривается лексика религиозной культуры, представленная в идиолекте А.А. Фета. На примере субкластера «Ангелы» определяется ее значение в языковой картине мира писателя.
Ключевые слова: религиозная культура; религиозная лексика; ангел; А.А. Фет
© Косицына Н.О., 2010