Список литературы
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.01.2018).
2. Социальный кодекс Ленинградской области. URL: http://social.lenobl.ru/Files (дата обращения: 25.01.2018).
3. Васильева Ю.В. Кодекс социального обеспечения: отраслевой или комплексный? // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 151-155.
4. Васильева Ю.В. Цели кодификации россий-
ского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. 2013. № 11. С. 17-24.
5. Локосов В.В., Ярашева А.В. Социальный кодекс России: pro et contra: монография / АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. М.: ООО «Деловые и юридические услуги "ЛексПраксис"», 2014. 127 с.
6. Проект Социального кодекса Томской области. URL: http://old.duma.tomsk.ru/files2 (дата обращения: 25.01.2018).
7. Шарапов М.Ю. Перспективы кодификации отрасли права социального обеспечения России: Кодекс социального обеспечения РФ // Экономика, социология и право. 2015. № 1. С. 233-235. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 25.01.2018).
АМИНОВА Альмира Рафаиловна - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Уфа. E-mail: [email protected].
AMINOVA, Almira Rafailovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Humanities and Science Disciplines. Bashkir Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Ufa. E-mail: [email protected].
УДК 343.97
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СЛУЖЕБНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КООПЕРАТИВНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ*
В.В. Андреев, М.Г. Иванов, О.М. Иванова
В статье рассматриваются общие теоретические и методологические вопросы обеспечения экономической безопасности в кооперативном секторе экономики. Отмечается важность определения основных угроз в сфере обеспечения безопасности служебно-управленческих отношений в динамике их возникновения. Авторы утверждают, что применение способов рационального сочетания государственного регулирования и правовой защиты с механизмами рыночных отношений может стать эффективным средством обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: экономика; кооперативный сектор; экономическая безопасность; служебно-управленческая деятельность; служебно-экономические злоупотребления.
V.V. Andreyev, M.G. Ivanov, O.M. Ivanova. TOPICAL ISSUES OF SAFETY OF OFFICE AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE COOPERATIVE SECTOR OF ECONOMY
The general theoretical and methodological questions of ensuring economic security in the cooperative sector of economy are considered in the article. Importance of definition of the main threats in the sphere of safety of the office and administrative relations in dynamics of their emergence is noted. The authors argue that the use of methods of rational combination of state regulation and legal protection with the mechanisms of market relations can be an effective means of ensuring economic security.
Keywords: economy; cooperative sector; economic security; office and administrative activity; office and economic abuses.
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.
Обеспечение экономической безопасности является одной из главных задач любого государства. Именно экономической безопасности уделяется основное внимание в структуре формирования национальной безопасности любого государства. Стремление отдельных стран посягнуть на суверенитет России путем введения экономических санкций, установления «особых» правил ведения внешнеэкономической деятельности, а также другие обстоятельства повышают актуальность исследования обеспечения экономической безопасности как важнейшего условия существования России в целом и ее партнеров в частности.
Полагаем, что политическая стабильность, экономическое развитие, укрепление обороноспособности страны являются основой национальной безопасности страны. В этой части решение насущных проблем обеспечения экономической безопасности позволит государству преодолеть процесс рецессии, тяжелые последствия финансово-экономических кризисов, сформировать другие институты обеспечения национальной безопасности и тем самым создать базу для устойчивого развития экономики.
В связи с этим руководством страны неоднократно подчеркивалась особая важность своевременной разработки стратегии эффективного развития национальной безопасности. В частности, указывалось, что в стратегическом планировании важно определять основные угрозы в сфере обеспечения безопасности с учетом критериев и пороговых значений, отражающих реальное состояние экономики, более предметно предпринимать организационные механизмы и правовые меры, с помощью которых возможно снижение зависимости экономики как от внутренних, так и от внешних факторов, отрицательно на нее влияющих.
