НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 343.973 ББК 67.0
© 2016 г. Д. Н. Архипов,
начальник Нижегородской академии МВД России кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8 (831) 421-72-01.
А. А. Ребров,
заместитель начальника Штаба УМВД России по Рязанской области кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
А. С. Ханахмедов,
заместитель начальника Ростовского юридического института МВД России по учебной работе кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье анализируются проблемы обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса России, исследуются существующие на современном этапе угрозы, предлагаются меры по борьбе с экономическими преступлениями в указанном секторе экономики.
Ключевые слова: экономическая безопасность, топливно-энергетический комплекс, незаконные врезки, мошенничество, налоговая преступность, коррупция.
D. N. Arkhipov - Head of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.
A. A. Rebrov - Deputy Chief of Staff AMIA Russia's Ryazan region candidate of legal sciences.
A. C. Khanakhmedov - the first deputy head, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation, PhD in Law.
TOPICAL ISSUES OF ECONOMIC SECURITY OF FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA ATTHE PRESENT STAGE
The article analyzes the problems of economic security of fuel and energy complex of Russia, examines existing at the present stage of threat, measures to combat economic crime in this sector of the economy. Keywords: economic security, fuel and energy complex, illegal tie, fraud, tax crime, corruption.
Топливно-энергетический комплекс России представляет собой сложную межотраслевую систему добычи и производства топлива и энергии, их транспортировки, распределения и использования. Основными его составляющими являются нефтегазовый комплекс, электроэнергетика и угольная промышленность.
Роль топливно-энергетического комплекса в экономике России огромна, от уровня его развития в значительной степени зависит вся экономика страны.
В связи с этим Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание данному сектору экономики. Не случайно была утверждена Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период
2010-2015 гг., результаты реализации которой мы наблюдаем уже сегодня.
На территории России только добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) осуществляют 292 организации, в том числе 107 организаций, входящих в структуру 10 вертикально интегрированных компаний, на долю которых приходится суммарно 86,9 % всей национальной нефтедобычи; 182 независимые добывающие компании, не входящие в структуру ВИНК; 3 компании, работающие на условиях соглашений о разделе продукции; добычу природного и попутного нефтяного газа осуществляют 266 добывающих предприятий, в том числе 91 входят в структуру ВИНК, 16 предприятий Газпром, 2 предприятия НОВАТЭК, 154 являются независи-
мыми добывающими компаниями и 3 предприятия - операторы соглашения о разделе продукции. В угольной отрасли функционирует 249 предприятий, осуществляющие добычу (переработку) угля. В электроэнергетический комплекс ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт [6].
Результаты деятельности объектов топливно-энергетического комплекса крайне важны для формирования платежного баланса страны, поддержания курса рубля и организации международного экономического сотрудничества. Вместе с тем, с одной стороны, в 2010-2015 гг. достойно реализована Стратегия развития топливно-энергетического комплекса, а с другой Минэнерго в конце 2015 года уже заявило, что инвестиции в российский ТЭК в 2016 году сократятся. На фоне этого компании уже сократили инвестиции в геологоразведку (например, в 2015 году - с 370 млрд до 325 млрд рублей), и связано это с тем, что компании, столкнувшись со снижением цен, пересматривают политику в пользу проектов, которые могут иметь более быструю отдачу [7].
На фоне указанных событий в экономике отмечается высокая криминализация данного сектора, что во многом обусловлено отсутствием действенных мер должностных лиц органов государственного контроля. Более того, в ходе плановых проверок правоохранительных органов ряд ответственных работников таких ведомств периодически изобличаются в коррупции.
В 2015 году в данной сфере выявлено 1 ,5 тыс. преступлений, следствие по которым обязательно, в том числе 733 - совершенных в крупном и особо крупном размерах. Направлены в суд уголовные дела о 795 преступлениях. К уголовной ответственности привлечено 834 лица. Раскрыто 42 преступления, совершенных организованной группой либо преступным сообществом. Размер материального ущерба составил 10,4 млрд руб., из которых возмещено 3,4 млрд руб.
В современных условиях обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса является комплексной задачей, которую должны решать подразделения МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры, ФТС, Минэнерго, Росприроднадзором, Рос-технадзора, Росфинмониторинга, а также другие министерства и ведомства. При этом в целях обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса в
обязательном порядке должны привлекаться службы безопасности крупнейших государственных компаний данной сферы экономики, таких как «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Роснефть» и др.
