УДК: 37.02 ББК: 74.04
Любимова М.В., Храмова И.Ю., Савицкая Т.В., Фролов В.Г., Чемоданова Ю.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА БИЗНЕСА И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Liubimova M. V., Khramova I. U., Savitskaya T. V., Frolov V.G., Chemodanova U. V.
CURRENT ISSUES ASSOCIATED WITH STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN BUSINESS AND HIGH SCHOOL
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, стратегическое партнерство, высшая школа, бизнес.
Keywords: social responsibility of business, strategic partnership, high school, business.
Аннотация: В статье выделены проблемы российских учреждений высшего образования при переходе на новую модель бюджетного финансирования, отражены перспективные формы и виды сотрудничества высшей школы и бизнеса. Проанализирован российский опыт сотрудничества вузов и бизнес-структур, выделены перспективные направления и формы социальной ответственности бизнеса в российских регионах: от корпоративных программ повышения квалификации работников на базе вузов и разработки проектов для бизнеса до стратегического партнерства.
Abstract: The article highlights the problems of Russian higher education institutions in the transition to the new model of budget financing, showcases the perspective cooperation forms between higher education institutions and business. The Russian experience of cooperation between universities and businesses is analyzed. Perspective areas and forms of corporate social responsibility in the Russian regions are highlighted: from corporate training programs for employees to a strategic partnership.
Особая роль в развитии инновационной экономики принадлежит высшей школе. Однако, переход на новую модель бюджетного финансирования российских учреждений высшего образования повлек за собой множество проблем, в том числе и при выполнении ими этой роли. В 1990-е годы в России произошло обвальное сокращение
финансирования образования. По приблизительным оценкам, с 1990 по 1998 годы в реальном исчислении оно сократилось не менее чем в 8 раз, при этом заработная плата начинающего учителя -примерно в 7 раз, зарплата профессора - в 45 раз [10, с.9-15]. Ситуация начала меняться в 2000-х годах.
Рисунок 1 - Темпы роста расходов федерального бюджета по разделу «Образование» и подразделу «Высшее и послевузовское профессиональное образование», % [1-3]
Как видно из представленных на рисунке 1 данных, наиболее высокие темпы роста наблюдались в 2000-2002 гг.: среднегодовой темп роста составлял около 140%. Во многом это объяснялось крайне низкими расходами на данную сферу в 1990-х годах. В дальнейшем произошло резкое замедление темпов роста. При этом, если сравнить темпы роста расходов на образование в целом и на высшее и послевузовское, то с 2003 года по 2009 год темпы роста последних значительно превышали темпы роста расходов на образование в целом. Наиболь-шего роста расходы на высшее и послевузовское образование достигали в 2005 и 2007 гг. Прирост составил соответственно 60,9 %, и 45,4 %. Во многом это обусловлено реализацией национального проекта «Образование». В последующие годы наблюдалось существенное замедление темпов роста расходов как на образование в целом, так и на высшее и послевузовское образование. При этом в 2014 году было запланировано общее снижение расходов на образование более чем на 6%, которое не коснулось расходов на высшее и послевузовское образование, размер увеличения которых минимален за последнее десятилетие и составил около 1%.
Расходы на высшее образование в последние годы растут теми же темпами, что и инфляция; величина бюджетной ставки заработной платы преподавателя приближена к уровню прожиточного минимума, стипендия студента составляет всего 1/5 этого уровня. В то же время сокращается доля студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, с 59,6 до 37,2%. При росте общей численности студентов в России в 20002010 гг. в 1,5 раза (с 4,7 млн. чел. до 7 млн. чел.) количество бюджетных студентов снизилось незначительно (с 2,8 млн. чел. до 2,6 млн. чел.). Одновременно, более чем вдвое выросло число платных студентов в государственных вузах и в 2,5 раза — в негосударственных [13].
Хроническое недофинансирование
негативно влияет на качество подготовки студентов вузов. По меткому определению О.Н. Смолина, студенты раньше «учились и подрабатывали», а сейчас они «работают и подучиваются» [10].
Переход российских учреждений высшего профессионального образования на новую модель бюджетного финансирования не смог решить проблемы, которые были присущи предыдущей модели: недостаточность средств на развитие материально-технической базы; непрозрачность механизма распределения заработной платы (и иных доходов), сильная дифференциация в уровне заработной платы руководства вузов и профессорско-преподавательского состава (уровень совокупных доходов ректоров более чем в 15 раз превышал доходы профессорско-преподавательского состава); коррупция на всех уровнях, включая преподавателей, слияния вузов и превращения их в «конвейер» самоокупаемых научных и образовательных услуг [14].
