РАЗДЕЛ I
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.0+371
Е. Б. Егорова
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На базе Московского педагогического государственного университета вот уже более 15 лет действует Учебно-методическое объединение (УМО) по специальностям педагогического образования, во многом определяющее структуру и содержание подготовки учителей. Сегодня, когда российское образование переживает процесс серьезного реформирования, важно подвести некоторые итоги деятельности УМО и обозначить ее дальнейшие перспективы.
Полтора десятка лет для государственно-общественной организации -период немалый. За эти непростые для всей страны годы учебно-методические объединения завоевали авторитет как высокопрофессиональные сообщества специалистов, которые играют важную роль в решении стратегических проблем высшего образования. Это в первую очередь - формирование современной структуры и содержания подготовки кадров, обеспечение непрерывности и качества профессионального образования. Учебно-методические объединения участвуют в научном проектировании и экспериментальной апробации новых моделей подготовки специалистов, в создании нормативной документации и современной учебно-методической литературы. Это одновременно и важный орган профессиональной экспертизы, позволяющей принимать взвешенные решения в области профессионального образования на основе лучших отечественных традиций и мирового опыта подготовки специалистов.
Всю эту многогранную, ответственную и чрезвычайно важную работу проводит УМО по специальностям педагогического образования, которое курирует основное для нашей страны направление — подготовку учителей. УМО работает во взаимодействии с другими учебно-методическими объединениями в области педагогического образования. Это УМО по направлениям педагогического образования, работающее на базе РГПУ им. Герцена и являющееся признанным лидером в научно-методическом обеспечении подготовки бакалавров и магистров образования, УМО по профессионально-педагогическому образованию на базе Российского профессиональнопедагогического университета, представляющее особую ветвь нашей системы и объединяющее вузы, занятые подготовкой педагогов для начального
и среднего профессионального образования. Координацию действий учебно-методических объединений в области педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию во главе с ректором МПГУ, членом-корреспондентом РАН, академиком РАО В. Л. Матросовым. Главная цель его деятельности - поиск путей совершенствования подготовки педагогических кадров с учетом тех важных задач, которые возложены на них государством и обществом.
Базовым звеном системы образования является средняя школа. Именно здесь закладывается основа интеллектуального и духовного потенциала нации. Поэтому невозможно переоценить роль учителя, педагога, воспитателя - того, кто как раз и призван ежедневным кропотливым трудом выполнять эту важную общественную задачу. Можно создать прекрасные программы и учебники, можно поставить в школы современные технические средства. И все это делается. Но все же главное - готовность учителей к работе в современных условиях, их мотивация на полученную профессию, владение фундаментальными знаниями и способностью к их передаче с использованием адекватных форм и современных технологий. Эти задачи и ставит перед собой высшая педагогическая школа.
Оценивая деятельность УМО за прошедшие годы, нельзя не сказать о том, что место, занимаемое педагогическим образованием в высшей школе, за это время существенно изменилось. И немалую роль в этом сыграли государственно-общественные объединения. Пришлось очень серьезно потрудиться для того, чтобы объединить педагогические вузы, помочь им не затеряться среди более крупных университетов и ярче проявить свою специфику. Сегодня можно с уверенностью сказать: система педагогического образования - это органическая составная часть отечественной высшей школы. В то же время это самобытная ее отрасль, имеющая свою историю, серьезный научный потенциал и опыт инновационной деятельности. Обеспечивая педагогическими кадрами все ступени образования, мы тем самым формируем фундамент образовательной системы страны.
В настоящее время в УМО входит более 300 аккредитованных вузов и их филиалов. Из них собственно педагогических вузов - около 70. Наряду с классическими университетами, которые традиционно ведут подготовку преподавателей, а теперь начали готовить учителей, педагогические специальности открыли гуманитарные, православные, технические, экономические, военные, сельскохозяйственные и другие непрофильные вузы, а также негосударственные образовательные учреждения. Многие педагогические вузы, получив статус классических или гуманитарных университетов. по существу сохранили подготовку специалистов с квалификацией «учитель» в качестве основной части своих образовательных программ.