На сегодняшний день проблемными вопросами обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса России являются:
- недостаточный уровень защиты от противоправных посягательств трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов;
- применение руководителями бюджетообразующих предприятий сферы новых схем финансовых потоков, направленных на получение сверхдоходов (как для хозяйствующего субъекта, так и для себя лично);
- высокий уровень коррупции в государственных и надзирающих органах топливно-энергетического комплекса.
Повышение уровня обеспечения безопасности трубопроводов на современном этапе вызвано прежде всего тем, что в 2014 году произошли изменения в федеральном законодательстве России [1], в соответствии с которыми большинство вертикально интегрированных нефтяных компаний получили право на создание ведомственной охраны, чем они успешно и воспользовались.
В ходе проведения указанной реформы фактически частные охранные предприятия на бюджетообразующих предприятиях транспортировки нефти и нефтепродуктов уступили место ведомственной охране. Крупные предприятия ввели системы стимулирования для сотрудников, которые направлены на повышение эффективности выявления врезок путем их ликвидации. Как это сказалось на работе правоохранительных органов, можно наблюдать уже сегодня.
Как показал выборочный анализ, количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных п. б., ч. 3 ст. 158 УК РФ (врезка в нефтепродуктопровод), в 2015 году в отдельных субъектах Российской Федерации, благодаря указанной системе стимулирования, возросло, а уровень их раскрытия сократился практически в два раза. Сотрудники ведомственной охраны объектов топливно-энергетического комплекса выявляют врезки, предприятия сообщают об их обнаружении в правоохранительные органы, возбуждается уголовное дело, а работать следователям фак-
тически не с чем, так как предварительно оперативно-разыскные мероприятия проводятся в единичных случаях. А одной из причин является то, что в отличие от частных охранных организаций, деятельность которых, к слову, контролируется в том числе и полицией, службы безопасности нефтяных компаний не всегда идут на надлежащее взаимодействие и не предоставляют возможность для документирования противоправной деятельности по организации врезок, ликвидируя ее.
О проблемах следователей при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов специалисты знают уже давно, достаточно много научных исследований посвящено данной проблеме. Вместе с тем применение разработанных методик не всегда позволяет следователям установить лиц, причастных к противоправной деятельности по хищениям нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, а также доказать их вину. На наш взгляд, разработка методик и рекомендаций по выявлению и раскрытию преступлений в указанном направлении должна осуществляться на примере конкретных криминальных (следственных) ситуаций. Обоснование и примеры использования криминальных ситуаций при исследовании вопросов налоговой преступности в сфере топливно-энергетического комплекса нами уже было сделано в научной литературе [2]. Отрадно, что в 2015 году защищено диссертационное исследование по вопросам краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов, в котором использован ситуационный подход [3].
На современном этапе для обеспечения безопасности трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти и нефтепродуктов, требуется комплексный подход. Примером такого комплексного подхода может служить опыт Самарской области [4].
Еще в 2006 году на одном из координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Самарской области с участием представителей налогового и судебных ведомств, а также регионального правительства было принято решение о регулярном проведении на основе мониторинга крупномасштабных операций по пресечению криминальных врезок. Главный итог совещания -утверждение развернутого плана действий.
Уже во втором квартале 2006 г. было организовано проведение первого этапа оперативно-профилактической операции, которая
преследовала цель декриминализации объектов нефтебизнеса в целом. Для общего руководства задействованными силами и средствами был сформирован оперативный штаб и одновременно были созданы свыше 20 рабочих групп, на которых и возлагалось проведение проверочных мероприятий.
Следует особо подчеркнуть, что оперативный штаб координировал объединенные усилия всех сил и средств, вся поступающая информация изучалась и анализировалась, в результате чего было установлено, что рост количества несанкционированных врезок в трубопроводы обусловлен значительным количеством хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по приему, хранению и легализации похищенного. В связи с этим работа по борьбе с криминальными врезками в трубопроводы была направлена на приостановление их деятельности, а в дальнейшем и ликвидацию данных субъектов.
