Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами
А. Костин
руководитель «Бюро оценки LABRATE.RU», международный эксперт по оценке стоимости со специализацией по Российской Федерации, руководитель практики оценки нематериальных активов V-RATIO Business Consulting Company
Одной из важных особенностей объекта интеллектуальной собственности (далее -ОИС) как нематериального актива является тот факт, что его стоимость меняется со временем, неодинакова для различных участников рынка и зависит от целей, с которыми они выступают по отношению к объекту оценки. Также необходимо отметить многозначность используемых понятий и терминов при оценке стоимости нематериальных активов (далее - НМА). В зависимости от контекста (целей и задач проекта, исследуемого вида стоимости и оцениваемых прав) они могут принимать различные значения.
В настоящей статье автор, обращая внимание на важную роль НМА в экономике современного предприятия, рассматривает ряд теоретических и практических вопросов оценки стоимости и управления ОИС (НМА).
Вопрос об эффективном управлении нематериальными активами на предприятии поднят давно, и одним из инструментов принятия решений по управлению НМА может выступать профессиональная оценка стоимости НМА.
Кто-то справедливо отмечает, что управление НМА - это всего лишь модная тема, кто-то под этой вывеской продает свои услуги по маркетингу и консалтингу. Очень образно на эту тему сказал Борис Фирсов1 на Международной конференции2 по управлению НМА: «Оценка нематериальных ак-
тивов является не самоцелью, не роскошью, а средством передвижения».
Поскольку важнейшей целью бизнеса является создание богатства акционеров, то основным критерием эффективности системы управления нематериальными активами в компании является вклад этой группы активов в создание богатства акционеров (т. е. вклад в стоимость компании). Любые оценки стоимости бизнеса, его материальных и нематериальных активов нужны не сами по себе, а для того чтобы компания (или ее собственник) знала, что ей делать для увеличения этой стоимости, повышения своей привлекательности в глазах инвесторов, партнеров и потребителей ее продукции.
Стоит признаться, что стоимостной подход к управлению НМА - не панацея, просто - наилучший из существующих способов.
Прежде чем рассматривать вопросы профессиональной оценки стоимости НМА, важно обсудить некоторые более общие вопросы, связанные со стоимостным подходом и стоимостными моделями «вообще», которые часто вызывают дискуссии во время семинаров, на конференциях и в процессе реализации консалтинговых проектов, основанных на стоимостном подходе к управлению.
Людям свойственно искать «волшебную палочку», панацею, идеал, способный «в
1 Борис Фирсов - партнер PR-Агентства «Михайлов и Партнеры». http://www.mikh-partn.ru
2 Конференция «Управление нематериальными активами компании: качеством, персоналом, репутацией». Казахстан, 2003 год. http://www.labrate.ru/20031121/index.htm
мгновение ока» решить все их проблемы. Поэтому психологически многие руководители сначала бросаются к стоимостному подходу (или к любой другой методике управления бизнесом) в расчете на то, что им наконец-то удастся найти «абсолютную истину» и получить «философский камень», который позволит быстро и безболезненно решить все стоящие перед ними задачи. Когда же выясняется, что это не так, то наступает стадия разочарования и стоимостной подход начинает отвергаться также безусловно, как раньше безусловно принимался.
Поэтому при принятии решения об использовании стоимостного подхода к управлению НМА (также как при управлении компанией в целом, любым другим ее отдельным активом или элементом) необходимо постоянно помнить следующие «простые истины»:
• стоимостной подход, как и любая другая методика управления бизнесом, является некоторой моделью окружающей действительности;
• польза и сравнительная эффективность модели (относительно альтернативных моделей) определяются тем, насколько эффективно эта модель позволяет ее пользователям объяснять, предсказывать и управлять событиями и процессами, происходящими в соответствующей предметной области;
• для выбора наиболее оптимальной модели и методики необходимо сравнивать ее не с «абсолютной истиной», а с альтернативными методиками и принимать решения на основе критерия «затраты - результат» (т. е. насколько выигрыш от перехода к более эффективной методике сопоставим с затратами на этот переход).
Общая схема построения стоимостной модели бизнеса в целом или его элемента заключается:
• в составлении прогноза денежных пос-
туплений от данного элемента (обычно -это прогноз доходов от продаж, генерируемых данным элементом);
• в составлении прогноза затрат, непосредственно связанных с данным элементом (это требует разработки и реализации высокоэффективной системы учета и распределения затрат);
• в оценке значения дисконтной ставки, определяемой рисками того, что реальные чистые денежные потоки, созданные данным элементом компании, окажутся ниже ожидаемых.
