УДК 349.22
UDC 349.22
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ACTUAL QUESTIONS OF REGULATING OF ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В LABOR RELATIONS IN EDUCATIONAL
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ INSTITUTION
Миронова Ирина Ивановна Mironov Irina Ivanovna
Кубанский государственный университет, Kuban state university, Krasnodar, Russia
Краснодар, Россия
В статье рассматривается основные законодательные новации в сфере регулирования трудовых отношений в образовательном учреждении, выявлены противоречия в нормативных документах и предложены механизм их согласования
In the article the basic legislative innovations in the field of regulating of labor relations in educational institution are considered, inconsistencies in normative documents are shown and the ways of their coordination are presented
Ключевые слова: ПРАВО НА ТРУД, Keywords: RIGHT TO WORK, EDUCATION
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ, ОГРАНИЧЕНИЯ НА QUALIFICATION, LIMITING ON PEDAGOGICAL ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ACTIVITY, MEDICAL OBSERVATIONS,
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ, СУДИМОСТЬ, PREVIOUS CONVICTION, FORMS OF
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ DOCUMENTS
Одним из основополагающих прав граждан Российской Федерации является право на труд. В ст. 37 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Документом, регулирующим весь комплекс трудовых отношений, является Трудовой кодекс Российской Федерации, но в ряде сфер деятельности, в частности в образовании они имеют свои особенности, описанные, в том числе и другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Так, помимо Трудового кодекса РФ, нормы о труде преподавателей и руководящих кадров вузов сосредоточены в отраслевых источниках: Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», положениями и инструкциями Министерства образования и науки РФ, уставах образовательных учреждений.
Особенности труда педагогических работников раскрыты в главе 52 ТК РФ. В частности, к ним относят:
- образовательный ценз, при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;
- иные условия допуска к педагогической деятельности;
- особенности рабочего времени и времени отдыха;
- требование об обязательном периодическом повышении квалификации, прохождении аттестации;
- обязательное прохождение медосмотров;
- особенности состава оплаты труда;
- особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;
- льготы и меры социальной поддержки, устанавливаемые государством для педагогических работников [2].
Образовательный ценз для работников вуза установлен Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71. К преподавательской деятельности допускаются лица имеющие высшее профессиональное образование и необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности. Наличие соответствующего образования и квалификации подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Особое внимание в последние годы уделяется иным требованиям, предъявляемым к лицам, занимающимся преподавательской деятельностью. Так, в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» уточнен
перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. В соответствии с действующей редакцией ст. 331 ТК РФ он включает следующие категории:
- лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения [4].
Ограничения на педагогическую деятельность в той или иной форме имеют давнюю историю. Педагогика представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Одним из важнейших требований, которые
предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций, нравственные качества педагога [6].
А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний, и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации) [7].
Обоснованность позиции законодателя, устанавливающего определенные ограничения для занятий педагогической деятельностью совершенно понятна. Не только с точки зрения юридических, но и общечеловеческих норм недопустимо, чтобы образовательным и воспитательным процессом занимался человек недостойный, совершавший тяжкие преступления или, например, человек, признанный недееспособным, имеющий психические отклонения. Перечень профессий, имеющих определенные ограничения на допуск к ним достаточно широк: специалисты, работающие со сложной техникой, летчики, авиадиспетчера, водители общественного транспорта, работники правоохранительных органов и многие другие, но именно расширение указанного списка ограничений для педагогов вызвало достаточно широкие дискуссии.
Полярные точки зрения на проблему таковы: согласно первой позиции, подобные нормы необходимо ужесточать, особенно в свете нарастающих угроз. Так, недопустим допуск к педагогической деятельности лиц, занимавшихся экстремистской деятельностью, совершавших преступления против половой неприкосновенности личности, страдающих социальными заболеваниями и др. [5]
С другой стороны, расширение ограничений на профессию противоречит нормам конституционного права. В качестве основного аргумента приводится норма, определяющая право занятия должности президента России (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О выборах Президента Российской Федерации»): не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление [4]. Вызывает опасения и возможность дальнейшего расширения списка ограничений, прежде всего, по медицинским показаниям.
По нашему мнению, решение сложившейся законодательной коллизии в части ограничения права на педагогическую деятельность по медицинским показаниям возможно путем установления закрытого перечня заболеваний. Так, в законопроекте Федерального закона «О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях» № 98049248-2 предусмотрены следующие ограничения:
- хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально);
- выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме;
- острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения);
- выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений);
- хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).
Данный законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу еще в июне 1998 г., неоднократно обсуждался, но до сих пор так и не принят. Существующий же перечень ограничений утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а именно ведомственный характер принятия решений, затрагивающих миллионы граждан нашей страны, может привести в итоге к злоупотреблениям данной нормой.
Законодательное закрепление норм, ограничивающих право на занятие педагогической деятельностью, накладывает новые обязанности на работников кадровых служб учреждений образования. Теперь лицо, поступающее на работу должно предъявлять работодателю не только паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство и документ об образовании, но и справку судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел). Но практическая реализация данного положения в настоящее время невозможна, поскольку форма такой справки не утверждена МВД России (действует только документ, утвердивший форму справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которая выдается им по их заявлениям).
С учетом складывающейся неопределенности по этому вопросу, прежде всего касающейся механизмов реализации нововведений (порядка получения и обмена соответствующей информацией), представляется
необходимым внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в частности в ст. 12 указанного закона и возложить на полицию обязанность по формированию информационных баз о лицах, которые не могут быть допущены к тем или иным видам деятельности по уголовным основаниям.
Кроме того, в ближайшее время необходимо утвердить форму справки, которую лица, претендующие на педагогическую должность должны предъявлять работодателю.
Таким образом, для обеспечения законности действий и решений всех заинтересованных лиц в сфере педагогической деятельности требуется согласованное, непротиворечивое, правовое регулирование механизмов реализации законодательно установленных правовых норм.
Нормативные акты и литература:
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № б-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009; Собрание законодательства РФ. 2б.01.2009. № 4, ст. 445.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета.
3. Федеральный закон от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 22.07.2011
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета 11.01.2011.
5. Иванова-Гладильщикова Н.А. Berufsverbot, или Запрет на одну конкретную профессию. URL: http://www.russ.ru/pole (Дата обращения 10.10.2011)
6. Занятия педагогической деятельностью: допуск и законодательные ограничения (официальные разъяснения Минобрнауки РФ). URL: http://menobr.ru/material (Дата обращения 10.10.2011)
7. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. М., 2004.