В этой ситуации особенно важно достигнуть единства требований ко всем, кто занят подготовкой педагогических кадров. И здесь свою роль призвано сыграть учебно-методическое объединение как непосредственный участник процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. У нас всегда было самое тесное сотрудничество по этим вопросам с органами управления образованием, специалисты УМО неоднократно привлекались к комплексной проверке вузов, где идет обучение педагогов. Но речь не только о контролирующих функциях УМО. Проводится постоянная консульта-
ционно-методическая работа с учетом большого опыта, накопленного нашей системой.
Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования активно решало и решает задачи по уточнению структуры нашей образовательной области и определению современного содержания педагогического образования. Как известно, структуру подготовки кадров определяет Перечень направлений подготовки и специальностей, утвержденный в 2000 г. Работа по формированию Перечня в области педагогического образования проходила в напряженных дискуссиях. К сожалению, не удалось избежать сокращения педагогических специальностей (с 41 до 29). Предлагались еще более радикальные изменения, но УМО удалось отстоять многие позиции. Сохранены шесть специальностей дефектологического профиля (было предложение объединить их в одну), остались в нашей области специальности «Юриспруденция» с квалификацией «Учитель нрава», «Физическая культура» с квалификацией «Педагог по физической культуре», «Специальная психология», «Культурология». Восстановлены специальности «Русский язык и литература», «Родной язык и литература», «Иностранный язык». Впервые введена специальность «Педагогика», что позволяет целенаправленно готовить кадры преподавателей педагогических дисциплин для всех типов образовательных учреждений.
Прошло некоторое время, и стало еще более очевидно, что действующий Перечень не позволяет системе педагогического образования достаточно динамично развиваться, готовить кадры по многим необходимым видам образовательной и воспитательной деятельности. Вот примеры. Поставлена задача экологизации школьного образования, во многих регионах России в школе в обязательном порядке изучается экология, а педагогов, которые бы профессионально осуществляли ее преподавание, вузы готовить не могут, поскольку специальность «Экология» была исключена из Перечня. В новом Базисном учебном плане общего образования значительно усилен социально-экономический компонент, предстоит обеспечить кадрами и профильное обучение в старшей школе, а между тем педагогические специальности «Обществознание» и «Экономика» были закрыты. Проведенный в конце 2003 г опрос регионов еще раз убедил нас в необходимости обновления Перечня педагогических специальностей и направлений с учетом процессов реформирования, происходящих в школе и в системе образования в целом. Решая эту важную задачу, специалисты МПГУ как базового вуза УМО представили научную разработку о необходимости введения в Перечень педагогических специальностей экологии, экономики, обществознания, естествознания. В 2004 г. подготовлены и представлены в Министерство образования и науки РФ проекты ГОС ВПО по соответствующим специальностям. Педагогические вузы очень ждут решения этого вопроса. Однако, поскольку в настоящее время разрабатывается новый Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования и проект макета ГОС ВПО третьего поколения, до завершения этой работы дополнения в действующий Перечень вноситься не будут.
Нормативной основой для подготовки педагогических кадров являются государственные образовательные стандарты. Стандартизация образования — важнейшее направление деятельности УМО. Стандарты вто-
рого поколения, утвержденные в 2000 г., созданы на основе новой для педагогического образования модели. Изменены структура и перечень циклов дисциплин, их наименования, введено нормирование трудоемкости каждой дисциплины федерального компонента (в стандартах первого поколения нормировалась лишь трудоемкость блока). Кроме того, впервые были разработаны и утверждены два вида стандартов по каждой педагогической специальности: 1) по основной специальности и 2) по основной специальности с дополнительной.
Решение о внедрении этой модели было достигнуто в дискуссиях и отнюдь не безболезненно, однако дальнейшая апробация стандартов показала его правильность. Обучение по совмещенным педагогическим специальностям оказалось чрезвычайно актуальным и востребованным для всей педагогической отрасли, обеспечивая вариативность подготовки, удовлетворение разнообразных запросов и интересов студентов, расширяя их квалификационные возможности и облегчая трудоустройство. В 2002 г. Учебно-методическое объединение подготовило «Рекомендации по совмещению педагогических специальностей», которые были утверждены министерством. Документ стал результатом серьезной научной работы по комплексному исследованию стандартов педагогического образования. Разработаны основы совмещения, сформирован перечень возможных дополнительных специальностей с учетом традиций совмещения, родственного характера специальностей, частичного совпадения содержательного поля.
