Научная статья на тему 'Некоторые спорные вопросы регулирования труда педагогических работников'

Некоторые спорные вопросы регулирования труда педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
954
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / TEACHERS / EDUCATIONAL QUALIFICATIONS / PROFESSIONAL STANDARDS THAT CONFLICT OF INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхутдинова Надежда Павловна

Анализируются проблемы, связанные с реализацией гарантий работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей: в связи с реализацией избирательного права, с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов, с выполнением воинских обязанностей; работникам, избранным на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления; работникам при выполнении некоторых общественных обязанностей. Указанные проблемы рассматриваются как дефекты трудового права и как правовые коллизии. Автор отмечает несогласованность правовых норм по предоставлению работникам рассматриваемых гарантий, указанных в различных нормативных источниках. Согласно ТК РФ за работником сохраняется место работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей без сохранения заработной платы за этот период. В то же время в некоторых федеральных законах, предусматривающих привлечение работников к исполнению государственных обязанностей в рабочее время, указывается на необходимость сохранения работодателем среднего заработка работнику по месту работы. В статье предлагается ввести указание в нормах ТК РФ на необходимость предоставления дополнительных гарантий работодателем в случаях, указанных в иных федеральных законах, с целью исключения двоякого толкования правовой нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF INDUSTRIAL REGULATION FOR TEACHERS WHICH ARE MATTERS OF ARGUMENT

The article analyzes problems associated with insurance arrangements for workers fulfiling state or public duties in connection with the implementation of the electoral law, administration of justice and participation in the activities of law enforcement agencies, performance of military duties, for the employees elected to elected positions in state bodies and local government; for employees exercising some public duties. These problems are considered as defects of labour law and legal collisions. The author notes the inconsistency of legal norms on the administration of guarantees pointed out in various normative documents. According to the LC RF, a worker retains his/her job (position) while performing state or public duties as during an unpaid leave. At the same time, some federal laws say about maintanance of the average wage at the principal place of labor activity for the period of performing state or public duties. The paper proposes to introduce an indication into the rules of the LC RF, which will be pointing out the need to provide additional guarantees for the employer in the cases specified in other federal laws in order to avoid ambiguity of the legal norm.

Текст научной работы на тему «Некоторые спорные вопросы регулирования труда педагогических работников»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

239

2014. Вып. 1

УДК 349.2

Н.П. Шайхутдинова

НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Анализируются проблемы, связанные с реализацией гарантий работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей: в связи с реализацией избирательного права, с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов, с выполнением воинских обязанностей; работникам, избранным на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления; работникам при выполнении некоторых общественных обязанностей. Указанные проблемы рассматриваются как дефекты трудового права и как правовые коллизии. Автор отмечает несогласованность правовых норм по предоставлению работникам рассматриваемых гарантий, указанных в различных нормативных источниках. Согласно ТК РФ за работником сохраняется место работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей без сохранения заработной платы за этот период. В то же время в некоторых федеральных законах, предусматривающих привлечение работников к исполнению государственных обязанностей в рабочее время, указывается на необходимость сохранения работодателем среднего заработка работнику по месту работы. В статье предлагается ввести указание в нормах ТК РФ на необходимость предоставления дополнительных гарантий работодателем в случаях, указанных в иных федеральных законах, с целью исключения двоякого толкования правовой нормы.

Ключевые слова: педагогический работник, образовательный ценз, профессиональный стандарт, конфликт интересов.

Труд педагога представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся лиц.

Действующее законодательство о труде, наряду с общими нормами, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), определяет особенности регулирования труда педагогических работников. Специальное правовое регулирование труда работников в сфере образования устанавливается также в нормах других федеральных законов и иных нормативных правовых актах, не противоречащих ТК РФ. Наличие особенностей правового регулирования труда педагогических работников обусловлено особой ролью педагога в жизни общества, спецификой его трудовой деятельности, связанной с нервными перегрузками и повышенными трудозатратами, а также необходимостью повышения престижа преподавательской работы и укомплектования образовательных организаций квалифицированными кадрами.