О значимости НМА и ОИС в бизнесе
Сегодня нематериальные активы играют ведущую роль в мировой экономической системе. Для 500 крупнейших мировых компаний соотношение рыночной и балансовой стоимости составляет 8:1, т. е. 12 процентов от стоимости компании составляют материальные активы, остальное приходится на активы нематериальные3.
Автор книги «Век разума» Чарльз Хэнди писал4:
«... интеллектуальный капитал (ИК) корпорации обычно в 3-4 раза превышает стоимость всех ее материальных активов. Однако Лейф Эдвинссон уже в 1996 году считал эти данные устаревшими. Тогда он оценивал колебания данного показателя для большинства компаний в пределах от 5:1 до 16:1. В период с 1996 по 2001 год весомость ИК только возрастала. Иначе говоря, стоимость современных компаний в основном определяется наличием у них ИК».
Дополнительной иллюстрацией возрастающей роли ОИС являются исследования компании Interbrand5 (табл. 1), которые иллюстрируют значимость нематериальных активов в деятельности фирм в отраслевом разрезе.
3 Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериальных активов СССР и России // Сборник докладов «Золотой диск оценки - 2004», Российское общество оценщиков.
4 Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: Интерреклама, 2003. С. 59.
5 Питер Дойль. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. С. 298.
Таблица 1
Значимость материальных и нематериальных активов фирмы
Отрасль Материальные активы (%) Марки(%) Другие нематериальные активы (%)
1. Финансовые услуги 20 30 50
2. Предметы роскоши 25 70 5
3. Информационные технологии 30 20 50
4. Продукты и напитки 40 55 5
5. Фармацевтика 40 10 50
6. Автомобилестроение 50 30 20
7. Коммунальное хозяйство 70 0 30
8. Тяжелая промышленность 70 5 25
9. Розничная торговля 70 15 15
Нужно отметить, что Международный комитет по стандартам оценки (МКСО) признает сложность процедур профессиональной оценки, трудность в интерпретации оценочной деятельности другими профессиональными дисциплинами, а также сложность применения и перевода оценочной терминологии [6, с. 22].
Согласно классификации Международных стандартов оценки (МСО) объекты оценки (типы имущества) сгруппированы в четыре основных блока:
• недвижимое имущество;
• движимое имущество;
• бизнес;
• финансовые интересы.
В свою очередь, согласно МСО [6, с. 78] финансовые интересы представляют собой неосязаемые активы, включающие:
• права, неотъемлемые от права собственности на бизнес или имущество, т. е. права пользования, занятия, продажи, сдачи в аренду или управления;
• неотъемлемые права в рамках контракта, представляющего опцион на покупку, или договора аренды, содержащего опцион на покупку, т. е. право исполнения или неисполнения;
• права, неотъемлемые от права собственности на выпуск ценных бумаг (т. е. права сохранения их у себя или передачи их другим лицам).
Согласно Руководству № 8 по «Оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности» Европейских стандартов оценки [2, с.151] нематериальные акти-
вы можно разделить на три основные категории:
• гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы);
• персональный гудвилл;
• идентифицируемые материальные активы.
Неосязаемые активы [6, с. 221] - это активы, которые проявляют себя своими экономическими свойствами; они обладают физической субстанцией; они дают права и привилегии их собственнику; они обычно генерируют доходы для их собственника. Неосязаемые активы можно разделить на категории как возникающие в силу прав, взаимоотношений, сгруппированных неосязаемых активов, интеллектуальной собственности.
Гудвилл [6, с. 220] - это неосязаемый актив, возникающий благодаря названию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и(или) оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды.
Важное замечание. Идентифицируемые нематериальные активы могут оцениваться в индивидуальном порядке, если для них можно определить конечный срок службы и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеряемые выгоды. Обычно эта категория включает права на объекты интеллектуальной собственности и другие аналогичные активы [2, с. 153], в том числе:
• права (включая патенты) на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау;
• авторские права на литературные, музыкальные или художественные произведения;
• товарные знаки, торговые наименования или фирменные знаки;
• франшизы, лицензии или контракты;
• информационные ресурсы, включая программы, системы, процедуры, обследования, прогнозы, расчетные оценки, списки клиентов, технические данные;
• компьютерное программное обеспечение и компьютерные базы данных;
• нематериальные активы в стадии разработки.
Нематериальные активы
Другими нематериальными активами бизнеса согласно Руководству 8 [2, с. 153] среди прочих являются следующие:
• обученная и собранная вместе рабочая сила;
• благоприятные трудовые договоры;
• благоприятные договоры аренды;
• благоприятные договоры страхования;
• благоприятные контракты на поставки;
• контракты о найме;
• условия об отказе от конкуренции;
• клиентские отношения;
• разрешения;
• технические библиотеки и хранилища газет;
• прочие нематериальные активы.
