Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития ребенка в процессе обучения'

Актуальные вопросы развития ребенка в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития ребенка в процессе обучения»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

20-21 октября 2009 г. в ВятГГУ проходила Международная научно-практическая конференция «Развитие ребенка как результат образовательной деятельности в дошкольном учреждении и начальной школе».

В работе конференции принимали участие ученые и педагоги Соединенных Штатов Америки, Англии, Украины, ряда городов России: Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Кирова, Глазова и др.

На пленарном заседании прозвучали следующие доклады:

1. Школа и жизнь (на материале образцовой школы № 25 г. Москвы в 30-е гг. XX в.)- заслуженный профессор истории университета Южной Алабамы Лэрри Юджин Холмс, США.

2. Актуальные методические направления журнала «Начальная школа» (обучение и развитие младшего школьника) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Светлана Григорьевна Макеева, г. Москва.

3. «Живое знание» как средство развития ребёнка - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ Елена Олеговна Галицких, г. Киров.

4. Предпосылки личностного саморазвития ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии ВятГГУ Нина Аркадьевна Низовских, г. Киров.

5. Развивающее обучение как педагогическая категория и учебно-воспитательный процесс -доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ Галина Александровна Бакулина, г. Киров.

Предметом обсуждения на секции «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка» стали вопросы, отражающие специфические особенности психологического и педагогического характера при организации развития речи младшего школьника, развитие воображения дошкольника во время игры, речевое развитие дошкольника на уроке музыки, развитие речи детей первого-чет-вертого классов средствами субъективизации.

На секции «Взаимодействие институтов детства в развитии ребёнка» рассматривались вопросы сотрудничества семьи, дошкольного образовательного учреждения, начальной школы, учреждений допол-

нительного образования, проблемы, связанные с их совместной деятельностью на современном этапе развития общества и пути их преодоления.

В рамках секции «Социально-личностное развитие ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста» обсуждались вопросы влияния общественной жизни на личностное развитие ребенка, способы устранения или минимизация негативного воздействия различных проявлений на формирование личности дошкольника и младшего школьника.

Предметом рассмотрения секции «Современные методические системы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Инновационные образовательные технологии в ДОУ и начальной школе» стали вопросы, касающиеся использования в современном учебно-воспитательном процессе традиционных и инновационных образовательных технологий, специфики и результатов их внедрения с точки зрения обучения, развития и воспитания детей.

На секции «Преемственность в образовании между дошкольной и начальной ступенями. Модели предшкольного образования» основное внимание выступающих было сосредоточено на вариативности предшкольного образования, на основных направлениях сотрудничества двух важнейших ступеней (дошкольной и начальной школы) обучения и развития детей.

Второй день конференции проходил на базе Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка. Главное содержание работы составили открытые уроки учителей приготовительного и начальных классов, проведенные средствами субъективизации (автор методики д. п. н. Г. А. Бакулина): урок словесности в приготовительном классе по теме «Транспорт» (учитель Н. М. Сунцова); урок чтения в первом «а» классе по теме «Звуки [с], [с'] и буква С с» (учитель Н. В. Деревянкина); урок чтения в первом «в» классе по теме «Звук [с], [с'] и буква С с» (учитель М.В.Кузнецова); урок русского языка в третьем «а» классе по теме «Синонимы» (учитель Е. В. Бережных); урок русского языка в третьем «в» классе по теме «Антонимы» (учитель Н. Л. Гашкова); урок литературного чтения во втором классе по теме «Ненецкая сказка «Кукушка» (учитель Н. А. Пантюхина). Далее были проведены гуманитарная экспертиза, где участники конференции обменялись мнениями о просмотренных уроках и методике их проведения, и ярмарка методических идей.

Г. А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор по кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.