Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития международной почтовой связи в России'

Актуальные вопросы развития международной почтовой связи в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития международной почтовой связи в России»

Актуальные вопросы развития международной почтовой связи в России

Мелешко ДА., МТУСИ

Международная почтовая связь занимает заметное место во внешнеэкономических отношениях страны, так как является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры общества. Можно отметить следующие перспективы совершенствования и развития международной почтовой связи: увеличение доли рентабельных услуг международного почтового обмена; получение дополнительной прибыли предприятия; изучение и перенос опыта ведущих мировых компаний в области связи и логистики; осуществление социальной функции по оказанию почтовых услуг на международном уровне; расширение позиций России в мировом товарообмене; развитие новых конкурентоспособных услуг на мировом рынке.

Международный почтовый обмен существенно отличается от внутрироссийского почтового обмена, что обусловлено действующим законодательством области таможенного дела, а также международными правилами и договорами, опираясь на которые осуществляется обработка и движение международной почты по сети почтовой связи. Для выявления проблем и поиска путей их решения немного остановимся на технологических особенностях осуществления международного почтового обмена.

В международной деятельности Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации России. Правительство России устанавливает полномочия Минкомсвязи, в пределах которых осуществляется представление и защита интересов Российской Федерации. Ведущей организацией в области международных отношений является Всемирный почтовый союз (ВПС). Международные почтовые отправления, следующие в депешах, то есть в специально сформированных емкостях, согласно требованиям ВПС, поступают на территорию Российской федерации через пункты международного почтового обмена (далее — ПМПО). В пунктах международного почтового обмена международная почта под таможенным контролем проходит лишь ряд технологических операций разрешенных законодательством (сортировку по направлениям, регистрацию и др.) и направляется для обработки и таможенного оформления и контроля в места международного почтового обмена (далее — ММПО). Таможенное оформление международных почтовых отправлений в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации [8] должно осуществляться по документам ВПС (ст. 293, п. 1) и только в местах международного почтового обмена (ст. 293, п. 3) (за исключением тех почтовых отправлений, в отношении которых законодательством предусматривается подача отдельной декларации). В Федеральном Законе "О почтовой связи", а также в Таможенном кодексе Российской Федерации обозначено, что места международного почтового обмена определяет орган исполнительной власти в области почтовой связи (Минкомсвязь РФ) и орган исполнительной власти в области таможенного дела (ФТС РФ). Нормативным документом, который определяет места и пункты международного почтового обмена, является приказ ГТК РФ №1381 от 03.12.2003, в котором перечисленные учреждения обмена являются подразделениями

организации федеральной почтовой связи — ФГУП "Почта России". Закрепление функций осуществления международного почтового обмена за организацией федеральной почтовой связи является целесообразной мерой для поддержания конкурентоспособности федеральной почтовой связи на российском рынке, а также усиления контроля государственных органов за осуществлением международной деятельности и таможенным оформлением товаров. Оформление почтовых отправлений в таможенных органах, расположенных вне мест международного почтового обмена, а также почтовых отправлений, следующих по документам, отличным от документов, установленных актами ВПС, может производиться лишь по процедуре таможенного оформления обычных грузов. Льготные условия таможенного оформления почты, а также льготы по уплате таможенных пошлин и налогов обуславливают расширение товарообмена посредством почтовой связи.

Однако невозможно отрицать, что существующий на сегодняшний день международный почтовый обмен осложняется рядом проблем, сказывающихся на качестве предоставляемых ФГУП "Почта России" услуг. Структурируя факторы, оказывающие негативное влияние на эффективную организацию международного обмена почтой, основные и наиболее актуальные из них мы можем представить в следующем виде:

— организационно-технологические проблемы: неэффективное распределение нагрузки на места международного почтового обмена; низкий уровень квалификации операторов почтовой связи; сложная технология обработки международной почты, требующая выполнения требований таможенного законодательства; отсутствие автоматизации производственных процессов; устаревший парк транспортных средств, практически отсутствие складской и производственной техники и оборудования, требующие капитального ремонта здания и сооружения объектов почтовой связи;

— правовые проблемы: в действующих нормативных актах не учтены произошедшие с момента их издания изменения (в том числе не учтена особенность таможенного оформления отправлений экспресс-почты); отсутствует четкий перечень сопроводительных документов, позволяющих идентифицировать товары, перемещаемые в МПО [2]; не установлен порядок проведения таможенного досмотра МПО в отделениях почтовой связи при проведении таможенного оформления в региональных таможенных органах; отсутствует детализации порядка таможенного досмотра для МПО [2], в первую очередь, не учтены технологические особенности обработки почты при определении начала таможенного оформления; не предусмотрена ответственность за невыполнение таможенными органами сроков;