Интеллектуальный капитал
Интеллектуальный капитал [9] - собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышающих рыночную стоимость компании. Оно шире, чем более привычные понятия «интеллектуальная собственность» (ИС) и «нематериальные активы».
В этом значении в составе ИК обычно выделяют три основных компонента:
(1) человеческий капитал - совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умений решать задачи, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков (в том числе контракты с выдающимися личностями);
(2) структурный капитал - инструмент для защиты различных корпоративных активов, куда входят интеллектуальная собственность, технологии, методы, процессы, коммуникационные системы и информационные ресурсы;
(3) клиентский капитал (он же «брэндо-вый капитал») - фирменное наименование, отношения с клиентами, списки клиентов, широко известные товарные знаки и т. п.
С точки зрения Международных и Европейских стандартов оценки, экономические измерения интеллектуального капитала прежде всего связаны со стоимостной оценкой всего бизнеса, а также отдельных его частей (неосязаемых активов):
• нераспределенных нематериальных активов (гудвилла);
• идентифицируемых нематериальных активов.
* * *
Рассмотрим основные этапы процесса оценки стоимости ОИС, перечислим основные цели и задачи оценок, а также рассмотрим методы выделения экономического эффекта от использования ОИС в бизнесе.
Объем и этапы исследования при оценке стоимости ОИС и НМА
Процесс определения стоимости ОИС и НМА можно условно разбить на семь этапов:
Этап 1. Постановка задачи:
• идентифицируется и подробно описывается объект оценки;
• устанавливается цель (цели) оценки;
• устанавливается вид оценочной стоимости, подлежащий определению;
• устанавливается эффективная дата оценки (дата проведения оценки).
Этап 2. Составление плана работ и заключение договора на оценку. На этом этапе определяются:
• график работ по оценке (составляется оценщиком и согласуется с заказчиком);
• источники и способы сбора информации, необходимой для проведения оценки;
• затраты на сбор, обработку информации и привлечение сторонних специалистов (субподрядчиков);
• оценочная методология (стандарты), соответствующая целям оценки и задачам заказчика;
• окончательная стоимость работ и услуг по оценке;
• подписывается договор на оценку между заказчиком и оценщиком.
Этап 3. Сбор и обработка данных.
На этом этапе оценщик собирает данные, касающиеся объекта оценки, его окружения, а также данные и информацию относительно объектов-аналогов. Особое внимание уделяется проверке полноты и достоверности собранной информации.
Этап 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки.
Традиционно оценка стоимости ОИС и НМА проводится не для варианта его текущего использования, а для такого способа, который обеспечивал бы собственнику максимальный экономический эффект от использования объекта оценки. Если наилучший и наиболее эффективный вариант использования не совпадает с текущим, то дальнейшая оценка производится исходя из предпосылки, что объект оценки используется по наилучшему и наиболее эффективному варианту.
Этап 5. Применение стандартных подходов оценки.
Основные приемы оценки могут быть сгруппированы в три основных подхода: затратный, сравнительный (или рыночный) и доходный, в рамках которых могут осуществляться различные методы расчетов. Основным подходом к стоимостной оценке ОИС и НМА считается доходный подход в широком его понимании6. Методы, основанные на использовании рыночного и затратного подходов могут применяться в качестве дополнения к методам, основанным на использовании доходного подхода.
Этап 6. Согласование полученных результатов. На этом этапе проводятся:
• итоговая проверка данных, на которых основывалась оценка;
• проверка обоснованности допущений, положенных в основу оценки;
• проверка правильности всех математических расчетов;
• синтез оценочных стоимостей, полученных с использованием стандартных подходов к оценке, в единое заключение об оценочной стоимости объекта.
Этап 7. Составление отчета об оценке.
Отчет об оценке составляется в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в обязательном порядке включает следующую информацию:
• дата, цели и задачи проведения оценки;
• указание на используемые стандарты оценки и имеющиеся лицензии на право осуществления оценочной деятельности;
• основание для проведения оценки;
• точное описание объекта оценки (оцениваемых прав);
• итоговая величина стоимости объекта оценки;
• перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источника их получения;
• указание методики, при помощи которой определялась стоимость объекта;
• принятые при проведении оценки допущения - пределы применения полученного результата;
• юридический адрес оценщика;
• сведения о профессиональной подготовке ответственных исполнителей.
Цели оценки стоимости НМА и ОИС
Оценка стоимости НМА и ОИС проводится в следующих случаях:
• при внесении в качестве вклада в уставный капитал;
• при покупке-продаже ОИС и НМА;
• для целей залога;
• для целей подготовки отчетности по МСФО;
• для целей судопроизводства;
6 Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. С. 124.
