УДК 343.711.63
Д.А. Лопатин
ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОКУШЕНИЙ НА НЕФТЕПРОВОДЫ
В статье изложен авторский взгляд на проблему криминальных нефтяных врезок, наблюдающихся во многих регионах России в последние два десятилетия. Отражены причины, осложняющие действие на нарушителей норм уголовного законодательства и применение в рамках проблемы мер превентивного характера. Предложены варианты решения вопроса нелегальных врезок в контексте рассмотрения всей системы криминального нефтебизнеса.
Ключевые слова: нефть, врезка, кража нефти, кража нефтепродуктов, криминальный нефтебизнес, нелегальный НПЗ, ст. 158.
D.A. Lopatin
THE MAIN CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF MODERN ATTACKS ON
OIL PIPELINES
In this article, we describe the author's view on the problem of the criminal oil ties-in, observed in many regions of Russia in the last two decades. The reasons that complicate the actions of violators of the norms of criminal law and the application of preventive measures within the framework of the problem are reflected Variants of the solution of the problem of illegal ties-in in the context of consideration of the whole system of criminal oil business are suggested.
Keywords: oil, oil ties-in, oil theft, theft of petroleum products, criminal oil business, illegal refineries, article 158.
В истории криминологии и уголовного права проблема незаконных нефтяных врезок обсуждается сравнительно недавно. С конца 90 - начала 2000-х гг. свои предложения начали высказывать представители органов внутренних дел, нефтяной отрасли, журналисты и юристы. Обсуждение привело к появлению в УК РФ норм, устанавливающих уголовную ответственность за хищения из нефтепроводов, а также их повреждение и приведение в негодность. Однако историческая практика говорит о том, что усиление уголовной ответственности никогда не останавливало рост преступности [1, с. 617]. Количество выявляемых незаконных врезок в нефтепроводы действительно сократилось, но это не заслуга новых законов, а скорее результат естественного отбора и повышения эффективности работы по выявлению врезок. Одновременно с уменьшением количества врезок нефтяники и полиция констатируют повышение их технического уровня, появление систем защиты. Законы развития в криминальном мире продолжают существование, выживают и совершают преступления только
те, кто совершенствуется, наращивает свой криминальный бизнес и заботится о его защите. В результате в системе криминального нефтебизнеса формируются преступные организации, контролирующие все этапы от криминальной добычи нефти до сбыта криминальных нефтепродуктов и последующей легализации криминального дохода. Так, по мнению некоторых исследователей, хищения путем незаконного подключения к нефтепроводам в основной массе совершаются группами в составе 3-9 человек, из которых хотя бы один участник является работником предприятия ТЭК [2, с. 18; 3].
Криминальный нефтебизнес отлично встроился в отечественную экономическую реальность. Очевидно, что он практически не страдает от колебания цен на нефть на мировом рынке, от внешнеэкономических санкций либо политических изменений внутри страны. В связи с этим возникают вполне резонные вопросы, почему за более чем два десятка лет проблема криминальных врезок так и не была решена? Почему не создана эффективная система противодействия криминальным врезкам?
Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо понять, что криминальные врезки - это не самостоятельное преступление, а всего лишь первый этап сложной системы криминального нефтебизнеса, по сути криминальный способ добычи нефти. Структура криминального нефтебизнеса полностью повторяет структуру нефтяной отрасли: добыча, транспортировка, переработка, хранение и реализация. Проблема в том, что криминальная деятельность переплелась с легальной. Похищенная нефть может быть доставлена как на подпольный, так и на легальный нефтеперерабатывающий завод, где перерабатывается, но не учитывается. Неучтенные излишки могут переправляться как на легальные, так и нелегальные заправки, бухгалтерская отчетность либо искажается, либо вовсе отсутствует. Кроме легальных крупных нефтеперерабатывающих заводов в стране огромное количество легальных, серых и просто нелегальных мини-заводов по переработке нефти, или как их называют «самоваров». Компактные размеры и мобильность мини-заводов делают их настоящей головной болью не только правоохранителей но и экологов. На таких заводах практически нет систем очистки выбросов и защиты окружающей среды. Получаемое топливо часто оказывается невысокого качества, поэтому в ход идут всевозможные присадки, в том числе не сертифицированные, повышающие октановое число бензинов до любого сорта. Некачественное топливо развозится по легальным, серым и нелегальным заправкам часто по поддельным документам. Система приносит колоссальный доход организаторам и владельцам криминальных предприятий при минимальном риске и затратах. Рядовые участники часто представляют собой наемный персонал, не склонный задавать «лишних» вопросов при найме.
Любая попытка решить проблему криминальных врезок в отрыве от всей системы криминального нефтебизнеса изначально обречена на провал. Анализ уголовных дел свидетельствует, что задерживаются и привлекаются к
уголовной ответственности исключительно рядовые участники преступления, подавляющее большинство по сути разовые наемники [4, с. 30]. Их задерживают в момент хищения нефти, как правило, предъявляют обвинение в покушении на кражу, назначают наказание в виде лишения свободы на сроки от 1 до 3 лет практически всем условно. Дальнейшее усиление ответственности и увеличение наказания за криминальные врезки и хищение нефти из трубопроводов не изменит ситуации. Наемники не склонны задумываться о возможной ответственности в момент найма, многих используют вслепую. Их задержание не пугает организаторов, поскольку те не располагают сколько-нибудь значимой информацией, им просто нечего сообщить правоохранительным органам. Уголовная ответственность по фактам криминальной переработки нефти за исключением сложно доказуемого состава незаконного предпринимательства не предусмотрена, а уголовные дела за сбыт криминальных нефтепродуктов практически не встречаются.
