АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЮЗАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН АГУЛОВ В XIX ВЕКЕ
®2011 Ибрагимов И.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается развитие административно-политических единиц в союзах сельских обществ агулов, а также избрание сельских старшин, их статус, роль кадиев, мулл и их помощников; основные вопросы, выносимые на обсуждение сельского схода, и их решения, назначение сельских старшин и их обязанности.
The author of the article considers the development of the administrative political units in Aguls’ rural society alliances and rural foremen’s election, their status, kadiys’, mullahs’ and their assistants’ roles, the basic problems brought for discussion of the rural descent and their decisions, rural foremen’s appointment and their duties.
Ключевые слова: союзы, община, тухум, муллы, старшины, общественный сход, совет старейшин, народное собрание, джамаат, штрафы, родовая община, адаты, округ, кадий.
Keywords: alliances, community, tukhum, mullahs, foremen, public meeting, foremen’s council, national meeting, djamaat, penalties, tribal community, adats, district, kadiy.
Изучение вопросов, связанных с административно-политическим устройством, институтами
управления и власти любой политической структуры, является одним из важнейших аспектов, показывающих или определяющих наряду с другими аналогично важными аспектами степень и уровень развития общества. Осмысление сегодняшней эпохи и определение перспектив будущего невозможно без объективного изучения и анализа общих черт и особенностей этого развития.
Тема административного
управления в союзах сельских общин в XIX в. затрагивалась или изучалась более или менее подробно во многих работах отечественных ученых как дореволюционного, так и советского и постсоветского периодов [1]. Авторы различных периодов уделяли внимание этой проблеме - одни более широко, другие - менее.
На территории Агула после распада удельных владений, в частности, Рича,
Тпиг и др., образовались новые самоуправляющиеся социально-
политические объединения, вошедшие в историю под названием «союзы сельских общин». Они представляли собой административно-политические единицы, образовавшиеся на
территории бывшего
раннефеодального государства Пакз. Селения в основном объединялись, сохранив языковый принцип
расселения. Союзы сельских обществ были расположены по одноименным ущельям: кушанцы - в Кушандере, агулы - в Агулдере и Курахдере, также известном в источниках как Ричинский союз сельских обществ.
По административно-
территориальному признаку Агул в XVIII—XIX вв. делился на три союза сельских обществ:
1. В Кушандере входили сельские общества: Арсугское (Арсуг, Цирхе, Худиг, Буршаг), Яркугское (Яркуг, Кураг, Фита);
2. В Курахдере входили следующие сельские общества: Ричинское (Рича,
Бедюг, Хоредж), Усугское (Усуг, Укуз, Гельхен, Кордал);
3. Агулдере состоял из сельских обществ: Тпигское (Тпиг), Гоанское (Гоа, Дулдуг, Дурштул), Хутхульское (Хутхул, Миси), Буркиханское (Буркихан), которое во второй половине XVIII века было включено в состав Казикумухского ханства.
Таким образом, на территории Агула в XVIII—XIX вв. существовали три союза и восемь сельских обществ, объединявших 21 населенный пункт с населением 6120 чел. [2. С. 87-88].
Однако следует отметить, что все эти союзы с момента их образования не составляли единого политического целого, как это было в аварских районах, например, Антлратле, Анцухо-Капуча, Ункратле и других, где наряду с небольшими союзами сельских
обществ образовались более крупные объединения, вполне способные
противостоять натиску феодальных
владетелей. Видимо,
децентрализованность агульских союзов объяснялась тем, что казикумухские ханы и майсумы Табасарана, претендовавшие на их территории, смогли покорить часть селений и взять в свои руки органы управления сельскими обществами. Разобщенные агульские союзы сельских обществ не смогли также противостоять захвату ханами и беками джамаатских земель. В связи с этим к изучению административных органов управления необходимо подходить дифференцированно. Кроме того, одной из причин, тормозивших политическое объединение всех агулов, являлось отсутствие единого внутреннего рынка. Одни сельские общества экономически тяготели к Табасарану, другие - к южным лезгинам и Кумуху.
Каждое селение, независимо от принципа расселения, территориально или тухумно делилось на кварталы, где проживало несколько родственных групп. У агулов кварталы назывались: верхняя - «варти» и нижняя - «хьебе» голова «к!илар» -. Видимо, в прошлом кварталами управляли избранные «головы» - старейшины (кевха). Так, в сел. Рича есть кварталы,
первоначально носившие тухумные названия: Бегавур, Муллияр,
Къалетарар, Щулаяр, Зильгаяр, Чанияр, Бурчанар, впоследствии
стали именоваться Вартикилар (верхний), Хвакахъаяр (где сидят), Гьанихъар (загон), Варх!ахъар (место сбора) [2. С. 81].
В сел. Буршаг было 9 тухумов. По преданиям два из них были пришлыми: Агьурар из Дурштула и КьараМали из разрушенного в XVIII в. сел. Хьорь. Тухум Джамалар занимал квартал Рукьанцалих, Айвазар, Хъурчарик и Дукати; Хъамебазайяр - Хъурчарих; Бекпаяр - Варх!нак; Ц!аурвур -Царх!анак; Имамар - Дагарал; Агъурар и Пашавур - Т!арк!арик, а тухум КьараМали - самую нижнюю часть селения [2. С. 82].
