ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКУША - ДАРГО В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. Гаджиева А.И. Email: Gadzhiyevа[email protected]
Гаджиева Апав Исламутдиновна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала
Аннотация: статья посвящена развитию административно-политических единиц в союзах сельских обществ Дагестана, а также избранию сельских старшин, их статусу, роли кадиев, мулл и их помощников; рассматриваются вопросы, выносимые на обсуждение сельского схода, и их решения, назначение сельских старшин и их обязанности. В статье четко продемонстрировано, что в управлении общиной, союзом сельских общин, а также объединением последних решающая роль принадлежала феодализирующей общинной верхушке, выделившейся из основной массы свободного узденства еще задолго до изучаемого периода. В качестве главных административно-должностных лиц, сосредоточивших в своих руках светскую и духовную власти, здесь выступали кадии. Большое внимание в статье уделено вопросам общественно-политической жизни как сельской общины, так и союзов сельских общин поскольку решающую роль в них играли наиболее влиятельные тухумы. Они являлись вершителями дел и на сельских, и на союзных, и на федеральных собраниях, представительствующие в них, на которых принимались решения по наиболее важным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Ключевые слова: старшина, кадий, джамаат, мулла.
AKUSHA - DARGO IN XVIII - THE FIRST HALF XIX CENTURIES
Gadzhiyeva A.I.
Gadzhiyeva Apav Islamutdinovna - Candidate of historical sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF HUMANITARIAN DISCIPLINES, DAGESTAN STATE UNIVERSITY OF THE NATIONAL ECONOMY, MAKHACHKALA
Abstract: аrticle is devoted to development of administrative and political units in the unions of rural societies of Dagestan and also election of rural foremen, their status, a role of qadis, mullahs and their assistants; the questions submitted for discussion of a village assembly, and their decision, appointment of rural foremen and their duty. In article it is accurately shown that in management of community, the union of rural communities and also association of the last the crucial role belonged to the feodaliziruyushchy communal top allocated from the bulk of a free uzdenstvo long before the studied period. Qadis acted as the main administrative officials who concentrated the secular and spiritual authorities in the hands here. Much attention in article is paid to questions of social and political life both rural community, and the unions of rural communities as the crucial role in them was played by the most influential tukhuma. They were directors of affairs both on rural, and on allied, and on Federal Assemblies, a representative in them on which decisions on the most important questions of internal and foreign policy life were made. Keywords: foreman, Qadi, Jamaat, moulana.
УДК433
Союзы сельских обществ, находясь на различном уровне социально-экономического и политического развития, имели свои особенности и в структурах органов управления и власти.
Главными административно -должностными лицами сельской общины Дагестана были выборные на определенный срок на народном сходе старшины.
Старшины во многих джамаатах продолжали выполнять роль военачальника. В управлении союзами сельских общин, решающую роль играли старшины главных селений.
Кроме старшин, каждый джамаат, каждое вольное общество или союз вольных обществ имел своего кадия.
Особенностью ряда общин и их союзов являлось то, что во главе светской и духовной власти в них стояли кадии, власть ряда из которых в изучаемый период стала наследственной.
Наиболее всесторонне такая форма правления, когда в руках кадия сосредоточивалась и духовная и светская власть, проявлялась в союзах верхнедаргинцев и их федерации Акуша-Дарго. Говоря об особенностях управления даргинских союзов сельских обществ, Б.Г. Алиев отмечает, что «высшими должностными лицами союзов сельских общин являлись кадии главного селения, власть которых в ряде случаев, как и власть старшин, была наследственной в одной фамилии. Наследственной была власть акушинского, цудахарского, сюргинского, урахинского и ицаринского кадиев. Кадии союзов сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Причем права и функции власти кадиев даргинских союзов были шире, чем у кадиев союзов других народов Дагестана, власть которых была ограничена деятельностью джамаатских организаций и сильной земледельческой знатью [1. С. 87].
Особенно сильной была власть кадия в обществе Акуша-Дарго, стоявший во главе Акушинского союза кадий имел наследственную власть, хотя формально совершался традиционный церемониал по избранию кадия. В выборах участвовал представители всех обществ Акушинского союза. Главный кадий, имевший резиденцию в сел. Акуша, разбирая важные дела по шариату и адату, объявлял войну, собирал ополчение, назначал сотенных командиров, должен был командовать войсками и идти впереди всех. Он руководил всеми обществами Акушинского союза». Как отмечал И.Ф. Гене, «Акуша-Дарго состоит из магалов, ими управляют кадии, все же кадии состоят в зависимости от главного даргинского, т.е. акушинского кады» Если кадий желал сам вмешиваться в дела, то он мог изменить и адатные решения картов по своему усмотрению, назначать штрафы [2. С. 346].