Однако жизнь вносит свои коррективы. В последнее время в УМО поступает все больше писем от вузов с просьбой утвердить совмещения, не предусмотренные «Рекомендациями...» («История» и «Социальная педагогика»; «Математика» и «Социальная педагогика»; «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология»; «Русский язык и литература» и «Педагогика и психология»). Потребность в специалистах с двойной квалификацией аргументируется изменяющимися реалиями действительности, особенностями региона, изменениями в структуре вуза. Так, в связи с введением в начальную школу обязательного изучения иностранного языка и информатики стало актуально совмещение специальностей «Педагогика и методика начального образования» и «Иностранный язык», а также «Информатика». Все это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы над нормативными документами, регламентирующими возможности и порядок совмещения педагогических специальностей.
При активном участии Совета по педагогическому образованию и поддержке министерства с 2003 г. в Федеральной программе развития образования выделено приоритетное направление 1.10 «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования». В реализации этого направления приняло активное участие наше УМО. Кроме того, целый ряд проектов выполнялся в рамках других федеральных программ, научных программ министерства. Это позволило получить реальное финансирование работы по реформированию педагогического образования и проводить мероприятия на основе глубокой научной проработки проблем.
Результатом выполнения проектов стало обновление структуры и содержания подготовки педагогов с учетом изменений, которые происходили в общем среднем образовании.
Важнейшей работой в этот период была корректировка действующих Государственных образовательных стандартов по 29 специальностям педагогического образования (и 28 с дополнительной специальностью) с учетом изменений в средней школе и новейших научных достижений. Обновление стандартов проводилось в рамках программы ФПРО на базе МПГУ. Вот лишь некоторые изменения, которые были внесены в стандарты.
Обновлена квалификационная характеристика специалистов; впервые подробно прописаны типовые задачи профессиональной деятельности, к решению которых должны быть подготовлены выпускники в зависимости от получаемой квалификации.
Внесены изменения в содержание базовых психолого-педагогичес-ких дисциплин подготовки учителей. Особенно значительно изменилось содержание методических дисциплин:.они должны сформировать представление о базовом и профильном уровнях преподавания предмета, особенностях работы учителя на этих уровнях. Введены новые курсы, которые готовят студентов к использованию ИКТ в практике преподавания, знакомят с новыми средствами оценивания результатов обучения, включая тестовые технологии, портфолио, рейтинговые оценки, выполнение творческих проектов и др. Это курсы «Современные средства оценивания результатов обучения» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», ранее разработанные специалистами УМО в рамках НИР. Новый курс «Нормативно-правовое обеспечение образования» знакомит будущих учителей с основами образовательного права.
Откорректированы названия и обновлено содержание общих для будущих педагогов дисциплин «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности». Это связано с необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий, подготовки педагогического персонала к действиям по преодолению разного рода новых угроз (пожаров, терроризма и др.) и смягчению последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
Почти во всех специальностях уточнено содержание дисциплин предметной подготовки, что связано с современными достижениями науки и требованиями школьных стандартов. Усилена подготовка, направленная на формирование практических навыков (грамотного письма, решения математических задач, постановки экспериментов, конструкторских работ и т. д.).
Внесены уточнения в раздел стандарта, формулирующий требования к продолжительности, содержанию и организации педагогической практики.
Уточнены вопросы итоговой государственной аттестации, более конкретно определены задачи обеих ее форм: выпускной квалификационной работы и итогового государственного экзамена.
Проекты обновленных стандартов прошли широкое обсуждение, они были представлены участникам Всероссийского совещания проректоров педагогических вузов и заместителей директоров педагогических колледжей по учебной работе, которое состоялось в МПГУ в апреле 2004 г. На совещании присутствовал и выступил заместитель министра образования РФ А. Г. Свинаренко.
Обновленные ГОС ВПО по специальностям педагогического образования 31 января 2005 г. были утверждены Министерством образования и науки РФ и уже с 1 сентября вступили в действие. В связи с необходимостью разработки вузами новых учебных планов, обобщая многочисленные вопросы, УМО подготовило Методические рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс обновленных ГОС ВПО по специальностям педагогического образования.