— финансово-экономические проблемы: недостаточно финансирование ФГУП "Почта России" современных проектов по внедрению новой техники и технологий в процессы обработки и доставки международных почтовых отправлений; отсутствие учета по доходам и расходам предприятия при доставке международных почтовых отправлений отдельно от внутрироссийской почты; низкий уровень заработной платы операторов почтовой связи не позволяет привлекать квалифицированные в области таможенного дела кадры

Спецвыпуск Т-Сотт, август 2009

69

(средний уровень зарплаты в почтовой отрасли — 9600 руб.[3]); открытие новых учреждений международного почтового обмена по перспективным направлениям требует существенных финансовых вложений, которыми предприятие не располагает;

— проблемы низкого качества почтовых услуг: низкое качество заполнение сопроводительных документов к МПО; высокая доля выдачи международной почты с нарушением требований таможенного законодательства (более 100 административных дел в год); движение международной почты по сети почтовой связи, вместе с внутрироссийской почтой, обуславливает высокий уровень утрат, хищений или повреждений МПО, а также низкие сроки доставки; рост объема международной почты, в первую очередь, от юридических лиц и указанные ранее организационно-технологические и правовые проблемы, приводят к нарушению сроков обработки международной почты в ММПО.

Требования Всемирного почтового союза к качеству оказываемых услуг почтовых операторов стран — членов союза, а также стремительно набирающий обороты мировой рынок почтовых и логистических услуг диктуют предприятию почтовой связи настоятельную потребность совершенствования процессов управления.

Для решения указанных проблем, в целях развития и совершенствования международного почтового обмена, можно отметить следующие актуальные направления: расширение международного почтового обмена посредством развития коммерческих перевозок почты; организация приграничного обмена на базе региональных мест международного почтового обмена (перспективными направлениями на сегодняшний день являются ММПО Благовещенска, ММПО Калининграда, ПМПО Оренбурга); выход с предложениями к иностранным почтовым администрациям по дополнительной подсортировке почты по региональному признаку и направление сгруппированных депеш из иностранных почтовых служб сразу в соответствующие ММПО; выход с предложениями в органы исполнительной власти по изменению нормативных актов в области таможенного оформления международной почты; упрощение технологических процедур, унификации и стандартизации документооборота и технологии обработки и прохождения почтовых отправлений; организация работы по повышению качества заполнения сопроводительных документов путем открытия в крупных отделениях почтовой связи подразделения предприятия — таможенного брокера; информационное обеспечение сопровождения почтовых потоков; повышение требований к скорости осуществления почтового обмена и качеству оказываемых услуг всех почтовых служб, вовлеченных в международный обмен.

Отдельно хотелось бы отметить необходимость проведения мероприятий по перераспределение нагрузки на места международного почтового обмена и снижения неравномерности распределения потока поступления почты. Решением указанной проблемы может быть перенаправление части входящей международной почты из места международного почтового обмена Москва на обработку в региональные места международного почтового обмена в соответ-

ствии с производственными возможностями предприятия. Построение оптимальной распределительной сети на наш взгляд, более целесообразно проводить методом линейного программирования путем постановки транспортной задачи [1]. Ограничениями в такой задачи выступают провозные возможности предприятия, производственные плошрди предприятия, выработка операторов почтовой связи, производственные возможности сотрудников таможенных органов по проведению таможенного контроля и оформления почты, установленные Правительством Российской Федерации сроки прохождения письменной корреспонденции [6].

Необходимость улучшения качества оказания услуг международного почтового обмена обосновывается также и экономической целесообразностью. Улучшение показателей качества доставки МПО, предусмотренных в нормативных актах Всемирного почтового союза [4], покрывается дополнительными выплатами в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентами письменной корреспонденции и Регламентом посылочной почты Конвенции ВПС [4].

Литература

1. Ватер Г. Основы исследования операций. В 3-х т. — М.: Мир, 19721973. — С. 335, 488, 501.

2. Гладких А.Г. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях: таможенно-правовой аспект/Диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. — Саратов, 2005.

3. Интервью Генерального директора ФГУП "Почта России" А.И. Казьмина в газете "Ведомости" о программе модернизации, стратегии развития Почты России [Электронный ресурс]: официальный сайт ФГУП "Почта России" — Электрон. текстовые дан. и граф. дан. — М., 2008. — Режим доступа http://www.russianpost.ru/company/ru/home/ press/ news/item?newsid =3863.

4. Материалы 23-го Всемирного почтового конгресса, Бухарест, 2004. — М., ФГУП Издательство "Известия", 2006.

5. Мелешко ДА Совершенствование методов оперативного планирования направления входящей международной почты//Почтовая связь. Техника и технологии. — 2008. — № 10.

6. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".

7. Приказ ГТК РФ от 03.12.2003 №1381 "Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях".

8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 1 8 февраля, 19, 30 декабря 2006 г., 6, 26 июня, 24 июля, 30 октября, 6 декабря 2007 г., 26 июня 2008 г.), принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г., одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г.

9. Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", принят Государственной Думой 24 июня 1999 г., одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г.

70

Спецвыпуск T-Comm, август 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.