Вузы, занимающиеся подготовкой студентов, не могут удовлетворить все возрастающие требования крупных компаний к уровню профессиональной подготовки кадров. Винить в этом только вузы нельзя, поскольку в их распоряжении в основном устаревшее лабораторное, исследовательское и производственное оборудование, на котором обучать новым технологиям невозможно. Современная техническая база высшей школы, как правило, существенно отстает от той, которая создана в промышленности. Кроме того, при всей фундаментальности отечественного высшего образования, недостаточной остается обратная связь с теми, кто предъявляет спрос на выпускников вузов - предприятиями реального сектора экономики [6]. Отсутствие отлаженного взаимодействия системы высшего образования и рынка труда остается, по мнению ряда экспертов, слабым местом российской системы образования [5]. Система профессионального образования не в полной мере соответствует современным
потребностям рынка труда. Не получает должного развития система непрерывного профессионального образования, что
сдерживает технологическое обновление экономики и не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу. Это приводит к существенным качественным и количественным диспропорциям между спросом на труд специалистов с дипломом вузов и их предложением (ситуация характеризуется как масштабный «кризис перепроизводства» в системе российского образования — более половины выпускников вузов не находят работу по специальности). В условиях роста доли платных образовательных услуг система высшего профессионального образования в большей степени ориентируется на запросы потребителей образовательных услуг (учащихся и их родителей), чем на реальные потребности рынка труда.
Свойственный для 1990-х гг. повышенный спрос на юридические и экономические специальности постепенно стабилизируется, в последние годы наблюдается рост конкурсов на технические и естественно-научные специальности,
определяющие научный и экономический потенциал России.
Государственное задание на подготовку специалистов, направленное на регулирование количества и структуры студенческого контингента, до последнего времени устанавливалось федеральными органами исходя «из достигнутого уровня», что не позволяло в полной мере учитывать изменения в экономике. Разработка государственного задания на подготовку специалистов на основе среднесрочного прогноза потребности в специалистах, введение конкурсного распределения заданий при реальном «отсеве» части вузов претендентов повысят динамику структуры подготовки, минимизируют эффекты «перепроизводства» и «недопроизводства» специалистов по укрупненным
направлениям подготовки.
Основным стимулом формирования долгосрочных партнерских отношений вузов с предприятиями является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов, включая качество целевой (специальной) подготовки. За подготовку специалистов, ориентированных на технологические особенности конкретного
производства, предприятия и организации, потенциальные работодатели готовы инвестировать средства и выделять ресурсы для системы высшего профессионального образования [8].
В последние годы целый ряд отечественных компаний стал заявлять о формировании новых социальных стратегий, основная цель которых - не только рост прибыли, но и разработка определенных подходов к взаимодействию с обществом. Эти процессы лежат в русле общемировых тенденций, однако имеют, при этом, свою специфику [12]. Речь идет о понятии «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность» (КСО). Единого сформировавшегося подхода к трактовке данного понятия не выработано. Так, социологи выделяют три типа субъектов крупного российского предпринимательства по их отношению к реализации КСО: «узкие прагматики» (обязательства перед сотрудниками в части оплаты труда и социальных гарантий, уплата налогов); «разумные эгоисты» (забота о социальном контексте деятельности, чтобы спокойно вести бизнес); «социально ответственные» (признание общественных обязательств вследствие обладания богатством) [11]. Отношение к данному понятию отечественного и зарубежного бизнеса сильно различается. Западные бизнесмены, занимаясь реализацией социальных программ, четко понимают, что это позволит им, в конечном счете, увеличить прибыль и повысить стоимость акционерного капитала. Инвестиции в человеческий капитал в конечном счете являются важным условием устойчивого развития коммерческих организаций.
Приведем примеры практической реализации КСО бизнесом Нижегородской области.
Выксунский металлургический завод (ВМЗ), входящий в состав группы «Объединенная Металлургическая
Компания» (ОМК), с целью развития персонала и развития малого бизнеса в городе занимается созданием системы обучения, переподготовки и повышения квалификации для работников предприятия
и членов их семей. Расходы ВМЗ на непрерывное повышение квалификации своих работников в 2011 году составили 63,5 млн. рублей [15, 4]. Образовательные программы ВМЗ отражены в таблице № 1. С 2010 г. совместно с компанией «Дюпон», лидером в создании систем управления охраной труда, ВМЗ реализует проект по развитию культуры в области охраны Таблица № 1 - Образовательные программы
труда и промышленной безопасности. Для обеспечения здоровья и безопасности работников совершенствуются
технологические процессы на производстве, осуществляется тщательный контроль факторов производственного и
профессионального рисков, проводится обучение персонала.