Большой помощью вузам при реализации обновленных стандартов стали также Примерные программы дисциплин федерального компонента ГОС ВПО, которые были доработаны в соответствии с изменениями в стандартах. Откорректировано более 300 программ дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, которые изданы (это 8 томов) и переданы в педагогические вузы и учреждения, ведущие переподготовку и повышение квалификации работников образования.
В связи с реформой министерства задачи обновления содержания педагогического образования и его учебно-методического обеспечения в последние два года полностью возложены на УМО. Для решения неотложных вопросов на базе МПГУ в январе 2005 г. проводились совещания нескольких рабочих групп, в состав которых были включены проректоры ряда педагогических вузов.
Так, например, в связи с тем, что в 2005 г. педагогические вузы впервые готовились к проведению итоговых испытаний выпускников в соответствии со стандартами второго поколения, состоялось двухдневное заседание рабочей группы по итоговой аттестации совместно с представителями Министерства образования и науки. По результатам довольно-таки горячих дискуссий, а также писем, поступивших из вузов, были сформулированы Методические рекомендации УМО, в которых четко прописано содержание обеих форм проверки-, выпускная квалификационная работа демонстрирует научно-исследовательские навыки, приобретенные выпускником в избранной им области, а государственный экзамен показывает его профессиональную пригодность, соответствие квалификационным требованиям. Проведена большая подготовительная работа: в течение 2003-2004 гт,, участвуя в большом проекте, выполняемом Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов при МИСиС, учебно-методические комиссии УМО разработали образцы оценочных и диагностических средств по всем специальностям педагогического образования.
Думается, что принятая структура итоговой аттестации точно отражает современные требования к учителю - высокому профессионалу, способному к проектной деятельности, самоанализу и самооценке с целью повышения своей педагогической квалификации. В настоящее время эти формы итоговой аттестации уже апробированы. Идет работа над совершенствованием конкретных комплексных заданий.
Важнейшее направление работы УМО - обновление содержания и форм организации педагогической практики студентов. Для выработки общих подходов с целью создания Примерного положения о практике также было проведено заседание рабочей группы, в котором участвовали и представители Московского городского педагогического университета. Известно, что в нашей стране накоплен серьезный опыт в этой сфере. Регио-
нами предлагаются разные модели практики, которые требуют тщательного изучения и апробации. Интересный опыт организации интенсивной годичной практики есть в Москве, и этот опыт должен быть всесторонне проанализирован, лучшее в нем - стать достоянием всей страны. Напомню, что МПГУ был одним из первых, кто проводил годичную практику выпускников на ряде факультетов еще в середине восьмидесятых годов. И поэтому с полным основанием могу сказать о том, что при несомненных положительных сторонах такого интенсивного погружения в практическую деятельность оно приводит к явному снижению фундаментального научного уровня подготовки педагогов. А этого нельзя допустить. Совместными усилиями вузов, входящих в УМО, предстоит предложить оптимальные модели практики, ее обновленное содержание, а также проработать организационные и экономические механизмы. В настоящий момент Методические рекомендации по практике находятся в стадии доработки. Для более глубокого исследования вопроса на базе МПГУ был выполнен научный проект, в процессе которого на примере физико-математических и естественно-научных педагогических специальностей были проанализированы основные направления пракгической подготовки студентов и созданы комплекты учебно-методической документации, регламентирующей содержание и организацию как учебной, так и педагогической практики. Разработан макет примерной программы практики.
Нет, наверное, такого серьезного содержательного вопроса в педагогической отрасли, которого не касалась бы деятельность УМО. Поставлена задача перехода к профильному обучению в старшей школе. Специалисты УМО принимали участие в заседаниях рабочей группы по введению профильного обучения при Министерстве образования, его проектах по разработке структуры и принципов формирования содержания профильного обучения. В обновленных ГОС ВПО и примерных пр01раммах заложены изменения в подготовке учителя, дающие ему возможность дифференцировать содержание и технологии обучения в зависимости от реализуемого профиля. Более детально этот вопрос был изучен в рамках научного проекта, выполненного на базе МПГУ, на примере физико-математических и естественно-научных педагогических специальностей. Кстати сказать, для разработки нормативной и учебно-методической документации очень многое дает опыт постоянного сотрудничества со школами. Так, например, свыше 20 лет при Московском педагогическом государственном университете работают аккредитованные школы с педклассами, которые мы рассматриваем как прообраз профильного обучения, сориентированного на получение педагогической профессии. И эти наработки надо сохранять, рассматривая их как основу формирования педагогического профиля.