Для реализации права на педагогический труд законом установлены требования к лицам, реализующим данное право. Обязательным условием допуска к педагогической деятельности является наличие образовательного ценза, под которым понимается достижение гражданином образования определенного уровня, подтвержденное документом государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). В свете указанного Закона образовательный ценз лиц, имеющих право на занятие педагогической деятельностью, определен в виде среднего профессионального или высшего образования. Дополнительным обязательным требованием на занятие данной деятельностью, согласно Закону об образовании, является соответствие лица квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Действующая с 1 сентября 2013 г. редакция ст. 331 ТК РФ не содержит требования о необходимости наличия вышеуказанного дополнительного условия, что приводит к некоторой неопределенности в правовом регулировании. Закономерно возникает вопрос о том, достаточно ли для реализации права на занятие педагогической деятельностью наличия требуемого образовательного ценза, как это предусмотрено ч. 1 ст. 331 ТК РФ, или, помимо этого, необходимо еще подтверждение дополнительных квалификационных требований? Очевидно, что речь идет о случаях, когда из содержания документа, подтверждающего уровень образования, невозможно определить необходимые квалификационные требования. Например, лицо, претендующее на занятие должности учителя технологии, имеет высшее

2014. Вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

техническое образование. Согласно п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [1] (далее - ЕКСД) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В соответствии с чч. 3 и 4 ст. 5 ТК РФ «нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс». Из смысла вышеуказанной нормы ст. 5 ТК РФ следует, что отсутствие в ч. 1 ст. 331 ТК РФ указания на необходимость соответствия квалификационным требованиям, приведённым в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам дает основание полагать, что для реализации права на занятие педагогической деятельностью достаточно наличия среднего профессионального или высшего образования. Для исключения неоднозначного толкования и во избежание возможных конфликтов полагаем, что в ст. 331 ТК РФ также необходимо отразить вышеуказанное квалификационное требование, изложив ч. 1 рассматриваемой статьи в следующей редакции: «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз и отвечающие квалификационным требованиям, которые определяются в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "».

Новеллой, указывающей на квалификационные характеристики педагогического работника, является требование о соответствии его профессиональным стандартам. Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время соответствующие профессиональные стандарты находятся в стадии разработки. Возможно, их появление станет связующим звеном между образовательными и профессиональными областями деятельности лиц, претендующих на занятие педагогических должностей. В то же время после утверждения Правительством РФ профессиональных стандартов в педагогической деятельности появится новый инструментарий в кадровой деятельности образовательных организаций - работодателей.

Действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на занятие педагогической деятельностью, что обусловлено повышенной ответственностью педагогического работника за жизнь, здоровье и нравственное развитие обучающегося, воспитанника.

Так, ст. 331 ТК РФ установлено дополнительное ограничение на занятие педагогической деятельностью лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. С этой целью при приеме на работу педагогического работника предусмотрена обязательность представления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Это дополнение обязательно к соблюдению не только применительно к педагогам, но и к иным лицам, поступающим на работу в образовательные учреждения и чья деятельность связана с участием несовершеннолетних.

К педагогической деятельности не допускаются также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Недопущение к педагогической деятельности лиц, имеющих судимость за некоторые преступления, имеет цель оградить обучающихся в образовательных организациях от негативного влияния людей, недостойных быть воспитателями подрастающего поколения.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П указанная ст. 331 ТК РФ, а также п. 13 ч. 1 ст. 83, ст. 351.1 ТК РФ вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления; срока, прошедшего с момента его совершения; формы вины; обстоятельств, характери-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Некоторые спорные вопросы регулирования труда.

241

2014. Вып. 1

зующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления; отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей [2]. Обязательное и безусловное прекращение трудового договора с педагогическим работником предусматривается также в случаях, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные в рассматриваемых нормах преступления до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу. По мнению Конституционного Суда РФ, по смыслу, придаваемому рассматриваемым нормам ТК РФ правоприменительной практикой, указанные нормы ТК РФ допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением (Там же).

Несмотря на признание Конституционным Судом РФ вышеуказанных норм ТК РФ, в том числе абз. 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, не соответствующими Конституции РФ, тем не менее до настоящего времени содержание этих норм не претерпело изменений. Полагаем, что следует согласиться с высказанным мнением о том, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении педагогического работника работодатель обязан отстранить работника от работы на срок до вынесения соответствующим органом правоприменительного акта в порядке, предусмотренном ст. 76 ТК РФ [3].