Помимо этого, на заседании координационного совещания при губернаторе области постоянно обсуждалась проблема по защите магистральных нефтепроводов и нефтепродукто-проводов от преступных посягательств. Был принят комплексный план, на реализацию предусмотренных мероприятий были задействованы не только органы внутренних дел Самарской области, но и другие правоохранительные и контрольно-надзорные органы, а также представители общественности и СМИ. Запланированные мероприятия осуществлялись в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями Ростехнадзора, МЧС, Рос-желдорнадзора, Роспортебнадзора и др.
Кроме того, правоохранительными органами Самарской области было налажено тесное взаимодействие со структурами безопасности ОАО «Роснефть» и ОАО «Транснефть», в частности были подписаны планы совместных мероприятий по декриминализации объектов компаний. Указанные планы предусматривали создание совместной межведомственной рабочей группы и постоянно действующих групп в рамках доследственных проверок по фактам выявленных правонарушений, а также предполагали проведение совместных рейдов, изучение технической укрепленности объектов, анализ системы обхода и охраны трубопроводов и внесение соответствующих корректив. На сами предприятия были возложены обязанности по усилению технического оснащения службы безо-
пасности и обучения своего персонала, налаживанию использования специальной аппаратуры, которая позволяет оперативно выявлять факты хищения нефти.
Кроме того, между Правительством Самарской области и ОАО «Транснефть» было заключено Соглашение о развитии взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, которое предусматривало обязанность Правительства области координировать деятельность правоохранительных органов по защите объектов нефтехимической промышленности, борьбе с хищениями нефти и нефтепродуктов.
Предпринятые меры позволили заметно снизить активность лиц, специализирующихся на преступном завладении нефтью и нефтепродуктами путем несанкционированных врезок на трубопроводах, проходящих по территории Самарской области.
В 2010 году вновь произошел некоторый рост преступности в указанной сфере. Так, по итогам 2010 года Самарская область заняла «почетное» второе место по количеству незаконных врезок в нефтепроводы - 57 случаев, уступив лишь Иркутской области (69 врезок) [8].
Однако, благодаря уже апробированным на практике механизмам противодействия данным видам преступлений, а также проведения в 2011 г. специализированных оперативно-профилактических операций, ситуацию вновь удалось стабилизировать.
Благодаря принимаемым системным мерам, в 2015 году удалось обеспечить экономическую безопасность трубопроводов уже Транснефть-Приволга, проходящих по территории Самарской области. Так, на объектах Транснефть-При-волга было зарегистрировано 35 фактов хищений нефти, в том числе 33 несанкционированные врезки, а также 2 факта хищения нефти из технологических устройств. По 35 фактам противоправной деятельности возбуждено 57 уголовных дел, по которым задержано 1 8 подозреваемых и 7 единиц автотранспорта [9].
Система комплексного подхода к борьбе с незаконными врезками в трубопроводы, применяемого в Самарской области, позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, несмотря на происходящие изменения в законодательстве. На наш взгляд, на современном этапе этот опыт необходимо применять и в иных регионах России.
Анализируя применение руководителями бюджетообразующих предприятий топливно-
энергетического комплекса все новых и новых схем финансовых потоков, направленных на получение сверхдоходов, и определения масштабов указанных угроз, приведем примеры.
Так, в Новосибирске в 2015 году возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения нефтепродуктов с одной из нефтебаз на сумму 1 млрд рублей. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что заместители генерального директора нефтебазы в период с октября 2013 года по январь 2015 года осуществили фиктивные поставки нефтепродуктов в количестве более 5,5 тысяч тонн дизельного топлива, используя фирмы-однодневки. При этом товарные накладные фальсифицировались, а денежные средства обналичивались [10].
Отметим, что получившие распространение подобные факты мошенничества в топливно-энергетическом комплексе на современном этапе привели к тому, что стали создаваться даже компании, предлагающие свои услуги по выполнению проектов по противодействию мошенничеству в данной сфере: от определения угроз мошенничества и проведения всестороннего обследования инфраструктуры объекта до разработки контрольных процедур и внедрения автоматизированных механизмов контроля [11], что лишний раз подтверждает актуальность данной угрозы.
Еще одна угроза в топливно-энергетическом комплексе - порочная система с долгами при поставках электроэнергии и газа. Однако, только начиная с 2013 года, данная проблема стала рассматриваться в уголовно-правовой плоскости.