• для целей управления (маркетинг, реклама, брэнд-менеджмент);
• при организации франчайзинга (заключение лицензионных договоров).
Методы выделения экономического эффекта от НМА в бизнесе
Основная задача оценщика при оценке стоимости ОИС и НМА с использованием доходного подхода- определение вклада объекта оценки в создание денежных потоков компании.
Методической основой доходного подхода к оценке НМА является принцип ожидания, согласно которому стоимость НМА определяется количеством, качеством и продолжительностью поступления будущих выгод от использования НМА (качество связано с вероятностью поступления выгод).
Реальными методами выделения экономического эффекта являются:
1) метод избыточных прибылей («сверхнормативная прибыль»);
2) реальные лицензионные платежи;
3) преимущество в цене;
4) выигрыш в себестоимости в части переменных затрат;
5) выигрыш в себестоимости в части условно-постоянных затрат;
6) преимущество в объеме реализации продукции.
Если нельзя определить реальный эффект, его можно смоделировать. К искусственным методам выделения экономического эффекта можно отнести:
1) метод «освобождения от роялти»;
2) метод выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата («правило 25 процентов»).
Обе процедуры основаны на предположении: что было бы, если бы оцениваемый актив не принадлежал владельцу. В таком случае владельцу актива необходимо было бы заключить лицензионный договор. На самом же деле НМА принадлежит владель-
цу, и ему не приходится платить за его использование. Эта экономия и отождествляется с получением прибыли за счет НМА.
В следующих публикациях мы продолжим разговор об оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и рассмотрим практические примеры оценки стоимости патента, брэнда и ноу-хау, а также особенности построения прогноза получения экономических эффектов от использования ОИС и НМА.
Литература и источники
1. Smith G.V., Parr R.L., Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets, 3rd Edition, John Willey & Sons, Inc. 2000.
2. Европейские стандарты оценки 2000 /перевод с английского Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, И.Л. Артеменкова / Национальный фонд подготовки кадров7, Институт профессиональной оценки, Российское общество оценщиков, 2003.
3. Козырев А.Н. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник. М.: ВНТИЦ, 2001. № 1. С. 3-10.
4. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
5. Методические рекомендации8 по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности / Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
6. Международные стандарты оценки/Г.И. Микерин, Н.В. Павлов. М.: Интерреклама, 2003. 384 с. (Перевод с английского МСО9, изданных в 2001 году с исправлениями, опубликованными в 2002 году).
7. Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости нематериальных активов предприятий (издание официальное). М.: Комитет по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 2003.
7 см. http://www.appraiser.ru/info/method/ipo/eso.htm
8 см. http://www.mgi.ru/BASE/RAS/RM/2002/11/rm21297.htm
9 см. http://www.appraiser.ru/info/method/ipo/mso.htm
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция10) / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет по строительству, архитектуре и жилищной политике / В.В. Кос-сов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров. М.:
ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.
9. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Рабочий документ для обсуждения на заседании рабочей группы по капитализации интеллектуальных активов Европейской комиссии ООН (19-20 ноября 2002 года) (языки: русский11, английский12).
ЦЕНТР ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ организует и проводит семинары по темам:
5-6 октября 2004 года Порядок и условия заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков
• современное законодательство Российской Федерации в области совершения сделок с земельными участками;
• права юридических лиц и граждан на земельные участки. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области управления и распоряжения земельными участками;
• формирование земельного участка как объекта договоров купли-продажи и аренды, порядок и условия заключения этих договоров;
• основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду и в собственность;
• порядок государственной регистрации права собственности и аренды земельного участка;
• порядок перевода земель из одной категории в другую и изменения разрешенного
использования._____________________________________________________________
27-28 октября 2004 года Правовое регулирование и практика гражданского оборота земель сельскохозяйственного назначения
• внесение земельных участков и земельных долей в уставный капитал юридических лиц;
• порядок выдела и совершения сделок с земельными долями, находящимися на праве общей собственности;
• особенности государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;
• порядок перевода земель из одной категории в другую и изменения разрешенного использования;
• арбитражная практика по земельным спорам.__________________________________
Место проведения: Москва, Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАГС)
Подробная информация и запись по тел. (095) 267-62-54,267-29-30 Наш сайт www.landlaw.ru
10 см. http://www.labrate.ru/metod_rek_21_06_1999_smolyak_livshits.zip
11 см. http://www.unece.org/operact/enterp/documents/assetstfr.doc
12 см. http://www.unece.org/operact/enterp/documents/kozeng.pdf