СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РОССИИ
IMPROVING GOVERNMENT SUPPORT SYSTEM OF FOLK ARTISTIC CRAFTS IN RUSSIA
M.B. РАПОПОРТ
Научный руководитель: Е.Л. Плисецкий - профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.п.н., проф.
Research supervisor: E.L. Pliseckii - professor of chair of Macroeconomic Regulation of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Pedagogy, professor.
Аннотация
Стратегически важной задачей, стоящей в настоящее время перед Российской Федерацией, является сохранение национального культурного наследия, неотъемлемой частью которого являются народные художественные промыслы, находящиеся сейчас на грани выживания. Актуальность задачи поддержки и развития этой отрасли, недостаточная исследованность ее теоре-
аспирант кафедры
«Макроэкономическое регулирование » Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
M.V. RAPOPORT
postgraduate student of «Macroeconomic Regulation» of the Financial University under the Government of the Russian Federation
тических и практических аспектов, а также особая значимость отрасли обусловили выбор темы. В статье приведен анализ существующих подходов к сущности промыслов, экономической ситуации в отрасли и основных ее проблем. Автор выделил направления совершенствования системы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов России, в т.ч. необходимые меры федерального уровня, построение дерева целей и задач при разработке региональных целевых программ и др. Проведенный автором анализ позволит повысить эффективность государственной поддержки народных художественных промыслов.
Abstract
Preservation of the national cultural heritage is one the key strategic goals for Russia nowadays: folk artistic crafts that are on the verge of extinction are extremely important regarding this heritage. Relevance of support and development of this area, lack of studies on its theoretical and practical aspects, as well as the special importance of the sector were key factors to choose this topic. In the article the author provides the analysis of existing approaches to the nature of folk artistic crafts, economic situation in the sector and its key challenges. The author highlighted the directions how to improve the system of preservation, revival and development of in Russia, including necessary steps at the federal level, creation of the goals and objectives system when developing regional programs, etc. The author's analysis will increase the effectiveness of folk artistic crafts government support.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, народные промыслы, государственные программы, региональные целевые программы, программно-целевой метод.
Keywords: folk artistic crafts, crafts, government programs, regional special-purpose programs, program and target-oriented method.
Системные кризисные явления, имеющие место быть в различных отраслях экономики современной России, демонстрируют нам, что рынок не всегда имеет способность к саморегуляции, а тем более не всегда позволяет в достаточном объеме мобилизо-
вать дополнительные средства для развития региона. Государственное же вмешательство, например, посредством целевых программ, помогает поддерживать необходимый уровень социально-экономического развития и развивать направления, нуждающиеся в дополнительной поддержке.
Одним из таких направлений является, на наш взгляд, развитие народных художественных промыслов (далее - НХП) в регионах России. Действительно, оно представляет собой не только вид экономической деятельности, но и является значительной частью культурного наследия, формирующего имидж нашей страны. При этом такие кризисные явления, как стабильное падение объемов производства, сокращение численности мастеров и старение творческих коллективов, подчас ставят под сомнение не только развитие, но даже сохранение НХП.
Исследуя систему поддержки НХП, мы будем пользоваться определением НХП, приведенным в федеральном законе от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» и рассматривать такие промыслы с нескольких точек зрения, исходя из их сущности:
• Как отрасль промышленного производства. Основной задачей деятельности организаций НХП является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов. Соответственно, для воздействия на НХП как на отрасль промышленного производства необходимо сосредоточить усилия на решении проблем, стоящих перед организациями и индивидуальными предпринимателями.
• Как часть национальной культуры. НХП являются частью народного искусства, традиционной культуры, сохраняющей духовные ценности народа, его историческую память1. Это национальное достояние нашей страны. Они несут не только утилитарную функцию, но удовлетворяют культурную, эстетическую потребности, а также потребность сопричастия традициям своего народа, его ценностям, самоидентификации индивида как части исторического, родового общества.