Так, в 2013 году мошенничество с причинением ущерба в размере 2,6 млрд рублей инкриминировано генеральному директору ОАО «Тверские коммунальные системы» (далее - ТКС) (ранее входящее в ТГК-2). А началось все после обращения в правоохранительные органы ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», которым ОАО «Тверские коммунальные системы» перестало переводить оплату за отпущенный газ. В итоге неоплаченными оказались около 700 млн кубометров газа. Следствием установлено, что в период 20102012 годов руководство компании ТКС не выполняло своих обязательств по оплате за газ, получаемый от ООО «Газпром межреги-онгаз Тверь», хотя за свою продукцию (тепловую энергию) деньги от конечных потребителей ей поступали. В результате рассле-
дования удалось установить, что долг за газ образовался не в следствие тяжелой экономической ситуации, в которой оказалась компания ТКС, а по причине необоснованных действий менеджмента.
Мошенническая схема была разработана генеральным директором ТКС еще в 20082009 гг. Для реализации своего плана он добился назначения на руководящие должности в ТКС и ТГК-2 десятка своих доверенных людей. После этого началось искусственное обременение ТКС долгами. Например, ей передается энергетический комплекс, стоимость аренды оборудования которого изначально завышается. Также ТГК-2 берет на себя функции агента по всем сделкам на оптовом рынке электроэнергии, из-за этого ТКС несет дополнительные расходы. Как удалось посчитать следователям, только за 2 года ТКС перечислила ТГК-2 около 5 млрд руб., в тоже время совершенно игнорируя свои долги перед ООО «Газпроммежрегионгаз Тверь» [12].
В декабре 2015 года в Ярославской области возбуждено уголовное дело по заявлению ООО «Газпроммежрегионгаз Ухта» в связи с возникновением у ОАО «ТГК-2» задолженности перед ООО «Газпроммежрегионгаз Ухта» в сумме 2 млрд 800 млн рублей. Деяния руководства ОАО «ТГК-2» квалифицированы как «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в особо крупном размере» (ст. 165 УК РФ) [13].
Таким образом, практика привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за указанные деяния на сегодняшний день уже наработана, необходимо лишь своевременно принимать соответствующие меры.
Особое место в топливно-энергетическом комплексе России занимают налоговые преступления.
Например, в 2013 году сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России выявлена схема уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере на сумму более 182 млн рублей, которая была использована в одной из дочерних организаций ОАО «Газпром». В ходе проведенных мероприятий было установлено, что между дочерними организациями был заключен договор, согласно которому в ЗАО «Торговый дом «Русь-газ»
передано невостребованное в производстве имущество ООО «Кавказтрансгаз» на сумму более 1 млрд рублей. В действительности реальная рыночная стоимость переданных на реализацию материальных ценностей не превышала 200 млн рублей. Затем контрагенты оформили сделку на поставку в ООО «Кав-казтрансгаз» различных расходных материалов по завышенным в десятки раз ценам. Уже после этого к афере была привлечена подконтрольная подозреваемым фирма ООО «Пром-техсервис», которая якобы осуществила закупку товаров через цепочку фирм-посредников. Однако, как выяснилось, на самом деле ЗАО «Торговый дом «Русь-газ» сделки купли-продажи осуществлял только на бумаге. В результате реализации этой схемы в налоговые декларации внесены недостоверные сведения о суммах НДС, предъявленных к оплате ЗАО «Торговый дом «Русь-газ» по фиктивным счетам-фактурам, выставленным ООО «Промтех-сервис» [14].
Суммы причиненного ущерба по налоговым преступлениям в топливно-энергетическом комплексе невольно наводят на мысль о фактическом возмещении ущерба по уголовным делам. Как нам представляется, именно в целях совершенствования данного механизма, и, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе, подписан приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФНС России, МВД России и Следственного комитета Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 286/ММВ 7 2/232@/675/50 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями», который, на наш взгляд, должен способствовать возмещению в бюджет неуплаченных сумм налогов и сборов от криминальных посягательств.
Как нами было указано ранее, проблемным вопросом топливно-энергетического комплекса России является высокий уровень коррупции в государственных и надзирающих органах сферы.