Безусловно, исследование проблем экономической безопасности носит междисциплинарный характер. Здесь нужны знания политического, экономического, социального, юридического направления. Совершенно правильной будет постановка вопроса об исследовании уголовно-правовых аспектов защиты экономических отношений, криминологическом направлении познания различного рода факторов, влияющих либо подрывающих безопасность служеб-но-управленческой деятельности [3]. Реализация этой задачи требует исследования ее научной, методологической и понятийно-категориальной основы. Кроме того, концептуальные аспекты обеспечения безопасности формируются исходя из методологических основ формирования апробированной на практике системы обеспечения экономической безопасности.
Эти и другие обстоятельства делают чрезвычайно актуальной разработку системы уголовно-правовой охраны публично-экономических отношений, совершенствование системы механизмов уголовно-правового обеспечения служебно-управленческой деятельности, фундаментального исследования состояния и угроз служебно-экономической безопасности на современном этапе развития страны.
Итак, обращаясь непосредственно к теме исследования, отметим, что государством предлагается и развивается целый ряд федеральных, региональных и локальных стратегий и программ развития экономики страны, которые реализовываются в строительстве, промышленности, электроэнергетике, в системе предприятий сельского хозяйства, а также в учреждениях социальной сферы: образовании, медицине, спорте и т.п. Результаты реализуемых программ были бы более эффективными, если они были бы оптимизированы совместными решениями федеральных, региональных органов власти и представителей отечественного крупного, среднего и малого бизнеса.
Безусловно, для развития экономики государством предпринимаются разные меры. Например, когда для частных инвесторов риски еще слишком велики, что характерно в период кризисных и предкризисных состояний экономики, то в экономику страны вкладываются достаточно весомые государственные бюджетные средства, применяются различные льготные финансовые и налоговые инструментарии. Гарантией реализации такой процедуры является то, что частный бизнес воспринимается государством как реальный партнер в решении социально-экономических задач публичной власти [1].
В связи с этим важно отметить, что если есть соответствующая система, но она не справляется либо справляется не на должном уровне с возложенными на нее целями и задачами, то, думается, она может быть основательно подвергнута фундаментальным изменениям или возможно применение так называемой небольшой «коррекции» ее деятельности. Конечно, такие изменения могут быть осуществлены как по структуре системы органов обеспечения экономической безопасности, так и по направлениям функциональной их деятельности. Если такой системы защиты экономической деятельности нет, то, по всей вероятности, предполагается ее создание.
Разумеется, состояние экономической безопасности оценивается конкретными показателями, которые можно было бы расположить в упорядоченную систему. Она в конечном итоге
может определять границы пороговых значений воздействия государства уголовно-правовыми мерами на служебно-управленческую деятельность в сфере экономики, в том числе и в ее кооперативном секторе. Об устойчивом либо переменном или ином характере обеспечения безопасности могут свидетельствовать критерии и показатели финансово-экономической системы кооперативного сектора. Конечно, данное состояние зависит от многих факторов, в том числе и национального и международного экономического правопорядка. Если есть потенциальная способность субъектов служебно-управленческой деятельности государства и бизнеса к обеспечению устойчивой положительной динамики финансово-экономической системы, то мы можем согласиться с фактом ее эффективности.
Таким образом, именно комплексный подход к оценке состояния экономической безопасности позволит определить его как устойчивое либо подверженное рискам и угрозам. Чем выше оценка ее показателей, тем выше состояние ее устойчивости. Такая оценка может включить в себя несколько составляющих, отражающих состояние финансово-экономической системы государства в определенных границах ее безопасного состояния.