Селение Бедюк (42 двора) делилось на 8 тухумов: Бархияр, Мусаяр, Гаджиалияр, Кажарар, Алатарар, Халилар, Касумар, Галияр. Пришлым тухумом является Кажарар. Селение Усуг делилось на 4 тухума (Тарики, Алияры, Алимы, Каттиры), и 3 квартала (ад-магал, варти-магал, варх-магал). Селение Худиг состояло из восьми тухумов: Анасар, Гьашар, Мансурар, Андурар, Къалапар, Гажнур, Мазаяр, Качалар. По
переписи 1886 г., в Худиге имелось 55 хозяйств с населением 315 человек [10. С. 416]. В сел. Миси было 34 двора и проживали следующие тухумы: Казар, Мизилар, Хендар,
Опар, Учар. Некоторые из этих тухумов являлись выходцами из
других районов Дагестана, в
частности из Аварии. Название одного из кварталов - «Апарик» -свидетельствует о том, что сюда еще в ранние времена проникли
иноэтнические элементы.
Приведенный выше материал
показывает, что тухум, вопреки утверждению дореволюционной историографии, не являлся родом. Он не представлял собой и
пережиток родовых связей. Поэтому мы лишь условно можем говорить о роде и родовых отношениях, поскольку сами горцы смотрели на свои тухумы как на организации, связанные родством. У них
отсутствовала экономическая
общность. В тухуме существовало имущественное и социальное неравенство и не всегда отдельный тухум играл особую роль при избирании администрации села.
Мы не можем также согласиться с утверждениями З. К Тарланова, что якобы распад больших семей
способствовал образованию сначала патронимии, а затем более крупной родственной организации - тухума, занимающего большей частью отдельный квартал («мехле»). Он пишет: «Несколько родов
образовывали теИе!а - союз родов, включая от одной-двух до сорока и более отдельных семей,
представители которых находились между собой в родственных отношениях разной степени и назывались мирасами». Для примера он берет административное деление Буркихана, где, по его мнению, к концу XIX века союз насчитывал свыше двадцати» [9. С. 26].
Во-первых, в Буркихане, по переписи 1886 г., число хозяйств достигало 112, это значит, что на один «род» в среднем приходилось 5 семей. Во-вторых, фактический материал показывает, что в Буркихане господствовала частная форма собственности на пахотную землю, сенокосы и скот. Она исключала всякую возможность общего хозяйственного единства. Кроме того, архитектура агульских селений на протяжении всего средневековья до начала 20-х годов XX века неизменно составляла отдельный двор, принадлежавший одному хозяину. И, в-третьих, надо учесть и статус буркиханского джамаата, не говоря уже об отдельных тухумах, которые на всем протяжении XIX века находились в подчинении ханов и беков. Они, а не тухумы и их главы, фактически руководили органами сельского
управления. Следует учесть и тот факт, что в рассматриваемое время Буркихану и другим населенным пунктам было характерно
территориальное расселение, при котором индивидуальная семья, ведущая свое частное хозяйство, являлась основной социальной ячейкой сельского общества. А тухум, представляющий собой маленький круг родственников,
выступал выражением родственных отношений. О господстве
территориального принципа
расселения в южнодагестанских
обществах в XVIII веке сказано также в «Очерках истории Южного Дагестана», где на основе
фактического материала достаточно ясно доказано, что сельское
общество было устроено не по кровно-родственному (тухумному -И.И.) принципу, а по принципу территориальному [8. С. 159].
Для обоснования своих выводов некоторые исследователи ссылаются на М. М. Ковалевского, который писал: «Подобно тому, как тохум имеет своего старейшину и свои родовые собрания, так точно община имеет своего старейшину и свой общинный сбор...» [4. С. 159]. Согласно адатам
Кюринского округа, «особых
привилегированных тухумов,
пользовавшихся наследственными правами относительно общественного управления, не было, но случалось, что некоторые тухумы ... вследствие приобретенного общего уважения или по праву сильного наследственно поставляли своих членов на должности старшин» [7. С. 41]. Правда, тухум на своих сборах имел право делегировать своего члена в администрацию села, в частности совет старейшин. И не было такого случая, чтобы старшина избирался из каждого тухума.
В каждом сельском обществе в Агуле избирался один старшина, который правил в селе. Это было продиктовано малочисленностью хозяйств в агульских селениях. А старшины центральных селений: Рича, Арсуг, Гоа, Усуг, Яркуг, Хутхул считались главными. Так, например, ричинскому старшине подчинялись старшины селений Бедюк, Хоредж; Усугскому - сел. Укуз, Гельхен, Кордал. Надо отметить, что во всем союзе сельских обществ Курахдере ричинский старшина пользовался авторитетом и большой властью. Жители селений данного союза для разбора спорных вопросов обращались к нему [2. С. 39].
