Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием'

Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION / CORPORATE GOVERNANCE / CORPORATE GOVERNANCE CODE / QUALITY OF CORPORATE GOVERNANCE / КОМПАНИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растова Юлия Ивановна, Сысо Татьяна Николаевна

В статье раскрыто значение и сформулированы направления повышения качества корпоративного управления для эффективного решения задачи структурных изменений в экономике посредством приватизации крупных государственных активов. Показано, что оценка (самооценка) качества корпоративного управления заключается в определении степени соблюдения принципов, закрепленных Кодексом корпоративного управления. Приводятся наиболее распространенные в практике крупных компаний с государственным участием примеры недобросовестного исполнения требований этих принципов. В заключение указывается на необходимость активного участия представителей экспертного и научного сообщества в практике эффективного внедрения положений Кодекса корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием для повышения их инвестиционной привлекательности в ходе подготовки к приватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPROVING THE QUALITY OF CORPORATE GOVERNANCE THE COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION

In the article the importance and formulate ways to improve corporate governance to effectively address the problem of structural changes in the economy through the privatization of large state-owned assets. It is shown that the evaluation (self-evaluation) the quality of corporate governance is to determine the degree of compliance with the principles enshrined Corporate Governance Code. It is the most common practice in large companies with state participation, examples of unfair performance requirements of these principles. In conclusion points to the need for the active participation of representatives of the expert and the scientific community in the practice of effective implementation of the provisions of the Corporate Governance Code in the joint-stock companies with state participation to increase their investment attractiveness in preparation for privatization.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием»

электронный научно-экономическии журнал

Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием

стр 40

Растова Юлия Ивановна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Сысо Татьяна Николаевна

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Rastova Iulia, I.

St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russian Federation

Syso Tatiana, N.

Omsk State University by the name of F.M. Dostoevsky Omsk, Russian Federation

Аннотация. В статье раскрыто значение и сформулированы направления повышения качества корпоративного управления для эффективного решения задачи структурных изменений в экономике посредством приватизации крупных государственных активов. Показано, что оценка (самооценка) качества корпоративного управления заключается в определении степени соблюдения принципов, закрепленных Кодексом корпоративного управления. Приводятся наиболее распространенные в практике крупных компаний с государственным участием примеры недобросовестного исполнения требований этих принципов. В заключение указывается на необходимость активного участия представителей экспертного и научного сообщества в практике эффективного внедрения положений Кодекса корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием для повышения их инвестиционной привлекательности в ходе подготовки к приватизации.

Ключевые слова: компании с государственным участие, корпоративное управление, кодекс корпоративного управления, качество корпоративного управления

CURRENT ISSUES OF IMPROVING THE QUALITY OF CORPORATE GOVERNANCE THE COMPANIES

WITH STATE PARTICIPATION

Аннотация. In the article the importance and formulate ways to improve corporate governance to effectively address the problem of structural changes in the economy through the privatization of large state-owned assets. It is shown that the evaluation (self-evaluation) the quality of corporate governance is to determine the degree of compliance with the principles enshrined Corporate Governance Code. It is the most common practice in large companies with state participation, examples of unfair performance requirements of these principles. In conclusion points to the need for the active participation of representatives of the expert and the scientific community in the practice of effective implementation of the provisions of the Corporate Governance Code in the joint-stock companies with state participation to increase their investment attractiveness in preparation for privatization.

Keywords: companies with state participation, corporate governance, Corporate Governance Code, quality of corporate governance

Постановка задачи поиска эффективного баланса госучастия и частного капитала в экономике страны посредством ускорения продажи пакетов акций крупных компаний в условиях роста напряженности между мировыми центрами силы, усиления геополитического соперничества, новой волны технологических изменений представляется высокорисковой не только с точки зрения деловой репутации и опыта работы

электронный научно-экономический журнал стр 41

будущих инвесторов и приобретателей, но и желания частного бизнеса изыскивать собственные и кредитные ресурсы, чтобы войти в крупные государственные активы.

В этих условиях наряду с институализацией работы по проведению приватизации [1], подбором профессиональных директоров, имеющих положительный опыт участия в приватизации, разработкой соответствующих ключевых показателей эффективности для менеджмента и членов Совета директоров, необходимо сформировать соответствующее международным стандартам поведения акционерных обществ в отношении акционеров и инвесторов, выражающем сущность дефиниции «корпоративное управление» [3, с. 11; 6, с. 22-25]. Поскольку круг такого рода правил поведения значительно шире, чем перечень норм и требований действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, то их исполнение может иметь только добровольный характер.