Должны заметить, что в последнее время отдельные критерии и показатели экономической безопасности России выглядят весьма неплохо. К примеру, такие показатели, как сбор зерновых, общий объем расходов на армию и обеспечение обороноспособности страны, проводимые мероприятия по погашению внешнего государственного долга, рост золотовалютных резервов, свидетельствуют о последовательном приближении ВВП страны к величине порогового значения. Наиболее неблагоприятная ситуация складывается с показателями экономической безопасности социальной сферы. Все основные показатели этой группы находятся далеко за пределами их пороговых значений. К тому же велика вероятность того, что в ближайшее десятилетие сложившаяся ситуация вряд ли изменится кардинальным образом. Вместе с тем ученые отмечают, что хотя современное состояние служебно-эконо-мической безопасности России находится в критической точке зоны опасности, тем не менее наблюдается определенный тренд в сторону выхода экономики из зоны опасности. Идет достаточно активный процесс изменения в качественно лучшую сторону. Однако отдельные положительные аспекты не могут еще кардинально переломить общую оценку уровня экономической безопасности страны.
Если изучить состояние обеспеченности служебно-управленческими кадрами финансово-экономической системы страны в целом, оценить их профессиональную подготовленность, морально-нравственные качества, характеристики служебно-экономических правонарушений и их детерминантов, то вырисовывается достаточно мрачная картина. Так, например, как криминологические, так и социологические исследования показывают, что преступникам, совершающим служебно-экономические преступления, свойственна установка, направленная на криминальное обогащение, внедрение во власть, невзирая на способы [4].
Такие обстоятельства, как высокий образовательный уровень криминально-ориентированных лиц, внешнее сокрытие признаков криминально-ориентированной жизненной направленности, маскировка своих преступных операций под видом законной экономической деятельности, затрудняют работу правоохранительных органов по разграничению их от законопослушных предпринимателей. Эти и другие обстоятельства повышают их общественную опасность, способствуют присвоению различного рода материальных ценностей: движимого и недвижимого имущества, денежных средств, ценных бумаг и т.д. За атрибутами внешней респектабельности и добропорядочности, законопослушности, а также высокого социального их статуса и принадлежности к элитному социальному слою общества скрывается корыстная сущность, цинизм по отношению к обществу, демократическим ценностям.
Вместе с тем возможна положительная динамика выхода из создавшегося положения. Такая динамика может быть обусловлена не только адаптированной обстановкой и механизмами санкционной экономической политики развития национальной экономики. Модернизация и оптимизация форм и методов служеб-но-управленческой деятельности финансово-экономической системы страны позволит создать прочные условия для фундаментального и устойчивого состояния, развития внутренней финансово-экономической системы. Это особо актуально в быстро меняющейся, сложной международной обстановке, поэтому рассматриваемые факторы обязательно должны быть учтены и эффективно использованы в процессе формирования системы обеспечения служебно-эконо-мической безопасности страны.
Мы глубоко убеждены, что это даст возможность не только увидеть и предвидеть, но и эффективно контролировать динамику соответствующих критериев и показателей национальной безопасности страны. Поэтому важ-
ны не только и не столько разные перемены, имеющиеся в действительности, сколько их качественные характеристики и, прежде всего, темпы развития социально-экономической системы. Исходя из того, что в современном мире возникает множество угроз самого разного уровня, масштаба и характера, востребованность модернизации служебно-управленче-ской составляющей экономики, оптимизации организационно-правовых основ обеспечения ее безопасности очевидна и выделяется нами как доминирующая тенденция преобразований российского общества.
Модернизация есть процесс прогрессивный*. Она может быть основана на идее глобальной интеграции экономики и права, политики и науки, поэтому и нужна кардинальная смена служебно-управленческих институтов, элементов и структур. Конечным итогом такого подхода должна стать инновационная система служебно-управ-ленческой деятельности, учитывающая формирование достойных для жизнедеятельности человека условий, обеспечение его благополучия, создание экономических предпосылок по выводу на международный рынок конкурентоспособной инновационной продукции.
Кооперативное экономическое сообщество, которое имеет тенденцию собственного положительного развития, имеет все возможности для предстоящих экономических трансформаций. Одной из ее задач является выработка стратегических мер развития, обращение к перспективному и эффективному правовому регулированию. Этим самым процесс преобразований должен привести российское кооперативное сообщество к наиболее эффективной модели управления экономикой, а на основе этого и к ее устойчивому развитию. Путем создания новых служебно-управленческих технологий, выработки новой системы духовных ценностей и идеологических установок Россия должна преодолеть экономическую нестабильность, освободиться от управленческих «неразбериха» и несогласованности решений, приобрести социально-политическое единение.
