Изменения организации международного почтового обмена в результате вступления Российской Федерации в таможенный союз
Изменение таможенного законодательства после вступления Российской Федерации в Таможенный союз требует от операторов почтовой связи приведения в соответствие производственно-организационных процессов по приему, обработке и доставке международных почтовых отправлений. При этом, на наш взгляд, очень важным является то, чтобы процессы реформирования российского законодательства соответствовали общемировым тенденциям, происходящим во внешнеэкономической торговле, в том числе, учитывали особенности развития товарообмена посредством почтовой связи.
Резникова Н.П.,
зав. кафедрой ОПАБУ МТУСИ, д.э.н., профессор Мелешко Д.А.,
главный специалист Отдела организации взаимодействия с таможенными органами Дирекции по организации производственных процессов ФГУП "Почта России"
С июля 2010 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТС), имеющий ряд существенных отличий от ранее действующего таможенного законодательства Российской Федерации, что не могло не отразиться на организационных процессах в области международного почтового обмена. Причиной тому является пересылка в международных почтовых отправлениях не только информационных сообщений, но и товарных вложений, которые являются предметом таможенных операций и контроля со стороны государственных органов.
Единый Таможенный кодекс стал продолжением Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза", подписанного в г. Душанбе 06.10.2007 г. в рамках действующего с 2000 г. Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС).
Несмотря на то, что членами ЕврАзЭС являются 5 стран: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, в состав Таможенного союза на сегодняшний день вошли лишь 3 страны: Республика Казахстан, Республика Белоруссия и Российская Федерация.
Целью создания ЕврАзЭС является ускорение процесса формирования его участниками единого экономического пространства, координации их точек зрения на интеграционные процессы, на условия их включения в мировую экономику и международную торговую систему. Его деятельность направлена на обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов стран, входящих в ЕврАзЭС [5].
В связи с этим, дальнейшей перспективой развития Таможенного союза является создание единого экономического пространства государств-членов участников союза.
Однако, на сегодняшний день, формирование новой нормативной базы в области таможенного дела не завершено, что усложняет процессы перемещения товаров через таможенную границу Союза, в том числе и при обмене международными почтовыми отправлениями, в связи с возникающими противоречиями в толковании прописанных в Таможенном кодексе ТС норм.
Конечно, можно констатировать факт, что существует основа правовой базы в области таможенного дела приняты Таможенный кодекс ТС, ряд межправительственных соглашений и решений Комиссии ТС, в том числе, Соглашения, касающиеся деятельности операторов почтовой связи, такие как:
— Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях".
— Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их вынтуском".
— Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №377 "Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений".
— Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях".
Тем не менее, до сих пор на стадии согласования находится Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который должен был быть принят одновременно с Таможенным кодексом ТС. Длительная разработка этого документа, а также отсутствие до конца проработанных и согласованных общих правил работы государств-участников ТС не позволяют осуществить основную цель Таможенного союза — полноценную торгово-экономическую интеграцию трех стран.
Кроме того, операторы почтовой связи, как и другие участники внешнеэкономической деятельности, столкнулись с тем, что Таможенный кодекс ТС и соглашения Комиссии ТС регулируют базовые вопросы, при этом на практике есть проблемные и спорные вопросы, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов, а делает лишь отсылку к национальному законодательству [7].
Рассмотрим иерархию норм таможенного и почтового законодательства ТС, которыми руководствуются органы государственного контроля и почтовые операторы в процессе перемещения международных почтовых отправлений через границу Таможенного союза:
1. Международные нормативные акты:
— Акты Всемирного почтового союза (Устав, Конвенция, Регламенты и др.);
— Таможенный кодекс Таможенного союза;
— Межгосударственные и межправительственные Соглашения, заключенные в рамках Таможенного союза;
— Международные договора в области почтовой связи;
— Решения Комиссии таможенного союза.
2. Законодательство Российской Федерации:
— Таможенный кодекс Российской Федерации (в части действующих положений);
— Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 №126-ФЗ;
— Федеральный закон "О почтовой связи" от 17.07.1999 №176-ФЗ;
3. Подзаконные и ведомственные нормативные акты:
— Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 №221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи";
— Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 №160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции";
— Приказ ГТК РФ от 03.12.2003 №1381 "Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях";
— Приказ ФТС РФ №1532, Минкомсвязи РФ №108 от 17.08.2010 "Об определении перечня мест международного почтового обмена на территории Российской Федерации".