Другая важная тема - необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Целесообразность введения «предшколъного образования» не вызывает сомнения. Неслучайно задачи подготовки детей к школе поставлены первой строкой во всех документах, определяющих направления реформирования российского образования. Однако содержание предшкольной подготовки требует серьезной научной проработки. Тут все должно быть очень осторожно, по принципу «не навреди». Во многих городах в экспериментальном
режиме вводится шестилетнее начальное обучение. При этом вопрос о том, готовы ли учителя к работе с 5-6-летками, не обсуждается. Но к таким детям, как утверждают физиологи, психологи и педагоги-методисты, нужен совершенно другой подход. Чтобы дать учителю начальных классов знания и технологии для обучения детей «предшкольного» возраста, необходимо внести изменения в его подготовку, разработать соответствующую специализацию. Эти проблемы проанализированы в рамках НИР специалистами УМО - членами Учебно-методической комиссии по педагогике и методике начального образования совместно с представителями «дошкольного» образования.
Нельзя в связи с этим не отметить огромную роль учебно-методических комиссий по специальностям как основного звена структуры УМО. Именно на них возложена роль формирования содержания общепрофессиональной и предметной областей подготовки педагогических кадров.
В составе УМО функционирует 21 учебно-методическая комиссия. Это УМК по математике (председатель - В. Л. Матросов, ректор МПГУ, член-корреспондент АН, академик РАО), УМК по географии (председатель - В. П. Дронов, доктор географических наук, профессор, декан географического факультета МПГУ, автор школьных учебников), УМК по специальной психологии и специальной педагогике (председатель — М. Н. Перова, доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ) и др. В числе членов комиссий — представители МПГУ как базового вуза УМО, научно-педагогические работники вузов и академических институтов РФ, признанные специалисты в соответствующих областях педагогических наук. Деятельность учебно-методических комиссий четко скоординирована, регулярно проходят заседания, на которых обсуждаются и решаются самые насущные вопросы конкретных специальностей и образовательной политики в целом.
Заседания УМК проводятся 2-3 раза в год. Часть заседаний - в московских педагогических вузах (на факультетах МПГУ, МГПУ и др.), а остальные - на базе педагогических вузов в различных регионах РФ. Так, например, УМК по педагогике и методике начального образования (председатель - М. Р. Львов, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО) в мае 2004 г. провела заседание на базе Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина, ав июне 2005 г. — на факультете начального образования Самарского государственного педагогического университета. Тематика заседаний касалась обновленного содержания и состава ОПД и ДПП как результата корректировки ГОС ВПО по соответствующей специальности. УМК по русскому языку и литературе (председатель - Н. А. Николина, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка МПГУ, главный редактор журнала «Русский язык в школе») в июне 2004 г. собиралась на базе Анапского филиала МГПУ, в 2005 г. - в Славянском-на-Кубани педагогическом институте. Предметом обсуждения также были обновленные стандарты, проблемы итоговой аттестации выпускников, новые проектные технологии в изучении дисциплин образовательной программы.