Вспомним хотя бы нашумевшее коррупционное уголовное дело в Тамбовской области, по которому в 2011 году Ленинский районный суд Тамбова вынес приговор в отношении бывшего председателя Комитета государственного регулирования тарифов области, под покровительством которого была создана энергосбытовая компания «Спектр-
Плюс» с целью хищения и отмывания денежных средств. Только за 2007 год эта компания получила 115 млн рублей за счет незаконной надбавки к тарифу за электроэнергию. Председатель Комитета государственного регулирования тарифов был уволен с занимаемой должности и получил 1 год условно. В ходе расследования уголовного дела выявлялись дополнительные факты и эпизоды преступной деятельности, в том числе организаций, которые входили в энергосбытовой сектор, был установлен ряд связей с другими должностными лицами. В процессе расследования возбуждены еще ряд уголовных дел по фактам хищения с общим ущербом свыше 600 млн руб. [15].
Работу по борьбе с коррупционными проявлениями в топливно-энергетическом комплексе на современном этапе необходимо выстраивать системно, ибо сращивание криминалитета с коррумпированными представителями властных структур в этой сфере приводит к огромным финансовым и материальным потерям, подрывающим основы
^ и А
российской экономики. А положительные примеры принятия управленческих мер в данном направлении уже имеются. Вспомним, хотя бы, опыт Республики Башкортостан, для которой указанный сектор экономики имеет особое значение.
Одним из первых в Республике Башкортостан в мае 2004 г. было создано региональное отделение Общероссийской Общественной комиссии по борьбе с коррупцией. Главная цель этой комиссии заключалась не в том, чтобы поймать взяточника за руку, а привлечь к проблеме широкую общественность, ибо только сами граждане могут оказать неоценимую помощь государству в борьбе с проявлениями коррупции.
В 2009 г. вопросы противодействия коррупции в топливно-энергетическом комплексе Республики Башкортостан приобрели масштабный характер. В частности, руководители правоохранительных органов республики, чтобы не допустить распространения коррупции и осложнения криминогенной ситуации, регулярно стали проводить координационные совещания. В принятых постановлениях определялись основные направления усилений борьбы с коррупцией, а также меры по их реализации.
Заслуживает внимания и то, что механизмы противодействия коррупции были созданы и в самих контролирующих и надзорных органах сферы ТЭК.
Так, в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан была создана рабочая группа по антикоррупционной работе, на обсуждение которой выносились заявления и жалобы на действия сотрудников управления, содержащие признаки коррупции. По фактам, излагаемым заявителями, рабочая группа получала письменные объяснительные или отчеты. В случае подтверждения факта коррупции после обсуждения на заседании рабочей группы материалы направлялись в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.
Кроме того, с сентября 2010 года в управлении стал функционировать телефон «Антикоррупция», позвонив на который граждане могли сообщить сведения о фактах коррупционных проявлений среди сотрудников службы. Также был введен «Лист опроса заявителей». Вопросы, содержащиеся в этом листе, давали возможность рабочей группе по противодействию коррупции оперативно оценить и выявить факты коррупции в подразделении. Проведенный перечень мероприятий предопределил положительный эффект, именно данная система оказалась наиболее действенной, в связи с тем, что с одной стороны граждане при столкновении с преступными проявлениями не всегда были готовы сразу обращаться в правоохранительные органы, а с другой - правоохранительные органы получали с Управления Росрее-стра по Республике Башкортостан уже проверенную информацию. Отметим, что приведенный перечень мероприятий продолжает осуществляться в Республике Башкортостан до настоящего времени.
Своевременное выявление и пресечение фактов коррупционных проявлений в сфере ТЭК на современном этапе возможно лишь на основе принятия комплекса оперативно-профилактических и иных мер со стороны правоохранительных, контролирующих, надзорных органов, а также представителей самих бизнес элит сферы ТЭК, как это и было сделано в Республике Башкортостан [5].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в целях обеспечения экономической безопасности топливно-энергетического комплекса России на современном этапе необходимо:
- организовать взаимодействие правоохранительных органов с вновь созданными ведомственными подразделениями охраны бюджетообразующих компаний отрасли, с которы-
ми выработать механизм предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия краж нефти и нефтепродуктов из нефтепродукто-проводов;
- принять меры по искоренению порочной практики просрочки платежей за газ и электроэнергию, в том числе с использованием мер государственного принуждения;
- определить перечень основных угроз экономической безопасности топливно-энерге-
Литература
1. Федеральный закон РФ от 20 апреля 2014 г. № 75-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
2. Налоговая преступность: современное состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография / Архипов Д. Н., Иванов П. И., Лобанов М. А., Ребров А. А., Ханахмедов А. С., Хри-стофорова Е. И., Шалыгин П. В. / под ред. П. И. Иванова, Д. Н. Архипова. Рязань, 2012.