Выксунского металлургического завода
Наименование Содержание программы
«ОМК-Кампус - Магистратура МИСиС» Сотрудничество с Московским государственным институтом стали и сплавов (МИСиС) и НГТУ им. Р. Е. Алексеева. С 2009 г. реализуется корпоративная программа «ОМК-Кампус -магистратура МИСиС» по подготовке высококвалифицированных специалистов металлургов. Продолжительность обучения - 2 года. Все участники программы «ОМК-Кампус» получают гарантию трудоустройства на ВМЗ или в Литейно-прокатном комплексе и обеспечиваются жильем на период обучения.
«ОМК-Мастер» Учебный курс для линейных руководителей, направленный на расширение знаний в области технологии и оборудования, рассчитан на 2 года. Программа включает 3 тематических блока: технологический, управление персоналом и эффективные коммуникации, корпоративный (изучение стратегии компании, корпоративных регламентов и стандартов, системы организации и нормирования труда).
Конкурс на присуждение премий Фонда им. Ивана и Андрея Баташевых Проводится ежегодно конкурс для сотрудников, с целью поощрения достижений наиболее инициативных металлургов, и для поддержки современного, динамичного, новаторского имиджа предприятий металлургической отрасли. Победителями конкурса становятся работники, предложившие в своей деятельности оптимальные решения, повышающие эффективность производства, организацию труда. Они награждаются денежной премией.
«100 лучших менеджеров» Программа, действующая на предприятии с 2004 г., направлена на поощрение наиболее одаренных и инициативных менеджеров, которые внесли существенный вклад в достижение стратегических целей компании. 100 лучших управленцев ОМК ежегодно награждаются поездкой в одну из зарубежных стран, где проводятся командообразующие игры, семинары и тренинги с участием представителей западных компаний и бизнес-школ.
Кадровый резерв Цель программы - повышение качества управления. В 2011 г. обновленный кадровый резерв составил 588 человек. Основная часть - работники, рекомендованные руководителями подразделений, но можно выдвинуть и самостоятельно свою кандидатуру. Программа предусматривает 3-х годичное обучение и дополняется программой стажировок. Резервисты, работающие на предприятиях ОМК в Выксе, могут назначаться на вышестоящие управленческие должности.
Конкурс профессиональног Проводится ежегодно, с целью развития профессионального мастерства в рамках молодежного соревнования.
Конкурс повышает престиж рабочих профессий, позволяет выявить сотрудников, которые стремятся к совершенствованию своих профессиональных качеств и готовы решать сложные производственные задачи. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами и денежными премиями._
Второй пример организации, реализующей на практике концепцию КСО, является ОАО «НБД-Банк». Он руководствуется в своей социальной политике следующим принципом: «Любая организация является неотъемлемой частью общества, и каждая современная российская компания несет социальную
ответственность перед этим обществом. Новые условия - экономические, политические и социальные - требуют от бизнеса нового подхода к той среде, в которой он работает. Это уже не просто разовая, единовременная помощь нуждающимся, а решение конкретных, актуальных задач общества через реализацию долгосрочных программ» [4, 16]. В социальной деятельности банка можно выделить два главных направления:
1) содействие успешному развитию нижегородского бизнес-сообщества за счет реализации проекта "Лидер года. Малый и средний бизнес";
2) участие в благотворительных программах, нацеленных на образование и воспитание здорового будущего поколения.
«Лидер года. Малый и средний бизнес» - это первый региональный проект, который включает в себя целый комплекс мероприятий для представителей нижегородского малого и среднего бизнеса. Основная идея проекта: предоставить руководителям нижегородских предприятий актуальную информацию, практические знания и передовые технологии по эффективному развитию их бизнеса в условиях жёсткой конкуренции. В рамках проекта проводятся исследования по выявлению компаний-лидеров в наиболее динамично развивающихся отраслях. Полученные данные помогают
предпринимателям узнать сложившуюся на рынке ситуацию, чтобы и принимать стратегические решения по развитию своих компаний. В рамках проекта для руководителей предприятий организуются
образовательные семинары, где российские специалисты делятся опытом успешной работы. Практическая направленность семинаров даёт предпринимателям возможность приложить полученную информацию к своему бизнесу, оценить и повысить его эффективность. Проект осуществляется в тесном сотрудничестве с ГУ «Высшая школа экономики».