1 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры/под редакцией акде-мика Д.С. Лихачева. - М.: Изобраз. искусство, 1983 - 344 с., стр. 7-20.
Учитывая традиционные особенности функционирования НХП и сложившиеся негативные тенденции (за последние 5 лет прекратился выпуск изделий промыслов в 15 субъектах РФ2), необходимо признать, что для стабильного их развития необходимо воздействие не только механизма саморегуляции бизнес-процессов, но и активная государственная поддержка. При этом важно подчеркнуть, что сохранение и развитие НХП - это не только экономическая, но и социальная задача, ведь промыслы являются объектом национальной культуры, а их проблемы имеют национальное значение.
Действующим законодательством предусмотрен целый ряд мер на федеральном, региональном и местном уровнях, направленных на поддержку НХП. Достаточно эффективным представляется и использование программно-целевого метода, в частности создание государственных программ субъектов РФ, направленных на поддержку НХП: в некоторых регионах формируются целевые программы по развитию НХП3.
Для определения регионом стратегии действий по возрождению, сохранению и поддержке НХП необходимо оценить ситуацию в отрасли: выявить основные финансовые и статистические показатели, динамику их развития, определить основные проблемы, препятствующие сохранению и развитию отрасли. На основе полученной информации следует построить дерево целей и задач, разработать систему целевых показателей. Конечно, при разработке системы поддержки НХП в регионе необходимо учитывать и природно-географические4, и исторические особенности развития НХП5, и многие другие факторы.
2 Доклад Председателя Правления «Ассоциации народные художественные промыслы России» на XXX конференции Ассоциации. URL: http://www.nkhp.ru/docs/doklad2015.doc (дата обращения: 18.05.2015).
3 Рапопорт М.В. Региональные целевые программы как инструмент развития народных художественных промыслов: Международный научно-практический журнал «Вестник Финансового университета». - 2015. - № 1 (85). - С. 129-137.
4 Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка: учебное пособие / Е.Л. Плисецкий. - 2-е изд., переработ. - М.: КНОРУС, 2013. - 208 с.
5 Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1991. - 178 с.
Так, применительно к целевым программам, направленным на решение проблем НХП, в качестве генеральной цели необходимо выделить комплексную цель - сохранение, возрождение и развитие НХП в регионе. В качестве подцелей можно выбрать сохранение промыслов, их развитие и возрождение.
Важно отметить, что каждую из подцелей следует рассматривать с нескольких точек зрения, исходя из сущности промыслов: как отрасль промышленного производства и как часть национальной культуры. Такое разделение позволит выделить различные методы воздействия, применяемые к НХП в зависимости от их природы, необходимые для этого ресурсы, в т. ч. человеческие (т. е. привлечение специалистов разного профиля). Однако для кардинального изменения ситуации необходимо комплексное влияние на ситуацию, скоординированность программных мероприятий. Часто оказывается, что одни и те же программные меры способствуют развитию нескольких направлений. Например, содействие развитию художественных навыков мастеров - это и воздействие на НХП как на отрасль промышленного производства путем повышения уровня квалификации специалистов предприятия, которое ведет в конечном итоге к увеличению экономических показателей, и содействие развитию национальной культуры через повышение художественного уровня изделий НХП.
Рассмотрим такую систему целей и задач более подробно:
1. Сохранение НХП
1.1. Создание условий, направленных на сохранение сферы НХП как отрасли промышленного производства. Суть сохранения НХП как отрасли промышленного производства заключается в сохранении существующих предприятий и индивидуальных предпринимателей: поддержка их экономической деятельности позволит добиться этого в краткосрочной перспективе.
