Актуальные вопросы стратегии развития предприятий малого и среднего бизнеса
Печерица Никита Андреевич
аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Народные художественные промыслы - культурное наследие и гордость России. Нигде нет такого разнообразия традиционных ремесел как у нас. Изделия НХП встречаются практически в каждой семье: с ними играют дети, их любят и передают по наследству, дарят на свадьбы и дни рождения. Тем не менее, работать частным мастерам и предприятиям все сложнее. Они массово жалуются на снижение спроса, нехватку кадров и контрафакт. В России народным художественным промыслам оказывается обширная поддержка от компенсации расходов на электричество до субсидирования продвижения на маркет-плейсах. С каждым годом денег на промыслы выделяется все больше, однако доходы производств стремительно падают. Текущее положение вещей ставит под угрозу культурное наследие нашей страны.
Ключевые слова: народные художественные промыслы России, Министерство промышленности и торговли, субсидия, выставка, ярмарка.
27 марта 2020 года на РБК вышла статья под заголовком "На поддержку народных промыслов предложили выделить 500 млн рублей"[1]. Падение продаж и, как следствие, производства доходит в некоторых организациях до 70%. В связи с этим Министерство промышленности и торговли предложило выделить вышеуказанную сумму из резервного фонда правительства. Безусловно, поддержка НХП вопрос не только экономический (сохранение производства и рабочих мест), но скорее даже культурный, ведь промыслы несут в себе многовековую историю развития народов России.
По данным РБК, в документе, переданном Минпром-торгом в Минэкономразвития, основным каналом продаж изделий НХП являются выставочно-ярмарочные мероприятия. В перечне субсидий организациям НХП федерального перечня числятся:
1) компенсация до 50% общих затрат по договору лизинга;
2) компенсация 80% затрат по пусконаладочным работам;
3) компенсация 90% затрат на организацию работ по продвижению продукции на рынке (сюда входят маркетинг, выставки, реклама, защита прав и др.);
4) компенсация 90% затрат на энергоносители;
5) компенсация 30% затрат на сырье и материалы;
6) компенсация 90% затрат на отчисления на страховые взносы;[2]
Дополнительно регионы самостоятельно разрабатывают меры поддержки. Так, в Нижегородской области есть, к примеру, субсидия на возмещение части затрат на стимулирующие выплаты молодым специалистам и на возмещение расходов на наставников.[3] Как можно увидеть, меры поддержки направлены на производство и продвижение. Однако, доля ручного труда в себестоимости изделия доходит до %, поэтому ценность субсидий на производственный аспект находится под большим вопросом, учитывая трудозатраты на их получение и то, что из примерно 300 организаций НХП получают субсидии порядка 80.[4] Ручной труд субсидируется крайне мало. В группе субсидий, направленных на компенсацию расходов на продвижение, ключевое место занимают выставочно-ярмарочные мероприятия. С каждым годом их проводится все больше по стране. Это бесспорно вносит существенный вклад в популяризацию народных промыслов, позволяет гражданам не выезжая из своего города или региона ознакомиться с широкой палитрой промыслов и культурных традиций других народов. Но, к сожалению, тот факт, что производство и объем реализации продукции большинства организаций падают уже не первый год, говорит о том, что Минпромторг переоценивает вклад ярмарок в финансовое благополучие отрасли.
"Суммарный объем прямой поддержки отрасли из федерального бюджета в 2018 году составил более 624 млн рублей, что превышает уровень 2015 года в 1,7 раза, а уровень 2010 года - в 3 раза" - сообщил Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в августе 2019 года на совещании по народным художественным
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о сч о сч
оэ
о ш m
X
3
<
m о х
X
промыслам.[5] Финансовые же показатели, к примеру АО "Хохломская роспись" - ведущего предприятия НХП в России, стабильно ухудшаются, согласно ФНС Рос-сии.[6]
Генеральный директор ООО "АртЭкспоАльянс" - компания ретейлер изделий НХП, Зайцева Вероника Витальевна рассказала: "С 2014 года покупательская способность россиян начала стремительно падать из-за ухудшения курса рубля и последующего роста цен. Стоимость матрешек за лето 2014 года выросла примерно в 1,5 раза. Ведь древесина часто закупается за валюту, краски и лаки импортные (отечественные значительно хуже по качеству), художники не хотят снижать уровень жизни и тоже ориентируются на курс рубля. И такая картина наблюдалась много с какими видами изделий. Последующие пару лет был туристический подъем, иностранцы стремились в "дешевую" Россию и активно покупали не успевшие так быстро подорожать товары. После этого года начался спад продолжающийся по сей день. С 2014 года стала сильнее ощущаться сезонность. Наши соотечественники перешли на дешевую суве-нирку. НХП же могут себе позволить иностранцы, но они приезжают в основном летом."
В 2018 году даже несмотря на Чемпионат Мира по футболу АО "Хохломская роспись" отчиталась о доходе меньше чем годом ранее - 250 868 000 рублей в 2018 году и 324 294 000 рублей в 2017 году.
И доля ООО "АртЭкспоАльянс" (2 магазина в Москве) в 2018 году в сумме доходов АО "Хохломская роспись" составила чуть больше 1,6% или 4 135 844,16.
