ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Е.Б. Егорова
В последнее время в связи с задачами перевода образования на инновационный путь развития, внедрением новых технологий и форм обучения меняются требования к учебно-методической документации. Одним из новых типов документов в образовании становятся учебно-методические комплексы (УМК). Состав и структура УМК может меняться в зависимости от того, какой содержательный компонент он сопровождает.
Наиболее разветвленной структурой обладает учебно-методический комплекс основной образовательной программы, который представляет собой совокупность учебной и учебно-методической документации, позволяющей обеспечить ее освоение и реализацию. Базовыми компонентами этого комплекса являются нормативные документы: государственный образовательный стандарт по специальности (направлению подготовки), совокупность примерных программ дисциплин, рабочий учебный план, составленный в соответствии с рекомендациями примерного учебного плана. В УМК входит также вузовская (факультетская) документация: рабочие программы дисциплин, практикумов (лабораторных работ), материалы для промежуточного, текущего и итогового контроля качества усвоенных знаний и умений, фонды контрольных заданий, тестов. Важное место в комплексе занимают программы практики всех видов, регламентируе-
мых стандартом, программы итоговой аттестации выпускников, разработанные в соответствии с ГОС ВПО и рекомендациями профильного УМО. По каждой образовательной программе должен быть соответствующий набор учебной литературы, учебно-методических пособий, лабораторных комплексов.
В то же время каждая дисциплина основной образовательной программы должна быть оснащена всем необходимым для ее реализации. Этому придается большое значение при проверке деятельности вузов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2006 № 1938 с 1 января 2006 года вступили в силу новые критерии государственной аккредитации вузов, в частности критерии показателя «Методическая работа». Отказываясь от показателя «количество учебников с грифом, подготов- 9 ленных к изданию преподавателями вуза», который учитывался при госаккредитации последние 10 лет, Рособр-надзор одновременно ввел новый показатель: обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами.
Таким образом, наряду с понятием учебно-методического комплекса основной образовательной программы в практической деятельности вузов фигурирует понятие учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД).
В связи с задачами подготовки к комплексной проверке деятельности вуза и внедрения инноваций разрабо-
таны методические рекомендации и макет УМКД для обеспечения единого представления содержания дисциплин и курсов инновационного содержания, разрабатываемых в Московском педагогическом государственном университете в рамках Инновационной образовательной программы.
Методические рекомендации по разработке учебно-методического
комплекса дисциплины основной образовательной программы
I. Общие понятия
Учебно-методический комплекс дисциплины - это совокупность нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию дисциплины в учебно-воспитательном процессе и ее взаимодействие с другими дисциплинами и компонентами основной образовательной программы.
Процент обеспеченности учебных дисциплин учебно-методическими комплексами установлен Рособрнад-зором в качестве аккредитационного показателя при осуществлении комплексной проверки деятельности вуза.
Для того чтобы достичь максимального показателя (100%), необходимо разработать и издать учебно-методические комплексы дисциплин всех циклов (ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП) и компонентов (федерального, национально-регионального, вузовского) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (направлению подготовки), а также дисциплин специализации (дополнительной специальности) и дисциплин по выбору студентов, реализуемых в процессе освоения основной образовательной программы.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
■ требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и ее трудоемкости, установленные ГОС ВПО по соответствующей специальности (направлению подготовки);
■ рабочую программу дисциплины, составленную с учетом содержания примерной программы дисциплины и учебного плана факультета по специальности (направлению подготовки) и в соответствии с макетом, разработанным Учебно-методическим управлением;
■ методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе.
II. Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД)
1) УМКД разрабатывается в соответствии с макетом.
2) УМКД разрабатывается преподавателем (преподавателями), ведущим занятия по данной дисциплине. Все характеристики (трудоемкость, семестры, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т.д.) должны соответствовать утвержденному учебному плану.
Если дисциплина входит в разные образовательные программы (например, программы подготовки специалистов и бакалавров), то ее содержание и трудоемкость варьируется в зависимости от требований стандарта, целей образовательной программы и учебного плана. Для очной, заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения одной и той же основной образовательной программы составляется
Преподаватель_ХК|_
ВЕК
1 / 2007
единый УМКД с указанием особенностей реализации дисциплины для той или иной формы в методических рекомендациях для преподавателей.
3) Название дисциплины должно строго соответствовать ГОС ВПО и учебному плану, в том числе тех дисциплин, которые имеют большую трудоемкость и изучаются в течение нескольких семестров.
4) При формировании содержания рабочей программы необходимо соотнести его с требованиями ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины (п.4). Дидактические единицы, перечисленные в стандарте, должны содержаться в программе, а логика и порядок их представления могут быть изменены.
5) Содержание программ должно опираться на современные достижения науки и образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения.
Программы дисциплин циклов ГСЭ и ЕН в большей степени раскрывают научно-исследовательские предпочтения преподавателей, устанавливая необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин и ориентируя их на профиль образовательной программы.
6) Необходимо соотнести содержание дисциплины с профессиональной направленностью основной образовательной программы. Любая дисциплина, независимо от цикла, в который она входит, должна быть направлена на решение той или иной профессиональной задачи (комплекса профессиональных задач). В то же время готовность выпускника к тому или иному виду профессиональной деятельности базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ре-
зультате изучения определенной совокупности дисциплин.