1.1.1. Обеспечение финансовой поддержки
Недостаток оборотных средств является существенной проблемой, препятствующей эффективному функционированию организаций НХП. В качестве кратковременной меры может быть организовано адресное целевое финансирование предприятий НХП, индивидуальных мастеров и организаций инфраструктуры,
например в виде субсидий на возмещение части затрат на электрическую энергию, природный газ, произведенных расходов на потребленные сырье и материалы и т. д. Распределение субсидий должно носить выборочный характер, например, используя механизм конкурсов и грантов. Однако стоит рассматривать такие меры как лишь как временные в случае ограниченного бюджетного ресурса, т.к. для того, чтобы действительно сохранить такие учреждения в долгосрочной перспективе, необходимо проведение системы мероприятий, направленных на их развитие: перевооружение ОПФ, привлечение специалистов в области управления, дизайна и т.д.
1.1.2. Стимулирование развития системы сбыта
Отсутствие выявленной целевой рыночной ниши, квалифицированных специалистов в области маркетинга, большие наценки реализаторов и другие проблемы не позволяют предприятиям НХП самостоятельно выстроить отвечающие современным требованиям эффективные системы сбыта. Решением может стать целевая поддержка инфраструктуры сбыта (например, выделение целевых субсидий и предоставление льгот по аренде для предприятий, торгующих изделиями НХП).
1.1.3. Защита НХП от контрафактной продукции
Существенно снижает конкурентоспособность продукции
НХП наличие на рынке большого количества контрафактной продукции. Решить проблему в краткосрочной перспективе может государственное содействие субъектам НХП в получении охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, а также в приобретении голограммной марки и в проведении ежегодного мониторинга рынка НХП в целях выявления товаров-подделок и контрафактной продукции.
1.2. Создание условий, направленных на сохранение сферы НХП как части национальной культуры. Товары НХП не относятся к товарам первой необходимости. Вместе с утилитарной функцией они, прежде всего, удовлетворяют эстетические потребности населения, а также потребность в национальной и региональной самоидентификации, приобщении к традиционной культуре, самовыражении и т. д. В этом ключе необходимо сохранить художественный уровень существующих НХП, а также
предметы промыслов, являющиеся выдающимися произведениями народного искусства. Стоит отметить, что сохранение существующего уровня НХП не является гарантом их сохранения в долгосрочной перспективе. Без поступательного развития существует серьезный риск снижения уровня художественного достоинства изделий НХП, а значит их перерождение в кустарное ремесло. Вновь подчеркнем, что для стабильного существования НХП необходимо предпринимать меры по их развитию в долгосрочной перспективе.
1.2.1. Сохранение выдающихся образцов изделий НХП
Достижению этой задачи отвечает создание (или поддержание
уже существующего) музея при предприятии, коллекция которого будет включать лучшие образцы изделий НХП. Он может служить как базой для методической работы, так и источником вдохновения, изучения, способом передачи накопленного исторического и художественного опыта. Более эффективной альтернативой может стать создание регионального центра, как это, например, было сделано до революции в Московской губернии на базе Торгово-промышленного музея кустарных изделий.
1.2.2. Обеспечение кадровой поддержки
Хранителями традиций НХП являются мастера. Сохранить художественно-стилевые особенности изделий конкретного НХП, технические секреты и приемы, дух и образ невозможно без личной передачи опыта и знаний от одного мастера к другому. В это связи необходима поддержка существующей в регионе системы профессионального образования, ведь ее восстановление будет значительно более трудоемким и финансово затратным делом. Помимо прочего, необходима помощь в кадровом обеспечении предприятий, привлечение молодых специалистов.
В случае отсутствия в регионе возможности для существенной финансовой поддержки необходимо максимально запечатлеть для передачи труд и навыки мастеров НХП, используя современные технологии и методики, а затем обеспечить хранение материалов для последующего изучения при появлении соответствующей возможности.
1.2.3. Защита НХП от контрафактной продукции
В данной связи речь идет не столько об экономических интересах предприятий и индивидуальных мастеров, сколько о защите от низкокачественной продукции, подрывающей авторитет промыслов, формирующей неправильное о них представление, снижающей к ним интерес и т. п.