УМК по химии (председатель - Э. Е. Нифантьев, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН) в марте 2005 г. провела заседание в
РГПУ им. А. И. Герцена (г, Санкт-Петербург) по теме «Разработка требований к материально-техническому обеспечению ГОС ВПО», а в в ноябре 2005 г. - в Оренбургском государственном педагогическом университете с обсуждением практики введения курса «Прикладная химия» в педагогических вузах РФ. УМК по физике (председатель - С. Е. Каменецкий, доктор педагогических наук, профессор) в мае 2005 г. собиралась в Волгоградском государственном педагогическом университете. Тема заседания - «Подготовка стуцентов-физиков к реализации предпрофильного и профильного обучения». В начале февраля 2006 г. УМК по специальности «Физика» совместно с аналогичной комиссией УМО по направлениям подготовки в области педагогического образования на базе РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) обсуждали содержание итоговой аттестации выпускников. Такой же тематике было посвящено проходившее в Вятском государственном гуманитарном университете заседание УМК по истории (председатель -
А. В. Лубков, доктор исторических наук, профессор). В мае 2005 г. в г. Смоленске и декабре 2005 г. в г. Белгороде были проведены выездные заседания УМК по дополнительному профессиональному педагогическому образованию. Обсуждались темы, связанные с формированием профессиональной компетентности участников образовательного процесса, проблемами развития образовательного пространства регионов, а также итоги первого опыта подготовки экспертов для аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров образования.
Активно взаимодействуют с вузами УМК по педагогике, психологии и методике дошкольного образования, специальной психологии и специальной педагогике и др. По результатам заседаний были подготовлены итоговые документы, материалы обсуждений опубликованы в сборниках. Один из таких сборников — «Профессиональное образование учителя начальных классов» (Материалы выездного заседания УМК по педагогике и методике начального образования - Самара, 2005).
Политика руководства УМО - расширять сотрудничество со всеми вузами РФ, как педагогическими, так и другого профиля, осуществляющими подготовку педагогических кадров. В настоящее время проводится обновление состава действующих УМК с введением в него новых членов -представителей высших учебных заведений России, среднего профессионального образования и системы общего среднего образования как заказчика педагогических кадров.
Меняется не только состав, но и количество учебно-методических комиссий. Решением Президиума УМО от 11 октября 2005 г. создана Учебно-методическая комиссия по специальности «Родной (татарский) язык и литература», которая начала функционировать на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань). Подготовлено Положение об УМК в соответствии с Положением об Учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования, согласован ее персональный состав. Первое (расширенное) заседание УМК по татарскому языку и литературе состоялось в конце февраля 2006 г.
Особенно усилилась роль государственно-общественных объединений в период реформирования российского образования. УМО по специальностям педагогического образования не осталось в стороне от проблем, актуализи-
рованных в связи с готовящимся переходом высшей школы на двухуровневую подготовку. Наша точка зрения известна. Об этом неоднократно говорил в своих выступлениях и интервью председатель президиума Совета У МО. председатель Совета по педагогическому образованию, ректор МПГУ
В. Л. Матросов. Основной в нашей стране всегда была и остается моно-уровневая пятилетняя подготовка специалистов с квалификацией «учитель», поскольку она в максимальной степени соответствует предметной организации школьного обучения, позволяет реализовывать совмещение специальностей. Вступление в европейское образовательное пространство не должно разрушить оправдавшую себя вариативную систему педагогического образования, подорвать его фундаментальные основы.
Тем не менее предстоит огромная работа по созданию нового поколения стандартов педагогического образования с учетом Болонского процесса, отечественных традиций и специфики подготовки педагогов. В ближайшие годы основным направлением деятельности учебно-методических объединений нашей системы станет обновление содержания, форм, методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом задач, поставленных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы России.
Говоря о деятельности УМО по специальностям педагогического образования, нельзя не упомянуть о той повседневной кропотливой работе, которая связана с экспертизой учебно-методической литературы для присвоения грифов УМО и Министерства образования и науки РФ. За два последних года проведено около тысячи экспертиз. Объем этой работы за последние годы значительно вырос. Для сравнения: в 2001 г. было прогрифовано 163 издания, в 2003 г. - 280. Проводятся также лицензионные экспертизы пакетов документов на право ведения вузами образовательной деятельности по педагогическим специальностям (около двухсот за 2004-2005 гг.). Регистрация документов на открытие специализаций по специальностям высшего педагогического образования - тоже функционал УМО. Ежегодно к 15 апреля обновляется перечень специализаций по специальностям педагогического образования, открытых в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров.
Много усилий отдается и консультированию вузов по различным вопросам, ответам на письма и запросы. Профессионализм и научная компетентность, требовательность и принципиальность членов президиума Совета УМО, всего состава учебно-методических комиссий позволяют нам держать высокую планку.