При невыполнении правил добросовестного корпоративного управления корпорации грозят не штрафы, а потеря репутации на рынке капиталов и недоверие контрагентов. Это приводит к снижению интереса инвесторов и падению фондовых котировок, ограничивает возможности для дальнейших операций и капиталовложений со стороны внешних инвесторов [5].

Свод наилучших практик корпоративного управления представлен в Кодексе корпоративного управления, который был одобрен на заседании Совета директоров Банка России 21 марта 2014 года и опубликован на сайте Банка России.

Оценка (самооценка) качества корпоративного управления заключается в определении степени соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом. Среди них:

- равенство условий при осуществлении акционерами своих прав в отношении участия в управлении, получения дивидендов, распределения корпоративного контроля, отчуждения принадлежащих им акций;

- реализация ключевых функций стратегического управления обществом Советом директоров, включая организацию в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, контроль над деятельностью исполнительных органов общества;

- высокий уровень мотивации для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для общества компетенцией и квалификацией;

- разумная уверенность в достижении поставленных перед обществом целей за счет эффективно функционирующей системы управления рисками и внутреннего контроля, эффективность которых подтверждается внутренним аудитом;

- прозрачность для акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц общества и его деятельности;

- соблюдение прав и интересов акционеров, а также иных заинтересованных сторон, оказывающих значительное влияние на структуру акционерного капитала и финансовое состояние общества.

Корпоративное управление включает правила поведения (стандарты, нормы) для общества, его органов управления и входящих в их состав членов, а также иных заинтересованных лиц. Это обстоятельство делает оценку качества корпоративного управления более сложной, в том числе по количеству компонентов оценки по сравнению, например, с оценкой качества управления в других организациях государственного сектора [2].

Приказом Росимущества от 22 августа 2014 года № 306 для компаний с государственным участием была утверждена «Методика самооценки качества корпоративного управления». С точки зрения Росимущества важнейшими компонентами качества корпоративного управления являются:

- нормативно-правовое регулирование деятельности Совета директоров общества;

- порядок, формат и объем раскрываемой информации (табл.).

электронный научно-экономический журнал стр 42

Таблица

Компоненты самооценки корпоративного управления

Компоненты Оценка

Вес компоненты в общей оценке Количество критериев Максимальный балл

I. Права акционеров 14% 22 79

II. Совет директоров 37% 56 202

III. Исполнительное руководство 7% 5 38

IV. Прозрачность и раскрытие информации 25% 15 135

V. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит 11% 16 63

VI. Корпоративная социальная ответственность, деловая этика 6% 6 31

Общая оценка 100% 120 548

Источник: http://rosim.ru/documents/231515

Когда речь идет об упорядочении нормативно-правового регулирования деятельности Совета директоров общества, то, безусловно, имеется в виду не только внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, касающиеся применения новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и совершенствование внутренних документов общества, регулирующих порядок совершения корпоративных действий.

Существенным признаком качества управления является уровень формализации его процедур и результатов. Внутренние документы определяют как производственно-технологические, так и организационно-управленческие процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей.

На сегодняшний день в корпоративной практике акционерных обществ с государственным участием имеют место факты отсутствия:

- утвержденного общим собранием или Советом директоров Кодекса корпоративного управления;

- утвержденных общим собранием положений об общем собрании акционеров, Совете директоров;

- утвержденного общим собранием или Советом директоров положения о дивидендной политике;

- утвержденных Советом директоров плана его работы с графиком проведения заседаний, формой проведения, перечнем вопросов, положения о корпоративном секретаре, политики в области управления рисками и внутреннего контроля.

В Уставах обществ бывает упущен целый ряд важнейших вопросов, относящихся к компетенции Советов директоров. Среди них:

- образование и прекращение полномочий исполнительных органов обществ, а также утверждения условий договоров с их членами;

- утверждение и контроль реализации стратегии, бизнес-планов и финансово-хозяйственных планов (бюджетов) обществ;

- определение принципов и подходов к организации, контроль за созданием и функционированием эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля;

электронный научно-экономический журнал стр 43

- предупреждение, выявление и урегулирование корпоративных конфликтов;

- рассмотрение существенных корпоративных действий (реорганизация общества, приобретение от 30% голосующих акций, увеличение уставного капитала, листинг и делистинг и др.).

В ряде случаев остаются неформализованными во внутренних документах обществ:

- процедуры и действия в случае утраты членом Совета директоров статуса независимого директора;

- политика в отношении владения членами Совета директоров акциями общества и подконтрольных компаний;

- процедуры оценки работы Совета директоров, принципы вознаграждения его членов, выплат им компенсаций;

- круг вопросов, которые должны решаться на заседаниях Совета директоров, проводимых в очной форме, а также решения по которым принимаются квалифицированным большинством.

