УДК: 332.14
АКТУАЛЬНЫЕЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В. С. ПУЧКОВ, председатель комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области E-mail: info.rkursk.ru Администрация Курской области
Показаны проблемы и успехи важного сектора экономики Курской области - малого и среднего предпринимательства. Отмечена роль в его развитии финансовой поддержки в первую очередь со стороны государства.
Ключевые слова:региональное предпринимательство, либерализация налогового климата, государственная финансовая поддержка.
В соответствии со Стратегией развития Курской области на период до 2020 года становление малого и среднего предпринимательства включено в Основные направления деятельности администрации Курской области. В документе определена задача значительного увеличения роли этого сектора в развитии региональной экономики.
За последние годы на государственном уровне приняты многочисленные меры по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и организации самозанятости населения. Целые блоки законодательства были скорректированы под решение задач развития бизнеса.
В соответствии с предоставленными полномочиями сформирована региональная нормативная правовая база, обеспечивающая оказание информационной, консультационной, финансовой, имущественной поддержек малому и среднему бизнесу, который в Курской области разнообразен по своей природе и представляет собой динамично развивающийся сектор региональной экономики. В нем активно действует более 45 ООО хозяйствующих субъектов (около 9 ООО малых и средних предприятий и свыше 36 ООО индивидуальных предпринимателей), обеспечивая занятость для третьей части работающего населения области.
Согласно рейтингу, составленному Министерством экономического развития Российской Федерации в 2010г., Курская область по состоянию
на01.01.2010 занимает четвертую позицию по доле субъектов малого и среднего предпринимательства в общем их числе по ЦФО, уступая Белгородской, Брянской и Воронежской областям.
По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 000 жителей ЦФО Курская область находится на третьей позиции в ЦФО после Брянской и Калужской областей и опережает Москву и Московскую область.
Доля малых и микропредприятий по видам экономической деятельности распределена следующим образом:
• сельское хозяйство — 6,9 %;
• обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 11,5%;
• строительство — 14,1%;
• оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий — 37,3 %;
• операции с недвижимым имуществом —17,8%;
• прочие—12,4%.
Годовой оборот малых и средних предприятий превышает 100 млрд руб., ими обеспечивается треть общего объема оборота организаций области.
Положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства способствует государственная поддержка. Основными ее инструментами на протяжении последних 10 лет являются областные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с целевыми программами число направлений финансовой поддержки увеличено до 14 (в 2008 г. их было 8), расширен перечень приоритетных направлений деятельности (с 6 до 19), развитие которых стимулируется в том числе и за счет предоставления государственной финансовой поддержки.
10
региональная экономика: теория и практика
Хозяйствующим субъектам малого и среднего бизнеса оказывается государственная поддержка:
• субсидирование затрат при кредитовании;
• компенсация затрат по сертификации продукции по Международной системе ИСО 9001;
• субсидирование затрат, связанных с участием в международных выставках-ярмарках;
• финансирование начинающих свой бизнес;
• компенсация затрат, связанных с патентованием, присоединением к сетям инженерной инфраструктуры, с внедрением проектов энергосбережения;
• финансирование инновационных проектов;
• компенсация затрат на профессиональную подготовку и повышение квалификации работников;
• возмещение расходов по уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообло -жения хозяйствующим субъектам, зарегистрированным и осуществляющим производственную деятельность в сельской местности.
В целях расширения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам создан фонд поручительства по кредитам предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющих достаточного залогового обеспечения.
Организована работа фонда микрофинансирования, в котором стартующий малый бизнес может получить средства по упрощенной схеме под небольшой процент, в том числе до 100 тыс. руб. — без залогового обеспечения.
Крометого, финансируются проекты, направленные на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Выделяются бюджетные ассигнования на софинансирование муниципальных целевых программ.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку, увеличилось в 2 раза в сравнении с предыдущим трехлетием.
Малые и средние предприятия, получившие государственную поддержку, показали хорошие экономические результаты. Несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, предприятия сработали стабильно, сохранили имеющиеся и создали новые рабочие места, что позволило в определенной степени снизить напряженность на рынке труда. Начинающими предпринимателями создано более 1 000 рабочих мест.
Хозяйствующими субъектами малого и среднего бизнеса, участвующими в конкурсе на получение государственной финансовой поддержки, на развитие бизнеса привлечено около 100 млн руб. кредитных ресурсов.
Несмотря на ряд негативных макроэкономических факторов, малые и средние предприятия ведут внешнеэкономическую деятельность, осваивают новые рынки сбыта, в том числе международные. Количество предприятий-экспортеров увеличилось в 4 раза. География сотрудничества охватывает более 20 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Дальнейшее развитие регионального предпринимательства тесно связано срешением ряда сдерживающих его проблем, которые регулярно рассматриваются на заседаниях регионального Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства с участием представителей федеральных структур, осуществляющих администрирование хозяйственной деятельности, органов местного самоуправления и представителей бизнес-сообщества. Среди них в первую очередь следует выделить:
• дальнейшую либерализацию налогового климата, в том числе в части дифференциации налоговых выплат для предприятий, внедряющих новое высокотехнологичное оборудование, технологии, осуществляющих хозяйственную деятельность по приоритетным для развития экономики направлениям;
• дальнейшее снижение административных барьеров, в том числе путем развития информационных технологий, прозрачности доступа к государственным и муниципальным услугам;
• повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе в части снижения их стоимости, смягчения условий предоставления займов;
• снижение дефицита квалифицированных кадров рабочих специальностей, управленческого персонала;
• развитие системы повышения эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (общественных организаций, информационно-консультационныхцентров, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров и др.).
Список литературы
1. Стратегия развития Курской области на период до 2020 года: постановление Курской областной Думы от 24.05.07 № 381-1УОД.
2. Основные направления деятельности администрации Курской области на 2009—2010 годы: постановление администрации Курской области от 26.06.2009 № 207.
3. О внесении изменения в статью 3 Закона Курской области «О предоставлении в 2008 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации мероприятий муниципальных целевых программ по развитию малого и среднего предпринимательства: закон Курской области от20.10.2008 № 79-ЗКО.
региональная экономика: теория и практика
и