контроль качества
Актуальные вопросы осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
В. Г. Трепель, руководитель Управления Росздравнадзора по Ростовской области;
М. А. Шишов, к.м.н., начальник отдела; Е. В. Шумилина, ведущий специалист-эксперт;
Управление Росздравнадзора по Ростовской области; г. Ростов-на-Дону
За последние два десятилетия многое изменилось в законодательстве в сфере здравоохранения, в организации деятельности медицинских организаций, в объеме требований общества к медицинским учреждениям. Однако неизменной оставалась задача, стоящая и перед органами управления здравоохранением, и перед медицинскими организациями — повышение качества медицинской помощи. В первую очередь это обусловлено тем, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь охраняется Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 41), устанавливающей обязанность государства осуществлять его соблюдение и защиту (ст. 2). Подчеркнем, что Россия провозглашена правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), как следствие, организационно-правовые основы построения системы контроля качества должны строго соответствовать требованиям действующего законодательства. С учетом вышеизложенного, целью данной работы является анализ отдельных аспектов нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к обеспечению качества медицинской помощи на уровне медицинской организации муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с положениями ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3) контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из составляющих контроля в сфере охраны здоровья. При этом одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности согласно ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ является осуществление внутреннего контроля. Наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований и условий, установленных «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291. В силу требований ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в порядке, установленном руководителями организаций муниципальной системы здравоохранения.
Таким образом, с одной стороны, медицинская организация вправе самостоятельно установить порядок осуществления внутреннего контроля. С другой стороны, данный порядок должен соответствовать требованиям действующего законодательства.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено два официальных определения термина «качество медицинской помощи»:
• качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ);
• качество медицинской помощи — это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному (приказ Минздрава РФ от 22.01.2001 №12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»).
С учетом вышеизложенного, мероприятия на уровне медицинской организации, направленные на осуществление контроля медицинской деятельности, должны включать в себя: оценку критериев качества медицинской помощи в динамике как на уровне медицинской организации в целом, так и на уровнях ее структурного подразделения, отдельного врача, с одной стороны, и оценка характеристик конкретного случая оказания медицинской помощи: своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степени достижения запланированного результата — с другой стороны.
В соответствии с положениями ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе в форме внутреннего контроля, включает в себя следующие составляющие:
• контроль соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
• определение показателей качества деятельности медицинской организации;
• создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
• создание информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Таким образом, важнейшей составляющей внутреннего контроля является контроль соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе приказами Минздравсоцразвития
www.akvarel2002.ru
№4(31) • 2012
■dim j
ЭНДОХИРУРГИЯ
России от 07.07.2009 №415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»; от 12.02.2007 №110 (ред. от 25.09.2009) «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»); от 23.08.2010 №706н (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» и другими.
Кроме того, положениями ч. 2 ст. 64, п. 5 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 предусмотрено изменение части составляющих внутреннего контроля. Например, с 1 января 2015 года критерии оценки качества медицинской помощи будут формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время определение показателей качества деятельности медицинской организации может учитывать общие критерии (показатели) качества медицинской помощи, установленные постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 №856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год», предусматривающие в том числе установление удовлетворенности населения медицинской помощью, смертности
населения, в том числе в трудоспособном возрасте, от сердечно-сосудистых заболеваний, от онкологических заболеваний, от внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий, от туберкулеза, материнской и младенческой смертности и других.
Отметим, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» перед правительством РФ поставлена задача обеспечить к 2018 году снижение смертности:
• от болезней системы кровообращения — до 649,4 случая на 100 тыс. населения;
• от новообразований (в том числе
от злокачественных) — до 192,8 случая на 100 тыс. населения;
• от туберкулеза — до 11,8 случая на 100 тыс. населения;
• от дорожно-транспортных происшествий — до 10,6 случая на 100 тыс. населения;
• младенческой — в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя — до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми. Таким образом, обеспечение внутреннего контроля —
важнейшая составляющая организации работы медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, ненадлежащее исполнение которой будет влечь наступление административной ответственности в отношении виновных юридических и должностных лиц.
ООО «МИРТА'ФАРМ»
Полимерные изделия медицинского назначения,
медицинское белье и одежда из нетканых материалов, медицинские перчатки, перевязка, лабораторный пластик и стекло
195248 г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 47, офис 315А Тел. (812) 227-73-73, тел./факс (812) 227-37-08 E-mail: [email protected]
Диагностика и лечение холедохолитиаза в эпоху эндохирургии
И. В. Федоров, д.м.н., профессор, КазГМА, г. Казань
Первым в мире лапароскопическую холецистэктомию (ЛХЭ) выполнил профессор Erich Muhe из Боблингена (Германия) 12 сентября 1985 года, за что немецким обществом хирургов ему был объявлен выговор. В 1992 году от этого же общества он получил высшую премию организации — ежегодную награду Германского хирургического общества.
Доктор Philip Mouret (Лион, Франция) выполнил ЛХЭ в 1987 году. Хирурги Reddick и Olsen выполнили ту же процедуру в 1989 году в США. С этого момента ЛХЭ быстро распространилась по всему миру как метод лечение желчнокаменной болезни (ЖКБ). Хотя хирурги и были очарованы малоинвазивностью операции, серьезной проблемой
оставался холедохолитиаз (ХДЛ), частота которого достигала 10% из всех больных, страдающих ЖКБ. Поэтому хирурги задумались о путях диагностики — до, во время и после операции, а также лечения ХДЛ малоинвазивными методами.
В 1991 году Reddick и Olsen опубликовали первое описание лапароскопической холангиографии. Однако хотя техника и была вполне осуществимой, выполнение процедуры было затруднительным теми инструментами, которые существовали в то время. Поэтому врачи больше полагались на дооперационные методы диагностики ХДЛ — ретроградную холангиопанкреатико-графию (РХПГ). В случае обнаружения холедохолитиаза
№4(31) • 2012
www.akvarel2002.ru