В отдельных обществах в Советах директоров до сих пор не сформированы Комитеты по аудиту, по вознаграждения (по номинациям и вознаграждения, по назначениям и вознаграждениям, по кадрам и вознаграждениям и др.), по стратегии.

Крупные акционерные общества с государственным участием являются сложными интегрированными компаниями [4, 7]. Актуальным вопросом повышения качества корпоративного управления в них является рациональная детализация и разграничение полномочий менеджмента и органов управления АО, в том числе в вертикально интегрированных структурах.

В частности, в уставе акционерного общества должны быть установлены полномочия Совета директоров по отношению к подконтрольным организациям в части:

- выдвижения кандидатур в состав Советов директоров и исполнительные органы подконтрольных организаций;

- определения их стратегии развития и оценки результатов деятельности.

К компетенции Совета директоров общества относятся и существенные вопросы деятельности подконтрольных юридических лиц, а само общество должно раскрывать информацию об их существенных, в том числе взаимосвязанных сделках, о количестве акций, находящихся в их распоряжении, об изменении степени контроля над подконтрольным юридическим лицом, имеющим для общества существенное значение. Кроме того, в обществе должна быть принята единая для всех структурных подразделений и дочерних обществ политика в области корпоративной социальной ответственности.

Еще одним актуальным вопросом повышения качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием и их дочерних обществах, имеющим принципиальное значение для их инвестиционной привлекательности, является последовательное выполнение Советом директоров требований Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2006 года № 774-р «О формировании позиции акционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности» относительно выплаты дивидендов и распределения чистой прибыли.

Если требование направлять на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли (без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений) выполняется безусловно, то обоснованность решений по вопросам распределения чистой прибыли вызывает большие сомнения.

Чистая прибыль может направляться на финансирование инвестиционных проектов и иные цели только при условии экономической эффективности, соответствия установленным в акционерном обществе требованиям доходности, в противном случае она используется на выплату дивидендов. Однако компании часто не только не приводят в отчетности критериев доходности инвестиционных проектов и результатов анализа рентабельности инвестиций, но и в отдельных случаях поверхностно раскрывают информацию о дивидендах и других показателях финансовой отчетности.

Показателем высокого качества корпоративного управления является раскрытие обществом информации о своем финансовом состоянии посредством:

электронный научно-экономический журнал стр 44

- промежуточной финансовой отчетности за полугодие в соответствии с МСФО, с отчетом о результатах обзорной аудиторской проверки или аудиторским заключением;

- пояснений к годовой и промежуточной финансовой отчетности общества, включая анализ финансового состояния и результатов его деятельности (МО&А), в том числе анализ показателей рентабельности, финансовой устойчивости, оценку изменений в составе и структуре активов и пассивов, оценку текущей и перспективной ликвидности активов, описание факторов, оказывающих влияние на финансовое состояние общества и тенденций, которые могут оказать влияние на деятельность общества в дальнейшем;

- сведений обо всех существенных рисках, которые могут повлиять на деятельность общества;

- отчета об устойчивом развитии в соответствии с международными стандартами (например, О^);

- информации о ценных бумагах общества и другой информации.

Активное участие экспертного и научного сообщества в повышении уровня контроля за финансовым состоянием и использованием нераспределенной прибыли в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, в выявлении и распространении накопленной практики применения Кодекса корпоративного поведения будет способствовать повышению эффективности акционерных обществ с государственным участием, эффективному решению задач структурных изменений в экономике посредством приватизации крупных государственных активов и улучшению инвестиционного климата в стране.

Список литературы

1. Коваленко Б. Б. Институциональные основы государственного регулирования корпоративных структур в условиях трансформации хозяйственной системы: дисс...д-ра экон. наук: 08.00.01. СПб., 2005. 467 с.

2. Кожевина О. В., Буланова Н. В., Бойко А. Н. Институционально-экономические основы оценки качества управления в организациях государственного сектора. М. : Инфра-М, 2015. 131 с.

3. Кузнецов С .В., Растова Ю. И., Тютиков Ю. П. Корпоративное управление: учебное пособие для бакалавров. СПб. : СПбГЭУ, 2013. 259 с.

4. Кузнецов С. В., Растов М. А. Инновационная деятельность компаний с государственным участием: стратегический контекст : монография. СПб. : ГУАП, 2015. 171 с.

5. Макарова О. А. Понятие и признаки корпоративного управления как способа координации экономической деятельности // Гражданское право. 2015. № 4. С. 6-8.

6. Макарова О. А. Правовое обеспечение корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства : дисс.д-ра юрид. наук: 12.00.03. СПб., 2014. 344 с.

7. Трачук А. В. Электроэнергетический холдинг: стратегии и выгоды // Российское предпринимательство. 2010. № 1-2. С. 95-99.

УДК 658.014.1:334.784

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.