В главном селении каждый старшина имел свое сиденье, изготовленное из камня в виде «трона». По свидетельству Н. И. Кузнецова, побывавшего в Агуле в 1912 г., старшины аулов являлись своего рода князьками среди одноаульцев, пользовались
огромным почетом, уважением и властью. «Я бы сказал, - пишет он, -что население, скорее, подчиняется и исполняет беспрекословно приказания и повеления своих старшин, чем начальства - наибов, начальников округа» [6. С. 134]. Формально старшина избирался на
сходе, его назначение зависело от высшего начальства округа [6. С. 135].
В своем распоряжении старшина имел одного или двух-трех
помощников - их количество зависело от количества тухумов в ауле [2. С. 40]. Исполнителями
решений старшины являлись чоуши, которые избирались всем
обществом. Они получали вознаграждение от взимаемых
штрафов и освобождались от налогов [7. С. 43]. Количество
исполнителей в различных
джамаатах и обществах было
различно и соответствовало
народонаселению и традиции.
На летнее время советом
старейшин избирались или назначались гизиры. В их обязанности входило: охрана покосов и посевов, контроль за эксплуатацией общинных пастбищ, недопущение потрав и прочих нарушений. Гизиры получали доход от штрафов, им полагалась также какая-то доля от нового урожая [2. С. 40].
В ряде сельских обществ агулов должностным лицом был мангуш. Обязанностью мангуша было громкое объявление приказаний и решений кадиев и старшин, а также приведение в исполнение их распоряжений, созыв народа на сельский сход, оглашение решений, принятых на нем и т.д. За свою службу мангуш получал «различные вознаграждения натурой» [5. С. 78]. Назначались они сроком на 1 год.
Духовной главой общества являлись кадии и муллы. «В каждом большом селении и некоторых малых, - писал А. В. Комаров - для разбора дел по шариату и исполнению духовных дел при главной мечети избирается один кадий из числа лиц, известных своей ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью» [5. С. 7475].
Кадии находились в главных селениях, где имелись джума-мечети. Агульские аулы Рича, Тпиг, Хутхул, Арсуг, Буркихан выступают в качестве религиозных центров, где имелись богатые мечети, при которых существовали и постоянно действовали медресе [2. С. 41].
Помощником кадия в главных мечетях был будун, в обязанности
которого входило чтение Корана. Кроме того, помощниками кадия были муллы, количество которых зависело от числа мечетей. Так, например, в Рича было 5 мечетей, где был один кадий и 5 мулл. Они в малых мечетях выполняли те же функции, что и будуны. Будуны и муллы выбирались на сельских сходах из числа людей, которые были известны своей ученостью.
Для решения особо важных вопросов созывались общественные сходы. Народное собрание являлось главным органом, который созывался по решению совета старейшин у соборной мечети. Как писал М. М. Ковалевский, «места народных собраний наперед раз и навсегда были установлены» [4. С. 160]. Основными вопросами, которые обсуждались и решались на них, были вопросы войны и мира, заключение союзов, решение
пограничных и иных споров между обществами, а также хозяйственные и административные вопросы:
начало сельскохозяйственных работ, сдача земель внаем или аренду, распределение общественных
земель, проведение общественных работ, условия найма чабанов и пастухов, выбор административнодолжностных и духовных лиц, а также представителей для решения спорных вопросов с соседними
обществами, изгнание порочащего
члена общины, прием в члены общины [3. С. 422].
Таким образом, характерным в административном устройстве Агула было наличие многоступенчатой системы управления - тухумное, джамаатское и союзное, основанные на демократических принципах, но все больше и больше уступавшее олигархической системе управления. Во главе общинного и союзного управления становится местная знать, фактически узурпировавшая власть и передававшая ее по наследству. Высшим органом управления союза был сельский сход. Главными административнодолжностными лицами были выборные старшины. Сельские старшины к концу XIX века утеряли свои первоначальные функции. Из исполнителей воли народа они превратились в защитников интересов начальников округа. Не
всегда выполнялись решения сельского схода, да и созывались они все реже и реже. Деятельность сельской администрации была
направлена главным образом на защиту интересов зажиточной части общества.
Примечания
1. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII—XIX вв. М., 1988. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVI11—XIX вв. Махачкала, 1956; Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961; Хашаев Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XX веке. М., 1961; История Дагестана. М., 1967. Т. 1; Османов Г. Г. Социальный строй Дагестана в конце XVIII - начале XIX вв. // Ученые записки ИИЯЛ. Т. VII. 1958; Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964; Гасанов М. Р. Из истории Табасарана XVIII - начала XIX вв. Махачкала, 1978. 2. Агулы. Махачкала, 1975. 3. Алиев Б. Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII - первой половине XIX вв.: Автореф. дисс. ... д-ра истор. наук. Ленинград, 1987. 4. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. 5. Комаров А. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. 6. Кузнецов Н. И. В дебрях Дагестана // Известия Императорского Русского Географического Общества. 1913. Т. 49. 7. Памятники обычного права Дагестана. М., 1965. 8. Рамазанов X. X., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. 9. Тарланов 3. К. Агулы: их язык и история. Петрозаводск, 1994. 10. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 87.
Статья поступила в редакцию 30.11.2010 г.