Впервые Закон об образовании содержит нормы, касающиеся урегулирования конфликта интересов в педагогической деятельности. Вместе с этим реально видятся трудности применения данных норм.

Определение конфликта интересов педагогического работника дано в п. 33 ст. 2 Закона об образовании. Согласно данному пункту конфликт интересов педагогического работника - это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [4]. Таким образом, сущность конфликта интересов педагогического работника заключается в противоречии между его личным интересом и профессиональной обязанностью. Но при этом ситуация конфликта интересов педагогического работника является слабо формализованной, что неизбежно повлечет за собой на практике вопросы, связанные с ее конкретизацией.

Закон об образовании косвенно называет лишь один случай конфликта интересов - оказание педагогическим работником платных услуг обучающимся в образовательной организации, с которой он находится в трудовых отношениях. Вместе с тем указанный закон не исключает возможности оказания таких услуг, а лишь указывает, что такая деятельность может привести к конфликту интересов и вот в таком случае уже подлежит запрещению. Но доказать наличие такой деятельности и принять в связи с этим законные меры к педагогическому работнику достаточно сложно. В рамках своих трудовых обязанностей нередко педагогическому работнику приходится проводить дополнительные занятия с отстающим или талантливым учеником или студентом. В таком случае подаренный благодарным учеником букет цветов может навести на мысль о возможном конфликте интересов педагогического работника, а образовательной организации достаточно сложно достоверно понять, осуществляются ли трудовые обязанности или запрещенная репетиторская деятельность. Помимо оказания педагогических услуг возможны и иные ситуации конфликта интересов, например: участие педагога в жюри конкурсных мероприятий; участие в комиссиях по распределению различных льгот и бонусов; вступление педагогического работника в гражданско-правовые отношения (приобретение товаров, оказание услуг и др.) с самим обучающимся или его родителями и другие случаи. Исчерпывающего перечня случаев конфликта интересов педагогического работника не может существовать, но необходимо помнить о возможности их возникновения.

Возможность реального применения мер юридической ответственности при нарушении педагогическим работником требований о конфликте его интересов также не является достаточно очевидной, так как Закон об образовании прямо не устанавливает обязанность педагогического работника не допускать ситуации конфликта интересов и информировать о её возникновении, как это предусмотрено в законодательстве о государственной и муниципальной службе. Полагаем, что справедли-

2014. Вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

во выражено сомнение о возможности увольнения работника по п. 7.1 ч. 1ст. 81 ТК РФ за несоблюдение обязанности, которая в отношении него не установлена [5].

Таким образом, повышенные требования к лицам, осуществляющим педагогическую работу, обусловлены спецификой педагогической деятельности, связанной с особой социальной значимостью и высоким уровнем ответственности. Но существующие погрешности действующего законодательства приводят к тому, что педагогическому работнику достаточно сложно осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и исполнять различные виды писаных и неписаных обязанностей - трудовые, нравственные, этические и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н // СПС «Гарант».

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П // СПС «Гарант».

3. Арачпор О.М. Превентивная функция российского трудового права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 9.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант».

5. Чаннов С.Е. Конфликт интересов педагога // Эж-Юрист. 2013. С.15.

Поступила в редакцию 07.10.13

N.P. Shaykhutdinova

SOME ISSUES OF INDUSTRIAL REGULATION FOR TEACHERS WHICH ARE MATTERS OF ARGUMENT

The article analyzes problems associated with insurance arrangements for workers fulfiling state or public duties in connection with the implementation of the electoral law, administration of justice and participation in the activities of law enforcement agencies, performance of military duties, for the employees elected to elected positions in state bodies and local government; for employees exercising some public duties. These problems are considered as defects of labour law and legal collisions. The author notes the inconsistency of legal norms on the administration of guarantees pointed out in various normative documents. According to the LC RF, a worker retains his/her job (position) while performing state or public duties as during an unpaid leave. At the same time, some federal laws say about maintanance of the average wage at the principal place of labor activity for the period of performing state or public duties. The paper proposes to introduce an indication into the rules of the LC RF, which will be pointing out the need to provide additional guarantees for the employer in the cases specified in other federal laws in order to avoid ambiguity of the legal norm.

Keywords: teachers, educational qualifications, professional standards that conflict of interest.

Shayhutdinova N.P.,

candidate of law, associate professor

Шайхутдинова Надежда Павловна, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,! (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.