1.2.4. Поддержка высокого художественного уровня изделий НХП
Поддержание высокой степени мастерства при изготовлении изделий позволяет им действительно считаться произведениями народного искусства, а не ремесла. Необходимо поддержание системы контроля качества, возрождение института главных художников, существовавшего в советское время, привлечение высококвалифицированных специалистов.
1.2.5. Сохранение веникулярного и природного наследия
Выдающиеся ландшафтные ресурсы региона являются источником вдохновения для мастеров НХП. В народном искусстве, часть которого является НХП, окружающая мастера среда, природа является одним из основных источников формирования художественно-стилевых особенностей изделий НХП. Для сохранения такого наследия необходим учет его объектов и организация буферных зон вокруг наиболее значимых из них.
2. Развитие НХП
2.1. Создание условий, направленных на развитие сферы НХП как отрасли промышленного производства:
2.1.1. Стимулирование развития системы сбыта
Необходимо стимулирование развития системы сбыта не только на уровне отдельных предприятий, но и на региональном уровне, включающее, например, пропаганду регионального бренда, выставочную деятельность и т. п. Необходимо рассматривать данное направление в совокупности с вопросом о развитии туризма в субъекте РФ. В данном случае НХП можно рассматривать с разных сторон: с одной стороны, изделия промыслов - это уникальные образцы сувенирной продукции, а с другой - предприятия сами являются привлекательными для путешественников объектами, на базе которых могут быть созданы музейно-туристские комплексы.
Одним из дополнительных каналов сбыта может стать разработка пакета заказов на изготовление сувенирной продукции для администрации данного региона.
2.1.2. Обеспечение обновления основных производственных фондов
Отсутствие современных средств производства на предприятиях НХП представляет собой серьезную угрозу их дальнейшего существования. Для решения этой проблемы может быть предусмотрено предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с приобретением производственного оборудования, уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды и на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов НХП, на расширение и переоборудование производства, улучшение качества продукции.
2.1.3. Кадровое обеспечение отрасли
Непрерывное сокращение количества человек, занятых в производстве изделий, старение мастеров - носителей традиций НХП и другие негативные тенденции не позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять эффективное управления такими предприятиями. Действительным решением проблемы станет создание системы непрерывного образования (например, как это сделано в Вологодской области), повышение престижа профессии и уровня ее оплаты.
2.1.4 Формирование коммерческой инфраструктуры развития НХП
Решению данной задачи может способствовать стимулирование разработки и реализации различных коммерческих проектов, направленных на строительство центров НХП, городов мастеров и т.д.
2.2. Создание условий, направленных на развитие сферы НХП как части национальной культуры. Важно понимать, что промыслы являются динамично развивающейся областью искусства. Их рассвет в нашей стране пришелся на вторую половину XX века, когда на базе существующих традиций были созданы новые произведения искусства.
2.2.1. Создание условий для разработки новых образцов изделий НХП, в т. ч. высокого художественного достоинства
Необходимо постоянное расширение ассортимента выпускаемой продукции, отвечающей высокими требованиям к качеству и художественному уровню работ. Успех художественной промышленности СССР был основан на проработанной системе работы специалистов на предприятиях и в специализированных центрах. Воссоздание на базе домов НХП на региональном уровне или художественно-экспертных советов методической и практической работы специалистов разных областей, а также использование сохранившегося уникального опыта и материалов Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) поможет решить многие проблемы НХП.
2.2.2. Популяризация и повышение значимости НХП в социально-экономической и культурной жизни региона
Необходима региональная просветительская деятельность, включающая экспозиционно-выставочную деятельность и популяризацию, расширяющая географию востребования и повышающая интерес населения к НХП.