Характеризуя власть акушинского кадия, Б.Г. Алиев пишет: «...авторитет акушинского кадия среди других народов, владений и союзов сельских общин был большой. Часто он единолично решал вопросы, сам лично общался с феодальными владетелями и руководителями союзов сельских общин и к нему, соответственно, как главному административному лицу, обращались правители и руководители других союзов сельских общин Дагестана ... и шахи Персии, султаны Турции и военные деятели России в Дагестане и на Кавказе в целом». Все это дало основание Б.Г. Алиеву ставить акушинского кадия в один ряд с феодальными владетелями Дагестана [1. С. 88].
Хозяйственные, уголовные и гражданские дела в сельских обществах решались исходя из адатов и шариата. Как и старшины, кадии получали определенное вознаграждение за свою службу. Кадии получали большой доход за разбор дел по шариату. Они были освобождены от податей и повинностей и получали определенную часть из «закята», «фитры», «напака» («напака» - часть дохода, вносимого в пользу мечети, которая назначалась на содержание мутаалимов) и из других доходов, получаемых на содержание представителей духовенства, мечетей и мутаалимов при них. Кроме того, кадии получали вознаграждение за индивидуальные услуги и разбирательство личных вопросов. Для своих кадиев сельские общества выделяли и определенные земельные участки. В сел. Урахи кадий Абдулкадир в XIX в. получил пахотное поле от джамаата около современного Ванашимахи. В Бурдеки кадию села был выделен в местности Джаганабла къада участок пахоты на 7 мерок (барха) зерна, урожай с которого собирали сами общинники. Он получал также 40 мерок зерна с мечетских земель [3. С. 46].
Кадию сел. Кичигамри утамышцы давали «для засева землю пространством на 10 саб по дороге в Дешлагар и, кроме того, он пользовался «на 4 сабы землею, которая завещана одним утамышцем в пользу кадия. В этом селении все сельскохозяйственные работы на кадия выполнялись общинниками. В сел. Ицари кадию выделяли сенокос на 20 вьюков сена, если же кадий был из другого селения, то сверх того ежегодно он получал от общества еще 15 баранов. Пахотные и покосные участки кадиям выделялись также в аварских селах Хиндах, Бацада, Салта, Кегер, Гочоб, Гертма, Артлух и т.д., а также во многих селах Южного Дагестана» [4. C. 167].
Важным органом управдения союзов сельских общин было народное собрание (сельский сход). Право участвовать в нем принадлежало только определенным лицам. В селах дагестанских союзов участвовать в работе сельских сходов имели право только совершеннолетние мужчины (с 15-18 и даже с 24-40 лет), а в отдельных селах только женатые мужчины.
Список литературы /References
1. Алиев Б.Г. Особенности управления даргинских союзов сельских обществ // Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.
2. Гене И. Ф. Сведения о горном Дагестане, 1835 / 36 г. // ИГЭД.
3. КомаровА.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1.
4. ХашаевХ.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961.
МЕХТУЛИНСКОЕ ХАНСТВО: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ. Гаджиева А.И. Email: [email protected]
Гаджиева Апав Исламутдиновна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала
Аннотация: в статье освещаются проблемы социально-экономического и политического развития одного из феодальных владений Дагестана, образовавшегося на его территории в XVII - XIX вв. Мехтулинское ханство занимало важное стратегическое положение в Дагестане, поскольку являлось одной из зон активных межэтнических контактов.
Ханство образовалось на стыке Аварии, Даргинии и Кумыкии. Этническая пестрота оказывала значительное влияние на формирование социальной структуры ханства, системы его управления.
В данной статье делается попытка показать своеобразие структуры административно-политического управления Мехтулинского ханства, определить уровень его социально-экономического развития, осветить особенности социальной стратификации его общества, раскрыть сложившиеся в нем земельно-правовые отношения, охарактеризовать его внутреннее и международное политическое положение. Ключевые слова: хан, чанка, ясак, кутан.