Такая большая для двух обычных магазинов торгующих НХП и сувенирной продукцией доля в доходах предприятия, совпадение динамики выручки ритейла и производства с одновременным противоположным направлением по сравнению с количеством выставочно-ярма-рочных мероприятий (и выделяемых субсидий на них) говорит о ложном представлении Министерства промышленности и торговли о структуре доходов предприятий НХП. Основной канал продажи изделий НХП вовсе не выставочно-ярмарочные мероприятия, а частный коммерческий ритейл.
Александр Васильев, российский историк моды, в одном из выступлений заметил, что главная составляющая успеха народного промысла - торговля.[5] Именно торговле необходимо уделить особое внимание в стратегии развития НХП. Уже существует большое количество розничных магазинов торгующих промыслами и сувенирной продукцией. И нет необходимости государственного вмешивания в конкурентный рынок путем создания специализированных объединенных магазинов. Это приведет к росту контрафакта и отказу частного ритейла от торговли промыслами. Ведь сейчас наценка на изделие составляет от 100% до 200% и это вынужденная мера из-за высоких арендных платежей в центрах городов, где ходят иностранцы и туристы, логистики и прочих особенностях работы с изделиями ручной работы. Предполагаемые объединенные магазины, созданные при поддержке государства, почти наверняка будут иметь арендные льготы, субсидии и рекламную поддержку и, как следствие, более низкие цены. Частный бизнес не сможет сравняться с ними по цене на изделия и выведет их из ассортимента. Пока не ясно как отразится подобный сценарий на доходах производителей, но более выгодным путем решения проблемы мне видится привлечение предпринимателей из розницы в ассоциации НХП. Более тесная совместная работа и
формирование специальных субсидий для розницы, готовой торговать народными промыслами с меньшей наценкой и отказаться полностью от контрафакта, способны решить проблему неэффективности существующих мер поддержки отрасли. Развивать и помогать нужно уже сформировавшейся в конкурентном рынке системе торговли промыслами, а не создавать новую.
Таким образом, ответ на вопрос "Почему меры государственной поддержки народных художественных промыслов России не работают? " - из-за ошибочного представления Минпромторга об источниках доходов предприятий и следующее за этим стремление стимулировать их самостоятельную торговую активность. Однако не секрет, что не на всех выставках и ярмарках производителям удается заработать, да и подготовка к участию требует сил и времени. Поэтому автор этой статьи предлагает привлечь к участию в решении проблем отрасли предпринимателей специализирующихся на торговле промыслами с уже выстроенными розничными системами. Сейчас они никак не представлены в профильных ассоциациях их опыт не учитывается. А стратегии разрабатываются так, будто ритейла совершенно не существует, несмотря на то, что именно он приносит производителям львиную долю дохода.
Литература
1. РБК
https://www. rbc.ru/business/27/03/2020/5e7e0a359a7947e 5102fe653 - дата запроса 13.08.20
2. Промыслы.рф Навигатор по мерам поддержки отрасли народных художественных промыслов https://xn--k1abfdfi3ec.xn--
p1ai/news/view/navigator_po_meram_podderzhki_otrasli_
narodnih_hudozhestvennih_promislov - дата запроса 15.08.20
3. Правительство Нижегородской области https://government-nnov.ru/?id=221285 - дата запроса 15.08.20
4. Российская Газета https://rg.ru/2020/04/21/reg-szfo/kak-sohranit-hudozhestvennye-promysly-pri-padenii-sprosa-na-suveniry.html - дата запроса 15.08.20
5. Минпромторг https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!v_minpromtorge_rossii_obsudili_perspektivy _narodnyh_hudozhestvennyh_promyslov - дата запроса 15.08.20
6. Скрин контрагент https://kontragent.skrin.ru/issuers/OPZAO - дата запроса 15.08.20
Topical issues of strategy for the development of small and
medium-sized businesses Pecheritsa N.A.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation Folk arts and crafts are the cultural heritage and pride of Russia. Nowhere else is there such a variety of traditional crafts as ours. Products of the folk arts and crafts are found in almost every family: children play with them, they are loved and passed on by inheritance, they are presented for weddings and birthdays. However, it is becoming more and more difficult for private craftsmen and enterprises to work. They massively complain about declining demand, staff shortages and counterfeiting. Folk art crafts are supported extensively in Russia, from reimbursing electricity bills to subsidizing promotion on marketplaces. Every year, more and more money is allocated for the crafts support, but the income of industry is rapidly falling. The current state of affairs jeopardizes the cultural heritage of our country.
Key words: folk art crafts of Russia, Ministry of Industry and Trade,
subsidy, exhibition, fair. References
1.RBC
https://www.rbc.ru/business/27/03/2020/5e7e0a359a7947e510 2fe653 - request date 08/13/20
2. Promysly.rf Navigator on measures to support the folk arts and
crafts industry https: //xn--k1abfdfi3ec.xn--
p1ai/news/view/navigator_po_meram_podderzhki_otrasli_nar
odnih_hudozhestvennih_promislov - request date 15.08.20
3. Government of the Nizhny Novgorod region https://government-
nnov.ru/?id=221285 - request date 15.08.20
4. Rossiyskaya Gazeta https://rg.ru/2020/04/21/reg-szfo/kak-sohranit-hudozhestvennye-promysly-pri-padenii-sprosa-na-suveniry.html - request date 15.08.20
5. Ministry of Industry and Trade https://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!v_minpromtorge_rossii_obsudili_perspektivy_n arodnyh_hudozhestvennyh_promyslov - request date 15.08.20
6. Screen counterparty https://kontragent.skrin.ru/issuers/OPZAO -
request date 15.08.20
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
2 O ho o