Современная политика управления в сфере кооперативного сектора экономики может быть построена и должна основываться только на инновационных технологиях, разумеется,
* Модернизация - процесс социально-экономического развития, включающий в себя две составляющие: инвентивный процесс (от лат. шуейю - открытие), т.е. процесс открытий и изобретений, и инно-вативный процесс (от лат. innovatio - нововведение), т.е. процесс инновационного внедрения открытий и новых социальных технологий.
на всех основных направлениях ее развития. В качестве наиболее перспективных направлений можно отметить следующие. Это, прежде всего, совершенствование экономических и правовых механизмов управления и контроля. Обеспечение опережающего развития фундаментальных наук, важнейших прикладных исследований и разработок в системе управления кооперативным сектором экономики также можно назвать в качестве основных направлений. Следует обратить внимание на совершенствование методологической базы научной организации управления. Применение способов рационального сочетания государственного регулирования, правовой защиты с механизмами рыночных отношений может стать эффективным средством обеспечения экономической безопасности.
Поиск ответов на проблемные вопросы в сфере политики управления позволяет утверждать, что краеугольным камнем здесь является решение проблемы обеспечения баланса интересов государства, предприятий, организаций и граждан на основе сбалансированного правового регулирования. Такое требование связано с тем, что изменения, которые произошли в социально-экономической жизни, затронули всю систему права, поэтому современные реалии вынуждают государство пересмотреть многие теоретические воззрения на общественные явления и социальные институты. Такой подход, в свою очередь, вынуждает разрабатывать и применять наиболее совершенные институты регулирования общественных отношений с помощью вновь создаваемой нормативно-правовой базы.
Анализ современной структуры исследований и разработок позволяет сделать вывод, что сегодня наблюдается повышенный интерес к вопросам обеспечения экономической безопасности служебно-управленческой деятельности. Есть большая потребность управленческого сектора в технологиях инновационного характера. Есть случаи, когда отдельные научные результаты не находят применения в практической деятельности ввиду несбалансированности служебно-управленческой и контрольно-надзорной системы. Вместе с тем присутствует и низкая восприимчивость к инновациям со стороны государственного управленческого сектора.
Кроме всего этого, региональное развитие кооперативного сектора экономики «зависает» в зависимости как от местных, так и федеральных факторов. В качестве потенциальных рисков обеспечения безопасности служебно-управленческой деятельности можно отметить отсутствие достоверной оценки применения
102
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)
бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных инструментов нормативно-правового регулирования.
Учитывая изложенное и многие другие факторы, смеем заявить, что научному и деловому сообществу предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач по обеспечению безопасности служебно-экономиче-ской деятельности, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений стратегической политики управления кооперативным сектором экономики.
На этом фоне резко обозначилась проблема формирования соответствующего комплекса инструментария правовой ее защиты. Представляется, что концепция правового обеспечения экономической безопасности управленческой деятельности должна основываться на методологическом характере обеспечения.
Концепция обеспечения служебно-эконо-мической безопасности должна исходить из научно-философской теории, основываться на базе и структуре всего научно-прикладного знания. Важно отметить и то, что концепция может быть сформирована исходя из логики и с учетом парадигм, качественно новых моделей научного знания о служебно-экономи-ческих злоупотреблениях, а также уровня развития правовой базы по их противодействию. Отражение сущности эффективного развития института экономической безопасности должна строиться именно в русле этой логики. Как программный документ концепция должна вобрать в себя основные положения развития как экономических знаний, так и правовых и криминологических, разумеется, с учетом разных уровней их развития и востребованности.