Примеры демонстрируют, что в первом случае осуществляется забота о персонале, а во втором - о потенциальных потребителях банковских услуг. При этом в обоих случаях совпадают желания и возможности организаций охватить через образовательные проекты как можно больше участников, иными словами, проявляется широкое понимание
социальной ответственности бизнеса.
По мере улучшения положения промышленных предприятий и различных организаций они как партнеры приобретают всё большее значение для вузов. Проявлению такой тенденции не мешает то, что учебные заведения, как правило, не получают от них значительных финансовых средств.
Долгосрочное и разностороннее сотрудничество вузов с промышленными предприятиями позволяет учебным заведениям не только реализовывать собственные цели, но и выполнять ряд требований абитуриентов и студентов. Именно ситуация на рынке труда определяет актуальность образования, возможность трудоустройства,
стабильность будущего рабочего места, карьерный рост и высокую заработную плату.
Одними из наиболее
распространённых форм сотрудничества вузов с предприятиями и организациями являются трудоустройство выпускников и организация различных видов практики для студентов. На качество образования благоприятно влияют организация и
проведение производственных,
преддипломных и других видов практик на реальных объектах. Соответствующие управленческие решения реализуются практически всеми вузами, но особенно характерны они для технических и технологических. Существует прямая зависимость между масштабами
взаимодействия с организациями, с одной стороны, и результатами развития высших учебных заведений, с другой.
В подготовку специалистов высокого качества, ориентированных на
технологические особенности конкретного производства, предприятия и организации как потребители выпускников готовы инвестировать финансовые средства. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузов, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в общественно-коллегиальных органах
управления вузов и оценке качества выпускников, содержания учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки
специалистов, оценке уровня и актуальности научных исследований вузовских ученых, компетенции
преподавателей [6]. Благодаря такому партнерству образовательные программы, разрабатываемые и реализуемые вузами, могут становиться действительно ориентированными на современный рынок труда.
Хорошим примером практической реализации партнерских отношений между вузом и бизнесом является программа стратегического партнерства Санкт-Петербургс-кого электротехнического
университета (ЛЭТИ), реализуемая в следующих формах:
- проведение совместных научных исследований и разработок;
- создание совместных учебно-научных структур;
- проведение совместных научно-технических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным научно-техническим направлениям;
- организация практики и дипломного проектирования студентов в организации-
партнере;
- целевая подготовка специалистов по заказу организации-партнера;
- участие в формировании учебных планов и рабочих программ подготовки специалистов;
- использование кадрового и научно-технического потенциала организации-партнера в учебном процессе;
- обучение сотрудников организации-партнера в аспирантуре университета.
Переподготовка и повышение квалификации специалистов организации-партнера силами профессорско-преподавательского состава университета.
Большая часть вышеуказанных форм взаимодействия вуза и бизнеса реализуется на двусторонней основе в виде так называемой дипольной модели. В то же время не следует чрезмерно концентрироваться лишь на
совершенствовании «двусторонних связей», забывая про необходимость активного привлечения в процесс взаимодействия как можно большего числа участников. На повестке дня стоит вопрос перехода к более широкому использованию модели сетевого взаимодействия. Необходимо создание межведомственной региональной
коммуникационной среды, объединяющей, с одной стороны, вузы, техникумы и колледжи, с другой стороны, - предприятия, образующие научно-производственный экономический комплекс региона. Разветвленная сеть «сотрудничающих организаций» станет площадкой для открытого сотрудничества образовательных учреждений и бизнес-структур.
За рубежом сотрудничество бизнеса и вузов является залогом результативности технологических инноваций, помогая бизнесу развивать свои динамические возможности с учётом новых форм конкурентных преимуществ. Основными выгодами подобного сотрудничества можно назвать: усиление роли в развитии региональной и национальной экономики; финансирование с относительной свободой использования средств; возможность реального применения разрабатываемых идей; доступ к высокотехнологичному оборудованию; возможность поощрения и
стимулирования собственных сотрудников путём премирования и назначения стипендий [7].
Цель подобного подхода -стимулирование всей образовательной системы не только к обучению и исследованиям (как основной сфере деятельности), но и к плодотворному участию в консультировании, проведении тренингов, осуществлении исследований по целевым заказам коммерческих фирм и оказании поддержки их повседневной работы.