Среди представителей компаний, занимающихся нефтяным бизнесом, существует устойчивое мнение о том, что правоохранители должны и могут решить проблему криминальных врезок. На самом же деле раскрытие и расследование криминальных врезок не представляет особой сложности. Не требует особых усилий расследование по фактам задержания с поличным при хищении нефти. Сложности возникают при выявлении и расследовании иных эпизодов преступной деятельности, в частности ранее совершенных этой же группой хищений нефти [5, с. 26]. Фактически доказательственная база по этим преступлениям формируется только на основе признательных показаний задержанных. В подавляющем большинстве случаев при активном вмешательстве защитников в суде эти эпизоды рассыпаются, остается только последний - покушение на хищение нефти. Этим объясняются относительно небольшие сроки и условное наказание. С одной стороны, это отражает положительную динамику работы полиции: преступления раскрываются, расследуются, статистические показатели демонстрируются. С другой стороны, возникает вопрос: достаточно ли этого нефтяникам? Очевидно, что нет, им нужно, чтобы не только преступления расследовались, но и новые врезки не появлялись. А в этом правоохранительная система в одиночку решить проблему не может.
Проведение научных исследований по разработке узкоспециальных методик выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере криминального нефтебизнеса - вопрос очень актуальный, но это не решение проблемы, а борьба с последствиями. Кроме того, работу правоохранительной системы серьезно осложняет организованный характер криминального нефтебизнеса, традиционно использующего коррупцию как один из элементов защиты.
Современные нефтяные компании сосредоточились на создании сложных и затратных проектов защиты нефтепроводов, таких, например, как импульсная рефлексометрия или система обнаружения утечек LeakSPY, что приводит к обязательному увеличению расходов [6, с. 53]. Система
тревожной сигнализации на какое-то время затрудняет деятельность криминальных структур, но они совершенствуются и находят способы нейтрализовать любую систему защиты.
Нефтяники полагают, что ключом к решению проблемы врезок являются нелегальные нефтеперерабатывающие заводы. Они пытаются на законодательном уровне добиться обязательного лицензирования всех мини-НПЗ, но пока безуспешно.
Система криминального нефтебизнеса построена так, что введение лицензирования и (или) регистрации оборудования не создаст для нее помех. Дело в том, что криминальная переработка нефти уже давно осуществляется не только на нелегальных и серых мини-НПЗ, но и на достаточно крупных легальных. Представители ОАО «АК «Транснефть» уже неоднократно сообщали о выявлении криминальных врезок, отводы которых вели на территории легальных НПЗ. Фактически введение лицензирования для мини-НПЗ в определенной степени облегчит работу правоохранителей по формированию криминальной статистики, но не решит проблему врезок. Нелицензированный мини-НПЗ можно закрыть, задержать работников, может быть даже взявшего на себя ответственность организатора, но само предприятие начнет работать через пару недель или даже дней. У системы МВД нет реальной возможности выставить охрану на каждый выявленный нелегальный НПЗ. Уничтожение нелегального мини-НПЗ дело не простое, требует судебного решения, колоссальных материальных затрат и соблюдения соответствующих мер экологической безопасности. Государственная регистрация мини-НПЗ и комплектующего оборудования -это промежуточное решение, создающее информационные условия облегчающие работу правоохранителей, но не решающие проблему в целом.
Во многом понимание масштаба криминальных врезок, структуры, причин, словом всей ее системы можно назвать первым шагом к решению проблемы. Вряд ли существует какое-либо простое решение для проблемы криминальных врезок. Можно совершенствовать работу правоохранителей и системы защиты нефтепроводов, это будет бесконечная гонка с преступниками. На каждую новую систему или прием они будут изобретать новые средства и способы совершения преступлений. Необходимо найти ключевой элемент системы и сосредоточится на его нейтрализации. Сейчас каждому нужно понимать, что криминальный нефтебизнес причиняет ущерб не только крупным государственным и негосударственным компаниям, но и окружающей среде, автомобилисту и просто человеку, живущему в нашей стране.
Список использованной литературы
1. Ахъядов Э.С. Причины роста преступности в современной России: проблемы их решения // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 616-618.
2. Каламбаев А.Г. О некоторых проблемах выявления и расследования преступлений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса // Вестник
Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации. Иркутск, 2009. № 2 (49). С. 20-21.
3. Методика расследования преступлений, совершаемых в топливно-энергетическом комплексе: учебное пособие / под ред. Ф.Г. Аминева. М.: ЦОКР МВД России, 2010. 128 с.
4. Грищук Д.Ф., Магизов Р.Р. Оперативно-розыскная характеристика лиц, совершающих кражи нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов // Следователь. 2009. № 8. С. 28-32.
5. Клюев С.В. Уголовно-правовая квалификация хищений нефти из трубопроводов // Законность. 2008. № 11. С. 23-27.
6. Исаргакова Э.В. Несанкционированные отборы углеводородного сырья в системе магистральных трубопроводов // Теория и практика высоких технологий в промышленности. 2017. С. 51-55.