Хотелось бы отметить, что до вступления в силу Таможенного кодекса ТС нормативные акты Всемирного почтового союза (далее — ВПС), странами-участниками которого являются 192 страны мира, имели приоритет над внутренним российским законодательством, и требования таможенных органов к процедурам в отношении международных почтовых отправлений должны были соответствовать нормам ВПС. Сейчас же, когда Таможенный кодекс Таможенного союза трех стран относится к категории международных договоров и имеет равную силу, что и документы ВПС, решение спорных вопросов, которые возникают в период становления нового порядка организации производственных процессов, осложнено.
При этом, можно отметить и позитивные моменты, которые привнесло в международную почтовую связь новое таможенное законодательство.
В первую очередь, это отказ от таможенных формальностей при перемещении товаров в почтовых отправлениях между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" такие отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные проце-дуры1, в отношении них не совершаются таможенные операции. Эта норма позволила ФГУП "Почта России" - назначенному оператору Российской Федерации, вывести обработку внутрисоюзных почтовых из мест международного почтового обмена, что сократило срок доставки почтовых отправлений союзных государств. Кроме того, такие почтовые отправления пересылаются без заполнения таможенных деклараций, что упрощает для пользователей услуг почтовой связи процесс оформления сопроводительных документов.
Конечно, особое внимание надо уделить изменению сроков таможенного оформления товаров, которое закреплено в Таможенном кодексе таможенного союза. Теперь выпуск товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следу-ющзго за днем предъявления международных почтовых отправлений для таможенного оформления таможенным органам (Таможенным кодексом Российской Федерации была установлена норма — 3 дня с момента подачи таможенной декларации). Кроме того, для экспортных операций теперь срок таможенного оформления составляет всего 4 часа. Заложенный в новом законодательстве принцип сокращения сроков таможенного оформления особенно важен для почто-
вых отправлений и отправлений экспресс-грузов, таможенные операции с которыми должны совершаться в первоочередном порядке.
В качестве существенных изменений стоит отметить расширение перечня товаров, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях. Теперь, вне зависимости от количества, запрещено пересылать по почте из-за границы алкогольную и спиртосодержащую продукцию, табачные изделия, культурные ценности, конструктивно схожие с оружием изделия, растения в любом виде и состоянии, семена растений и др.
Изменен принцип определения беспошлинного порога на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях для личного пользования. Теперь беспошлинно ввозятся товары для личного пользования, пересылаемые в течение одного календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых не превышает сумму 1000 евро, а общий вес не превышает 31 кг (ранее, до июля 2010 г., без обложения таможенными платежами могли пересылаться в международных почтовых отправлениях на территорию Российской Федерации товары для личного пользования, если их таможенная стоимость не превышала 10000 руб. в адрес одного получателя в течение недели). Указанные изменения позволили пользователям услуг почтовых отправлений получать беспошлинно более дорогостоящие товары для личного пользования в одном почтовом отправлении, что положительно сказывается на развитии Интернет-торговли посредством почтовой связи.
Рост дистанционной торговли и информатизации страны оказывает непосредственное влияние на развитие международного почтового обмена. Уже на протяжении нескольких лет отмечается устойчивый рост поступления международных почтовых отправлений на территорию России. Развитие международного почтового обмена основывается на следующих общемировых тенденциях:
— рост объема товарообмена посредством почтовой связи;
— изменение структуры почтового потока в сторону увеличение объема дистанционной торговли;
— рынок услуг почтовой связи России находится в стадии развития и рассматривается иностранными почтовыми службами, как один из самых перспективных рынков услуг международного почтового обмена.
Перечисленные тенденции указывают на важность того, чтобы развитие нормативной базы в области таможенного дела в процессе интеграции Российской Федерации в международное сообщество происходило, исходя из тех же принципов и предпосылок, на основе которых развиваются общемировые экономические процессы.
Литература
1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях".
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
3. Казахстан, Беларусь и Россия объединились // Почта России. — 2010, №8 (78).
4. Международные отправления: как это работает // Почта России. -2010, №4 (77).
5. Михайленко А.Н. Содружество Независимых Государств: этапы эволюции // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова; Отв. ред. Л. О. Терновая, С. В. Фокин. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 337с.
6. Певнев А. Соглашение Таможенного союза о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2010. — №44.
7. Проказин Е Таможенный союз: сегодня и завтра/[Электронный ресурс]/ Е. Проказин // Экономика и жизнь, 2010 — №30 (9346). — Режим доступа у журн.: http://www.eg-online.ru/arlicle/107548.