3. Булатецкий А. С. Типичные следственные ситуации при расследовании краж нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и меры по их реализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
4. Иванов П. И., Ребров А. А. Криминальный врез // Нефть России. 2012. № 3.
5. Иванов П. И., Ребров А. А., Хусаинов А. А. Башкирский разлом // Нефть России. 2012. № 7.
6. URL: http://minenergo.gov.ru
7. URL: http://tass.ru/ekonomika/2682265
8. URL: http://www.samara.ru/read/27362
9. URL: http://www.mngz.ru/oil-gas-energetics/ 1661153-v-2015-g-na-obektah-transneft-privolga-bylo-zaregistrirovano-35-faktov-hischeniy-nefti.html
10. URL: http://voozl.com/material/v-fakt-na-summu-milliard-rubley
11. URL: http://www.jet.msk.su/services_ and_solutions/information_ security/solutions_ cat-alog/antifrod/resheniya_dlya_neftyanykh_kompaniy/
12. URL: http://energybase.ru/news/electric_ power/generalnogo-direktora-tgk-2-nahodasegosa-sejcas-v-londone-obvinaut-v-2015-11-17
13. URL: http://arh.mk.ru/articles/2015/12/09/ umvd-po-yaroslavskoy-oblasti-vozbudilo-ugolov-noe-delo-protiv-rukovodstva-tgk2.html
14. URL: http://web-compromat.com/business/ 4380.html
15. URL: http://www.vestitambov.ru/?new_id =15401
тического комплекса и, опираясь на передовой опыт системной работы регионов (например, Самарской области и республики Башкортостан), принять исчерпывающие меры, позволяющие обеспечить безопасность неф-тепродуктопроводов от преступных посягательств, эффективную борьбу с налоговой и коррупционной преступностью в ТЭК, реальное возмещение материального ущерба от преступных посягательств.
Bibliography
1. Federal law of the Russian Federation of 20 April 2014 № 75-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on creation of departmental protection for safety of objects of fuel and energy complex».
2. Tax delinquency: current status, trends, and control: monograph / D. Arkhipov D. N., Ivanov P. I., Lobanov M. A., Rebrov A. A., Janahmadov A. S., Khristoforova, E. I., Shalygin P. V. / ed. by P. I. Ivanov, D. N. Arkhipova. Ryazan: Ryazan branch of Moscow University of the MIA of Russia, 2012.
3. Bulatetsky A. S., Typical investigative situations in the investigation of thefts of oil and oil products from pipelines and measures for their implementation. Dis. candidate. the faculty of law. Sciences. M., 2015.
4. Ivanov P. I., Rebrov A. A. Criminal vrez // Oil of Russia. 2012. № 3.
5. Ivanov P. I., Rebrov A. A., Khusainov A. A. Bashkirian rift // Oil of Russia. 2012. № 7.
6. URL: http://minenergo.gov.ru
7. URL: http://tass.ru/ekonomika/2682265
8. URL: http://www.samara.ru/read/27362
9. URL: http://www.mngz.ru/oil-gas-energetics/ 1661153-v-2015-g-na-obektah-transneft-privolga-bylo-zaregistrirovano-35-faktov-hischeniy-nefti.html
10. URL: http://voozl.com/material/v-fakt-na-summu-milliard-rubley
11. URL: http://www.jet.msk.su/services_ and_solutions/information_ security/solutions_ cat-alog/antifrod/resheniya_dlya_neftyanykh_kompaniy/
12. URL: http://energybase.ru/news/electric_ power/generalnogo-direktora-tgk-2-nahodasegosa-sejcas-v-londone-obvinaut-v-2015-11-17
13. URL: http://arh.mk.ru/articles/2015/12/09/ umvd-po-yaroslavskoy-oblasti-vozbudilo-ugolov-noe-delo-protiv-rukovodstva-tgk2.html
14. URL: http://web-compromat.com/business/ 4380.html
15. URL: http://www.vestitambov.ru/?new_id =15401