Необходимо обозначить цель концепции, сущность которой видится в построении методологической модели развития перевода научного знания, процесса познания и практики правового регулирования на качественно новый уровень развития - инновационный.
Концепция системы обеспечения служебно-экономической деятельности в кооперативном
секторе экономики автоматически должна повлечь за собой задачу формирования положительного поведения человека. В свою очередь поведение человека в условиях инновационного развития общества требует качественно нового образа жизни, ориентированного на получение нового продукта и владение соответствующими интеллектуальными технологиями, которые закладываются и формируются через систему.
К выводам такого рода помогает прийти сравнительная оценка современного состояния служебно-экономической безопасности с соответствующими субъектами ее обеспечения на предмет их соответствия объективным реалиям современности. Смеем предположить, что такое возможно только посредством структурно-функционального анализа обеспечения слу-жебно-экономической безопасности.
Список литературы
1. Калинина Г.В., Андреев В.В., Литвинова О.В., Федорова Л.П. Теоретические основы понятия экономической безопасности организации // Вестник Российского университета кооперации.
2016. № 3 (25). С. 52-55.
2. Баранов В.М., Карташов В.Н., Максуров А.А. Основные недостатки координационной практики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Экономическая безопасность России: политические ориентиры законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. № 6. С. 11-15.
3. Иванов М.Г. О роли уголовного наказания в предупреждении служебно-экономической преступности и коррупции в современной России // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3 (39). С.243-248.
4. Иванова О.М. Криминологические основы формирования уголовного законодательства о хищении чужого имущества // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 110-114.
5. Кузнецов А.П. Налоговое право в системе права: теоретическое исследование // Современная система налогообложения в России: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25 мая 2017 г.). Н.Новгород,
2017. С. 151-156.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.
ИВАНОВА Олеся Михайловна - старший преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of Science (History), Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rector. Chuvash Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail:[email protected].
IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Senior Teacher of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 347.44:[004.738.5:339]
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО СПОСОБА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
А.А. Бельская
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с возникновением и осуществлением договорных отношений, обусловленных своеобразной правовой природой дистанционной розничной торговли, которая появилась на рынке, в том числе российском, с развитием средств связи. Проанализированы подходы к моменту заключения электронного договора розничной купли-продажи и обозначена концепция заключения электронного договора, соответствующая международной торговой практике. При определении момента заключения электронного розничного договора купли-продажи автор предлагает ориентироваться на действующее российское законодательство.
Ключевые слова: электронная торговля; момент заключения электронного договора; интернет-торговля; электронный договор.
A.A. Belskaya. SPECIFICITY OF THE LEGAL NATURE OF THE REMOTE WAY OF PURCHASE SALE
Article is devoted to consideration of the problems connected with emergence and implementation of the contractual relations caused by a peculiar legal nature of remote retail trade which has appeared in the market, including Russian, with development of means of communication. The author has analysed approaches by the time of the conclusion of the electronic contract of retail purchase and sale; the concept of the conclusion of the electronic contract corresponding to the international trade practice is designated; it is offered to be guided when determining the moment of the conclusion of the electronic retail contract of purchase and sale for the existing Russian legislation.
Keywords: electronic trading; moment of the conclusion of the electronic contract; Internet trade; electronic contract.
В век научно-технического прогресса, при современном ритме жизни у граждан совсем не остается времени на поход по магазинам. В связи с этим все большую популярность набирает именно дистанционный способ купли-продажи товаров. Его преимущества очевидны: экономия времени и средств. Больше не нужно тратить время на то, чтобы добраться до магазина и искать в нем необходимый товар. Это можно сделать не выходя из дома. Более того, выбранную вещь даже доставят на дом. Несомненным преимуществом является и то,
что такие магазины работают круглосуточно.
Закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю-гражданину право не только отказаться от товара в любое время до его передачи, но и в течение семи дней после передачи товара. Кроме того, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель может отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Продавец в таком случае получает возме-