Экономика, основанная на знаниях, требует усилий не только коммерческих фирм и университетов, но и финансово-кредитных учреждений, правительственных структур, различных организаций
некоммерческого характера, а также СМИ. Сетевой характер взаимоотношений в данной ситуации является наиболее оптимальным [7].
В уязвимом положении оказываются вузы, которые проявляют пассивность и не участвуют во взаимодействии с бизнес-структурами. Это ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, потере
потенциальных источников финансовых поступлений, ухудшению перспектив участия в международном научном и образовательном сотрудничестве. Но главное - снижается возможность успешного трудоустройства выпускников данных вузов, что приводит к оттоку потенциальных абитуриентов, усугубляя возникающие проблемы. В данной связи несомненный интерес представляет применяемая ведущими мировыми вузами практика участия бизнеса в финансировании научных исследований, при которой заказчиками исследований могут выступать частные компании или государство, а частные компании участвуют в софинансировании исследований.
В современных условиях
перспективными видами сотрудничества бизнеса и учреждений высшего образования являются следующие:
- исследовательские проекты, партнерство в публикации результатов научных открытий;
- практическая деятельность в области
использования патентов и авторских прав;
- трансфер знаний и технологий посредством обмена студентами и преподавателями между университетами и предприятиями;
- создание дочерних подразделений корпораций, а также образование новых фирм как своеобразных инкубаторов новых научных разработок и бизнес-моделей.
С позиций концепции
заинтересованных сторон широкое применение подобных видов
стратегического сотрудничества на практике позволит:
- со стороны высшей школы -повысить рейтинг вуза и содействовать продвижению на рынке образовательных услуг;
- со стороны бизнес-структур -подготовить специалистов, ориентированных на специфику деятельности конкретной организации, повысить качество ее человеческого капитала, тем самым способствуя повышению конкурентоспособности бизнеса;
- со стороны студентов - повысить заинтересованность в изучаемых дисциплинах, лучше понимать практику реального бизнеса;
- со стороны выпускников - повысить их конкурентоспособность на рынке труда
[9].
Таким образом, в современных условиях необходима активизация интеграционных процессов бизнеса и системы образования в рамках социальной ответственности бизнеса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральные законы об исполнении федерального бюджета за 2000-2012 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период
2014 и 2015 годов» № 216-ФЗ от 3.12.2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период
2015 и 2016 годов» № 349-Ф3 от 2.12.2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru
4. Аксенов, В.А., Богатищева, Ю.Н., Любимова, М.В. Корпоративная социальная ответственность: региональный аспект // Управленческие науки. - № 2 (7). - 2013.
5. Аналитический доклад по высшему образованию в РФ / Под редакцией М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. - Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 317 с.
6. Кутузов, В.М., Шестопалов, М.Ю., Пузанков, Д.В., Шапошников, С.О. Опыт стратегического партнерства «вуз - промышленные предприятия» для совершенствования подготовки инженерных кадров. - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» // Инженерное образование. - 2011. - № 8.
7. Куфтырев, И.Г., Рыхтик, М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США информационно-аналитические материалы. - Нижний Новгород: ННГУ, 2011.
8. Лещева, В.Б., Храмова, И.Ю. Проблемы оценки уровня концентрации бизнеса в розничной торговле // Региональная экономика: теория и практика. - №39. - М: Издательский дом Финансы и Кредит, 2012.
9. Савицкая, Т.В. Инновационный подход к подготовке специалистов в Нижегородском коммерческом институте: Тезисы / Т.В. Савицкая, И.К. Тюкаева // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (ноябрь 2010 г.). - Новосибирск: НГТУ, 2010. - С. 129-133.
10. Смолин, О.Н. Финансирование образования: уровень и механизмы // Народное образование. - 2004. - № 2.
11. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2006. - 392 с.
12. Фролов, В.Г. Институциональные факторы развития промышленной политики // Креативная экономика. - 2013. - № 2 (74). - c. 89-95.
13. Ведомости - От редакции: платное не значит качественное? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1774261/dengi_studentam# (дата обращения 23.05.2014)
14. Материалы официального сайта Межрегионального профсоюза работников высшей школы. Декларация Ассоциации преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://freeuni.ru/
15. Материалы официального сайта Выксунского металлургического завода. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы1р://оао-вмз.рф/ Наши-работники/Развитие-персонала2
16. Материалы официального сайта НБД банка, в том числе ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОАО «НБД-Банк» за 2011 год (генеральная лицензия № 1966) [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.nbdbank.ru