Определяя место и функции дисциплины в основной образовательной программе (п.11.1 УМКД), авторы УМКД должны обратиться к задачам профессиональной деятельности, содержащимся в стандартах. Так, в ГОС ВПО по педагогическим специальностям (п.7.1) перечислены типовые задачи профессиональной деятельности учителя, педагога, организатора-методиста и т.д.
7) Цель изучения дисциплины формулируется во взаимосвязи с общей целью основной образовательной программы, отражающейся в квалификационной характеристике выпускника и видах профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО.
Так, все дисциплины педагогических специальностей тем или иным образом «работают» на деятельность в сфере образования.
Например, цель дисциплины «Современный русский язык», содержащейся в цикле дисциплин предметной подготовки учителя русского языка и литературы, - Ц изучить фундаментальные основы различных уровней системы современного русского языка как научную базу для осуществления процесса обучения русскому языку в учреждениях системы среднего общего (полного) образования.
В то же время формулировка цели дисциплины должна быть вполне конкретна.
Так, некорректно сформулирована цель в примерной программе дисциплины «Методика обучения информатики»: «подготовка студента к работе учителем информатики», поскольку это определение дублирует цель всей образовательной программы.
8) Формулировки задач дисциплины должны конкретизировать типовые задачи профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная дисциплина, и охватывать как теоретические, так и практические аспекты обучения.
Например, задачи дисциплины «Современный русский язык» могут быть сформулированы так:
• изучить единицы всех уровней языковой системы и механизмы их взаимодействия с позиций современной науки и традиционного школьного курса;
• сформировать умения применять полученные знания к различным областям школьного курса русского языка;
• овладеть методикой анализа языковых единиц и конструкций.
9) Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, изучивших дисциплину (п.2.11 УМКД), должны быть точно соотнесены с задачами дисциплины в области теории («знать...»), в области применения практических знаний («уметь.»), в области формирования практических навыков («владеть...»).
МАКЕТ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС*
дисциплины (код и название по ГОС ВПО)
12
Специальность (направление подготовки)
(код и название по ГОС ВПО)
Факультет_
Москва-2007
* Разработан на основе макета, утвержденного Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования (председатель - ректор МПГУ, член-корреспондент РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор В.Л. Матросов, зам. председателя - проректор по учебно-методической работе МПГУ, доктор филологических наук, профессор Л.А.Трубина).
Преподаватель,! 1 / 2007
ВЕК
I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Код по ГОС ВПО Название дисциплины и дидактическое содержание Трудоемкость по ГОС ВПО
II. Рабочая программа
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина ориентирует на _
_ виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: ____________________________________
(в соответствии с ГОС ВПО)
Цель дисциплины: Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать (в соответствии с задачами дисциплины в области теории); уметь (в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний);
владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы Трудоемкость (час)
Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия
лабораторные работы
Самостоятельная работа
Общая трудоемкость
13
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)
5. Содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ Разделы Лекции Трудоемкость (час.) Практические занятия Трудоемкость (час.) Лабораторные работы Трудоемкость (час.)
1
2
5.2. Содержание разделов дисциплины (названия разделов указываются в соответствии с п. 5.1.)
1. 2.
5.3. Тематическое планирование (названия разделов указываются в соответствии с п. 5.1.)
14
№ Разделы Лекции Практические занятия Лабораторные работы
1 1 2 1 2 1 2
2 1 2 1 2 1 2
1 2 1 2 1 2
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
1. 2.
(Приводятся учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет, раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. 2.
(Приводятся учебники и учебные пособия, изданные более 5-6 лет назад, раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д.).
6.2. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
Преподаватель XXI
1 / 2007
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- оборудованные аудитории (указывается используемое оборудование);
- аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения (указываются используемые средства);
- наглядные пособия (указываются конкретные наглядные пособия);
- другое используемое оборудование.
8. Содержание текущего и итогового контроля
8.1. Текущий контроль
Формы контроля: (указываются формы контроля: контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, рейтинговое оценивание и т.д.).
Содержание контрольных мероприятий: (указываются задания для контрольных работ, темы коллоквиумов, рефератов и т.д.).
8.2. Итоговый контроль
Формы контроля: (указывается конкретный вид отчетности в соответствии с п.4 Рабочей программы).
Содержание контрольного мероприятия: (указывается перечень вопросов или заданий к зачету, экзамену и т.д.)
III. Методические рекомендации для преподавателей
Указывается место дисциплины в учебном плане, связь ее с другими дисциплинами, вопросы преемственности.
Отмечаются современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции.
Перечисляются особенности реализуемых видов учебной работы, средства, методы обучения, эффективные способы учебной деятельности, принципы и критерии оценивания результатов обучения. Особое внимание следует уделить инновационным методам обучения, в том числе информационным и коммуникационным. jg
Указываются особенности реализации дисциплины в зависимости от форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной.
IV. Методические рекомендации для студентов
Указывается рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, в том числе самостоятельной работы. Приводится перечень вопросов для самостоятельной работы.
Автор(ы) УМКД
ФИО должность, звание
ПРИМЕЧАНИЕ: В состав УМКД могут входить презентации тех или иных тем, разработанные автором (авторами) и представленные в бумажном и электронном виде.