2.2.3. Стимулирование осуществления научно-исследовательской деятельности в области НХП
Дальнейшее развитие НХП невозможно без сопровождения их функционированием научно-исследовательской деятельности. Успешное развитие НХП во второй половине XX века во многом опиралось на работу НИИХП. Сегодня возможно частичное воспроизведение его функций в масштабе региона за счет активации работы музеев и научных центров, а также организации научно-практических конференций, симпозиумов, форумов, проведения научно-исследовательских работ, в т.ч. полевых исследований.
3. Возрождение НХП
Возрождение забытых промыслов позволит не только создать новые предприятия, но и воссоздать ныне утраченные направления искусства нашего народа. Однако приступать к данной деятельности на региональном уровне необходимо лишь при наличии гарантии возможности поддержания жизнедеятельности существующих НХП. Активизация работы по данному направлению представляет огромный потенциал для развития занятости в
регионе, создания новых брендов, привлечения дополнительного туристического потока и т. д.
Для возрождения ныне забытого НХП необходимо восстановить не только саму технологию изготовления изделий, их художественно-стилевые особенности, но и обучить этому новых мастеров, оформив эту деятельность в виде нового юридического лица.
3.1. Создание благоприятных условий для выявления и возрождения НХП. Возрождение НХП, как и их развитие, необходимо организовать на базе серьезной научно-методической работы, включающей проведение полевых исследований.
3.2. Стимулирование предпринимательской деятельности. Для действительного возрождения видов НХП необходимо не только выявить утраченные промыслы, но и способствовать организации на их базе предприятий. Для решения этой задачи необходимо оказание поддержки в кадровом обеспечении, продвижении и стимулировании сбыта новых изделий НХП на внутреннем и внешнем рынках, организации производства и управления.
Для повышения эффективности государственной политики в сфере регулировании НХП, прежде всего, необходимо обратить внимание, что НХП представляют собой не только отрасль промышленного производства, но и часть национальной культуры. Такое выделение позволит выделить различные методы воздействия, применяемые к НХП в зависимости от их природы, и необходимые для этого ресурсы. Снижение художественного уровня представляемых к утверждению художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам во многих регионах России свидетельствует о наличии серьезной угрозы в этом направлении. Для достижения долгосрочного положительного эффекта от государственной поддержки НХП необходимо учитывать специфику процессов их сохранения, развития и возрождения. В частности, приоритетной должна стать стабилизация сохранения имеющихся в регионе промыслов, а затем стремление развить данное направление.
Библиографический список
1. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1991. - 178 с.
2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры/под редакцией академика Д.С. Лихачева. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с. - С. 150.
3. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка: учебное пособие / Е.Л. Плисецкий. - 2-е изд., переработ. - М.: КНОРУС, 2013. - 208 с.
4. Рапопорт М.В. Региональные целевые программы как инструмент развития народных художественных промыслов: Международный научно-практический журнал «Вестник Финансовго университета». - 2015. - № 1 (85). - С. 129-137.
Bibliographical list
1. Narodnye hudozhestvennye promysly RSFSR. Istorija i sovre-mennost': Sb. nauch. tr. / Otv. red. N.V. Cherkasova. - M.: NIIHP, 1991. - 178 s.
2. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tu-ry/pod redakciej akademika D.S. Lihacheva. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. - 344 s. - S. 150.
3. Pliseckij E.L. Kommercheskaja geografija Rossii. Territori-al'naja organizacija proizvodstva i rynka: uchebnoe posobie / E.L. Pliseckij. - 2-e izd., pererabot. - M.: KNORUS, 2013. - 208 s.
4. Rapoport M.V. Regional'nye celevye programmy kak instrument razvitija narodnyh hudozhestvennyh promyslov: Mezhdunarod-nyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Vestnik Finansovgo univer-siteta». - 2015. - № 1 (85). - S. 129-137.
Контактная информация
125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, д.49, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: [email protected]
Contact links
Financial University under the Government of the Russian Federation 49 Leningradsky Prospekt, Moscow, Russia, 125993 E-mail: [email protected]